Изучая биографию Пушкина (непосредственно «Южная ссылка») я большое внимание, уделяю теме «Пушкин в Украине». Издавна украинский и русский народы были связаны крепкой дружбой. Шли годы, и дружба двух братских народов росла и крепла. Казалось, этой дружбе не будет конца. Но теперь, когда советский Союз распался, республики пошли каждая своей дорогой, нужно напоминать ученикам о том пути, которым шли рука об руку два великих славянских народа, о тех трудностях и радостях, которые делили сообща. А.С. Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа. Многие места в Киеве, Днепропетровске, Каменке, Тульчине и других населенных пунктах связаны с его именем. Многие стихотворения, написанные Пушкиным, связаны с Украиной, ее людьми, прекрасной природой. Вот поэтому творчество великого русского поэта должно, как и раньше, служить связующим звеном, своеобразным мостиком, который бы объединял два славянских народа. А.С. Пушкин был великим жизнелюбом, гуманистом, умел находить общий язык с дворянином и простолюдином, с человеком любой национальности. Он запросто входил в цыганские шатры, слушал песни этого вольного племени, плясал вместе с ними. Он не возвышал себя ни перед кем. И, помня об этом, мы должны учить детей уважать другие народы, строить свои взаимоотношения на принципах любви, согласия, дружбы и взаимопонимания. Есть имена, известные всему миру. Они звучат сквозь столетия, как великий гимн великому народу, великой земле. Эти имена обладают даром бессмертия. А.С. Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Поэт входит в нашу жизнь в детстве и остается в ней до конца. Для всех нас А.С. Пушкин – символ правды, неподкупности, бесстрашия, честности: «И неподкупный голос мой был эхом моего народа». Великий русский поэт – это колодец с чистой ключевой водой, которая утоляет духовную жажду. Для кого-то Пушкин – учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни. Кто- то видит в нем друга, который никогда не оттолкнет, всегда поможет, даст совет или скажет несколько добрых слов. Каждый возраст имеет своего Пушкина. ^ Пушкин в УкраинеСценарий внеклассного мероприятияОборудование: карта с маршрутом следования А.С. Пушкина; репродукции картин И.Е. Репина «Прощай, свободная стихия»; И. Айвазовского «К морю»; М. Воробьева «Почтовый тракт»; К. Брюллова «Бахчисарайский фонтан»; изображение памятников А.С. Пушкину в Киеве, Одессе, Каменке; открытки с видами Киева, Одессы, Бахчисарая, Севастополя и других городов Украины.^ Музыкальное оформление: «Колыбельная» в исполнении Н. Матвиенко, «Аве Мария» в исполнении Н. ГнатюкаНа фоне «Колыбельной» в исполнении Н. Матвиенко звучат пушкинские строки:Тиха украинская ночь.^ Прозрачно небо. Звезды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещутСребристых тополей листы.Луна спокойно с высотыНад Белой Церковью сияетИ пышных гетьманов садыИ старый замок озаряет.1 ведущий: Такие вдохновенные слова мог написать только человек, горячо любящий Украину, ощутивший аромат её земли, почувствовавший героический дух её истории, узнавший гостеприимство её народа. Пушкин попал на Украину не в лучшее время своей жизни. Юг Российской Империи стал местом его ссылки. Формально поэт не был сослан: отъезду придавали характер служебного перевода. 6 мая 1820 года Александр Сергеевич через царскосельскую заставу выехал на юг с назначением в канцелярию генерал- лейтенанта И.Н. Инзова. Маршрут поэта пролегал через Лугу, Великие Луки, Витебск, Могилев, Чернигов и Киев. Пушкин направляется в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). До Царского Села его проводили друзья – Дельвиг и Яковлев. Далее он путешествовал с крепостным дядькой Никитой Козловым.2 ведущий. Службы в Екатеринославе, особенно говоря, не было. Инзов встретил Пушкина приветливо и уже 21 мая послал в Петербург благоприятный отзыв о нём. Вскоре поэт, купаясь в Днепре, серьезно простудился. Больного, его подобрали проезжающие через Екатеринослав по пути на Кавказ Раевские. В письме брату от 24 сентября 1820 года Пушкин так описывал это знаменательное для него путешествие: « Инзов благословил меня на счастливый путь – я лёг в коляску больной; через неделю вылечился. 