Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкин (1799-1837)

МОДУЛЬ 2А.С. Пушкин (1799-1837)ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯЛИРИКАРабота с текстами Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества. _____________________ «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Деревня» (1819), «Погасло дневное светило…» (1820, август), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «Я помню чудное мгновенье...» (19 октября 1825), «Пророк» (1826), «Няне» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я вас любил…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной...») (1830), Элегия («Безумных лет угасшее веселье...») (1830), «Осень» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Лицейский период (1813- май 1817) Петербургский период (июнь 1817 — начало мая 1820) - «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Деревня» (1819) Период южной ссылки (май 1820 – июль 1824) - «Погасло дневное светило…» (1820, август), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824) Период ссылки в Михайловское (август 1824 – сентябрь 1826) - «Я помню чудное мгновенье...» (19 октября 1825), «Пророк» (1826), «Няне» (1826) Творчество второй половины 1820-х гг., до начала Болдинской осени (сентябрь 1826 – начало сентября 1830) хронологически определен возвращением поэта из ссылки и жизнью его до женитьбы на Н.Н. Гончаровой - «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я вас любил…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной...») (1830), Элегия («Безумных лет угасшее веселье...») (1830) Болдинская осень (сентябрь – ноябрь 1830) - Элегия («Безумных лет угасшее веселье...») (1830) Творчество 1830-х гг. (1831 – 1836 гг.) - «Осень» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) =================== Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем: тема свободы; тема дружбы; тема любви; тема поэта и поэзии; тема смысла жизни. Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен). _____________________ Тема свободы: «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «К морю» (1824) Тема дружбы, тема любви: «Я помню чудное мгновенье...» (19 октября 1825), «Во глубине сибирских руд…» (1827), Тема поэта и поэзии: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк», Тема смысла жизни =================== Из программной лирики Пушкина приведите цитаты, иллюстрирующие, с Вашей точки зрения, пушкинскую трактовку следующих понятий и символических образов: «воля»; «самовластье»; «судьба»; «жизнь» и «смерть»; «покой» и «буря»; «море» и «берег»; «поэт» и «толпа»; «сон» и «пробуждение» (указывайте цитируемое произведение). _____________________===================Развитие навыков литературоведческого анализа Выберите по одному стихотворению на каждую из перечисленных выше тем пушкинской лирики и проанализируйте их в соответствии с планом разбора лирического стихотворения, помещенном в разделе «Принципы анализа литературных произведений». (В процессе работы рекомендуем Вам уточнить свои представления о значении следующих терминов, которыми Вам придется активно пользоваться: «художественный образ», «символ», «аллегория», «метафора», «сравнение», «аллюзия», термины анализа стиха). _____________________ «Пророк» Стихотворение «Пророк» написано в Михайловском в 1826 году. Пушкин взял в основу стихотворения отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи, тем не менее он отходит от библейского сюжета. Имеются сведения, что «Пророк» входил в цикл стихотворений политического характера, но остальные стихотворения этого цикла до нас не дошли. Тема стихотворения – это тема поэта и поэзии, назначения поэта (дар пророка). Поэт — это божий избранник: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей...» Он должен нести людям слово, внушенное Богом: И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. По жанру «Пророк» является легендой, в стихотворение введен сюжет и в основе стихотворения аллегория: поэт — пророк. В стихотворении Пушкин использует средства поэтической выразительности: эпитеты высокого стиля (язык празднословный, лукавый, грешный, жало мудрыя змеи, сердце трепетное, духовной жаждою томим); метафоры (неба содроганье, глаголом жги сердца людей); сравнения (Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы; Перстами легкими, как сон как труп в пустыне я лежал); библейская лексика (шестикрылый серафим, пророк, гады) старославянизмы (персты, зеницы, отверзлись, внял, горний (высокий), дольняя, уста, виждь). Особенностью стиха являются анафоры: строки начинаются с союза «И» 16 раз, так Пушкин воспроизводит одну из особенностей библейского синтаксиса, стихотворение написано 4-стопным ямбом без деления на строфы, это соответствует задачам введения сюжета и подражания синтаксису Библии.