День первый. Моя практика проходит на базе «Специальной общеобразовательной школы № 19». Школа открыта в 2001 году, до этого обучение осуществлялось на базе закрытого интерната № 5. Сегодня директором школы № 19 является Шаргина Ирина Павловна. Завучем начального и среднего звена является Бурдаева Галина Ивановна. В школе обучаются дети с лёгкой формой умственной отсталости (дебильностью)
и есть специальный класс, в котором обучатся дети с имебицильностью, второй степенью умственной отсталости, способные только к обучению элементарным трудовым навыкам. В школе два психолога и с детьми ведётся очень активная работа по устранению недостатков. Психологи ведут организационно-методическую работу, на каждом ребёнке проводится фронтальная, индивидуальная диагностика и так далее. В образовательном учреждении ведётся коррекционно-развивающая работа, как со
всеми детьми, так и с детьми группы риска, обычно стоящими на учёте по делам несовершеннолетних. Ведётся активная работа с детьми сиротами и инвалидами. После каждого вида диагностики, психологической службой составляется заключение: планы включают диагностическую работу, различные тренинги: на адаптацию, сплочение, повышение учебной мотивации и так далее. В начальной школе ведётся коррекция сенсорной сферы и познавательной мотивации.
Хотелось бы добавить и о просветительской работе психологов, которая включает в себя различные профилактические беседы: на тему наркомании, курения так далее, в этом году планируется провести беседы о профилактике суицидальных состояний. Конечно, эта просветительская работа затрагивает и родителей ребят, которые по необходимости могут получить результаты диагностик, проведённых с их детьми, а также даются советы и рекомендации по улучшению условий жизни этих детей.
Самооценка профессиональных умений и навыков Перечень умений Уровень умений До практики После практики Самооценка Оценка препо-давателя Самооценка Оценка преподавателя Проектировочно- прогностические умения. 1.Умение прогнозировать: развитие и воспитание личности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
2.Умение ставить цели и формулировать задачи психолого-педагогической деятельности. 3.Умение планировать исследовательскую деятельность. 3 Организаторские умения. 1.Умение организовывать детей и педагогов в различных видах деятельности: игровой, диагностической т.д. 2.Умение осуществлять индивидуальный подход к детям. 3.Умение создавать условия для полноценного изучения и раскрытия личности.
2 Диагностические умения. 1.Умение применять различные методы психодиагностики с целью изучения личности, коллектива, деятельности. 2.Умение анализировать: продукты детской деятельности, оснащение педагогического процесса, свою деятельность. 3.Умение составлять психолого-педагогическую характеристику на коллектива. 4.Владение педагогической рефлексией. 1 Практические умения. 1.Умение применять невербальные приемы раскрытия на общение.
2.Умение применять вербальные приемы раскрытия на общение. 3.Умение создавать игровую ситуацию 4.Умение устанавливать контакт, регулировать процесс групповой динамики. 5.уметь организовывать рефлексию на занятии. 6.Умение контролировать свои проявления. 3 Коммуникативные умения. 1.Умение целенаправленно организовывать общение и управлять им.
2. Умение регулировать взаимоотношения с детьми и взрослыми. 3.Умение публично выступать перед педагогическим коллективом и родителями. 4.Владение педагогическим тактом 5.Умение создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества. 6.Умение разрешать конфликтные ситуации в детском и взрослом коллективе. 7.Умение управлять своим поведением и настроением.
8.Умение четко и убедительно выражать свои мысли. 9.Владение демократическим стилем поведения. 3 Исследовательские умения. 1.Умение поставить цели, задачи и ра зработать соответствующий план исследовательской работы. 2.Умение истолковать результаты, полученные в ходе исследования. 3 Оценка личностных качеств Качества личности Не выражены
Слабо выражены Ярко выражены Принципиальность + Организованность + Увлеченность + Наблюдательность + Эрудированность + Творческий подход + Ответственность + Требовательность + Целеустремленность + Самостоятельность Дисциплинированность + + Общительность + Внимание к людям + Доброжелательность +
Самокритичность Скромность + + Уравновешенность + Рефлексия дня. В первый день произошло знакомство со школой, и были рассмотрены основные направления работы психологической службы. В прошлом году были освещены эти направления именно в той школе, но, по-моему, мне удалось более чётко систематизировать их. Большее развитие должно проявиться в проектировочно-прогностических и исследовательских, диагностических умениях, хотя сегодня в результате первого общения с детьми, я почувствовала себя увереннее,
поэтому возможно, что коммуникативные навыки будут совершенствоваться, для этого я буду прилагать усилия, ведь в процессе мною будут проведены практические методики, как группового и индивидуального характера. Свои умения я оценила объективно, и думаю, что с задачей справилась, так первым шагом стало уверенное первичное знакомство не только со школой, но и с классом, в котором, я буду проходить практику, в котором я почувствовала себя комфортно и думаю, что справлюсь с практическими и теоретическими заданиями практики.
День второй. Приложение 2. Первичная характеристика классного коллектива. По материалам беседы с классным руководителем, изучения документации, наблюдения за поведением учащихся на уроках, переменах, свободной деятельности были проведены исследования. Школа 19, класс 6 «Б» , возраст детей: возраст большинства 13-14 лет. Классный руководитель: Хабарова Марина Александровна
Какой предмет ведет: русский язык и чтение 1.Количественный состав класса: в классе 12 детей, один ребёнок находится на домашнем обучении в связи с заболеванием. Класс посещают 11 человек. Девочек: 1 человек Мальчиков: 10 человек 2.Из полных семей в классе пять человек, воспитываются они одной матерью, у трёх из них мама временно не работает, четверо человек находятся в опекунских семьях, один человек из которых из
многодетной семьи, в одной из них опекуном является один человек. У одного человека оба родителя, но мать домохозяйка, а у отца временные работы. Соответственно, в семьях, нелучшее, нестабильное материальное положение. 3.Все ученики находятся на учёте у психиатра, поскольку школа специальная. Один человек наблюдается у невролога, некоторые стоят на учёте у врачей по поводу дефицита массы тела,
а также перинатальной умственной отсталости, нарушений слуха. 4. Четверо детей из класса посещают спортивный кружок, а остальные дети записаны в кружок «Книголюб». Оба кружка осуществляют свою работу на базе самой школы. Шесть мальчиков посещают футбольную секцию, и в этом деле имеют успехи. 5. Коллектив неорганизован, дети бывают довольно взбалмошны, нецензурны в высказываниях, настоящих
дружеских отношений не прослеживается, только присмотревшись, можно увидеть, какие группы складываются в классе: это видно из того, кто с кем сидит. Отношение к учёбе неоднозначное, в силу умственной отсталости и взбалмошности многие дети не могут сосредоточиться, но во время урока можно заметить, что многие стремятся к успеху и очень хотят получить хорошую оценку, но в силу умственной слабости и нежелания понять предмет, не всем это удаётся. Хорошистов в классе нет, один мальчик вполне мог бы быть им, если бы не тройки
по музыке. Познавательная активность хромает из-за отсутствия у многих теоретического мышления, умения включаться и сосредотачиваться в работу. 6. Настоящей дружбы в классе, как было сказано выше, замечено мною не было, класс несплочённый, им довольно трудно выполнить совместное задание. Одну кличку я услышала, хотя в классе таких кличек много, многие употребляют нецензурные слова. Дети разговаривают друг с другом часто доброжелательно, но употребляют нецензурные слова.
