Парламентский центр по антиалкогольной политике РФКазанская государственная медицинская академияРеспубликанская клиническая психиатрическая больница МЗ РТРеспубликанский наркологический диспансер РТА.М. КарповГ.З. ШакирзяновСАМОЗАЩИТА ОТ АЛКОГОЛИЗАЦИИМосква 2004Печатается по решению Ученого Совета Казанской государственной медицинской академии Рецензенты:В.В. Корченов - руководитель парламентского центра по антиалкогольной политике, вице-президент Международной Лиги трезвости и здоровья, доктор социологических наук, профессор, член Союза писателей^ Т.Н. Дудко - заместитель директора Реабилитационного центра НИЦ наркологии МЗ РФ, доктор медицинских наукA.M. Валеева - доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук^ Е.А. Яскевич - директор медицинских программ и проектов, главный врач Российской нарколинии Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, кандидат медицинских наук^ Карпов A.M., Шакирзянов Г.З. Самозащита от алкоголизации. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимости от алкоголя. — Москва: Издательство «Олита», 2004. — 52 с. В издании кратко и систематизировано изложены современные представления о разных аспектах использования алкоголя людьми - с медицинскими, социальными, политическими, религиозными и другими целями. Все фармакологические эффекты алкоголя соотнесены с потребностями человека. Дано структурированное описание состояния алкогольного опьянения с выделением фармакогенных, психологических, социальных и культуральных составляющих. Авторы подводят читателей к самостоятельному умозаключению о том, что алкоголизация противоречит их личным интересам, и к принятию идеи добровольного отказа от алкоголизации на основе разумного эгоизма. Предназначено для медиков, педагогов и широкого круга читателей.ПРЕДИСЛОВИЕ Глубокоуважаемые читатели, в ваших руках очень интересная и полезная книга «Самозащита от алкоголизации». Ее содержание и значение для людей намного шире проблемы профилактики алкоголизма. Авторы повышают статус читателя до высокого уровня развитой и самодостаточной личности. Нам, россиянам, надо научиться осознавать себя Людьми и жить, руководствуясь своим умом, распознавать и отвергать все формы обмана и эксплуатации каждого из нас и всей нации. Алкоголизация народа нашей страны является угрозой потери национальной безопасности и вырождения. Это сложнейший узел всех проблем современности - демографических, оборонных, политических, идеологических, социальных, экономических, культурных, медицинских, педагогических, правовых и др. Развязать этот узел сложно. Народ России уже шагнул в алкогольную пропасть. В данный момент нашей истории необходимо срочно развернуть около ста миллионов человек, ориентированных рекламой пива и пропагандой нетрезвого стиля жизни, на алкоголизацию, - в противоположном направлении - на трезвость. Эту архисложную, задачу можно решить! В этом уверены авторы книги и предлагают очень смелый, умный и нравственный способ - самозащиту от алкоголизации. Убежденность авторов в наличии у соотечественников достаточных интеллектуальных, волевых и нравственных ресурсов для самоспасения на основе добровольного отказа от алкоголизации передается читателю, побуждает присоединиться к чувствам и мыслям авторов. Первый заместитель министра здравоохранения РФ, Главный государственный санитарный врач страны, член-корреспондент РАМН - Г.Г. Онищенко поддержал идею и признал ее российской моделью профилактики. Она имеет шансы для успешного использования во всех пьющих странах, для объединения людей в процессе решения общих проблем. Председатель Всероссийского общества трезвости и здоровья, Почетный гражданин Московской области и г. Электросталь, Дважды Герой Социалистического Труда^ В.