Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


А. К. Хизрибекова сборник упражнений по практическому курсу русского языка

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТА.К.ХизрибековаСБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКАДля специальности 031200 – Педагогика и методика начального обученияЧасть IМАХАЧКАЛА – 2005 Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанского государственного педагогического университета.Хизрибекова А.К. Сборник упражнений по практическому курсу русского языка. Часть I. Учебное пособие для студентов 1 курса ФНК. – Махачкала: ДГПУ, 2005. – 192 с.Рецензенты: А.М.Айтберов – зав. кафедрой методики начального обучения ДГПУ, доктор педагогических наук, профессор;К.Э.Джамалов – зав. кафедрой методики русского языка и литературы ДГУ, доктор педагогических наук, профессор.© Хизрибекова А.К., 2005^ Памяти родных – Алана и Саният – посвящается ПРЕДИСЛОВИЕОсновная задача данного пособия состоит в формировании у дагестанских студентов таких необходимых качеств, как языковое чутьё, которое предусматривает навыки усвоения норм правильной устной и письменной речи, усовершенствование связной речи в грамматико-стилистическом отношении, а также развитие сознательного подхода к языковым явлениям. Содержание учебника строго соответствует тематике программы по ПКРЯ для ФНК и представляет собой систематическое изложение каждого раздела русского языка (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация) в сопряжении с орфографией. В пособии представлены различного рода упражнения, позволяющие не только укреплять орфографическую зоркость, но и обогащать словарный запас студентов, повышать уровень владения языком и таким образом в определенной степени осуществить теоретическую и практическую подготовку будущих учителей. В пособии предусмотрены также задания, требующие внимания истории слов и фразеологизмов русского языка, объяснению языковых явлений с использованием различных словарей (толкового, орфографического, этимологического и других). Наличие в сборнике разных по качеству усвоения упражнений свидетельствует о том, что учитывались такие немаловажные факторы, как специфика факультета и уровень усвоения материала студентами, обучавшимися ранее в условиях национально-русского двуязычия. При разработке материала для пособия автор опирался на опыт составления аналогичных пособий, на работу учителей и методистов, отраженную ими в различных публикациях. Для упражнений и разъяснения теоретических суждений использованы примеры из произведений классиков русской литературы и известных современных писателей. Автор выражает благодарность докторам педагогических наук, профессорам А.М.Айтберову и К.Э.Джамалову и кандидатам филологических наук С.Х.Гасановой и С.С.Кислицкой, взявшим на себя труд почитать рукопись учебника и сделать ценные замечания. Глубокая признательность заведующему кафедрой русского языка ФНК В.М.Загирову, много сделавшему для того, чтобы эта книга вышла в свет. СОДЕРЖАНИЕ ^ Фонетика и орфография 1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением 2. Непроверяемые гласные в корне 3. Правописание гласных в корнях с чередующимися глас­ными ^ Е/И -БЕР- // -БИР-, -ПЕР- // -ПИР-, -МЕР- // -МИР-, -СТЕЛ- // -СТИЛ-, БЛЕСТ- // -БЛИСТ-, -ДЕР- // -ДИР-, -ТЕР- // -ТИР-, -ЖЕГ- // -ЖИГ-, -ЧЕТ- // -ЧИТ- 4. Правописание гласных в корнях с чередующимися глас­ными О/А (-ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-, -ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-, -ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН-// -РОВН-, -ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ-) 5. Правописание О и Е после шипящих и Ц в различных морфемах. О и Е под ударением. О и Е в безударном положении 6. Правописание гласных Ы и И после приставок и предлогов 7. Правописание гласных Ы и И после Ц 8. Правописание А, У и И после шипящих и Ц 9. Правописание звонких согласных перед глухими и в кон­це слова. Правописание глухих согласных перед звонкими 10. Упражнения на правописание и произношение звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных в различных позициях. Особенности произношения шипящих 11. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных 12. Употребление Ь для обозначения грамматических форм ♦ Ь на конце существительных после шипящих ♦ Ь в кратких прилагательных с основой на шипящую ♦ Ь в различных формах глагола ♦ Ь в наречиях, частицах, числительных и в других частях речи с шипящими на конце 13. Правописание и произношение слов с разделительными Ъ и Ь 14. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв Е, Ё, Ю, Я 15. Полногласные и неполногласные сочетания в корнях 16. Непроизносимые согласные при стечении согласных (СТН, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТЛ…) 17. Правописание слов с двойными (удвоенными) согласными на стыке приставки и корня, корня и суффикса, в сложносокращенных словах, в иноязычных словах 3 12141724 28 29 323436 38 41 41 43 45484950 515356 18. Упражнения на произношение и правописание слов с двой­ными согласными и сочетанием согласных с применением ТСО19. Употребление прописных букв 20. Прослушивание грампластинок. Составление диалогов и связных текстов по заданной теме 21. Практические упражнения на усвоение особенностей русской интонации с применением ТСО Лексика и словоупотребление 22. Многозначность слов. Омонимы. Упражнения по выявлению переносных значений слов и использованию омонимов и их разновидностей 23. Упражнения с использованием различных синонимов и антонимов 24. Речевой этикет 25. Упражнения с использованием слов и выражений, характеризующих профессию учителя начальных классов 26. Упражнения по культуре речи и стилистике 27. Речевое общение. Диалог (монолог) на тему: «Город, в котором я живу» 28. Деловые бумаги, связанные с учебно-профессиональ­ной деятельностью (заявление, доверенность, протокол, объяснение, объявление, справка) 29. Стилистическое использование устойчивых сочетаний (фразеологизмов), крылатых слов, пословиц и поговорок 30. Упражнения с использованием различных лингвистических словарей Морфемика и орфография 31. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Смыслоразли­чительная роль этих приставок 32. Правописание приставок на ^ З (С): БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, РАЗ- / РАС-, РОЗ- / РОС-, ВОЗ- / ВОС-, ЧРЕЗ- / ЧЕРЕС- 33. Правописание суффиксов имен существительных со значением лица ^ -ЧИК, -ЩИК, -ЕЦ, -ИЦ(А), -ЛЬЩИК, -ТЕЛЬ, -АРЬ, -НИК и др. 34. Правописание суффиксов имен существительных со значением определенного признака или действия ^ -ОТ(А), -ЕТ(А), -ОСТЬ, -ЕСТЬ, -ОТН(Я), -ИЗН(А), -ИНСТВ-(О), -ИН(А) 59 6163666974 7885 8797100109117122126129132 35. Правописание суффиксов имен существительных со значением эмоциональной оценки ^ -УШК-(-ЮШК), -ЫШК- (-ИШК-), -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ОНОК-, -ЁНОК-, -ОНК-(А), -ЁНК-(А), -ЕК-, -ИК-, -ОК-, -К-, -ОЧК-, -ИЧК-, -ЕЧК-, -ЕЦ(О), -ИЦ- (Е, ), -ИЩ(А), -ИЩ(Е) 36. Правописание суффиксов имен прилагательных ^ -АН-, -ЯН-, -ИН-, -Н-, -НН-, -ЕНН-, -ОНН- 37. Правописание суффиксов имен прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИСТ-, -ЧАТ-, -ОВ-, -ЕВ-, -ИВ-, -ОВАТ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЕСК-, -ИЧЕСК-. Различение суф­фиксов -К- и -СК- 38. Правописание гласных в глагольных суффиксах (^ -ЫВА-, -ИВА-, -ВА-) и в глагольных приставках (ПО-, ВО-, ОБ-, ОТ-) 39. Правописание суффиксов действительных причастий (-ВШ-, -Ш-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-) 40. Правописание суффиксов страдательных причастий (-ЕМ-, -ИМ-, -АНН-, -ЯНН-, -ЕНН- , -Т-) 41. Правописание слоговых и смежных аббревиатур. Написание сложносокращенных слов типа МХАТ, БАМ 42. Международные словообразовательные элементы 43. Правописание сложных имен существительных. Правописание соединительных гласных. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных 44. Написание сложных слов с первым компонентом ПОЛ-, ПОЛУ- 45. Правописание сложных имен прилагательных. Дефисное и раздельное написание сложных прилагательных Морфология и орфография 46. Склонение существительных 47. Правописание падежных окончаний имен существи­тельных мужского и женского рода с основой, оканчивающейся на шипящий. Слова на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ 48. Правописание падежных окончаний имен существи­тельных в Т.п и Р.