Реферат по предмету "Разное"


А., аспирант к вопросу о современном состоянии валютной системы России в контексте развития национальной экономики в условиях глобализации

Панфилов А., аспирантК вопросу о современном состоянии валютной системы России в контексте развития национальной экономики в условиях глобализации  Переходя к характеристике состояния валютной системы РФ, можно отметить, что влияние рассмотренных выше факторов не всегда очевидно и однозначно. В этой ситуации целесообразно рассмотреть порядок возникновения сопутствующих условий. В этом смысле можно условно выделить 5 этапов развития современной валютной системы РФ.1 Предпосылки к ее формированию были заложены на первом этапе, который начался в 1987 г. Этот период характеризуется серьезными реформами всей экономической структуры государства: произошла децентрализация внешнеэкономической деятельности, наблюдался процесс широкомасштабного вовлечения в нее большого числа хозяйствующих субъектов получивших право самостоятельного выхода на мировой рынок.2 Нормативное регулирование валютных отношений в этот период было крайне фрагментарным, фактически не соответствующим наметившимся в стране изменениям. Впрочем, с 1986 по 1991 гг. был принят ряд документов, посредством которых снимался запрет на привлечение иностранных предпринимателей и иностранных капиталов в страну.3 К экспортно-импортным операциям разрешался допуск всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, а экспортерам (кроме отдельных сырьевых отраслей) было разрешено формировать собственные валютные фонды в среднем в размере 25-30% от валютной выручки.4 Таким образом, по мере наращивания темпов экономических реформ валютное законодательство шло по пути ограничения прерогатив государства с одновременным расширением компетенции хозяйственного звена. Так, появилась конкуренция Внешэкономбанку СССР со стороны коммерческих банков, получивших право на самостоятельную валютную деятельность: открытие и ведение валютных счетов клиентов, проведение международных расчетов.1 В то же время выявить реальный курс рубля по отношению к другим валютам в тот период было невозможно, так как ни в одном секторе мирового рынка рубль не соприкасался с денежными единицами других стран.2 В целом, можно сказать, что этот этап стал важнейшей фазой к либерализации советской экономики. Следует отметить, что этот процесс во многом был связан с ускорением темпов глобализации, эффекты которой, несмотря на замкнутость экономической системы СССР, игнорировать было невозможно.3 Начало следующего этапа было связано с принятием Закона СССР №1982-1 от 1 марта 1991 г. "О валютном регулировании"4 и разработанного на его основе письма Госбанка СССР №352 от 24 мая 1991 г. "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР",5 в соответствии с которыми: - началась работа Валютной биржи Госбанка СССР, что привело к появлению биржевого курса рубля; - Госбанк стал выдавать лицензии на совершение операций в иностранной валюте другим банкам; - всем юридическим и физическим лицам было предоставлено право в определенном порядке продавать и покупать через уполномоченные коммерческие банки иностранную валюту по рыночному курсу; - была отменена монополия валютной биржи Госбанка СССР. 9 января 1992 г. была учреждена Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), а уже 9 октября этого же года был принят Закон РФ №3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"1, определяющий права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в РФ, принципы осуществления валютных операций, ответственность за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Центральный банк РФ (ЦБ РФ). В качестве органов валютного контроля указывались ЦБ РФ, Правительство РФ, а также Государственный таможенный комитет (ГТК). Последний получил право совместно с ЦБ РФ издавать нормативные акты по таможенно-банковскому контролю за репатриацией валютной выручки при экспорте и за поступлением товаров при импорте, контролировать соблюдение экспортерами и импортерами валютного законодательства (с уведомлением ЦБ РФ о выявленных нарушениях). В 1993 г. была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), главной задачей которой являлось проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных операций.2 С образованием РФ как суверенного государства возникла необходимость ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной и валютной. В то же время построение национальной экономики без учета сложившихся между бывшими советскими республиками связей, было невозможно. Это объясняется