М. ЯрыгинПРЕДИСЛОВИЕ Одной из самых острых и сложных для решения проблем современного общества является рост потребления алкогольной продукции. Людей, заинтересованных в росте производства и реализации алкогольных изделий, много. Они очень активны и предприимчивы и достигли больших успехов в организации производства, рекламы и сбыта пива и крепких напитков. Эти предприниматели создают рабочие места, платят налоги и вносят большой вклад в доходную часть бюджета. Свою деятельность они считают полезной для общества. Их поддерживают миллионы людей, покупающих и употребляющих алкогольную продукцию. Но не меньшее число людей, высказывают протесты против рекламы пива и распространения его потребления школьниками, студентами, особенно девушками. Врачи озабочены ростом числа больных алкоголизмом, учителя - снижением дисциплины и успеваемости, милиционеры - ростом правонарушений, совершаемых нетрезвыми людьми. Негативные последствия алкоголизации очень велики. Это неоспоримый факт. Люди, призывающие к ограничению рекламы и продажи алкогольных изделий, правы и тоже выражают мнение миллионов людей. На фоне спора сторонников и противников алкоголизации трудно сделать свой личный выбор. Его можно облегчить, если «спорную территорию» четко ограничить самыми значимыми для человека личными потребностями - быть живым, здоровым, работоспособным, счастливым, успешным в удовлетворении материальных, социальных и нравственных запросов. Человек имеет право любить себя. Предложение углубить и расширить любовь к самому себе ни у кого не вызывает возражений. С этим согласны все, но реализовать любовь к себе можно только, проявляя разум и волю. Побуждение людей к использованию в жизни имеющихся знаний и мыслительных способностей, опора на надежный фундамент разумного эгоизма, стали новой стратегией профилактики саморазрушительного стиля жизни. Это новая, предложенная профессором A.M. Карповым, наукоемкая технология образования, воспитания и психотерапии. Она включает точно рассчитанный и сбалансированный комплекс информирования, разъяснения, убеждения, внушения, мотивирования, приемов активации воображения, мышления, памяти, интеллекта, воли, побуждающая людей к добровольному соблюдению гигиенических, социальных и нравственных норм. В книге «Самозащита от алкоголизации» даны систематизированные представления об алкоголе и его влиянии на человека, о сути опьянения и алкогольных традиций. Понятно, доступно, демократично, авторы обеспечивают право читателя выбирать свое личное, осознанное отношение к алкоголю. Сочетание демократического права выбора с информированностью, образованностью и культурой, с материальными, социальными и нравственными потребностями людей отвечает запросам наших современников. Проблемы, связанные с нелегальным или немедицинским употреблением наркотиков, будут более успешно решаться, если граждане станут дорожить своим здоровьем, если прекратиться повальное увлечение курением. Необходимо устранить циничное, практически не ограниченное в финансовых возможностях манипулирование общественным сознанием, а также условия для обретения огромных капиталов на производстве и продаже алкогольных напитков. На этих направлениях нужно работать всем гражданам и ведомствам, защищающим их интересы. Книгу написали известные в нашей республике специалисты - заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии, главный внештатный психотерапевт МЗ РТ, главный внештатный психиатр МЗ РФ в Приволжском федеральном округе, вице-президент Международной академии трезвости - профессор A.M. Карпов и заслуженный врач РТ, руководитель Республиканского центра по лечению табачной зависимости, вице-президент Всероссийского общества трезвости и здоровья - Г.З. Шакирзянов. Эта книга является продолжением цикла книг для населения «Самозащита от наркомании», «Самозащита от курения», «Самозащита от стресса», которые за последние 2 года издавались в нашей республике по 3-5 раз, оказались востребованными и высоко оцененными. Профилактику наркотизации в форме добровольного отказа людей от нее на основе их разумного эгоизма Первый заместитель министра здравоохранения России, Главный государственный врач МЗ РФ, Г.Г. Онищенко навал Российской моделью профилактики. Она являет убедительное нравственное и интеллектуальное превосходство подходов к профилактике российских ученых. К этой высокой оценке присоединились татарстанские. российские и международные государственные и общественные организации. Идея самозащиты на основе разумного эгоизма отвечает и запросам и условиям современного общества. Она стала развиваться в разных направлениях и в разных регионах. Доклады авторов книги звучали на двух всемирных конгрессах в Москве и на международной конференции в Австралии. Это новая, оригинальная, наукоемкая, конкурентоспособная «тонкая технология», которая преумножает славу нашей республики и достойна широкого распространения. Я считаю, что книга «Самозащита от алкоголизации» принесет большую пользу читателям. Секретарь Межведомственной комиссии Совета Безопасности Республики Татарстан По противодействию злоупотреблению Наркотическими средствами и их незаконному обороту ^ Е.