Драк в классе пока замечено не было, агрессивность проявляется иногда, в слабой, больше шутливой форме, в крупные инциденты она не перерастает, но и такой исход событий, по-моему, возможен. 7. Дружба не проявляется, поступки, когда дети выручают друг друга, встречаются, одалживают друг другу письменные принадлежности и так далее. 8. Общественная жизнь: в классе проводятся мероприятия по профилактике табакокурения, наркомании и так далее. На классных часах детей пытаются настроить на игры, сплотить
и развить коллектив Рефлексия дня. Велось наблюдение за учениками. Эта теоретическая работа не затруднила меня и препятствий не вызвала. Наблюдение за классом было свободным и интересным, общая, первичная картина классного коллектива получилась точной, школьный журнал стал дополнением к моей работе. Также я хорошо справилась с коммуникативным аспектом, общение с детьми уже помогло дорисовать картину
о них, а также в уме можно прогнозировать недалёкое будущее классного коллектива. В своей сегодняшней работе я повторила метод работы, чаще проделываемой мной в течение практики на первом курсе: наблюдение, изучение документации. День третий. Приложение 3 Наблюдение за проявлением внимания и его особенности у учащихся во время урока. 1. В начале урока дети кричат, некоторые дерутся, но больше в шутку.
Учитель, для того, что успокоить детей сначала громко приветствует их, но не в силах перекричать, просто на время замолкает и дети сразу успокаиваются. 2.Когда учительница начинает записывать новую тему на доске, то дети не сосредоточены, отвлечены. Но когда она начинает диктовать предложения, а в данном случае, слова песни, то дети сосредотачиваются. В процессе закрепления темы, снова происходит отвлечение, но после учительница предупреждает, что ребята плохо спели песню и она может их задержать.
В результате внимание снова становится устойчивым, но к концу урока оно снова рассеивается. Причинами отвлечения внимания служат разговоры с товарищами, дурачество, разговор каждого с учителем, искажение песни, разногласия сидящих рядом детей. Переключается внимание так: в начале урока дети не собраны и отвлечены, в середине урока более собраны, потом опять возникает некоторое отвлечение, которое учитель снова сосредотачивает.
Выражается переключение постепенно, начавшись со слабых разговоров и смешков, оно доходит до жужжания. Причинами, вызывающее переключение являются другие дети, желание исказить песню, проговариваемую учительницей, а впоследствии сосредоточение. Сменяются произвольное и рассеянное внимание. 3. Когда учительница диктует слова пенсии «Чёрный ворон», многих детей оживляют слова песни, они пытаются их исказить, а также понять, отвечать, когда учительница спрашивает, о чём эта песня.
Учительница говорит громким чётким голосом, стиль проведения уроков демократический, что ведёт к недисциплинированности, в целом, переключению внимания, но в то же время есть способность заинтересовать детей, собственное исполнение песни, предупреждение, просьба, которые оказывают внимание на сосредоточенность детей. 4.Приёмы: просьба, поощрение, предупреждение. Помогали сосредоточить внимание и чуть улучшить дисциплину. Поощрение выражалось в выставлении положительной оценки, что привело к восторгу ребёнка, признавшегося,
что это первая пятёрка по этому предмету за весь год. 5.Недисциплинированность детей не даёт преимущество приёмам учителя, но в то же время приёмы эти правильны: они не жёсткие, не авторитарные, а спокойные, справедливые, но они не могут до конца привести виды внимания в нужное русло. 6.Учительница согласовала свои приёмы с возрастными особенностями детей и их умственными способностями, пытаясь сотрудничать с детьми, что необходимо для подростков.
7.В основном, эмоциональное состояние было приподнятым, что вызывало частое отвлечение внимания, его рассеянность. 8.Активность средняя, особая старательность проявилась, когда учительница сделала предупреждение, что не отпустит детей, если ещё раз хорошо не споют песню. Фотозапись урока Рефлексия. День третий Мною была проведена работа по наблюдению за особенностями внимания у детей. Я сделала вывод, что внимание детей проявляется по-разному в разных условиях и на разных уроках,
в соответствии их значимостью для детей, уважению к учителю, моральными принципами и так далее. Демократический стиль уместен, но не совсем эффективен с этими детьми. Внимание детей повышается в беседе со своей учительницей, классным руководителем, к которой ребята привязаны и использование её авторитарно-демократического стиля повышает внимание. Дети избирательны к учителям, к старшим людям и более серьёзным для них предметам они относятся лучше,
ведут себя спокойнее. Наблюдаемый мной урок-это музыка, который ведёт молодая учительница, которая, по-моему, прекрасно владеет приёмами ведения урока, но именно из-за несерьёзного отношения к её предмету и к ней, дисциплину поставить практически невозможно. Я бы посоветовала обозначить преподавателю значимость этого предмета, показать насколько он поможет детям стать разностороннее. В процессе сегодняшней работы я повторила способ, практикуемый нами активно
в прошлом году - наблюдение, а также сделала вывод об особенностях внимания школьников, их отношению к предмету, на котором велось наблюдение, а также учителя, проводившему урок, а для себя я сделала вывод и об особенностях отношения детей к другим учителям. День четвёртый. Приложение 4. Социально-психологическая характеристика классного коллектива. Цель: изучение межличностных отношений в классе Ход исследования:
Изучение деловых отношений. Кого выбирают Кто выбирает 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Аппель Иван + 2. Афанасьев Руслан 3. Киреев Дмитрий 4. Пермитин Александр + + + 5. Самороков Валерий 6. Саитов Игорь + + 7. Миронников Владислав + + + 8. Юсупов Рустам + + + Кол-во выборов 5 6 7 1 3 1 0 0 Из всех взаимных выборов 3 3 3 0 2 0 0 0 : k = кол-во взаимных выборов
/ кол-во всех выборов * 100%. Коэффициент сплочённости: 11:22 умножить на 100%=50% Учебные взаимоотношения Кого выбирают Кто выбирает 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Аппель Иван + 2. Афанасьев Руслан + 3. Киреев Дмитрий 4. Пермитин Александр + + + 5. Самороков Валерий + + 6. Саитов
Игорь 7. Миронников Владислав + + + 8. Юсупов Рустам + + Кол-во выборов 4 5 7 1 1 4 0 2 Из всех взаимных выборов 2 2 3 0 1 3 0 1 Коэффициент сплочённости: 12:24 умножить на 100%=50% Личные взаимоотношения. Кого выбирают Кто выбирает 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Аппель Иван + + 2. Афанасьев Руслан 3. Киреев Дмитрий 4.
