МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ Выступление Самофаловой В.Т.Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценит ь действия ученика , прежде всего следует понят ь мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнени я внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие . Учащийс я понимает , почему надо учиться, но это еще може т не побуждать его заниматьсяучебной деятельностью. Пр и конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например , первоклассни к всячески старается оттянут ь приготовление домашни х заданий . Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться —это его обязанность , долг и т.д. Но всего этого може т быт ь недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь , что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание може т подействовать , и он выполнит домашне е задание . В сознании ребенка , бесспорно , существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнит ь свой долг) , но это только понимаемые мотивы. Он и для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив «получить возможностьпогулять». В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлос ь хорошо 296 Глава VII. Психологические основы обучения выучит ь уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе . Появляетс я новый действующий мотив : он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смыс л приготовлени я заданий.Изучение мотивов предполагае т проникновени е в их иерархию, где одни из них выполняют функцию побудительную — это ведущие смыслообразующие мотивы. Люба я деятельност ь полимотивирована . В каждой конкретной деятельности складывается определенна я иерархическая структура. Типы мотивации учебной деятельности. Сами по себе знания , которые ученик получает в школе , могут быт ь для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания , заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес , любознательность , стремление к овладению конкретными умениями , увлеченност ь процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типо в мотивации, связанно й с результатами учения : • мотивация , котора я условно може т быт ь названа отрицательной. По д отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника , вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть , если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, однокласснико в и т.п.) . Така я мотивация не приводит к успешным результатам; • мотивация , имеюща я положительный характер, но также связанна я с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступае т в двух формахВ одном случае такая положительна я мотивация определяется весомыми для личност и социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) . Учение рассматривается как дорог а к освоению больших ценностей культуры, ка к путь к осуществлению своего назначения в жизни . Такая установка в учении, если она достаточно устойчив а и занимае т существенно е место в личност и учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявлени я терпения и усидчивости. Эт о - наиболе е ценна я мотивация . Однак о если в процесс е учения данна я установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами , то она не обеспечит максимальног о эффекта , так как обладает привлекательностью не деятельность ка к таковая, а лишь то, что с ней связано.§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 297 Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих , путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, може т быт ь выделена мотивация , лежаща я в самой учебной деятельности, наприме р мотивация , связанна я непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация може т быт ь заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность , реализация своих способностей и пр.) . Принят о различат ь две большие группы учебных мотивов1: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения ) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми) . Познавательные мотивы включают : 1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьнико в на овладение новыми знаниями . Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания ; обращение к учителю за дополнительными сведениями , готовност ь к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке , наприме р на перемене . Широкие познавательные мотивы различаются по уровням2. Это может быть интере с к новым занимательным фактам, явлениям, либ о интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либ о интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентаци и школьнико в на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьник а к поиску способов работы, решения , к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиес я к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при 1 См. : Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972; Мотивация учения / Под ред. М.В. Матюхиной. Волгоград, 1976. 2 См. : Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. С. 97.298 Глава VII. Психологические основы обучения переходе к новому действию, к введению нового понятия ; интерес к анализ у собственных ошибок ; самоконтрол ь в ходе работы ка к условие внимани я и сосредоточенности; 3) мотивы самообразования, состоящи е в направленност и школьнико в на самостоятельное совершенствование способов добывани я знаний . Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приема х самообразования , участие в обсуждении этих способов ; все реальные действия школьнико в по осуществлению самообразовани я (чтение дополнительно й литературы, посещение кружков, составление плана самообразования ит . д.) . Социальные мотивы включают : 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знани я на основ е осознания социальной необходимости, долженствования , ответственности, чтобы быт ь полезным обществу, семье , подготовиться к взрослой жизни . Проявлени я этих мотиво в в учебном процессе : поступки, свидетельствующие о понимани и школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных ; 2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занят ь определенную позицию, место в отношения х с окружающими , получит ь их одобрение , заслужить у них авторитет. Проявления : стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснит ь отношени е товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу ; количество и характер попыто к передат ь товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложени й об участии в коллективной работе; реальное включение в нее , готовност ь принят ь участие во взаимоконтроле , взаиморецензировании . Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяс я в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей; 3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми , стремлении осознавать , анализироват ь способы, формы своего сотрудничеств а и взаимоотношени й с учителем и товарищами по классу, совершенствоват ь их. Проявление : стремление осознат ь способы коллективной работы и усовер-§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 299 шенствоват ь их, интерес к обсуждению разных способо в фронтальной и групповой работы в классе ; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов , интере с к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно. А.К. Маркова1 описывае т две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов . Перва я группа мотивационных характеристик — их называют содержательными — прямо связана с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. Вторая группа характеристик — их условно называют динамическими — характеризует форму, динамик у выражения этих мотивов . Содержательными характеристиками мотивов являютс я следующие : 1) наличие личностног о смысла учения для ученика ; 2) наличие действенности мотива , т.е. его реального влияни я на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка ; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельност ь возникновени я и проявления мотива ; 5) уровень осознания мотива; 6 ) степень распространени я мотив а на разные типы деятельности, виды учебных предметов , формы учебных заданий. Динамически е характеристики мотивов : 1. Устойчивость мотивов. Проявляетс я и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не може т не учиться. 