Министерство образования и науки Республики Казахстан Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования (ПРОЕКТ) Государственные стандарты 12- летнего среднего образования(первая ступень) А с т а н а – 2004 г. В подготовке проекта стандарта приняли участие А.Е.Абылкасымова (руководитель проекта), К.А.Аймагамбетова, В.К.Павленко, Т.К.Оспанов, А.С.Кенеш, А.С.Амирова, Н.И.Пустовалова, Г.И.Уайсова, Н.Р.Балгожина, Ш.А.Сулейменова, Т.Б.Аштаев, М.Н.Толегенова, Н.Б.Сероштан, Е.А.Вьюшкова, Б.И.Ижанов. Государственные стандарты 12-летнего среднего образования (первая ступень). – Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004 г.- 45 с.^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯГосударственный стандарт общего образования – нормативный документ, определяющий: целевые установки организации и реализации образовательного процесса; обязательный минимум содержания образования; максимальный объем учебной нагрузки учащихся; требования к уровню обязательной подготовки школьников (на разных ступенях обучения). Государственный стандарт общего образования обеспечивает: единство образовательного пространства в Республике Казахстан; открытость системы подготовки в организациях образования Республики Казахстан; определение образовательного уровня, гарантируемого государством; преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования; сохранение психического и физического здоровья учащихся, их социальную защищенность; единство критериев оценки деятельности педагогических работников и организации образования; объективность в оценке уровня подготовки выпускников организации образования. Государственный стандарт общего образования разработан на основе Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года и отражает основные направления современной образовательной политики: переход от знаниеностного к компетентностному подходу в организации образовательного процесса; корреляция учебной нагрузки учащихся с закономерностями психофизиологического развития, возрастными возможностями на каждой ступени образования; личностно-деятельностный подход к отбору содержания и организации процесса обучения; достижение максимальной интеграции в социальную и профессиональную сферы; понимание приоритетности воспитания человека, реализация умственного и творческого потенциала при обеспечении академических достижений; обеспечение гибкости профильной подготовки на старшей ступени обучения; предоставление возможности формирования траектории собственного образования; формирование личности, адаптированной к условиям сверхкоммуникации и всеобщей компьютерной грамотности; обеспечение социализации учащихся в процессе обучения. ^ Структура государственного стандарта Государственный стандарт структурирован по ступеням образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование). Каждая ступень включает стандарты по изучаемым учебным предметам. Содержание образования отражено в трех компонентах: базовом; вариативном; школьном. Содержание образования реализуется через образовательные области: “Филология”; “Математика”; “Естествознание”; “Обществознание”; “Искусство”; “Технология”, включающие соответствующие учебные предметы. Наполнение школьного компонента и частично вариативного определяется организацией образования. Образовательные стандарты по учебным предметам определяют: цели изучения учебного предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету. ^ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕПояснительная запискаНачальное общее образование – первая ступень 12-летнего среднего образования. В Республике Казахстан начальное общее образование является законодательно гарантированным, общедоступным и обязательным. Общеобязательный инвариантный компонент Государственного стандарта начального общего образования ориентирован на реализацию модели личностно-деятельностного и развивающего обучения. Стандарт призван обеспечить достижение следующих целей: воспитание духовно-нравственных ориентиров, эстетики восприятия, позитивности отношения к человеку и окружающему миру; формирование и развитие личности, готовой к самореализации, саморазвитию; обеспечение системности знаний, реализации сформированных умений и навыков в различных видах деятельности; сохранение и поддержка физического здоровья, обеспечение психологической комфортности и развития индивидуальности обучаемого; создание необходимой базы для перехода к следующей ступени школьного обучения. Государственный стандарт начального общего образования определяет обязательный уровень подготовки и ориентирует на выделение возможного уровня для обеспечения дифференциации процесса обучения. К обязательному уровню относится материал, подлежащий прочному усвоению и направленный на достижение конечных результатов. Возможный уровень предполагает расширение кругозора учащихся, развитие способностей каждого ребенка через организацию творческой деятельности. Достижение этого уровня индивидуально для каждого ученика. Стандарт начального общего образования устанавливает проведение в начале 1-го класса подготовительного периода “Азбука познания” по всем предметам.