Пермитин Александр 5. Самороков Валерий + + 6. Саитов Игорь + + 7. Миронников Владислав + + 8. Юсупов Рустам + + + Кол-во выборов 2 3 3 2 4 0 0 2 Из всех взаимных выборов 1 0 1 0 2 0 0 0 Коэффициент сплочённости 4: 16 * 100 % = 2,5 Социограмма Деловые взаимоотношения Учебные взаимоотношения Личные взаимоотношения
Коэффициент сплочённости в деловых отношениях = 23:11=2% Изучение групповой дифференциации в классе. Групповая дифференциация № 1. Деловые взаимоотношения. Кого выбирают Кто выбирает 1 2 3 5 4 6 7 8 1. Аппель Иван + 2. Афанасьев Руслан 3. Киреев Дмитрий 5. Самороков Валерий 4. Пермитин Саша + + + 6. Саитов
Игорь + + 7. Мирошников Владислав + + + 8. Юсупов Рустам + + + Групповая дифференциация № 2. Учебные взаимоотношения. Кого выбирают Кто выбирает 1 3 5 2 6 8 4 7 1. Аппель Иван + 3. Киреев Дмитрий 5. Самороков Валерий 2. Афанасьев Руслан 6. Саитов Игорь 8. Юсупов Рустам 4. Пермитин
Саша + + + 5. Мирошников Владислав + + + Групповая дифференциация № 3. Личные взаимоотношения Кого выбирают Кто выбирает 1 5 3 2 6 8 4 5 1. Аппель Иван + + 5. Самороков Валерий + + 3. Киреев Дмитрий 2. Афанасьев Руслан 6. Саитов Игорь + + 8. Юсупов Рустам + + + 4. Пермитин Саша 5. Мирошников
Владислав + + 1. Как мы видим из данных социометрии, по всем критериям выбора лидером является Киреев Дмитрий. На вид он спокоен и не очень общителен, не всегда улыбчив, является скрытым лидером. Из групповой дифференциации видно, что чаще общается с Афанасьевым, который является лидером по учебным и деловым критериям, личные отношения с ним установлены слабо. Дима не особо заметен, но всегда с ним кто-то направлен на общение.
Не наблюдается выкриков с места, а также большого интереса к новым людям, например, как мне. Кажется, что он хочет остаться незаметным, но на уроках стремится отвечать. Мальчик находится на опекунстве у женщины, и, как выяснилось, является в классе самым старшим. В то же время в личных отношениях он идёт на втором месте по лидерству, что говорит, что в личных отношениях есть барьеры с учениками в классе. Эта социограмма установила, что многие из класса не готовы делиться
друг с другом личными тайнами. Отверженный по всем направлениям - Мирошников Владислав. Мальчик также не интересуется новыми людьми, как например, мною, при общении с ним говорит тихо. Сидит, как правило, один, на перемене общается с ребятами мало. На уроках отвечает мало. Ну и что удивительно, в классе он самый младший, как и самый старший – лидер. 2. Неизменным лидером во всех отношениях остается
Дима Киреев, в учебных и деловых отношениях он полностью солидарен с Афанасьевым Русланом, но в личных отношениях он не стремится с ним взаимодействовать, а стремится, скорее к Ивану Аппелю и Саморокову Валерию. В деловых отношениях он также склонен быть с Аппелем Иваном, но в личных отношениях тот является для него лишь приближённым. Дима Киреев и Самороков Валерий в личных отношениях гармонируют друг с другом.
Саитов Игорь попеременно становится принимаемым, приближённым и аутсайдером. Принимаемым во всех отношениях является Пермитин Саша. Юсупов является аутсайдером лишь в деловых отношениях, в остальных он - приближённый. Лишь один человек является аутсайдером на протяжении все отношений - это Мирошников Влад. Следовательно, лидерство, безусловно, и устойчиво лишь у одного человека,
Димы, как и отверженность (Влад) лидерами попеременно становятся Валерий, Руслан и Ваня, а аутсайдерами Игорь и Рустам. 3. В деловых взаимоотношениях, безусловно, вместе взаимодействует Ваня, Руслан и Дима. Иногда к ним может подключаться и их приближённый-Валера. Саша и Игорь принимаемы ими, но не дружны и вряд ли хотят взаимодействовать в этих отношениях.
Полностью отвержены от группы по этому критерию - Влад и Рустам. Как показывает таблица дифференциации деловых отношений, то четыре человека находятся в тесном взаимодействии: Ваня, Руслан, Дима и Валера. В учебных взаимоотношениях Дима и Руслан являются ведущими. Вероятно, они могли бы обратиться за помощью к Игорю и
Ване, так как они приближены к ним в этих отношениям. Ваня принимает Валеру и мог бы обратиться за помощью в этих вопросах, Рустам мог бы сотрудничать с Игорем, а к Саше мог бы обратиться отверженный Влад. Чётко вырисовывается большая группа учеников, находящихся по этому критерию в контакте: Ваня, Дима, Валера, Руслан, Игорь и Рустам. Всё это говорит, что ребята больше доверяют друг другу
в учёбе, им нужна помощь и некоторые готовы сотрудничать с теми, с кем бы не стали общаться из-за других отношений Как показывает социограмма личных взаимоотношений, многие ученики не считают близкими людьми подростков из своего класса, поэтому не могут доверить им личные секреты. Валерию, являющемуся первым из лидеров в этом направлении, доверили бы свои секреты второй лидер Дима, а также приближённый Ваня. Валерий тоже может доверить им тайны.
Но если Иван хотел бы с Димой делиться секретами, то Дима уже не мог выбрать в этом направлении близких ему людей. Хотя Ваня, Валерий и Дима сплочены по этому критерию. Самый маленький коэффициент сплочённости по личным отношениям. В соответствии с полученными результатами можно сформулировать некоторые рекомендации: с ребятами нужно
проводить тренинги по сплочённости, взаимодействию, стремиться учить их организованности. Возможно включать в игры упражнения, где детям ненавязчиво предлагается сказать, что произошло с ними вчера, что интересного произошло сегодня утром и так далее. Привлекать к сотрудничеству с другими детьми отверженного Влада, чаще сажать его с другими людьми, попытаться посадить его с
Димой. Но этот совет сильно не воплотится в жизнь навсегда, мальчик должен больше сидеть с Валерием, по наблюдению, они всё-таки общаются. Во время учебного задания подключать к большой группе детей, дифференцировавшихся вместе по учебным взаимоотношениям привлекать остальных ребят. Пересаживать на некоторое время лидеров с принимаемыми, сидящими отдельно учениками Рефлексия. День четвёртый Проведение социометрии трудностей не доставило, но вызвало такие неприятные
моменты, как то, что ребята не могли написать кого-либо по каким-то критериям. Большую сложность вначале доставило изучение способов обработки результатов социометрии, составление таблиц и выполнение таблиц в компьютерном варианте. Характеристика класса теперь видна как на ладони, что необходимо для дальнейшей практической работы с детьми. Составление рекомендаций мне даётся с трудом, и я не знаю, насколько точны и полны, получились
мои рекомендации, я буду каждый день стараться работать над этим. Сегодня я попыталась провести в классе динамическую перемену, но удалось провести только упражнение «Угадай, кто нарисован», в котором последний ребёнок рисует у другого на спине фигуру, а остальные должны угадать, закрыв глаза. Каждый передаёт этот рисунок другому, а первый человек должен угадать, что было задумано последним. Перемена проводилась под присмотром учителя, класс очень не собран, не всех удалось
вывести на игру, дети не хотят, чтоб велась фотосъёмка во время игры, зато некоторые охотно фотографируются по отдельности. Я должна совершенствовать свои навыки по способам организации детей и умению давать практические рекомендации. День пятый. Характеристика класса по данным социометрии. Класс, в котором проходит моя практика, не собран. Неизменным лидером остаётся Киреев Дмитрий. Это очень спокойный молодой человек, который способен рассуждать
глубже всех, более развито логическое мышление. Дима привлекает к себе уважение, возможно и потому, что является в классе самым старшим. Наиболее приближены к нему Аппель Иван и Самороков Валерий. Ваня очень подвижный и общительный мальчик небольшого роста, общается со многими, но как видно, больше с Димой, Валерой и Русланом, в то же включённым в эту дифференциацию, только не по личным отношениям.