«Деревня» Стихотворение «Деревня» написано в Михайловском в 1819 году. Оно представляет собой образец ранней политической лирики. «Деревня» распространялась в списках, как и другие свободолюбивые стихи петербургского периода. В этом стихотворении идеал свободы конкретизируется по сравнению с одой «Вольность», хотя в обоих произведениях свобода трактуется как социально-политическое понятие. «Вольность» направлена против деспотизма вообще: Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок. В «Деревне» «свобода просвещенная» связана с мечтой о конституционной монархии и предстает как свобода от крепостного гнета: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Композиционно стихотворение делится на 2 части: I часть по жанру идиллия. Композиционное ядро I части — сентиментальный пейзаж Михайловского. Здесь возникает типично сентиментальный мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставление духовно свободной жизни «на лоне счастья и забвенья» несвободе светских оков: Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в истине блаженство находить, Свободною душой закон боготворить, Роптанью не внимать толпы непросвещенной, Участьем отвечать застенчивой мольбе... II часть — поэтический памфлет. Но мысль ужасная здесь душу омрачает. Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Барство и рабство — два порождения этого невежества: Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни, стоящей за идиллическими картинами, поддерживается жанровым контрастом (идиллия и памфлет). Автор использует средства поэтической выразительности: метафора (Где льется дней моих невидимый поток...// В груди моей горит бесплодный жар.), олицетворение (Приветствую тебя, пустынный уголок...), эпитеты в основном оценочные (ПОРОЧНЫЙ круг Цирцей — на МИРНЫЙ шум дубров// РОСКОШНЫЕ пиры, забавы, заблужденья — на праздность ВОЛЬНУЮ), характерная для ранней лирики высокая образность, абстрактные понятия (Невежества убийственный позор// Барство дикое), характерная для жанра памфлета публицистичность ( восклицания: О, если б голос мой умел сердца тревожить! риторические вопросы: Почто в душе моей горит бесплодный жар, И не дан мне судьбой витийства грозный дар? обращения: Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный...) Стихотворение написано шестистопным ямбом (александрийским стихом).«Во глубине сибирских руд…» Послание декабристам в Сибирь на каторгу написано в 1827 году. Пушкин хотел передать его с Марией Волконской (бывшей Машенькой Раевской), но не успел и передал с Александрой Муравьевой. Автор в своем стихотворении выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 году. В стихотворении раскрывается гражданская тема, тема верности идеалам юности. Жанр — гражданское и дружеское послание. Послание — любимый пушкинский жанр. Средства поэтической выразительности: стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов: оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы; олицетворение абстрактных понятий (традиция французских просветителей)Надежда... разбудит бодрость и весельеЛюбовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы...Свобода вас примет радостно у входа... эпитеты:^ Гордое терпеньеСкорбный труд затворы мрачныеСвободный глас сравнение: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы,^ Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас. Особенностью стиха являются аллитерации на «Р», придающая звучанию стихотворения строгость и мужественность: Во глубине сибирских руд, Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. «Вновь я посетил…» В 1835 году Пушкин приезжает в Михайловское, где он не был около десяти лет, хоронить мать. Этим посещением Михайловского навеяно стихотворение «Вновь я посетил...» — образец поздней лирики Пушкина. Тема философская: памяти, времени. Проблемы смерти, бессмертия, связи поколений, жизни в памяти потомков. Жанр — лирическое стихотворение. Пушкин использовал форму отрывка: стихотворение начинается как продолжение размышлений, с многоточия. Композиция: стихотворение условно можно разделить на три части: воспоминание (Вновь я посетил...); пейзажная (Вот холм лесистый...); философская (Здравствуй, племя...); Пейзаж здесь реалистический, топографический. Его интересно сравнить с пейзажем в «Деревне» (1819), поскольку в обоих стихотворениях Пушкин описывает окрестности Михайловского. Средства поэтической выразительности: эпитетов мало, они точные, конкретные: два года незаметных ни кропотливого ее дозора меж нив златых метафорический ряд: Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему все пусто... Особенности стиха. Стихотворение написано 5-стопным ямбом, редко встречающимся у Пушкина. Он воспринимается поэтом как драматический размер (им написаны маленькие трагедии, «Борис Годунов»). Размер повествовательный, спокойный, плавный. Белый стих, сообщающий стихотворению непрерывность, позволяющий делать обычную паузу на месте рифм. Переносы, характерные для позднего Пушкина: ...