МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИПСИХОЛОГИЯСУБЪЕКТИВНОЙ СЕМАНТИКИВ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 60-ТИ ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е. Ю. АРТЕМЬЕВОЙ (Москва, 24 – 26 мая 2000 г.) Москва 2000Оргкомитет конференции: А. А. Леонтьев (председатель), Д. А. Леонтьев, В. В. Петухов, Ю. К. Стрелков, А. Ш. Тхостов, И. Б. Ханина, А. Г. ШмелевОтветственный редактор доктор психологических наук Д. А. Леонтьев Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях: Материалы научной конференции, посвященной 60-ти летию со дня рождения Е. Ю. Артемьевой / Отв. ред. Д. А. Леонтьев. М.: Смысл. – 2000. – 147 с. I5ВN 5-89357-074-Х 2 ^ ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ СЕМАНТИКИ И ЕЕ ОСНОВАТЕЛЬ У Вас в руках – сборник материалов конференции, посвященной 60-летию со дня рождения блестящего исследователя и педагога и редкой души человека – Елены Юрьевны Артемьевой. Обычно ученые справляют свой шестидесятилетний юбилей в расцвете творческих сил. Но этот случай иной. Елена Юрьевна не дожила и до пятидесяти. Математик по образованию, она пришла на факультет психологии МГУ как преподаватель теории вероятностей и математической статистики. Не один год она занималась неблагодарным делом приобщения гуманитариев к математике, издала (в соавторстве) учебник, по которому училось математике не одно поколение студентов-психологов. Но ее детская любознательность, интерес ко всему интересному, сохранившийся до последних дней, вызвал увлечение психологией. Сначала это была нейропсихология – и Елена Юрьевна защищает под руководством Е. Д. Хомской кандидатскую диссертацию по медицинской психологии. Позже ее интерес смещается к психологии сознания, образа мира, субъективного опыта. Маленькая книжка "Психология субъективной семантики", вышедшая в свет в 1980 году, знаменовала не только новый поворот интересов Е. Ю. Артемьевой, но и новую теоретическую и экспериментальную линию развития психологии субъективной реальности. Артемьева, отталкиваясь от теории образа мира, намеченной в последних работах А. Н. Леонтьева, берет на вооружение психосемантические методы, завоевавшие к этому времени прочное положение в арсенале методов мировой психологии и получившие известность и у нас в стране. Но вот парадокс – математик, она отказывается от традиционно привязанного к этой методологии математического аппарата, в частности, факторного анализа, и делает тот же семантический дифференциал из количественного метода качественным! И сразу же открываются новые перспективы, казалось бы, хорошо известные методы начинают играть совершенно новыми гранями, и субъективная семантика оказывается наукой не просто о субъективной реальности, но об индивидуальной субъективной реальности. 3 Елена Юрьевна мгновенно обрастает учениками. Во многом этому способствовала ее общественная работа во второй половине семидесятых – начале восьмидесятых годов: куратор Научного студенческого общества. Она была куратором милостью Божией – студенты были от нее без ума, шли к ней с любыми вопросами и получали на них ответы. Вряд ли у кого-то еще из преподавателей факультета в те годы было столько курсовиков и дипломников, да и аспирантов у доцента Артемьевой было больше, чем у многих профессоров, причем все они были с разных кафедр – общей психологии, труда, медицинской. Более того, многие из тех, чьим научным руководителем был кто-то другой, – я тоже из их числа, – тоже находились в сфере ее притяжения и числят ее своим Учителем. Последние пять лет жизни Елены Юрьевны – это научный и человеческий подвиг. Тяжелая болезнь приковывает ее к инвалидной коляске, но ее дом по-прежнему полон студентов. Она работает не меньше, чем раньше, и в 1987 году с блеском защищает докторскую диссертацию "Психология субъективной семантики". И через несколько месяцев ее не стало. Как известно, жизнеспособность научного направления определяется прежде всего тем, продолжает ли оно жить после смерти его основателей. В отношении психологии субъективной семантики нет никаких сомнений – это направление продолжает жить и развиваться в разных направлениях не только в работах прямых учеников Елены Юрьевны и учеников ее учеников, но становится все более и более известным и признанным в психологическом мире. Лишь в 1999 году вышел в свет главный труд Елены Юрьевны – текст ее докторской диссертации. До этого, правда, были еще посмертные публикации в журналах и сборниках, специальный выпуск журнала "Вестник Московского университета. Серия 14. Психология" (1990, №3) и сборник статей "Мышление и субъективный мир" (Ярославль, 1991), целиком посвященные ее памяти. К 60-летию Едены Юрьевны ее ученики решили провести специальную научную конференцию, материалы которой публикуются в данном сборнике. Все говорит о том, что и конференция и сборник по вопросам субъективной семантики далеко не последние.