тем, что образование на постсоветском пространстве новых независимых государств не сопровождалось одновременным процессом создания ими собственных национальных денежных систем со своими валютами: в 15 новых государствах продолжал действовать советский рубль, сохранился единый центр эмиссии, расположенный в Москве. Между тем, единый центр эмитировал только наличные рубли, безналичная эмиссия осуществлялась национальными банками самостоятельно, исходя из их национальных интересов. Соответственно в странах СНГ стали принимать свои нормативы ценового, бюджетного, налогового, таможенного, валютного, социального законодательства, которые существенно отличались друг от друга. В результате формально общий рубль фактически распался на его национальные варианты с общим названием. Кроме того, расчеты, связанные с взаимной экономической деятельностью предприятий, находившихся в разных государствах, продолжали осуществляться в прежнем общесоюзном режиме: по внутренним ценам и с оплатой в рублях. В итоге сложилась ситуация, при которой Россия взамен поставляемых товаров фактически получала "пустые рубли". Это усиливало инфляционное давление на ее экономику.1 Видимость такого общего денежного пространства, несмотря на ее неоднозначность, получала политическое оправдание: преследовалась цель единого экономического союза с общей валютой. Однако условия такого сотрудничества были неравны: если перераспределение национального дохода от одних республик для передачи его другим в рамках единого государства было вполне оправдано, то при фактически продолжающемся донорстве России, не допустимо в отношениях между самостоятельными государствами, поддерживающими между собой хозяйственные связи на рыночных принципах. Сегодня это одна из основных причин, сдерживающих развитие в СНГ интеграционного процесса.2 По указанной причине после некоторых попыток устранить подобный дисбаланс во всех государствах - бывших союзных республиках сформировалась собственная финансовая, денежная и валютная инфраструктура, адекватная обычным критериям государственного суверенитета. "С середины 1995 г. в результате относительного усиления бюджетной и денежно - кредитной политики был введен режим односторонней привязки рубля к доллару, реализованный в виде ограничений на возможную динамику обменного курса (валютный коридор), который в тот период позволил несколько ограничить инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов".1 С этим нововведением принято связывать начало следующего этапа развития национальной валютной системы РФ. Несмотря на действия правительства, направленные на создание эффективного валютного рынка, основные показатели платежного баланса ухудшались, что было связано с общим кризисом хозяйственного механизма, падением промышленного производства, а также спадом мировой экономической конъюнктуры на мировых товарных рынках, значительным снижением цен на энергоносители.2 Кроме того, государством были приняты международные обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по текущим операциям. Подобная политика валютного коридора (видоизменившись от горизонтального до наклонного) проводилась до начала финансового кризиса в ноябре 1997 г. , когда значительный сброс государственных ценных бумаг нерезидентами, а позже резко возросший уровень свободных денежных средств в банковской системе привели к существенному и устойчивому повышению спроса на иностранную валюту (произошло усиление долларизации экономики). Начиная с этого времени, Банк России вынужден был поддерживать уровень обменного курса при помощи интервенций на внутреннем валютном рынке, что негативно сказалось на динамике его золотовалютных резервов. Достигнув беспрецедентно высокого за все годы реформ уровня (порядка 23-24 млрд. долл. в августе-сентябре 1997 г.), они начали постепенно сокращаться.3 В этих условиях угроза дестабилизации валютного рынка страны приобрела постоянный характер, что привело к финансовому кризису 1998 г., выразившегося, в частности, в беспрецедентном падении курса рубля (на 80%). С этого времени и до 2001 г. продолжался четвертый этап развития валютной системы.1 В развитии кризиса можно выделить два этапа: конец 1997 г. - первая половина 1998 г., когда он носил скрытый характер, и с середины 1998 г., когда он перешел в открытую форму. В первом случае при изменении политики государственных органов возможно было, если и не избежать кризиса, то сгладить его последствия. Например, предоставленные стабилизационные кредиты могли бы внести положительные коррективы в случае комплексной политики