Реферат по предмету "Разное"


А зори здесь тихие

«А ЗОРИ здесь тихие» – повесть (1969) Бориса Васильева (р. 1924); фильм (1972), снятый по этой повести. «В 1973 г. на городском туре московской лит. олимпиады среди других заданий ученикам VIII, IX и X классов была предложена тема: “Какое произв-ие совр. лит-ры мне больше всего понравилось и почему”. Из названных старшеклассниками на первом месте повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие…” Через неск. месяцев во всех школах Москвы в девятых классах про­ходила контрольная работа по лит-ре. “Книги, которые учат побеждать” – так была сформулирована третья тема сочинения. В числе таких книг многие назвали и повесть Бориса Васильева» (Айзерман, 1974, 66). О Шадринске в конце 1990-х – нач. 2000-х гг.: «В 1994, когда мне было 7 лет, я очень любила мультики… Одним из самых любимых фильмов был “А зори здесь тихие”. В нём очень ярко описываются переживания главных героинь. Фильм про войну. Очень грустный, ведь это не женское дело воевать» (076).«А И Б сидели на трубе…» – загадка, построенная на каламбуре: «А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, кто остался на трубе?» Правильный ответ – «И»: часть фразы, звучащую как [а и бэ] можно интерпретировать не только как «А и Б», и как «А, И, Б». Загадка-каламбур «А и Б» сидели на трубе существует по меньшей мере с 1950-х гг. О 1942–1944 гг.: «“А знаешь, давай сыграем в школь­ников. Пусть ты будешь учителем, а я – учеником. Спро­си что-нибудь у меня. Ну, спроси!” “Хорошо, – соглаша­ется Юрка. – Давай. Дважды два сколько будет?” “Че­тыре”. ““А” и “Б” сидели на трубе, “А” упало, “Б” пропа­ло, что осталось на трубе?” ““И””»(Васильев, 1989, 38). О мальчике-подростке в нач. 1950-х гг.: «“Где “а”? – уныло повторил сын. – Нет, скажи мне, где бывают на свете “а”, “b”, “с” и всё такое?...Одним словом, это вроде “а” и “б” сидели на трубе. Почему ты смеёшься?..”» (Георгиевская, 1954, 311). О третьеклассниках в конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «Он повернулся и пошёл. “Коль!” Он не остановился. Он шёл к подъезду… Колина спина мелькнула на площадке второго этажа… “Постой!” – крикнула я и побежала его догонять. Я догнала его только на третьем этаже. “Коль! – забормотала я. – Подожди! Ну подожди, пожалуйста! Я... я хочу тебе одну загадку загадать. Знаешь, какая загадочка отличная! Ни за что не отгадаешь. Правда-правда! Вот послушай... А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” “Знаю я эту загадку”, – хмуро сказал Коля» (Пивоварова, 1979, 73). О Шадринске в начале 1990-х гг.: «“А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” Ответ был “и”. В эту игру мы играли в начальной школе Мальчишки из нашего класса бегали на переменах и у всех спрашивали ответ. Потом игра появилась во дворе, но я точно не знаю, кто её первый сказал, тем более, что она быстро утратилась, потому что мы все знали пра­вильный ответ и загадывать её было неинтересно» (012). О Катайске в 1998 г.: «Когда я училась в 6 классе Катайской средней школы № 2, одноклассница, когда мы вместе шли после уроков домой, загадала мне загадку. Загадка звучала так: “А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, кто остался на трубе?” Отгадать её я не смогла. Ответ сказала одноклассница: “И осталась на трубе”. Недавно я загадала эту загадку своей племяннице, которая учится в 4 классе (10 лет). Как ни странно, она её сразу отгадала» (018).