Как видно, у Димы и Вани доверие по всем критериям. Ваня способен и на нецензурные слова, является одним из заводил в классе. Самороков Валерий молодой человек, тоже общительный, небольшого роста, в учёбе особо не заметен. Руслан-лидер лишь в учебных и деловых отношениях, но не в личных. Он старается выглядеть любезным, улыбается, общителен, сидит рядом с
Димой. По журналу у него все хорошие оценки, кроме музыки. В учебных отношениях к Игорю, Валерию, Руслану и Диме добавляется также Саитов Игорь и Юсупов Рустам. Игорь спокойный, постоянно шутливый и улыбчивый мальчик. Из некоторых источников узнала, что у мальчика талант к рукоделию. Я не заметила его особого общения с кем-то одним, он одинаково весел со всеми, любопытен к моей работе.
Стремится выбирать лидеров, что взаимно лишь в учебных отношениях и совпадает выбором с Юсуповым Рустамом по двум критериям. Юсупов Рустам также входит в большую группу взаимно выбранных в учебных отношениях. Мальчик этот спокоен, сидит один, не агрессивен. Принимаемым является Саша. Он особо не с кем не общается, сидит один, иногда может сделать шуточную пакость. Также выбирал лидеров. Аутсайдер по всем отношениям - это
Влад спокоен, сидит один. При разговоре у ученика тихий голос. Иногда я замечала, что он сидит с Валерием, но особо не общается ни с кем, вбирает, как правило, по всем критериям только лидеров. Во время проведения социометрии в классе не было Коли Захарова - он в меру общителен, постоянно улыбается, любопытен к моей работе, друзей и приятелей имеет не в своём классе. Могилевцев Алексей также больше одинок.
Гуммер Светлана - очень разговорчивая девочка в классе, просто мешающая провести урок, но веселая и любопытная, все эти качества в ней находятся сверх меры. Рефлексия дня. Мною составлена краткая характеристика класса. Класс, по-моему, очень спокоен, но личные отношения складываются очень плохо, многие ребята высказывают свой негативизм и неготовность делиться с друг другом личными отношениями.
Я составила характеристику класса по материалам социограммы. Я не знаю, насколько она полна и точна и в целом дала довольно краткую характеристику, мне кажется, что в чём-то эта характеристика субъективна, и в целом при проведении дальнейшей работы с классом, я буду уточнять некоторые параметры отношений ребят. В целом, составленная мною характеристика точно раскрывает групповую дифференциацию в группе и подчёркивает
несплочённость класса по личным критериям отношений. Я кратко написала, что требуются игры на сплочение, так как в предыдущий день попыталась дать полнее список советов. Шестой день На первой неделе практики я оценила свои умения и навыки в самом начале практики. Я собрала информацию о психологической службе школы. Повторила метод наблюдения, широко практикуемый на первом курсе.
Использовала метод опроса, метод систематизации данных. Первой практической и крупной работой стала обработка социометрии, которая помогла увидеть межличностные отношения в классе, которые в значительной точности совпадают с реальными. Обработка результатов затратила много времени и оказалась поначалу трудной для понимания, но после внимательного прочтения она оказалась нетрудной для восприятия.
Очень понравилось составлять характеристику класса по данным социометрии. Свои рекомендации ценными не считаю, если дадут возможность, то некоторые рекомендации можно воплотить в жизнь, если мне позволят проводить классные часы, и в то же время класс получится настроить на работу. Рефлексия дня. Я анализировала всё, что было проведено мною, в течение первой недели. Я попыталась чётко сформулировать методы, используемые мною в течение первой недели.
Общение с учениками мне очень понравилось и считаю, что стоит продолжать работать с ними в том же духе. Необходимо развивать коммуникативные навыки со всеми учениками одинаково. Мне хорошо удаётся не приукрашивать оценку учеников, так как несмотря на проявление симпатий к отдельным, считаю, что всем нужно давать справедливую и правдивую Восьмой день Методика «Мотивы учебной деятельности»
Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования. Анкета 1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно. 2. Учусь потому, что заставляют родители. 3. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии. 4. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки. 5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе. 7. Учусь потому, что нравится узнавать новое. 8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету). 9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей. 10. Учусь потому; что хочу больше знать. 11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать. 12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником А) широкие социальные мотивы:
3, 5 B) Мотивация благополучия: 4 C) Престижная мотивация: 6, 12 D) Мотивация избегания: 2, 9 E) Мотивация содержания 7, 10 F) Мотивация процессом: 11, 1 G) Узкие социальные мотивы: 8 Ученик А(3,5) B(4) C(6, 12) D (2, 9) E (7,10) F (11, 1) G (8) 1. Аппель Иван 3, 5 4 6, 12 9 7, 10 1 8 2. Афанасьев
Руслан 3, 5 4 6, 12 9 7, 10 11, 1 - 3. Захаров Николай 3 4 6, 12 9 7, 10 11 - 4. Киреев Дима 3, 5 4 6, 12 2, 9 7, 10 11 8 5. Могилевцев Алексей 3, 5 4 6, 12 9 7, 10 11, 1 8 6. Мирошников Влад 3, 5 4 6, 12 9 7, 10 11, 1 8 7. Пермитин Саша - 4 - 9 7, 10 1 - 8. Саитов Игорь 3, 5 4 12 9 7, 10 11, 1 8 9.