Правительства РФ и ЦБ РФ в части поддержки доверия инвесторов к проводимой экономической политике, направленной на стимулирование спроса на рублевую денежную массу, а также развитие рыночно-финансового и товарного пространства страны.2 Для этого этапа характерны: 1) усиление регулирующего воздействия государства на участников рынка, выразившееся, в частности, в том, что на 90 дней были приостановлены операции резидентов, связанные с выплатами в пользу нерезидентов по погашению основного долга по финансовым кредитам, подпадающих под определение капитальных операций, по страховым платежам по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг и по срочным валютным контрактам; 2) отмена валютного коридора и возврат к режиму плавающего курса рубля; 3) сокращение доходов населения, что повлекло к изменению потребительского спроса и, соответственно, к снижению объемов импорта товаров и услуг. В результате увеличился спрос на отечественную продукцию; 4) относительно низкие тарифы на услуги естественных монополий и умеренная динамика заработной платы. Это привело к снижению издержек производства в основных отраслях и повышению за счет этого конкурентоспособности российских товаров; 5) повышение цен мирового рынка на экспортируемое Россией сырье;1 6) принятие законодательных актов, направленных на повышение эффективности деятельности Банка России, защиту банковских вкладов граждан и юридических лиц, усиление государственного контроля над законностью деятельности кредитных организаций;2 7) изменение структуры контролирующих органов. Так, Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"3 Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю была упразднена, а ее функции переданы Министерству экономического развития и торговли и Министерству финансов РФ. Активное комплексное использование различных инструментов валютного регулирования и благоприятное развитие ситуации на внешнем рынке, в конечном счете, привели к стабилизации экономики страны к 2001 г. С 2001 г. начинается пятый этап развития валютной системы РФ, который в целом можно связать с либерализацией валютного рынка и укреплением Банка России. "Последнее позволяет Банку России на современном этапе рассчитывать на проведение более точной и взвешенной политики курсообразования. В связи с этим он стремится поддерживать такие условия деятельности участников внутреннего валютного рынка, при которых формирование обменного курса рубля в наибольшей степени определяется объективными экономическими процессами, а влияние конъюнктурных и спекулятивных факторов на процесс курсообразования минимизируется".4 Говоря либерализации экономики, можно заметить, что ее мера "определяется борьбой двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиливающейся глобализацией международного разделения труда и опережающим ростом международной торговли (по отношению к динамике мирового производства) с одной стороны, и стремлением государств к протекционистской защите внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя с другой".1 Соответственно, чем более открытой является экономическая система страны, тем менее ощутимо государственное влияние на субъекты экономики. При переходе к открытой экономике необходимо учитывать основы макроэкономической трилеммы, состоящей в том, что в открытой экономике одновременно могут быть реализованы только две цели из следующих трех: независимости кредитно-денежной политики, стабильности обменного курса и свободного перемещения капиталов, т.е. возможно достижение либо независимости кредитно-денежной политики и стабильного обменного курса, либо независимости кредитно-денежной политики и свободного перемещения капиталов, либо стабильного обменного курса и свободного перемещения капиталов (об этом см. рис.1).2 ^ Рис. 1. Трилемма макроэкономической политики для открытой экономикиКак показано на рисунке, достижение каждой из составляющих открытой экономики предусматривает проведение конкретной денежной политики государства. На этом основании можно утверждать, что в современных условиях какого бы политического режима не достигло государство, на уровне экономики его роль не может сводиться только к роли наблюдателя. Возвращаясь к характеристике состояния современной валютной системы РФ, необходимо заметить, что, начиная с 2003 г., одной из основных задач была определена задача достижения полной конвертируемости рубля.1 Ее реализация произошла 1 июля 2006 г. Валютная либерализация в России стала следствием улучшения макроэкономических показателей, ориентации на интеграцию в мировую экономику