Реферат по предмету "Разное"


А. И. Гурьев (Горно-Алтайск)

А.И. Гурьев (Горно-Алтайск)Научная картина мира и современное христианство В жизни мы постоянно наблюдаем и изучаем различные предметы и явления, ощущаем тепло и холод, и в нашем сознании постепенно складываются определенные представления, с помощью которых мы приобретаем определенный опыт, а через опыт постепенно познаем окружающий мир. Представления о свойствах и закономерностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают конкретные науки, изучающие определенные области явлений и процессов природы. Поскольку природа представляет собой единое целое, постольку и знания о ней должны иметь целостный характер, то есть представляют собой определенную систему. Началом любого познания являются такие вопросы как «что такое?», «зачем?», «почему?», «каким образом?». Первым же шагом всякой науки являются ответы на эти вопросы. Ответить на них – это значит выделить предмет или явление из множества других и изучит их во взаимосвязи с процессами, происходящими в природе. Что же такое наука? В различных источниках понятие «наука» определяется следующим образом: «Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности». // Большая Советская энциклопедия в 30-ти томах. Т-17. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд.- 3-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1974. 616 с. С.323. «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире». // Новейший философский словарь. /Сост. А.А. Грицанов. М.: 1998. 896 с. С. 457. «Наука – практическая и теоретическая деятельность человека по получению объективного знания о действительности». // Философский энциклопедический словарь /Гл. ред. Л.Ф. Ильичев. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с. С.403. «Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, которая включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира». // Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. 1456 с. С.787). Любая человеческая деятельность, а наука – это продукт человеческой деятельности, имеет цель. Каковы же цели науки? В Большой Советской энциклопедии на странице 323 говорится: «Цели науки – описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности». Следует подчеркнуть, что определение любой науки заложено в самом ее названии. Когда мы говорим «физика», то понимаем, что это наука о природе, а «биология» в переводе с греческого означает – наука о жизни и т.д. Основными чертами любой науки являются: Общезначимость. Так, если Ньютон открыл закон, то это не значит, что он его создал, а если А. Эйнштейн создал теорию относительности, то это не значит, что он ее открыл. Он тем самым не отменил законы природы, открытые Ньютоном, а определил границы их применения. Независимость. Законы Ньютона и другие законы Природы действуют всегда и везде, независимо от воли и потребностей человека. Верифицируемость, то есть проверяемость. В любое время дня и ночи, в любой год и месяц, независимо от места проведения, эксперимент подтвердит тот закон, который он, по замыслу исследователя, должен подтвердить. Фальсифицируемость, то есть научное знание можно опровергнуть. В связи с последним пунктом целесообразно привести известное высказывание В.П. Лега: «Знание является научным тогда и только тогда, когда его можно опровергнуть. Оно должно подвергаться опровержению, давать возможность с ним спорить» (Совр. Зап. ф-фия. Лек. 2 ПСТБИ, М.:1997). В добавлении этого известный философ А.И. Осипов говорит: «Принцип верификации - критерий проверки достоверности чего-либо по наличаю: самого достоверного факта и реального пути по которому можно опытно проверить этот факт». Особенности науки. Изучает только то, что есть и присутствует независимо от нас. Базируется на доказательстве. Стремится к точности и объективности своих утверждений. Имеет строгий и однозначный язык, который четко фиксирует смысл и значение понятий. Интересуется не только окружающим человека миром, но и самим процессом его исследования». Границы науки. Первая граница: обусловлена объектами и методами научного познания. Вторая: ограничена ее инструментальным характером. Третья граница: обусловлена спецификой научного познания, то есть чем больше наука открывает, тем большим становится количество принципиально невозможных вещей, то есть тем больше она «закрывает»). Например открытие закона сохранения энергии показало невозможность «вечного двигателя», специальная теория относительности положила запрет на превышении скорости света…Еще Карл Поппер подчеркивал: «Открывая перед человеком большие возможности, наука одновременно показывает и области невозможного». Четвертая граница: связана с возрастом человечества (Вселенная существует 20 миллиарда лет, а человек около 40 тысяч лет, более того, первые цивилизации появились лишь 5 тысяч лет назад!). Пятая граница: определяется природой человека, так как человек, будучи родом из макрокосмоса, достаточно сложно познает микро и макрокосмос». Следует подчеркнуть специфические