Реферат по предмету "Разное"


А. М. Гарейшина Управление государственной службы занятости населения по Республике Башкортостан, г. Уфа

Организация профессионального обучения безработных граждан(на примере Республики Башкортостан) А. М. Гарейшина Управление государственной службы занятости населения по Республике Башкортостан, г. Уфа a.gareishina@bashzan.ru Развитие современного рынка труда и управления сферой занятости населения в России и ее регионах характеризует ряд противоречивых тенденций, среди которых можно выделить: во-первых, снижение численности занятых в экономике и рост теневой и вторичной занятости; во-вторых, снижение показателя массовой безработицы и высокие показатели скрытой и частичной безработицы; в-третьих, структурное несоответствие имеющегося профессионального образования безработных и профессий, востребованных на современном рынке труда. Ситуация на рынке труда обуславливает постановку вопроса о повышении качества трудовых ресурсов. Работодателей на современном этапе развития страны интересует не просто работник, ему нужен хорошо подготовленный, высококвалифицированный специалист. Сегодня все чаще можно констатировать несоответствие между потребностями населения в трудоустройстве и предложением рабочих мест со стороны работодателей, реализуемых Государственной службой занятости населения. Зафиксированное противоречие касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Несмотря на то что часть населения оказывается способной в силу собственных ресурсов и активности адаптироваться к изменившейся ситуации, однако немало и таких, кто не может обойтись без посторонней помощи, защиты и поддержки государства. Эту функцию поддержки и помощи в трудоустройстве выполняет государственная служба занятости населения, которая в этом случае способна реально помочь безработным приобрести профессии и навыки, востребованные современным обществом и уровнем развития производства. В данном случае имеется в виду то, что в системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает установленное государством право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан по направлению органов занятости населения. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения являются важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлены на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда. Это обеспечивается действующей и постоянно развивающейся системой профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан и незанятого населения в поиске оплачиваемой работы. Профессиональное обучение проводится также по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с заключаемыми с ними территориальными органами службы занятости договорами.Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает следующие виды обучения: профессиональную подготовку с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; переподготовку рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям; обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям; повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности; профессиональную переподготовку специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности); повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач; стажировку (производственную практику) специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.В Республике Башкортостан организация профессионального обучения безработных граждан осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Башкортостан» на 2010–2012 гг. с учетом мероприятий федеральных, республиканских программ и концепций, направленных на решение приоритетных задач социально-экономического развития республики, а также национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование».В текущем году более 190 образовательных учреждений республики независимо от организационно-правовой формы, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности, осуществляют обучение безработных граждан по дневной, сменной форме обучения индивидуально или группами. Центрами занятости населения районов и городов Республики Башкортостан осуществляется отбор образовательных учреждений, организаций для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».При выборе образовательных учреждений наряду со стоимостью и сроками обучения дополнительными критериями отбора являются: наличие современной информационно-образовательной среды (образовательные видеокоммуникации, образовательные порталы), соответствие программ требованиям рынка труда, работодателей, востребованным профилям подготовки кадров для инвестиционной экономики, а также применение эффективных технологий, основанных на модульно-компетентностном подходе, наличие бизнес-инкубаторов, технопарков.