Задачи подготовительного периода: адаптация учащихся к процессу учения; коррекция разных уровней подготовленности учащихся к школе; выявление уровня интеллектуального развития и творческого потенциала для определения индивидуальных стратегий обучения. Приоритетные направления начального общего образования: формирование духовно богатой, творческой, гармоничной, мыслящей личности в процессе обучения; переход от парадигмы образования, ориентированной на передачу информации, к парадигме, закладывающей компетентностный подход: учить умению учиться; обеспечение выхода в реальную действительность через деятельностное, практическое содержания образования; интеграция учебных предметов, обусловливающая видение закономерностей и логических связей; формирование общеучебных умений и навыков. Содержание общеучебных умений и навыков : уметь наблюдать и описывать объект наблюдений; делать посильные выводы и обобщения; сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки; уметь составлять план действий; строить монологическое высказывание; вести диалог; уметь использовать простейшие логические связки: “и/или …”, “если…, то”, “не только, но и …” и др. для аргументации высказывания; решать практические задачи; следовать образцам и алгоритмам; осуществлять поиск, передачу, хранение информации; определять тему и главную мысль текста. Деятельностный подход к обучению обеспечивает приобретение не только подражающих, алгоритмических, но и преобразующих и творческих навыков, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Интеграция предметов, межпредметные связи способствуют формированию представления об единстве природных явлений, взаимосвязи между различными отраслями познания, всесторонне-интеллектуальному, эстетическому развитию школьников. Направленность на формирование компетенций актуализирует восприятие ученика не как объекта, а как субъекта, обеспечивает готовность ученика к самостоятельному поиску знаний. Государственный стандарт начального общего образования предусматривает итоговую аттестацию для 3, 4 классов. Учащиеся 1 классов переводятся без аттестации. Контроль за сформированностью знаний, умений и навыков осуществляется через проведение: различных видов опроса; контрольных работ; тестовых срезов; творческих работ и др. Оценивание деятельности школьников в баллах начинается со II четверти 2-го года обучения. Определена следующая шкала оценок: “5”, “4”, “3”, “2”. Успехи учеников по дисциплинам творческой направленности (изобразительное искусство, музыка, технология и физическая культура) не предполагают балльной оценки, а выражаются в виде: “достиг обязательного уровня”, “не достиг обязательного уровня”. Обязательный уровень зафиксирован в требованиях стандарта начального общего образования. Если учеником не достигнут обязательный уровень, то школа и родители должны принять меры (репетиторство, дополнительные занятия и пр.) для овладения учеником необходимыми знаниями и умениями в период летнего отдыха, т.е. ему предоставляется дополнительная возможность для подтверждения готовности к обучению в следующем классе. Домашнее задание как форма организации самостоятельной деятельности школьников вводится также со 2-ой четверти 2-го класса. ^ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯБазисный учебный план начального общего образования разработан в целях реализации “Закона об образовании Республики Казахстан” и “Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года”. Базисный учебный план — нормативный правовой акт, основывающийся на Стандарте общего начального образования. Он определяет перечень учебных предметов для начальной школы, объем учебного времени, отводимого на их изучение, и годовое распределение часов. Установлена следующая продолжительность периодов обучения: 1 класс – 32 учебные недели; 2-4 классы – 34 учебные недели. Продолжительность урока в 1-ом классе определена в объеме 35 минут. В первом классе