Самороков Валерий 3, 5 4 6, 12 9 7, 10 11, 1 8 10. Юсупов Рустам 3, 5 4 6, 12 2, 9 7, 10 11, 1 8 У Аппеля Ивана присутствует мотивы всех видов, кроме пункта, что он любит мыслить, соображать. Отсутствует пункт, что учиться заставляют родители. Мотивы разнообразны и ценны, но отсутствующий мотив из мотивации процессом, учеба не представляет для
него пищи для размышления. У Афанасьева Руслана отсутствуют узкие социальные мотивы, что очень ценно, учится не потому, что нравится учитель, а для себя. Отсутствует пункт, что учиться заставляют родители. У Захарова Николая также отсутствуют узкие социальные мотивы, и то, что учиться заставляют родители У Киреева Димы присутствуют все мотивы, в то же время мальчик указывает, что родители заставляют его
учиться. Он в анкете указывает, что интересен ему урок географии и что ему нравится учитель математики. Могилевцев Алексей и Мирошников Влад указывают также все мотивы: как и престижная, и благополучия и широкие социальные мотивы, но избегают пункта, что учиться их заставляют родители. У Пермитина Саши присутствует: мотивация благополучия, мотивация избегания, кроме опять же пункта, про учёбу из-за родителей, мотивация содержанием и процессом.
Не склонна для него, например, престижная мотивация, нет стремления завоевать авторитет, он учится для себя. У Саморокова Валерия опять же присутствуют все группы мотивов, кроме родительского наставления. У Юсупова Рустама присутствуют абсолютно все группы, единственный человек, который указывает, что учиться заставляют родители. Рефлексия Сегодня мною был испробован ещё один из методов практической психологии - это анкетирование. Анкетирование зависит от настроения опрашиваемых, от их скрытых поступков, поэтому
ненадёжно, но в целом, всё-таки может выявить и скрытые мотивы опрашиваемых. Многие из ребят внимательно подумали, прежде чем выполнить анкету. Я убедилась в том, что ребята очень способны к выполнению задания, старательно готовы выполнить это задание, но некоторые могли просто отметить галочками все варианты. Я проанализировала способы предложения этой анкеты детьми, оказывается, я не умею заинтересовать какими-
то особенными словами, но дети сами предлагают раздать её одноклассникам, интересуются о том, как её выполнять задания. Мотивы детей радуют, они довольно широкие у большинства и их не заставляют учиться родители. День девятый Анализ структуры психологической службы образовательного учреждения. План работы психологов образовательного учреждения довольно широк. Он включает в себя и проведение различных методик с детьми разного возраста, работа с их родителями,
а также тренинги с учителями, направленные на профилактику профессионального выгорания, стагнации. План работы для начальных классов и пятого класса направлен на проведение моторной диагностики на школьную мотивацию и адаптацию, что особенно необходимо для начальных классов. В этом образовательном учреждении у детей низкие показатели учёбы и у многих очень непослушный импульсивный характер, поэтому эти тренинги доля ребят очень необходимы.
Также с детьми 1-5 классов проводятся методики на выявление показателей познавательных процессов: памяти, внимания и воображения. Индивидуальная работа с родителями проводится для всех классов этой школы. План включает в себя и индивидуальную работу с учителями, а также с детьми группы риска. Все проведённые методики обрабатываются, и делается заключение, которое вкладывается в личные дела, заведенные на каждого школьника. Психологи также в этом году планируют посещать классы, имеющие трудности
в межличностном взаимодействии. Очень хорошим средством являются тренинги для учителей на снятие эмоционального напряжения и выгорания для учителей. Проводится диагностика познавательных способностей. Профилактические беседы проводятся с учащимися 5-8 классов о профилактике девиантного поведения. Для учителей также проводится интересный «Час разгрузки». Были организованы беседы с учащимися среднего звена на темы: «Суицид-это плохо» и «Жизнь-это счастье».
Для учителей проведены будут и различные семинары, например, тема одного из них «Создание условий для развития мотивации учебной деятельности школьников». Рефлексия дня Сегодня мной очень кратко была рассмотрена система психологической дружбы. Я убедилась, что система психологической службы достаточно разнообразна, стала больше представлять о своей профессии. День десятый Для изучения мною выбран
Мирошников Влад. Мальчик очень тихий и спокойный, в классе многие его обижают. Влад самый младший в классе и является аутсайдером, хотя общается с одним мальчиком, Валерой, который не выбрал его. Мальчик выглядит немного младше своего возраста, тринадцати лет. Выглядит здорово, немного устало. Сложение нормальное. Физические недостатки отсутствуют. Манера держать себя скованная.
Одежда аккуратная, обычно носит свитер и брюки. Лицо малоподвижное, слегка напряжённое, взгляд напряжённый. Движения малочисленные. Дрожание век, головы, губ, рук, тела отсутствует. Настроение чаще спокойное, грустное. Эмоции отсутствуют. Голос очень тихий, иногда снижающийся до шепота. Речь неясная, из-за тихой интонации. Не выделяется в классе. Мышление конкретное. Я считаю, что
Владу необходимы тренинги и упражнения для поднятия самооценки. Рефлексия Сегодня по результатам наблюдения я написала первично характеристику ученика Влада Мирошникова. Характеристика получилась довольно краткой, но впоследствии она будет расширена по результатам беседы, анкетирования, проведённых методик со всеми учениками. День одиннадцатый Методика «Кодирование» ФИО ученика
Кол-во фигур (первая минута) Всего фигур за 2 минуты Всего ошибок Характеристика внимания 1. Аппель Иван 21 52 5 ошибок (из них две за первую) Вхождение в деятельность, отклонения внимания, средний результат, средний темп. Рекомендация: упражнения на развитие внимания 2. Афанасьев Руслан 28 61 Две ошибки за первую минуту, на второй нет
Отсутствие нарушений внимания, эффект врабатывания, тренировки, несколько замедленное вхождение в деятельность. 3. Киреев Дима 21 36 Одна ошибка на первой минуте Внимание заторможенное, неправильное выполнение работы, в целом нарушений нет, утомляемость. Рекомендация: Мальчика не стоит торопить, он очень медленно входит в работу, а также основательно, поскольку по наблюдению видно, что он старательный и не отвлекается.
4. Захаров Коля 23 51 Одна ошибка на первой минуте Высокий результат, отсутствие нарушений нет, эффект врабатывания, замедленное вхождение в деятельность 5. Мирошников Влад 30 60 Ошибок нет Равное количество фигур, на первой и второй минуте, высокий результат, отсутствие нарушений внимания 6. Могилевцев Алексей 19 33 4 (три ошибки на первой минуте) Низкий результат, присутствуют отклонения, Высокая утомляемость.
Рекомендация: Внимание мальчика следует дополнительно контролировать, развивать 7. Пермитин Саша 36 73 2 (на первой одна ошибка) Равное кол-во деталей на одной и второй минуте, высокий результат, отсутствие нарушений внимания) 8. Саитов Игорь 46 76 19 (11 на первой) Высокий темп деятельности с большим кол-вом ошибок -показатель установки на скорость работы в ущерб её качеству либо импульсивный ребёнок.
