Модуль 4А.А. Ахматова (1889-1966)ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ЛИРИКА Работа с текстами Расположите все программные стихотворения Ахматовой в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены. -------------------«Смуглый отрок бродил по аллеям…»«Сжала руки под темной вуалью…»; 1911 год; «Вечер.Вечером; 1914 год; «Четки».«Мне голос был. Он звал утешно…»«Не с теми я, кто бросил землю…»«Небывалая осень построила купол высокий…»; 1922 год; «Anno Domini».ТворчествоМужествоПриморский сонетРодная земля=========== Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие следующие особенности поэтического языка Ахматовой лексические синтаксические фонетические. -------------------=========== Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие эволюцию любовной лирики; трактовку темы поэта и поэзии; образ России. (указывайте цитируемое стихотворение) -------------------=========== Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение). -------------------------------------- Развитие навыков литературоведческого анализа Уточните свои представления об акмеизме как литературном направлении. Каким образом акмеистическое мировосприятие Ахматовой преломляется в её лирике? -------------------Анна Ахматова вступила в поэзию как представительница направления акмеизма, основанного ее мужем, Н. С. Гумилевым. Акмеизм – литературное направление, противопоставившее себя символизму, с его расплывчатостью образов, музыкальностью стиха, мистикой, попытками интуитивно постичь непознаваемое. Акмеизм делает попытку приблизить музыку к живописи, скульптуре, основным инструментом поэзии сделать точность, емкость деталей, реалистичность. Это направление было весьма неоднородно и просуществовало как таковое недолго, но Анна Ахматова никогда от него не отрекалась. Ее поэзия всегда сочетала в себе недосказанность, не имеющую ничего общего с символической туманностью и расплывчатостью, и четкой представимостью, реалистичностью рисуемых картин, характерной именно для акмеизма. Например: «Так беспомощно грудь холодела, но шаги мои были легки. Я на правую руку надела перчатку с левой руки». Здесь внутренний мир выражается через внешний. Именно в подобных приемах акмеистическое мировосприятие преломляется в ее творчестве. =========== Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе ‹‹Принципы анализа литературных произведений››. -------------------=========== Определите жанровое своеобразие лирики Ахматовой (используйте понятия: «послание», «элегия», «сонет»). -------------------=========== Анализ проблематики Проанализируйте пушкинские и лермонтовские мотивы в лирике Ахматовой. -------------------=========== Рассмотрите своеобразие трактовки темы поэтического творчества у Ахматовой. -------------------Основная особенность ахматовской трактовки темы поэтического творчества – это отказ от поэтизации этой темы и восприятие этого процесса как тяжкого труда, иногда даже обузы. Отправной точкой в размышлениях Ахматовой о месте поэта и поэзии в мироздании является обращение к образу Пушкина в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…». Здесь Пушкин представлен юношей в парке в Царском селе. Множество выразительных реалистичных деталей делают этот образ более современным, понятным, как будто он существует там и по сей день. Тем самым создается некое единство временных пластов и подчеркивается непреходящая ценность Пушкина и его поэзии, его общечеловеческая значимость. Впоследствии Ахматова не раз будет обращаться к творчеству Пушкина в собственной поэзии, его воздействие на ее стихи всегда было очень велико. Возможно, это можно объяснить тем, что Анна Ахматова выросла в Царском селе, и образ Пушкина для нее был неотделим от образа ее малой родины и от образа Родины вообще. Стихотворение «Творчество» из цикла «Тайны ремесла» имеет уже непосредственное отношение к ахматовской трактовке темы поэтического творчества, так как описывает сам процесс этого творчества. Этот процесс в стихотворении предваряет мотив чьего-то голоса, некой высшей силы, которая говорит устами поэта. Все земные звуки при этом теряют свое значение. Ощущение поэта при этом характеризуется как «истома», и мы уже видим, что в нем мало приятного, романтического, что быть поэтом – трудно. Но этот труд не напрасный, его результат – выявление из ненужной массы звуков одного, нужного, главного. Здесь же мы видим мотив