Реферат по предмету "Разное"


А. С. Макаренко Социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодеж­ной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МОУ ЛИЦЕЙ ст. Каневской Романчевой Ирины ВикторовныПО ПРОГРАММЕ «Дороги которые мы выбираем»С ПОДРОСТКАМИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯДети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая ста­рость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.А. С. МакаренкоСоциально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодеж­ной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. . Молодежь вынужде­на адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. . Поэтому необходимо искать различные подходы к организации профилактической работы с социально дезадапти­рованными подростками.. Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его соци­ального статуса в коллективе сверстников. Решать эти задачи невозможно в одиночку, необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, педагогов-психологов, родителей, работников правоохранительныхорганов. Немаловажная роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних отводится работе с подростками по месту жительства. Как показывает опыт практической деятельности, при организа­ции профилактической работы, как правило, недооценивается роль дополнительного образования (как учреждений, решающих проблемы социальной адаптации подростков, как пространства культуры свободного времени, здорового образа жизни).. Деятельность учреждений дополнительного образования уве­личивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в профилактической работе. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество позволит совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.Цели и задачиЦели: 1.Адаптация подростков аддиктивного поведения. 2.Формирование личностных нравственных качеств подростковЗадачи: Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию. Сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни. 3. Изменение ценностного отношения подростков к наркотиками формирование личной ответственности за свое поведение. 4.Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска». 5.Увеличение степени самостоятельности детей и подростков их способности контролировать своё поведение и более эффективно разрешать возникающие проблемы. 6.Организация и развитие различных форм внешкольной подростковой инициативы по оказанию помощи инвалидам, престарелым, многодетным семьям. 7Координация совместной работы образовательного учреж­дения, семьи. 8.Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности. 9.Работа с родителями по обучению методам семейного вос­питания. 10.Воспитание гражданских качеств и толерантности у подро­стков через организацию социально значимой деятельности.Концептуальные основы программы Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания. Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); дей­ственно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими). Единство и взаимодополняемость психологических и педа­гогических методов. Принцип личностной направленности - учет индивидуальные склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положитель­ные качества. Комплексный и системный подход к диагностике, профилак­тике и коррекции. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков. Принцип единства образования, организации досуга и инди­видуальной помощи и поддержки подростков аддиктивного поведения. .^ Ожидаемые результаты, их социальная эффективность - Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Обучение навыкам социально поддерживающего и развиваю­щего поведения в семье и во взаимоотношениях с подрост­ками. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.^ Алгоритм реализации программы Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ состояния правопорядка в образовательном учреждении, непосредственное планирование, со­гласование планов, сведение их в единый комплексный план с уче­том обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков. Второй этап - деятельностный (октябрь - май) - координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработ­ка системы контроля за их реализацией. Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.Кадровое обеспечение программы Психолог социально-психологической службы; социальный педагог; заместители директоров школ (по ВР и УВР); классные руководители; педагоги дополнительного образования; инспектор учебного заведения; волонтеры.Формы и методы работыМетоды: В работе с подростками аддиктивного поведения мы применя­ем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулиро­вание, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаем следующие:метод переубеждения (предоставление воспитанникам убе­дительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).Формы: групповая работа; тренинг поведения; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; беседы, встречи; лекции; ролевые игры; психогимнастика; просмотр и обсуждение видеофильмов; индивидуальные консультации; тесты; экскурсии; конкурсы; праздники; родительские лектории; военно-спортивные мероприятия.Психолого-педагогическое сопровождение программы «Дороги которые мы выбираем». Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования лич­ности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопыт­ны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества прояв­ляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, сис­тематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска». Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется боль­шой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений. Для более успешной профилактической работы с подростками «группы риска» необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие как: социально-педагогическая запущенность, когда подросток ве­дет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополу­чием семейных взаимоотношений, отрицательным психоло­гическим микроклиматом в семье, систематическими учеб­ными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родите­лей, учителей, товарищей и т. д.; отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие откло­нения психоневрологического и физиологического свойства; отсутствие условий для самовыражения, разумного проявле­ния внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов; безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняюще­гося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. В свя­зи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами, за счет усилий учителей, психологов, социальных работников. Поэтому так важно сегодня создать среду, свободную от усло­вий, деформирующих сознание подростка, порождающих откло­няющееся поведение. Такой средой может быть социально-психологическая служба которая, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса и ведет работу по профилактике правонарушений и злоупотребления ПАВ среди подростков. Социально-психологическая служба использует в своей работе системный подход профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ среди подростков и работает в различных направлениях: подросток и семья; подросток и среда (окружение - улица, группа, сверстники) подросток и школа. Основными являются превентивные (предупреждающие) меры, направленные на то, чтобы каждый подросток осознал, что именно он отвечает за свое здоровье, и имел объективные сведения о том, каковы последствия употребления ПАВ. Цель: -формирование здорового жизненного стиля и высоко- эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков. Задачи: пропаганда в подростковой среде здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для про­тивостояния желанию попробовать ПАВ или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач; взаимодействие с семьями (вовлечение взрослых, играющих важную роль в жизни подростка, в разработку стратегии ан­тинаркотического просвещения). Работа социально-психологической службы осуществляется с учетом концептуально обоснованных профилактических программ и состоит из нескольких блоков: программа для подростков; цикла занятий для родителей; информационный блок для педагогов. Концепция основана на том, что в центре находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.^ Предполагаемые результаты: 1.Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде. 2.Формирование у подростков представлений об общечелове­ческих ценностях, здоровом образе жизни. 3.Обучение навыкам социально поддерживающего и развиваю­щего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками.Эффективность деятельности показывают: отзывы подростков, учащихся школ, родителей, педагогов после проведения профилактических мероприятий; результаты анкетирования (предлагаются анкеты до и после проводимых мероприятий).^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Организация мероприятий по профилактике правонарушений и злоупотребления психоактивными вещест­вами (ПАВ) среди подростков построенную на основе программ, объединенных общей концепцией, и обеспечивается совместными усилиями педагогов, педагогов дополнительного образования, психоло­гов, социального педагога при взаимодействии со школами района, медицинскими и социальными работниками, а также сотрудниками правоохранительных органов.Основные направления работы социально-психологической службы1. Работа с подростками.Программы:- образовательные, ориентированные на формирование цен­ностей здорового образа жизни; превентивные, образовательные, профилактические, ориен­тированные на предупреждение употребления ПАВ; обучающие программы-тренинги активной психологической защиты; - антинаркотические мероприятия: беседы, дискуссии, диспу­ты, ролевые игры и тематические занятия, показы слайдов,видеофильмов по проблемам противодействия наркотиками иным ПАВ.Формы и методы работы: групповая работа; тренинг поведения; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; беседы; лекции; ролевые игры; психогимнастика; релаксация; просмотр и обсуждение видеофильмов; индивидуальные консультации.План мероприятий социально-психологической службы по работе с подростками в течение года - «Сегодня - поступок, завтра - характер» (по нравственно-правовому воспитанию для подростков); проведение акции «Стоп - наркотики» -1 раз в учебный год; обучающий тренинг «Новый взгляд»; занятия с элементами тренинга «Быть уверенным - это здо­рово»; обучающая программа «Ты и наркотики», «Жизнь без нар­котиков»; профилактика табакокурения с использованием слайдов, ви­деофильмов; беседа-дискуссия с подростками «О пагубном влиянии пси­хоактивных веществ на молодой организм»; социально ориентированная, правовая программа «Подросток и закон»; пресс-конференция «Преступление и наказание»; психологическая обучающая программа «Познай себя»; социально ориентированная программа «Мой выбор профес­сии»; социально ориентированная программа «Помогая другим, помогаем себе».^ 2. Работа с родителямиЦель: -обеспечить психолого-просветительскую работу с роди­телями, способствовать улучшению микроклимата в семье.Просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев) на темы: 1.Психологические особенности подросткового возраста. 2.Способы конструктивного взаимодействия с подростком. 3.Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.. 4.Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления.^ Психокоррекционная работа - семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях:: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; общается с подозрительной компанией.).^ Психопрофилактическая работа - приглашение специалистов (врачей-наркологов, медицинских работников; инспек­торов комиссии по делам несовершеннолетних ) на встречи с родителями.Работа с педагогами Цели и задачи: расширить знания о проблеме зависимости от ПАВ в подро­стковой среде; дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности подростка; расширить знания о роли семьи в профилактике правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.Темы лекций: 1Особенности подросткового возраста. 2.Семья как единый организм. 3.Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков. 4.Круглый стол (обсуждение результатов проводимых профи­лактических мероприятий, обмен мнениями, консультации).Выпуск информационных листов в помощь педагогам, роди­телям, подросткам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.