предусмотрена дополнительная каникулярная неделя в третьей учебной четверти. Базисный учебный план устанавливает соотношение количества часов, отводимых на изучение предметов по компонентам: инвариантному; вариативному; школьному. Инвариантный компонент определяет следующий перечень предметов, обязательных для изучения: Русская грамота (1 класс); Русский язык (2, 3, 4классы); Чтение (2 класс); Литературное чтение (3, 4 классы); Казахский язык; Математика; Окружающий мир; Музыка; Изобразительное искусство; Физическая культура; Технология. Обучение казахскому языку в школах с русским языком обучения и русскому языку в школах с казахским языком обучения в первом классе начинается со второго полугодия. В соответствии с этим в базисный учебный план начального общего образования (недельная нагрузка) вводится следующее перераспределение часов: В первом полугодии 1-го класса часы по казахскому языку в школах с русским языком обучения и русскому языку в школах с казахским языком обучения, передаются на изучение родного языка. Таким образом, в первое полугодие 1-го класса недельная нагрузка по дисциплине “Родной язык” составит 8 (6 + 2) часов. Во втором полугодии часы по дисциплине “Русский (казахский) язык” восполняются: недельная нагрузка составит 4 (2 + 2) часа, в то время как по дисциплине “Родной язык” недельная нагрузка соответственно сократится до 4 (6 – 2) часов. При таком перераспределении годовое количество часов по каждой из дисциплин остается без изменения в соответствии с базисным учебным планом. Вариативный компонент включает обязательное изучение информатики и иностранного языка, начиная со 2 класса. Часы школьного компонента могут использоваться организациями образования для углубленного изучения учебных предметов базисного плана, для введения новых дисциплин в соответствии с профилем школы, для организации обучения по индивидуальным стратегиям образования, для работы в лабораториях, библиотеках. Вне зависимости от выбора направления и формы использования школьного компонента базисного учебного плана должна быть предусмотрена реализация творческого потенциала учащихся. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами недельная нагрузка по инвариантному компоненту в 1-ом классе при 35-минутной продолжительности уроков и 5-дневной учебной неделе не должна превышать 20 часов, во 2-4 классах максимальная нагрузка при 45 - минутной продолжительности уроков и 5-дневной учебной неделе составляет 23 часа.^ Базисный учебный план начального общего образования (недельная нагрузка) № ^ Учебные предметы Количество часов в неделю по классам Нагрузка в часах 1 2 3 4 недельная годовая 1. Родной язык 6 7 7 7 28 938 2. Казахский (русский) язык 2 3 3 4 11 372 3. Математика 3 4 4 4 15 504 4. Окружающий мир 2 2 2 2 8 268 5. Музыка 1,5 1,5 1,5 1,5 6 201 6. Изобразительное искусство 1,5 1,5 1,5 1,5 6 201 7. Физическая культура 1,5 1,5 1,5 1,5 6 201 8. Технология 1,5 1,5 1,5 1,5 6 201 Всего 19 22 22 23 86 2886 Вариативный компонент 1 3 3 4 11 372 Итого 20 25 25 27 97 3258 Школьный компонент 2 2 2 2 8 268 Итого 22 27 27 29 105 3526 Примечание: Количество часов на инвариантную часть определено для пятидневной учебной недели. Со 2-го класса вводится обязательное изучение иностранного языка и информатики. Количество часов (1час в неделю на каждый предмет) на их изучение следует выделить за счет часов, отведенных на вариативную часть. При проведении занятий по иностранному языку и информатике осуществляется деление класса на две подгруппы: в городских школах при наполняемости в 25 человек, сельских – в 20 человек. Часы, отведенные на вариативный и школьный компоненты, следует использовать для развития творчества учащихся. ^ Базисный учебный план начального общего образования (годовая нагрузка) № ^ Учебные предметы Количество часов в год Всегогодовая 1 2 3 4 1. Родной язык 224 238 238 238 938 2. Казахский (русский) язык 32 102 102 136 372 3. Математика 96 136 136 136 504 4. Окружающий мир 64 68 68 68 268 5. Музыка 48 51 51 51 201 6. Изобразительное искусство 48 51 51 51 201 7. Физическая культура 48 51 51 51 201 8. Технология 48 51 51 51 201 Всего 608 748 748 782 2886 Вариативный компонент 32 102 102 136 372 Итого 640 850 850 918 3258 Школьный компонент 64 68 68 68 268 Итого 704 918 918 986 3526 Примечание: Количество часов на инвариантную часть определено для пятидневной учебной недели. Со 2-го класса вводится обязательное изучение иностранного языка и информатики. Количество часов (1час в неделю на каждый предмет) на