круга, который нужно разомкнуть, как бы освободив из плена этот звук. Дальше, когда основная и самая тяжелая работа сделана – творчество становится легким и естественным, как будто кто-то диктует слова поэту. Слово «белоснежный», употребительно к тетради – символ чистоты, достоинства и даже святости творчества. =========== Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Ахматовой. -------------------=========== В чем, на Ваш взгляд, выражаются особенности гражданской и патриотической лирики Ахматовой. -------------------Жизнь Анны Ахматовой пришлась на трудный для России период: Первая мировая война, революция, Гражданская война, тоталитаризм, Великая отечественная война. Поэтому гражданская и патриотическая лирика Анны Ахматовой – это всегда живой отклик на страдания Родины и народа. Уникальность ее обусловлена в том числе и тем, что впервые в русской литературе гражданская лирика звучит не от лица лирического героя, а от лица лирической героини, тем более, что речь идет о таком тяжелом времени. Сам факт, что таким мужеством могла обладать женщина - уже поражает воображение. Одно из ранних гражданских стихотворений Ахматовой – «Мне голос был, он звал утешно…» - уже раскрывает перед нами основные идеи гражданской лирики Ахматовой, хотя пока и не достаточно обобщенно. Лирическая героиня отказывается от утешения, благополучия, покоя ради того, чтобы до конца оставаться вместе со своей Родиной, терпеть с ней стыд, горечь обид, поражения и крови. Она не идеализирует Родину, но готова принять ее такой, какая она есть. Более того, она не мыслит себя без нее, все ее «чувства» становятся чувствами лирической героини. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» посвящено той же теме. Но здесь вина тех, кто все же поддался искушению усиливается, конкретизируется и становится основным объектом описания. Чувства, которые испытывает к ним лирическая героиня – не гнев, а скорее жалость. Она смотрит на них как на духовно, больных, обреченных. В стихотворении «Мужество» тема патриотизма реализуется уже уверенностью в спасении родины, хотя написано оно в 1942 году, когда спасение было еще далеко. Образ родины реализуется в вечных, непреходящих ценностях, таких, как русский язык. Наверное, эта уверенность обусловлена тем, что при всех трудностях не нарушено единство русского народа, страны, от имени которой и говорит автор (употребляя везде местоимение «мы»). Итогом гражданской лирики Ахматовой стало стихотворение «Родная земля». Здесь все идеи более ранних стихов нашли свое отражение и усилились. Образ родины здесь конкретизируется до «земли» как материального вещества. Однако, это вещество, в свою очередь, становится символом Родины в широком смысле этого слова. =========== ‹‹Реквием›› Работа с текстами Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы. -------------------=========== Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы метафора эпитет гипербола гротеск сравнение антитеза аллегория. -------------------=========== Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие: ритмическое своеобразие поэмы; своеобразие рифм. -------------------=========== Приведите цитаты, иллюстрирующие страдания народа образ лирической героини ------------------- страдания народа«Звезды смерти стояли над нами,И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь»«И я молюсь не о себе одной,А обо всех, кто там стоял со мною,И в лютый холод, и в июльский знойПод красною ослепшею стеною». образ лирической героини«Приговор... И сразу слезы хлынут,Ото всех уже отделена,Словно с болью жизнь из сердца вынут,Словно грубо навзничь опрокинут,Но идет... Шатается... Одна...»«Буду я, как стрелецкие женки,Под кремлевскими башнями выть».«И упало каменное словоНа мою еще живую грудь.Ничего, ведь я была готова,Справлюсь с этим как-нибудь».«Уже безумие крыломДуши накрыло половину».=========== Развитие навыков литературоведческого анализа Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы. -------------------Поэма состоит из десяти стихотворений главок и обрамляющих их «Вместо предисловия», «Посвящения», «Вступления» и «Эпилога». Основная часть (десять стихотворений) и ее обрамление примерно равны по объему. По содержанию «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление» и «Эпилог» также не менее важны. В них сильнее эпический элемент, больше говорится об общем, нежели о личном. Вместе с тем в десяти главках развивается лирический сюжет, растет психологическое напряжение. Название имеют только три кульминационные главки (VII, VIII, X). Эти названия очень короткие, но крайне значимые: «Приговор», «К смерти», « Распятие».