Реферат по предмету "Разное"


А. Л. Дворкин в своей работе, посвящённой тоталитарным сектам, приводит понятие «Тоталитарная секта» согласно информации канадской организации «Info-Cult»: «Тоталитарная секта это пользующаяся манипулятивными при

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯТоталитарные секты и их негативная роль в обществеСтепанов Александр Михайловичдоктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН (Москва)А.Л. Дворкин в своей работе, посвящённой тоталитарным сектам, приводит понятие «Тоталитарная секта» согласно информации канадской организации «Info-Cult»: «Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приёмами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена».1 Попытки правового регулирования деятельности тоталитарных сект (запрет, ограничение и др.) наталкиваются на большие трудности. Вопреки распространенным мифам, вокруг поселений сектантов вы не найдете ни колючей проволоки, ни вооруженной охраны. Во многих случаях в этих культах отсутствует харизматический лидер, чьи чары заставляли бы молодежь менять образ жизни. Более того, в ряде случаев члены секты практически лишены возможности личного контакта с лидером (например, Церковь объединения, Муна). Новообращенные члены сект внешне ничем не напоминают зомби и, в подавляющем большинстве случаев, к ним не используется массовый гипноз. В действительности методы психологического воздействия, с помощью которых происходит стремительное и долговременное обращение в новую веру — это нормальные методы психологического воздействия, позволяющие достигать высокой эффективности за счёт их комбинированного использования и применения к людям с ослабленными или не сформированными социальными связями. Негативность для личности и общества деятельности тоталитарных сект следует искать не в использовании отдельных методов, а в целом в комплексных технологиях используемыми ими. Это позволит более обоснованно представить направленность такого рода деятельности на ограничение свободы личности и формирование у неё особого рода психосоциальной зависимости от сект. Такой подход может создать предпосылки для рассмотрения психосоциальная зависимости от сект, как синдрома особого рода болезни. Аналогично тому, как предпринимаются попытки введения синдрома “киберзависимости”. В данной лекции дадим обобщённое целостное представление методов психологического воздействия используемых в тоталитарных сектах. С этой целью предлагается рассмотреть в контексте организации рефлексивного управления типовые механизмы, используемые в деятельности тоталитарных сект. Нам представляется, что такой подход позволит рассмотреть деятельность тоталитарных сект как общественного зла и обосновать создание этических и правовых норм регулирования их деятельности. В психологии выделяется два способа существования человека как субъекта жизни (жизнедеятельности). Первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек (его можно назвать “реактивный” способ существования). Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Сознание выступает как разрыв, как выход из полной поглощённости непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне её для суждения о ней (“рефлексивный” способ существования). С учётом двух способов существования человека как субъекта жизни, рассмотрим два крайних, с точки зрения блага и зла для общества, варианта организации перехода человека на новую форму жизнедеятельности. При этом будем исходить из того, что в этих процессах активно участвуют лица, содействующие (управляющие) переходом конкретного человека на новую форму жизнедеятельности.^ Вариант 1. “Схема развития”. В общих чертах включает следующие процедуры: - “Разрыв, ранее сложившейся жизнедеятельности” — формирование состояния готовности к принятию новых форм жизнедеятельности. Человек сам приходит к осознанию того, что надо что-то менять и как-то жить иначе, или ему оказывают в этом помощь. “^ Актуализация рефлексии”, как единственной возможности самому создать, осознанно выбрать новую форму жизнедеятельности, а также организовать процесс перехода к новой форме жизнедеятельности. Помощь извне в данной процедуре крайне важна, ибо совершить, как иногда говорят, “рефлексивный выход” за пределы своей жизнедеятельности, сделать её объектом исследования и соотнести с новой формой жизнедеятельности весьма сложный процесс, требующий иных, чем для осуществления жизнедеятельности, методов и средств. ^ Рефлексивная кооперация" — поддержка человека, совершившего "рефлексивный выход" за пределы сложившейся жизнедеятельности, выход в рефлексивную позицию. Такого рода помощь определяет основу современных представлений гуманистической психологии. Это находит своё отражение в психотерапии, в организационном развитии, в развитии деятельности на основе новых информационных технологий, в организации политической деятельности, в управленческом консультировании и других видах поддержки человека. В этих подходах ведущая ориентация на обеспечение свободы личности, а не на "навязывание" человеку внешних советов и рекомендаций. При использовании “схемы развития” человек является подлинным субъектом развития своей жизнедеятельности, кроме того, он и сам развивается, ибо процедура актуализации рефлексии либо провоцирует переход с реактивного способа жизнедеятельности на рефлексивный, либо закрепляет рефлексивный способ жизнедеятельности, оснащая человека новыми средствами более эффективной работы. Можно утверждать что “Схема развития” является благом для общества и максимально ориентирована на свободную развивающуюся личность.^ Вариант 2. “Схема рефлексивного программирования”“Разрыв, ранее сложившейся жизнедеятельности” (аналогично Варианту 1). “Рефлексивная блокада” — блокировка “несанкционированных” кем-то рефлексивных процессов, фактически лишение человека возможности самостоятельно осуществлять осознанное создание или выбор новой формы жизнедеятельности. “^ Социальная изоляция” — блокировка “несанкционированных” кем-то информационно-психологических воздействий социального окружения, фактически лишение возможности влияния на процессы создания или выбора новой формы жизнедеятельности ближайшего социального окружения человека (семьи, друзей, коллег и др.).