Д. А. Леонтьев, доктор психологических наук 4^ СОЗНАНИЕ И ОБРАЗ МИРА А. А. Леонтьев. ИДЕЯ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ МГУ им. М. В. ЛомоносоваДекартово противопоставление внутреннего мира субъекта и внешнего мира или "объективной действительности", отразившееся в марксистской гносеологии (или, точнее, в том варианте этой гносеологии, который имел хождение в советской философии 30-х – 50-х гг. под названием "марксистско-ленинской теории отражения"), не является единственным способом структурации мира. В настоящей работе, не затрагивая теоретических аспектов альтернативной модели отношений мира и человека, мы остановимся только на изложении таких альтернативных концепций, принадлежащих выдающимся российским ученым XX века.^ М. М. Бахтин. Ему принадлежит важнейшая идея "моего неалиби в бытии". "В данной единственной точке, где я теперь нахожусь, никто другой в единственном времени и единственном пространстве единственного бытия не находился... То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть не может". Именно совершено! Ведь "можно осознать жизнь только как событие, а не как бытие-данность". Бытие человека в мире деятельностно по определению. При этом вещь и личность, по Бахтину, – взаимосвязанные пределы познания. "Вещь, оставаясь вещью, может воздействовать только на вещи же; чтобы воздействовать на личности, она должна раскрыть свой смысловой потенциал "... И далее: "Смысл не может (и не хочет) менять физические, материальные и другие явления, он не может действовать как материальная сила. Да он и не нуждается в этом: он сам сильнее всякой силы, он меняет тотальный смысл события и действительности, не меняя ни йоты в их действительном (бытийном) составе, все остается как было, но приобретает совершенно иной смысл (смысловое преображение бытия)". Появление человека и человеческого общества, таким образом, радикально меняет саму сущность бытия, сущность вещи, 5 обретающей свой смысловой потенциал. При этом мир приобретает новое измерение – время. Действие, деятельность "принципиально отрицает ценностную самостоятельность всего данного, уже наличного, имеющегося, завершенного, разрушает настоящее предмета ради его будущего, предвосхищенного изнутри. Предстоящая цель действия разрушает данную наличность внешнего предметного мира, план будущего осуществления разлагает тело настоящего состояния предмета...". Как выглядит мир по Бахтину? "Мир, где действительно протекает, совершается поступок, – единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый, весь проникнутый эмоционально-волевыми тонами утвержденной ценностной значимости... Эта утвержденная причастность моя... превращает каждое проявление мое: чувство, желание, настроение, мысль – в активно-ответственный поступок мой. ...В соотнесении с моим единственным местом активного исхождения в мире все мыслимые пространственные и временные отношения приобретают ценностный центр, слагаются вокруг него в некоторое устойчивое конкретное архитектоническое целое – возможное единство становится действительной единственностью...". Но суть такого подхода непонятна, если вслед за Бахтиным не допустить, что смысловое единство мира определяется диалектикой взаимодействия различных ценностных центров. "...Быть – значит общаться диалогически". М. М. Бахтин, следовательно, развивает позиции, ранее высказанные П. А. Флоренским, согласно которым мы имеем дело с единым субъектно-объектным пространством, цементируемым взаимодействием деятельностей и представляющим собой ценностное, развертывающееся во времени единство. Сравни, у Ю. М. Лотмана ("Культура и взрыв"): "...понятие цели неизбежно включает в себя представление о некотором конце события. Человеческое стремление приписывать действиям и событиям смысл и цель подразумевает расчлененность реальности на некоторые условные сегменты... То, что не имеет конца – не имеет и смысла. Осмысление связано с сегментацией недискретного пространства".