=========== Проанализируйте стилистические особенности поэмы. -------------------В поэме преобладает высокий стиль. Прозаизмы, разговорные слова, так называемые «советизмы» не разрушают его. Например, образы смерти совсем не поэтичны: это и «опытный бандит с гирькой», «бледный от страха управдом», и «тифозный чад». Но общая тема такова, что ее невозможно снизить ничем. Даже употребление подобных выражений не может снизить общего настроения, то есть стиль все равно остается высоким. В «Реквиеме» Ахматова достигает порой предела своей точности и детальности. Например, говоря о том, как она стоит в очереди «трехсотая, с передачею» и «своей слезой горячею» прожигает «новогодний лед», «как локоны из пепельных и черных серебряными делаются вдруг, улыбка вянет на устах покорных и в сухоньком смешке дрожит испуг. Даже при использовании метафоры «под красною ослепшею стеной» - определение «ослепшей», то есть не имеющей окон, столь же точно, как и цвет стены – красный. =========== Проанализируйте единство трёх основных планов поэмы (реального, евангельского и обобщенно-исторического) -------------------^ Первый пласт поэмы, реальный – автобиографичен. Открывающее основную часть поэмы стихотворение «Уводили тебя на рассвете…» изображает непосредственно арест в 1935 году Н. Н. Пунина, выпущенного впоследствии именно благодаря стараниям Ахматовой. Остальные девять стихотворений связаны с арестом в 1938 сына, Л. Н. Гумилева, его предварительным заключением и вынесенным ему приговором. Второй пласт – обобщенно-содержательный, исторический, посвящен страданиям народа, таких же женщин, как лирическая героиня, но не только ее современниц, а разных людей в разные времена. В «Посвящении» цитируется пушкинское послание декабристам, а в первом стихотворении основной части присутствует колорит средневековья: дети плачут «в темной горнице», а в конце лирическая героиня сравнивает себя со «стрелецкими женками».^ Третий пласт, представленный евангельскими мотивами, главкой «Распятие – сакральный. Он проводит аналогию между судьбой лирической героини и ее сына, тем самым придавая событиям человеческой жизни вечный духовный смысл. Органическое единство этих трех пластов поэмы возникает благодаря жанровой структуре поэмы. Она настолько сложна, что, прежде чем перейти к основной части произведения, автору требуется поместить четыре предварительных отрывка, объясняющих, что поэма посвящена тем, кто «в страшные годы ежовщины» был рядом с лирической героиней «в тюремных очередях». Лирическая героиня все это прошла вместе со своим народом, а в эпилоге так же говорится, что народ говорит ее устами. Все это означает, что лирическое и эпическое в поэме слиты в неразрывное целое. =========== Проанализируйте философский смысл названия поэмы. -------------------=========== Анализ проблематики Проанализируйте проблемы добра и зла в поэме -------------------=========== Как преломились в поэме идеи лирики Ахматовой? -------------------=========== Как преломились в поэме традиции поэтов-романтиков? -------------------=========== Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Магдалины в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой? -------------------===========^ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ Основные мотивы лирики Ахматовой. Художественное воплощение образа Родины в поэзии Блока и Ахматовой. Образ эпохи в поэзии Ахматовой. -------------------Основные мотивы лирики АхматовойПланI. Вступление Темы и мотивы II. Основная часть1. Тема любви а) мотив непонимания в ранней любовной лирике б) мотив покоя и возрождения в стихотворении «Небывалая осень построила купол высокий…»2. Гражданская и патриотическая лирика3. Тема поэта и поэзииIII. ЗаключениеТемы творчества одинаковы примерно для каждого поэта: тема любви, тема природы, тема патриотизма и так далее. Однако каждая из этих тем выражена, как правило, несколькими мотивами, для каждого писателя или поэта уникальными. Ряд уникальных, только ей свойственных мотивов присутствует и в творчестве одной из величайших русских поэтесс – Анны Ахматовой. Для меня, как, наверное, и для многих девушек моего возраста, поэзия Анны Ахматовой – это