«А МЫ просо сеяли…» – игра с песней. О девочке восьми лет в 1932 году: «На переменах мы выходили из школы и играли… в разные игры. Тогда в школах ребята водили хороводы и играли в старинные игры с песнями, которые достались нам, наверное, от наших дедов и прадедов. В этих играх все играющие делились на две партии и, взявшись за руки, с песнями шли навстречу друг другу, то одна сторона, то другая пели, например: одна сторона, идя навстречу: “А мы просо сеяли, сеяли”; идя назад: “Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!”; другая, идя навстречу: “А мы просо вытопчем, вытопчем! Oй, дид-ладо, вытопчем, вытопчем!” “А чем же вам вытоптать, вытоптать?...” “А мы коней выпустим, выпустим!...” “А мы коней переймём, переймём!..” “А чем же вам перенять, перенять?..” “А шелковым поводом, поводом!..” “А мы коней выкупим, выкупим!..” “А чем же вам выкупить, выкупить?..” “А мы дадим сто рублей, сто рублей!..” “Нам не надо тысячи, тысячи!..” “А чего ж вам надобно, надобно?..” “А нам надо девицу, девицу! (или: молодца, молодца) Ой, дид-ладо, девицу, девицу!” “А какую девицу, девицу? Ой, дид-ладо, девицу, девицу?” “А нам надо Катеньку, Катеньку...” После этих слов названная “девица” или “молодец” переходит в другую команду, а песню снова начинает другая, проигравшая сторона» (Кубанева, 1988). О Ленинграде в середине 1930-х гг.: «Мы подрастали, и менялись игры: на смену прежним приходили “гори, гори ясно”, “а мы просо сеяли”, “прятки”» (Богданков, 1972, 12). О детях 7–10 лет в Ленинграде в 1937–1941 гг.: «До отъезда в пионерлагерь мы, пацаны, коротали время во дворе, где до темноты занимались играми: в “ножички”, в “12 палочек”, играли монетами, в пристенок и в биту, а также в лапту и волейбол, в “казаки-разбойники” и в прятки, крутились на турнике и хороводили с песнями... Один хор пел: “А мы просо сеяли, сеяли...” Другой: “А мы просо вытопчем, вытопчем...” (Щетинин, 2002). Об учащихся нач. кл. в Шадринске в 1943–1947 гг.: «[Линейки] прово­дила в небольшом вести­бюле Е.С. Крылова. Здесь же мы играли на переменах. Не бегали, не носились, а именно играли. Например, выстраивались в две линии, попеременно шли навстречу друг другу и пели: “А мы просо сеяли, сеяли” “А мы просо вытопчем, вытопчем”» (Плотникова, 1995, 50). Об учащихся нач. кл. в Шадринске в 1943–1947 гг.: «А однажды, помню, вышла из учительской пожилая учительница, завуч Грецкая Амфия Михайловна и научила нас старинной игре-песне «А мы просо сеяли», – нам очень понравилось, все могли участвовать, всем места хватало» (Иовлева, 1995, 32).«А НУ-КА, девочки!» – соревнования между девочками. Появились как подражание телепередаче 1970-х гг. «А ну-ка, девушки!» О конце 1990-х гг.: «Когда я училась в 8 классе (1999 год) в средней школе № 2 г. Катайска, в начале ноября проводился конкурс “А ну-ка, девочки!”. Уже по названию можно догадаться, что участвовала в нём только женская половина всех 8-х классов. Нам заранее дали задания для конкурса: нужно было сделать что-нибудь своими руками (связать, сшить, вышить, нарисовать и т. д.); приготовить самим какое-нибудь блюдо (торт, салат и т.д.), а также подобрать себе красивое платье и прическу. На подготовку было дано 2 недели. “А ну-ка, девочки!” проводился в форме конкурса, победительница должна быть рукодельницей, вкусно готовить. Проводился тур на самое красивое платье и самую изысканную прическу. А свой ум и смекалку участницы проявляли в туре «Умница». Таким образом, конкурс состоялся всего из 4–5 туров: представление (рассказ о себе, своих увлечениях); “очумелые ручки” (конкурс рукоделий); “кулинария” (конкурс блюд); конкурс платьев и причесок; “умница”. Судьбу участниц решало строгое жюри, которое состояло из учителей школы. Оно выставляло оценки по 10-балльной системе. Я, например, для “Очумелых ручек” вышила крестиком красивую картину. А в туре “Кулинария” жюри лакомилось моим тортом “Птичье молоко”. К огромной моей радости я выиграла этот конкурс. У меня до сих пор хранится картонная медаль на красной атласной ленточке с I местом. Были победительницы и в других номинациях: Мисс Очарование, Мисс Улыбка, Мисс Оригинальность, приз зрительских симпатий. Им тоже были вручены свои медали и грамоты. И для всех победительниц в своих номинациях был приготовлен большой торт, который мы съели в классе за дружным обсуждением прошедшего конкурса» (018).