Вновь я посетил Тот уголок земли... ...и глядел На озеро... ...не я Увижу твой могучий поздний возраст... =================== Назовите стихотворения, в которых звучат сентименталистские и романтические мотивы, и прокомментируйте их (0,5-1 стр.). _____________________=================== Сопоставьте стихотворения «Море» Жуковского и «К морю» Пушкина. Поясните сходства и различия в романтическом мироощущении двух поэтов. _____________________=================== Определите жанровую природу каждого программного стихотворения Пушкина. Аргументируйте свой ответ. _____________________===================^ Анализ проблематики Как развивалось пушкинское понимание свободы в разные периоды его творчества? Аргументируйте свой ответ ссылками на тексты (0,5-1 стр.). _____________________ В разные периоды творчества, в зависимости от мировоззрения и художественного метода, пушкинское понимание свободы изменялось. В лицейский период оказало влияние классицизма. Стихотворение «Лицинию» (1815) выдержано в духе французского Просвещения. Здесь появляется идеал — Римская Республика, намечается характерное для петербургского периода понимание свободы как социально-политической категории: Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; Во мне не дремлет дух великого народа...Свободой Рим возрос — а рабством погублен! В то же время ощущается влияние сентиментализма (свобода — в деревне, на лоне природы, несвобода — в городе, в светской суете). Связь с анакреонтикой, легкой поэзией. В анакреонтике понятия свободы как такового еще нет, поэтому слово «свобода» практически не употребляется. Но об идеале свободы говорить можно: в некоторых ранних стихотворениях Пушкина это свобода наслаждения, свобода духа. В петербургский период появляется социально-политический идеал свободы, в понимании которого поэт близок декабристам, — основной в это время для Пушкина. Ода «Вольность» (1817) продолжает традиции А. Н. Радищева, у которого есть одноименная ода. Как и у Радищева, муза Пушкина — «свободы гордая певица». Позиция поэта: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. «К Чаадаеву» (1818) — этапное стихотворение, где проявилось характернейшее для Пушкина соединение гражданских и личных мотивов и где, таким образом, уже была заложена трансформация идеала свободы из идеала политического, гражданского в идеал романтический, индивидуалистический. Период южной ссылки увлечения романтизмом, поэтому тема свободы занимает едва ли не основное место в творчестве поэта в этот период, и понимается она теперь гораздо шире, чем раньше. Свобода из социально-политического идеала окончательно трансформируется в идеал индивидуальной свободы, свободы личности, свободы каждого. В последекабрьский период в стихотворении «Во глубине сибирских руд...» возвращение к поэтике Петербургского периода объясняется не трансформацией идеала, а скорее верностью друзьям, воспоминаниями об идеалах молодости. В период позднего творчества тема свободы выступает не как самостоятельная, а как составляющая общефилософских тем: покоя, жизни, счастья, воли, времени — или перекликается с темой поэта и поэзии. Утверждение важности темы свободы в творчестве Пушкина: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в наш жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.(«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», 1836) =================== Постарайтесь лаконично (0,5 стр.) и стилистически корректно охарактеризовать своими словами различные аспекты пушкинского понимания любви. _____________________ В раннем творчестве тема любви менее личностная, трактуется традиционно, часто в духе анакреонтической, легкой поэзии, Любовь безоблачная; любовь — мечта. Любовь противопоставлена дружбе. С одной стороны, любовь — мятежное, беспокойное чувство, а дружба — более надежное, неизменное, связано с отдыхом от забот; с другой — невозможно найти спасение от любви в дружбе. В поздних произведения появляется мотив потери любви, памяти об ушедшей любви, неизбежность разлуки и разочарования, обманчивость любви. Любовь всегда остается для Пушкина светлым чувством, вспоминать, а ней «грустно и легко». Любовь воспринимается как самоценное чувство, которое может целиком захватить человека. Не любить нельзя. Любовь приносит вдохновенье.