п. мн. ч. 49. Особенности в образовании и употреблении степеней сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов 50. Правописание Н и НН в именах прилагательных (полных и кратких), в страдательных причастиях (полных и кратких) и в наречиях на -О 133139140145147148149 151153157156161162164165169 51. Образование и употребление краткой формы прилагательных. Ударение в кратких формах имен прилагательных 52. Правописание падежных окончаний имен прилагатель­ных, порядковых имен числительных, местоимений-прилага­тельных 53. Склонение имен числительных 54. Правописание количественных, порядковых и дробных имен числительных 55. Склонение простых, сложных и составных количе­ствен­ных имен числительных 56. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и местоименных наречий. Различение сочетаний^ НИКТО ИНОЙ; НИЧТО ИНОЕ и НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК 57. Особенности склонения и употребления в речи местоимений различных разрядов Использованная литература 171176 178180183186187191 ^ ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ1. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМВ Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания безударных гласных в корне, проверяемых ударением. ● Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением: река – реки, трава – травы. ● Проверить безударную гласную можно путем подбора формы того же слова:1) у существительных надо изменить число: толпа – толпы, паруса - парус;2) у прилагательных заменить полную форму краткой: босой – бос, счастливый – счастлив, нагой – наг и т.д.^ 3) у глаголов изменить или число (хожу – ходим) или время (варил – варит, показал – покажет) или род (принесла – принес, отвела – отвел, спасла – спас) и т.д. ● Можно проверить безударный гласный путем подбора сложносокращенных слов (в некоторых словах гласный не стоит под ударением, но слышится ясно): бригада – комбриг, батальон – комбат, дивизия – комдив, натуралист – юннат, комиссар – военком, специалист – спецодежда, санитар – санврач, факультет – литфак, корабль – линкор.З а п о м н и т ь! ● Н е л ь з я проверить безударный гласный в корне глагола одного вида подбором проверочного слова – глагола другого вида (упросить – упрашивать). Если слово образовано от глагола, необходимо выяснить, от глагола какого вида оно образовано (прошение – от просить). ● Н е л ь з я в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-), так как у них происходит чередование О-А. Таким образом, опоздать надо проверять наречием поздно, а не глаголом опаздывать, разбросать – глаголом бросить, а не разбрасывать и т.д. Упражнение № 1. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова. ●Объясните значение выделенных слов. Шансы на успех весьма мАлы. – Стояли на мОлу. ЗалИзать рану. – ЗалЕзать на дерево. ПосвЕтить фонарем. – ПосвЯтить стихотворение другу. СпЕшим на поезд. СпИшите текст. УмОлять о пощаде. – УмАлять роль. УвЯдать без воды. – УвИдать чудо. УкрОтить зверя. – ПрекрАтить разговоры. ЗавИла кудри. – ЗавЕла разговор. Упражнение № 2. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ж­де­ние, раст_ржение, ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить.Упражнение № 3. Перепишите слова, расставляя ударение и подбирая, где нужно, проверочные слова. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. ●Выделите корни этих слов и обозначьте их в транскрипции. БЫчок, бАчок и бОчок, выжАть и выжИть, выкОпать и выкУпать, выпАлить и выпОлоть, выпЕченный и выпЯченный, выпУтать и выпЫтать, вышЕл и вышИл, дАлекий и дОлина, дАю и дОю, дОмовой и дЫмовой, запЕвать и запИвать, заплАтить и сплОтить, иссЕкать и иссЯкать, кАток и кОток, клЕнок и клИнок, лАвина и лОвить, лЕпить и прилИпать, лЕса и лИса, мАховик и мОховик, мЕлок и мИлок, мЕчи и мЯчи, нАгой и нОгой, настЕгать и настИгать, овЕвать и овИвать, озЕмь и озИмь, осЕнить и подсИнить, отОщать и оттАщить, отпОроть и отпАрить, пЕсцы и пИсцы, покАрать и покОрить, посвЕтить и посвЯтить, посИдеть и посЕдеть, потИрал и потЕрял, привЕдение и привИдение, примЕрять и примИрять, прожИвать и прожЕвать, разрЕдить и разрЯдить, раскАлить и раскОлоть, сАма и сОма, свАя и свОя, свЕла и свИла, слЕзать и слИзать, стАчать и стОчить, стАрожил и стОрожил, тЕнистый и тИнистый, тЕснить и тИснить, увИдеть и увЯдать, угАдать и угОдить, укрОтить и сокрАтить, умАлять и умОлять, хвОстатый и хвАстун, чАродей и чЕредой, чАстота и чИстота, щЕтина и щИты, щИпать и отщЕпить.