Реферат по предмету "Разное"


А. Ф. Лазурский понимает личность как организованное единство элементов, объединяемых в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические. В 1913 году А. Ф. Лазурский, работая вместе с С. Л. Франком над Программой

Фрагмент из: Э.П.Утлик. Личность в психологии и менеджменте. – М.: 2004. (ГУУ)1.1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ А.Ф.ЛАЗУРСКОГОАлександр Федорович Лазурский (1874-1917) –– основоположник отечественной индивидуальной психологии. Он последовательно продвигался к изучению личности как сложного образования, интегрирующего совокупность психических механизмов. А.Ф.Лазурский внес заметный вклад в учение о темпераменте и характере, явился инициатором исследования отношений человека к социальной среде. Ему был свойствен гуманистический подход к человеку, который проявился, в частности, в разработке теории и методики естественного эксперимента. Усматривая определенную опасность применения экспериментальных методов в психологии личности, он предупреждал: «Индивидуальная психология в своем стремлении сделаться прикладной наукой идет не по тому пути; этот путь поведет лишь к полному порабощению личности технической машинообразной культурой. Если индивидуальная психология, наука о личности, пойдет на службу машине, то может оказаться, что живая человеческая личность будет окончательно задавлена».А.Ф. Лазурский понимает личность как организованное единство элементов, объединяемых в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические. В 1913 году А.Ф. Лазурский, работая вместе с С.Л. Франком над «Программой исследования личности в ее отношениях к среде», включил в эндопсихику основные психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, эмоции, способность к волевому усилию, а также характер и темперамент личности. Эндопсихике была отведена роль психофизиологической основы, ядра личности. Экзопсихика –– это отношение личности к различным категориям окружающей действительности: природе, материальным предметам, людям, социальным группам, духовным благам, а также отношение личности к самой себе. Экзопсихика складывается на основе эндопсихики, но при взаимодействии человека с социальной средой. Это значит, что экзопсихика является результатом воспитания, профессиональной деятельности, сословных традиций и воззрений эпохи. Включаются в экзопсихику и научные убеждения человека.Эндопсихика как основа личности обусловливается не только биологически, а экзопсихика –– не только социально. Обе подструктуры детерминируются и биологически и социально. Их гармоничное сочетание дает полноценную индивидуальность, конфликт деформирует ее.Так как экзопсихика формируется постепенно, то в детском возрасте у человека преобладает эндопсихика. Отношения школьника к различным явлениям окружающей среды организуются на основе эндопсихики. Но постепенно эндопсихика обогащается экзопсихическими проявлениями. И уже в школе намечаются некоторые экзопсихические типы. Например, ученики с развитой фантазией –– художники –– тяготеют к занятиям искусством; умы теоретические –– к математике, физике; активные –– к организации шалостей и серьезных занятий; рассудочные –– к хозяйственным делам. Профессиональные типы –– ученые, художники и т.д. –– тоже намечаются в школе. Итак, на основе эндопсихики проявляется тяготение к тем или иным идеалам. А.Ф. Лазурский создал социально-психологическую классификацию (типологию) личностей, которая учитывала мировоззрение, идеалы и социальный облик человека. Основой классификации стала идея приспособления к окружающей среде. Приспособление зависит от одаренности и характеризуется степенью активности, которая и служит первым критерием классификации, объединяющим в себе два взаимосвязанных показателя: уровень одаренности и вытекающий отсюда тип адаптации к среде. Приспособление человека к окружающей среде имеет количественные характеристики, являясь более или менее глубоким и всесторонним. Это определяется прежде всего прирожденным запасом физических и духовных сил, то есть «степенью одаренности». Естественно, имеют значение и внешние условия.На низшем уровне приспособления среда подчиняет психику малоодаренного человека, насильственно подгоняя к своим требованиям. Поэтому представителей низшего уровня можно охарактеризовать как недостаточно приспособленных. На этом уровне бедная и слабо структурированная психика еще не имеет цельного мировоззрения. Человек руководствуется в своей деятельности и отношениях к людям небольшим количеством отрывочных и зачастую противоречивых сведений и правил.Средний уровень приспособления характеризуется большей свободой использования факторов среды для своих целей. Человек выбирает соответствующий склонностям род занятий, работает продуктивно и с интересом. Будучи полезен обществу, он и себе обеспечивает материальное благосостояние и некоторый духовный комфорт. Такого человека можно назвать приспособившимся. Представители среднего уровня обладают тем или иным миросозерцанием, достаточно связанным и соответствующим их эндопсихике. Но ему не хватает самостоятельности и оригинальности.