Администрация Ленинского района г.Бобруйска МАТЕРИАЛ для информационно-пропагандистских групп1. Ключевые аспекты Послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.2. О мерах по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.3. Об обеспечении безопасности граждан в местах массового отдыха и соблюдении правил поведения на водоёмах. Бобруйск май 2010 20 апреля 2010г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Тема Послания – «Динамичный прорыв в развитии страны – путь к новому качеству жизни». Нынешнее Послание имеет особое значение для развития нашей страны, так как 2010 год – это год завершения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг., выборов в местные Советы депутатов, подготовки к президентским выборам. Поэтому А.Г. Лукашенко подвел итоги пятилетнего развития страны и одновременно определил основные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы. Особый акцент Главой государства был сделан на качественном рывке, который предстоит совершить нашей стране во всех сферах, что символично, поскольку 2010 год объявлен Годом качества. Основным ориентиром является качество производимых товаров и услуг, управления и самое важное – жизни людей. Беларусь должна выйти из кризиса более современной и готовой к жесткой конкуренции в условиях не докризисного, а уже послекризисного мира. ^ О стратегических направлениях развития отечественной экономики и экономической политике государства в современных условияхВ Послании Президент особо подчеркнул, что в ближайшей перспективе жизненно необходимо обеспечить качественный прорыв в отечественной экономике, и четко обозначил следующие пять стратегических направлений ее динамичного обновления:реализация новой технологической стратегии за счет: - структурных преобразований в реальном секторе экономики, предполагающих преобладание отраслей с высокой добавленной стоимостью производимой продукции; - создания высокотехнологичных производств, способных предложить миру принципиально новые виды товаров и услуг; - формирования рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования;выработка стратегии деловой активности на основе: - принципа развития конкуренции и ограничения монополизма; - дальнейшей либерализации экономики, направленной на раскрепощение предпринимательской инициативы – вплоть до принятия специальной Директивы № 4;нацеленность транзитной стратегии на эффективное использование географических преимуществ Беларуси посредством расширения транспортных, коммуникационных и финансовых коридоров, что позволит оперативно занять свою нишу в международном разделении труда;усиление энергетической стратегии за счет: - более активного использования возобновляемых источников энергии; - строительства новых современных энергетических мощностей;- диверсификации поставок традиционных энергетических ресурсов;ориентация стратегии всеобъемлющей информатизации на: - предоставление широкого спектра электронных услуг для граждан и бизнеса; - переход всего госаппарата на работу по принципу электронного информационного взаимодействия, включая дальнейшее развитие принципа «одного окна». Реализация этих стратегических направлений позволит Беларуси не только сохранить достойное место в быстро меняющемся мире, но и активно продвигаться вперед, работать гораздо эффективнее. Характеризуя современную экономическую ситуацию в мире и стране, Глава государства отметил:^ Финансово-экономический кризис существенно затормозил развитие мировой экономики и привел к падению основных макроэкономических показателей: в прошлом году в отдельных странах снижение валового внутреннего продукта и промышленного производства измерялось двузначными числами.Например, в 2009 году по сравнению с 2008-м падение объемов ВВП в Украине и Армении составило почти 15%, в России и Молдове – около 8%. Объем промышленного производства сократился в Украине и Молдове на 22%, в России – почти на 11%.Имея открытую экономику, ^ Беларусь не могла не испытать негативное влияние мирового кризиса. Так, впервые за последние годы в 2009 году в республике сложилась отрицательная динамика экспорта: к уровню 2008-го – 67% и промышленного производства – соответственно 97,2%.Вместе с тем в Беларуси сохранена макроэкономическая стабильность и за счет оперативного принятия комплекса мер, которые поддержаны международными экспертами в 2009 году, обеспечен прирост по важнейшим показателям.В 2009 году по сравнению с 2008-м Беларусь среди немногих стран мира сумела обеспечить хоть и небольшой, но прирост ВВП (+0,2%). Инвестиции в основной капитал возросли на 8,6%. Плановые задания по вводу в эксплуатацию жилья в прошлом году выполнены, сдано в эксплуатацию 5 849 тыс. кв. м. Сельскохозяйственной продукции было произведено на 1,3% больше. Розничный товарооборот увеличился на 3%.^ Оптимистичные итоги социально-экономического развития республики в I квартале 2010 г., как говорится в Послании, вселяют основанную на расчетах уверенность в выполнении важнейших параметров прогноза на 2010 год.