Н. ГатцукОт авторов Каждому из нас известны люди с разными вариантами отношения к употреблению пива, вина, водки, коньяка и других опьяняющих напитков. Разброс мнений колеблется от полного, осознанного отрицания их употребления до абсолютной убежденности в полезности и необходимости в определенных ситуациях «выпить». Между крайними вариантами множество промежуточных - пить «культурно», «умеренно», «как все», «по праздникам», «при стрессе» и т.д. Даже религии по-разному относятся к алкоголю. Ислам его строго запрещает. В христианстве присутствует ритуальное употребление вина в очень малых дозах, не вызывающих опьянения. Кому верить? Кто прав? Лучше никому не верить, а самим разобраться и сделать свой собственный выбор. В настоящее время определить свое собственное отношению к алкоголю, сделать свой личный, свободный выбор «пить или не пить» очень трудно, но нужно. Трудно, потому что реклама пива и алкогольных традиций проводится на самом высоком информационном, психологическом, технологическом и финансовом уровнях. Эти ресурсы можно купить за деньги, а денег у производителей и продавцов спиртных изделий на все хватает. Потребление спиртного активно навязывают детям, подросткам и взрослым, используя для этого множество технологий срытого управления чувствами, мыслями и поведением людей. Для того чтобы самому для себя решить «пить или не пить?» нужны знания об алкоголе и его действии на свой организм, нужно умение логически мыслить, поступать, руководствуясь разумом, в соответствии со своими интересами, быть действительно свободным человеком, а не исполнителем желаний корыстных людей. Эти знания и навыки будут самой надежной самозащитой от потребления алкоголя, и самым надежным методическим приемом для оценок действий должностных лиц, ответственных за распространение массовой алкоголизации, интегрированной в современный курс развития экономики, социальной и «культурной» политики. Общественный опыт показывает, что люди, отказавшись от алкоголизации, начинают рассуждать, осознавать свои интересы, права и возможности, оценивать действия властей, руководителей телевидения и образования, защитников прав и здоровья граждан. От личных интересов они переходят к общественным, так как живут и употребляют алкогольные изделия не в одиночку, а в обществе, и начинают искать ответы на социальные вопросы: Почему нет законов, защищающих детей и подростков от рекламы пива и сигарет? Почему народ самой богатой страны живет в нищете? И т.д. и т.п. По понятным причинам трезвенничество и здравомыслие не рекламируются. Эти достоинства нужно приобретать самим, затрачивая интеллектуальные и волевые усилия. Рамки современной свободы слова и демократии это позволяют делать. Информации очень много и она доступна. Нужна только наша собственная активность. Уклониться от выбора «пить или не пить?» невозможно, потому что употребление алкоголя очень широко распространено в современном обществе, сопровождает нас от первого до последнего дня, и каждому человеку сотни раз предложат выпить в День рождения, в Новый год, в праздник, по многим поводам в силу существующих традиций. Надо определить свою позицию и подготовиться к этим ситуациям.^ Современное общество соблюдает алкогольные традиции. Телевидение показывает, что самые известные люди страны, отмечают успехи и праздники ритуальным бокалом шампанского. Для сохранения и преумножения алкогольных традиций создаются все условия - растет производство, реклама и продажа пива, вин, водки и другой алкогольной продукции. Приобрести спиртное и «напиться» стало самым «достойным» и доступным действием детей старшего возраста и подростков. Приоритет рыночных отношений в экономике, социальной и идеологической политике создал условия для появления миллионов людей, которым стало выгодно, чтобы другие миллионы людей покупали и потребляли алкогольные изделия. Однако, дальнейшее логическое развитие главных признаков рынка - эгоизма и индивидуализма людей - стало способствовать росту числа людей, которые сами отказываются от алкоголя на основе разумного эгоизма. Люди стали понимать, что им для успеха в жизни требуются деньги, безупречная репутация, здравомыслие, знания, квалификация, воля, энергия, выносливость, надежное душевное и физическое здоровье. Все эти ресурсы личности и организма нужно использовать для себя, чтобы обеспечить себе доходы и карьеру, достойное положение в обществе себе и своим детям. Делать богатым и знаменитым надо себя, а не производителя алкогольной продукции. Долгосрочные планы и крупномасштабные цели становятся более актуальными и значимыми, чем сиюминутные желания «отключиться» и расслабиться, напившись сомнительных алкогольсодержащих жидкостей.