^ «А НУ-КА, ПАРНИ!» – соревнования между мальчиками. О конце 1980-х – нач. 1990-х гг.: «[Я] работала в шк. старшей вожатой… Сейчас я организатор внешк. работы в школе № 1… в Калмыкии… Раньше мы проводили конкурс “А ну-ка, парни!”, где ребята демонстрировали лишь физическую силу» (Пономарева, 1992, 23).«А, ПОПАЛАСЬ птичка, стой…» – см.: «Пойманная птичка».^ «А ПОЧЕМУ?» – журнал для детей. Выходит с 1991 года. В 1992–1994 гг. в журнале указывалось, что он является ежемесячным приложением к журналу «Юный техник». В середине 1990-х гг. обозначался как «Журнал для мальчиков и девочек о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом». В середине 2000-х гг. обощзначался как: «Журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом. Спорт, игры, голволомки». Рубрики – «Секреты наших удобств», «Сто тысяч почему», «Преданья старины глубокой», «Со всего света», «Теплоходом, самолётом», «Воскресная школа», «Игротека», «Когда прадедушки были маленькими», «Данила-мастер», «Наш мультик», «Загадки большие и маленькие», «Наш вернисаж». Тираж в 1991 году – 145 тыс. экз., в 1992 – 440 тыс., в 1994 году – 75 тыс. в 2005 – 6, 3 тыс. экземпляров. Объём – 32 страницы. «А ЧТО у вас?» – стихотворение (1935) С.В. Михалкова. «В 1935 г. было опубликовано ставшее знаменитым стихотв-ие [С.В.] М[ихалкова] “А что у вас?”» (Шошин, 1998, 57).«АБВГДЕЙКА» – телевизионная развлекательно-обучающая программа для дошкольников. Выходила с января 1975 года по Первой программе по субботам. Телеуроки вела учительница Татьяна Кирилловна (Т. Черняева), её учениками были клоуны. С 1975 по 1978 год это были Сеня, Саня, Таня и Владимир Иванович, с 1978 года – Ириска, Клепа, Левушкин и Юра. В середине 1990-х годов «АБВГДейка» перестала выходить в эфир из-за финансовых проблем. В 2000-х годах «АБВГДейка» выходила на канале ТВЦ, ученики – клоуны Клепа, Саня и Макаронка. В начале программы звучала песня: «[1.] Вот вам стол, а вот – скамейка. / Взяли в руки карандаш. / Наша АБВГДейка / На экран призодит ваш. / [2.] Вас участ­ники программы / Будут грамоте учить, / Если не забыли мамы / Телевизоры включить. [Припев:] АБВГДейка, АБВГДейка, / Это учёба и игра. / АБВГДейка, АБВГДейка, / Азбуку детям знать пора. / Знать пора – / Азбуку знать пора» О 1987–1991 гг. в Шадринске: «Насколько помню, передачу “АБВГДейка” я смотрела в возрасте 2,5 – 6 лет. Не вспомню уже точного смысла этой передачи. Обрывочные воспоминания: клоун-ведущий, женщина, которая его учила жить, возможно, надувные игрушки-телефоны. Но зато прекрасно помню песенку из этой передачи. Я очень любила ее петь: “АБВГДейка, АБВГДейка – это учеба и игра. АБВГДейка, АБВГДейка – азбуку детям знать пора. Знать пора. Азбуку знать пора… …Взяли в руки карандаш. Наша “АБВГДейка” на экран приходит ваш!” Вообще, не так уж “прекрасно” я её и помню» (109).