прежде всего любовная лирика. Что же так подкупает в ней, делает ее такой близкой? В первую очередь, реалистичность мотивов и лирических ситуаций, а также интимность, задушевность манеры повествования. Эти черты хорошо видны в ранней любовной лирике Анны Ахматвой. Например, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» основная тема – отношения между мужчиной и женщиной – представлена мотивом непонимания и тщетных попыток найти общий язык. Женщина, охваченная раскаянием и состраданием, признает свою вину перед тем, кому причинила боль. Но ее попытки тщетны: теперь мужчина не может ее простить, хотя и продолжает любить ее. В стихотворении из следующей книги Ахматовой, «Четки», рассматривается та же тема, но она представлена уже другими мотивами. По-прежнему главными действующими лицами остаются мужчина и женщина, которые не могут понять друг друга и из-за этого не могут быть вместе. Но на этот раз все стихотворение пронизывает мотив разочарования лирической героини в любимом человеке. Лирическая ситуация разворачивается на фоне внешнего благополучия: мужчина и женщина в ресторане, на столе сервирован изысканный ужин со свежими устрицами. Но общая торжественная атмосфера не заглушает мотив тревоги, скрытого недоверия и разочарования, а лишь делает его еще более заметным. В восприятии лирической героини каждая, казалось бы, ничего не значащая мелочь говорит о нелюбви к ней некогда любимого ею человека. Музыка скрипок звенит для нее «таким невыразимым горем»; острый запах устриц слишком заметен, он неестественно задерживает на себе внимание; блеск ресниц ее спутника кажется «золотом», ценным лишь внешне, но не внутренне; даже легкое прикосновение становится неприятным и неестественным. Этот мотив реализует тему отсутствия у «любимого» настоящей любви. Совсем другими мотивами раскрывается тема любви в более позднем стихотворении «Небывалая осень построила купол высокий». Все стихотворение пронизывает мотив покоя. Покой и свет мы видим в описании пейзажа, даже несмотря на упоминание о «нестерпимых, бесовских и алых» зорях, которые всем суждено запомнить до конца своих дней. Однако, все это описание является лишь вступлением к последней, неожиданной строке: кто-то спокойный и незванный подошел к крыльцу лирической героини. «Спокойный» - эпитет, казалось бы, совсем невыразителен, но сколько в нем заложено смысла. Анне Ахматовой в это время уже тридцать три года, и, подобно 35-летнему Пушкину, она мечтает уже не о счастье, а о покое. Образ подснежника, цветка новой, возрождающейся жизни, делает мотив покоя в стихотворении еще более светлым, а осень – похожей на весну. Эти мотивы вместе с особенностями стихосложения (точные рифмы, ровный метр) создают необычайно гармоничный образ. Видимо, именно к такому, простому и ясному пониманию любви пришла Анна Ахматова, пройдя через горечь утраты и непонимания. Однако, гражданская и патриотическая лирика Анны Ахматовой никогда не была столь однозначной. Ее понимание родины и патриотизма всегда отличалось противоречивостью и напряженными духовными исканиями. Объяснить это можно в первую очередь тем, что Ахматова жила в очень трудную и неоднозначную для России эпоху, в эпоху великих потрясений. Первая мировая война, революция, гражданская война, сталинские репрессии, Великая отечественная война – все это пришлось пережить Анне Ахматовой вместе с Россией, но никогда она не помышляла малодушно о том, чтобы покинуть Родину в это непростое время. Стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…» рассказывает именно об этом. Первый вариант стихотворения написан в 1917 году, второй, окончательный, – в 1921. Оба они повествую об ужасах революции и гражданской войны. Обиды и горечь поражения родной станы для лирической героини неотделимы от собственного горя. Присутствует здесь и мотив стыда, отсылающий к пушкинской «Вольности». Причиной стыда здесь, однако, в отличие от оды Пушкина, становится не только тиран, но и его убийцы. Для лирической героини одинаково постыдно поведение и той, и другой стороны. Существование «голоса», который «звал утешно», и мотив общения с потусторонним миром также вызывают ассоциации с пушкинским «Пророком». Но, в отличие от него, голос здесь – это голос искусителя, уговаривающий героиню смыть с себя позор своей страны, бросить ее в трудную минуту, тем самым запятнав себя позором предательства. Конечно же, она мужественно