=================== Ясно и грамотно изложите своими словами пушкинское понимание личности поэта; сущности поэзии; роли поэзии. Сопоставьте это понимание со взглядами Жуковского (0,5-1 стр.). _____________________===================^ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»Работа с текстом Внимательно перечитайте роман, пользуясь краткими комментариями к тексту, содержащимися в любом издании, а также (по возможности) книгой: Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий (любое издание). Лаконично (1-1,5 стр.) и стилистически грамотно изложите содержание романа по главам (обращая внимание также на посвящение, авторские отступления и примечания). Помните, что сюжет и композицию нужно знать досконально. _____________________=================== Кратко изложите следующие аспекты содержания романа: формирование личности Онегина и история его судьбы; формирование личности Татьяны и история ее судьбы (по 0,5 стр. на каждое изложение + адекватные цитаты). _____________________=================== Поясните смысл каждого эпиграфа и его связь с содержанием соответствующей главы. _____________________ Эпиграф к первой главе взят из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег» (1819): По жизни так скользит горячность молодая: И жить торопится, и чувствовать спешит! В этом двустишии говорится о настроениях молодежи, присущих тому времени. Пушкин, давая такой эпиграф, представляет своего героя не как отдельную исключительную личность, а как типичного представителя своего времени, предваряя эпиграфом описание его бурной жизни в Петербурге.Эпиграф ко второй главе взят из VI сатиры (кн. 2-я) римского поэта Горация. О, когда ж я увижу поля! И когда же смогу я То над писаниями древних, То в сладкой дремоте и лени Вновь насладиться блаженным Забвением жизни тревожной! Пушкин пишет эпиграф по-латыни «О rus!», что в переводе значит «О Русь! О деревня!». И форма, и содержание эпиграфа создает каламбурное противоречие между традицией условно-литературного образа деревни и представлением о реальной русской деревне, а также намекает на поворот в сюжете, перенос действия в деревню.Эпиграф к третьей главе взят из поэмы «Нарцисс, или Остров Венеры» Мальфилатра Шарля Луи Кленшана – французского поэта, не оцененного современниками, умершего в нищете. Эпиграф, данный по-французски (в переводе «Она была девушка, она была влюблена»), предваряет развитие любовного сюжета, а с другой стороны, характеризует Татьяну как страстную любительницу сентиментальных романов, в основном французских.Эпиграф к четвертой главе взят Пушкиным из книги Ж. де Сталь «Размышление о французской революции» В сопоставлении с содержанием главы эпиграф получает ироническое звучание, проясняющее авторскую позицию к отповеди Онегина.Эпиграф к пятой главе взят из баллады В.А.Жуковского «Светлана». Рифма «Татьяна – Светлана» задает двойничество героинь Жуковского и Пушкина, подчеркивая народность их характеров и глубокое отличие образов: одного, ориентированного на романтическую фантастику и игру, другого – на бытовую и психологическую реальность.Эпиграф к шестой главе взят из канцоны Ф.Петрарки, в русском переводе звучит так: “Там, где дни облачны и кратки, Родится племя, которому умирать не больно”Пушкин в эпиграфе опустил средний стих, отчего смысл цитаты изменился: У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки — прирождённый враг мира — родится народ, которому не больно умирать». Причина отсутствия страха смерти — во врождённой свирепости этого племени. С пропуском среднего стиха возникла возможность истолковать причину не боязни смерти иначе: как следствие разочарованности и «преждевременной старости души»” Безусловно, изъятие одной строки разительно меняет смысл строк Петрарки, и к эпиграфу легко подбирается элегический ключ. Мотивы разочарования, преждевременной старости души традиционны для жанра элегии, а Ленский, о смерти которого повествуется в шестой главе, отдал этому жанру щедрую дань: “Он пел поблёклый жизни цвет, // Без малого в осьмнадцать лет” (глава вторая, строфа Х). Но на дуэль Владимир вышел с желанием не умереть, а убить. Отомстить обидчику. Он был убит наповал, но проститься с жизнью ему было больно. Смысл тройного эпиграфа к седьмой главе в противоречивости его составных частей: одический стиль панегирика, легкая ирония и резкая сатира; изображение историко-символической роли Москвы для России, бытовая зарисовка Москвы как центра частной, внеслужебной русской культуры XIX в. и очерк московской жизни как средоточие всех отрицательных сторон русской действительности. Эпиграф предваряет вполне реалистическое описание Москвы, которое противоречит старинным пышным описаниям Дмитриева.