АБДРАШИК – азартная игра в кости. О 1953 годе в Крыму: «На углу Садовой и Новосадовой сидели на корточках четверо шпанюков и было понятно, что они играли в абдрашик. Они то нагибались в кружок, то разгибались и что-то недобро обсуждали. Завидев меня с портфелем, бредущего зи школы, они… рассмеялись: …иди к нам, может сыграешь, или ты только в жоску жаришь… Жоска в те времена была самой популярной уличной и школьной игрой… …Те, кто играл в жоску, считались априори хулиганами. Но все-таки игра в жоску не была чистой игрой на деньги. В ней было больше спорта. Абдрашик была чистой игрой на деньги. И в табели о рангах, конечно же, была выше жоски, ибо ни на что другое в абдрашик никогда не играли, и поэтому ещё больше запрещалась в те времена. По-простому это была игра в кости, потому что играли высушенными фалангами бараньего хвоста. От того, как они упадут после перемешивания их в сведённых ладонях, зависело, сколько очков набирал каждый. “Ну что, бросишь? Давай на школьный рубль”. Я поставил. И выиграл. И ещё раз выиграл. Шпана деловито подбадривала меня, и вскоре я проиграл всё. “Теперь давай на штаны, коль денег нема… вот так, теперь рубашку снимай и портфель. Ботиночки сними”. А я все бросал и бросал кости и проигрывал. “Ну всё, хватит, пусть идет к мамане и принесет нам жратвы. Скажи, что вернем всё». И я пошел домой в трусах, обливаясь жуткими слезами вместе с пылью и пухом тополей. Отец был дома. Он всё понял. Метнулся наверх шкафа и медленно пошел на угол к шпане. Они знали его и боялись. Увидев, что отец сжимал в кармане пистолет, они разбежались, оставив на земле мою одежду. Отец никогда не ругал меня. Он просто засунул ворота на засов и сказал матери: проводи его в школу и встреть несколько дней после уроков...» (Ткаченко, 2001, 85–87).АБОРТ – «самопроизвольное или искусственное прекращение беременности в первые 28 недель» (СИ, 1994, 10). О конце 1990-х – начале 2000 гг.: «В Российской Федерации ежегодно прерывают беременность около 40 тысяч девочек до 17 лет» (ПЭС, 2003, 9). «АБСОЛЮТ» – принятое в «Артеке» название обязательного послеобеденного сна. «В “Артеке” свои правила. Ну, например, вы знаете, что такое “абсолют”? В других местах он обычно называется “тихим часом”, а у нас, здесь, “абсолютом”, потому что абсолютно ничего нельзя во время абсолюта делать: только спать» (Польгуева, 2005). Об Артеке середины 1970-х гг.: «После “абсолюта” [сноска-примечание в низу страницы:] [“Послеобеденный час, когда абсолютно все дети должны спать”] начальник… надевает белую фуражку…» (Зюзюкин, 1977, 117).АВИАМОДЕЛИЗМ – конструирование, постройка и испытание авиамоделей в технических или спортивных целях; «постройка и запуск моделей летательных аппаратов» (Ожегов, Шведова, [1993] 1996, 14). О 1930-х гг.: «Широкое распространение получили кружки юных авиамоделистов… В целях развития авиамоделизма как действенного фактора военно-патриотического воспитания Центральный совет Осоавиахима утвердил нагрудный знак “Юный авиастроитель”. Проводились слеты авиамоделистов… В 1939 г. юные авиамоделисты установили 11 международ­ных рекордов…» (Очерки, 1980, 415–416). О школьниках 1930-х гг.: «“Нет, – отозвался он пренебрежительно. – Я не играю ни в шахматы, ни в шашки, ни в бирюльки и не занимаюсь авиамоделизмом….” “При чем тут авиамоделизм?” “Все дураки увлекаются авиамоделизмом”. Я этим не увлекался, но почувствовал себя оскорбленным. Мне казалось, что я обиделся за хороших, умных, способных и сосредоточенных ребят, занимающихся непростым и благородным делом, но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил…» (Нагибин, 1998). О конце 1940-х – начале 1950-х гг.: «“И еще афиша: “Городской дом пионеров и школьников. Открыт кружок юных авиамоделистов. Группы: начинающих (парашюты, схематические модели, планеры), средняя (модели с резиновыми моторчиками, фюзеляжные), старшая (модели с бензиновыми моторчиками, “летающие лодки”, гидропланы)”» (Великанов, 1951, 72). О начале 1950-х гг.: «Хорошей традицией стали ежегодно проводимые соревнования юных