© 2003 г.А. МИРЗАХМЕДОВФЕНОМЕН ИСЛАМА МИРЗАХМЕДОВ Абдирашид – доцент кафедры теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Наманганского инженерно-педагогического института (Узбекистан). В начале нового века внимание общественных и политических кругов привлекли такие феномены как "исламский ренессанс", "исламский бум". Речь идет об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни современного мира. Реальности "феномена ислама" выдвинули на первый план проблему предотвращения религиозного экстремизма и фундаментализма. В указанной связи требуются глубокое переосмысление и оценка особенностей социально-политических изменений в политическом облике и позициях многих стран мира. Это особенно важно для новых независимых стран постсоветского пространства, которые встали на путь демократического развития и обновления общественных отношений. Следует отметить, что они переживают угрозы со стороны "исламского феномена" в своем становлении и развитии. К числу подобных стран можно отнести и Узбекистан. За последние годы в СНГ вышло немало работ, в которых подчеркивается антигуманный характер идеологии исламского экстремизма. Если в Европе лжепророки агрессивно ревизируют официальное православие и католицизм, то в исламе они появляются в политических движениях и партиях ислама. Речь идет о ваххабизме, сущность и особенности которого, на наш взгляд, наиболее точно отражены в работе А.Н. Васильева, которая остается фундаментом для многих других исследований1. Ваххабизм, как проявление “исламского феномена”, со своим крайним экстремизмом становится угрозой стабильности, безопасности, причиной региональных конфликтов. В “феномене ислама” можно проследить такую динамику: он брал начало в физическом уничтожении государственных и политических лиц, в угоне воздушных лайнеров с заложниками, но сегодня проявился во взрывах в крупных городах мира и в ряде других чудовищных преступлений. Плоды “исламского феномена” поразили Наманган (1997), Ташкент (1999), США (2001). Есть опасения, что он может проявиться в более ужасных формах. Отметим, что 16 государств присоединились к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом. Специальный и Шестой комитет Генеральной ассамблеи ООН разработали акт по борьбе с международным терроризмом. Согласно данным ООН в прошлом году подписаны более 83 актов и документов о присоединении стран к 12 существующим глобальным конвенциям о предотвращении и пресечении международного терроризма2. Приняв “Декларацию тысячелетия”, все страны - члены ООН выступили за коллективную ответственность в утверждении принципов человеческого достоинства, равенства и справедливости на глобальном уровне. Прежде чем перейти к непосредственному анализу “феномена ислама”, необходимо заметить, что политики, ученые, журналисты, а также представители неисламских конфессий, заострив внимание мирового сообщества на возрождении исламских ценностей, которое происходит противоречиво и беспокоит многих политиков и государственных деятелей, значительно преувеличивают негативные стороны соответствующих явлений. Видимо, речь идет об инстинкте самозащиты, который стал одной из причин искусственного создания данного феномена. Некоторые журналисты России в определенной мере вносят в это дело свой “вклад”. На наш взгляд, ислам, являясь сферой духовной жизни общества, впитал в себя самые гуманные нормы морали, права, регулируя имущественные и неимущественные отношения мусульман. Думается, абсолютно верна позиция верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ Талгата Таджуддина, который утверждает, что “исламский феномен” “ …совсем не говорит о том, что все мусульмане - террористы, а исламская идеология пропитана экстремизмом. Общеизвестно, что все три мировые конфессии имеют общие корни и наполнены едиными общегуманистическими принципами. Мы убеждены в том, что глубоко верующий человек эти теракты [11 сентября в США – А.М.] совершить не мог”. Позиция правительства Республики Узбекистан в отношении религии однозначна: укрепляя веру людей, очищая и возвышая их, придавая им силы в жизненных испытаниях, решении проблем и преодолении невзгод, религия способствовала, а порой являлась единственной формой сохранения и передачи из поколения в поколение общечеловеческих и других ценностей. Как нам представляется, выход арабских стран на мировую политическую арену обусловлен особым геополитическим положением стран мусульманского мира. Саудовская Аравия обладает огромными запасами природных ресурсов и полезных ископаемых, является важнейшим мостом между Востоком и Европой, столицей всего мусульманского мира, куда направлены взоры каждого мусульманина. Более того, Саудовская Аравия и другие страны мусульманского мира в прошлом образовали один из очагов древнейшей цивилизации. Возможно, цивилизация – историческая категория и она “возвращается” к арабам. Второй фактор возникновения рассматриваемого феномена, как мы считаем, порожден следующими обстоятельствами: в период общественных переворотов и социально–политических перемен многие народы в стремлении переосмыслить происходящие изменения закономерно обращаются к основам бытия, сердцевиной которых в странах мусульманского мира является ислам. Религия выходит на историческую сцену в силу духовного кризиса общества, религиозный ренессанс обусловлен временным, специфическим возвратом к религиозной духовности. Совершенно справедливо отмечает А.Г. Здравомыслов: “…за короткое время мечеть из отторгаемой и полузапретной организации превратилась в мощный центр духовного притяжения. Кардинально увеличилось количество верующих: мусульманские праздники превратились вновь в события народной жизни; средства массовой информации обеспечили наглядность участия в религиозных торжествах высших государственных должностных лиц, а должность служитель культа ислама стала одной из наиболее престижных в общественном мнении”3. Наряду с этим действует и другой фактор – мотив реванша в общественном сознании в отношении того, что ранее не одобрялось или запрещалось. Важна не только вновь обретаемая вера, но и демонстрация протеста по отношению к прошлому, на основании чего складывается своего рода мода на религию. Действительно, период массового атеизма оставил глубокие раны в духовной жизни населения. В начале 90-х годов стало модой посещение мечети даже истинными коммунистами (атеистами), среди которых основное место принадлежало молодежи. В подобной ситуации определенные силы в обществе попытались использовать религии для реализации корыстных политических целей. Проблема осложнились внешним вмешательством. Определенные организации в состоянии заказывать на коммерческой основе постоянные передачи в радиотелеэфире, бесплатно распространять религиозную литературу, подкупать определенных лиц и прессу. Важнейшим фактором становления “исламского бума”, как представляется, является стабильный демографический рост в странах мусульманского мира. Согласно исследованиям, к 2010 г. население земного шара достигнет 10 млрд. чел., из которых 8 будут населять страны Азии, Африки и Латинской Америки. В докладе о развитии человека за 1998 г. ООН приводятся следующие данные: в 1970 г. в Белоруссии проживали 9 млн. чел., в 1995 г. – 10,4, а в 2015 г. прогнозируется 9,9 млн. чел.; в Российской Федерации данная тенденция представлена следующим рядом: 130,4; 148,5; 138,1 млн. чел. соответственно. В странах мусульманского мира тенденция кардинально отличается. Например, в Египте соответствующий ряд выглядит так: 35,3; 62,1; 85,4 млн. чел.4 И в других мусульманских странах демографические тенденции аналогичны. В Ираке рассматриваемый ряд представлен, соответственно, 9,4; 20,1; 32.2 млн. чел. Демовзрыв в азиатских странах требует решения социально-экономических, политических проблем, что сопровождается политизацией религии в жизни населения и распространением политического ислама во всем мире. Поэтому Центральная Азия как источник колоссальных рынков и сфер приложения капиталов не может не вызывать геополитического и геостратегического интересов, когда налаживаются новые социально-экономические, культурные отношения в мире. В Центральной Азии сталкиваются интересы России, Китая, Индии и стран Запада с интересами Турции, Пакистана, Ирана и Саудовской Аравии. Отсюда вовлечение государств Центральной Азии в сферу определенных идеологических влияний и соответствующих действий. Мы допускаем мысль, что на определенном уровне проявления исламского бума важную роль играют наркобизнес, незаконная перевозка оружия и прочие виды контрабанды. Следует отметить, что только деятельность, связанная с перевозкой и торговлей наркотиками, дает до 8% общемирового дохода. Общий доход автомобильной промышленности значительно ниже. Наконец, можно предположить, что после распада СССР Центральная Азия стала открытой для всех стран мира. Отсутствие у ряда стран опыта международных отношений, сложность становления и развития в условиях перехода к рыночной экономике способствовали проявлению исламского бума в Центральной Азии и Закавказье. Попытаемся дать определение понятия "исламского феномена". Итак, исламский феномен - это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах; активизация и рост влияния арабских стран в международных отношениях; достижение поставленных целей даже с применением насилия и экстремизма. Необходимо учитывать, что “исламский феномен” может проявляться в агрессивных формах, но, с другой стороны - стать центральным стержнем созидательного, положительного в мировой цивилизации, в укреплении мира и согласия между народами, достижении взаимопонимания и терпимости различными религиозными конфессиями мира.Выводы Мы специально хотели бы отметить, что формирование "исламского феномена" - это политический акт определенных кругов мира в целях создания искусственного "врача" для оправдания увеличения военных расходов. "Феномен ислама" проявляется в фундаментализме и экстремизме ислама. Требуется определенная защита от них. Естественно, следует создавать надежные гарантии международной и региональной безопасности. Необходимо, думается, принять принцип "Один за всех, все за одного", без чего преодоление религиозного экстремизма невозможно. При этом, каждый регион и страна имеет особенности в деле обеспечения безопасности и защиты от угроз исламского фундаментализма и экстремизма. Следует способствовать распространению демократических начал во всех сферах общественной жизни в целях избавления от насилия, для решения социально-экономических и бытовых проблем населения. Наряду с этим существует острая необходимость повышения правовой культуры, полного обеспечения верховенства закона в общественной и личной жизни населения СНГ. Необходимо повышение ответственности в решении проблем культа согласно законам о культах, а также в регулировании вопросов реализации принципа свободы совести и разрешении проблем религиозных организаций в рамках собственных стран, чтобы не допустить вмешательства других государств. При этом следует поддерживать международные связи религиозных организаций для укрепления мира и дружбы народов, направления ресурсов религии на созидательные цели общественного развития. Отметим, наконец, что ислам, являясь культурой мира и взаимопонимания, не должен стать орудием разрушения мира. Следовательно, истинные мусульмане (в отличие от тех, кто сделал религию главным оружием достижения низменных целей) должны быть бдительными, чтобы не допустить трагедии. В связи с этим, думается, им необходимо выступить инициаторами поддержки Международной Декларации против терроризма и выступать за создание Международного Центра по борьбе с терроризмом. С учетом упомянутых реалий и в интересах региональной и международной безопасности и стабильности в Узбекистане особое внимание уделяется проблемам духовной и, особенно, религиозной жизни его населения и населения стран СНГ. Президентом Узбекистана И.А. Каримовым проведен анализ политической обстановки и баланса сил на международной арене, он принял участие и в выработке новых моделей безопасности современного мирового развития5. Большая часть населения в Узбекистане - мусульмане, и ислам является основной религией в стране. Главное в общественной жизни республики кроме обеспечения стабильности и мира - межнациональное и гражданское согласие, территориальная целостность страны. Правительство Узбекистана придерживается политики невмешательства во внутренние дела других стран, способствует развитию международного сотрудничества и равноправного партнерства, призывает к решению спорных проблем исключительно мирными политическими и правовыми средствами. ПРИМЕЧАНИЯ 1Васильев А. Пуритане в исламе. Ваххабизм и первое государство. М.: Наука, 1967.2 Кофи А. Анан. Годовой доклад о работе Организации 2001 год, Нью-Йорк. Департамент общественной информации ООН, 2002. С. 99.3Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект пресс, 1996. С. 157.4 Доклад о развитии человека за 1998 год. Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 1998, С. 202.5 Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХ1 века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса. Ташкент: Узбекистан, 1997. 3 4 5