^ Личное и общественное отношение к алкоголизацииВопрос «пить или не пить?» на самом деле гораздо более сложный и масштабный. Это самый большой и сложный узел, в котором перепутались интересы, благие и порочные намерения, знания и иллюзии, эмоции и фантазии, традиции и предрассудки отдельных людей, общества и государства. Ответ на поставленный вопрос является итоговой, интегративной характеристикой личности, общества и государства.^ Характеристики личности. Отношение человека к алкоголю характеризует полноту и качество его образования и воспитания, степень зрелости личности, способность осознавать и защищать свои интересы, умение логически мыслить и действовать, иерархию потребностей человека, степень самодостаточности, самостоятельности, внушаемости, зависимости и многие другие свойства человека.^ Характеристики общества. Личность формируется семьей - родителями и родственниками; примерами их поведения, взаимоотношений, семейными нормами и традициями, которые направляют, регулируют и контролируют поведение всех членов семьи. В формировании личности участвует система воспитательных, образовательных, культурных, детских, молодежных, информационных и других учреждений. В обществе существуют разнообразные механизмы формирования личности по заданному образцу. Рост числа людей, зависимых от алкоголя, в том числе, подростков и женщин, рост материальных, социальных и духовных потерь, которое общество несет вследствие этого, означает, что общественное сознание формируют люди либо заинтересованные в депопуляции России, либо не выполняющие своих обязанностей перед обществом. В любом случае итоговая оценка их деятельности отрицательная. Очевидно, что надо менять курс воспитательной, образовательной, информационной, рекламной, культурной, молодежной политики и господ, которые ее направили на саморазрушение людей.^ Характеристики государства. Люди - главная ценность государства. Государство должно и обязано создать такую систему воспитания и образования, которая сможет воспроизводить физически-, психически- и духовно-здоровых людей, способных обеспечить и сохранить самих себя и страну. Современная система формирования общественного сознания ориентирует молодежь не на трудовые и ратные подвиги во имя Родины, а на потребление и развлечения с использованием всевозможных искусственных стимуляторов. Молодое поколение вымирает от наркомании, алкоголизма и СПИДа, погибает в войнах, криминальных разборках и пьяных драках. Ориентация молодежи на самоуничтожение ради коммерческих интересов производителей и поставщиков деструктивных «удовольствий» не нужна ни обществу, ни государству. Это острая проблема, которую пытаются решить многие государственные службы, общественные организации, школы и семьи, социально-активные люди. Однако, технологии манипулирования сознанием и поведением людей позволяют «делать чудеса». Свобода и демократия незаметно превращаются в психическую и физическую зависимость от чего-то и кого-то, в утрату средств, прав и возможностей, в добровольное самоуничтожение, но это не осознается и не исправляется. Авторы благодарны д.с.н., профессору МГУ Корченову В.В. за написание раздела: Общий итог алкоголизации населения России (стр. 8-13).^ Общий итог алкоголизации населения в РоссииОбщий итог, результирующий отношение к алкоголю отдельных людей, общества и государства очень печальный - в России 15 миллионов людей, больных алкоголизмом, из них 96,2% приобщились к спиртному до 15 лет, а более 30% до 10 лет. Ежегодно наша страна теряет около 400 000 человек самого продуктивного и трудоспособного возраста по причинам, связанным с алкоголизацией. Из этого числа 50 000 - 60 000 гибнут от отравлений алкогольными изделиями, а остальные тонут, угорают, сгорают, замерзают, попадают в дорожно-транспортные происшествия, в драки, совершают суициды и т.