2 месяца жил на Кавказе… Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казачками…. Морем мы отправились мимо берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селенья… Ночью на корабле написал я элегию, которую тебе посылаю…»^ Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…»Погасло дне́вное светило;На море синее вечерний пал туман.Шуми, шуми, послушное ветрило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан.Я вижу берег отдаленный,Земли полуденной волшебные края;С волненьем и тоской туда стремлюся я,Воспоминаньем упоенный…И чувствую: в очах родились слезы вновь;Душа кипит и замирает;Мечта знакомая вокруг меня летает;Я вспомнил прежних лет безумную любовь,И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,Желаний и надежд томительный обман…Шуми, шуми, послушное ветрило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан.Лети, корабль, неси меня к пределам дальнымПо грозной прихоти обманчивых морей,Но только не к брегам печальнымТуманной родины моей,Страны, где пламенем страстейВпервые чувства разгорались,Где музы нежные мне тайно улыбались,Где рано в бурях отцвелаМоя потерянная младость,Где легкокрылая мне изменила радостьИ сердце хладное страданью предала.Искатель новых впечатлений,Я вас бежал, отечески края;Я вас бежал, питомцы наслаждений,Минутной младости минутные друзья;И вы, наперсницы порочных заблуждений,Которым без любви я жертвовал собой,Покоем, славою, свободой и душой,И вы забыты мной, изменницы младые,Подруги тайные моей весны златыя,И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,Глубоких ран любви, ничто не излечило…Шуми, шуми, послушное ветрило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан…3 ведущий: Ночью 19 августа 1820 года Пушкин с Раевским прибыл на военном бриге «Мингрелия» в Гурзуф. В начале сентября они проехали через Алупку, Севастополь и Бахчисарай.^ Ученик читает отрывок из романа И.А. Новикова «Пушкин на юге». «Бахчисарай встретил их звонко и весело. Тотчас за каменными большими воротами, выстроенными Потемкиным к приезду Екатерины, шла длинная улица… Домишки, сложенные из неотесанного местного камня, были малы и темны, но у каждого высились тополя и маслины, старые ореховые деревья… Миновав базар и несколько мечетей со стройными белыми минаретами, они спустились несколько вниз и переехали по мосту грязную, тинистую речушку, застроенную по обоим берегам беспорядочно раскиданными домишками. А вот и ханский дворец! Лучи закатного солнца, неяркие, желтые, заливали и двор, и постройки, неровные – то выше, то ниже, то старые, то поновей; время оставило здесь много следов. Строения эти теснились друг к другу, а то и вовсе сливались одно с другим, создавая впечатление сказочного розового городка… Пушкин, забыв об усталости, о недомогании, тотчас побежал – увидеть фонтан! Фонтан был, однако, лишь небольшой деталью в этом огромном скопище многих строение, дворцов, ворот и дверей. Сколько на все это было положено труда каменотесов и землекопов, плотников и столяров, ваятелей и резчиков, кладчиков, художников и маляров! Но основными строителями-зодчими были, конечно, мастера из солнечных италийских земель. И сколько событий тут протекало, сколько жизней дышало в этих стенах: слезы мешались с улыбкой, огорчения с буйной страстью молитвы с мечтами… сколько воспоминаний, раздумий и … преступлений! Но вот для Пушкина – как раз именно эта деталь, в сущности, скромный мраморный памятник… этот фонтан со скупым падением капель, подобных коротким и неспешным словам повествования о живой старине, - он-то и оказался тем истинным центром, куда все сходились, где и давнее и вовсе недавнее сливалось воедино; тут-то, как сказочным