^ Рефлексивное программирование” — навязывание человеку заранее предопределенных кем-то представлений, точек зрения, позиций, мнений и других психических образований с целью сформировать осознанное принятие предлагаемой нормы жизнедеятельности. Главной целью любой тоталитарной секты является навязывание её членам формы жизнедеятельности являющейся нормой для секты. Только в таком случае достижимо беспрекословное подчинение её членов и организация традиционных для тоталитарных сект форм бизнеса. Рис.1. Обобщённая схема управления формой жизнедеятельности в сектах.При использовании “Схемы рефлексивного программирования” человек превращается в объект управления. Процедуры “Рефлексивной блокады”, “Социальной изоляции” и “Рефлексивного программирования” способствуют закреплению реактивного способа жизнедеятельности и никоим образом не способствуют развитию личности. Поскольку эта процедура явно ограничивает свободу личности, можно утверждать что “Схема рефлексивного программирования” является злом для общества и максимально ориентирована на превращение человека в робота. Можно утверждать, что в тоталитарных сектах используется исключительно “Схема рефлексивного программирования” и попытаемся обосновать это утверждение через анализ используемых в сектах методов психологического воздействия, обеспечивающих все выделенные в данной схеме процедуры.^ Методические приёмы, обеспечивающие процедуру "Рефлексивная блокада": 1. Использование физиологических механизмов: сокращение белковой пищи, уменьшение числа часов сна, что делает человека более внушаемым. 2. Повторение бессмысленных словосочетаний или осмысленных молитв неограниченное количество раз понижает сопротивляемость человека к манипуляциям психикой. 3. От новичка требуется полное доверие и некритичное принятие новых идеологических или теоретических принципов секты. Постепенно требования нарастают до развития полной преданности её лидерам и идеологии группы. 4. Навязывание штампов контраргументации — лидеры сект заранее приводят своей пастве контраргументацию на возможные возражения, заготовки ответов на стандартные вопросы. Навязывание точки зрения, что, будучи членом секты, можно решить все личные проблемы, найти особый путь к успеху, организовать истинно достойную жизнь. Фактически навязывание человеку добровольного делегирования функций персональной рефлексии групповому субъекту — секте. Формируется психосоциальная зависимость от секты, что приводит в итоге к потере свободы личности. Особенно ярко это проявилось в секте “Народный храм” (основатель Джим Джонс), в которой лидеру удалось организовать “добровольный” массовый акт самоубийства 913 человек, в том числе более 200 детей. Негативная оценка членами секты (агентами влияния) любых высказываний (действий) вербуемых или членов секты, которые расходятся с канонизированными нормативными представлениями секты. 7. Подбор лиц предрасположенных к рефлексивной блокаде. Известно, что в ходе анализа феномена "бегство от свободы" Фроммом описан социально-психологический тип, для которого свобода оказывается непосильной: мир кажется слишком "опасным", происходит "бегство" в стереотипизацию.^ Методические приёмы, обеспечивающие процедуру "Социальная изоляция": 1. Монологичность — первым делом объявляются "дьявольскими" любые другие источники информации (СМИ, родители, друзья), тем самым достигается однонаправленность воздействия. 2. Подбор аудитории — как правило, это люди с разорванными социальными связями (типа горе в семье), либо с ещё не сформированными социальными связями (молодежь).Методические приёмы, обеспечивающие процедуру "Рефлексивное программирование": 1. “Эксплуатация” сложившихся рефлексивных образований. 2. Полисубъектное рефлексивное управление (организуемое групповым субъектом). 3. Деформация позиций персонажей базовых рефлексивных структур сознания. 4. Ангажирование субъектов, отражённых в базовых рефлексивных структурах сознания.В связи с пониманием важности угроз информационной (информационно-психологической) безопасности России представляемых тоталитарными сектами, считаем актуальными следующие проблемы: 1. Разработка социальных технологий и запуск механизмов пробуждения рефлексии народа в интересах формирования гражданского общества в России. Принятие обществом устойчивой осознанной нормы ориентации всех его членов на достижение гармонии этнических, конфессиональных, региональных, государственных, общественных и личных отношений. Стимулирование развития разнообразных социальных связей в обществе и особенно связей ближайшего окружения индивида. 2. Создание системы обеспечения информационно-психологической безопасности России, ориентированной на интересы личности, общества и государства и формирование гражданского общества в России (Емельянов Г.В. и др., 1999; Законопроект РФ “Об информационно-психологической безопасности” и др.). 3. Совершенствование системы образования (от ведущей ориентации на знания к ориентации на развитие рефлексивных способностей; формирование многопланового, многомерного сознания; формирование способностей самоопределяться в разнообразных жизненных ситуациях, истории и культуре; формирование этических систем, позволяющих успешно разрешать разнообразные конфликты и многое другое отсутствующее в современной системе образования). Традиционное образование (от детского сада до Вуза) недостаточно защищает граждан от психологического давления тоталитарных сект. О чем свидетельствует многочисленное попадание в тоталитарные секты весьма образованных людей. 4. Создание эффективных психосоциальных технологий для оказания помощи лицам, попавшим под влияние тоталитарных сект (выход и реабилитация). Такие технологии должны базироваться на механизмах: “разрыва” жизнедеятельности в составе секты, актуализации рефлексии, разрыва социальной изоляции, рефлексивного депрограммирования. 1 Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. –Нижний Новгород: изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. –693 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.