На высшем уровне одаренности человек не ограничивается приспособлением. Он стремится переделать среду сообразно своим взглядам и потребностям. Люди высшего уровня творят новые формы жизни. Они воплощают культурные идеалы своей эпохи, а также привносят в жизнь нечто свое, индивидуальное. Люди этого уровня ведут творческий образ жизни. Элементы общественного миросозерцания подвергаются самостоятельной переработке применительно к потребностям и склонностям данного человека. В результате рождается что-нибудь свое, оригинальное. Но процесс творчества не дается даром, почти всегда сопровождаясь упорной борьбой, духовными и материальными лишениями. Интенсивная концентрация душевной деятельности в связи с повышенной идейностью стремлений заставляет пренебрегать материальными потребностями и обеспечением ровного, спокойного течения жизни.Следовательно, низший уровень адаптации свойствен приспособляемому типу, средний –– приспособившемуся и высший –– приспособляющему (среду). Длительное влияние неблагоприятных или несоответствующих эндопсихике внешних условий понижает психический уровень, превращает чистый тип в извращенный. Значительное развитие альтруистических чувств повышает общий психический уровень личности и дает основание причислить эту личность к особому типу, отличающемуся от других по своему психическому содержанию.Вторым критерием классификации личностей выступает соотношение эндо- и экзопсихики. В одних случаях в личности преобладает эндопсихика, т.е. сами по себе основные психические функции; в других –– экзопсихика, т.е. идейная, отношенческая сторона, в третьих –– экзо- и эндопсихика соответствуют друг другу, благодаря чему черты личности сливаются в один цельный и устойчивый психосоциальный комплекс. При этом направление развития интересов, взглядов и миросозерцания человека, его знаний и навыков диктуется особенностями нервно-психической организации.Эндопсихика, как ядро личности, при образовании типов играет более существенную роль; экзопсихика дает внешнее, более или менее сформированное проявление того или иного типа, придавая ему рельефность, определенность и законченность. Экзопсихика –– это положительное или отрицательное отношение к природе, людям, труду, принципам справедливости. Отношение, кроме своего знака (положительность –– отрицательность, принятие –– отвержение), характеризуется предметной широтой, активностью и методами взаимодействия. Предметная широта –– это многообразие объектов внешней среды, к которым человек определил свои позиции. Активность отношения меняется в пределах от созерцательности до преобразовательной деятельности. Отношение к внешней среде реализуется различными методами. Например, человек, стремящийся властвовать над другими, может достигать этого при помощи устрашения, морального авторитета, хитростей, уловок и т.п., а само властвование может выражаться в деспотизме, принижении личности, или в требовательности, соединенной с уважением подчиненных.Рассмотрим теперь, как используются эти критерии для построения типологии личности. В прямой зависимости от типа адаптации к внешней среде находятся три психологические уровни личности, которые служат каркасом всей типологии. Дифференциация личностей на каждом из этих уровней обусловливается взаимодействием эндо- и экзопсихики.Каждый человек проходит свой путь развития, достигая определенной высоты. Это зависит от его одаренности, т.е. от богатства и интенсивности прирожденных способностей, и от внешних условий, способствующих или мешающих развитию дарований. В конце концов, человек достигает в известном возрасте доступного ему психического уровня. При нормальных условиях и соответствующем образовании человека этот уровень определяется одаренностью, т.е. общим запасом нервно-психической энергии. Этот потенциальный запас нервно-психической энергии имеет ряд проявлений.Во-первых, –– это большее или меньшее богатство личности, общее количество, разнообразие и сложность психической продукции. О богатстве личности судят по «объему интереса», или широте той области, на которую он распространяется. Во-вторых, о психическом уровне свидетельствует интенсивность отдельных психических проявлений. У выдающегося музыканта и слух тоньше, и музыкальная память более развита, и чувства, вызываемые звуковыми сочетаниями, ярче и интенсивнее, чем у посредственного.В-третьих, психический уровень –– это большая или меньшая сознательность и идейность проявлений человека. Чем выше духовная организация, тем сознательнее определяет человек свое отношение к отдельным явлениям и всему окружающему, руководствуясь нравственными, социальными принципами и общим мировоззрением.В-четвертых, психический уровень проявляет себя возрастающей координацией психических элементов, составляющих личность. В данном случае речь идет о совершенствовании структуры личности.