А. С. Даргомыжский (1813 - 1869)Я вас любил Жанр: романс для голоса с фортепиано.Автор стихов: А. С. Пушкина.Время создания стихотворения: 1829 год. Издано в «Северных цветах на 1830 год». Время создания романса: год. Многие стихи А. Пушкина были положены на музыку не одним композитором. Это можно смело утверждать и по поводу данного стихотворения. Причем, придется сделать определенное усилие, чтобы ясно осознать, что та мелодия, которая сразу же возникает в сознании любителя музыки при упоминании романса на эти стихи, будет – мы это признаем – не героя нашего очерка, А. Даргомыжского, а более позднего композитора, принадлежащего уже не только XIX веку, но и XX столетию – Бориса Шереметьева (1822-1906). Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим. 1829 К концу 30-х – началу 40-х годов XIX столетия вокальное творчество Даргомыжского охватывает уже все основные жанры русской вокальной лирики того времени. Среди романсов встречаются уже подлинные шедевры. Из двух десятков произведений, созданных композитором к этому времени, восемь написаны на слова А. Пушкина. Среди них романс «Я вас любил». В этот период у композитора преобладают лирические романсы (элемент комический, характерно-бытовой пока еще лишь изредка проникает в его музыку). В лирических романсах безраздельно господствуют светлые внутренне уравновешенные чувства и настроения. Музыкальная форма романсов этого времени, рождающаяся в плавном течении музыкально-гармонической ткани, отличается замечательным лаконизмом и отточенностью. Достаточно сказать, что такой шедевр как романс «Я вас любил» - это всего одностраничная миниатюра. Здесь нельзя не заметить благотворного влияния М. Глинки, творческое общение с которым становится с этих лет важнейшим фактором в развитии композиторского таланта А. Даргомыжского. М. Глинка так описывает появление у него А. Даргомыжского и свое знакомство с ним: «Приятель мой, огромного роста капитан (теперь генерал-майор и командир Полоцкого егерского полка в действующей армии) Копьев, любитель музыки, певший приятным басом и сочинивший несколько романсов, привел мне однажды маленького человечка в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил пискливым сопрано. Когда он сел за фортепиано, оказалось, что этот маленький человек был очень бойкий фортепианист, а впоследствии весьма талантливый композитор – Александр Сергеевич Даргомыжский». Но не только одно влияние М. Глинки можно констатировать у А. Даргомыжского в это время. В его творчестве отчетливо начинает проявляться его собственное стремление к максимально выразительной передаче речи средствами мелодии, то есть особое внимание к декламационности, хотя пока еще господствует чисто мелодическая форма изложения. Так, в романсе «Я вас любил» начальные речевые обороты мелодии дважды замыкаются в концах предложений традиционными мелодическими каденциями- росчерками. В целом в камерной вокальной лирике А. Даргомыжского 40-х годов утверждаются эстетические принципы Пушкина и Глинки. Большинство лучших романсов композитора родственны классическому глинкинскому стилю.