Так, за три месяца текущего года рост ВВП составил 4%. Объемы промышленного и сельскохозяйственного производства увеличились соответственно на 5,9% и 5,4%, а производство потребительских товаров – на 9,3%. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах к уровню I квартала 2009г. возрос на 13,3%. Вместе с тем Президент Республики Беларусь остановился на отдельных проблемных вопросах и задачах в сфере экономики, решение которых не только имеет большое значение для страны, предприятий и граждан, но и напрямую зависит от деловой активности каждого на своем рабочем месте. 1. До сих пор не решен вопрос существенного снижения сверхнормативных запасов готовой продукции на складах промышленных предприятий – во многих случаях из-за безынициативности Правительства, Национального банка, местной власти и руководителей предприятий.В I квартале 2010 г. соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на промышленных предприятиях в среднем составило 71,2%, а наибольшие соотношение сложилось в легкой промышленности (189,7%), машиностроении и металлообработке (159,4%). Например, на складах БелАЗа в настоящее время хранится трехмесячный запас объема производства.^ В итоге на 1 апреля 2010 г. в складских помещениях скопилось продукции на сумму 6 353,7 млрд. руб. Критикуя в этой связи работу директорского корпуса и управленцев предприятий, Глава государства напомнил, что экономика страны складывается из результатов отдельных предприятий, низкая эффективность которых приводит к замораживанию оборотных средств и ухудшению финансового положения, а в итоге – к внешнеторговому дисбалансу. Предприятия должны проанализировать с точки зрения экономической эффективности всю цепочку от проектирования до обеспечения сбыта готовой продукции и определить стратегию дальнейшего развития, исходя из достижения высоких конечных финансовых результатов.По состоянию на 1 марта 2010 г. каждое третье частное предприятие и каждая шестая коммерческая организация республиканской формы собственности получили чистые убытки. 2. ^ Создание эффективного аграрного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности страны – важнейшая задача развития экономики в современных условиях, постоянно находящаяся под контролем государства. В нынешнем году завершается выполнение ^ Программы возрождения и развития белорусского села на 2006–2010 гг. Главный итог ее реализации состоит в стабильном наращивании объемов сельскохозяйственного производства, росте экспортных поставок и качественном изменении социальной инфраструктуры на селе.В 2009 году в общественном секторе сельского хозяйства объем производства продукции увеличился на 4,2%, в том числе продукции животноводства – на 8,2%. В I квартале 2010 г. объем производства продукции в сельскохозяйственных организациях по сравнению с январем–мартом 2009-го уже вырос на 6,9%.^ В стране в полном объеме обеспечивается продовольственная безопасность по всем основным группам продовольствия, в том числе по хлебу.В 2009 году Беларусь экспортировала продовольствия на сумму более 2,2 млрд. руб. и получила положительное сальдо внешней торговли продовольственными товарами, величина которого составила 593,8 млн. долл., что по сравнению с 2008-м больше в 4,3 раза. В январе–феврале 2010 г. также получено положительное сальдо внешней торговли продовольствием в размере 130,5 млн. долл.Если доля продовольственных товаров в общем объеме экспорта в 2009 году составила 10,9%, то к 1 марта текущего года она достигла 12,7%. Увеличение экспорта продовольствия произошло за счет роста стоимостных объемов поставок сахара, молока сгущенного и сухого, говядины, масла сливочного, сыров и творога.^ К концу года в основном сформируется необходимая материально-техническая и социальная база АПК – в стране будут действовать почти полторы тысячи агрогородков. Сегодня стоит задача значительного увеличения (в разы) валютных доходов страны от реализации сельхозпродукции, спрос на которую в мире очень высок. Это позволит ускоренными темпами перейти от дотационного сельскохозяйственного производства к рентабельному агробизнесу. 3. Очень ответственные задачи поставлены перед строительным комплексом страны. В современных условиях жилье строить надо быстро, дешево и качественно – по европейским стандартам. Вопрос строительства качественного жилья, как отметил Глава государства, находится на его жесточайшем контроле. В самое ближайшее время в каждой области будут организованы горячие линии, на которые можно будет обращаться с жалобами по качеству уже введенных в эксплуатацию домов и квартир. Необходимо срочно переломить негативную ситуацию в сфере жилищного строительства, когда в эксплуатацию сдаются и принимаются непригодные для нормального проживания дома и квартиры. Должна быть установлена реальная ответственность не только строительных организаций, но и