А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Е. ЧерноморецЭкологическое предпринимательство: проблемы и перспективы Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК РФ). В сфере взаимодействия природы и общества правовое регулирование предпринимательской деятельности включает две тенденции. С одной стороны, она регулируется диспозитивными нормами гражданского законодательства; с другой стороны сфера охраны окружающей среды представлена в основном императивными нормами экологического права, и представляет собой установление государственного регулирования (посредством экологического контроля, нормирования, лицензирования и т.д.) хозяйственной и иной деятельности, связанной с негативным воздействием на состояние окружающей среды. Отсюда не удивительно, что и развитие системы экологического предпринимательства носит противоречивый характер. С одной стороны, конец прошлого века охарактеризовался бурным ростом коммерческих организаций, предлагавших оказание различных консультационных, аудиторских и иных экологически ориентированных услуг. С другой стороны, положительный эффект от этой деятельности в плане охраны окружающей среды был незначительным. Можно выделить следующие виды экологического предпринимательства: разработка и внедрение программных средств в области охраны окружающей среды, используемых для государственного управления и отчетности; работы и/или услуги по добыванию, содержанию, продаже, скупке, обмену, пересылке, хранению, вывозу за границу и ввозу в страну зоологических и ботанических коллекций, биологических объектов; экологическое аудирование производств предприятий - природопользователей и субъектов предпринимательства; наладка и эксплуатация природоохранного оборудования, средств измерений и контроля экологических параметров производств и транспортных средств; оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов; торговля квотами (разрешениями) на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух; обмен государственных долгов на проведение природоохранной деятельности (кредитор списывает часть долгов должнику в обмен на его обязательство направить соответствующие средства на осуществление природоохранных мероприятий) и т.д.1 Как отмечала Л.П. Уразова, сегодня объемы производства природоохранной продукции и технологий достигают 2 трлн. руб., а темп их роста - 7 % в год. Вклад экологического предпринимательства в ВВП стран «Большой Восьмерки» оценивается на уровне 10 - 24 %. Ежегодный объем продаж природоохранной продукции в США – около 37 млрд. долл., Японии – 30 млрд. долл., Германии – 20 млрд. дол., Франции – 10 млрд. долл. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается на уровне 20 млрд. долл., Чехии, Венгрии и Болгарии - более 600 млн. долларов. В модельном законе «Об основах экологического предпринимательства» под таковым предложено понимать производственную, научно-исследовательскую, кредитно-финансовую деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющую целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов. Управление экологическим предпринимательством является частью государственной социальной и экономической политики и представляет собой совокупность правовых, экономических, социальных, организационных, информационных, консультационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти всех уровней, направленных на обеспечение реализации благоприятной среды его развития.2 Согласно ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Однако данная мера «не вписана» в налоговое законодательство, и потому остается декларативной. В практическом плане экологическое законодательство лишь формально и до определенного порога стимулирует хозяйствующего субъекта к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, но никак не поощряет дальнейшее уменьшение такого воздействия. В результате загрязнители не уменьшают выбросы ниже этих норм, даже если это легко осуществить без дополнительных затрат. Для решения данного вопроса налоговые льготы должны быть прямо предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Кроме того, стимулом развития экологического предпринимательства может стать льготное кредитование, экологически ориентированная таможенная политика (например, освобождение от таможенных сборов некоторых видов ввозимой в Россию экологической продукции и технологий), развитие системы экологических грантов на разработку и внедрение экологически чистых технологий. При этом особая роль в это процессе должна принадлежать предприятиям малого и среднего бизнеса. Важная роль в обсуждении вопросов развития экологического предпринимательства и объединения заинтересованных предпринимательских структур и общественности принадлежит формирующимся в России институтам гражданского общества. Вопросы развития экологического предпринимательства постоянно обсуждаются на различного рода форумах и парламентских слушаниях (например, в декабре 2002 г. прошли парламентские слушания «Перспективы развития предпринимательства в области экологии и его законодательного регулирования»). Создаются ассоциации экологического предпринимательства, имеющие задачу оказывать содействие формированию рынка оборудования и услуг природоохранного назначения в Российской Федерации. Данные тенденции прослеживаются не только на федеральном уровне, но и субъектах РФ. Так, в декабре 2005 г. состоялся I съезд экологических предпринимателей Башкортостана. В числе обсуждаемых вопросов предлагалось принятие регионального закона о предпринимательской деятельности в сфере охраны окружающей среды, проекта программы по поддержке предпринимательства в этой сфере, создания Реестра экологических предпринимателей Республики Башкортостан, утверждения перечня видов экологического предпринимательства, проведения конкурсов проектов и т.д. Другим проявлением данной тенденции является создание в субъектах Российской Федерации специальных координационных органов, направленных на оказание содействия развитию экологического предпринимательства. Например, в Республике Татарстан создан Комитете по экологии и природопользованию при Торгово-промышленной палате Республики. В числе его задач Положение о комитете выделяет координацию деятельности промышленников и предпринимателей Республики Татарстан в сфере экологии и природопользования, объединения интеллектуального потенциала, организационных и иных возможностей предприятий и предпринимателей, направленных на развитие и совершенствование государственных, муниципальных, производственных механизмов управления природоохранной деятельностью, содействия развитию соответствующей производственной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию экологически ориентированных предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Республики Татарстан с предпринимателями других субъектов Российской Федерации, зарубежных стран, повышения экологической, социальной, экономической эффективности природоохранных проектов, программ и мероприятий, а также участия в согласовании и представительстве интересов предприятий, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения. Представляется, что в перспективе данное направление могли бы отстаивать и общественные палаты регионов и муниципальных образований как институты формирующегося в России гражданского общества. Правовое пространство России: опыт и современность. Сборник научных трудов памяти профессора В.Г. Тимофеева. Книга 2 / Гражданское право и процесс. Уголовное право и процесс / Под общ. ред. профессора Урукова В.Н. – Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2008. – С. 7-10. 1 См.: Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н. проф. Ю.Е Винокурова. М.: Издательство «Экзамен», 2003. С.165-167. 2 Уразова Л.П. Управление развитием экологического предпринимательства: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. – СПб 2007. – С. 3-8.