Эпиграф к последней главе представляет собой начальные строки стихотворения Байрона «Прости», написанного в связи с разводом с женой. В переводе они могут означать примерно следующее: «Прощай! И если мы расстаемся навеки, то навеки и прощай». Этот эпиграф может быть понят трояко. Во-первых, поскольку он предвосхищает разлуку героев, это «прощай» Татьяны Онегину, это «прощай! Онегина Татьяне. Во-вторых, этим эпиграфом автор может прощаться со своими героями. В-третьих, поскольку глава последняя, строки эпиграфа могут относиться и к читателю. В этом случае тема прощания с читателем имеет свое развитие, а лучше сказать окончание, в последних строках романа. =================== В произвольной форме составьте схему системы персонажей романа (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»). Схема должна содержать: имена всех без исключения персонажей (в том числе и тех, которые лишь упоминаются) в авторском употреблении и написании; фактическую информацию о каждом персонаже, имеющуюся в тексте; полную характеристику отношений между героями в фактическом, идейном и композиционном аспектах. _____________________=================== Приведите по три цитаты, наиболее ярко, с Вашей точки зрения, характеризующие следующих персонажей: Онегин; Татьяна; Ленский; Ольга. Приведите цитаты, характеризующие образ повествователя - автора. _____________________ Онегин Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом…Но в чем он истинный был гений, Что знал он тверже всех наук, Была наука страсти нежной…Но к жизни вовсе охладел. Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он…Он меж печатными строками Читал духовными глазами Другие строки. В них-то он Был совершенно углублен…Татьяна Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.Она не ведает обмана И верит избранной мечте …так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным…Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех Все тихо, просто было в ней… ЛенскийС душою прямо геттингенской, Красавец в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты…Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гёте Их поэтическим огнём Душа воспламенилась в нем…… пылкий разговор, И ум, еще в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор…ОльгаВсегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила……но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет……невеста молодая Своей печали не верна. Другой увлек ее вниманье…АвторВсегда я рад заметить разностьМежду Онегиным и мной.Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны.Прошла любовь, явилась муза,И прояснился темный ум,Свободен, вновь ищу союзаВолшебных звуков, чувств и дум! =================== Перечислите кратко поясните отраженные в романе явления, реалии и персоналии (имена людей), относящиеся к следующим областям культуры: общественная жизнь; исторические события; семейно-бытовой уклад; литературная жизнь (указывайте главу, из которой приводится фактический материал, используйте цитаты). _____________________=================== Последовательно изложите содержание всех авторских отступлений (с указанием главы и с использованием цитат). Классифицируйте отступления по темам: лирические; лирико-философские; литературно-полемические и историко-литературные; отступления, содержащие общественно-исторические замечания и наблюдения. Поясните, какие из них являются ироническими и какие носят автобиографический характер (1-1,5 стр.). _____________________===================^ Развитие навыков литературоведческого анализа Охарактеризуйте Онегина, Татьяну, Ленского, Ольгу и повествователя в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений» (форма свободная; обязательно наличие всех пунктов плана). _____________________=================== Поясните сюжетную параллель между парами Онегин - Татьяна и Ленский - Ольга. _____________________=================== На основе текста романа поясните смысл выражений «’’зеркальная’’ композиция» и «принцип симметрии». _____________________ При зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. «Евгений Онегин» состоит из двух частей. По замыслу Пушкина, обе части должны были быть равны по объему. Первая часть показывает нам первую встречу Онегина и Татьяны, в деревне, вторая – вторую встречу, в Петербурге. Сравним обе части романа, и мы убедимся, что они композиционно как бы повторяют друг друга, но только в обратном смысле, в перевернутом соотношении. Построение «Евгения Онегина» напоминает зеркальное отражение предмета, который мы видим дважды: в натуре и в зеркале... Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча – письмо – ожидание ответа – реакция адресата – объяснение. В первой части перед нами Онегин до перелома, во второй – рост и перерождение Онегина. В первой части Татьяна – уездная барышня, во второй Татьяна – княгиня. Осью симметрии является сон Татьяны. =================== В чем своеобразие образа автора в романе? (Не путайте образ автора (повествователя) с реальным автором - Пушкиным!) _____________________ Образ автора в романе имеет особое значение. В нем объединяются черты традиционного для эпического произведения нейтрального повествователя, лирического героя, который выражает в отступлениях свои эмоциональные впечатления и оценки, а также героя, имеющего близкие автору черты. Лирическое и эпическое в «Евгении Онегине» равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. =================== Уточните свои представления о жанре романа. Перечислите основные признаки этого жанра, присутствующие в «Евгении Онегине». Почему «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе? _____________________ Пушкин определил жанр своего произведения как роман в стихах. «…Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница», - писал он, подчеркивая преобладание в поэме эпического начала. В посвящении «Евгений Онегин» назван собраньем пестрых глав», где соединяется целый ряд пластов, эмоциональных оценок, которое создается на протяжении целой жизни (от «незрелых» до «увядших» лет), соединяя «холодные наблюдения» нейтрального рассказчика с сердечными излияниями лирического героя. В самом конце романа Пушкин дает еще одно определение жанру «Евгения Онегина» – «свободный роман». В этом определении подчеркивается мысль о необходимости для автора, стремящегося преодолеть устаревшие каноны, подчиняться только логике жизни, проходя «сквозь магический кристалл» которой «смутный сон» воображения обретает законченную форму. =================== Как и где именно, с Вашей точки зрения, отразились в романе следующие жанры: трагедия; комедия; элегия; ода; гимн; сказка; идиллия; мадригал; эпиграмма? При необходимости обратитесь к книге: Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1996. _____________________=================== Опираясь на текст романа, прокомментируйте динамику внутреннего мира Онегина и Татьяны. _____________________=================== Охарактеризуйте роль пейзажа в романе, описания смены времен года и природных явлений. Какова функция этих художественных деталей? _____________________ Жизнь всех героев пушкинского романа вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы. =================== В чем своеобразие развития сюжета в романе? _____________________=================== Что дало Пушкину использование стихотворной формы? Охарактеризуйте своеобразие «онегинской строфы». _____________________ «Онегинская строфа»: 14 строк: 4+4+4+2. Это не сонет: I и II катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием).В тот год осенняя погода аСтояла долго на дворе, b перекрестнаяЗимы ждала, ждала природа. aСнег выпал только в январе bНа третье в ночь. Проснувшись рано, cВ окно увидела Татьяна c парнаяПоутру побелевший двор, dКуртины, кровли и забор, dНа стеклах легкие узоры, eДеревья в зимнем серебре, f кольцеваяСорок веселых на дворе fИ мягко устланные горы eЗимы блистательным ковром. g куплетВсе ярко, все бело кругом. gОнегинская строфа написана 4-стопным ямбом. Она позволяет передавать разнообразные интонации: эпические, повествовательные, разговорные, лирические, диалог. ===================^ Анализ проблематики Как Вы понимаете хрестоматийное высказывание В.Г. Белинского о том, что «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»? Аргументируйте свой ответ (1-1,5 стр.). _____________________ Белинский отмечал, что в «Онегине» «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения Белинский называет роман «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Картины жизни русского общества 1820-х годов раскрывается в романе не только в своей хронологической завершенности и определенности, но и в глубинных связях с общим ходом русской истории, а также с вечными основами национального бытия – с природой России, ее нравственными ценностями, с ее святынями. «Евгений Онегин» охватывает всю жизнь России того периода. Перед читателем проходят картин светского Петербурга, оттененные жизнью Петербурга