непосредственных исполнителей на объектах, а также руководителей соответствующих органов власти – вплоть до ликвидации недоделок за их счет. Не менее важная проблема, волнующая инвесторов, предпринимателей и простых граждан, – длительные сроки проектирования и непомерно высокие цены на услуги проектировщиков, что значительно удорожает жилье и иные объекты. Конкретная задача, которая должна быть решена в течение года – сокращение стоимости проектирования до 10% от общей стоимости проектно-строительных работ, в том числе за счет создания в строительных организациях собственных проектных бюро. 4. Глава государства особо отметил, что цены – сложный и трудный вопрос, но люди должны понимать правильность и своевременность проводимой государством политики ценового регулирования. С одной стороны, задачей государства является обеспечение физической доступности населения к продуктам питания в торговых точках. В целях недопущения массового вывоза продовольственных товаров в Россию и Украину, где на многие из них цены гораздо выше, государство будет и далее защищать внутренний потребительский рынок от «оголения», поддерживая ценовой паритет с сопредельными странами. С другой стороны, зарплата не может расти беспредельно только потому, что цены повышаются. Здесь также должен соблюдаться определенный баланс: необходимо не только производить больше конкурентоспособной продукции (по цене и качеству), но и успешно ее продавать, тогда будут выше зарплата и прибыль, напрямую зависящие от объемов продаж. 5. Высокие результаты достигаются лишь там, где существуют предприимчивость, инициатива, дисциплина и ответственность за результаты. Главное состоит в ответственном отношении людей к своему делу, качественном выполнении порученной работы. Президент Республики Беларусь напомнил, что это в равной степени относится и к должностным лицам всех государственных органов (организаций) в центре и на местах, о формальном отношении которых к людям свидетельствуют многочисленные обращения граждан.^ Государство должно сделать все, чтобы в нужную минуту подставить населению свое плечо, – будь то потребность сельчан в технике, кормах, удобрениях для производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, жалобы на некачественную работу жилищно-коммунальных служб или недоделки строителей. Особое внимание в Послании уделено вопросу формирования в нынешнем году основных положений программы социально-экономического развития республики на предстоящее пятилетие, которая должна быть принципиально новой, без шаблонов и штампов, отражать новое качество развития страны в изменившихся макроэкономических условиях и более высокие стратегические задачи. При этом в числе первоочередных шагов дальнейшего социально-экономического развития страны в Послании выделены следующие.Первое. Необходимо обеспечить нарастающую динамику результативной инновационной деятельности. Сегодня на мировом рынке конкурентоспособными являются только высокотехнологичные товары и услуги. На этом стратегическом направлении недорабатывают как отечественная наука, так и реальный сектор экономики.^ Ежегодно у нас обновляется не более 2–3% сельскохозяйственной и промышленной продукции (чтобы она была конкурентоспособной, нужно обновлять не менее 15%).Второе. Следует реализовать комплекс реальных мер по значительному повышению инвестиционной привлекательности белорусской экономики. Все больше и больше солидных инвесторов приходят в Беларусь. У нас создана обширная правовая база, принят целый ряд преференциальных режимов для отечественных и зарубежных инвесторов.В разрабатываемой новой редакции Инвестиционного кодекса предполагается упорядочить формы инвестиционной деятельности, определить особенности привлечения инвестиций на основе концессии (при сдаче в аренду природных месторождений), уточнить порядок проведения комплексной экспертизы инвестиционных проектов, учесть нормы принятых в этой сфере декретов и указов. В качестве одного из первоочередных инвестиционных направлений Президент Республики Беларусь выделил подготовку к проведению в Минске чемпионата мира 2014 года по хоккею. Особое внимание необходимо уделить обновлению имиджа белорусской столицы как привлекательного места для мирового бизнеса, делового туризма, проведения спортивных, культурных мероприятий международного значения.Третье. Необходимо устранить все бюрократические препоны и проволочки при принятии решений в сфере экономического развития, что предписано Директивой № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Глава государства особо предупредил, что любой сигнал о затягивании решения того или иного вопроса по инвесторам в любом звене президентской вертикали будет восприниматься как саботаж.Четвертое. Беларусь должна войти в первую тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для предпринимательской деятельности. Эта задача последовательно реализуется не первый год, и на пути либерализации условий хозяйственной деятельности республика добилась определенных успехов.