ключиком, открывались все двери и все сердца, в том числе и собственное. Воспоминания свои как бы становились рядом и перемешивались с воспоминаниями, услышанными из милых уст. И видел он все - и свое и былое; и девы гарема и сестры Раевские живыми тенями возникали в воображении с волнующей прелестью их и загадочной немотой, что разрешалась за них и звучала в мерном падении, в музыке водяных этих слез».3 ведущий: Пребывание в Крыму, несмотря на всю его краткость, сыграло огромную роль в жизни и творчестве Пушкина: к этому времени восходят многие замыслы и впечатления, которые потом разрабатывались и трансформировались в сознании поэта. Пейзажи Кавказа и Крыма одели живой плотью романтические представления. Казавшиеся в Петербурге экзотической сказкой, здесь они обернулись правдой и жизнью. Романтическое мироощущение позволяло слить душевный мир и окружающий пейзаж в единую незабываемую картину. В середине сентября Пушкин оставил Крым и через Одессу направился в Кишинёв. Поэту не сиделось в этом городе, и генерал Инзов, относившийся к нему с трогательной заботливостью, охотно отпускал его в поездки. Местом частых посещений Пушкина было имение В.Л. Давыдова Каменка вблизи Киева, бывал он и в Тульчине, проезжал через Васильков. Во время одной из поездок в Каменку Василий Львович, дядя Пушкина, предложил посетить мать городов русских, «златоверхий град» Киев.^ Ученица читает отрывок из книги И.А. Новикова «Пушкин на юге». «Киев открылся путникам на заре. Еще издали золотые купола церквей затеплились крупными талыми каплями над горизонтом. Морозная дымка лежала над городом, и долгое время её прорезали лишь очертания гористого берега и силуэты церквей, подобранных, легких, как бы подошедших к самому краю крутизны – навстречу молодому поэту. Да и он сам не раз приподымался с сиденья, чтобы лучше схватить эту чудесную морозную панораму. Скоро, впрочем, её закрыли леса. Со стороны Васильковской дороги, где ехали путники, они стояли сплошным многоверстным заслоном… Потом лес стал отставать, дорога поползла в гору. Множество церквей пришло в движение, с каждым поворотом дороги они как бы менялись местами; ранний базар просыпался; как птицы, перелетали редкие человеческие голоса; хлопотливые хозяйки заботливо пускали над трубами дымы – как бы для красоты: каждому весело глядеть на картинке, как из трубы вьется дымок! Так простодушно, приветливо, легко и красиво расступался, к себе принимая желанного гостя, стольный град Киев… Киевом Пушкин очень интересовался, и Киев его пленил. Пленил и своей красотой – могучим Днепром, закованным в латы зимы, крупными горами, вековыми дубами и липами, и красавицей-тополью, как тут называли нежно-по-женски; вольным размахом простора. Широкими улицами, убегавшими прямо в леса или в степь, спрятанными домиками, причудливо-щедро рассыпавшимися по откосам, множеством кузниц, заводов – кирпичных, кожевенных, разнообразием лавок, собранных как бы в могучую горсть гостиных дворов – два на Подоле и один на Печерске; своею веселой и подвижной толпой, переливавшейся с горки на горку с одинаковой легкостью – верх или вниз; и он так привык: «Не знаю, как теперь буду ходить по ровному месту, совсем разучился!»И был еще Киев другой, среди оживления, говора, шума хранивший в своей многовековой тишине внятную музыку прошлого. В этих соборах и колокольнях как бы отлито самое время: древняя Русь, истоки истоков. Пушкин как будто везде побывал: постоянным его чичероне в этих прогулках был Николай Раевский, отлично знавший всю страну. Уже весенний просторный ветер плыл с далекого горизонта над могилой убитого князя Аскольда, который бог весть и был ли когда, но при котором, по преданию народному, впервые Русь нажила себе славное имя в истории. Это-то было, что двести парусных лодок оказались внезапно у стен Царьграда, на воротах которого попозже Олег прибил свой щит победителя». ^ Ученик читает отрывок из «Песни о вещем Олеге»4 ведущий: Дальше дорога повела его в Лавру. Побывал в пещерах, на кладбище, возле могилы Искры и Кочубея. Пушкин подумал: « Напишу историю украинского народа? Может быть. А может быть, и поэму: поэму об Украине. И не сказку уже, а живую – страшную и прекрасную жизнь».