Тема: А.И. Приставкин «Портрет отца». Цели: познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», с жизнью людей в годы войны; отрабатывать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения; развивать речь, скорость чтения, мышление; воспитывать любовь к Родине, своему народу, чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины, за мужественные подвиги воинов.Ход урокаОрганизационный момент.Сообщение темы и цели урока.Изучение нового материала. а) Вводная беседа. Русская земля всегда привлекала другие народы своей красотой, богатством, большой территорией. Русский народ всегда выходил на защиту своей земли и сражался до последнего вздоха. Шёл 1941 год. На нашу страну, без объявления войны, напала фашистская Германия. Крепко спала наша страна после трудового дня, а по ту сторону границы немецкие генералы нетерпеливо поглядывали на часы. Всё было готово для вторжения, все ждали только сигнала, чтобы перейти границу. Последние 5 минут.^ Стихотворение «Такою всё дышало тишиной» Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось. Короткой ночи расплывались тени В лучах на травы падала роса Был июнь и было воскресенье И тихие светились небеса. И спали люди при открытых окнах Последние досматривали сны, Когда земля от первых взрывов, вздрогнув, Лишилась этой мирной тишины. (Левитан- объявление о войне)-запись (песня «Священная война»)-видео-фильм-На рассвете 22 июня тысячи самолётов и танков с чёрными крестами стали бомбить и обстреливать наши города. Суровая весть о начале войны быстро облетела каждый дом, каждую семью. На защиту Отечества встал весь народ. Под песню «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» отправлялись на фронт советские солдаты. Тысячи подвигов совершались на фронтах и в тылу. Даже дети помогали взрослым. Были связными у партизан, ухаживали за ранеными, стояли в цехах за станками, в поле убирали урожай. «Всё для фронта, всё для победы!»- с такими словами трудился наш тыл. Не было во всей стране ни одной семьи, ни одного дома, которых бы не коснулась война. С нашего Татарского района на фронт ушло 14 120 человек, 5896 из них не вернулось.Много советских солдат и мирных жителей было убито в первые дни войны. Фашистские войска продвинулись на большое расстояние вглубь нашей страны, было захвачено много городов и сёл. Из захваченных городов и деревень вывозили детей в другие города. Родители и дети иногда даже и не знали, где находятся их близкие, что с ними, живы ли они. Детей размещали в детдома.б) Работа над произведением.Сегодня мы познакомимся с историей, которая произошла с одним мальчиком, который не знал и не помнил своих родителей.^ Чтение по «цепочке» с заданием. Почему мальчик был согласен отдать другу всё, что у него было за портрет своего отца? Как бы ты поступил на его месте? Беседа о прочитанном. 1.Какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа? 2.Кого вам стало жалко: мальчика или Володьку? 3.Мог ли быть на обложке книги портрет его отца? 4.Почему он так поступил? 5.Правильно ли он сделал? 6.Можно ли его простить за совершённый поступок? Чтение по ролям (отрывок) Как вы должны читать слова мальчика? (настойчиво, смело, с уверенностью). Как вы должны читать слова Володьки Акимцева? (с усмешкой, с завистью, с болью). -Самостоятельное чтение.-Чтение отрывка по ролям.Почему Володька не взял ничего за обложку? Поверил ли он, что это был его отец? Что было на сердце у Володьки?-Выборочное чтениеКто был изображён на обложке книги? Что сделал герой рассказа с книгой? С кем поделился герой рассказа о своей находке?Что сказала Ольга Петровна, посмотрев на оторванную обложку? Что сказал Володька герою рассказа? Что просил взамен портрета Володька у героя рассказа?Много детей во время войны остались без родителей. Не по своим годам они были серьёзны, рассудительны. Война лишила их детства. (стихотворение) В дни войныГлаза девчонки семилетней,Как два померкших огонька.На детском личике заметнейБольшая, тяжкая тоска.Она молчит, о чём ни спросишь,Пошутишь с ней-молчит в ответ,Как будто ей не семь, не восемь,А много, много горьких лет. Агния БартоПочти 1414 дней продолжалась самая тяжёлая и жестокая война. Закончилась она полным поражением фашистской Германии. Наши солдаты дошли с боями до Берлина и в мае 1945года подняли над вражеской столицей красный флаг. Каждый год мы отмечаем 9 Мая День Победы. В этом году мы празднуем Великую Победу в шестьдесят шестой раз. В этот день мы вспоминаем миллионы человеческих жизней, которые унесла война. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому обязаны счастьем жить на этой земле. Песня «День Победы», стихотворение «Родина», слайды.Родина-это Кремлёвские звёзды, И над рекою откос. Чистое золото осени поздней, Шум белоствольных берёз.Родина-это и небо над нами, Наши дела и мечты. Торжественный гимн и наше знамя. Всё это Родина ты.Родина-это поля и нивы, Голос ручья в тишине. Самое, самое в жизни родное. Всё что вокруг и во мне.4.Итог урока: Что запомнилось на уроке? Чему учит рассказ? Что нового узнали?5.Оценивание. 6.Домашнее задание: приготовить сообщения о мужественных поступках людей в мирное время.