Сегодня Беларусь включена в десятку стран, наиболее активно проводящих реформы, а по итогам рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса» поднялась с 82-го на 58 место.В определяющей степени этому способствовали введение заявительного принципа государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение одного дня, а также закрепление в законе современных правил корпоративного поведения в хозяйственных обществах. Вместе с тем в Послании отмечено, что в данном направлении предстоит сделать многое, прежде всего для правового обеспечения либерализации экономических отношений, стимулирующего успешное развитие частного бизнеса, малого и среднего предпринимательства, частно-государственного партнерства, оздоровление экономики в целом.Так, в ближайшее время будет издан новый Указ Президента «О лицензировании отдельных видов деятельности», направленный на упрощение процедур получения специальных разрешений (лицензий). На рассмотрении Парламента находится законопроект по вопросам приватизации государственного имущества. Готовится к принятию проект Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». При этом Глава государства предостерег Правительство и местные исполнительные органы от произвольного толкования норм законодательства в собственную пользу (как это, в частности, делалось на местах собственниками – арендодателями государственных объектов недвижимости), а также – все контролирующие и надзорные органы от излишних проверок.Пятое. Необходимо радикально упростить налоговую систему и порядок ведения бухгалтерского учета. Высокие ставки налогов и штрафов, сложный бухучет и усложненный документооборот стали непосильной обузой для отечественного бизнеса.В рейтинге Всемирного банка, оценивающем простоту и понятность налоговой системы, Беларусь занимает последнее – 183 место. По оценке международных экспертов, для уплаты налогов на белорусском предприятии надо затратить в среднем 900 часов в год, а, например, в Объединенных Арабских Эмиратах всего 12 часов. Для решения этой неотложной задачи Президент Республики Беларусь поручил Правительству совместно со специалистами-практиками и представителями бизнес-сообщества подготовить предложения по кардинальному упрощению налоговой системы.Шестое. В стране должны быть созданы стабильные условия функционирования делового оборота. Следует на законодательном уровне гарантировать простые, а главное – устойчивые правила жизнедеятельности.Седьмое. Экспорт остается приоритетом государственной политики. Необходимые решения по финансовой поддержке экспортной деятельности в Беларуси приняты на самом высоком уровне. Теперь нужен более осязаемый результат от самих производителей – чтобы отечественные брэнды становились все более узнаваемыми в мире.Многая отечественная продукция конкурентоспособна по цене и качеству. Сегодня Беларусь производит более 10% мирового объема калийных удобрений. В мировом производстве карьерных самосвалов доля белорусских машин составляет 30%. Минский тракторный завод на мировом рынке тракторной техники занимает почти 7%. Наша страна производит почти 1,5% молока в мире. При этом следует не просто удерживать завоеванные позиции, а активно расширить и разнообразить присутствие Беларуси на мировом рынке, действуя более агрессивно и результативно, отвоевывая по сегменту даже те рынки, которые давно поделены. В Послании акцентировано внимание на таком важном направлении структурной перестройки национальной экономики, как ускоренное развитие и расширение экспортного потенциала сектора услуг.Из общего объема экспорта услуг доля транспортных услуг составляет 71,3%, на поездки приходится 7,3%, на услуги связи – 4%, на компьютерные и информационные услуги – 3,9%.^ Экспорт услуг в страны вне СНГ составил 76,3% от общего их объема. Сегодня республика может и должна расширить экспорт услуг образования, здравоохранения, спорта, культуры, а также развивать въездной туризм. По опыту других стран следует создавать условия для развития в едином комплексе сферы услуг и материального производства.Восьмое. Обеспечение импортозамещения – одно из важнейших направлений работы Правительства и местных органов власти. Необходимо как можно быстрее ликвидировать отрицательное внешнеторговое сальдо и выйти на опережающие темпы устойчивого роста экспорта по сравнению с импортом. Глава государства призвал не ждать указаний сверху, а действовать в этом направлении оперативно и слаженно, ориентируясь на перспективу.Девятое. Ключевым принципом функционирования народного хозяйства должно стать повышение энергоэффективности и энергосбережения, внедрение режима экономии во всех отраслях и сферах жизнедеятельности. Президент Республики Беларусь указал, что предписания Директивы № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» до сих пор не стали нормой нашей повседневной жизни ни на производстве, ни в быту. Приоритетным направлением развития экономики страны также является более активное использование в промышленных масштабах отечественных минерально-сырьевых ресурсов.