отличия науки и ненауки, например - религии. Наука как система объективного знания по своему содержанию наднациональна, космополитична. Она единственна, религии же много. Научное знание надличностно, религиозное знание имеет личностную форму. Наука натуралистична и не может вводить никаких сверхъестественных факторов, она материалистична. Источник научного знания — опыт, эксперимент и разум; религиозное знание исходит из откровения. Научные произведения не закончены, допускают пересмотр, а религиозные тексты раз и навсегда заданы и не допускают изменений, они только истолковываются. Научное знание переводимо в понятийную сетку, религиозный текст, в случае перевода, упрощается. На наш взгляд, целесообразно рассмотреть отличие научного знания от ненаучного. К критериям, позволяющим отличить научное знание от ненаучного относятся следующие: Научное знание – сущностно. Сущность – это внутренняя основа объекта, совокупность устойчивых признаков, по которым можно выделить данный объект в окружающем Мире. Научное знание – это обобщенное знание, характеризующее объект окружающего Мира как представителя какого-либо класса. Научное знание – системно. Оно является упорядоченной совокупностью определенных конструкций (понятий, суждений, гипотез, законов, теорий…). Любое серьезное изменение их ведет к разрушению или гибели всей системы научных знаний, то есть к научной революции! Следует подчеркнуть, что в ходе эволюции человека на различных этапах истории возникали различные модели развития науки. Познакомимся с основными из них. Модель Томаса Куна (1922-1996 г.г.) основана на том, что развитие науки есть процесс и результат последовательной смены научных парадигм, который происходи иррационально. Эволюция этих парадигм такова: геоцентрическая парадигма Аристотеля – Птолемея. гелиоцентрическая парадигма Н. Коперника – Г. Галилея – И. Ньютона. релятивистская парадигма А. Эйнштейна. Модель Имре Лакатоса (1922-1972 г.г.) базируется на утверждении, что развитие науки есть процесс и результат последовательной смены научно-исследовательских программ, происходящий рационально. Ее структура состоит в следующем: «Жесткое ядро», содержащее основные, базисные положения (идеи) научно-исследовательской программы, которые подвергаются сомнению в последнюю очередь. «Негативная эвристика» (от греческого «эвриско» - нахожу) - предположения и допущения, которые призваны преодолеть противоречия, возникающие между ними и вновь обнаруженными фактами. «Позитивная эвристика» предполагает создание таких положений и идей, которые направлены на изменение и развитие «жесткого ядра». По Имре Лакатосу развитие науки можно представить в виде графика (Рис.1) Рис 1. Графическое представление развития науки. (0-1), (2-3), (4-5) - научная эволюция. (1-2), (3-4), (5-6) - научные революции, смена парадигм. Основная задача всякой науки — открыть законы, действующие в той области, которой занимается эта наука. Может показаться на первый взгляд, что таких законов не существует. Нельзя предвидеть появление Архимедов, Ньютонов, Лобачевских, нельзя управлять мышлением и творчеством ученого. Наука внешне представляется как результат неконтролируемой деятельности отдельных гениальных мыслителей, поведение которых нельзя уподоблять поведению какого-нибудь камня, падающего в поле тяготения. Бесспорно, что наука — продукт деятельности людей, притом наиболее сложной и тонкой деятельности: познавательной, творческой. Однако развитие науки происходит в определенных исторических условиях, играющих важную, определяющую роль, и эти условия доступны научному анализу. Наука дает математическое описание некоторого фрагмента действительности, строит теорию, которая потом должна быть проверена в эксперименте. «Проверена в эксперименте» означает, что мы сравниваем числовые значения параметров, предсказываемые теорией, со значениями этих же параметров, полученных в эксперименте. Ученые исходят из того положения, что существует два мира, которые соотносятся друг с другом как первичный и вторичный, независимый и зависимый. Идеальный мир человека является вторичным миром, а следовательно, не самостоятельным, зависимым от материального и порождаемым этим материальным миром. Объективность двух миров — объективного и субъективного не снимает вопрос об отражении первичного мира во вторичном и является принципиальным и существенным для жизнедеятельности человека. Сама по себе познавательная деятельность человека есть лишь особая разновидность, способ взаимодействия организмов, вещей и процессов в мире — не физический, свойственный всему миру, а духовный, приводящий к образованию в сознании особой (человеческой) формы абстрактного мышления, в которой откладываются и как бы повторяются в преобразованном виде структура и взаимодействие материальных объектов. Это означает, что человек создает в процессе познания мир, который является одновременно и объективным миром и субъективным - собственно миром человека. Картина мира, отображенная в сознании человека, есть вторичное