Результатом сопряженного применения избранных критериев является следующая классификации личностей.I. На низшем уровне психической одаренности и адаптации к среде в зависимости от преобладания основных функций выделяются следующие типы личности.1. Рассудочные, склонные поверхностно обсуждать разные поступки, их причины и последствия, то есть пустая рассудочность из-за слабой общей одаренности.2. Аффективные, в поведении которых преобладают эмоциональные процессы. Это люди подвижные, живые, напоминающие сангвиников; чувственные, со значительным развитием органических влечений, мечтатели, которым присуще репродуктивное воображение, что проявляется преимущественной сосредоточенностью на внутреннем мире.3. Активные, характеризующиеся преобладанием волевого процесса. Эти люди импульсивны, их действия беспорядочны; внешние волевые акты преобладают над внутренними; среди них встречаются покорно-деятельные, мотивы поведения которых производны от внешних указаний, и упрямые, не способные менять принятых решений.II. Личности среднего уровня дифференцируются по преобладанию идеалистических или реалистических тенденций на две категории: непрактичные (теоретики-идеалисты) и практики-реалисты.1. Теоретики-идеалисты –– это ученые со спокойным, ясным, последовательным мышлением, способствующим научным занятиям; художники, посвятившие себя каким-либо искусствам (характерная эндочерта –– развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое); религиозные созерцатели.2. Практики-реалисты представлены следующими типами: а) человеколюбцы (альтруисты), которым свойственно развитое чувство симпатии (сочувствия), обусловленное повышенной аффективной возбудимостью, а также силой и устойчивостью отдельных чувств; б) общественники –– аффективно-деятельные, общительные и предприимчивые в общественных делах; в) властные (характерная эндочерта –– твердая воля и четкие цели, что дает этим людям возможность руководить окружающими); разновидность этого типа составляют люди, волевая энергия которых направлена на борьбу с внешней природой; г) хозяйственные –– расчетливые, склонные к многократному обсуждению своих действий, к сложным практическим предприятиям.Как видно, типы среднего уровня представляют собой последовательное развитие соответствующих им по своей эндопсихике типов низшего уровня. Но здесь, на среднем уровне, сильнее выражены психосоциальные комплексы, то есть экзопсихика.III. На высшем уровне А.Ф.Лазурский размещает людей, богатство, сознательность и координированность психики которых достигают необычайного развития. В их личности экзопсихическая сторона (высшие идеальные проявления) является ведущей, но эндопсихика находится в полном согласии с экзопсихикой. Основанием для дальнейшей классификации личностей высшего уровня являются идеалы (экзопсихические структуры), которые рассматриваются как характерологические факторы. Важнейшие из них: 1) альтруизм; 2) знание: а) индуктивное, б) дедуктивное; 3) красота; 4) религия; 5) общество, государство; 6) внешняя деятельность, инициатива; 7) система, организация; 8) власть, борьба.1. В основе альтруистического типа высшего уровня лежит характерологический эмоциональный комплекс, включающий вчувствование, переживание чужих горестей и радостей, развитые высшие, идейные чувствования (нравственные и религиозные), интерес к внутренним переживаниям, самоуглубление. Эндоэлементы этого комплекса: возбудимость, сила и продолжительность чувств, развитая воля, направленная на помощь страждущим . Альтруистический тип имеет наряду с основным комплексом один или два добавочных. Добавочные комплексы определяют способ, которым осуществляется альтруизм. Например, воля, направленная на борьбу с притеснениями, формирует борца за справедливость. Глубокая вера в блага просвещения и в нравственное перерождение человечества образует тип альтруиста, направляющего свои силы на воспитание подрастающего поколения, каким был выдающийся швейцарский педагог И.Г.Песталоцци (1746-1827). Англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) –– человек иного склада, типичный промышленник, осторожный и расчетливый, посвящает свое состояние и всю энергию рабочему классу и создает новые формы организации труда.2. Познавательный тип личности характеризуется развитой мыслительной деятельностью. Добавочными компонентами служат память и наблюдательность, способность к волевому усилию в умственной области и интеллектуальные чувства (интерес к новому, чувство удовлетворения при удачном решении той или иной проблемы и т.п.). Эти комплексы определяют преобладающее направление познавательной деятельности, а именно, интерес к природе, художественные склонности, религиозное или нравственное чувство, любовь к людям, интерес к хозяйству и технике. Преобладание индуктивного или дедуктивного способов мышления дает возможность разбить данный тип на две группы.