и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Отмена всех валютных ограничений призвана способствовать переходу от сырьевой к инновационной модели экономического и социального развития, привлечению иностранных инвестиций, повышению конкурентоспособности экономики.2 Расширение использования рубля в международных расчетах и придание ему статуса международной должны также содействовать экономическому и политическому укреплению страны в условиях увеличивающейся борьбы за сырьевые ресурсы, а также многократно увеличить возможности финансирования социальной сферы. Кроме того, это будет способствовать макроэкономической стабилизации в региональных масштабах. Естественно, что реальный эффект от такого изменения можно будет наблюдать не сразу, учитывая, что даже для более устойчивых экономик (например, экономики Китая) процесс перевода своей валюты в разряд резервной является довольно сложной задачей. В этом смысле у РФ есть ресурсные (экономические, политические, социальные) возможности для распространения своей валюты в качестве резервной в странах СНГ и других крупных внешнеторговых партнеров.3 Однако этот процесс требует тщательную подготовку с точными перспективными экономическими расчетами и комплексное правовое регулирование, направленное на приведение валютного законодательства стран в соответствие друг с другом. Укрепление позиций российской валюты в перспективе могло бы привести к созданию "рублевой зоны нового типа", в которой другие страны региона стремились бы привязывать свои национальные валюты к рублю как твердой денежной единице. Это позволило бы постепенно сформировать региональную валютную сис­тему на пространстве СНГ, обеспечив в ее рамках согласованный рынок "плавающих" валютных курсов, необходимый для стабильного функционирования таможенного союза.1 При создании и расширении интегративных связей валютных систем стран СНГ важно также учитывать и аспект сочетания государственных, межгосударственных и наднациональных институтов, а также использование ими различных механизмов регулирования при постепенном возрастании межгосударственных, а затем наднациональных элементов. В то же время нельзя ограничиваться сближением экономик только на государственном уровне, поскольку наиболее прочный фундамент - это интеграция на микроуровне, взаимодействие на уровне горизонтальных связей между субъектами рынка.2 Для расширения зоны влияния рубля также "необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, торговлю с расчетом рублями".3 Хорошо организованная биржевая торговля – это лучший способ выявления объективной рыночной цены товара. Однако если цены на российское сырье будут устанавливаться в долларах, как это принято сейчас в мировой торговле, то это прямо не будет отражаться на конвертируемости рубля. Обратный процесс будет наблюдаться, если цены на российские нефть, газ и т.д. будут формироваться в рублях. Привлекаемые таким образом потоки капитала будут постоянным доходом государства только в том случае, если в стране на должном уровне будут организованы все необходимые институты: отлаженные рынки финансовых инструментов, особенно государственных обязательств; законодательство о банкротстве; процедуры управления компаниями-банкротами; хозяйственное право в целом; защита прав собственности в патентной системе; правила хозяйственного учета; органы государственного регулирования для защиты интересов общества.1 В то же время необходимо отметить, что "мировой опыт валютного регулирования показывает, что самостоятельно и без применения защитных мер справиться с серьезными трудностями платежного баланса могут только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом",2 которым РФ на сегодняшний день располагает не в полной мере. В этой связи переход к полной конвертируемости рубля без реальных экономических предпосылок, привел к формализации этого процесса. Проблемами, препятствующими процессу валютной интеграции России в мировую финансовую систему и обеспечения реальной свободной конвертируемости рубля, являются: - низкая конкурентоспособность российского финансового сектора вследствие низкого уровня его капитализации; - несовершенство валютного законодательства; - диспропорция в структуре экспорта, в том числе в финансовом секторе; - отсутствие сложившегося механизма государственной поддержки экспорто-ориентированных производств; - нестабильность экономики; - несоответствие масштабов инвестиционных процессов, в том числе с участием иностранного капитала, потребностям экономики.3 В связи с вышесказанным, представляется важным перейти к