Знание драматургических функций музыки в театрализованном представлении как важный компонент формирования музыкально-постановочных умений будущего режиссераА.М. ШевцоваТюменская государственная академия культуры и искусств Музыкальное образование — это необходимый профессиональный атрибут режиссера. К сожалению, данная позиция остается лишь постулатом, который не получает детальной методической разработки в практике подготовки специалистов в области режиссуры. Большинство работ, так или иначе связанных с музыкальным оформлением зрелищных видов искусств, посвящены описанию практического опыта режиссеров в данном направлении, ряд других носят более обобщающий характер, что дает возможность выделить некоторые принципы музыкального оформления. При этом остается не затронутым педагогический аспект, который бы дал возможность ответить на вопрос, как раскрыть музыкальность, сформировать музыкально-режиссерский слух или что-то иное, что даст режиссеру возможность грамотно формировать музыкальную партитуру спектакля, театрализованного представления. В связи с тем, что нет четкого определения музыкально-постановочных умений режиссера, мы решили ввести данное определение в обиход наших рассуждений. Первоначально следует обратиться к характеристике содержанию режиссерской деятельности. «Режиссер» — (франц. régisseur, от лат. rego — управляю), творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером» [2]. Исходя из данного определения, мы видим важность понятия постановки в деятельности режиссера. «Постановка — творческий процесс создания драматического, оперного и балетного спектакля, циркового представления, эстрадного обозрения, а также кинофильма. Постановка осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, который включает: идейное истолкование (интерпретацию) пьесы; характеристики отдельных персонажей; определение необходимых стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения; решение спектакля во времени: ритм и темп спектакля; решение спектакля в пространстве: мизансцены, планировки; определение характера и принципов оформления» [2]. Далее охарактеризуем понятие «умение». «Умение — это освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания» [5, с. 359]. Таким образом, музыкально-постановочные умения режиссера, на наш взгляд — это освоенный способ подбора музыкального оформления для драматургии конкретного спектакля, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний о музыке, развитостью музыкальных и музыкально-режиссерских способностей, осведомленностью о психологических законах воздействия музыкального искусства на восприятие зрителя и навыков работы с музыкальным материалом. Исходя из определения, мы видим необходимость развития музыкально-постановочных умений режиссера, которые найдут свое отражение в художественном и адекватном подборе музыкального оформления и грамотной его фиксации в музыкальной партитуре сценария. Для формирования данных умений необходимо развитие музыкально-режиссерского слуха, овладение способами музыкально-режиссерского анализа, элементами нотной грамоты и общими музыкальными знаниями. Одним из важных компонентов формирования музыкально-постановочных умений является осведомленность режиссера в области драматургических возможностей музыки в театрализованном представлении. Для того чтобы более подробно осветить и раскрыть драматургические функции музыки в театрализованном представлении, необходимо обратиться к характеристике понятия «музыкальная драматургия». Каждое произведение, которое получает сценическое воплощение, имеет свою драматургию. Драматургия — это «столкновение и взаимодействие различных характеров в их развитии» [8, с. 26]. Театрализованное представление характеризуется наличием двух драматургий: сценарная драматургия и музыкальная драматургия. Сценарная драматургия определена литературным текстом, который описывает событийную последовательность, ситуации, в которых проявляют себя и развиваются характеры персонажей. Музыкальная драматургия театрализованного представления складывается из столкновения различных музыкальных характеристик и их развития, которыми наделены действующие лица, события и ситуации. Музыкальная драматургия театрализованного представления близка музыкальной драматургии произведений музыкально-сценического жанра (опере, балету, оперетте).«Музыкальная драматургия — система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие основы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определенная последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитии, кульминация, развязка). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства соответственно природе их выразительных средств. В опере происходящее на сцене выражается музыкой, то есть пением действующих лиц и оркестром. В балете, танцем, пантомимой и оркестром. Вместе с тем и в том и в другом случае музыка является главным обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отдельные ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет все скрытые стороны поведения действующих лиц, их сложные внутренние взаимоотношения, часто непосредственно выражают главную идею произведения. Ведущая роль музыки в опере и других видах музыкально-драматического искусства определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы. Специфика музыкальной драматургии проявляется в большей сжатости и лаконизме либретто в сравнении с литературной драмой. Еще более условный и обобщенный характер свойственен балетному сценарию, поскольку язык жестов и пластики не обладает той степенью дифференцированности и смысловой определенности, которые присущи словесной речи. Существуют смешанные формы музыкальной драматургии, соединяющие элементы оперы и словесной драмы (оперетта, зингшпиль)» [2]. Проанализируем драматургические функции музыки в театрализованном представлении, предложенные Л.М. Марголиным в работе «Музыка в театрализованном представлении» [8]: функция создания эмоциональной атмосферы действия. Данная функция позволяет режиссеру создавать и корректировать эмоциональный строй театрализованного представления средствами музыкального искусства. Технология создания единого настроения театрализованного представления включает в себя достаточное внедрение в ткань театрализованного представления музыкальных произведений необходимого настроения (количественная сторона), определение участка театрализованного представления для внедрения музыкального материала (узловой, второстепенный, проходящий моменты), подбор выразительной, яркой, глубинно-эмоциональной музыки. Эмоциональное развертывание театрализованного представления средствами музыки бывает двух основных видов — это создание настроения идентичного сюжету и создание настроения контрастного сюжету. функция создания национального колорита и колорита эпохи. Данная драматургическая функция музыки является одной из самых основных. Заключается в создании при помощи музыкального материала национального колорита, колорита эпохи, обозначении места и времени действия. Ярко выраженные национальные или стилистические черты музыки усиливают достоверность происходящего на сцене. Говоря об этой драматургической функции музыки, необходимо особо отметить возможности песни в её реализации. По словам Л.М. Марголина, именно песня «как ни один другой из музыкальных жанров обладает временной чуткостью, точно и емко выражает и психологию, и настроение, и всю неповторимость того времени, которому она посвящена» [8, с. 38]. Применение песенного жанра в режиссерской практике для реализации характеризуемой драматургической функции музыки ограничено. Используется весьма неширокий спектр песенного материала. Это связано со сложившимися штампами и стереотипами, а также с узостью режиссерского кругозора в области музыкального искусства. функция создания характеристики. Эта функция проявляется в том, что участие музыки в театрализованном представлении содержит в себе элементы характеристики. Объектами музыкальной характеристики могут являться: человек, его душевный мир, темперамент, характер и т.д., а также группа людей, участники и свидетели тех или иных событий. Существуют два вида музыкальных характеристик: непосредственно создающие образ и косвенно создающие образ (по отношению персонажа к музыке). Первый вид может реализовываться при использовании различных типов театральной музыки, как сюжетной, так и условной. Второй вид может прибегать только к сюжетной музыке, так как у действующих лиц есть возможность реагировать на нее только при условии её восприятия. Известны также основные приемы применения музыкальной характеристики, используемые режиссерами в практике театрализованного представления: самохарактеристика (музыка исполняется самим героем), косвенная характеристика (реакция на звучащую музыку), музыка, описывающая принадлежность событию, комическая характеристика. функция изображения внутреннего действия и состояния. Актерскими выразительными средствами, раскрывающими внутренний мир действующих лиц, являются жест, слово, поступок. К неактерским средствам относится музыка. В сочетании с актерскими, она может передать и отразить чувства, переживания и размышления героя, не передающиеся словесно, причем в ярко-эмоциональном исполнении. В данном случае музыка является средством материализации чувств героя или группы лиц. функция обобщения через музыку. Данная функция заключается в раскрытии при помощи музыки основного замысла произведения. Обобщающая функция всегда тесно связана с режиссерским отношением к происходящему. К основным