Для решения конкретных задач по развитию экономической и социальной инфраструктуры районов и городов республики практикуется подготовка кадров как под гарантированное трудоустройство по заявкам 370 работодателей, так и по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда республики. Специалисты центров занятости населения постоянно осуществляют контроль за качеством и эффективностью профессионального обучения безработных граждан в образовательных учреждениях: принимают участие в работе квалификационных комиссий; проводят выборочное анкетирование с целью совершенствования организации учебного процесса. Только за первое полугодие 2010 г. органами службы занятости населения осуществлено 330 проверок в образовательных учреждениях, оказывающих услуги по профессиональному обучению безработных граждан. По результатам I полугодия 2010 г. количество безработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, составило в целом по республике 9174 человека (10,6 % от общей численности безработных граждан), что значительно выше аналогичных периодов прошлых лет: 2009 г. – 6486 человек (7,4 %), 2008 г. – 3515 человек (6,5 %).В рамках реализации национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование» направлено на обучение рабочим профессиям и специальностям 2579 безработных граждан, или 28 % от общей численности безработных граждан, направленных на обучение.В целях занятия индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельностью в I полугодии текущего года направлено на обучение 588 безработных граждан по таким профессиям и видам деятельности, как менеджер, менеджер малого бизнеса, предприниматель. В 2009 г. было направлено 402 человека, а в 2008 г. – 197 человек. Если рассмотреть структуру направленных на профессиональное обучение, то получается, что 21 % составили граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), более 44 % – женщины; 62,8 % – молодежь в возрасте 16–29 лет; 1,4 % – инвалиды; 3,1 % – граждане, уволенные с военной службы; 39 % – жители, проживающие в сельской местности.Из безработных граждан, направленных в текущем году на профессиональное обучение (9174 человека), завершили – 8370 человек, из них 4125 человек трудоустроились. Среди тех, кто завершил профессиональное обучение, получили профессиональную подготовку 21,0 %, переподготовку – 65,2 %, повысили квалификацию – 13,8 %. Численность граждан, закончивших обучение и признанных безработными повторно, составила 34 человека, или 0,4 % от общего количества граждан, закончивших профессиональное обучение.Подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан в I полугодии 2010 г. проводились более чем по 250 профессиям и специальностям (видам деятельности). Наибольшее количество безработных граждан было подготовлено по следующим профессиям (специальностям): водитель автомобиля – 17,8 % от числа обученных граждан, электрогазосварщик – 7,1 %, парикмахер – 6,4 %, повар – 5,4 %, электромонтер – 4,3 %, бухгалтер – 3,9 %, оператор электронно-вычислительных машин – 3,8 %, продавец – 3,3 %, оператор котельной – 2,7 %.Наибольшее число вакантных рабочих мест приходится на следующие профессии: продавец, водитель автомобиля, каменщик, повар, охранник, плотник, электрогазосварщик, бетонщик, штукатур, маляр, официант. Среди специалистов повышенным спросом пользуются профессии: менеджер, агент страховой, промоутер, представитель торговый.Среди прошедших обучение безработных граждан основную долю составили профессии транспортной сферы – 18,8 % (машинист бульдозера, машинист экскаватора, водитель автомобиля, водитель погрузчика, специалист по диагностике и ремонту электронных систем впрыска ДВС); профессии общественного питания и торговли – 9,2 %; профессии бытового обслуживания населения – 9,1 % (парикмахер, маникюрша, мастер по обслуживанию и ремонту ПЭВМ и др.). Обучение по профессиям строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ составили 8,2 % (каменщик, маляр-штукатур, мастер отделочных работ, стропальщик, облицовщик-плиточник и др.); профессии финансовой сферы – 7,0 %; профессии рабочих для всех отраслей народного хозяйства – 28,7 %.Анализ количества заявленных вакансий в разрезе наиболее востребованных профессий (специальностей), требующих профессиональной подготовки, и количества обученных по этим специальностям безработных граждан показывает, что, направление безработных граждан на профессиональное обучение осуществляется с учетом потребности рынка, но дисбаланс между спросом и предложением все еще продолжает существовать.Средний период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан на протяжении трех последних лет составляет 2,5 месяца. В среднем затраты на профессиональное обучение одного безработного составляют в текущем году 8,2 тыс. руб. (за соответствующий период 2009 г. – 6,8 тыс. руб., 2008 г. – 5,1 тыс. руб.).Основным критерием оценки эффективности профессионального обучения безработных граждан является показатель трудоустройства по завершении обучения и их закрепляемости на рабочих местах, который составил по республике за I полугодие 2010 г. около 50 %.