Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкин Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, ч

О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. А. С. Пушкин Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в его лирике. Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении "Пророк". Время написания — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. "И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий уголь". Ангел "удалил беззаконие" и "очистил грех" Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей. Пушкин дает в "Пророке" свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога: Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился, —И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился. Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам по другим его произведениям. Так, в "Подражаниях Корану" мы встречаем тот же образ одинокого путника: И путник усталый на Бога роптал:Он жаждой томился и тени алкал. В пустыне блуждая три дня и три ночи... Концовка данного цикла стихотворений также перекликается с воззванием и призывом к пророку: Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй... Мужественная энергия стиха, призыв проповедовать правду людям роднят "Подражания Корану" с "Пророком", но последний гораздо шире и богаче по содержанию. Можно отметить также некоторые черты "Пророка" в более позднем стихотворении Пушкина "В часы забав иль праздной скуки...". Духовное преображение поэта в этом стихотворении перекликается с физическим и нравственным преображением пророка, очищенного, опаленного в горниле человеческих страданий. Явление "шестикрылого серафима" в "Пророке" помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход.И дольней лозы прозябанье. Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен "грешного" языка серафим вкладывает в уста пророка "жало мудрыя змеи", а вместо сердца вдвигает "угль, пылающий огнем". Поэт-пророк слышит голос, повелевающий ему: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей — И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Суровым и торжественным воззванием, побуждающим поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии: Стихотворение "Арион", написанное в 1827 году, воссоздает в аллегорической форме трагические события декабристского восстания. Но если в "Пророке" автор размышляет о роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в "Арионе" он проверяет жизнеспособность своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со своими друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородном деле своей смелой поэзией. Но его друзья гибнут... А поэт, несмотря на опасность, продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. "Я гимны прежние пою", говорит пушкинский герой. Раздумья о быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкина. Поэт предчувствует близкую гибель. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, оцепить значение поэзии. Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось стихотворение "Памятник", записанное в 1836 году. По теме это стихотворение восходит к оде римского поэта Горация. Первый перевод оды был сделан М. В. Ломоносовым. В дальнейшем эти мотивы развивал Державин в своем стихотворении "Памятник". Но разные поэты по-разному оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин уверен, что к его памятнику "не зарастет народная тропа". Он пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы. Концовка стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Она должна быть "послушна" "веленью Божию", то есть голосу правды, и следовать к своей цели, не обращая внимания на "хвалу и клевету" невежественных глупцов. Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении "Поэту" он писал: Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. А в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" мы встречам те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе: Что слава? шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца? Не надо думать, что Пушкин превозносил себя над людьми, говоря о "невеждах" и "глупцах". Он просто подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, "куда влечет его свободный ум". И тут Пушкин высказался однозначно. Возьмем его стихотворение "Из Пиндемонти". Быть свободным, по Пушкину — значит стоять в стороне от общественных волнений, не отождествляя себя ни с одной из социальных групп: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними.Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать: для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! Вот права... Муза поэта преданно и отважно служила свободе, красоте, добру, справедливости. Это ли не сущность и роль истинной поэзии? Использованные материалы: А. A. Егорова. Как написать сочинение на "5". Учебное пособие. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2001. Лучшие школьные материалы. Составитель Воденисова Ирина Викторовна. Нижний Новгород, "Нижегородское Книжное Издательство", 2002. Методические указания к вступительному экзамену по русскому языку и литературе абитуриенту Санкт-Петербургского государственного университета. 2001 г. Журнал "Костер" Вступительные статьи к разным произведениям


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социология личности как специальная социологическая теория
Реферат Genetic Engineering Right Or Wrong Essay Research
Реферат Существенные условия договора споры, продиктованные теорией и практикой
Реферат Социально-экономическое развитие Казахстана в 1950-1980гг
Реферат Описание языка логики предикатов
Реферат Неприбуткові організації світовий досвід і рекомендації Україні
Реферат Использование имущественных прав на товарные знаки иностранных юридических лиц: бухгалтерский учет и налогообложение
Реферат Speech Of Tribute Essay Research Paper I
Реферат © 1995 г. В. П. Маслов скрытый лейтмотив романа М. А
Реферат Пути повышения рентабельности коммерческого банка в современных условиях
Реферат Культура общения
Реферат Музыка в школе
Реферат Изучение социальных ценностей личности
Реферат Информационные процессы в маркетинге и объективная необходимость их автоматизации
Реферат Соединенные Штаты Америки во 2-й половине XVIII начале XX века