А.А.КотельниковПроблемы российско-монгольского сотрудничестваВ 2009 году народы России и Монголии торжественно отметили 70-летие победы на реке Халхин-Гол, в которых советско-монгольские войска разгромили группировку японских вооруженных сил. В Монголии к юбилею Халхин-Гола трепетное отношение. «За столь длительный период отношений в развитии Монголии важную роль играла Россия», - сказал президент Монголии Ц.Элбэгдорж во время визита Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Монголию в августе 2009 года. - Особенность отношений в том, что они скреплены трудом наших народов и кровью и потом наших людей».1 Однако, исторические связи в наши дни могут приносить разве что моральное удовлетворение, а текущая ситуация все больше требует от России и Монголии тесного экономического взаимодействия и решения проблем, возникающих в процессе сотрудничества. Монголия – страна располагающая большими запасами полезных ископаемых – меди, серебра, угля. На Монголию приходится 5% общемировых расходов на геологоразведку и 50% таких ассигнований в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Постепенное увеличение доли России на монгольском рынке происходит с опережением графика, закрепленного в «Программе развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на период до 2010 г.». Стабильный ежегодный прирост товарооборота на 30% позволил за три года удвоить объем двустороннего товарооборота: в 2006 г. – 592,9 млн. долл., 2007 г. – 803,5 млн. и 2008 г. – более – 1,3 млрд. Доля России во внешнеторговом обороте Монголии достигла 21,3%, но в абсолютном выражении Российская Федерация более чем в два раза отстает от Китайской Народной Республики (47%). Сохраняется дисбаланс в структуре двустороннего товарооборота: на российские поставки приходится более 90% объема российско-монгольской торговли. Ведущее место занимают нефтепродукты и электроэнергия, в частности, ОАО «Роснефть» обеспечивает 92% потребностей Монголии в автомобильном бензине, авиационном и дизельном топливе.2 В последнее время повышается значение импорта из России продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции: вклад Российской Федерации в совокупный объем внешних закупок составил 47%. В Монголии считают, что одна из причин отрицательного сальдо их страны в торговле с Россией – их членство в ВТО и отсутствие его у Российской Федерации. По мнению российского руководства, проблема в такой структуре двусторонней торговли кроется не в этом. «Такая структура не связана с членством в ВТО, – заявил во время своего визита в Монголию в августе 2009 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. – У нас и сейчас есть все возможности – просто нужно правильно использовать все инструменты».3 На Россию приходится около 3% монгольского экспорта, который состоит в основном из продукции совместного предприятия КОО «Монголросцветмет» (плавиковый шпат) – 45% изделий легкой промышленности – 42%. В незначительном количестве завозятся мясо и мясопродукты. Следует отметить, что поставки в Россию медного концентрата, производимого совместным предприятием КОО «Предприятие Эрдэнэт», в последние годы практически не осуществляются. Почти вся произведенная этим предприятием продукция поставляется на китайский рынок. Пауза в российско-монгольских отношениях в постсоветский период 90-х годов ХХ века сыграла плохую службу российскому бизнесу на монгольском рынке. Ее быстро заполнили китайские, корейские, японские, вьетнамские бизнесмены, особенно в секторах машиностроения, строительства и продукции массового спроса (электробытовые товары, швейные изделия и др.). Ввиду низкого платежеспособного спроса основной массы монгольских граждан китайские товары по ценовым параметрам выигрывают конкурентную борьбу у российских товаропроизводителей. Также не способствует продвижению на внешний монгольский рынок российских товаров утяжеленная громоздкая система таможенных и пограничных процедур России на фоне упрощенных и ускоренных аналогичных процедур на китайско-монгольской границе. Смягчающим фактором в неравной конкуренции служит сохранившаяся с советских времен привязанность монгольских граждан к российским товарам, прежде всего к продовольственным.4 Объем российских инвестиций в монгольскую экономику растет низкими темпами (к концу 2008 г. накопленные капиталовложения превысили отметку в 2 млн. долл.). На момент распада Советского Союза Монголия была третьим, после Кубы и Сирии, крупнейшим должником СССР. В 90-е годы ХХ века Российская Федерация выставила Монголии счет в 11,4 млрд. так называемых переводных рублей. Этот долг накапливался на протяжении 80 лет. Выплатить такой долг, сумма которого по состоянию на 2003 год в 10 раз превышала размер годового ВВП страны, Монголия не могла. В 2002 году, Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов обещал Монголии российские инвестиции, но только в том случае, если страна заплатит «большой долг». Монгольская сторона не дала никакого ответа на такое предложение. Самой Монголии также есть что выставить России, например, счет за использование земель под военные базы и неэквивалентную торговлю с 1921 по 1991 годы. Кроме того, в отличие от других стран антигитлеровской коалиции, во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Монголия осуществляла бесплатные поставки в СССР для нужд Красной Армии полушубков, лошадей, мяса, валенок и других товаров.5 В 2003 году российские власти приняли решение списать большую часть долга Монголии, составляющего в общей сложности 98% от суммы долга. По соглашению Монголия обязывается выплатить России оставшиеся 300 млн. долларов. Часть этой суммы должна была быть собрана путем выпуска государственных облигаций, которые, как надеялись в Монголии, должны были купить иностранные инвесторы. В ходе переговоров, состоявшихся в августе 2009 года во время визита Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, главы двух стран признали, что вопросы погашения «большого долга» остаются. В ходе переговоров президенты дали поручение реализовать эту работу в ближайшее время. Д.