^ Ученик читает отрывок из книги И. А. Новикова «Пушкин на юге»«Пушкин не был еще у Софии. Надо пойти! В обширном и несколько мрачном храме народу верху темнел суровый Христос со смоляной бородой. Тяжелая масса воздуха полнила храм, и песнопения были сумрачны, важны. Каждый шаг по каменным плитам давал глухой и замирающий отзвук в углах. Пушкин пошел поглядеть саркофаг Ярослава… все это мрачное сооружение походило немного на дом, украшенный и приспособленный для житья покойника. И весь храм, когда-то исполненный жизни, горячий участник событий, отчасти и сам теперь походил на гробницу».^ Звучит «Аве Мария» в исполнении Н. Гнатюка. Когда мелодия становится тише, ученик продолжает чтение.«Но неожиданно «свидание» все ж состоялось. Озирая иконостас и колонны, Пушкин вдруг увидел чудесную мозаику – дева Мария. Она была не с младенцем, не приснодева, а подлинная земная девушка. Она занималась работой, пряла: в одной руке кудель, в другой нить, на нити веретено. Она приостановилась, гладит… А в другой стороне арки – архангел Гавриил в сандалиях, шаг размашист, широк. - В руках его посох, - поясняет Николай. - Это символ всех путников, всех посланцев во имя божие. Пушкин, не отрываясь, глядит на Гавриила. - Я тоже путник, - говорит он с усмешкой, - и я поэт, следовательно, тоже посланец богов. Так и случилось, что в это утро в нем проснулось, проросло новое детище – «Гаврилиада», - зачатое в Киеве, осуществленное потом в Кишиневе».5 ведущий: В письме к брату от 25 августа 1823 года Пушкин сообщает о своем переводе в Одессу, в канцелярию Воронцова. Здесь, снова у моря, поэт проведет последний год южной ссылки.^ Ученик читает отрывок из книги И.А. Новикова «Пушкин на юге». « Он остановился в гостинице Рено, в угловой комнате с балконом и видом на море. Просыпался он рано и отправлялся прямо на пляж; выкупавшись, шел в одну из турецких кофеен, которых было немало вдоль берега… В приморских кофейных множество разного люду: шкиперы и матросы с иноземных кораблей, приказчики и доверенные торговых фирм, подпольные адвокаты и люди без определенных занятий… Здесь совершались сделки и царил запах денег; чаще всех других слов звучали цифры больших и малых сумм. На пристани, куда приходили корабли с разноцветными флагами, было куда интереснее. Живая разноязычная толпа была подвижною, шумной… Пушкин являлся сюда уже не в феске и не в архалуке, по улицам он проходил в черном, наглухо застегнутом сюртуке и черной шляпе, но всегда со своею палицей. Он в Одессе продолжал неустанно работать, «Онегина» писал едва ли каждый день. Он так привык теперь к его оригинальной строфе, что часто даже на улице или в казино приходили к нему короткие живописные строки… … Находкой и радостью были «Цыганы», которых он начал, уже обжившись в Одессе. Зимой там была свежая радость – найти живой диалог».5 ведущий: Месяцы пребывания в Одессе напоминали насыщенный авантюрный роман: общение с политическими заговорщиками, и раскинутая вокруг него шпионская сеть, любовь и ревность, планы бегства за границу и помощь влюбленных женщин, а на заднем плане – лица всех социальных состояний и национальностей, включая «корсара в отставке» Мавра Али в красных шароварах и с пистолетом за поясом, в обществе которого Пушкин любил бывать. Теперь декорации менялись: перед Пушкиным снова лежала дорога. 12 июля 1824 года поэт был высочайшим повелением уволен со службы и местом назначена Псковщина. На полотне И.Е. Репина, И.К. Айвазовского «Прощай, свободная стихия» А.