д. Около трети всех смертей в России в большей или меньшей степени связаны с алкоголем. (А.В. Немцов, 2003). 56% всех краж, 80% грабежей, более половины тяжелых преступлений, более половины всех серьезных дорожно-транспортных происшествий непосредственно связаны с употребление алкоголя (Ф.Г. Углов, 2003).^ Продолжительность жизни людей в России позорно низкая и продолжает снижаться. В 1998 г. она была 61,3 год, в 2000 г. - 58,9 лет. Злоупотребление алкоголем является одной из важнейших причин смертности населения. Самый высокий прирост смертности отмечается в трудоспособном возрасте. Преждевременная смертность мужчин в 5 раз выше, чем женщин. (Е.А. Кошкина, 2002). Экономические потери, связанные с потреблением алкоголя по данным экономиста академика Б.И. Искакова в 5-6 раз превышают доходы от его продажи. По расчетам зарубежных ученых прекращение потребления алкоголя позволит на 90% снизить число людей попадающих в тюрьмы.^ В настоящее время из 100 подростков до 12 лет интенсивно употребляют алкоголь 24 мальчика и 19 девочек. Возраст первого приобщения к алкоголю составляет 5-6 лет. (Е.С. Скворцова, 1997). Уже 3 летние дети на вопрос «Где был?» отвечают словами из телевизионной рекламы - «Пиво пил».^ Задачи, вытекающие из последствий алкоголизации населения, и пути их решения Последствия алкоголизации населения России показывают, что людей и общество нужно от этого защищать. Кому и как? Уже существует система государственных органов, охраняющих государственную безопасность, общественный порядок, конституцию, здоровье, экологию, права человека, детей, молодежь и др. В них работают миллионы образованных и честных людей. Но, к великому сожалению, масштабы самоуничтожения населения с каждым годом растут. Это свидетельствует о сложности проблемы и необходимости новых стратегий профилактики не только алкоголизации и наркотизации, а всех вариантов саморазрушительного поведения. Итоговые результаты массовой алкоголизации не приятны ни отдельным людям, ни обществу, ни государству, но они стали свершившимся фактом. Это поражение для всей нации, для всех кто внес свой личный вклад в это предательство национальных интересов - кто производил алкоголь, кто рекламировал, кто продавал, кто покупал, кто употреблял, кто не препятствовал этому. Наши знакомые находят множество оправданий и оснований для отрицания своего вклада в массовую алкоголизацию населения и, обычно, говорят что, во всем виноваты власти. Степень вины руководителей государства и телевидения, конечно, больше, чем подростков или жителей Чукотки. Спрашивать с виновных надо. Но правовых и административных механизмов для этого пока нет. Поскольку ситуация уже стала угрозой потери национальной безопасности страны и исчезновения населения, ждать, когда ее исправят должностные лица, уже некогда и неперспективно. Защищать кого-то кроме самого себя очень сложно. Возникает много проблем - отсутствие правовой базы, технологий, методологии, кадров, финансов, помещений, времени и др. Только для самозащиты самих себя, при сознании опасности, вопрос о возможностях и ресурсах не возникает. Сразу все находится - идеи, желания, методы, силы, средства время, место и т.д. Поэтому решение вопроса «пить или не пить» не нужно связывать с какими-либо ведомствами и законами, а предоставить это право людям, обеспечив это право знаниями, необходимыми для принятия обоснованного решения. На уровне отдельной личности добровольно отказаться от алкоголизации можно хоть сейчас. Такой вариант решения проблемы будет самым демократичным, простым, быстрым и дешевым. Это не будет правонарушением, потому что нет закона, обязывающего граждан покупать и пить спиртные изделия. Реклама пива по государственным каналам телевидения не означает, что это позиция и призыв государства.