Упражнение № 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни. Выпишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм: 1) с проверяемыми гласными в корне;^ 2) с непроверяемыми гласными в корне;3) с чередующимися гласными в корне. ●Выполните синтаксический разбор 2-го предложения. ГРЕЦИЯ Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины. Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.Упражнение №5. Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор. Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу, обл_чить ложь; просл_влять героя, благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги, упл_тнить график работы; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расстилаться по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору; прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; посв_щение любимой, работники просв_щения; скр_петь дверью, скр_пить договор п_чатью. Упражнение № 6. Прочитайте шуточные строчки. Вставьте пропущенные буквы, объясняя их написание. 1. СвЕла или свИла? В нашем доме над балконом ласточка гнездо св_ла И своим веселым писком всех жильцов с ума св_ла. 2. УГАДать или уГОДить? У_ить хотел я маме. У_ать ее желанье. 3. -ДАЛ- или -ДОЛ-? Высокие горы стоят на пути. Но так нас манила _ина _екая, Что горы и лес смогли мы пройти! 4. ДОМовой или ДЫМовой? В _овой трубе на крыше _овой стихи нам пишет. 5. ВыЖАЛи или выЖИЛи? Тренеры из нас все соки вы_ли. Удивляемся: как мы все вы_ли? 6. ОЗЕМЬ или оЗИМЬ? Стукнулся зайчишка о_ – и стремглав помчался в о_. 7. НаКАЛить или наКОЛоть? На_оть дрова бы в срок – на_ить бы чугунок. 8. ПоКАРать или поКОРить? По_ить чудо-юдо решило город непокорный. По_ать его решил Иван проворный. 9. КЛЕНок или КЛИНок? Под окном растет _ок. Каждый листик – как _ок. 10. поСИДела или поСЕДела? Бабушка немного с внуком по_ела И за это время чуть не по_ела.Упражнение № 7. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Как называются такие омонимы? Прим_рять врагов – прим_рять платье; пос_деть от невзгод – пос_деть на завалинке; пол_скать котенка – пол_скать белье; кр_тчайшее расстояние – кр_тчайшее создание; посв_тить фонариком – посв_тить жизнь.Упражнение № 8. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. 1. Разв_вается флаг, разв_вается промышленность, ст_рожил нашего города, ст_рожил склад продуктов, ум_лять о помощи, ум_лять заслуги, упл_тить налоги, упл_тнить бетон, просв_щенная монархия, жизнь, посв_щенная людям. 2. Вл_стелин, просл_влять, укр_титель, пок_рать, м_газин, бр_гада, б_ссейн, в_теринар, д_визия, инф_рмация, к_манда, м_шина, пр_мышленность. 3. Изм_рение, разув_рять, дост_жение цели, неисч_рпаемый запас. 4. Объед_няться, неприм_римые враги, увл_кательно, раздв_жная стенка. 5. Сож_ление, раск_ленный, благосл_влять, вообр_жение. 6. Прор_дить проросшую морковь, тр_стись от страха, разр_дить международную обстановку, тр_скотня пулеметов, пр_дильный станок.^ 2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕВ Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания непроверяемых гласных в корне. ● При затруднении в написании не проверяемых ударением гласных в корне нужно обратиться к о р ф о г р а ф и ч е с к о м у или т о л к о в о м у с л о в а р ю. Таких слов в русском языке много. Это исконно русские и заимствованные слова: государство, интеллигенция, дезинформация, обоняние, конституция, интеллект, оптимизм, манифест, конфликт, дилетант, абонемент, привилегия, приоритет, традиция, компаньон, идеология и др.Упражнение № 9. Вставьте безударные гласные и объясните их правописание. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значения выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. 1. Инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет. 2. Ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать. 3. Атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет. 4. Тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.Упражнение № 10. Вставьте пропущенные буквы. Пользуясь Кратким этимологическим словарем русского языка Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской, определите происхождение слов. П_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, пр_стыня, б_лье.Упражнение № 11. Спишите, вставьте пропущенные буквы. ●Перепишите в свой словарик значения созвучных слов и придумайте с ними предложения. К_мпания сверстников; предвыборная к_мпания; его к_мпань_н; к_мпания 1812 года; к_мпания по производству к_мпьютерной техники; организовать к_мпанию по сбору средств; нефт_ная к_мпания; к_мпанейский человек; работать в одной туристической к_мпании.Кампания (от фр. campagne) 1. Совокупность военных действий, вой­на на определенном театре военных действий в тот или иной период. Лет­няя кампания 1942 года. 2. Мероприятия для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи. Избирательная кампания.Компания (лат. com – «вместе» и panis – «хлеб»; пришло из французского compagnon – «сохлебник, соучастник в еде», «тот, кто занимается чем-нибудь вместе с кем-либо»). 1. Торговое или промышленное объединение предпринимателей; предприятие, фирма 2. Небольшая группа лиц, проводящих вместе время; собравшиеся приятели, друзья.Упражнение № 12. А. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением? ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. 1. Ум_лчание, возр_ждение, д_ректива; 2. Ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический; 3. Вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение; 4. Оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.Б. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением? 1. Увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный; 2. В_негрет, инт_лл_генция, д_летант; 3. Н_гилист, тр_диция, просл_влять; 4. Пап_ротник, ст_рожил села, _нтеллект.Упражнение № 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. ●Подберите к ним однокоренные слова различных частей речи. Укажите части речи. ●Подберите антонимы к слову _ктивный (человек). I. Тр_диция, д_путат, ор_нжерея; _казия; к_рикатура, тр_нсли­ровать, м_тафора, м_л_нхолический, п_рсонаж, г_пербола, б_лл_тристика, г_рмония чувств, п_норама, п_р_докс, м_лодия, п_сс_мист, _ктивное участие, б_ллетень, д_скуссия, д_кл_мация; д_кл_рировать, акк_мп_нировать, интелл_генция, гр_теск, ш_девр, п_циент, _рудиция, к_нфр_нтация, _питет. II. С_пог, т_пор, в_н_грет, арх_тектор, к_нцепция, п_р_ф_рия, _ск_латор, ск_птицизм, р_акция, тр_диция, проп_ганда, пр_гресс, инт_ллект, ф_нтазия, р_гламент, ко_рдинация, г_г_мония, д_л_катный, д_ф_рамб, ф_стиваль, _нтузиазм, инт_лл_гентный, ин_циатива, к_мп_тентность. ^ 3. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХС ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ (Е/И): -БЕР- // -БИР-, -ПЕР- // -ПИР-, -МЕР- // -МИР-,-СТЕЛ- // -СТИЛ-, -БЛЕСТ- // -БЛИСТ-, -ДЕР- // -ДИР-, ^ -ТЕР- // -ТИР-, -ЖЕГ- // -ЖИГ-, -ЧЕТ- // -ЧИТ-В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания чередующихся гласных Е /И в корнях слов. –И – перед суффиксом -А- –Е – в остальных случаях -БИР(А)- собирать -БЕР- соберет -ПИР(А)- запирать -ПЕР- запереть -МИР(А)- замирать -МЕР- замереть -СТИЛ(А)- расстилать -СТЕЛ- расстелить -БЛИСТ(А)- блистать -БЛЕСТ- блестеть -ДИР(А)- обдирать -ДЕР- обдерет -ТИР(А)- обтирать -ТЕР- обтереть -ЖИГ(А)- выжигать -ЖЕГ- выжег -ЧИТ(А)- вычитать -ЧЕТ- вычет Н О: сочетать, сочетание З а п о м н и т ь: В корне пишется ИМ, ИН, если за ними стоит суффикс -А- : примять – приминать, обнять – обнимать, начать – начинать, разжать – разжимать...Упражнение № 14. А. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением. Ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм); прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.Б. Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне:1) проверяемый гласный; 2)непроверяемый гласный;3) чередующийся гласный. Вставьте буквы, объясните их выбор. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта... 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами. (А.Казанцев) Упражнение № 15. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы (Е – И). Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, закл_нание, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, выж_мать, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, вн_мание, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.