отказывается. Мотивы мужества, стойкости в перенесении страданий, сохранение гордого «скорбного духа» рядом с позором и бесчинствами - все это воспевает данное стихотворение. Той же теме посвящено стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Образ родины здесь по-прежнему написан в темных, кровавых тонах, но мотив вины покинувших ее усилен и становится основным. Объектом описания становится уже не голос, призывающий к предательству, а те, кто малодушно поддались ему. Но лирическая героиня испытывает к ним не гнев, а жалость. В их описании присутствует мотив одиночества как тяжкой болезни. В противовес им, в описании оставшихся в России, наряду с мотивом уходящего времени, загубленной молодости видна и патетика героизма и мужества. Именно эти чувства воспеваются в другом стихотворении Ахматовой, написанном уже в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Слово «Мужество» вынесено в заголовок и дважды звучит в 11-строчном тексте. Но в качестве основных мотивов здесь присутствует не только мотив мужества, но и мотив уверенности в победе, обусловленный обращенностью к вечному, неистребимому для русского народа («великое русское слово»). Стихотворение «Родная земля», написанное в 1961 году, становится заключительным аккордом в теме родины у Анны Ахматовой. Тема «Родной земли» здесь конкретизируется до образа земли как материального объекта, как вещества, который в то же время становится символом Родины в широком смысле этого слова. Этот прием, а также эпиграф, взятый из собственного стихотворения Анны Ахматовой, создают мотив простого, ясного, свободного от патетики понимания Родины и патриотизма. В конце стихотворения появляется еще один мотив: мотив единства народа с родной землей, которым и обусловлено право так просто к ней относиться, так просто называть ее «своей». Это право заслуженно, выстрадано тем, что люди рождаются на этой земле, живут на ней, умирают, ложатся в нее и становятся ею. В этом их свобода, наивысшее проявление которой – слиться с родной землей, назвать ее «своей». Пожалуй, не менее сложный путь эволюции в творчестве Анны Ахматовой проходит тема поэта и поэзии. Она тем более уникальна, что речь идет не о поэте, а о поэтессе, хотя сама Анна Ахматова не признавала этого слова и всегда называла себя «поэтом». Эта тема, впрочем, как и все творчество Ахматовой, наполнена пушкинскими реминисценциями. Стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…» пронизывает мотив благоговейного отношения к Пушкину, воображаемого еще лицеистом. Себя лирическая героиня позиционирует как одну из потомков, выражая это местоимением «мы». Простые, осязаемые детали – аллеи, озеро, сосны, пни – создают мотив единства временных пластов, ощущения вечного присутствия Пушкина. Эти размышления о роли и судьбе поэта в истории стали для Ахматовой отправной точкой в трактовке темы поэзии вообще. Как бы вслед за Пушкинской «Осенью» Ахматова описывает творческий процесс поэта в стихотворении «Творчество», включенном в цикл «Тайны ремесла». Изображению непосредственно творческого процесса здесь предшествуют уже знакомые нам мотивы чьего-то голоса, звучащего свыше. К этому прибавляется мотив плена, из которого нужно вырваться, круга, который нужно разомкнуть, освободив ту силу, которая хочет говорить устами поэта. Однако Ахматова здесь отказывается от поэтизации творческого процесса. В других стихах цикла Ахматова назовет его «обузой», «работой», «лихорадкой», здесь это – какая-то истома. Мотив тяжкого поэтического труда, однако, не меняет возвышенного характера стихотворения, ведь то, что здесь происходит, все-таки очень значительно: лирическая героиня рассказывает о том, как она становится причастна к неземным тайнам, рассказывает об этом откровенно и без прикрас. Мотив голоса присутствует и в одном из позднейших стихотворений Анны Ахматовой – «Приморский сонет», ставшем как бы подведением итогов ее жизни. Мотив приятия жизни и смерти такими, какие они есть, мотив покоя, гармонии с окружающим миром перекликается с более ранним стихотворением «Осень», но звучит по-иному. И голос здесь уже не тот, что в других стихотворениях, а более значительный, судьбоносный – это голос вечности. Вечность зовет еще более властно, чем зовущий «утешно» голос, и перед ней устоять уже невозможно. Она зовет на светлую, нетрудную дорогу, в конце которой ожидает воссоединение с тем, что, казалось бы, потеряно уже навсегда: с царскосельскими пейзажами, с утраченной юностью. Это совершенно иное отношение к смерти, по сравнению с ранними стихами, где лирическая героиня ожидала смерти как избавления от страданий, а не как логического завершения жизни земной и начала жизни новой. Это новое отношение к смерти пришло к Анне Ахматовой не просто так. Оно выстрадано тяжелой, но прекрасной и достойной жизнью. ===========Б.