ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ А.М. НикитенкоБелоцерковский государственный аграрный университет, Белая Церковь, УкраинаИнтегральная экология – новое направление науки, охватывающее не только вопросы физико-химического воздействия живых организмов и окружающей среды и не только социально-экономические проблемы природопользования, но и вопросы информационно-энергетического взаимодействия. В настоящее время в практику человечества уже внедрена интегральная политика, которая также включает (сознательно или подсознательно) интегральную экологию и другие направления экологических проблем. Полученные результаты изучения отдельных экологических факторов не дают целостного понятия о взаимодействии всех объектов Вселенной, особенно в информоэнергетическом направлении. Поэтому, для ученых всего мира, настало время сосредоточить внимание на реализации информоэнергетической парадигмы происхождения и развития Вселенной, Человечества и т.д.^ Целью работы есть популяризация знаний научного направления «Интегральная экология». Мир, в котором мы живем, постоянно меняется. Капризы природы, ухудшение или улучшение самочувствия, смена власти, веяние моды, катастрофы суть изменения, проявление нестатичности бытия. Человек сталкивается с этими изменениями повсюду: в быту, политике, технике, природе. И целых 500 лет этого старались не замечать, не придавали значения и не изучали. Новый взгляд на Природу возник в конце ХХ века и нашел выражение в новой научной дисциплине – синергетика. Речь идет о новом понимании развития природы, а, следовательно, и нас самих. При экспериментальном исследовании Тонкого мира многие явления никак не находили объяснения, и только с привлечением идей синергетики их удалось понять. Размышления о Тонком мире и универсальном эволюционизме наталкивают на мысль о необходимости изменить научный взгляд (парадигму), хотя далеко не все ученые соглашаются с этим. Весьма распространенная точка зрения о том, что в науке все в порядке, над нами голубое небо, а если и появятся иногда облачка идей о Тонком мире, аномальных явлениях и т.д., то следует объявить их несуществующими, артефактами или просто лженаукой. Концепция универсального эволюционизма и Тонкого мира лежат в основе новой научной парадигмы начала третьего тысячелетия. Изменение научной парадигмы должно найти отражение в системе образования. Современная мировоззренческая парадигма позволит человеку найти ключ к взаимоотношениям с Природой, с другими людьми. Избегая этого, мы обрекаем себя на неминуемую гибель. Новая мировоззренческая установка должна объединить гуманитарные и естественные науки, направив усилия на сохранение цивилизации на Земле, т.е. предлагаемая парадигма должна пронизывать содержание учебного процесса. Далее образование следует включить в единый информационный процесс, т.е. использовать в том числе и различные виды электронного обучения. Система образования приобретает качества открытой системы, человек активно в нее включается, т.е. становится не пассивным потребителем знаний, а участником творческого освоения мира. После отмены цензуры в 1989 году в Советском Союзе очень широко развернулось изучение Тонкого мира: были учреждены научный комитет «Биоэнергоинформатика» во главе с академиком В.П. Казначеевым, Центр по психотронике и народному целительству, Фонд парапсихологии, Международный институт теоретической и прикладной физики РАЕН, Международная академия биоэнерготехнологий и т.д. Таким образом, конец ХХ и начало ХХІ века ознаменовались значительными достижениями в области научно-технического прогресса в изучении Тонкого мира. В поисках ответа на вопрос о природе Тонкого мира необходимо рассматривать проблемы образования и формирования новых научных школ, экономики и экологии. Особое значение приобретает информация, которая объединяет сознание и материю и является связующей нитью между Человеком и Вселенной (табл. 1).Факторы пространства жизнедеятельности Человека^ Космические факторы Иерархия Всемирного Разума Торсионные поля Электромагнитные поля Ультрафиолетовые лучи Корпусполярные потоки Земля Земные природныефакторы Радиационные пояса Озоновые дыры Сейсмическая активность Наводнения Смерчи, ураганы, цунами Геофизические поля Температура Влажность Атмосферное давление Земные техногенные факторы Возделывание почв Ирригация Химизация в с.-х. Жилищное строительство и эксплуатация Промышленное строительство Сбросы твердых отходов Сбросы жидких отходов Выброс газов Радиоактивные материалы и излучения Радиоэлектронные излучения Однако, в настоящее время и в связи с коммерческой системой у многих предпринимателей и не только наблюдается поразительная деградация нравственных, идеологических установок. Мир находится на грани экологической и духовной катастрофы, в каком-то бешенном ритме, словно нарочно приближая свой конец. Человек же в этом мире – некая биологическая машина, приводимая в движение звериными инстинктами. Насаждается и превозносится на все лады индивидуализм, эгоистичность, выживание наиболее приспособленных. Такие высшие ценности как духовность, любовь, стремление к справедливости, эстетика и т.д. сдаются в архив. Утеряна гармония человека и природы, гармония, на которую человечество опиралось не одно тысячелетие. В докладе Международной конференции ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992 г) эта проблема излагается следующим образом: «Человечество переживает решающий момент. Противоречия между сложившимся характером его развития и природой достигли предела. Дальнейшее продвижение по этому пути приведет к катастрофе, природа отплатит за надругательство над собой глобальными изменениями климата, проникновением жесткого ультрафиолетового излучения, эпидемиями, голодом и мором». Возникла настоятельная необходимость осмыслить все эти проблемы. При этом желательно опираться как на тысячелетний опыт развития науки и религии, так и на современные научные достижения. Первым шагом настоящего времени должен стать поиск утраченной гармонии человека и Природы. Наши предки имели куда более здоровое представление о самих себе, о Человеке, нежели мы. Современная научная мысль, идя семимильными шагами, обронила душу где-то по дороге. В познании мира важен гармоничный подход. Поэтому настало время уделить особое внимание роли человека, его культуре и души в общей схеме социальной экологии (табл. 2).Общая схема социальной экологии^ Экология ландшафта Биоэкология Литоэкология Гидроэкология Экология атмосферы^ Экология природно-хозяйственных территориальных систем Техноэкология Экология природоиспользования Правовая экология Экология человека Экология культуры Экология души Социальная экология включена во Вселенскую экологию и экологию природы. Существует много направлений по изучению экологии и основою их существования является гармония. Проблема Экологии Духа включает проблему Экологии Сознания. Эти проблемы в материалистической философии и социуме появились в конце ХХ века и рассматривались на нескольких международных конгрессах. Таким образом, изучение проблем Экологии в глобальном понятии требует нового подхода, включая работы ученых многих направлений, создавая новые научные школы, которые способны расширить и обосновать новые взгляды на жизненное пространство Человека. Прогрессивное человечество ожидает новые разработки с целью их внедрения во все сферы деятельности: политику, экономику, экологию, образование, технологии и т.д., обратив при этом особое внимание на возможности расширения Сознания каждого человека.