Рекомендация: во время работы ребёнок просто торопился, ему нужно указывать, что качественно сделанная работа лучше. 9. Самороков Валера 25 52 Одна ошибка на первой минуте Высокий показатель, равное кол-во деталей на первой и второй минуте приблизительно 10. Юсупов Рустам 27 52 11 (9 на первой минуте) Высокий темп деятельности с большим кол-вом ошибок – показатель установки на скорость работы в ущерб её качеству. Рекомендация:
Необходимо развивать внимание. Также, судя по поведению ученика родителям можно дать такую рекомендацию: развивать уверенность ребёнка в своих силах. Рефлексия дня. Я узнала методику, которая помогает раскрыть особенности внимания детей. Я провела её правильно, с учётом времени и инструкции. Я считаю, что эта методика соотносится с характером и личностью ребёнка, как правило, мы можем узнать
из неё, впервые увидев ученика, насколько выражена его медлительность или быстрота реакции. Беру этот тест в копилку знаний и буду использовать его для проверки внимательности учеников. День двенадцатый “Рисунок семьи» Тест рисунок семьи был проведен с аутсайдером, изучаемым мною ребёнком, Владом. Мальчик не особо идёт на контакт, рисунок был проведён им быстро, так как он волновался. Мальчик сам сказал, что у него семь членов семьи, нарисовал только 4.
В целом рисунок чёткий, хорошо прорисованный, все его родственники, как будто стоят в штанах, включая маму и сестру. Степень развития изобразительной культуры средний, не у многих встречается талант к рисованию, так что, по-моему, для мальчика подростка-это нормальный фактор. Рисунок расположен посередине листа, что может свидетельствовать об адекватной самооценке. У рисунка очень маленькие размеры, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии ребёнка, степени
напряжённости, скованности, что было заметно во время рисования. Первой ученик нарисовал маму, она самая большая на рисунке, следовательно, является самой значимой. Лица он старался прорисовать у всех. Далее своих членов семьи Влад рисует по порядку, вторым на рисунке рядом с мамой стоит папа. Они расположены довольно близко, соприкасаются руками, нарисованными учеником, в форме кружочков.
Судя по всему, самый близкий эмоциональный контакт в семье у мамы и папы. Далее он рисует свою , она больше размерами его самого, хотя и младшая, и сестра расположена на одинаковом расстоянии от родителей и Влада. Следовательно, дети отделены от близких отношений родителей, и не очень близки друг к другу. Себя мальчик изображает очень маленьким, но, по-моему, этим он пытается показать, что он младший в семье или что ещё очень мал по своему возрасту.
Возможно, это может говорить о комплексе неполноценности в семье. Также, поскольку, он изображает себя размерами меньше, чем младшая сестра, но говорит о том, что самый незначительный в семье. Может сестре достаётся больше внимания. Сам мальчик стоят ниже уровня своей семьи, что говорит о том, что он считает себя из семьи выпавшим из семьи. Но ещё, как показалось мне, Влад очень стеснялся, не хотел выделяться и показывать себя значительным
лицом. Такой мотив преследуют многие дети. Таким образом, можно сделать вывод: возможно в семье Влада царит близкий эмоциональный контакт у его родителей, притом, что он испытывает в семье себя незначительным лицом. Влад очень волновался, рисовал быстро, всех изображал маленькими. Также возможно, что он просто не хотел вычурности и самого себя изобразил самым маленьким. Возможно, в семье у него и его сестры нет тесного контакта с родителями, и самые счастливые в семье
- мать и отец, ведь только они улыбаются. Рефлексия дня. Сегодня мною был проведён рисунок семьи. Очень интересная методика, которая помогает снять напряжение, естественная, помогает установить контакт. У моих учеников была заметно выражена застенчивость, для себя я сделала вывод, что лучше проводить эту методику в полном одиночестве с испытуемым. День тринадцатый. . За эту неделю я изучила мотивы подростков, проведя анкету «Изучение мотивов».
Я изучила внимание школьников, проведя с ними индивидуально методику «Кодирование». Очень естественной и хорошей мне показалась методика «Рисунок семьи», считаю её очень полезной, естественной методикой Рефлексия дня. Я проанализировала свою работу, проделанную мною за вторую неделю. Все методики беру в копилку знаний и умений, буду применять их в своей профессиональной деятельности День пятнадцатый Методика «10 слов» Цель: Эта методика направлена на изучение словесной (слуховой) памяти
ФИО ученика I II III Отсроченное Характеристика слуховой памяти 1.Афанасьев Руслан 6 слов 7 слов 8 слов 5 слов Благоприятный растущий график, благоприятная динамика выучивания, необходимы упражнения для повторения слов после прохождения некоторого времени, так отсроченный результат низкий 2. Захаров Коля 6 4 3 6 График со спадом характерен для нарушения внимания, в особенности – при астении или при нарушениях мозгового кровообращения. Скорее всего, у мальчика низкая мотивация к запоминанию.
Рекомендация: Рекомендуется выполнять больше упражнений для развития памяти. Несмотря на это, после прохождения некоторого времени, мальчик вспомнил столько слов, сколько воспроизвёл в первый раз, что говорит о том, что мальчика стоит проверять-опрашивать его после долгого времени после изучения материала и замерять результаты, положительны ли они 2.Мирошников Влад 5 5 7 6 График плато - на третий раз мальчик выдал семь слов, что говорит о том, что для того,
чтобы запомнить какую-либо информацию, мальчику необходимо повторять её несколько раз, тогда у него будет хороший результат в обучении. Отсроченный результат снизился на одно слово, что говорит, что повторение материала должно быть систематическим для Влада. 4. Самороков Валера 7 5 6 7 Снижающийся график запоминания слов характерен при нарушении внимания, в особенности - при астении или при нарушениях мозгового кровообращения.
Рекомендуются упражнения для частого повторения слов на слух. 5. Саитов Игорь 4 6 6 3 Устойчивый график, выросший во время первых двух повторений. Рекомендуются упражнения для проверки памяти через длительное время после изучения материала, так как результат не очень хороший, мальчик воспроизвёл всего три слова Рекомендации Захарову Николаю рекомендуется выполнять больше упражнений для развития памяти.
Несмотря на это, после прохождения некоторого времени, мальчик вспомнил столько слов, сколько воспроизвёл в первый раз, что говорит о том, что мальчика стоит проверять-опрашивать его после долгого времени после изучения материала и замерять результаты, положительны ли они. Мирошникову Владу для того, чтобы запомнить какую-либо информацию, мальчику необходимо повторять её несколько раз, тогда у него будет хороший результат в обучении.
Отсроченный результат снизился на одно слово, что говорит, что повторение материала должно быть систематическим для Влада. Валерию рекомендуются упражнения для частого повторения слов на слух. Саитову Игорю рекомендуются упражнения для проверки памяти через длительное время после изучения материала, так как результат не очень хороший, мальчик воспроизвёл всего три слова. Рефлексия дня Сегодня я изучила и провела методику для проверки слуховой памяти.