А) Носители индуктивного метода находятся среди естествоиспытателей и исследователей внутреннего, психического мира. Яркими представителями индуктивной группы познавательного типа служат Ч. Дарвин и Дж. Локк. Необычайно наблюдательный, идеально точный в опытах, Дарвин отличался крайней осторожностью в гипотезах и выводах. Ко всяким дедукциям относился с недоверием, пока они не были подтверждены фактическими данными. Математики не любил и мало был к ней способен. Зато в собирании фактов был неутомим, обнаруживая громадную настойчивость и трудоспособность. Ту же систематичность и последовательность проявлял он и в обыденной жизни: в денежных счетах отличался большой аккуратностью; бережливо относился ко времени, рассчитывая его чуть ли не по минутам, и т.д. Английский философ Дж. Локк отличался большой наблюдательностью и обладал обширным запасом практических знаний в области человеческого духа. В его сочинениях есть множество тонких наблюдений над детьми и первобытными народами. Изучение различных явлений жизни Локк считал источником мудрости, говоря, что это дает ему больше, чем философские гипотезы. Не случайно, что он явился основателем эмпиризма, доказывающего, что все познания происходят из опыта.Б) Представителям дедуктивного подтипа свойственна склонность к прямолинейному логическому мышлению; восприятие, а следовательно, и значимость единичного факта отступают на второй план. Эмоции проявляются в интеллектуальной области. Воля достигает высокого развития, нацеливаясь на внутренние переживания; внешняя активность незначительна. В таком складе эндопсихики преобладает абстрактное мышление, которое реализуется в рационалистическом и идеалистическом направлениях в философии, склонности к математике и гуманитарным предметам и в предпочтении данных самоанализа фактам внешней реальности. Типичным представителем является Р.Декарт.3. Тип личности, ориентированный на ценности красоты, характеризуется обилием и яркостью представлений, богатой образной памятью, эмоциональностью, могучее развитие которой отражается во всех проявлениях личности, и тонким эстетическим чувством. На этой основе развивается творческое воображение и выраженная впечатлительность, как результат сочетания восприятий с интенсивностью эмоций. Мышление остается по преимуществу образным, конкретным и интуитивным; в образах же реализуется развитая способность обобщения, принятия и выражения общих идей. Бессознательное в сочетании с аффективностью характеризуют мышление и поведение. Воля занимает подчиненное положение. По мере роста личности творчество все больше насыщается идейным синтезом, который у высших представителей рассматриваемого типа достигает философского постижения, открывающего вечный смысл в преходящих символах. Превосходство творческих способностей делает их создателями новых форм и направлений.В области экзопсихики характерными являются примат эстетической оценки и самодовлеющая ценность переживаний. Отсюда вытекает стремление к более полной, многосторонней жизни, склонность к эпикуреизму, индивидуализму в социальной области, пантеизму в религии и т.д.Примером гармонического слияния субъективного и объективного элементов служит А.С.Пушкин. Его Лазурский наделяет широкой восприимчивостью, многосторонней отзывчивостью и интересом к различным сторонам жизни; огромным диапазоном переживаний –– от высочайших подъемов творчества до светской пустоты, мелкого тщеславия и кутежей. Способность вчувствования явилась источником богатой галереи образов и дала возможность оставить след во всех направлениях литературного творчества. В основе лежит органическая любовь к жизни, признание ее ценности во всех проявлениях.Развитие общественного комплекса экзопсихики создает тип художника-общественника, к которому относится Н.А.Некрасов. Как художник впечатлительный, увлекающийся, обладающий тонким эстетическим чутьем и высокоразвитой критической способностью, он был отзывчив на все проявления человеческого страдания. Общественный инстинкт сосредоточил его мысли на определенных темах. В результате обе группы склонностей проявились в творчестве. Чувство действительности трезвого общественника-практика сочеталось с эмоциональностью художника, создав представителя реалистической общественной лирики.Если у художника достигает высокого развития интеллект, склонность к общим идеям или к позитивному знанию, то творчество приобретает художественно-мыслительной характер, и фантазия направляется построениями философской мысли. Примером художника-мыслителя является И.В.