Конфликт коммерческих интересов производителей алкогольной продукции и некоммерческих интересов людей, потребляющих ее На стратегически важный вопрос об употреблении алкоголя трудно найти полный и понятный ответ. Хотя, такой ответ давно дан в Библии и Коране, подтвержден вековым опытом многих народов и доказан честными исследователями: все виды опьянения следует отвергнуть, так как они по механизму возникновения являются следствием деструктивного влияния алкоголя на организм, а по феноменологическим проявлениям - искажением (дезорганизацией, диссоциацией, разобщением) расстройством психических функций, регуляции и метаболизма. Повторим истину, которую не следует забывать: все формы опьянения - алкогольного, наркотического, никотинового, токсического и др. по своей сути похожи. Они заключаются в ослаблении и разрыве взаимодействия (интеграции) психических и соматических функций. Как известно, в психике выделяют ряд функций - эмоции, мышление, память, волю, внимание, интеллект, сознание. В норме они объединены (интегрированы, сопряжены) в единое целое, гармонично сбалансированы, и дают возможность человеку точно воспринимать и понимать ситуацию и себя, адекватно себя вести в этой ситуации. Под влиянием опьяняющих веществ у людей появляется эйфория - приятные эмоции - радость, блаженство, удовлетворенность, беззаботность, все становится приятным и милым, но... не соответствующим реальности. При опьянении искажается отражение реальной обстановки. Из-за ослабления связи между эмоциями, мышлением и волей самодовольство сохраняется даже если пьяный человек причиняет вред окружающим людям и самому себе, привлекает к себе внимание громкой речью, нецензурными выражениями, демонстрацией неуважения к другим людям, нелепым поведением со снижением уровня культуры. При этом он теряет свой авторитет, деньги, документы, вещи, карьеру и т.д. Адекватной эмоциональной реакцией на эти потери должно быть недовольство, раскаяние, сожаление, но у пьяного человека сохраняется эйфория, обусловленная фармакологическим действием алкоголя. Мышление при опьянении слабеет и искажается. В опьянении люди не могут установить причинно-следственных связей между фактами и поступками, желаемым и действительным, значимым и незначительным и т.д. Не редко спиртным «угощают» по расчету, чтобы ослабить позиции пьяного человека, воспользоваться его временной несостоятельностью с корыстной целью. Пьяного человека легче обмануть и обидеть. Главный признак опьянения - ослабление и разобщение функций - распространяется на внимание, память, интеллектуальную деятельность, а также на нервную и мышечную системы. У пьяных нарушается координация движений, а при сильной степени опьянения люди вообще не могут удержаться в вертикальном положении. Ни одна из функций организма при опьянении не улучшается. То есть, отдельным людям, обществу и государству это не нужно. Дезинтегрирующее действие опьяняющих веществ выходит за пределы организма и личности отдельного человека и распространяется на все формы объединения людей - компанию, семью, коллектив, население города и страны. В результате опьянения ухудшается взаимопонимание и взаимодействие между людьми, возникают споры и ссоры, большие драки. Так, например, после празднования «Дня города» в Москве в 2002 г. в травмпункты обратилось несколько сотен людей, получивших травмы в пьяных драках. Если приоритетными ценностями человека и общества считать здоровье, способность создавать материальные и духовные ценности, понимать себя и других людей, жить в мире и согласии, то, надо отказаться от алкоголя, наркотиков, табака и других одурманивающих веществ. Но такой разумный наш личный и общий выбор не устраивает людей, коммерчески и политически заинтересованных в производстве и реализации алкогольной продукции. Продажа алкогольных изделий приносит большие прибыли. Цель «делать деньги», исключая нравственную ответственность за способы достижения этой цели, всегда побуждала бизнесменов к увеличению производства. В Российской Федерации число ликёро-водочных заводов с 1980 по 2000 годы возросло со 120 до 670. Число неучтенных подпольных цехов также очень велико. Причем, государство контролирует только четвертую часть алкогольного рынка (Л.В. Немцов 2001). В одной из статей председателя Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту, академика Российской академии медицинских наук Н.Ф. Герасименко (1998) дана очень важная для нас информация о том, что решением Е.