Эта методика мне понравилась, для своей работы я должна подбирать другие методики для развития всех видов памяти. Я постаралась сформулировать рекомендации для педагогов. День шестнадцатый Методика «Исключение лишнего» ФИО Аппель Иван Дима Киреев Мирошников Влад Могилевцев Алексей Саитов Игорь Юсупов Рустам Оценка в баллах 7 5 7 0 0 2
Кол-во правильных ответов 15 13 15 6 6 9 Характеристика результата Высокая способность к обобщению и исключению лишнего Средняя способность (результат выше среднего). Рекомендация: нужно проводить время от времени методики по исключению лишних слов. Но результат неплохой. Высокая способность к обобщению и исключению лишнего Очень низкий результат, низкая способность к обобщению.
Рекомендация: нужно проводить методики по исключению лишних слов можно также предоставлять карточки с нарисованными вещами, где несколько вещей связаны общим. Проведение тренингов с такими заданиями, а также посещение логопедических занятий с такой тематикой Очень низкий результат, низкая способность к обобщению. рекомендация:нужно проводить методики по исключению лишних слов можно также предоставлять карточки с нарисованными вещами, где несколько вещей связаны общим.
Проведение тренингов с такими заданиями, а также посещение логопедических занятий с такой тематикой Низкий результат. Рекомендация: рекомендуются упражнения тренинги и занятия по исключению лишних слов Самым высоким результатом является правильное выполнение (исключение) всех слов в 17 строках. Этот результат равен девяти баллам, является самым высоким. Таким образом, немногие дети способны к обобщению простых слов в одно и к обобщению лишнего, но в результате
постоянной тренировки можно получить более качественные результаты. Обычно такими занятиями также занимается и логопед, поэтому я помимо всего прочего дала рекомендации заниматься такими занятиями с логопедом. Рефлексия дня Мне очень понравилось проведение этой методики, детям она очень интересна, её можно проводить очень часто, можно не только проводить на слух, как проведена была эта работа, но и проверять зрительное обобщение
выдавать детям карточки с методиками на исключение. День семнадцатый I. Характеристика семейной среды Члены семьи Образование Место работы Занимаемая должность Мать: Мирошникова Ольга Александровна среднее ООО «Сириус» продавец Отец Сестра Млдашая сестра Примечание: Не узнала информацию об отце, она была не указана нигде, но он
есть В коллективе отчётливо вырисовывается одна группа. Отношение неоднозначное, многие стараются и даже плохо ведущие себя на перемене могут уйти в учёбу с головой на уроке, как, например, Руслан и Дима. Успеваемость по журналу средняя. Степень активности и самостоятельности у всего класса в целом очень низкая. В коллективе ребята дурачатся, как будто в шутку оскорбляют друг друга, но это может привести к серьёзным
последствиям, обращаются как по имени, так и по фамилии. В классе одни мальчики, девочка отсутствует. Печально, что они обращаются по фамилиям и часто переводят их в женский род, это приводят к несерьёзным стычкам, присутствуют клички, желание оказать помощь друг другу маленькое, но учителю помогают охотно. Структура классного коллектива по данным социометрии слабая, очень небольшая сплочённость по личным отношениям, по остальным отношениям только наполовину.
Влад аутсайдер по всем отношениям. Влад учувствует в жизни коллектива вместе со всеми, по просьбе классного руководителя и плану школы. Мальчик занимается футболом, выступает даже на городских соревнованиях, с ещё несколькими детьми из своего класса. Успеваемость слабая, больше троек, чем четвёрок. Причиной этому является умственная отсталость, очень тихий характер, на уроке больше умалчивает, говорит только тогда, когда его спросят. В целом, мальчик здоров физически, недостатком является умственная
отсталость, которая есть у каждого ребёнка в этой школе. Мальчик интересуется футболом. Эмоциональных проявлений почти, мальчик спокоен, не криклив, не дерётся и не способен дать сдачи. Преобладающее настроение спокойное. Волевых качеств не замечала, но способность промолчать, когда сильно тяжело и грубят, всё-таки является волевым качеством: самообладанием. Почти никто в классе на такое не способен.
Мальчик несамостоятелен, не займётся работой, пока ему об этом не скажут, память средняя, внимание произвольное. Речь очень тихая, невыразительная. Необщительный мальчик, на беседу со мной соглашается спокойно, но вынужденно. Особенности психического развития по данным психологического эксперимента: А) Хорошее, устойчивое внимание по данным психологического эксперимента, можно закрепить качественный результат и повысить количественный. Б) Высокая способность к восприятию слов, мальчик внимательно слушал
В) Мышление по результатам также неплохое, лишь две строки неправильно, хорошая обобщающая способность. Г) Слуховая память средняя. Преобладает график плато - на третий раз мальчик выдал семь слов, хотя раньше выдавал пять слов, что говорит о том, что для того, чтобы запомнить какую-либо информацию, мальчику необходимо повторять её несколько раз, тогда у него будет хороший результат в обучении. Отсроченный результат снизился на одно слово, что говорит, что повторение материала должно быть систематическим
для Влада. По результатам всех методик я делаю такой вывод: по учебным и деловым отношениям класс наполовину сплочённый. По личным отношениям очень маленький процент, поэтому требуются тренинги на сплочение. В целом, в классе у половины лучше развито внимание, уровень слуховой памяти развит не у многих, низкая способность к обобщению, нужны тренинги для развития всех психических процессов, индивидуальные занятия с каждым по отдельности. Мне очень понравилось, что многие придерживаются хороших, широких мотивов.
Рефлексия дня Я попыталась более полноценно, по всем результатам написать характеристику изучаемого ученика, также, сегодня, мною были сформулированы результаты всех методик. День восемнадцатый За последнее время было проведено наблюдение за изучаемым учеником Владом. По результатам методик были изучены особенности психических процессов мальчика и даны рекомендации по поводу развития психических процессов ребёнка, которые я даю сейчас в характеристике ребёнка.
Отсутствуют какие-либо нарушения внимания, мальчик выполняет работу чисто. Им было закодировано много фигур, без ошибок. Поэтому его необходимо привлекать к уроку, мальчик просто очень тихий и скромный, потому незаметный. Большее внимание должны уделять родители. Несмотря, на хороший результат, ему также требуются упражнения для развития психических процессов, ведь умственную отсталость нельзя преодолеть до конца, когда упущено время, но можно её притупить.
Можно проводить тренинги на повышение мотивации. Методика десять слов, направленная на развитие слуховой памяти дала такие результаты. График плато - на третий раз мальчик выдал семь слов, что говорит о том, что для того, чтобы запомнить какую-либо информацию, мальчику необходимо повторять её несколько раз, тогда у него будет хороший результат в обучении. Отсроченный результат снизился на одно слово, что говорит, что повторение материала должно быть систематическим для
Влада. Поэтому при запоминании, не только на слух, но и на зрительное запоминание ребёнок должен повторять всё систематически. У ученика очень хорошая способность обобщать и исключать лишнее, хотя возможно, он ориентировался на подсказки. Также я провела с Владом методику неоконченных предложений: с помощью этой методики я выяснила его отношение к школе. Если бы он был учителем, то он был бы добрым. Когда он слышит слово школа, то не хочет идти туда.