2. Модальность мотивов — их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива , его выраженности, быстрот е возникновения и т.д. Он и обнаруживаются в том, например , как долго може т сидеть школьни к над работой, сколько заданий он може т выполнить , движимый данным мотивом, и т.д. Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя и не менее важны, чем анализ внутренних , содержательных особенностей мотивов. Ка к изучить мотивацию учеников ? По мнению А.К. Марковой2, наиболе е реальными для учителя методами изучения мотивации являются : ' См. : Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. С. 14-15. "Там же. С. 35.300 Глава VII. Психологические основы обучения • наблюдение за поведением ученико в во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационно й и другими видами деятельности, характером общени я школьников ; • результаты этих наблюдени й фиксируютс я в дневника х учителя, в педагогических характеристиках ; • использование ряда специально подобранных ситуаций (их можн о назват ь экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включит ь в естественный ход учебного процесс а в виде контрольной работы, заданий классног о руководителя на классном часе; • индивидуальная беседа с учеником, предполагающа я прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле , целях учени я для данног о ученика ; • анкетирование, помогающе е довольн о быстр о собрат ь массовый материал в нескольких классах, школа х об отношени и школьнико в к учению. Косвенн о об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюд а относятс я обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное -показатели сформированности учебной деятельности школьников . Зна я тип мотивации, учитель може т создать условия для подкреплени я соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация , связанна я с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение , пока з полезности усваиваемых знани й для будущего, создание положительного общественного мнени я и т.п. Если это мотивация , связанна я с целью учения , то условиями для ее поддержания могут быт ь информаци я о достигнутых результатах, пробуждение и формировани е познавательных интересов , проблемна я методика. Дл я поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны жива я и увлекательная организация учебного процесса , активност ь и самостоятельност ь учащихся, исследовательская методика , создание условий для проявления их способностей. В процесс е учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например , стремление обходит ь или преодолеват ь трудности) , длительные удачи или неудачи в процесс е учебных занятий, выбор жизненног о пути и др. О формировании мотивации учения. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубеж-§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 301 ных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта , мастерства, умений, знаний) , которые ученый связывал с интересом. Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимае т одно из центральных мест среди других мотивов учения и ка к мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов , Д.Б . Эльконин, А.К. Маркова ) считают , что для формирования теоретического познавательного интерес а немалое значение имее т характер учебной деятельности. Учебная деятельность , по мнению В.В. Давыдова , должна отвечать следующим требованиям: а ) объектом усвоения должны быт ь теоретические понятия ; б) процес с усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывалис ь условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имее т свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация , задача, учебные действия , действия контрол я и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов . В формировани и мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления , оценки, характеризующие учебную деятельност ь ученика . Тщательный психологический анализ влияни я оценки на его личност ь и отношение к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» . Автор рассматривае т оценку знани й во время опроса . Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считает, что она информируе т школьник а о состоянии его знаний , об успехе или неуспехе в данно й ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Ученый объединяет все оценки в три группы: исходные , отрицательные , положительные . К исходным он относит отсутствие оценк и (неоценивание одного при одновременном оценивании других) , опосредованную (оценка одного ученик а через оценку другого) и неопределенную оценки. К отрицательным оценкам относятс я замечание , отрицание , порицание , к положительным - согласие, одобрение , ободрение . Каждый ее вид определенным образом влияет на учение и в целом на личност ь учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентируе т его, заставляет 302 Глава VII. Психологические основы обученистроит ь собственную самооценк у не на основ е объективной оценки, а на основ е субъективного истолкования отношени я к немучителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка . Прсистематическом е е применени и может возникнут ь отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса. А.И. Липкина1 рассматривае т вопрос о влияни и педагогической оценк и на формировани е личност и неуспевающи х детейШкольник и на разных уроках выполняли обычные для них учебные задания (писали изложения , решали задачи и т.д.). После тогкак работа заканчивалась , каждому из них предлагалось ее проверит ь и самому выставит ь за нее заслуженную оценку . Выяснилосьчто уже на первоначальном этапе учения отстающие дети склонны переоцениват ь результаты своего учебного труда. Част ь из ниобнаруживала тенденцию к недооценке . Материалы, полученныв экспериментах , наблюдения и беседы с этими детьми свидетельствуют о том, что выявленна я динамик а развития их самооценк и детерминирована не столько их объективными возможностями, скольк о влиянием оценочных воздействий учителя и учеников . Существенна я роль в этом процессе на протяжении первылет обучения принадлежит оценочным воздействиям учителя. Исследования , посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка , поощрение , порицание , т.е. различногрода словесные подкрепления , являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность . Все исследователи приходят выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно , тонко , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так ка к они влияют не только на ситуативные мотивучебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценк у учащихся и ряд других особенностеличности. Отрицательное отношени е к учению може т быт ь вызвано рядом причин. Это могут быт ь субъективные причины, связанные особенностями самих школьников . Например : отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных , научных , профессиональных интересов , отсутствие убежденности в необходимости широког о образования , обедненныидеалы, преобладание узколичных материальных потребностей 'См. : Липкина А.И. Психологическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 197§ 3. Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты 303 пр.) ; затруднение в реачизации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интере с и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это може т быт ь связано с низким уровнем знаний , умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников , могут имет ь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например : 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса , не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний , или во многом их повторяет) ; 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание) ; 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношени я к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причино й отрицательного отношени я является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организоват ь восполнение пробела в знания х и поощрят ь каждый ша г продвижения вперед) . Все это требуется знат ь учителю для того, чтобы формировани е положительной мотивации в учебной деятельности было успешным (подробне е см. [34, 64]).