Гете. 4. Основу религиозного типа образует отношение к Богу как абсолютной ценности, вера в него, чувство единения с ним и вытекающее отсюда поведение. Особенностями личности являются яркость представлений, развитая фантазия, обилие религиозных образов и большая эмоциональная возбудимость: глубокое и сильное чувство в состоянии экстаза всецело овладевает личностью. В области воли на первый план выступают акты, обращенные на личность самого носителя религиозной идеи и направляющие его усилия в сторону самоусовершенствования и аскетизма. Развитие аффективной сферы и бессознательных процессов лежит в основе интуитивности религиозного мышления и его мистического направления. Влияние эмоциональной сферы сказывается на всей деятельности и отношениях личности, характерной особенностью которых является оперирование антитезисами –– антагонистическими понятиями благого Бога и злого духа, добра и зла, противопоставление мира материального миру духовному с отрицанием первого и сосредоточением на втором, склонность к самоуглубленному религиозному размышлению. Личная уступчивость и мягкость сочетаются с настойчивостью в делах веры, личная неприхотливость –– со стремлением к торжественному блеску ритуала, личное смирение –– с твердым авторитетом в области религии.Религиозные личности высшего уровня являются типами комбинированными в большей степени, чем другие типы данного уровня. Среди них встречаются следующие подтипы: реформаторы (М.Лютер), властители (папа Григорий VII), организаторы-администраторы (основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола).5. Тип общественника, который встречается и на среднем уровне, выделяется на высшем уровне наличием осознанной цели: общественное благо становится определяющей целью деятельности. Личность легко возбудима, аффективна, обладает зрелым характером, развитым интеллектом и сознанием ответственности. Мышление конкретно, научные интересы отличаются прикладным характером. В центре отношения к миру лежит стремление служить обществу. Проблема взаимоотношения индивидуума и коллектива решается в пользу последнего: благо общества признается выше блага личности, обнаруживается тяготение к демократизму. Представители этого типа скромны и неприхотливы. Таковы народные вожди, например, Дж. Гарибальди.Развитие дополнительных комплексов создает комбинированные подтипы, из которых заслуживают особого рассмотрения тип художника, общественника-публициста и тип властного общественника-государственника. Черты властного типа резко выступают в личности Бисмарка, «железного канцлера», объединителя немецких земель.6. Тип личности, воплощающий внешнюю деятельность, инициативу, устремлен к широкой и интенсивной деятельности как самоцели. Идеалом является труд сам по себе, умелый, неутомимый, грандиозный по результатам. Обладая развитым воображением, представители этого типа всегда заняты широкими проектами, планами реформ и т.п. Живая любознательность, наблюдательность и развитая память доставляют им большой запас фактических знаний. Активные натуры, не интересуются отвлеченными теоретическими вопросами. Склонность к абстрактному мышлению отсутствует. Ум приспособлен к действию, находчив, быстро схватывает и осмысливает обстоятельства.Преобладают активные чувства, настроения отличаются положительным тоном; они бодры, жизнерадостны, оптимистичны, любят общество, развлечения, роскошь. Развитая аффективность с одновременным наличием высших и низших влечений является основой так называемой широкой натуры, совмещающей противоположности. Волевая сфера активна, имеется самообладание и способность к напряженной работе. Практический склад ума выражается в неприятии идеализма, в религиозном равнодушии, в гедонистическом и утилитаристском складе морали. Поскольку их идеалом является труд, они склонны к демократизму и придерживаются либерально-прогрессивных воззрений. Потемкин Таврический является типичным представителем этой группы деятелей, людей широкого замысла и инициативы: все, что ни предпринималось им, начиная с безудержного разгула до знаменитого греческого проекта, –– делалось в огромном масштабе.Другую разновидность деятельностного типа представляют правители, как, например, Петр Великий. В его личности основным является стремление к деятельности, активное вмешательство в жизнь в целях ее усовершенствования, инициатива во всех областях государственной жизни, стремление к новым формам, свобода от рутины.Деятельность в экономическо-финансовой области создает особый тип капиталиста — расчетливого деятеля с сильно выраженной рассудочной стороной. Его целью является богатство, идеалом –– деньги, и как самоцель, и как средство власти. Эта цель обусловливается не столько внутренним складом (эндопсихикой) субъекта, но, главным образом, обстоятельствами, препятствующими свободному росту. Власть, как известно, развращает, власть денег –– особенно. Все это сдерживает развитие идейной стороны личности. 