27 января 2007 года Презентация к 170-летию со дня смерти А.С. ПушкинаУрок – заочная экскурсия «Пройдём по Пушкинским следам» Цель урока: обобщить изученное о Пушкине, воссоздать окружающий поэта мир и атмосферу его творчества, продолжать развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся. Оборудование: мультимедийный класс: компьютер, проектор Вступительное слово учителя начинается словами: Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен гулко и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни. Эти слова принадлежат Анне Андреевне Ахматовой. Они возникли у неё в 1911 году в Царском Селе, где за сто лет до этого подросток Пушкин учился в Лицее. Здесь всё дышало и дышит Пушкиным, хранит шелест его шагов. Пусть же этот священный шелест Пушкинских шагов поведёт и нас в светлый мир великого поэта, поможет вновь почувствовать силу его поэтического слова, осознать величие его заслуг перед российской словесностью и нашим народом, перед мировой литературой и культурой. Позвольте представить вам наших экскурсоводов Машу Гагуеву и Машу Пугачёву. М.П. О влиянии творчества А. С. Пушкина на читателя замечательно сказал аварский поэт Гамзат Цадаса: О, Пушкин! Над его строкою Задумавшись в который раз, Вдруг открываешь в ней такое, Что прежде пряталось от глаз И это все - всегда со мною Везде: во сне и наяву… Открою том его творений И снова сильным быть могу.М.Г. Откуда же поэт черпал силы? … Почему так влияют его стихи на людей? В чем сила этого воздействия? Видимо, в самой личности Пушкина. Наверное в тех глубинных душевных качествах, которые позволили ему еще в ранние лицейские годы проникнуться беззаветным чувством дружбы, дружбы до конца жизни. В изгнанье скучном, каждый час Я к вам лечу воспоминаньем, Горя завистливым желаньем, Воображаю, вижу вас…М.П. Именно с Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом, Горчаковым, Тургеневым Пушкин дружил в Лицее. Им он адресовал свои стихи. Вот его послание Дельвигу: Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен, Но признаюсь, барон, я грешен: Стихам я больше был бы рад... А вот слова, адресованные Горчакову: Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе – фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Всё тот же ты для чести и друзей. Пушкин был всегда кристально честен, верен и искренен. Друзья отвечали ему тем же. Вспомним хотя бы тот факт, что именно Пущин примчался к Пушкину в Михайловскую ссылку, когда поэту было одиноко и тоскливо, когда зима выстудила даже его душу. А через три года Пушкин отправит другу детства слова, исполненные веры и любви:^ Наизусть читает А. КалоевМой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!М.Г. После восстания декабристов Пушкин осмелился просить царя о смягчении участи лицейских друзей, а позже обратиться к ним со словами: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут - и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Пушкин надеялся, что царь проявит милость, но амнистия декабристам была дарована только в 1855 году.М.П. На пушкинское послание напишет ответ ссыльный поэт Александр Иванович Одоевский:Струн вещих племенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард!- цепями, Своей судьбой гордимся мы, И за затворами тюрьмы В душе смеёмся над царями. Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы. Она нагрянет на царей – И радостно вздохнут народы!М.Г. В стихах Пушкина мы не встречаем сведений или упоминаний о его детстве или родительском доме в Москве, о самих родителях. Все впечатления семейного плана связаны только с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, а ведь у его семьи – знатная родословная. А это – его дедушка – арап Петра Великого. Вот герб рода Пушкиных: щит, разделённый горизонтально на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на пурпурной подушке с золочёными кистями положена княжеская шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая рука с мечом, вверх поднятым; в левом голубом поле орёл с распростёртыми крыльями, держащий в когтях меч и державу голубого цвета. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной и тремя страусовыми перьями.^ М.