С. Пушкин уже не романтически настроенный юноша, это уже умудренный опытом человек. Он стоит перед разбушевавшейся стихией и всматривается в даль. Пушкин прощается с морем, которое представлялось ему воплощением качеств, особенно дорогих ему (гордость, мощь, свобода). Создается такое впечатление, что он хочет слиться с этой бушующей морской пучиной, потому что тоже стремится к свободе.^ Ученица читает стихотворение «К морю» Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный,Как зов его в прощальный час,Твой грустный шум, твой шум призывныйУслышал я в последний раз. Моей души предел желанный!Как часто по брегам твоимБродил я тихий и туманный,Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы,Глухие звуки, бездны гласИ тишину в вечерний час,И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей,Твоею прихотью хранимый,Скользит отважно средь зыбей:Но ты взыграл, неодолимый,И стая тонет кораблей.Не удалось навек оставитьМне скучный, неподвижный брег,Тебя восторгами поздравитьИ по хребтам твоим направитьМой поэтической побег! Ты ждал, ты звал... я был окован;Вотще рвалась душа моя:Могучей страстью очарован,У берегов остался я... О чем жалеть? Куда бы нынеЯ путь беспечный устремил?Один предмет в твоей пустынеМою бы душу поразил.Одна скала, гробница славы...Там погружались в хладный сонВоспоминанья величавы:Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений.И вслед за ним, как бури шум,Другой от нас умчался гений,Другой властитель наших дум.Исчез, оплаканный свободой,Оставя миру свой венец.Шуми, взволнуйся непогодой:Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен,Он духом создан был твоим:Как ты, могущ, глубок и мрачен,Как ты, ничем неукротим. Мир опустел... Теперь куда жеМеня б ты вынес, океан?Судьба людей повсюду та же:Где капля блага, там на стражеУж просвещенье иль тиран. Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливыПеренесу, тобою полн,Твои скалы, твои заливы,И блеск, и тень, и говор волн.1 ведущий: Украина не забывает великого поэта, чья нога ступала когда-то по ее землям, чей взор любовался ее красотами, чей талант воспевал ее в своих произведениях. Имя Пушкина увековечено в названиях улиц, площадей, театров, образ – в памятниках и барельефах, его гений – в памяти многих поколений людей, читающих и перечитывающих не устаревающие в веках строки.Кроссворд «А.С. Пушкин»По горизонтали: 3. Действующее лицо маленькой трагедии «Каменный гость». 5. Убийца поэта. 6. «Певец-гусар», которому посвящено стихотворение «Наездники» 9. «Молодые … удвоили внимание. Томский закурил трубку, затянулся и продолжал» ( «Пиковая дама») 10. «НЕт, - говорит Балда,- Теперь моя…, условия сам назначу, Задам тебе, враженок, задачу» («Сказка о попе и работнике его Балде») 13. «Вдруг двери настежь. Ленский входит, И с ним Онегин. Ах, …! – Кричит хозяйка: - Наконец!» («Евгений Онегин») 14. Участник Отечественной войны, о встречах с которым и смерти которого упоминается в «Путешествии в Арзрум» 16. Графиня, возлюбленная арапа Ибрагима («Арап Петра Великого») 17. Писатель, привлеченный Пушкиным к сотрудничеству в журнале «Современник». 18. Имя Вырина, станционного смотрителя («Станционный смотритель»)По вертикали:«Последние происшествия обратили уже не на шутку внимание правительства на державные… Дубровского» («Дубровский»)«Недалеко юная Мария – Узрела … чужие» («Бахчисарайский фонтан»)«У моря видел дуб зеленый; ПОд ним сидел и кот ученый. свои мне … говорил». (« Руслан и ЛЮдимила»)«Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовет их в гости. И за ними во … полетел наш удалец» («Сказка о царе Салтане»).Автор акварели «Н.Н. Пушкина»«Оковы тяжкие падут, … рухнут – и свобода. Вас примет радостно у входа. и братья меч вам отдадут» («Во глубине сибирских руд») 11. Одна из повестей «покойного Ивана Петровича Белкина» 12. «… и его сыновья» - перевод баллады А. Мицкевича. 13. «И всплыл Петрополь, как …, по пояс в воду погружен» («Медный всадник») 15. «…, денницей озаренный, сиял Алеко за холмом, с ножом в руках, окровавленный сидел на камне гробовом» («цыганы»)