видам музыкальных обобщений относятся контрастное (наиболее яркое) и резюме (музыка едина с образным содержанием, выражает сквозную линию). темпо-ритмическая функция создания. Термин «темпо-ритм» определяет один из важнейших моментов сценического творчества. Сценический темпо-ритм — это темпо-ритм действия, от самого малого (простого физического движения) до самого большого (сквозного действия спектакля). Ритм внутренней жизни актера на сцене определяет собой ритм его физического поведения. В музыке ритм выражен ритмическим рисунком. Введение режиссером музыки в сценическое действие дополняет его видимые, ощутимые ритмы или вскрывает невидимые, придавая всему большую ритмическую определенность. Сущность музыкального ритма заключается в том или ином чередовании звуков одинаковой или разной длительности, соотносимых со временем. Основой ритма пластического движения является пространственное расстояние, преодолеваемое за ту же единицу времени. Общей точкой соприкосновения является — время, соответствие звуков и перемещения различных предметов в пространстве. Музыка в театрализованном представлении, может оказывать влияние на темпо-ритм постановки в двух вариантах. Первый вариант — когда музыка и действие имеют одинаковый темпо-ритм. К этому варианту можно отнести: музыку, сопровождающую сцены, имеющие выраженный ритм движения (строевой шаг, танцевальные номера), усиливающую динамику, скорость движения (погоня, состязание, бег). Второй вариант — когда музыка и действие имеет разный темпо-ритм. В данном случае музыка может создать видимость более быстрого, чем на сцене или, наоборот, более медленного движения. Эмоциональная и динамическая сторона музыкального движения должны образовывать неразрывное единство. функция создания лейтмотива. Большие возможности в музыкальном оформлении принадлежат функции создания лейтмотивов. Лейтмотив — повтор музыкальных тем, сквозное их звучание. Лейтмотив сопровождает неоднократное появление действующего лица, повторение события или упоминание о нем. Важным принципом применения лейтмотива является его связь с действием, сам по себе он не имеет смысла. функция создания контраста. Ярким приемом применения музыки в театрализованном представлении является принцип контраста. Заключается он в движении музыки по внутренней, скрытой линии подтекста, психологического, скрытого содержания. Музыка в таких случаях не непосредственно раскрывает состояние героя, а своим эмоциональным содержанием как бы противоречит ему, выражая чувства, диаметрально противоположные тем, что переживет в данный момент персонаж. Музыка может звучать в контрасте с различными компонентами представления: с оформлением, с действием. Знание основополагающих драматургических функций музыки позволяет режиссеру отойти от механического применения музыкального материала при постановке зрелищных видов искусства. Так как формализм в данном вопросе лишает специалистов в области режиссуры возможности использовать богатый потенциал музыкального искусства, заключающийся в его эмоциональном воздействии на духовный мир зрителя. Осведомленность в области драматургических возможностей музыки приучает режиссера к обдуманности и обоснованности действий, связанных с составлением музыкально-шумовой партитуры постановки, что постепенно позволяет выработать музыкально-постановочные умения и, в конечном итоге, повышает качество режиссерского продукта.Литература: Бегак, Е. Музыкальное оформление спектакля: беседы с руководителями театральной художественной самодеятельности / Е. Бегак. — Москва : Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1952. — 55 с. Глоссарий [электронный ресурс] . — Режим доступа : http: // www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRvlgqro Гоберник, Г. «Музыка» и «музыкальность» спектаклей современного драматического театра / Г. Гоберник // Мастерство режиссера — 1-5 курсы / под общ. ред. Н. А. Зверевой. — Москва : РАТИ-ГИТИС, 2007 . — С. 501—508. Грум-Гржимайло, Т. Н. Музыка и драма / Т. Н. Грум-Гржимайло. — Москва : Знание, 1975. — 46 с. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005 . — 448 с. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. — Москва : МГУКИ, 1998. Лензон, В. М. Музыка советских массовых революционных праздников / В. М. Лензон. — Москва : Музыка, 1987. — 80 с. Марголин, Л. М. Музыка в театрализованном представлении / Л. М. Марголин. — Москва : Советская Россия, 1981. — 86 с. Меерович, И. М. Музыка в спектакле драматического театра: Учебное пособие / И. М. Меерович. — Москва : ГИТИС, 1983. — 72 с. Меерович, И.М. Музыка как выразительное средство спектаклей драматического театра / И. М. Меерович // Мастерство режиссера . — 1-5 курсы / под общей ред. Н. А. Зверевой . — Москва : РАТИ-ГИТИС, 2007 . — С. 368—381.