Урок литературы в 11 классе. Александрова Т.А.Человек в тоталитарном государстве. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Оформление урока: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу, выставка книг.Цели урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день Ивана Денисовича», увлечь учащихся прочтением повести, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.^ Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.Эпиграф: Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени, и если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезвожившую себя почти потерявшую Россию. В.П.Астафьев.^ Ход урока:1.Слово учителя.Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то нарушителя основ художественности, то учителя жизни?Ни одна из этих ролей ему не подходит.Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист, и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным. Рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и … принесли автору мировую известность. А в 1970 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала.…Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был насильственно выслан из России. В немецкий Франкфурт-на-Майне приземлился самолет с единственным пассажиром.Солженицыну было 55 лет.Что же о нем известно?^ 2. Индивидуальные выступления учащихся.а) Детство А.И.Солженицына.б) Солженицын и Великая Отечественная война.в) Литературный дебют Солженицына.^ 3. Беседа по рассказу «Один день Ивана Денисовича».-Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?-Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат , имел двоих детей. Но началась война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо-Западном окружили их армию всю… И так помалу немцы по лесам ловили и брали…Шухов пробыл в плену пару дней.» Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине – и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание»Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним, никогда не сидевшего, общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере.- ^ Что же ожидало бы героя, если бы он не подписал «дело» ?«Не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал».Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.- ^ Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович? Что помогает ему устоять, остаться человеком?-Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка « горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок спало двести человек»…- Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику – июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время – июль: крапиву в котел секут»- На улице мороз, перехватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой работал и Шухов), собирается на работу… Бесконечные проверки и досмотры.- Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Он помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто куму ходит стучать» Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе – достоинство мастера, владеющего своим делом. работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд – это жизнь для Шухова. - Он не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки… Бережет хлеб, носит в специальном карманчике.-^ Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?- Главный герой повести, пройдя через все испытания, сумел сохранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужику черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.-^ Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?- Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал 3 раза, но его «излавливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обманул, теперь отбывает срок тихо».- Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факультета…Баптист Алешка…Бригадир Тюрин…Капитан Буйновский…Кинорежиссер Цезарь Маркович…Шестнадцатилетний юноша Гопчик…^ А.И.Солженицын описал лагерный день одним днем. И каким?Герой повести считал этот день удачным, почти счастливым.«На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали…бригадир хорошо закрыл процентовку, стену клал Шухов весело, с ножовкой на шмоне не попался… И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.А вот авторская оценка прошедшего дня: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три»От таких дней становится жутко.4. Вывод. Кто же виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере « качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними – это не просто ошибки, это продуманная система репрессий – трагедия целого поколения. Трагедия государства.Вот уже несколько лет нет с нами великого классика современности, Александра Исаевича Солженицына. Но его жизнь, его судьба, его произведения всегда останутся для нас символом правды, справедливости, патриотизма. Он верил в свой народ. Он верил в счастливое и свободное государство.5. Домашнее задание. Сформулируйте главную мысль повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича. Напишите свои раздумья.