В настоящее время в Беларуси разведано более 5 000 месторождений почти по 30 видам минерального сырья, но только по 10 из них ведется разработка в промышленных масштабах.По запасам калийных солей республика занимает 4 место в мире. Завершается разведка нового участка Старобинского месторождения, что станет сырьевой основой для нового рудника мощностью не менее 5 млн. т сырой руды в год.^ В Столинском районе ведется разведка месторождения кварцевых песков (мощностью около 25 млн. т), являющихся сырьем для стекольной промышленности.Для Белорусского цементного завода в Костюковичском районе разведано несколько новых участков месторождения мергельно-меловых пород, запасы которого – 800 млн. т, а в Чашникском районе обнаружены значительные запасы цементных глин.^ Ожидается, что прирост запасов песчано-гравийной смеси в нынешнем году составит 2 млн. куб. м, строительного песка – 3 млн. куб. м. Беларусь располагает значительными запасами питьевой воды, которую можно и нужно поставлять на экспорт в регионы, где наблюдается ее дефицит.Сегодня в Беларуси можно добывать более 7 млн. куб. м пресной воды в сутки без ущерба для природы. При этом внутренняя суточная потребность страны составляет порядка 2,6 млн. куб. м – более чем в два раза меньше. Национальные запасы минеральных вод рассчитаны на добычу 21,5 млн. куб. м в год.Десятое. В современных условиях особое значение приобретают вопросы эффективного управления государственным имуществом, которое является народным достоянием. Каждый метр недвижимости, любой объект государственной собственности должны быть вовлечены в хозяйственный оборот и использоваться рационально. В Послании Глава государства в очередной раз подчеркнул, что приватизация – не самоцель. Любое государственное предприятие, иной объект недвижимости могут быть проданы в том случае, если собственник имущества (в лице соответствующего государственного органа, государственной организации) не в состоянии самостоятельно обеспечить его эффективное функционирование или в этом отпала необходимость, но только по рыночной цене, с учетом потенциала. Особо Президент Республики Беларусь остановился на исключительной значимости проведения в современных условиях эффективной денежно-кредитной политики, поскольку банковская система кредитными ресурсами должна поддержать динамичный экономический рост в реальном секторе. Стратегия развития денежно-кредитной сферы обязана ориентироваться прежде всего на снижение темпов инфляции и поддержание устойчивости белорусского рубля, а также на стимулирование инновационного обновления производства и наращивание выпуска конкурентоспособной продукции. Для этого Национальному банку необходимо обеспечить экономическую доступность долгосрочных кредитов для отечественных товаропроизводителей, в том числе за счет снижения процентных ставок, дальнейшего наращивания коммерческими банками ресурсного потенциала и объемов кредитной поддержки.^ Динамичный прорыв в экономике в ходе реализации сформулированных в Послании стратегических целей и задач создаст прочную материальную основу для успешного развития социальной сферы, повышения благосостояния и качества жизни граждан.^ Сильная социальная политика –приоритет белорусской модели развитияГлавной и конечной целью развития белорусского государства является повышение благосостояния и улучшение условий жизни людей. С середины 1990-х годов, конституционно закрепив курс на построение демократического социального правового государства, Республика Беларусь неукоснительно следовала ему не только в условиях стабильной экономики, но и в сложные периоды национального и мирового развития. Не стал исключением и кризисный 2009 год. В прошлом году в республике в отличие от многих стран не допущено ни сколько-нибудь больших масштабов безработицы, ни падения реальных доходов населения, ни снижения уровня государственных социальных гарантий для различных категорий граждан. В этой связи в Послании Президента Республики Беларусь подчеркивается: несмотря ни на какие трудности, важнейшим приоритетом государства, как и прежде, является проведение сильной социальной политики. Абсолютно все, что делается в стране, нацелено на дальнейшее повышение уровня и качества жизни людей. Как отметил Глава государства, последние десять лет в отношении роста доходов населения, предоставления дополнительных социальных гарантий для семей с детьми, молодежи, пожилых людей, жителей села, малых городов у нас в Беларуси все делалось по максимуму, на пределе финансовых и экономических возможностей. Государство сознательно шло на то, чтобы вытащить народ из полунищенского существования, обеспечить достойные, комфортные условия жизни, сопоставимые со стандартами развитых европейских стран.