их изучение следует выделить за счет часов, отведенных на вариативную часть. При проведении занятий по иностранному языку и информатике осуществляется деление класса на две подгруппы: в городских школах при наполняемости в 25 человек, сельских – в 20 человек. Часы, отведенные на вариативный и школьный компоненты, следует использовать для развития творчества учащихся. Стандарт начального общего образования по родному языку Изучение родного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие и воспитание языковой творческой личности: формирование ценностного отношения к языку, мотивации к изучению языка и речевому творчеству; развитие языковой эрудиции; умения учиться; формирование языковой грамотности; освоение элементарных знаний о системе языка из области фонетики, лексики, словообразования, грамматики; основных языковых операций; речеведческих понятий; формирование коммуникативной компетенции: готовность к использованию полученных языковых и речевых знаний в реальной речевой действительности. ^ Обязательный минимум содержания основных образовательных программРусская грамота (1 класс)Азбука познания (подготовительный период)Психофизиологическая подготовка: развитие внимания, восприятия, наглядно–образного, словесно–логического мышления; памяти; фантазии, воображения ребенка; тонкой моторики пальцев рук; развитие интеллекта, навыков общения, связной речи.^ Подготовка к чтению и письму: общее понятие о членимости речи (предложение, слово, слог, звук); развитие фонематического слуха; слого-звуковой анализ слова; графическое обозначение звуковой структуры слова; “чтение” звуковой схемы; развитие ориентировки в пространстве страницы, понятие широкой и рабочей строки; рисование, штриховка, обводка контуров, соединение линий и фигур, раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки, письмо элементов букв.^ Развитие творческих способностей: обогащение словарного запаса, пересказ; творческая перестройка текста; инсценирование сказок, сочинения по картинкам, личным впечатлениям, опорным словам.Познание и развитие (букварный и послебукварный периоды)Знания печатные и письменные буквы русского алфавита; звуки и буквы; гласные и согласные, ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные; предложение, слово, слог, звук; слова, называющие предметы кто? что?; признаки (какой? какая? какое? какие?); действия предметов (что делать? что сделать?); правила орфографии: гласная в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу; глухие и звонкие согласные в конце слова; обозначение мягкости согласного буквами и, е, ё, ю, я, ь; заглавная буква в начале первого слова предложения, именах и кличках животных; правила пунктуации: знаки препинания в конце предложения. Умения фонематическая ориентировка в слове, выделение последовательности и количества звуков в слове; составление и “чтение” звуковой и звукобуквенной схемы слова; слоговое, плавное, выразительное, осознанное чтение и письмо слов, предложений, небольшого текста; владение основными орфоэпическими нормами при чтении; правильной интонацией предложений; понимание прочитанного, пересказ текста, ответы на вопросы; списывание букв, слогов, слов, предложений с печатного текста; письмо под диктовку слов, не содержащих орфограмм, коротких предложений; правильное оформление предложений на письме (заглавная буква, точка в конце предложения); составление слов из букв разрезной азбуки, их запись; связное, ритмичное написание букв и их соединений в словах, запись слов после звукобуквенного анализа; письмо слов с изученными орфограммами; чтение наизусть стихотворений, загадок, пословиц, скороговорок; деление текста на части, озаглавливание частей; сочинительство текстов; “словесное” рисование; составление рассказов по картинкам, личным впечатлениям. ^ Русский язык (2-4 классы)ЗнанияЯзыковые (элементарное представление): Фонетика Графика. Звуки и буквы. Классификация звуков русского языка (согласные – гласные, твердые – мягкие согласные, глухие – звонкие согласные, ударные – безударные гласные). Слог. Ударение. Русский алфавит.Лексика Словарное богатство языка. Состав слова. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные. Синонимы, антонимы: общее понятие, конкретизация при изучении частей речи. ^ Морфемика. Словообразование Общее понятие о составе слова: корень, суффикс, приставка; однокоренные слова; значение суффиксов и приставок. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.