трудового; здесь и патриархально-дворянская Москва, и поместная деревня с ее нравами и обычаями; читатель видит и общественную, публичную жизнь (балы, театры), и частный, семейный быт, и великосветский раут, и народные святочные гадания; здесь молодежь, кутящая в модном ресторане, и крестьянин, едущий в поле… Панорама! Панорама всей Руси, данная несколькими меткими, выразительными штрихами. Но Пушкин не только дал отдельные зарисовки столичной и провинциальной, уездной и деревенской жизни, но и связал эти зарисовки в единую картину, соразмерную и объективную, в которой каждая деталь, каждый эпизод заняли такое место, какое им отведено в реальной действительности. Энциклопедизм пушкинского романа связан еще и с особой поэтической природой художественных образов его. Пушкин отмечал «дьявольскую» разницу между романом в прозе и романом, написанным стихами. Разница в том, что поэзия – это искусство синтеза, обобщения: она схватывает жизнь в очень кратких, но предельно емких художественных образах-формулах. Н.Н.Скатов писал, что «стихи «Онегина» - это национальный опыт социально-бытовой, нравственно-эстетической и интеллектуальной жизни, уже заключенной в формулы, которые и станут в этой жизни постоянными. В таком качестве весь роман есть идеальная формула русской жизни». =================== Как, с Вашей точки зрения, решается в романе проблема духовного развития личности? (1-1,5 стр.) _____________________=================== Как, на Ваш взгляд, соотносится образ Татьяны с образом России; с архетипом матери; с архетипом идеальной возлюбленной; с представлениями об идеальной женственности? Какие традиционные черты духовного облика русской женщины воплотились в образе Татьяны? _____________________=================== Охарактеризуйте идейную роль авторских отступлений в романе. _____________________=================== Составьте подробные планы сочинений на темы: «Смена времен года в романе Пушкина ‘’Евгений Онегин’’» и «Изображение жизни столичного и провинциального дворянства в романе Пушкина ’’Евгений Онегин’’». Планы должны отражать структуру сочинения, используемые тексты, краткое содержание каждой части (0,5 стр. на каждый план). _____________________===================^ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»Работа с текстом Внимательно перечитайте текст поэмы. Кратко (0,5 стр.) и стилистически корректно изложите ее содержание. _____________________=================== Приведите наиболее яркие, с Вашей точки зрения, цитаты, характеризующие следующие образы: Петр I, Евгений, Медный всадник, Петербург. _____________________=================== Приведите по 5 цитат, иллюстрирующих следующие смысловые планы поэмы: исторический; литературный; мифологический. _____________________===================Развитие навыков литературоведческого анализа К какому роду литературы принадлежит жанр поэмы? Перечислите основные признаки этого жанра. Проиллюстрируйте ответ ссылками на текст «Медного всадника». _____________________Поэма - (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике). =================== Постарайтесь охарактеризовать образы Евгения и Медного всадника в соответствии с планом анализа художественного образа, помещенном в разделе «Принципы анализа литературных произведений». _____________________=================== Приведите и прокомментируйте по 5 примеров на каждое из следующих изобразительных средств: ме


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
Реферат Экзаменационные билеты по литературе 2006-2007г.
Реферат Быстрорастущая интерстицио-субсерозная миома тела матки
Реферат Определение возможности получения экологически безопасной продукции растениеводства в условиях загрязнения
Реферат V всероссийская научная конференция с международным участием «Петрология магматических и метаморфических комплексов» Томск, пр. Ленина, 36, Томский государственный университет
Реферат Психология: от эпохи Возрождения до середины XIX века
Реферат Оценка эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения на ОАО Интеграл филиа
Реферат Криминологическая характеристика преступлений, совершенных против собственности.
Реферат Лепка, как средство развития пластических навыков и творческих способностей детей в детском обще
Реферат Лабораторный практикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся
Реферат Оцінка формоутворення торцевих фрез профільної схеми різання та розширення області їх застосування
Реферат Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")
Реферат Зороастризм
Реферат Северный экономический регион
Реферат Измерение напряженности электромагнитного поля и помех