П. А это мать поэта – Надежда Осиповна Пушкина, урождённая Ганнибал. В 1796 году она вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина.М.Г. Отец – Сергей Львович – капитан-поручик лейб-гвардейского Егерского полка, начальник Комиссариатской комиссии. Он был тесно связан с литературными кругами, многими литераторами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы.М.П. Но в детстве ближе всех была няня – Арина Родионовна Яковлева, неграмотная крестьянка, но незабвенная подружка бедной юности поэта. Порой создается впечатление, что у мальчика не было детства. Чувство бессемейственности и недолюбленности, внутреннее одиночество наложили сильный отпечаток на пушкинское творчество, в котором одно из важнейших мест занимает мечта о доме, тепле домашнего очага как жизненной опоре и безусловной святыни. Это и претворило Лицей в подобие дома, прошедшего главной темой через всю его жизнь и творчество - темой святыни - дружбы. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен, Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз Куда бы нас не бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир – чужбина, Отечество нам – Царское село^ М.Г. Эта тема прошла через всю жизнь и творчество Пушкина.М.П. Перед нами комната №14. Это обитель – келья Пушкина. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны. Вот он идет сюда, с «растерзанным сердцем, с оскорбленным самолюбием, перебирает все жгучие впечатления дня, выстрадавши вторично все страдания до капли…» Сюда он шел и в радости, и в горе. Здесь, переговариваясь через тонкую перегородку с Пущиным, принимал многие полезные решения. Об этом периоде он напишет позже: Поэзия, как ангел утешитель, Спасла меня, и я воскрес душойМ.Г. Вы слышите торопливые мягкие шаги взволнованного юнца, которого хотели вернуть к Державину после чтения на выпускном экзамене в 1815 г. «Воспоминания в Царском Селе». Позднее Пушкин вспоминал: ^ Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду... Державин был очень стар... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь... ^ Наконец вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... ^ Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли. А он в кустах аллеи плакал о волнения и счастья. Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Было ему в ту пору пятнадцать лет. М.П. Мир Пушкина наполнен музыкой и звуками, и этими звуками он начинает играть, как ребенок играет машинкой или собачкой, кошкой или лошадкой. Но у Пушкина это размеры и звуки, слова, слова и слова. Они сливаются в картины, видения, сказки. Они наполняют автора восторгом жизни, радостью бытия, яркостью чувств, возвышенностью образов. Юный Пушкин – поэт, это младенец, который встал и сразу пошел. Именно так становится на крыло сильный птенец, выпорхнув из гнезда.М.Г. Пушкин выигрывает спор с Жуковским, и тот дарит молодому поэту портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя», а сам отмечает: - Он мучит меня своим даром, как приведение! И побежденный учитель останется навсегда другом Пушкина, будет с ним до последних минут жизни. Да, именно особый дар Пушкина ощупью, во многом быстротечно, интуитивно примеряет на себя яркие авторитетные поэтические манеры и опыты, вырабатывая собственный стиль. И вот перед нами знакомые с детства картины, рассмотренные с нового угла зрения:^ Приветствую тебя, пустынный уголок,Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (читает Д. Беликов)М.П. В Михайловском и живется, и пишется легко. В Михайловском необыкновенно поэтично шумят деревья. Именно здесь Пушкин оживает душой, и руки тянутся к перу, перо к бумаге, минута - и стихи свободно потекут. Здесь все дышит поэзией. Здесь есть любимые аллеи, здесь есть любимые места. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина. Куда бы судьба не заносила поэта, он всегда хотел вернуться сюда, где шумят Михайловские рощи. Будут и Крым, и Кавказ, и Молдавия, будет Болдино и Петербург…М.Г. Трудно вспоминать о холодном граните города, где прошли последние нелегкие годы жизни поэта. Семья, любимая жена и дети, упорный труд, гонение за свободолюбие, за непримиримость с окружающим привели к трагедии на Черной речке. 