Это убедительно подтверждается объективным ходом развития, самой жизнью. В 2009г. реальные денежные доходы населения Беларуси выросли более чем в 1,5 раза по сравнению 2005 годом и в 3,2 раза – по сравнению с 1999-м. Причем за пос-ледние 10 лет валовой внутренний продукт увеличился в сопоставимых ценах в 2 раза. И в 2010 году в полной мере сохранена социальная направленность бюджета. Средства, выделяемые на социальную сферу, не только не сокращены, но по важнейшим позициям даже увеличены. Расходы бюджета на ее финансирование в нынешнем году повышены на 14% по сравнению с прошлым годом. 2009 год в Беларуси, как известно, объявлен Годом качества. Это значит, что основными ориентирами социально-экономического развития для нас призваны стать эффективность и конкурентоспособность экономики, производительность и качество труда и, в конечном счете, качественное улучшение условий жизни населения. Конечно, все это дело не одного года. Но мы не можем позволить себе растянуть или отложить решение данных задач до лучших времен. Этим надо заниматься постоянно, а сегодня с учетом их масштабности и сложности достижения – с удвоенной энергией. Поэтому Правительству, местным органам власти, всем хозяйствующим субъектам доведены напряженные прогнозные задания на текущий год. При их формировании Президент Республики Беларусь, руководство страны сознательно исходили из того, что все обещанное людям на третьем Всебелорусском народном собрании, все принятые социальные программы должны быть выполнены неукоснительно. Для этого в стране и каждом регионе имеются: необходимая материально-техническая база, заделы и опыт в решении социально-экономических задач, управленческий ресурс, новые возможности в реализации и укреплении своих конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. И если каждый на своем рабочем месте – от простого работника до директора предприятия и министра – сработает хотя бы чуть активней и результативней, то в совокупности это, как минимум, даст те финансовые средства, которые позволят достичь установленных на год социальных ориентиров, повысить качество жизни людей. Важнейшая задача в данном направлении – увеличение заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на каждом предприятии. Как было одобрено третьим Всебелорусским народным собранием, среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить около 500 долл. США в эквиваленте. При этом обеспечение того или иного уровня оплаты труда будет зависеть от результатов деятельности конкретного субъекта хозяйствования, от слаженности и инициативности в работе всего трудового коллектива и каждого его члена.Внимание выступающего! Целесообразно напомнить о доведенных на местном уровне заданиях в области оплаты труда и остановиться на задачах, которые необходимо решить для выполнения установленных заданий.Вместе с тем, как указал Глава государства, дело не только в выполнении запланированных показателей роста зарплаты. ^ Необходимы модернизация системы оплаты труда, отход от формализма и уравниловки в ее построении. Сегодня наниматель, исходя из действующей тарифной сетки, порядка премирования и доплат, не может должным образом выделить и вознаградить лучших работников. Такое положение вещей не способствует ни стимулированию высоких результатов труда, ни качественному обновлению экономики, ни достижению нового качества жизни населения. С учетом этого Глава государства поручил Правительству вплотную заняться вопросом разработки гибких систем оплаты труда, которые бы максимально учитывали результативность трудового вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий, особенности отраслей экономики. Прежде всего, это касается реального сектора, где необходимы дополнительные меры по установлению прямой зависимости повышения зарплаты от роста производительности труда, показателей эффективности производства и качества продукции. Одним из важнейших приоритетов государственной социальной политики является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения. Ведь размеры и динамика пенсий свидетельствуют о реальной ответственности общества и государства за судьбы старшего поколения, которое своими заботами и трудом закладывало основы нашего нынешнего благосостояния. О масштабности и значимости пенсионного обеспечения в нашей стране говорят такие факты. В настоящее время в республике проживают 2,5 млн. лиц пенсионного возраста, что составляет 26% от всего населения. На выплату пенсий расходуется около 10% валового внутреннего продукта. На протяжении многих лет в Беларуси обеспечивается ежегодное повышение пенсий, сопоставимое с темпами роста заработной платы. За последние четыре года реальный размер пенсий возрос в среднем на 36,4%, а за 10 лет – в 3,7 раза. За январь–апрель 2010 г. величина средней пенсии составила 469 тыс. руб., что на 20,1% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. К числу основополагающих, первостепенных мер социальной политики