дифференцированному валютному регулированию в целях защиты национальных интересов России. Это подразумевает не отмену валютного контроля в целом, а ослабление валютного регулирования с частичным смещением центра ответственности с национального уровня на уровень международных организаций настолько, насколько это соответствует месту экономики страны в международной торговле и не противоречит национальным интересам.1 В заключение проведенного анализа современного состояния валютной системы России в контексте развития национальной экономики в условиях глобализации, следует конкретизировать результаты: 1) Анализ изменений основных характеристик элементов национальной валютной системы, их соотношения с мировой валютной системой позволяет выделить 5 основных этапов возникновения и развития современной российской валютной системы: - первый – период децентрализации валютной системы страны (1987 – 1991 гг.); - второй – период создания национальной валютной системы (1991 – 1995 гг.); - третий – период действия валютного коридора (1995 – 1998 гг.); - четвертый – период финансового кризиса и решения его последствий (1998 – 2001 гг.); - пятый – период либерализации валютной системы (с 2001г. до настоящего времени). 2) Предпосылки к формированию современной российской валютной системы были заложены на первом этапе, развитие которого во многом было связано с ускорением темпов глобализации, эффекты которой, несмотря на замкнутость экономической системы СССР, игнорировать было невозможно. Этот период характеризуется децентрализацией внешнеэкономической деятельности, широкомасштабным вовлечением в нее большого числа хозяйствующих субъектов получивших право самостоятельного выхода на мировой рынок, снятием запрета на привлечение иностранных предпринимателей и иностранных капиталов в страну, ограничением прерогатив государства. В то же время, нормативное регулирование валютных отношений было крайне фрагментарным, фактически не соответствующим наметившимся в стране изменениям. 3) Основным итогом второго периода развития современной российской валютной системы стало формирование собственной финансовой, денежной и валютной инфраструктуры, адекватной критериям государственного суверенитета: были определены правила действия валютной системы, органы регулирующие ее. 4) В результате относительного усиления бюджетной и денежно - кредитной политики на третьем этапе был введен режим односторонней привязки рубля к доллару, реализованный в виде ограничений на возможную динамику обменного курса (валютный коридор), который временно позволил ограничить инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако общий кризис хозяйственного механизма, падение промышленного производства, спад мировой экономической конъюнктуры на мировых товарных рынках привели к ухудшению основных показателей платежного баланса и кризису экономики. 5) Четвертый этап развития современной российской валютной системы был связан с финансовым кризисом и решением его последствий на основе активного комплексного использования различных инструментов валютного регулирования и благоприятной ситуации на внешнем рынке, что стимулировало внутренние ресурсы страны и позволило на следующем этапе перейти к либерализации валютной системы. 6) Современный этап развития валютной системы РФ связан с активизацией либерализации экономики, направление которой в значительной степени определяется интеграционными процессами, что проявляется в смещении линии регулирования государством валютной системы в сторону открытой экономики. Конкретными случаями проявления этого процесса стали вступление РФ во Всемирную торговую организацию и отмена всех валютных ограничений. 7) Анализируя вопрос о целесообразности перехода российского рубля к полной конвертируемости, был сделан вывод о том, что до решения внутриэкономических проблем страны, создания соответствующей нормативной базы и отлаженных рынков финансовых инструментов, подобный шаг к открытой экономике будет фиктивным. В связи с этим представляется важным перейти к дифференцированному валютному регулированию в целях защиты национальных интересов России, что подразумевает ослабление валютного регулирования с частичным смещением центра ответственности с национального уровня на уровень международных организаций. При этом необходимо активизировать работу по распространению рубля в качестве резервной валюты в странах СНГ и организовать на территории страны биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами с расчетом рублями. Для решения этих важнейших вопросов требуется тщательная подготовка с точными перспективными экономическими расчетами и комплексным правовым регулированием. 