^ Морфология. Части речи Имя существительное Общее значение, вопросы кто? что? Род, изменение по числам и падежам. Три типа склонения. Одушевленные, неодушевленные имена существительные. ^ Имя прилагательное Общее значение, вопросы какой? какая? какие? Изменение по родам, числам и падежам. Общее представление о согласовании имени прилагательного с именем существительным. ^ Глагол Общее значение, вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? Изменение глагола по лицам, временам, числам. 1 и 2 спряжение глаголов (с ударными окончаниями); неопределенная форма глагола. Местоимение Общее значение, представление о личных местоимениях; лицо и склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. ^ Имя числительное Общее представление о количественных и порядковых числительных, вопросы сколько? который? Предлог Общее значение. Служебная роль предлога. Выражение с помощью предлогов временных и пространственных отношений.Союз Общее понятие. Синтаксис Виды простого предложения по цели высказывания и интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Общее понятие: предложение с прямой речью, предложение с обращением.Орфография Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением. Правописание букв и, у, а после шипящих. Правописание звонких и глухих согласных на конце и середине слов, сочетаний -чк-, -чн-, слов с непроизносимыми и удвоенными согласными. Правила переноса слов. Правила написания большой буквы. Написание приставок и предлогов. Правописание суффиксов –ек, -ик. Разделительные ъ и ь. Написание ь после шипящих в именах существительных, глаголах. Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных. Правописание ударных личных окончаний глаголов I и II спряжений. Правописание –тся, -ться. Правописание личных местоимений с предлогами. Правописание не с глаголами. Орфографические словари. Пунктуация Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Знаки препинания при однородных членах предложения, при обращениях (ознакомление). Каллиграфия Правильное начертание букв, способов соединений букв в словах.Речевые Текст (общее представление) и его признаки; тема и основная мысль текста; структурные части текста (зачин, основная часть, концовка); текст-описание; текст-повествование. Речь устная и письменная.Коммуникативные Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. Общение: монолог, диалог. Речевой этикет, нормы речевого этикета. Речевая ситуация; компоненты речевой ситуации: речевое намерение, социально-коммуникативные роли, обстоятельства общения.^ Умения и навыкиКоммуникативные Вступление в диалог, ведение диалога, его завершение с использованием норм речевого этикета. Получение информации, передача информации (друг другу, классу), выражение эмоциональной оценки с помощью эмоционально окрашенной лексики и интонации. Участие в ситуации по воображению, в ролевой игре. Выдвижение суждений, их аргументация, умение делать посильные самостоятельные выводы и оценки.Речевые Аудирование текста с установкой на творческое преобразование, запись текста без изменения, запись с грамматической и творческой трансформацией; составление высказываний различной степени развернутости на заданную тему. Создание текста-повествования, текста-описания. Изложение текста: подробное, сжатое, выборочное. Сочинение текста: по картине, по личным впечатлениям, на материале прочитанных текстов, творческое. Языковые языковой разбор: фонетический разбор слов (в пределах изученного минимума), элементарный морфологический разбор (определение части речи по изученным признакам); разбор по составу слова (в пределах минимума), синтаксический разбор простого предложения, состоящего из 3-5 слов; перенос слов; проверка безударных гласных и правильное письмо слов с безударными гласными в корне; правописание глухих и звонких согласных на конце и в середине слова; обозначение мягкости согласных на письме; правописание слов с: непроизносимыми согласными, удвоенными согласными (в пределах минимума слов), разделительным мягким и разделительным твердым знаками; правописание приставок, предлогов, суффиксов –оньк-, -еньк-, -ик-, -ек-, -чк-, -чн-, -очк-, -ечк-, падежных окончаний имен существительных и прилагательных (в пределах минимума слов); употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода; глаголов неопределенной формы и 2 лица настоящего времени; правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу); постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки), запятой в предложениях с однородными членами; правописание не с глаголами; употребление прописной буквы в именах собственных. Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших начальную школу В результате изучения русского языка ученик должензнать/понимать: основные отличия звука и буквы; значимые части слова; понятие “лексическое значение слова”; основные признаки изученных частей речи; типы предложений по цели и эмоциональной окраске, главные и второстепенные члены предложения; изученные орфографические нормы; изученные пунктуационные нормы; основные признаки текста; типы речи: повествование, описание; понятия: монолог/диалог, устная речь/ письменная речь; произносительные нормы; нормы речевого этикета; уметь:- соблюдать нормы устной речи: орфоэпические, интонационные; составлять устное высказывание на заданную тему и творчески его преобразовывать; коротко описывать предметы, явления действительности; создавать текст повествовательного характера; осуществлять диалогическое общение с соблюдением норм речевого этикета; выразить просьбу, вопрос, приказ, пожелание, приглашение; использовать в речи средства выразительности языка; высказывать собственную точку зрения и обосновывать ее; осуществлять первые опыты творческой деятельности: составление рассказов, стихов, загадок по речевым опорам и без них; доказывать языковой и орфографический факт; давать оценку и самооценку при анализе созданного текста; самостоятельно подбирать из словарей языковые иллюстрации; участвовать в ситуациях по воображению; анализировать текст; писать изложения объемом 55-60 слов; писать сочинения повествовательного характера по личным наблюдениям; соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы (контрольный объем диктанта – 60-70 слов); производить все виды языкового разбора на материале отобранного минимума; без ошибок списывать несложный текст объемом 60-70 слов. Стандарт начального общего образования по литературному чтению Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:воспитание патриотических, духовно-нравственных, эстетических качеств личности школьника на материале произведений русской, казахской, зарубежной детской литературы; овладение навыками осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, полноценного восприятия художественной и научно-популярной литературы; освоение элементарных литературоведческих понятий, основных способов работы с поэтическим словом художественного произведения; развитие творческого воображения, собственного отношения к действительности, образного мышления, интереса к словесному творчеству. ^ Обязательный минимум содержания основных образовательных программЧитательские умения и навыки Правильное, слитное, выразительное и сознательное чтение: чтение с соблюдением орфоэпических норм русского литературного языка; выделение логических пауз и ударений; выбор необходимого темпа, силы голоса, правильной интонации, понимание прочитанного. Комментированное и поисковое чтение; чтение вслух и “про себя”; чтение с творческим заданием. Темп чтения: 2 класс – 40-50 слов и знаков в минуту; 3 класс – 60-70 слов и знаков в минуту; 4 класс – 80-90 слов и знаков в минуту.Тематика чтения (круг чтения) Произведения устного народного творчества русского, казахского и других народов мира: сказки, песни, малые фольклорные жанры; героический эпос, легенды, сказания, былины. Стихотворные и прозаические произведения русских, казахских и зарубежных писателей детской литературы XIX – XX веков. Художественные и научно – популярные произведения для детского возраста. Тематика произведений: о Родине, ее прошлом, настоящем и будущем; о героизме казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны; произведения, в которых воплощена многовековая мечта народа о победе добра над злом, вера в справедливость, всепобеждающую силу любви; о созидательном труде казахстанцев, об их профессиях; о знаменательных и праздничных датах в жизни народа, вещах, явлениях и природе окружающего мира; о растениях и животных; о моральной ответственности человека за сохранение растительного и животного мира Казахстана, о нравственных проблемах взаимоотношения человека с окружающими людьми; о путешествиях, приключениях, фантастике; юмористические произведения. ^ Пропедевтика теории литературы Формирование элементарных литературоведческих понятий: тема и идея художественного произведения; жанры: сказка (народная, литературная), виды сказок (про животных, бытовая, волшебная); рассказ; стихотворение; басня; легенда; миф, героический эпос; былинный сказ; притча; загадка; пословица; пейзаж в литературном произведении; портрет, характер