^ Упражнение № 16. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните графически выбор орфограммы – гласной в корне слов с пропущенными буквами. Укажите время глаголов.Образец: заблистать – заблестеть. 1. В вечерней тишине (не)шевельнет_ся лист, цветы бл_стят росой. (А.Апухтин) 2. Долина уп_ралась в крутой откос плоскогорья. (К.Булычев) 3. Плоскогорье прост_ралось на несколько километров и уп_ралось в стену гор. (К.Булычев) 4. Бл_стит зернистая роса на траве. (Ф.Абрамов) 5. Над рекой расст_лается туман. 6. На вершине что-то ослепительно бл_стело. 7. Вдали что-то бл_снуло. 8. Низкий потолок подп_рали колонны. 9. В высокой вазе астры ум_рали, холодный ветер плакал за окном. (Г.Дешкин) ●Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: ØÇÙ£Ù. ●Какие средства выразительности языка использованы в последнем предложении?Упражнение № 17. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами. Укажите вид глаголов. 1. Солдату ум_реть в поле, матросу в море. 2. За все б_рется, да все не удается. 3. Золотой молоток и железные ворота отп_рает. 4. Богатый ума купит; убогий и свой бы продал, да не б_рут. 5. Одной рукой соб_рай, другой раздавай! 6. Малая искра города подж_гает, а сама прежде всех пом_рает. 7. Рукою погоняет, а другою слезы ут_рает. 8. Один со страху пом_р, другой ожил. 9. Журавль ходит по болоту, нан_мается в работу. 10. Так работаем, что недосуг носу ут_реть. 11. В зиму шубы не зан_мают. Упражнение № 18. Перепишите следующие предложения, вставляя пропущенные буквы – безударные гласные в корнях слов. Разберите предложения по членам. Дайте 5-му предложению полную характеристику. 1. Аудитория вн_мательно слушала лектора. 2. Ослепительно бл_снула молния. 3. В музее всё напом_нает о прошлом. 4. Летом не соб_рёшь – зимой не найдёшь. 5. Жеребёнка выб_рают по матери. 6. Путники прокл_нали трудности дороги. Упражнение № 19. Выпишите из предложений слова с чередующимися гласными в корнях. Объясните их написание. 1. Зачем богатому умирать? 2. Скупой запирает крепко, а потчует редко. 3. Кого честь не берет, того палка проймет. 4. Со страху обмер. 5. Умереть сегодня – страшно, а когда-нибудь – ничего. 6. Собираемся жить с локоть, а живем с ноготь. 7. Умерла та курица, что несла золотые яйца. 8. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. 9. Тереть пилою – дуться спиною. 10. Кричит, будто черт с него лыко дерет. 11. Сколько ни занимать, а быть платить. 12. Вали кулем, после разберем. 13. Жил, жил, да вдруг и помер. 14. Из двух зол выбирай меньшее. 15. Ржавое железо не блестит. 16. Вла­­деет городом, а помирает голодом.Упражнение № 20. Ответьте на вопросы.А. В какой строке на месте пропусков должно быть только И? 1. Проб_рались, ум_реть, ст_раный. 2. Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь. 3. Пост_лю, отч_тал, сд_раем.Б. В какой строке на месте пропусков должно быть только Е? 1. Бл_снула, не прид_райся, выж_г. 2. Уст_лаю, соч_тание, зам_рать. 3. Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.Упражнение № 21. Распределите слова в два столбика: один с И в корне, другой – с Е. Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться, пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить. ^ Упражнение № 22. Запишите предложения, выделяя в словах чередующиеся корни. Подчёркните и объясните правописание чередующихся гласных. ●Выполните синтаксический разбор 4-го и 10-го предложений. 1. Добрые умирают, да дела их живут. 2. Прежде смерти не умереть. 3. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 4. Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 5. Скупые – что пчелы: мед собирают, да сами умирают. 6. Кого слова не берут, с того шкуру дерут. 7. Чуть жив, чуть жив, а все не помер. 8. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать. 9. Пот ключом льет, а жнец свое берет. 10. По росту одежку прибирай! 11. Не боги же и горшки обжигают. 12. Скупые умирают, а дети сундуки отпирают. ^ 4. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХС ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ (О/А): -ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-, -ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-, ^ -ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН- // -РОВН-, -ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ- В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания чередующихся гласных О / А в корнях слов. ● Правописание корней -ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР- Под ударением Без ударения -ЗАР- – -ЗОР- зарево  зорька -ЗАР- зарница  озарение -ГАР-И с к л ю ч е н и я: загар  огарок -ГОР- загорел  горелыйпригарь, изгарь, выгарки ● О/А в безударных корнях -КАС- // -КОС- -КАС- – перед суффиксом -А- касаться  прикасаться  касательная -КОС- – перед -Н- прикоснуться  прикосновение ● О - А в безударных корнях -ПЛАВ- // - ПЛОВ- О – в словах пловец, пловчиха А – в остальных сучаях: поплавок, плавучий ● О/А в безударных корнях -РАСТ- (-РАЩ- ) // -РОС-   А – перед СТ, Щ -РАСТ- (-РАЩ- ) возраст  растить  приращение О – перед остальными -РОС- заросли  вырос И с к л ю ч е н и я: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав ● О/А в безударных корнях ^ -КЛАН- // -КЛОН-, -ТВАР- // -ТВОР- Под ударением Без ударения -КЛАН- – -КЛОН- кланяться  поклон -КЛОН- наклонять  склонение -ТВАР- – -ТВОР-И с к л ю ч е н и е: тварь  творчество -ТВОР- творитьутварь ● О - А в безударных корнях -МАК-// ^ -МОК- (-МОЧ-), -РАВН- // -РОВН- -МАК- "погружать в жидкость" макать сухарь в чай   -МОК-(-МОЧ-) в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" непромокаемый  вымокнуть -РАВН- "равный, наравне, одинаковый" подравнять –сделать равным  уравнение -РОВН- "прямой, гладкий, ровный" заровнять исключения ровесник, поровну, уровень, равнина, равняйсь ● О/А в безударных корнях -ЛАГ- // -ЛОЖ-   А – перед Г -ЛАГ- полагать  прилагательное О – перед Ж -ЛОЖ- положитьпредложитьизложить И с к л ю ч е н и е: полог ● О/А в безударных корнях ^ -СКАК- // -СКОЧ-   О – перед Ч: отскочить А – перед К: обскакать И с к л ю ч е н и е: скачок, скачу, скачи Упражнение № 23. Ответьте на вопросы. Ответы подкрепите правилами.А. В каких словах надо вставить А? З_рница; благотв_рительный; обг_релый; к_сательная; оз_рить.Б. В каких словах надо вставить О? Прик_сновение; прекл_няться (перед авторитетом); утв_рь (домаш­няя); разг_раться; отв_рить (темницу).В. В каких словах надо вставить А? Р_стительность; распол_жение; неприк_саемый; выск_чка; сл_гаемые; пром_кательная бумага; попл_вки удочек; р_внинный ландшафт; обм_кнуть перо в чернильницу; ср_внительный оборот.Г. В каких словах надо вставить О? Водор_сли; подр_стковый; изл_гались; ск_калка; выр_щенный; знаменитый пл_вец; непром_каемый плащ; квадратное ур_внение; пропл_вавшие корабли; место пор_внее.Упражнение № 24. Продолжите сказку, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением. Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-. Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой. – Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор-. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше. Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть? Помогите корню -гор-! Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?Упражнение № 25. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.Упражнение № 26. Перепишите пословицы и поговорки, объясните правописание корней. 1. Кто добро тв_рит, того Бог благословит. 2. Кому сг_реть, тот не утонет. 3. Некуда прикл_нить буйной головушки. 4. Доведется ж и коту с печи соск_чить. 5. Не выр_сла та яблонька, чтоб ее черви не точили. 6. Деньги – что каменья: тяжело на душу л_жатся. 7. Р_стовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. 8. Дождь вым_чит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. 9. Овца руно р_стит, а скупой деньги копит – не про себя. 10. Подр_стешь – свое наживешь. 11. Исподволь и сырые дрова заг_раются. 12. З_ря деньгу родит. 13. Хозяйка лежит – и все лежит; хозяйка с постели – и все вск_чили. 14. Каково дерево, такова и отр_сль. 15. Не откормить коня сухопарого, не отр_стить дерева суховерхого. 16. Девичья краса до возр_сту, молодичья до веку. 17. Дрова г_рят с треском – к морозу. 18. Бог по силе крест нал_гает. 19. Чем лаптю кланяться, так уж покл_нюсь сапогу. 20. Выр_с лес, так выр_сло и топорище. Упражнение № 27. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне. Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.