1 См.: Хадонова А.Х. Валютное регулирование и валютный контроль в России на современном этапе: Дисс. ... канд. экон. наук – М., 2004г., С. 22. 2 См.: Мусин Э.Ф Валютный контроль в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук - М., 1998г., С. 16. 3 См., например: Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР от 10 декабря 1990 г. № 1820-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 51. Ст. 1109. 4 См.: Хадонова А.Х. Указ. соч. С. 22. 1 См.: Мусин Э.Ф Валютный контроль в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук - М., 1998г., С. 16. 2 См.: Борисов С.М. Рубль: золотой, червонный, советский, российский... Проблема конвертируемости. - М., Инфра-М , 1997., С. 184. 3 Подобные изменения в сторону либерализации затронули большую часть национальных экономик (в том числе рыночных). (См., например, Шмырева А.И. Валютное регулирование и контроль в системе международных экономических отношений: Дис. ... д-ра экон. наук - СПб., 1999г., С. 107, 110, 112). 4 См.: Закон СССР от 1 марта 1991 г. №1982-1 "О валютном регулировании" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 12. Ст. 316. 5 См.: Письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. № 352 "О регулировании валютных операций на территории СССР (основные положения)" // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1991. № 12. 1 См.: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" // Российская газета. 1992. 4 ноября. 2 См.: Хадонова А.Х. Валютное регулирование и валютный контроль в России на современном этапе: Дисс. ... канд. экон. наук – М., 2004г., С. 26. 1 См.: Ильинский А.И. Состояние и перспективы развития валютно-финансовой интеграции России со странами СНГ: Дис. ... канд. экон. наук –М., 1998г., С. 27-30. 2 См.: Там же, С. 34. 1 См.: Кизенков Д.В. Регулирование валютного курса в России в условиях переходной экономики: Дис. ... канд. экон. наук – М., 2001г., С. 81. 2 См.: Хадонова А.Х. Валютное регулирование и валютный контроль в России на современном этапе: Дисс. ... канд. экон. наук – М., 2004г., С. 26. 3 См.: См.: Валютное регулирование: Сборник // Внешнеэкономический комплекс России. 2001. № 2. 1 См.: Хадонова А.Х. Валютное регулирование и валютный контроль в России на современном этапе: Дисс. ... канд. экон. наук – М., 2004г., С. 27. 2 См.: Яшвили Г.Л. Основы становления и регулирования валютного рынка в период трансформации российской экономики: Дис. ... канд. экон. наук - М., 1998г, С. 111-113. 1 См.: Хадонова А.Х. Валютное регулирование и валютный контроль в России на современном этапе: Дисс. ... канд. экон. наук – М., 2004г., С. 27-30. 2 См.: Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - М., Издание Госдумы РФ, 2003. 3 См.: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168. 4 См.: Валютное регулирование: Сборник // Внешнеэкономический комплекс России. 2001. № 2. 1 См.: Экономическая теория: экзаменационные ответы./ Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону., Феникс, 2002, С. 432. 2 См.: Савин В. Россия не досчиталась 22 миллиардов долларов // КРЕМЛЬ. ORG (политическая экспертная сеть), http://www.kreml.org/opinions/73539097, 12 декабря 2004 г. 1 См.: Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. 17 мая. 2 См.: Зайченко К.Ю. Мировой опыт перехода к конвертируемости валют и российская практика: Автореферат дисс. ... канд. экон. наук – М., 2007 г., С. 3. 3 См.: Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики: Научный доклад. – М.: НИР, 2006, С. 86. 1 См.: Мальсагова Р.П. Коллективные валюты в системе современных валютно-финансовых отношений: Автореферат дисс. ... канд. экон. наук – М., 2006 г., С. 26. 2 См.: Клочкова Н.В. Валютное регулирование как элемент государственного регулирования экономики: Дис. ... канд. экон. наук - Иваново, 1999, С. 92. 3 Цит. по: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. 11 мая. 1 См.: Клайн Л. Глобализация: вызов национальным экономикам // Русский архипелаг, http://www.archipelag.ru/geoeconomics/global/challenge/challenge/, 1998 г. 2 См.: Золотов А. Контроль либерализовали // Эж-ЮРИСТ. 2004. № 30. 3 См.: Петрова Е.А. Формы и методы интеграции валютной системы Российской Федерации в мировую финансовую систему: Автореферат дисс. ... канд. экон. наук – СПб., 2006 г., С.13. 1 См.: Зайченко К.Ю. Мировой опыт перехода к конвертируемости валют и российская практика: Автореферат дисс. ... канд. экон. наук – М., 2007 г., С. 7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.