27 января 1837 года Пушкин смертельно ранен Дантесом на дуэли. В дом на Набережной Мойке Пушкина внес на руках его верный крепостной Никита Козлов. Съезжаются друзья. Неотлучно присутствуют Владимир Иванович Даль и Василий Андреевич Жуковский. 29 января в 2 часа 45 минут Пушкина не стало.М.Г. Это была смерть ЧЕЛОВЕКА, но не смерть ПОЭТА: с того печального мгновения началось его бессмертие, сбылись его слова: (читает К. Вехов) Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лиреМой прах переживет и тленья убежит —И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,И назовет меня всяк сущий в ней язык,И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.М.Г. Вот это святое для каждого патриота место, здесь похоронен Пушкин. Он сам еще задолго до гибели определил место своего погребения – на родовом кладбище Пушкиных – Ганибалов в Святогорском монастыре. Поэт сам подчеркивает красоту этих мест, где удивителен русский пейзаж, в который нужно всматриваться и вслушиваться. М.П. Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение со Святогорским монастырём как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырём и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развёртывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и устроительницей.М.Г. Сейчас мы с вами мысленно идем вместе с экскурсией по лестнице, подходим к могиле поэта. В шагах идущих слышим шаги самого Александра Сергеевича, ощущаем его присутствие. Видим, что народная тропа не зарастает. Каждый из нас мысленно перебирает стихи великого поэта и ощущает, что сколько бы ни читал их, в них всегда открываешь что-то новое, неповторимое, неожиданное. И оно волнует тебя, живёт с тобой.Учитель: Спасибо вам, экскурсоводы. Вот и заканчивается наша экскурсия по Пушкинским следам, но жизнь Пушкина продолжается. Мы снова ощутили своё единство с ним, почувствовали, насколько права народная мудрость о том, что человек живёт до тех пор, пока о нём помнят. Пушкин жив. Он с нами – в памяти народной, в названии улиц, городов, посёлков, скверов и парков, библиотек и учреждений. Всё это – свидетельство бессмертия великого поэта. Пушкину ставят памятники и обелиски. В нашем городе имя Пушкина носят городская библиотека, улица имени Пушкина, городской сквер с памятником Пушкину, установленным в нём в 1937 году и наша вторая школа. Человек начинается с детства. И именно с самого раннего детства с нами герои пушкинских сказок. Затем приходят стихи, поэмы, романы, исторические хроники – всё богатство творчества Пушкина. Войдём в школьный двор. Перед нами памятник великому поэту. Он каждое утро приветливо встречает учителей и учащихся, а днём одобрительно смотрит вслед. С детства, со школы начинается человек. В большую жизнь ежегодно уходят сегодняшние ученики, и вместе с ними по жизни шагает А.С. Пушкин, его мысли и чувства. Он близок и далёк, как горизонт, к которому тянешься-тянешься, но всё не можешь дотянуться. Спасибо всем, кто свято бережёт в себе наследие великого поэта и щедро делится им с окружающими. Пусть наш школьный гимн сопровождает Вас всю дальнейшую жизнь!^ Школа роднаяСлова Г.П. Костюкевич музыка Т.А. Бондаревой, И.Э. ИсаковойДень завершился, растаяли звуки…Пары давно разошлись.Но расставаться не хочется вовсе, -В этом все дружно сошлись.Пусть пролетают и дни, и недели,Пусть пролетают года.В сердце останется дружба и верность,Чувство любви навсегда.Припев:Школа родная, школа родная, -Детства святой уголок.Школа вторая, школа вторая,Мы собрались на часок.Школа родная, школа втораяГордое имя несёт, -Пушкина помнит, Пушкина знает,Знает его весь народ.Любим тебя мы за ясность и смелость,Юности дерзкий полёт,Молодость врётся из Пушкинской школы,Словно орлята в полёт.Если услышим, что видный учёный –Наш выпускник, из второй, -Значит, он выполнил школы заветы,Значит, в нём дух наш, живой.Припев:Школа родная, школа родная, -Детства святой уголок.Школа вторая, школа вторая,Никто забыть детства не смог.Школа родная, школа втораяМы тебя помним, любя.Школа вторая, школа вторая,Мы не забудем тебя.Учителя русского языка и литературы Костюкевич Галина Петровна информатики Пугачёва Анна Петровна