Т. Гайдара в 1992 г. была отменена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков. Были созданы условия наибольшего благоприятствования спиртовой мафии. Прибыль криминальных структур в алкогольном бизнесе по данным Министерства экономики России составляет 1 млрд. рублей в месяц. У производителей алкогольной продукции побуждений, сил и средств для внушения народу полезности и приятности пития гораздо больше, чем у противников спаивания народа. Госаппарат имеет большие ресурсы для воспитания нравственно и физически здоровой молодежи, но они слабо реализуются. Люди, распоряжающиеся государственными информационными и финансовыми ресурсами как своими собственными, не спешат предоставить их людям, обладающим нравственными, интеллектуальными, творческими, технологическими и другими ресурсами для противодействия алкогольной экспансии. На рост распространенности алкоголизма среди молодежи эффективных мер со стороны госаппарата пока не предпринимается. Существование проблемы признается, программы разрабатываются, имеется мощный положительный пример отмены праздника пива в Казани в 2002 году, благодаря организованному выступлению государственных и общественных организаций во главе с вице-премьером З.Р. Валеевой. Но успехи в этом общественном движении пока единичны, не меняют общей ситуации и итогового результата. В том же 2002 году показатели распространенности алкогольных психозов существенно выросли. За 10 лет обучения в школе и 5 лет обучения в ВУЗе в учебных программах не находится 3-5 дней, чтобы дать детям объем знаний об алкоголе, табаке и наркотиках достаточный для того, чтобы дети и подростки в форме самозащиты своих личных интересов, совпадающих с интересами всего общества, осознанно смогли бы исключить их своей жизни все варианты одурманивания, и предотвратить великое множество потерь и страданий. Для выживания в рыночно-демократическом обществе людям нужно научиться считать затраты и результаты, соотносит приобретения и потери, четко знать свои цели и способы их достижения. Бизнесменов, желающих разбогатеть на невежестве, доверчивости и внушаемости людей, очень много. Этим объясняется рекламная и торговая экспансия производителей пива. Но интересы производителей и потребителей алкогольной продукции не совпадают. Производители богатеют. Потребители - теряют деньги и здоровье. Потребители не пользуются своим правом на правдивую информацию, не пользуются своими интеллектуальными способностями при выборе своего личного отношения к алкоголизации.^ Информационная и методическая обеспеченность свободы выбора людей отношения к алкоголю Мы признаем право людей самостоятельно и свободно выбирать отношение к алкоголю. Но прав не бывает без обязанностей. Все права реализуются только через выполнение обязанностей. Выбор отношения к алкоголю будет свободным только в том случае, если люди возьмут на себя и ответственность за последствия своего выбора. Иначе, это не выбор, а замаскированное принуждение и самообман. Для реализации права свободного выбора отношения к алкоголю нужно несколько условий:^ Осознание своих потребностей и желаний, а также адекватных, естественных, физиологичных (не алкогольных) способов их удовлетворения.Знание свойств алкогольных изделий и их влияния на механизмы удовлетворения актуальных потребностей людей, их употребляющих.Умение логически мыслить, то есть соотносить результаты приемаалкоголя с целями этого приема, определять приобретения и потери.^ Способность сделать свой собственный логический вывод и осуществить его в своем поведении. Людей, владеющих всеми названными условиями, очень мало. Хотя, информации об алкоголе много, и она доступна. Проблема состоит в том: что большинство людей не хотят её знать, так же как они не хотят и не умеют думать о своем поведении, брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Беспечность, наивность, доверчивость, внушаемость и податливость людей к предложениям «выпить» является надежной базой для доходов производителей и продавцов алкогольных изделий в нашей стране, а также одной из существенных причин для вымирания населения.^ Отношение людей к алкоголю имеет сложную структуруОпределить свое личное отношение к алкоголю трудно, потому что оно имеет сложную структуру. В нем присутствуют элементы воображения, внушения, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоции, осознаваемые и не осознаваемые потребности, установки и др. Свобода выбора личного отношения к алкоголю предполагает способность разобраться в этом. Аналитический подход, по нашему мнению, является наиболее адекватным и конструктивным для этой цели. Мы хотим помочь нашим читателям проделать эту интересную интеллектуальную работу, поупражняться в мышлении, научиться понимать самих себя и других людей. Это полезнее чем отгадывать буквы и мелодии на викторинах и конкурсах, отвлекающих нас от социальных проблем. Начнем с объективных сведений об алкоголе, отделим факты от представлений, легенд и эмоций.