существование объективного Мира, закрепленное и реализованное в своеобразной форме. Этой материальной формой является язык, который и выполняет функцию передачи и информации от одного человека другому. Выходит, что в принципе человек привносит в мир не себя, со своими законами и закономерностями, а лишь особое взаимодействие - человек-мир, в результате которого рождается картина мира человека. Подчеркивая здесь особенный характер понятийного идеального мира человека, нельзя одновременно не подчеркнуть неотъемлемой связи человека с окружавшим миром как его части, что образует диалектически противоречивое единство: идеальный мир в человеке — материальный (объективный) мир вне его. Вот почему вся познавательная деятельность человека соотносится с объективными закономерностями мира. Если бы мир сознания представлял собой новый мир, несогласуемый с окружающим миром, человек прекратил бы свое существование, раздавленный силами, не поддающимися ни теоретическому, ни практическому овладению окружающей действительности вследствие принципиальной разнородности законов, управляемых реальным миром, с одной стороны, и идеальным с другой. Человек как часть окружающего его мира остается всегда привязанным к нему и духом и телом, и мыслью и чувствами. При рассмотрении проблемы познаваемости окружающей действительности и формировании картины мира в сознании человека, прежде всего, необходимо определить само исходное понятие «картина мира». Возможные ассоциации дают основание часто подразумевать под выражением «картина мира» то или иное представление человека о каких-либо явлениях жизни, которые сформировались у него в результате его жизненного опыта. Такое понимание выражения «картина мира», как и само выражение, нельзя отнести к строго научным, оно скорее может быть одним из бесчисленных житейских выражений, отражающих индивидуальное понимание, представления того или иного человека по поводу какого-либо явления природы, обстоятельств, условий, эстетических ценностей и т.д. Существование вторичного, идеального мира создает предпосылку для сопоставления реальности мира, независимой от сознания человека, и идеальной картины мира как продукта человеческого сознания. Картина мира в этом смысле может трактоваться не как совокупность отдельных явлений, а как идеальное представление всей взаимосвязанности объективных предметов и процессов, существующих в окружающем мире. Однако не все в жизни исчерпывается «дневным сознанием». Наука выступает критерием осмысленного, понятного, рационализованного в безбрежном океане жизни. Но жизнь не сводится только к понятному, в ней присутствует и таинственное, темное, в ней есть место тайне...Есть сфера мистического, таинственного знания, есть таинственный опыт души: догадок, совпадений, озарений, промахов... Этот опыт всегда близок, хотя и непонятен нам до конца, трудно поддается рационализации. Мы знаем, что даже и наше ratio, наш разум также стремится «заглянуть» с сверхрациональное: Мировой Разум, Логос, Самосущее благо... Одной характерной чертой сфера мистического существования отличается от области рационального. Мистика постоянно настаивает на разрушении субъект-объектной границы, на «прямом вхождении» в предмет... В мистическом познании познающее «я» и познаваемая «вещь» слиты: познание превращается в самопознание... В своей книге «Христианство, наука, культура» В.Н. Катасонов пишет «Из всей сферы мистического религия выделяется двумя характерными чертами: 1) Иррациональное — сверхрациональный Бог, полнота Мудрости, Силы и Святости выступает как Личность, происходит личная встреча с Богом; 2) Бог открывается нам, встреча с Богом есть событие, решение о котором принадлежит Богу. Человек может долго и мучительно искать смысла жизни, строить теории, научные, философские, заниматься медитациями, напряженно размышлять и описывать эти размышления, — но пока не произошло личной встречи с Богом, пока не возникла личная связь с Ним, — нет религии».1 Современная наука и религия являются попытками человеческого разума осмыслить реальность. В сфере науки активность на стороне человека. В религии же активность — на стороне Божества. Нам открывается здесь то, что выше человека... Роль же человека сводится здесь к смиренному взысканию — даже и в самом напряженом и дерзновенном взывании к Богу — этого откровения: Господи, помилуй! «Помилуй», в частности, и потому, что претензия на богообщение со стороны грешного человеческого существа есть всегда некоторая дерзость... Смирение выступает необходимым моментом богообщения, общения со Святыней. «Еще одно характерное отличие религии от науки и философии – подчеркивает В.