Л. Пастернак (1890 -1960)^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ЛИРИКА Работа с текстами Расположите все программные стихотворения Пастернака в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены. -------------------=========== Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение). -------------------=========== Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие следующие особенности поэтического языка Метафора гипербола сравнение метонимия. -------------------=========== Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие автобиографичный характер лирики Пастернака трактовку темы творчества привлечение образов мировой классики. -------------------===========Развитие навыков литературоведческого анализа Уточните свои представления об символизме и футуризме как литературных течениях. Охарактеризуйте формы проявления поэтики символизма и футуризма в лирике Пастернака. -------------------=========== Проанализируйте литературно-философский контекст лирики Пастернака. -------------------=========== Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе ‹‹Принципы анализа литературных произведений››. -------------------=========== Приведите примеры использования приема метонимии и определите его художественную функцию. -------------------=========== Проанализируйте пушкинские и тютчевские традиции в поэзии Пастернака. -------------------===========Анализ проблематики Рассмотрите тему взаимоотношений человека и природы в лирике Пастернака. Сопоставьте трактовку темы Пастернака с ахматовской. -------------------=========== Исследуйте евангельские мотивы поэзии Пастернака. -------------------=========== В чем, с Вашей точки зрения, выражается идея существования двух миров в лирике Пастернака? -------------------=========== Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Пастернака. -------------------===========^ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ Человек и природа в лирике Ахматовой и Пастернака. Образ весны в лирике Пастернака. Образ мира – «собора», «тайника вселенной» в лирике Пастернака. -------------------===========Е.А. Замятин (1884 -1937)^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ «Мы» Работа с текстом Дайте по возможности лаконичное и стилистически грамотное изложение содержания романа по главам. -------------------=========== Изложите историю создания романа. -------------------=========== Охарактеризуйте систему персонажей романа. -------------------=========== Приведите цитаты, раскрывающие внутренний мир центрального героя романа. -------------------=========== Охарактеризуйте историческую эпоху, изображенную в романе и проиллюстрируйте ее цитатами из текста. -------------------=========== Рассмотрите трагическое и ироническое в романе и проиллюстрируйте цитатами из текста. -------------------===========Развитие навыков литературоведческого анализа Охарактеризуйте жанровое своеобразие произведения. -------------------=========== Проанализируйте сюжетно-композиционное своеобразие романа. -------------------=========== Проанализируйте своеобразие конфликта в романе. -------------------=========== Рассмотрите особенности образной системы произведения. -------------------=========== Охарактеризуйте своеобразие языка романа. -------------------===========Анализ проблематики Исследуйте проблему соотношения государства и личности в романе. -------------------=========== Проанализируйте тему выбора в романе. -------------------=========== В чем, на Ваш взгляд, заключается новаторство Замятина-романиста? -------------------=========== Как выражены в романе темы свободы? -------------------=========== Проанализируйте традиции Достоевского в разработке Замятиным идеи свободы. -------------------===========ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ Своеобразие языка и стиля в романе Е.Замятина «Мы».Проблема любви и долга в романе Е. Замятина "Мы Тема личности в романе Е. Замятина "Мы» -------------------===========