^ Физические и химические свойства алкоголя Как бы не относились люди к алкоголю, его физические и химические свойства от этого не зависят. Алкоголь - этанол, этиловый или винный спирт - во все времена и во всех странах имел и будет иметь одни и те же свойства, обусловленные его химическим строением. Это прозрачная, бесцветная жидкость с острым запахом, с температурой кипения 78 градусов. Он легко воспламеняется и горит слабосветящимся, некоптящим пламенем. Молекула алкоголя С2Н5ОН имеет небольшие размеры (радиус 0,431*10-9 м) и слабо поляризована. Эти 2 характеристики определили «выдающуюся» роль алкоголя в истории человечества. Для понимания связи между строением одной молекулы и свойствами вещества сравним строение воды и алкоголя. Молекула воды - Н2О - поляризована. В ней имеются части, имеющие положительный и отрицательный электрический заряды. «Плюсы» ориентируются на «минусы», в результате чего возникает упорядоченность расположения молекул и вода приобретает структурированность, некоторые свойства кристалла. У молекул алкоголя подобных свойств нет. Их можно представить как маленькие шарики, не взаимодействующие друг с другом, поэтому этиловый спирт не структурирован и близок к «абсолютной жидкости». Это обусловливает большую растворимость алкоголя в воде и жирах и легкость его прохождения в клетки и органы через их «стенки», являющиеся биологическими мембранами. Алкоголь проникает во все клетки и ткани организма. В настоящее время нет средств и способов для физического или химического связывания алкоголя с целью предупреждения или прекращения его действия на организм, а также для выведения алкоголя из организма.^ Нужен ли алкоголь организму? Сложность отношения людей к алкоголю и борьбы с его потреблением увеличивается тем, что он в очень малых количествах необходим организму человека. Для этого совсем не обязательно пить спиртные напитки, потому что этанол синтезируется в организме. Известны ферменты, осуществляющие этот синтез. Нормальный уровень алкоголя в крови здорового, трезвого человека - 0,004 - 0,01%. В организме взрослого мужчины в сутки образуется в среднем около 10 мл этанола - 2 чайных ложки. Этот количественный показатель имеет принципиальное значение. Он дает теоретическое обоснование для ответа на вопрос сколько можно пить, чтобы не было вредных последствий? Давайте рассуждать вместе. Организм работает по принципу саморегуляции. Количества веществ регуляторов, например, половых гормонов, синтезируется в яичках и надпочечниках столько, сколько нужно организму. Если половые гормоны принимать дополнительно для повышения потенции, то это неизбежно приводит к тому, что их собственная выработка прекращается. В результате происходит атрофия клеток, синтезирующих половые гормоны, и развивается фармакологическая кастрация, более тотальная и тяжелая, чем хирургическая. Аналогичная перестройка механизмов саморегуляции происходит при приеме гормонов коры надпочечников, например, преднизолона. Через 4-5 дней непрерывного приема преднизолона в дозах выше 10 мг, превышающих эндогенный синтез, начинает уменьшаться продукция собственных гормонов и развивается зависимость от препаратов. На саморегуляцию синтеза эндогенного алкоголя распространяются те же закономерности. Теоретически можно считать безопасным прием таких количеств, которые не будут превышать объем эндогенного синтеза, то есть не более 10 г чистого спирта в сутки. Такое количество спирта содержится в 30 мл водки, в 120 мл вина, 300 мл пива, 800 мл кваса, 1,5 л кефира. Подчеркнем, что это не разовая, а суточная доза, так как эндогенный синтез происходит не одномоментно, а в течение 24 часов. Теоретически это может не нарушить саморегуляции. Но прием водки в каплях или пива в чайных ложках не вызовет опьянения и не удовлетворит социальных потребностей. Может сформироваться привычка, ритуал, психологическая зависимость в которой не будут участвовать психотропные фармакологические эффекты алкоголя. При гипоксии, при стрессе, при эндогенных интоксикациях синтез алкоголя немного повышается, но он никогда не достигает количеств, способных вызвать опьяняющее действие. Признаки легкого опьянения возникают пр