А.Медведев подтвердил, что некоторые «следы» этой истории до сих пор мешают полноценному партнерству двух стран. «Крайне важно разобраться в этих небольших, но отягчающих сотрудничество моментах», – заявил Президент России после переговоров.6 Смена торгово-экономических партнеров Монголии была радикальной – партнерами Монголии стали Австралия с развитой горнорудной промышленностью и Великобритания – один из мировых финансовых центров мира. В сферу экономических интересов Монголии попали также США, Республика Корея, Франция, Италия, Германия, и другие, оказавшие финансовую помощь Монголии после ухода российских компаний с ее рынков. В настоящее время Монголия делает ставку не только на российские инвестиции, и рассчитывать на то, что компании из России придут туда на льготных условиях, без борьбы с другими иностранными инвесторами, не приходится. В последнее время работа совместных предприятий с российским участием на территории Монголии сталкивается с рядом сложностей. Представители российского бизнеса в Монголии неоднократно отмечали, что политика налоговой дискриминации в этой стране идет вразрез с заключенными ранее межгосударственными соглашениями о защите капиталовложений. Как уже упоминалось, в 2004 году Правительство России списало Монголии «большой долг». Однако взамен российский бизнес получил лишь многочисленные обещания о совместной разработке недр и фактический отъем значительной части прибыли. «Иностранные предприятия в Монголии не могут чувствовать себя защищенными от чиновничьего произвола, несправедливого налогообложения и даже рейдерских атак на бизнес», – говорит Евгений Вардов, директор Центра изучения региональных проблем. – Монголия ущемляет интересы России, нарушая Соглашение о взаимной защите капиталовложений». Эксперты обращают особое внимание на то, что спорные законы «О полезных ископаемых» и «О налоге на рост цен на некоторые виды продукции», принятые Великим государственным хуралом Монголии в 2006 году, действуют избирательно. С момента их вступления в силу дополнительный доход компаний от роста цены на золото и медь облагается по ставке 68%. Это негативно отразилось на деятельности крупнейших горнорудных компаний Монголии с российским участием «ГОК «Эрдэнэт», «Монголросцветмет», «Золотой Восток – Монголия» и «Шижиралт». Между тем, до 97% отчислений в бюджет страны по данному налогу на сверхприбыль, приходятся на совместные российско-монгольские горнорудные предприятия. Таким образом, основная нагрузка ложится именно на российский бизнес, который в результате недополучает существенную часть своей прибыли. Как и бюджет России, лишившийся с момента принятия Монголией новых законов около 500 млн. долларов налоговых отчислений. Попытки опротестовать действия монгольских властей встречают жесткое сопротивление. После того, как компания «Золотой Восток – Монголия», обратилась в международный суд с жалобой на произвол местных законодателей, власти Монголии остановили деятельность компании, ее дочерних и аффилированных предприятий, наложив арест на все технологическое и техническое имущество, а также изъяв добытое золото. Скандал разразился 2 декабря 2008 года. Успешно действовавшая на протяжении одиннадцати лет добыча золота остановилась, около полутора тысяч работников оказались без работы. Но ни их обращения в адрес монгольского правительства, ни попытки руководства «Золотого Востока» решить вопрос цивилизованными методами не смогли поколебать позицию чиновников. Действия монгольских властей выглядят парадоксально, если учесть тот факт, что из 139 золотодобывающих компаний страны на сегодняшний день работают всего 50. При этом у 35 из них объемы добычи откровенно мизерны. Специалисты говорят о коллапсе, настигшем золотодобывающую отрасль. И это во время мирового финансового кризиса, когда золотодобыча способна стать точкой опоры для монгольской экономики. Не менее парадоксально выглядит пассивная позиция российского МИДа, закрывающего глаза на дискриминацию отечественного бизнеса в Монголии. Тогдашний российский посол Борис Говорин не уставал отмечать «устойчивый рост товарооборота», но «дипломатично» не замечал, что для российского бюджета этот рост давно превратился в «черную дыру». Если бы нечто подобное случилось с американской нефтяной компанией в Персидском заливе, Государственный департамент США молчать бы не стал. Логика текущего момента требует нового формата российско-монгольских отношений, новой «безубыточной» дипломатии.7 Почему же Россия в сотрудничестве с Монголией наступает на одни и те же «грабли»? Главная беда – пребывание в плену у старых советских стереотипов о Монголии как «16-й республике» СССР. Между тем в политическом и, как это ни парадоксально звучит, в экономическом плане за два десятилетия, прошедших после крушения социализма, Монголия ушла вперед гораздо дальше, чем большинство республик бывшего СССР. Западные, китайские, японские компании становятся в очередь, чтобы получить доступ к богатствам монгольских недр: в ближайшие годы иностранные инвестиции должны составить не меньше 20 млрд. долл. Во-вторых, российские чиновники исходят из выдуманной ими самими дихотомии «пророссийская Монгольская народно-революционная партия – прозападная Демократическая партия Монголии». В действительности же всем политическим силам Монголии приходится балансировать между Москвой и Пекином. Разница между МНРП и ДПМ, в том, что демократы чуть более активно пытаются уравновесить влияние России и Китая привлечением американских, европейских, японских и корейских инвесторов. Но важно понимать, что главный экономический партнер и спонсор Монголии – это все же КНР. Причем уже давно. Китайцы строят здесь целые поселки и городские кварталы. Китайская одежда, обувь, машины и оборудование, стройматериалы и все прочее полностью господствуют на монгольском рынке. Россия предложить все это просто не в состоянии. А господство на рынке – это и политическое влияние. Оно куда весомее, нежели визиты высокопоставленных лиц из Москвы.8 Для сохранения долгосрочного тренда роста экономического взаимодействия России и Монголии необходимо расширять гуманитарное сотрудничество, прежде всего на рынке образовательных услуг. Сегодня молодое поколение монголов не владеет русским языком. По всей Монголии действует всего две государственные общеобразовательные школы, обучающие монгольских детей на русском языке. Начиная с 2002 г., в Монголии первым иностранным языком объявлен английский, взамен русскому. Утеря языкового пространства, как средства общения между монгольскими и российскими гражданами, приведет к усложнению взаимоотношений. Необходимо решать проблему путем создания во всех 21 аймаках по одной русской общеобразовательной школе, как это было в период социалистических отношений. Главное условие – востребованность в этом – пока сохраняется.9 Для увеличения российско-монгольского товарооборота необходимы государственные протекционистские меры по расширению импорта монгольских товаров на российский рынок, отличающихся высокими потребительскими свойствами, относительно низкими ценами и экологически чистой продукцией (мясо и мясопродукты, шерстяные, кашемировые, кожаные, меховые и ковровые изделия). Для активного инвестиционного внедрения российского бизнеса в масштабные монгольские проекты следует возобновить систему государственного кредитования Монголии.10 У России пока еще есть шанс «отыграть» ситуацию. Да, Монголия обладает колоссальными сырьевыми богатствами. Но их нужно добыть. А здесь без иностранных инвестиций никак не обойтись. Последний пример с давлением против российских компаний это показал очень отчетливо. В итоге случился коллапс золотодобычи. И почему-то спасительного конкурента в данном случае не нашлось. Кроме того, для реализации на мировом рынке добытое сырье нужно вывозить. В первую очередь, по железным дорогам к портам. Либо через Россию, либо через КНР. Еще одна проблема в том, что железнодорожная сеть в стране развита крайне слабо. И помочь ей в этом могут российские компании. Монголия всерьез опасается растущего влияния КНР, которое в перспективе может кончиться поглощением, и поэтому она заинтересована в развитии отношений с опорой на Россию.11 1 Деньги и история. http://www.rg.ru/2009/08/26/medvedev.html2Бюллетень иностранной коммерческой информации № 136 (9534), 26.11.2009, с. 2.3 Деньги и история. http://www.rg.ru/2009/08/26/medvedev.html4Аналитическая записка по проблемам экономического взаимодействия Республики Бурятия и Забайкальского края с КНР и Монголией (современное состояние и перспективы до 2020 г.), с. 15. Учреждение Академии Наук Сибирское отделение Бурятский научный центр Отдел региональных экономических исследований, г. Улан-Удэ, 2009.5 Монголия ушла в отрыв. http://newtimes.ru/articles/detail/14695?phrase_id=2060326Деньги и история. http://www.rg.ru/2009/08/26/medvedev.html7 Сомнительное партнерство: получит ли Монголия многомиллиардный российский кредит? http://www.nr2.ru/moskow/224442.html8 Монголия ушла в отрыв. http://newtimes.ru/articles/detail/14695?phrase_id=2060329Атанов Н.И., Булгатова И.Ф. Современное состояние и перспективы приграничного сотрудничества Республики Бурятия и Забайкальского края с Монголией. Сборник докладов международной научно-практической конференции «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия», г. Чита, 2009, с. 14.10Аналитическая записка по проблемам экономического взаимодействия Республики Бурятия и Забайкальского края с КНР и Монголией (современное состояние и перспективы до 2020 г.), с. 17. Учреждение Академии Наук Сибирское отделение Бурятский научный центр Отдел региональных экономических исследований, г. Улан-Удэ, 2009.11 Хитрые монголы «доят» российских предпринимателей. http://www.pravda.ru/world/asia/far-east/13-05-2009/310657-ulan-0 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1