относится обеспечение занятости населения. Важнейшей задачей государства и общества является создание условий, при которых человек в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности в труде и социальные запросы. Поддержание максимально высокой занятости, забота о сохранении кадров, повышении их квалификационного уровня – отличительная особенность белоруской модели социально-экономического развития. Даже в 2009 году на фоне кризисных всплесков безработицы во всем мире численность безработных в Беларуси оставалась на минимальном уровне и на конец года составила 0,9% экономически активного населения. Высокий уровень занятости в стране экономически подкрепляется мерами, направленными на увеличение ввода новых рабочих мест. В прошлом году их создано около 170 тыс., из них четвертая часть – в малых городах и на селе. В 2010 году предстоит организовать еще 175 тыс. Вместе с тем и у нас были случаи, когда отдельные предприятия временно переходили на режим неполной занятости. В прошлом году в таком режиме трудились 10,1% среднемесячной численности работников, что в 2,6 раза больше, чем в 2008 году. Главная направленность этой вынужденной меры – предотвратить неизбежность прямого увольнения работников. Мы, подчеркнул Глава государства, не идем на сокращение штатной численности крупных предприятий, хотя нам это настоятельно советуют на протяжении многих лет международные эксперты. Потому что тогда люди останутся без работы, а их семьи – без средств к существованию. Порой в ущерб макроэкономике приоритет всегда отдается заботе о человеке. В январе–феврале текущего года численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась до 3,4%. Это значит, что если полностью данная проблема еще не снята, то она стоит уже не столь остро, как в прошлом году. При этом Глава государства потребовал от Правительства и нанимателей принять все необходимые меры по поддержке работников, вынужденно работающих по графику частичной занятости, включая переподготовку, переобучение и повышение квалификации, оказание адресной социальной помощи и др. В Послании также подчеркивается, что, наряду с обеспечением максимально полной занятости и роста доходов населения, в стране и далее будет уделяться первостепенное внимание предоставлению и укреплению уже ставших традиционными и привычными для наших граждан государственных социальных гарантий. Предмет первейшей заботы государства – удовлетворение потребности людей в современном, комфортном жилье. По объемам ежегодно вводимой жилой площади на душу населения наша страна уже многие годы является лидером среди государств СНГ. Так, в 2007 году было построено квартир в расчете на 10 тыс. населения: в Украине – 20, Казахстане – 37, России – 51, Беларуси – 55. При этом в республике не только наращиваются ежегодные объемы строительства жилья, но и усиливается государственная поддержка семей и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ^ Так, если в прошлом году в республике было построено около 6 млн. кв. мжилья, то в текущем планируется ввести почти 7 млн. кв. м. На данные цели банки должны зарезервировать 7,2 трлн. руб., при этом подавляющую часть – 6,8 трлн. руб. – составят льготные кредиты. В целом по итогам нынешней пятилетки в стране будет возведено 26 млн. кв. мжилья, что в 1,6 раза больше, чем за предыдущие пять лет. А в 2011–2015 гг. в Беларуси планируется построить не менее 50 млн. кв. м жилой площади, что позволит республике выйти на уровень передовых стран. Под жестким контролем будет находиться качество сдаваемого жилья. Как известно, в апреле текущего года Президент Беларуси провел совещание по развитию строительной отрасли страны, на котором потребовал от заинтересованных органов навести должный порядок со строительством жилья. А.Г. Лукашенко обязал руководителей областей и г. Минска дать «народу возможность позвонить по качеству вновь введенных домов… Все недоделки и брак должны быть устранены. Срок – первая половина этого года». С целью повышения качества жилищного строительства и создания необходимых условий для привлечения в данную отрасль иностранных инвесторов принято решение полностью перейти на европейские стандарты в строительстве. Поставлен также заслон искусственному взвинчиванию стоимости строящегося и сдаваемого жилья. Глава государства выдвинул жесткое требование: стоимость любого проекта в строительстве не должна превышать 10% от общей стоимости работ. В Послании подвергнуто также критике качество оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг. Основные требования, которые выдвинул Глава государства в отношении жилищно-коммунальных служб, схожи с требованиями к строительной отрасли: обеспечение надлежащего качества работ и услуг, своевременность и оперативность их выполнения, безусловное соблюдение установленных государственных стандартов, персональная ответственность работников, доступность услуг (жилья) по стоимости. Отмечено, что в Беларус