Г. Г. Шпет. Из его огромного философского наследия нас в данном случае интересует противоположение вещи как внече- 6 ловеческой данности и предмета как образующего элемента ноосферы (семиосферы). "Вещь есть предмет реальный и предмет есть вещь идеальная... Всякая действительно, эмпирически, реально существующая вещь, реальное лицо, свойство, действие и т.п. суть вещи. Предметы – возможности, их бытие идеальное... Реализация идеального... сложный процесс развития смысла, содержания – перевод в эмпирическое, единственно действительное бытие... Предмет есть подразумеваемая форма называемых вещей...".^ С. Л. Рубинштейн. У него нас интересуют прежде всего философские рукописи 20-х – начала 30-х гг. Процитируем наиболее характерные их фрагменты, перекликающиеся с взглядами Бахтина, изложенными выше. "Образование в бытии субъектов – центров перестройки бытия... Активность субъектов и их бытие. Бытие – это не в их независимости друг от друга, а в их соучастии... Преодоление концепции бытия как комплекса друг другу внешних изолированных данностей...". "Подлинность бытия объекта – не в его внешней данности и независимости в этом смысле от познания, а в закономерности, "обоснованности" субъектом его содержания. Поэтому, когда познание взрывает независимость от субъекта, внешнюю данность объекта, он (объект) в этом процессе познания, проникающего в свой предмет, не теряет, а обретает свое бытие. Таким образом, теория познания и теория действия исходят из одного и того же принципа". И, наконец, наиболее важная мысль: "Вместо дуалистической схемы: мир или среда, с одной стороны, субъект, личность – с другой (как бы вне среды и мира), поставить вопрос о структуре мира или среды, включающей, внутри себя имеющей субъекта, личность как активного деятеля. Предметом фундаментального изучения должна быть структура мира с находящимся внутри него субъектом и изменения этой объективной структуры в различных установках субъекта ". После долгого перерыва С. Л. Рубинштейн вновь возвращается к этой мысли в незаконченной книге "Человек и мир": "Человек как субъект должен быть введен внутрь, в состав сущего, в состав бытия... Человек выступает при этом как сознательное существо и субъект действия, прежде всего как реальное, мате- 7 риальное, практическое существо... Стоит вопрос не только о человеке во взаимоотношении с миром, но и о мире в соотношении с человеком...". Сравни, у Бахтина: "Мысль мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире...". И далее: "Человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию". Мир, по Рубинштейну, – "это общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей". "Человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, как субъект жизни... Бытие как объект – это бытие, включающее и субъекта".^ А. Н Леонтьев. Речь идет здесь также о его ранних работах 30-х годов. Уже в 1936 – 1937 гг., в недавно опубликованной рукописи "Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского", он подчеркивал, что "...субъект, вне его деятельности по отношению к действительности, к его "среде", есть такая же абстракция, как и среда вне отношения ее к субъекту" (интересно, как он надеялся провести эту мысль в печать в условиях господства вульгарного марксизма?). Позже – в рукописи "Материалы о сознании" – говорится, что "действительная противоположность есть противоположность образа и процесса, а вовсе не противоположность сознания, как внутреннего, предметному миру, как внешнему". И, тоже уже в конце жизни, Леонтьев предвидел "возвращение к построению в сознании индивида образа внешнего многомерного мира, мира как он есть, в котором мы живем, в котором мы действуем, но в котором наши абстракции сами по себе не "обитают"...". Сравни, у М. М. Бахтина противоположение "конкретной архитектоники переживаемого мира" в реальном пространстве-времени и "не-временного и не-пространственного, и не-ценностного систематического единства абстрактно-общих моментов". Подводя итог описанным выше концепциям, можно придти к выводу, что в них представлено оригинальное (и в своих важнейших чертах общее) методологическое понимание, крайне существенное для реинтерпретации предмета психологии и содержания психологического знания на нынешнем этапе развития психологии. 8^ Л. Я. Дорфман, И. М. Гольдберг. СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ И КОДЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО Я Пермский государственный институт искусств и культурыДанное исследование выполнено на пересечении двух традиций: психологии субъективной семантики Артемьевой (1999) и концепции полимодального (многомерного) Я Дорфмана (1996 – 2000). Многомерные представления о конструкте Я развиваются по нескольким взаимосвязанным линиям: (1) Я понимается как фундаментальная составляющая субъективной реальности; в нее проектируются и в ней отображаются (с разной степенью адекватности и полноты) объективные взаимодействия индивидуальности с ее миром. (2) Я есть персонализованная (Я личности) и персонифицированная (лица Я) субъективную реальность. (3) Я представляет собой фундаментальную биполярную оппозицию "Я" – "не-Я"; данное положение развивает философскую концепцию Дубровского (1983) и психологическую – Тхостова (1994). Один из нас (Дорфман) также показал возможность описаний конструкта Я с помощью категорий "Я", "Они" и "Лица не-Я". Категории "Я" и "Они" противостоят друг другу, а категория "Лица не-Я", наоборот, связывает "Я" и "Они". В конечном пункте анализа выделились 4 субмодальности: Я-Авторское и Я-Превращенное как выражающие категории "Я" и "Они" и противостоящие друг другу; Я-Воплощенное и Я-Вторящее как выражающие категорию "Лица не-Я" и, наоборот, связывающие "Я" и "Они". Многочисленные исследования по разработке вопросников, измеряющих субмодальности Я (Дорфман, Щебетенко, Смирнов, 1997; Дорфман, Ковалева, Рябикова, 2000; Дорфман, Гольдберг, Рябикова, 2000) привели нас к заключению, что ключевыми признаками субмодальностей Я являются местоимения: личное местоимение "Я" – для субмодальности "Я-Авторское", местоимения третьего лица "они/он/она" – для субмодальности "Я-Превращенное", притяжательное местоимение "мой/моя" – для субмодальности "Я-Воплощенное", личные местоимения в косвенной форме "меня/мне" – для субмодальности "Я-Вторящее". В терминах психологии субъективной семантики Артемьевой областью нашего исследования является "измерение измерите- 9 ля" – моделирования структуры Я личности по местоимениям как его ключевым признакам. Указанные выше местоимения можно рассматривать в качестве стимулов, актуализирующих разные аспекты семантического слоя субъективного опыта и стоящими за ним смыслов, причем предположительно "привязанные" к разным субмодальностям Я. Были сформулированы следующие исследовательские вопросы. (1) Указанные выше местоимения имеют своеобразную или общую модальную семантику? (2) Утверждение Артемьевой об эмоционально-оценочных шкалах как наиболее устойчивых и реально участвующих в оценке справедливо применительно к местоимениям? (3) Имеются существенные различия в расстояниях (в сходстве – различиях) между местоимениями по их семантическим кодам? В соответствии с исследовательскими вопросами были сформулированы 3 исследовательские гипотезы: (1) Местоимения характеризуются специфическими семантическими универсалиями; (2) Эмоционально-оценочные шкалы преобладают в семантических универсалиях; (3) Наиболее близкими являются семантические коды местоимений "Я" и "Мой", затем "Меня"; "Они" наиболее удалены от других местоимений. Исследование выполнялось на выборке студентов факультета психологии Пермского государственного педагогического университета (145 человек, 127 девушек, 18 юношей, средний возраст – 18,7 лет (SD = 1,31)), по группам, в течение 3 сессий. Участников исследования просили оценить по стандартному 25-шкальному семантическому дифференциалу Осгуда (с принудительным выбором одного из двух полюсов шкалы без промежуточных градаций) в качестве стимулов каждое из 4-х местоимений – Я, Мой/Моя, Они, Меня – по отдельности. Обработка результатов СД проводилась согласно процедурам анализа качественных данных, применяемым в исследованиях по психологии субъективной семантики (Артемьева, 1999). Семантические универсалии устанавливались по групповым семантическим оценкам в ответ на каждый стимул с порогами 75%, 80%, 85%, 90% и 95% квантилей. Семантические коды местоимений записывались в виде 25-мерного вектора с координатами 0 или 1. Строились таблицы с групповыми результа- 10 тами оценок участников исследования всех 4-х местоимении, где на пересечении строки и столбца вписывалось число участников, выбравших при оценивании данного стимула левый полюс шкалы. Эти числа считаются координатами соответствующих векторов семантического кода. Расстояния между стимулами определялись как сумма абсолютных величин попарных разностей координат семантических кодов стимулов (Артемьева, 1999; Леонтьев, Беляева, 2000). Были получены следующие основные результаты. 95% участников оценили стимул "Я" как любимый. 95% участников оценили стимул "Мой" как любимый и свежий. 85% участников оценили стимул "Меня" как любимый, свежий, приятный, чистый. 80% участников оценили стимул "Они" как радостный, жизнерадостный, активный. Расстояния между местоимениями были следующими: "Я – Мой" – 180, "Я – Меня" – 191, "Я – Они" – 392; "Мой – Меня" – 249, "Мой – Они" – 492; "Меня – Они" – 341. На основании этих данных можно заключить, что (1) специфичность семантических универсалий местоимений оказалась относительной (гипотеза 1 была поддержана частично); (2) эмоционально-оценочные шкалы образовали главное содержание семантических универсалий местоимений (гипотеза 2 получила эмпирическую поддержку); (3) наиболее близкими были семантические коды местоимений "Я" и "Мой", затем "Меня"; "Они" оказалось наиболее удаленным от других местоимений (гипотеза 3 получила эмпирическую поддержку).^ И. М. Карлинская, Е. И. Шлягина ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗА МИРА МГУ им. М. В. ЛомоносоваСубъективный опыт человека, полученный им как в процессе вращивания в культуру своего этноса, так и в ситуациях межэтнического взаимодействия, является одним из базисных конструктов содержательной модели образа мира. Этот опыт выражается в таких феноменах этнической жизни субъекта как этническая идентификация, этническая толерантность и этнические стереотипы. Для большинства как отечественных, так и 11 зарубежных исследователей характерна тенденция анализа явлений этнической жизни личности в отрыве друг от друга, тем самым как бы допускается их относительно независимое существование. При этом упускается из виду тот факт, что идентификация и стереотипизация являются взаимосвязанными и взаимообуславливающими процессами, а наличие положительной этнической идентичности является источником этнической толерантности в схеме межэтнического взаимодействия. Системное же видение этнической вариативности субъективного опыта человека оправдывает объединение этнопсихологических феноменов в многокомпонентную структуру, названную (Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов, 1993) этнопсихологическим статусом личности. Под актуальным этнопсихологическим статусом (АЭПС) личности мы подразумеваем степень выраженности и знак этнической идентификации личности, направленность и содержание авто- гетеростереотипов, уровень этнической толерантности, а также возможные трансформации ее мотивационно-смысловой сферы, которые возникают при взаимодействии с представителями других этнических групп и при решении конфликтных ситуаций в инокультурной среде. Созданная нами батарея методик для психодиагностики этнопсихологического статуса личности включает в себя модифицированные версии проективных тестов и вербальных опросных методов. Эта батарея методик показала свою научную состоятельность и практическую значимость лонгитюдного исследования (1989 – 1992 гг.) зависимости этнической толерантности личности от политических настроений в обществе (Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов, 1993), в исследовании трансформаций этнической идентификации личности (Г. В. Солдатова, Е. И. Шлягина, Шайгерева 1994); в исследовании влияния диаспоральности статуса субъекта на этнопсихологические характеристики его личности (1997) и ряде других работ. Все проведенные нами ранее исследования убедительно показали существование поуровневой структуры всех компонентов актуального этнопсихологического статуса личности, в том числе и этнической толерантности личности (наличие осознаваемого и неосознаваемого уровней). В большинстве случаев эти два уровня находятся в противоречивых отношениях, например, на осознаваемом уровне проявляется этническая толеран- 12 тность личности, а диагностика ее неосознаваемого уровня свидетельствует об отсутствии (интолерантность личности). В этом случае осознаваемый уровень этнической толерантности мы называем внешним, мнимым, декларируемым. Причем сам испытуемый иногда может и не подозревать о таком рассогласовании. Но именно эта неосознаваемая, иррациональная