Художественный мир А. Н. Островского План урока-лекции с мультимедийной поддержкой в 10 классе Цель урока: познакомить с биографией Островского, сформулировать основные особенности художественного мира драматурга, подготовить учащихся к изучению драмы Островского «Гроза». При создании урока ставились не только образовательные задачи: познакомить с биографией А. Н. Островского, сформулировать основные принципы художественного мира драматурга, подготовить к изучению драмы А. Н. Островского «Гроза», - но и эстетические: создать образ Островского-человека, «настроить» ребят на единую эмоциональную волну. Весь урок строится на основе презентации, обозначающей и иллюстрирующей главные положения лекции учителя. В ходе урока учащиеся работают как с материалами, помещенными на слайдах, так и с раздаточными печатными материалами (основные факты биографии драматурга). Кроме выразительного чтения учащимися фрагмента пьесы «Свои люди – сочтемся», в урок включены аудиозапись монолога Катерины из драмы «Гроза» в исполнении актрисы П. А. Стрепетовой, видеофрагменты (спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», кинофильм «Женитьба Бальзаминова»). ^ Домашнее задание к уроку: 1. Каковы особенности развития русской литературы в 50-60 гг. XIX в.? Задания по группам: 2. Выразительное чтение 3 действия 5 явления пьесы «Свои люди – сочтемся». Чем необычны герои этого произведения? 3. Сообщение об истории создания пьесы «Гроза». 4. Сообщение о театральной деятельности А. Н. Островского (основание театрального училища, отношения с актерами Малого театра). 5. Сообщение об истории создания и своеобразии пьесы «Снегурочка». ^ Ход урока. Лекция начинается работой с дружеским шаржем на А. Н. Островского. Какие качества драматурга подчеркивает художник? Анализируем слова В. Лакшина: «Самое трудное искусство – видеть мир, каков он есть, и этим искусством владел великий русский драматург. Всегда прям и искренен путь Островского к сердцам своих зрителей. В его «вечных» сюжетах все конкретно-историческое, бытовое крепко припаяно к давно ушедшей злобе дня. А вместе с тем при видимой неизменности, «пословичной мудрости» его пьес многое в них продолжает звенеть живым весельем и болью, отзываясь в душе современного зрителя и читателя». Формулируем и записываем первые особенности художественного мира А. Н. Островского. Следующий слайд, на котором размещен портрет драматурга, позволяет сделать логичный переход к биографии А. Н. Островского: «У него был типичный московский облик, но не совсем заурядный – в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб. Умные глаза, приветливость составляли черты его облика» (Из воспоминаний художника Головина). Погрузиться в атмосферу Замоскворечья и дополнить рассказ учителя о детских годах драматурга помогает музыкальное сопровождение (М. Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой») и фрагменты автобиографических произведений А. Н. Островского, «Тяжелые дни»: «Живу в той стороне, где дни разделяются на легкие и тяжелые; где люди уверены, что земля стоит на трех рыбах, и что, по последним известиям, кажется, одна начинает шевелиться, значит плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получают депеши, но только все больше из белой Арапии и стран к ней прилежащих», - и «Записки замоскворецкого жителя»: «Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье… До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности». Впечатления детских лет легли в основу многих произведений А. Н. Островского. Посмотрев фрагмент кинофильма «Женитьба Бальзаминова», ученики отвечают на вопрос: чем необычны герои этого произведения для русской литературы? (Формулируем тезисы для конспекта). Чьи традиции продолжает А. Н. Островский? Первая опубликованная драма А. Н. Островского – «Свои люди – сочтемся». Анализ 3 действия 5 явления этой драмы позволяет увидеть особенности стиля драматурга. Какие художественные приемы использовал А. Н. Островский для создания образов? На этом этапе урока основная роль отводится группе учеников, отвечавших на 2 вопрос домашнего задания. Лекция о втором этапе творчества А. Н. Островского (путешествие по Волге) вновь сопровождается презентацией. История создания пьесы «Гроза» рассказывается учениками на фоне иллюстраций Б. М. Кустодиева. Эмоциональный образ драмы создает монолог Катерины (аудиозапись) и зрительный ряд (иллюстрации к драме). Не только волжские просторы вдохновляли А. Н. Островского, но и атмосфера уюта, царившая в костромском имении Щелыково. Там Островский часто принимал гостей – актеров Московского театра. На фоне видов имения слушаем сообщение учеников о театральной деятельности А. Н. Островского. Прекрасная природа Костромской губернии даровала драматургу идею создания пьесы-сказки «Снегурочка». Опираясь на сообщение группы учащихся об истории создания пьесы, класс письменно отвечает на вопрос: «В чем новаторство А. Н Островского?» В своем творчестве Островский исследовал не только купеческую среду, но и дворянство. Посмотрите фрагмент спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Чем образ дворянина в пьесах А. Н. Островского отличается от литературных образов его предшественников и современников (в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова)? Завершая лекцию о биографии драматурга, учитель рассказывает о последних днях его жизни. Но чтобы на такой печальной ноте не завершать урок и еще раз обратить внимание учеников на талант Островского-комедиографа, ученикам предлагается поработать с перечнем произведений. В чем особенность названий комедий? Кольцевая композиция – обращение к еще одному шаржу на Островского в окружении персонажей – позволяет подвести итог всего урока. Значение творчества А. Н. Островского. В чем своеобразие художественного мира драматурга? Домашнее задание. 1. Прочитать драму А. Н. Островского «Гроза». Какие приемы использует драматург для характеристики персонажей уже в афише?2. Как вы оцениваете героев пьесы и, прежде всего, Катерину?3. Какими должны быть декорации к первому действию? (Дополнительная информация размещена на СD-диске «ИКТ как основа современного урока литературы»)