7. Тип личности, связанный с организацией, характеризуется стремлением к систематизации, осуществлению намеченного и приведению в порядок существующего. Не склонный ставить новые цели, он использует средства для достижения уже поставленных целей. Он отличается консерватизмом или осмотрительным либерализмом, склонностью к улучшениям, к деятельности в установившихся рамках. В отношении религии преобладает внешняя обрядовая сторона при отсутствии внутреннего чувства. В отношении к праву и морали на первый план выступает формально-логическая сторона, которая может выродиться в формализм, служение букве, а не духу закона. В отношении к людям руководствуется формально-безучастным расчетом. Воззрения отличаются ясностью, последовательностью и схематичностью. Везде проглядывает эгоизм, который может умеряться широтой кругозора и уровнем развития. Деятельность направляется не отдельными идеями, а широкой систематической программой. В основе всех этих проявлений лежат черты рассудочно-деятельного типа. Интеллект, бедный образами и фантазией, с развитым произвольным вниманием, схематичен и служит практическим интересам. Слабая аффективность ограничивается сферой основной деятельности и личных интересов. Воля настойчива и упорна в рамках привычного систематического труда, но в новых условиях, там, где необходимы инициатива, находчивость и решительность, оказывается недостаточной. Этот недостаток компенсируется предусмотрительностью и дальновидным расчетом, устраняющими нарушения планомерной работы. Рассматриваемый тип чаще встречается в рядах крупной бюрократии, в промышленности.Представителем организационной и систематической деятельности является один из родоначальников горного дела в России Акинфий Демидов. Родился крестьянином, умер дворянином, обладателем многочисленных миллионов. Он построил десятки заводов, разрабатывал металлы, имеющиеся на Урале, проводил дороги. Эти стороны его деятельности, характеризуя, главным образом, волевую сферу, позволяют судить и об интеллекте. Заслуживает внимания его стремление к знанию; еще в период петровских реформ он ездил за границу для ознакомления с организацией производства. С морально-социальной стороны ему свойственны расчетливость, неразборчивость в средствах, неуважение к личности, деспотизм.М.М. Сперанский (1772-1839) сочетал в себе склонности систематизатора и идеал государственного блага. Он отличался высокой умственной одаренностью, умел быстро и хорошо работать. Стремление к активной деятельности определило его отход от науки и направило на государственные и административные реформы. Здесь его склонности нашли широкое применение. Приведение в систему государственного механизма и законов составили основной труд его жизни. Этому главному идейному направлению его деятельности соответствуют проявления в обыденной жизни: сдержанность, спокойствие, трезвость, разумная умеренность, предусмотрительность, точность, аккуратность, неутомимость, простота в отношениях с людьми. Энергичная деятельность и достигнутые результаты подчеркивают волевую сторону характера Сперанского. Яркой эмоциональности у него нет, и только раз в жизни, при смерти жены, он проявляет глубокую и сильную аффективную реакцию.8. Последний в классификации Лазурского –– властный тип, ему свойственен культ власти. Он чаще всего встречается среди государственных, военных и политических деятелей. Экзопсихика этого типа –– это идеализация власти. Он является сторонником единодержавия, централизации, дисциплины и порядка. В отношении к людям требователен и деспотичен, покровительствует покорным, нетерпимо враждебен к неподчиняющимся. В любви активен, склонен подчинять себе; честолюбив и самоуверен; к излишествам не склонен. Интерес дела ставит выше всего. Стремится к ясности и определенности; интересуется практической жизненной философией.Со стороны эндопсихики отмечается развитая активная воля: настойчивость, решительность, энергия, самообладание, точность и выдержка. Интеллект развит и ориентирован реально-практически. Выражен интерес к жизни и хорошее знание людей.Люди этого типа не склонны подчиняться авторитету; сообразуются с требованиями действительности. В суждениях и оценках самостоятельны. Бессознательные элементы в психике не играют значительной роли, в действиях они руководствуются ясно поставленными целями. Органические влечения слабо развиты; эстетические, а также идейные чувства достигают значительной высоты. Мотивы власти имеют личный или общественный характер, и власть становится средством осуществления их. Этим определяются разновидности типа. Примером эгоцентрического типа деятельности, направленной по преимуществу мотивами честолюбия, является Наполеон Бонапарт. В лице Оливера Кромвеля Лазурский находил представителя идейной власти, воспринимающего себя только средством осуществления определенного религиозно-политического идеала.Таким образом, классификация личностей А.Ф.Лазурского – одна из первых попыток широкого подхода к проблеме человеческого разнообразия. Эта попытка не принесла решения данной проблемы, но направление мысли и пример автора заслуживают подражания. Определенный вклад в ее конкретизацию внес В.Н.Мясищев. Тем не менее теория личности Лазурского, в том числе ее раздел, связанный с классификацией личностей, не получила значительного развития в отечественной психологии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.