На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в 2010 г. направлена 4041 безработная женщина, в том числе 1223 безработных женщин, которые имеют малолетних детей, из них 340 человек – женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет. Обучение женщин осуществлялось по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда: продавец, повар-кондитер, штукатур-маляр, парикмахер, инспектор по кадрам, секретарь-референт, менеджер, пользователь ПЭВМ и другие. От общей численности направленных на профессиональное обучение безработных женщин около 10 % направлены на обучение для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности.Положительный опыт по организации профессионального обучения женщин, имеющих малолетних детей, накоплен Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Учебный центр Государственной службы занятости населения». Для данной категории граждан предлагается приемлемый режим обучения, проводятся индивидуальные занятия, разработан гибкий график посещения занятий. В 2010 г. на базе данного центра прошли обучение 118 безработных женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда: продавец, портной, парикмахер, маникюрша, повар-кондитер, педикюрша и другим. Организовано выездное профессиональное обучение в 19 районах и городах республики с целью обучения более 700 безработных граждан по профессиям (специальностям): мастер отделочных работ, маляр-штукатур, каменщик, электрогазосварщик, пчеловод, продавец, повар-пекарь-кондитер, менеджер малого бизнеса и другим.В рамках республиканской программы «Социальная поддержка инвалидов Республики Башкортостан на 2007–2010 гг.» на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации было направлено 128 инвалидов (в I полугодии 2009 г. – 89 человек, 2008 г. – 98 человек), в том числе 10 инвалидов – участников боевых действий, получивших военные травмы. Более 68 % инвалидов, завершивших профессиональное обучение, осваивали рабочие профессии. Центрами занятости населения осуществляются меры по вовлечению инвалидов в сферу предпринимательства. В перечень профессий под самозанятость включены: мастер по ремонту и обслуживанию ПЭВМ, менеджер малого бизнеса, закройщица, маникюрша, парикмахер, портной и другие. Для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности прошли обучение 9 инвалидов, а для занятия народными промыслами и ремеслами – 1 безработный инвалид. Из безработных инвалидов, завершивших профессиональное обучение, более 40 % трудоустроились, нашли доходное занятие. Из числа безработной молодежи в возрасте 16–29 лет на профессиональное обучение было направлено 5760 безработных граждан. В числе направленных на обучение 465 выпускников учреждений профессионального образования, в том числе 153 человека – начального, 203 человека – среднего и 109 человек – высшего профессионального образования. Обучение осуществлялось по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда (водитель автомобиля, электрогазосварщик, парикмахер, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, оператор ЭВМ, бухгалтер, пользователь ПЭВМ и другие).Работа органов службы занятости по профессиональному обучению безработных граждан направлена на урегулирование имеющегося дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, на повышение трудовой мобильности граждан. Для достижения сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда совместно с Министерством образования Республики Башкортостан определяются объемы и профили подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда и прогнозами структурных изменений в отраслях экономики республики.В Республике Башкортостан для повышения эффективности профессионального обучения безработных граждан активно внедряются современные программы, методики, средства и технологии. Широко применяются блочно-модульные формы обучения. Образовательные учреждения, осуществляющие переподготовку безработных граждан, уделяют особое внимание мотивационной стороне учебного процесса, правильной организации педагогического взаимодействия между преподавателями и обучающимися. Традиционные методы сочетаются с активными формами обучения (семинары, деловые и ролевые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций). В учебном процессе используются современные инновационные технологии: аудио- и видеосопровождение учебного процесса; наглядность – с использованием эпископов, мультимедиапроекторов; применение авторизированных обучающих систем. В процессе обучения используются эффективные формы работы, формирующие новые компетенции, необходимые для существенного повышения производительности труда работника.Необходимое условие успешного обучения безработных граждан – внедрение образовательными учреждениями компьютерной техники, коммуникаций. Использование локальных и глобальных компьютерных сетей, применение учебных материалов на электронных носителях позволяют получить знания в более короткие сроки, осуществлять контроль за работой обучающихся и определять качество знаний и навыков. Все более активно внедряется рейтинговая система контроля успеваемости.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.