Н. Катасонов - состоит в том, что последние равно есть всегда некоторая «логия» — попытки человеческим умом найти связь и смысл в реальности. Конкретнее, наука и философия выступают обычно как некоторая теория, как некоторая логическая (логико-математическая) схема реальности. Религия же, в своем ядре, есть всегда сама реальность».2 Следует отметить тот факт, что многие современные ученые приходят к необходимости смотреть на вещи sub specie aeternitatis — с точки зрения вечности, с точки зрения Бога. То есть, следовательно, они должны этого Бога в каком-то смысле предполагать... Пусть это еще не есть Бог, а некий Мировой Разум, Логос, управляющий миром и содержащий в себе всю полноту законов мироздания, — тем не менее, оказывается, что даже для построения некоторых научных теорий требование их логической полноты приводит к идее Мирового Разума. Пусть ученый даже «не нуждается в гипотезе Бога», однако сами по себе вопросы — «Что такое полнота истины, к которой стремится наука?», «Что такое Закон, правящий миром?» и, следовательно, «Существует ли Законодатель?» — с необходимостью навязываются исследователю-философу, ищущему полноты логических условий научного познания. Подчеркивая эту мысль В.Н. Катасонов пишет: «Но не только осмысляя наше познание в науке, сферу теоретического разума, мы приходим к идее Бога. Попытка осознания наших действий в области права, морали, нравственности — в области практического разума — также ведет нас к идее Божества. Правовые и моральные нормы предполагают всегда некоторые представления о нравственности, о том, что такое добро, благо. Размышление ведет нас далее к вопросу о природе добра. Есть ли добро лишь некоторая совокупность условно и, следовательно, произвольно выбранных положений и ценностей или же оно реально, т.е. соответствует некоторому действительному порядку вещей в мироздании? Если первое, если добро условно и номиналистично, то тогда трудно понять бросающуюся в глаза устойчивость моральных норм в истории. Несмотря на то, что нравы и обычаи людей разных эпох и обществ меняются, в главном они остаются тождественными. Кроме того, признание морали и добра чисто номиналистичными понятиями обессмыслило бы человеческую жизнь. Разом она бы потеряла свою духовную составляющую, и вся свелась бы к чисто биологическим отправлениям. Не было бы никакого смысла отстаивать справедливое и благое, высокое и святое, если бы они не имели никакого онтологического значения... Однако опыт сердца, наша совесть, вся наша жизнь подсказывают нам, что это не так, что разделение на добро и зло как-то укоренено в самом бытии. Что «царство ценностей», «царство добра» есть не просто слова, а обозначение некоторой реальности, опознаваемой в нравственной жизни личности. Что через нашу совесть говорит Самосущее Добро, Бог, являющийся Законодателем всей нашей нравственной жизни. Конечно, наука не может доказать это положительно и неопровержимо, но своим анализом, своим тщательным «прощупыванием» логических связей она ясно показывает, что без предпосылки реальности Блага вся наша нравственная жизнь становится эфемерной, и вся наша жизнь вообще начинает тогда казаться какой-то бесконечно злой насмешкой над человеком... Строгость мышления, которой взыскует наука, и есть это стремление представить каждый объект мысли на фоне бесконечно разнообразных возможностей другого, так чтобы строго очерченный «логический контур» этого предмета ясно выступил во всей своей определенности и специфичности...»3 Неоспорим тот факт, что наша цивилизация переживает глубокий и всеохватывающий кризис. В чем причина этого кризиса? «Для православных ответ ясен: главная причина – в отходе от Бога! – пишет В.Н. Касатонов - Вера в Бога и благодатная жизнь, дарованная нам Богом в Его Церкви, есть великое сокровище, полнота истины и утешение для каждого христианина».4 Сегодня для всякого образованного человека неизбежно встает задача самоопределения. Мы постоянно ищем смысл жизни, спорим о нем, создаем теории, концепции, школы, традиции...ищем Истину. Однако встает вопрос: а что значат поиски истины в науке и религии? По нашему мнению это можно понимать в плане принципа демаркации этих областей — науки и религии. ________________________________________________1 Катасонов В.Н. Христианство, наука, культура. М.: Издательство ПСТГУ, 2005. С. 10.2 Там же. С. 11.3 Там же. С. 144 Там же. С. 6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Educating Hispanic Students Essay Research Paper Education
Реферат Иридодиагностика
Реферат Установка компонентов в Дельфи
Реферат Внутрифирменное планирование (бюджетирование)
Реферат Отражение особенностей национального менталитета в пословицах и по
Реферат Объединение русских земель вокруг Москвы и становление централизованного Российского государства
Реферат Выдающиеся энергетики России: Г. О. Графтио (1869–1949)
Реферат Методы технологии и концепции утилизации углеродосодержащих промышленных и твердых бытовых отход
Реферат Конституция Европейского Союза
Реферат Психологический анализ профессионально важных качеств сотрудников ОВД когнитивные и коммуникативные
Реферат The Theme Of Coming Of Age In
Реферат Показатели эффективности инвестиций
Реферат Программа комплексной ревизии произв. и фин-хоз. деят-ти с/х орг-ции
Реферат Анализ собственных и привлеченных средств банка
Реферат Обработка материалов электрическим током и лазером