героя; монолог, диалог; присказка, зачин, концовка сказки. Изобразительно–выразительные средства языка: эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение. Восприятие литературного произведения, его анализ Достаточно глубокое эмоциональное восприятие литературного произведения; обоснование собственной оценки (“нравится/не нравится”, “правильно/неправильно”, “красиво/некрасиво” и др.) действий героев. Осознание темы и идеи произведения; понимание образного языка художественного произведения, выразительных средств, создающих художественный образ. Установление причинно-следственных и временных связей в содержании текста. Использование языковых изобразительно-выразительных средств для характеристики литературных персонажей (эпитеты, сравнения, метафоры и др.). Развернутые ответы на вопросы по содержанию произведения, его анализу. Сравнение персонажей произведений, анализ их поступков; выявление авторской позиции и своего отношения к героям. ^ Продуктивно-творческая деятельность Пробуждение интереса к словесному творчеству; коллективное и индивидуальное сочинительство стихов, потешек, загадок, небылиц, придумывание различных концовок к известным сказкам, вариантов развития сюжета; творческая трансформация текста (введение героя, эпизода в структуру текста). Инсценирование рассказов, сказок; проведение литературных игр, конкурсов; использование произведений изобразительного искусства и музыки для творческой работы с литературным текстом; Словесное рисование картин по прочитанному тексту. Подбор сравнений, эпитетов для характеристики персонажей прочитанного произведения.^ Требования к уровню подготовки учащихся,окончивших начальную школу В результате изучения литературного чтения ученик должензнать/понимать: фамилию, имя, отчество автора читаемого произведения; название и содержание прочитанных произведений; тему и основную идею произведения; жанры художественной литературы; устного народного творчества; выразительные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола; духовно-нравственные ценности в поведении персонажей; уметь: читать правильно, бегло, осознанно и выразительно художественные и научно- популярные тексты; анализировать содержание художественного произведения: отвечать на вопросы, пересказывать текст, соблюдая логику повествования, причинно- следственные связи; воспроизводить содержание текста по картинам учебника; рассуждать по поводу прочитанного, понимать авторское отношение к героям, выражать свою оценку поведения персонажей и аргументировать ее с позиции духовно-нравственных ценностей; читать произведения в соответствии с указанными нормами скорости, с соблюдением логических ударений и пауз; соблюдать план пересказа; пересказывать прочитанное, используя выразительные, образные средства языка; проводить элементарный анализ текста: находить эпитеты, сравнения, олицетворение, гиперболы; сочинять мини-тексты по мотивам прочитанного, придумывать варианты концовки прочитанного произведения с объяснением выбора; импровизировать на заданную тему; приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок); принимать участие в инсценировании отрывков из художественных произведений; декламировать стихотворные тексты. Орыс мектебіндегі қазақ тілі пәнінен жалпы бастауыш білім стандарты Орыс мектебіндегі қазақ тілі пәнін оқыту мынадай мақсаттарға жетуге бағытталған: қазақ тілінде дұрыс оқуға, сауатты жазуға; қазақ тіліндегі ең қарапайым түсініктер арқылы сөйлеуге; фонетика, грамматика, лексика, фонетика, морфология, синтаксис туралы алғашқы қарапайым түсініктерді меңгеру; тапсырманы түсініп, оған жауап беру; қазақ тіліне деген қызығушылығы мен құрмет сезімін; қазақ халқының өнері мен шығармашылығын, салт-дәстүрін, әдет-ғұрпын, халық даналығын, ұлт өкілдерін, олардың тілдерін сыйлауға тәрбиелеу; мемлекеттік тілде оқылым, айтылым, тыңдалым, жазылым, тілдесім әрекеттерінің негізінде қазақ тілінде қарым-қатынасқа түсуге дайындығын жетілдіру; монологты, диалогты сөйлеу; оқушының ой-өрісін, танымын, зейінін, жадын, қабылдауын дамыту. ^ Бағдарламаның негізгі білім мазмұнының міндетті деңгейіТанымдық және дамыта оқыту аясындағы минимум лексика. Қазақ тілі туралы түсінік. Қазақ тілінде қоршаған дүние туралы қарапайым түсінік. Қазақ тіліне тән 9 дыбыстың фонетикалық айтылымы, дыбыс пен әріп.^ Сөйлеу әрекеттерінің түрлеріОқылым Дыбыс, буын, сөз, сөйлем, мәтінді дұрыс, түсінікті оқу. Қазақ тіліне тән дыбыстарды дұрыс оқу. Оқу дағдысын қалыптастыру. Мәтінді мәнерлеп, шапшаң, түсініп оқу. Оқу техникасын же