Возможно, это из-за отношения к нему учеников, так как к мальчику относятся пренебрежительно, но сам он говорит, что общается с Валерой. Я поверила его, так как вместе с Валерой видела их в совместной прогулке, следовательно, у мальчика с ним отношения хорошие, чаще всего вместе сидит он именно с ним. Больше всего ему в школе нравятся уроки. Когда его нет в школе, Владик считает, что учителя пишут об этом в тетрадь.
Это говорит о конкретном мышлении, так как он отмечает факт, и неразвитой фантазии. Следует давать задачи, где следует подумать, немного поввображать. Как он сам отмечает, он почти доволен сам собой. Он говорит, что не знает, как относятся к нему в классе, но не хотел бы перейти в другой класс. Мальчик не знает, какие качества больше всего ему нравятся в его характере. Он работает в плане того, чтобы устранить свои недостатки, как отмечает он в письменном
анкетировании. Сам признаётся, что учится в меру своих возможностей. Возможности мальчика стоит развивать с помощью индивидуальной работы с ним. У мальчика полная семья, мама, папа и сестра, Судя по всему, главная в семье мама и у мамы с папой более близкий эмоциональный контакт, чем с детьми. Было бы интересно побеседовать с его родителями, но не получается, думаю, что это обстоятельство надо
выяснить. Влад занимается футболом, и выступает на городских соревнованиях, в чём пять человек из их класса добились успеха, в том числе и он. Это следует продолжать в том же духе. Ученик говорит, что за пределами школы у него очень много друзей, как старше, так и младше себя. Отношение к беседе у мальчика вынужденное, отвечает он охотно и уверенно, но в глаза не смотрит. По тесту определения характера мальчик больше меланхолик и флегматик с одной стороны.
В целом, Влад не может дать отпор, когда его обижают, он очень ранимый, тихий и спокойный, но никому не жалуется. Я бы посоветовала в классе для него общение с Валерой. Поскольку они друзья. Таким образом, Владу следует развивать в себя качества свободного общения, больше проводить тренинги с группой. Возможно, это поможет сделать общение немного свободнее, но вообще это необходимо для дальнейшей жизни, если это не даст успеха в общении с другими детьми.
С мальчиком нужно индивидуально заниматься, направлять его надо в сторону свободного выступления на уроке. Именно такие занятия и являются динамикой развития ребёнка. Рефлексия дня Сегодня мною была составлена последняя характеристика ученика, в которой я попыталась дать советы, которые способствовали развитию ученика. Отчёт по практике Студентки Ивановой Людмилы Олеговны,
2 курса 2009-2010 года, 23 группы социально-психологического факультета в школе № 19 в период с 1 марта 2010 по 21 марта 2010. 1. Выполнение плана психологической практики происходило в срок. Отклонений не было. Мною было проведено лишь небольшое анкетирование, результаты которого я не обрабатывала у всех детей, но использовала их для написания характеристики изучаемого ученика. Практика в моих глазах была очень интересной, практически работать с детьми мне понравилось, но лучше,
если б я больше провела тренингов, динамических перемен. Отклонением от практики стало наблюдение за подростками, а не за младшими школьниками, как было указано в плане 2. Основные задачи практики, которые я решала: А) наблюдение за особенностями проявления внимания у подростков на уроке. Анализ работы педагога по формированию учащихся на уроке
Б) Изучение личности подростка В) Изучение психологического климата класса Г) Проведение и анализ занятий с детьми на развитие у них умений сотрудничать Д) Формирование у студента интереса и желания работать с подростками Е) Формирование у студента педагогической рефлексии, совершенствование навыков самооценки личностных и профессиональных качеств. Ж) Исследование межличностных отношений, психологического климата учебной
группы. З) Формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании Е) Овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные качества. Задачи решались поэтапно. В первые дни мною было проведено наблюдение, которое активно использовалось нами на первом курсе. Я проанализировала работу педагога, методы, используемые её в обращении с детьми.
Далее, с помощью методик, анкетирования, беседы, наблюдения я изучила личность подростка. Выбирала я детей, которые по методике выходили аутсайдерами, и делала акцент на работу именно с ними. Я абсолютно откинула личные симпатии, возникшие у меня поначалу и очень рада этому. С помощью постоянного наблюдения и проведения методик я изучила климат класса. Проведение методик, общение с детьми, динамическая перемена или тренинг помогли мне раскрыться, излить
потенциал, в проведении игр я чувствовала себя увереннее, но некоторые недостатки были. Я рада, что всё было слажено, не пользовалась никакими бумажками, все игры были в уме. Всё это прибавило уверенности, у меня очень большое желание сотрудничать с детьми-подростками, появилась очень большая потребность в самообразовании, практика очень помогла выработать умению ни от кого не зависеть, иметь свой план работы для отчётной документации.
Информация и правда превратилась в личные знания. Мне самой было интересно узнавать новые методики, возникло огромное желание искать что-то новое, редко используемое в работе школьного психолога. 3. Теоретические знания я использовала во время проведения игр на динамической перемене. Эти игры мы проходили на первом курсе. Я, к сожалению, не провела, но нашла новые и разнообразные игры.
Провела анкету «Изучение мотивов», и анкетирование для личных целей, для изучения ученика («Методика неоконченных предложений», «Моё отношение к школе») то есть использовала метод анкетирования, также провела письменный опрос («Социометрия»). В целях изучения личности ученика я использовала и опрос для определения темперамента моего изучаемого. Также я провела индивидуальный проективный тест «Кодирование», методику «10 слов» и так далее. То есть использовала методы, изученные в прошлом году, теперь уже на
практике, более расширенно, чем наблюдение, присущее на первом курсе. Но все равно со мной неизменно остались необходимые мне наблюдение и беседа с учеником. Я получила удовлетворение от своей работы. Затруднение встретила в том, что не смогла провести много динамических перемен, боясь нарушить план работы учителя, и не смогла собрать свой класс, очень трудно организовать мальчиков. 4. Я смогла перебороть личные симпатии.
Если кто-то из учеников проявляет симпатии, тоя выбираю того, кто более интересен и необходим по своему характеру, по своей позиции в классе. Также я сформировала умения самостоятельности, самокритичности, сдержанности, очень сильно смогла скорректировать и убрать застенчивость в отношениях с детьми, но иногда это качество проявлялось, и немного подводила меня. 5. Я рада, что смогла почти перебороть застенчивость.
Я очень бы хотела сформировать в себе качество, как умение ставить дисциплину. Моя демократичность просто мне мешает, у меня большее стремление держать детей на равных. Я сразу поставила цель, чтоб мне звали по имени и отчеству, чего добилась вначале, свободно общалась с детьми, но моя мягкость абсолютно расшатала их дисциплину, мне просто нельзя присутствовать на уроке, так как они сильно отвлекаются. Отсюда даю себе установку: нужно стать более пунктуальной, приходить
как можно раньше, чтоб занимать у детей только перемены и лишь немного времени от урока, выработать свой стиль педагогического общения с учениками, сочетать демократический стиль с другими стилями. Я приобрела навыки работы с детьми, навыки уверенности, ответственности, самокритичности.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |