Реферат по предмету "Разное"


А. мирзахмедов феномен ислама

© 2003 г.А. МИРЗАХМЕДОВФЕНОМЕН ИСЛАМА МИРЗАХМЕДОВ Абдирашид – доцент кафедры теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Наманганского инженерно-педагогического института (Узбекистан). В начале нового века внимание общественных и политических кругов привлекли такие феномены как "исламский ренессанс", "исламский бум". Речь идет об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни современного мира. Реальности "феномена ислама" выдвинули на первый план проблему предотвращения религиозного экстремизма и фундаментализма. В указанной связи требуются глубокое переосмысление и оценка особенностей социально-политических изменений в политическом облике и позициях многих стран мира. Это особенно важно для новых независимых стран постсоветского пространства, которые встали на путь демократического развития и обновления общественных отношений. Следует отметить, что они переживают угрозы со стороны "исламского феномена" в своем становлении и развитии. К числу подобных стран можно отнести и Узбекистан. За последние годы в СНГ вышло немало работ, в которых подчеркивается антигуманный характер идеологии исламского экстремизма. Если в Европе лжепророки агрессивно ревизируют официальное православие и католицизм, то в исламе они появляются в политических движениях и партиях ислама. Речь идет о ваххабизме, сущность и особенности которого, на наш взгляд, наиболее точно отражены в работе А.Н. Васильева, которая остается фундаментом для многих других исследований1. Ваххабизм, как проявление “исламского феномена”, со своим крайним экстремизмом становится угрозой стабильности, безопасности, причиной региональных конфликтов. В “феномене ислама” можно проследить такую динамику: он брал начало в физическом уничтожении государственных и политических лиц, в угоне воздушных лайнеров с заложниками, но сегодня проявился во взрывах в крупных городах мира и в ряде других чудовищных преступлений. Плоды “исламского феномена” поразили Наманган (1997), Ташкент (1999), США (2001). Есть опасения, что он может проявиться в более ужасных формах. Отметим, что 16 государств присоединились к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом. Специальный и Шестой комитет Генеральной ассамблеи ООН разработали акт по борьбе с международным терроризмом. Согласно данным ООН в прошлом году подписаны более 83 актов и документов о присоединении стран к 12 существующим глобальным конвенциям о предотвращении и пресечении международного терроризма2. Приняв “Декларацию тысячелетия”, все страны - члены ООН выступили за коллективную ответственность в утверждении принципов человеческого достоинства, равенства и справедливости на глобальном уровне. Прежде чем перейти к непосредственному анализу “феномена ислама”, необходимо заметить, что политики, ученые, журналисты, а также представители неисламских конфессий, заострив внимание мирового сообщества на возрождении исламских ценностей, которое происходит противоречиво и беспокоит многих политиков и государственных деятелей, значительно преувеличивают негативные стороны соответствующих явлений. Видимо, речь идет об инстинкте самозащиты, который стал одной из причин искусственного создания данного феномена. Некоторые журналисты России в определенной мере вносят в это дело свой “вклад”. На наш взгляд, ислам, являясь сферой духовной жизни общества, впитал в себя самые гуманные нормы морали, права, регулируя имущественные и неимущественные отношения мусульман. Думается, абсолютно верна позиция верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ Талгата Таджуддина, который утверждает, что “исламский феномен” “ …совсем не говорит о том, что все мусульмане - террористы, а исламская идеология пропитана экстремизмом. Общеизвестно, что все три мировые конфессии имеют общие корни и наполнены едиными общегуманистическими принципами. Мы убеждены в том, что глубоко верующий человек эти теракты [11 сентября в США – А.М.] совершить не мог”. Позиция правительства Республики Узбекистан в отношении религии однозначна: укрепляя веру людей, очищая и возвышая их, придавая им силы в жизненных испытаниях, решении проблем и преодолении невзгод, религия способствовала, а порой являлась единственной формой сохранения и передачи из поколения в поколение общечеловеческих и других ценностей. Как нам представляется, выход арабских стран на мировую политическую арену обусловлен особым геополитическим положением стран мусульманского мира. Саудовская Аравия обладает огромными запасами природных ресурсов и полезных ископаемых, является важнейшим мостом между Востоком и Европой, столицей всего мусульманского мира, куда направлены взоры каждого мусульманина. Более того, Саудовская Аравия и другие страны мусульманского мира в прошлом образовали один из очагов древнейшей цивилизации. Возможно, цивилизация – историческая категория и она “возвращается” к арабам. Второй фактор возникновения рассматриваемого феномена, как мы считаем, порожден следующими обстоятельствами: в период общественных переворотов и социально–политических перемен многие народы в стремлении переосмыслить происходящие изменения закономерно обращаются к основам бытия, сердцевиной которых в странах мусульманского мира является ислам. Религия выходит на историческую сцену в силу духовного кризиса общества, религиозный ренессанс обусловлен временным, специфическим возвратом к религиозной духовности. Совершенно справедливо отмечает А.Г. Здравомыслов: “…за короткое время мечеть из отторгаемой и полузапретной организации превратилась в мощный центр духовного притяжения. Кардинально увеличилось количество верующих: мусульманские праздники превратились вновь в события народной жизни; средства массовой информации обеспечили наглядность участия в религиозных торжествах высших государственных должностных лиц, а должность служитель культа ислама стала одной из наиболее престижных в общественном мнении”3. Наряду с этим действует и другой фактор – мотив реванша в общественном сознании в отношении того, что ранее не одобрялось или запрещалось. Важна не только вновь обретаемая вера, но и демонстрация протеста по отношению к прошлому, на основании чего складывается своего рода мода на религию. Действительно, период массового атеизма оставил глубокие раны в духовной жизни населения. В начале 90-х годов стало модой посещение мечети даже истинными коммунистами (атеистами), среди которых основное место принадлежало молодежи. В подобной ситуации определенные силы в обществе попытались использовать религии для реализации корыстных политических целей. Проблема осложнились внешним вмешательством. Определенные организации в состоянии заказывать на коммерческой основе постоянные передачи в радиотелеэфире, бесплатно распространять религиозную литературу, подкупать определенных лиц и прессу. Важнейшим фактором становления “исламского бума”, как представляется, является стабильный демографический рост в странах мусульманского мира. Согласно исследованиям, к 2010 г. население земного шара достигнет 10 млрд. чел., из которых 8 будут населять страны Азии, Африки и Латинской Америки. В докладе о развитии человека за 1998 г. ООН приводятся следующие данные: в 1970 г. в Белоруссии проживали 9 млн. чел., в 1995 г. – 10,4, а в 2015 г. прогнозируется 9,9 млн. чел.; в Российской Федерации данная тенденция представлена следующим рядом: 130,4; 148,5; 138,1 млн. чел. соответственно. В странах мусульманского мира тенденция кардинально отличается. Например, в Египте соответствующий ряд выглядит так: 35,3; 62,1; 85,4 млн. чел.4 И в других мусульманских странах демографические тенденции аналогичны. В Ираке рассматриваемый ряд представлен, соответственно, 9,4; 20,1; 32.2 млн. чел. Демовзрыв в азиатских странах требует решения социально-экономических, политических проблем, что сопровождается политизацией религии в жизни населения и распространением политического ислама во всем мире. Поэтому Центральная Азия как источник колоссальных рынков и сфер приложения капиталов не может не вызывать геополитического и геостратегического интересов, когда налаживаются новые социально-экономические, культурные отношения в мире. В Центральной Азии сталкиваются интересы России, Китая, Индии и стран Запада с интересами Турции, Пакистана, Ирана и Саудовской Аравии. Отсюда вовлечение государств Центральной Азии в сферу определенных идеологических влияний и соответствующих действий. Мы допускаем мысль, что на определенном уровне проявления исламского бума важную роль играют наркобизнес, незаконная перевозка оружия и прочие виды контрабанды. Следует отметить, что только деятельность, связанная с перевозкой и торговлей наркотиками, дает до 8% общемирового дохода. Общий доход автомобильной промышленности значительно ниже. Наконец, можно предположить, что после распада СССР Центральная Азия стала открытой для всех стран мира. Отсутствие у ряда стран опыта международных отношений, сложность становления и развития в условиях перехода к рыночной экономике способствовали проявлению исламского бума в Центральной Азии и Закавказье. Попытаемся дать определение понятия "исламского феномена". Итак, исламский феномен - это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах; активизация и рост влияния арабских стран в международных отношениях; достижение поставленных целей даже с применением насилия и экстремизма. Необходимо учитывать, что “исламский феномен” может проявляться в агрессивных формах, но, с другой стороны - стать центральным стержнем созидательного, положительного в мировой цивилизации, в укреплении мира и согласия между народами, достижении взаимопонимания и терпимости различными религиозными конфессиями мира.Выводы Мы специально хотели бы отметить, что формирование "исламского феномена" - это политический акт определенных кругов мира в целях создания искусственного "врача" для оправдания увеличения военных расходов. "Феномен ислама" проявляется в фундаментализме и экстремизме ислама. Требуется определенная защита от них. Естественно, следует создавать надежные гарантии международной и региональной безопасности. Необходимо, думается, принять принцип "Один за всех, все за одного", без чего преодоление религиозного экстремизма невозможно. При этом, каждый регион и страна имеет особенности в деле обеспечения безопасности и защиты от угроз исламского фундаментализма и экстремизма. Следует способствовать распространению демократических начал во всех сферах общественной жизни в целях избавления от насилия, для решения социально-экономических и бытовых проблем населения. Наряду с этим существует острая необходимость повышения правовой культуры, полного обеспечения верховенства закона в общественной и личной жизни населения СНГ. Необходимо повышение ответственности в решении проблем культа согласно законам о культах, а также в регулировании вопросов реализации принципа свободы совести и разрешении проблем религиозных организаций в рамках собственных стран, чтобы не допустить вмешательства других государств. При этом следует поддерживать международные связи религиозных организаций для укрепления мира и дружбы народов, направления ресурсов религии на созидательные цели общественного развития. Отметим, наконец, что ислам, являясь культурой мира и взаимопонимания, не должен стать орудием разрушения мира. Следовательно, истинные мусульмане (в отличие от тех, кто сделал религию главным оружием достижения низменных целей) должны быть бдительными, чтобы не допустить трагедии. В связи с этим, думается, им необходимо выступить инициаторами поддержки Международной Декларации против терроризма и выступать за создание Международного Центра по борьбе с терроризмом. С учетом упомянутых реалий и в интересах региональной и международной безопасности и стабильности в Узбекистане особое внимание уделяется проблемам духовной и, особенно, религиозной жизни его населения и населения стран СНГ. Президентом Узбекистана И.А. Каримовым проведен анализ политической обстановки и баланса сил на международной арене, он принял участие и в выработке новых моделей безопасности современного мирового развития5. Большая часть населения в Узбекистане - мусульмане, и ислам является основной религией в стране. Главное в общественной жизни республики кроме обеспечения стабильности и мира - межнациональное и гражданское согласие, территориальная целостность страны. Правительство Узбекистана придерживается политики невмешательства во внутренние дела других стран, способствует развитию международного сотрудничества и равноправного партнерства, призывает к решению спорных проблем исключительно мирными политическими и правовыми средствами. ПРИМЕЧАНИЯ 1Васильев А. Пуритане в исламе. Ваххабизм и первое государство. М.: Наука, 1967.2 Кофи А. Анан. Годовой доклад о работе Организации 2001 год, Нью-Йорк. Департамент общественной информации ООН, 2002. С. 99.3Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект пресс, 1996. С. 157.4 Доклад о развитии человека за 1998 год. Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 1998, С. 202.5 Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХ1 века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса. Ташкент: Узбекистан, 1997. 3 4 5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Общие сведения о сфере культуры и архивах Тамбовской области
Реферат Древняя Греция Акрополь Скульптура Фидий Поликлет Мирон
Реферат Значение теории "Психологического поля" К. Левина для современной психологии личности
Реферат Death Peanalties Essay Research Paper The Death
Реферат Комплектование тракторных агрегатов
Реферат Сжатие данных при передаче изображений
Реферат Изоляция космических кораблей
Реферат Конспект по ПДД
Реферат Анализ клиентской базы приносит пользу CRM
Реферат Разработка автоматизированной системы управления сбором и отображением информации на установке п
Реферат Контейнерные перевозки на железнодорожном транспорте
Реферат Nutrition And School Essay Research Paper When
Реферат Humans Have The Right To Enjoy Natural
Реферат Безопасность жизнедеятельности на литейном цехе
Реферат Розробка програмного забезпечення для визначення інформації про жорсткий диск використовуючи