интолерантность личности становится ее смысловой установкой в проблемно-конфликтной ситуации межэтнического взаимодействия. Или, например, на осознаваемом уровне мигрант идентифицирует себя со своим этносом, а на неосознаваемом испытывает резкое неприятие к типичным представителям своего этноса. Для формирования мер поддержания климата этнопсихологической толерантности в обществе и для лучшей адаптации мигрантов на новом месте жительства необходима коррекция рассогласования уровней компонентов этнопсихологического статуса личности. Содержание неосознаваемого уровня компонентов этнопсихологического статуса личности должно быть поднято на "уровень" сознания. Человеку необходимо помочь отрефлексировать как нормы и ценности его этноса живут на уровне его сознания и как они действуют в глубинах его психики. В завершенном к настоящему времени исследовании выявились следующие взаимосвязи между: • АЭПС и индивидуально-типологическими особенностями личности (методика Д. Кейрси и психогеометрический тест С. Деллингер); • АЭПС и самоактуализацией личности (методика "Самоал"); • АЭПС и психологическим возрастом личности (методика А. А. Кроника, Е. И. Головахи); • АЭПС и иерархией потребностей, особенностей мотивационной сферы личности (методика Л. Сонди); • АЭПС и способом поведения личности в конфликтной ситуации (методика К. Томаса); • АЭПС личности и типом межличностных отношений (методика Т. Лири) • АЭПС и сформированностью "реального "Я" и идеального "Я" личности, (методика "0-сортировка" В. Стефансона). Также в исследовании впервые апробировались с целью косвенной диагностики этнической толерантности модификации методик К. Томаса, Т. Лири, Л. Сонди. 13 В исследовании приняли участие 90 человек разного пола в возрасте от 18 до 25 лет. На каждого испытуемого был составлен психологический портрет по всем проведенным методикам. Подобный идеографический подход к анализу полученных результатов позволяет более глубоко проследить обнаруженные групповые тенденции. Полученные результаты помогут еще ближе подойти к решению проблемы формирования нравственной рефлексии этнокультурной вариативности мира и пониманию того, что гармоническая этническая толерантность личности должна стать главным императивом жизни в мультиэтническом мире.^ Т. А. Ребеко. семантическая СВЯЗЬ ПЕРЦЕПТИВНЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ1 Институт психологии РАНВ настоящее время во многих исследованиях показано, что в ментальной репрезентации объектов (при их категоризации, при решении задач и пр.) участвуют не только перцептивные, но и функциональные признаки. Последние имеют иерархическую структуру, в которой можно выделить базовый уровень, аналогичный базовому уровню перцептивных признаков. Основная проблема настоящего исследования состоит в обнаружении семантической связи между функциональными и перцептивными признаками в случае выполнения задач, инициирующих их актуализацию. Приоритет перцептивных признаков по сравнению с функциональными был продемонстрирован в экспериментах Хоффманна и Цислера (1989). Сходную идею инкорпорированности функциональных признаков в ментальный образ высказывал Д. А. Ошанин (1976). В исследовании Ларошель (1998) было показано, что в случае затруднения актуализации перцептивных признаков испытуемые строят ментальный образ на основе функциональных признаков. Сами функциональные признаки имеют иерархическую структуру и их актуализация происходит в определенной последова- 14 тельности (как в онтогенезе, так и в процессе формирования действий). В работе Ришара (1996) приводятся убедительные данные в пользу того, что сначала актуализируется результат действия, а затем процедура и условия выполнения действия. Поэтому, если задача требует актуализации результата действия, то перцептивные признаки объекта скорее будут соотноситься с результатом, если подчеркиваются процедура и условия действия, то мы вправе ожидать актуализации иных перцептивных признаков. Гипотеза настоящего исследования: актуализация определенных функциональных признаков сопряжена с изменением профиля выделяемых перцептивных признаков и структуры связей между ними. При моделировании эксперимента мы исходили из того, что функциональные признаки существенно зависят от ограничений, связанных с условиями функционирования. Моделью таких ограничений может служить "неизвестная" среда обитания, семантически противоречащая выполняемому действию (деятельности). В качестве такого действия (деятельности) была выбрана жизнедеятельность, а в качестве среды использовался "лед". Эксперимент: испытуемых просили придумать (зарисовать и описать) неизвестное животное, которое обитает в толще льда. В пилотажном исследовании было выделено 6 наиболее частотных параметров, которые спонтанно использовались испытуемыми. Данные параметры затем были преобразованы в пункты закрытого опросника основного эксперимента. Эти параметры представляли собой 3 перцептивных и 4 функциональных признака, по которым зарисовывается и описывается животное. Перцептивными признаками служили: 1) форма тела (бесформенная, центрально-симметричная, продольно-симметричная, многочастная) 2) количество конечностей (несколько, без выраженных конечностей), 3) покров тела (волосяной, сплошной, панцырный). Функциональными признаками были: 1) способ расширения жизненного пространства (прорастание, механическое разрушение), 2) способ питания (без питания, себе подобными, веществами разложения льда), 3) органы чувств (зрение, прочие органы чувств, без органов чувств), 4) способ размножения (однополый, двуполый, многополый). В основном эксперименте испытуемые зарисовывали животное и описывали его "образ жизни" в соответствии с пунктами опросника. 15 В эксперименте приняло участие 63 испытуемых в возрасте от 18 – 35 лет. Обработка экспериментальных данных. Рисунки и вербальные описания испытуемых маркировались в соответствии с выделенными пунктами опросника. Полученная матрица была подвергнута конфигурационно-частотному анализу (пакет КFА, 1997), позволяющему выделить типы как закономерное сочетание перцептивных и функциональных признаков. Методом иерархического анализа полученные типы выражались профилем нескольких признаков (как перцептивных, так и функциональных) на соответствующих уровнях (а Результаты: 1) Получено два класса типов, имеющих сходные профили перцептивных и функциональных признаков. В обоих классах в качестве центральных входят два перцептивных признака – форма тела и количество конечностей. В первом классе указанные два перцептивных признака представляют собой узлы графа связей, к которым приурочены функциональные признаки. Во втором классе имеется связь первого порядка между всеми функциональными признаками, с которыми перцептивные признаки связаны связями 3-го порядка. 2) Два класса профилей имеют разную устойчивость. "Перцептивный" класс является неустойчивым. Методом иерархического анализа осуществлялся расчет устойчивости типов, входящих в данный класс при условии изъятия поочередно каждого из признаков. Оказалось, что определенность "перцептивных" типов резко падает в том случае, если описанное животное лишается любого из перцептивных признаков. "Функциональные" типы оказываются более устойчивыми к изъятию как перцептивных, так и функциональных признаков. 3) Описания животных, входящих в "перцептивный" класс, построены на представлении о бесформенном и не имеющем конечностей животном, которое прорастает в толщу льда и питается веществами разложения льда. Данный класс животных описывается как ведущий пассивный образ жизни, лишенный органов чувств и покрытый панцырным покровом. Животные, входящих в "функциональный" класс, имеют продолговатую 16 форму, большое количество выраженных конечностей, они ведут активный образ жизни (разрушение льда), размножаются и обладают зрением. Полученные результаты свидетельствуют о тесной семантической сопряженности между перцептивными и функциональными признаками. Смена доминирующих признаков с перцептивных на функциональные в графе связей приводит к изменению профиля перцептивных признаков, а также характера связи между ними.^ В. П. Серкин. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ "ОБРАЗ МИРА" Северный международный университет (Магадан)1. Образ мира как система значений А. Н. Леонтьев ввел понятие "образ мира", для решения проблем обобщения огромного эмпирического материала, накопленного при исследованиях восприятия человека. Проводя аналогию, можно сказать, что как понятие "образ" является интегрирующим для описания восприятия предмета (в широком смысле слова), так понятие "образ мира" является интегрирующим понятием для описания всей феноменологии восприятия мира. А. Н. Леонтьев (1983, Т.2) подчеркивает, что образ мира кроме четырех измерений пространства-времени имеет еще и пятое "квазиизмерение": "Это переход через чувственность, за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру! Предметный мир выступает в значении, то есть картина мира наполняется значениями" (с. 260). Введением пятого измерения подчеркивается тот факт, что образ мира определяется не только пространственно-временными характеристиками реальности (имплицитно используется четырехмерная модель пространства-времени), но и значением для субъекта того, что отражается. Субъективное значение событий, предметов, и действий с ними. структурирует образ мира совсем не анало- 17 гично структурации метрических пространств, аффективно "стягивает и растягивает" пространство и время (Артемьева Е. Ю., 1980; Петренко В. Ф., 1983 и др.), нарушает их последовательность и, тем самым, ставит под сомнение (или ни во что ни ставит) все виды логических связей, являясь частью иррационального. "Образ мира" является понятием, описывающим субъективную, пристрастную модель мира, включающую рациональное и иррациональное, развивающуюся на основе системы деятельностей, в которые включен человек (Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П., 1983). Внимательное чтение статьи А. Н. Леонтьева "Образ мира" (1983, Т.2) позволяет вероятностно реконструировать пятимерную модель описываемой понятием "образ мира" феноменологии: четыре измерения пространства-времени "пронизаны" пятым измерением-значением, как еще одной координатой каждой точки четырехмерного пространства-времени. Точно так же, как две точки, далеко отстоящие на плоской геометрической фигуре, могут соприкоснуться, если сложить лист в трехмерном пространстве, далеко отстоящие по временным и пространственным координатам предметы, события и действия могут соприкасаться по значению, оказаться "до", хотя и произошли "после" по временным и пространственным координатам четырехмерного пространства-времени. Используя такую модель, мы отказываемся от равномерных моделей неизменного пространства, заполненного предметами, и равномерной модели времени, заполненного событиями с предметами в пространстве. Логически строго рассуждая, мы вообще должны при формулировании понятия "образ мира" уже пользоваться не структурами описания материального мира, а структурами описаний таких идеальных явлений, как понятие, значение, представление, идея, мысль и др. Именно это и имел в виду А. Н. Леонтьев, говоря об образе мира как о системе значений. Именно непринятие этого и является методологическим тупиком для многих исследователей, предлагающих модели субъективно сжимающегося или расширяющегося пространства или времени, позволяющие описать полученные в эксперименте факты, но беспомощные в прогнозировании субъективных структур пространства и времени. Сформулируем на основе вышеприведенных рассуждений следующее рабочее определение 1: "Образ мира" – понятие, вве- 18 денное А. Н. Леонтьевым, для описания системы значений человека. Образ мира построен не на основе четырехмерного пространства-времени, а, в соответствии с закономерностями построения идеальных систем значений (понятий), на основе выделения значимого (существенного, функционального) для системы реализуемых субъектом деятельностей опыта (признаков, впечатлений, чувств, представлений и пр.). Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями, и, тем самым, построение его. Образ мира, презентируя познанные объективные связи предметного мира, определяет, в свою очередь, восприятие мира.^ 2. Образ мира как идеальный продукт работы сознания Рассматривая выделенные А.Н. Леонтьевым составляющие сознания, можно сказать, что функция чувственной ткани сознания заключается в презентации субъекту мира как существующего вне его, а функции значения и личностного смысла состоят в структурировании, трансформации чувственных образов сознания в соответствии с общественно-исторической практикой (культурное описание) и в соответствии с опытом ("для себя бытием", "личной историей деятельностей") субъекта. Что же является продуктом такой трансформации? Сопоставление употребления понятий "сознание" и "образ мира" в контексте работ А. Н. Леонтьева позволяет построить еще одно определения понятия "образ мира".^ Определение 2: образ мира – понятие, введенное А. Н. Леонтьевым для описания интегрального идеального продукта процесса сознания, получаемого путем постоянной трансформации чувственных образов сознания в зн