авиамоделистов и юных судомоделистов. Однако отсутствие должной связи и согласованности в действиях органов народного образования и органов ДОСААФ приводит к тому, что авиамоделизм и судомоделизм развиваются в школах и внешкольных учреждениях пока еще недостаточно активно» (ВВВР, 1955, 25). О начале 1960-х гг.: «Две недели напролёт / Мастерил я самолёт. / Мне не жалко двух недель, – / Вышла славная модель: / Лёгкое и длинное / Тело стрекозиное, / Крыльев оперение / Для плавного парения. / Для вращения винта / Два резиновых жгута. / Обойдёмся без бензина, – / Будет винт вращать резина! / Ну, счастливого пути! / Поднимайся и лети!» (Лифшиц, 1964–1, 6–7).^ АВИАМОДЕЛЬНЫЙ кружок – кружок, в котором занимаются авиамоделизмом. О мальчиках 9–11 лет в 1940–1941 гг.: «Я узнаю его… Мы ходили вместе с ним в Дом пионеров заниматься в кружке авиамоделистов» (Демиденко, 1962, 25). О пятиклассниках в г. Курске в 1954–1955 гг.: «Увлекаясь работой в авиамодельном кружке, пионеры проявляли исключительный интерес к летному искусству» (Нечаева, 1958, 59). О конце 1960-х – начале 1970-х гг.: «“Слушай, старик!... – Отец наклоняется над [сыном]. – А может, мама права? Брось ты всё это!... Я понимаю радиодело там или авиамодельный кружок, или, наконец, мотоцикл!”» (Алмазов, 1977, 43).«АВИАЦИОНКА» – нитевидная резина. О Свердловске первой половины 1960-х гг.: «Сява Дубасов, крупный авторитет Юмбовского двора, в котором я вырос, владел огромной заводской катушкой “авиационки”. И он с успехом использовал её в качестве свободно конвертируемой валюты при любой мальчишеской сделке. Не помню, что я отдал ему взамен, но никогда не забуду, с каким замиранием сердца глядел, как Сява отматывает ее для меня. Ровно такой длины, какая потребна на изготовление совершенной, четырехрядной рогатки с оптическим прицелом…» (Застырец, 2006).«АВТОБУС» – журнал для детей, издававшийся в Санкт-Петербурге во второй половине 1990-х гг. «[“Очень петербургский детский журнал”] – так называет себя на обложке новый дет. журнал “Автобус”, который издают в Петербурге… три соредактора: Илья Бутман, Леонид Каминский и Михаил Яснов… Теперь о…тех шести [номерах журнала], которые успели выйти к концу 1997 г.… Появился журнал… на стыке неск. направлений. Кроме чисто детских стихов, рассказов и сказок, юный читатель обнаружит истории о судьбах людей, идей, зданий, городов, стран» (Воскобойников, 1998, 106).АВТОМАТ – «Ручное автоматическое скорострельное оружие для стрельбы с небольшого расстояния» (Словарь, 1991–1, 68). ^ Автомат игрушечный. О середине 1970-х гг.: «“Ты убит! Ты убит!” – ликовала Катька, размахивая победно пластмассовым автоматом… Я посмотрел ей прямо в глаза остановив­шимся взглядом, затем повернулся медленно и повалился на прибрежный гравий. Раскинув руки лежал я, уставившись в небосвод и по возможности не дыша, в конце концов того и хотела эта юная воительница. Какой идиот купил ей эту трещотку, этот автомат, до такой степени похожий на настоящий, что у взрослых так и чешутся руки схватить его и надавить на гашетку. Особенно у тех, у кого, как у меня, единственной ценной игрушкой в детстве была гладко оструганная палка, и автомат по мере необходимости изображающая, и винтовку, и рыцарское копьё, и меч, и что только ни придётся… “Вставай!” – толкнула [Катька] меня дулом автомата» (Макаров, [1979] 1981, 222). О конце 1970-хг – нач. 1980-х гг.: «…Из мешка… вытащил он ]Дед Мороз] автомат, стрелявший огоньком. Я этот автомат желал страстно, а он мне подал его…, словно и не зная, что исполняет самое заветное моё желание, о котором вчера я ему молился. Мама тогда сказала мне пойти под елку и попросить Деда Мороза исполнить самое главное желание, и я стоял там на коленках да громко, как она учила, произносил желание вслух… Я бродил по квартирке с автоматом. А [потом] углядел за шкафом… коробку… На ней был нарисован такой же, как и мой, автомат» (Павлов, 2003).^ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ручка – то же, что авторучка. О конце 1950-х – нач. 1960-х гг.: «На Диминой парте, поблескивая коричневой обложкой, лежала чья-то новенькая общая тетрадь и прекрасная и тоже абсолютно новенькая автоматическая ручка. …Дима… понял что к чему. Автоматическую ручку и тетрадку подложила с коварной целью Светка Ложкарева… На партах перед мальчишками лежали точно такие, как у него и у Вовки, тетрадки и автоматические ручки» (Печерский, 1963, 462–463).АВТОМОБИЛЬ – «Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам» (Словарь, 1991–1, 70).^ Автомобиль детский. О Петрограде во вт. пол. 1910-х гг.: «“Оснащение” наших игр было довольно примитивным: зимой – санки, летом – мячи…, скакалки…, обручи… Предметом зависти были немногие счастливые обладатели детских велосипедов… Иногда на дорожках Елагина [острова] появлялось чудо, вызывающее у нас трепет – детский автомобиль. Построенный на базе четырехколесного велосипеда или педальной дрезины, он имел вид автомобиля того времени со всеми необходимыми атрибутами: рулевым колесом (“баранкой”), ветровым стеклом, фонарями и даже гудком. Пожалуй, именно гудок в виде резиновой оранжевой груши с раструбом действовал на нас особенно ошеломляюще. Мы стремглав бежали смотреть на это великолепие, но владелец его смотрел на нас надменно и с презрением. “Это с Каменного [острова]!” – говорили нам няньки, и мы понимали, что это что-то совершенно для нас недоступное. И действительно Каменный остров был совершенно чуждым для нас миром. Нас туда почти никогда и не водили, да и делать нам там было нечего. Громадные, похожие на дворцы дачи-особняки, окруженные садами и огороженные решетками, вот что встречало нас на Каменном» (Штерн, 2000). См. также: ^ Педальная машина.Автомобиль игрушечный. О нач. 1960-х гг.: «В продаже часто имеются дешевые пластмассовые авто­мобильчики, сделанные в виде цистерн или фургончиков с надписями: “Бензин”, “Хлеб”, “Молоко”, “Книги”, “Игрушки”» (Носов, [1966] 1982–4, 435). О 1970-х – 1990-х гг.: «Особо в иерархии игрушечных авто стояли так называемые “модельки” – мини-копии настоящих автомобилей отечественного, а после перестройки и импортного производства. Иметь такую машинку считалось особым шиком, и стоили они дорого» (Жавелева, 2006). ^ Автомобиль игрушечный заводной. О конце 1950-х гг.: «В руках у него оказывалась то какая-то деталь от Лёшиного конструктора, то заводной автомобиль…» (Браиловская, 1962, 45). О девочке в дет. саду г. Великий Устюг в 1960-е гг.: «В группе… было уютно, много игрушек, по край­ней мере их было столько, что конфликтов не возникало. Конечно, были любимые игрушки, которыми хотели играть все, – это игрушечное пианино…, заводные авто­мобильчики, бегающие по кругу, в них мы играли по очереди» (Мосалова, 2007, 7). См. также: ^ Заводная машина.Гадание и загадывание желаний на автомобили. См.: Номера автомобилей, Цвет автомобилей.«АВТОНЯНЯ» – услуга «женского такси» (такси с женщиной-водителем) по доставке ребёнка (в муз. школу, на спортивные занятия и т. п.), появившаяся в начале 2000-х гг. в некоторых крупных городах. О фирме «Розовое такси» в Москве 2006 г.: «На мой взгляд, услуга эта [“автоняни”] – одна из самых удачных идей “Розового такси”. Машинки ДЭУ “Матиз”, “матизики”, с опытной дамой-водителем перевозят ребёнка без сопровождающего. Родители поручают водителям “Розового такси” отвезти своих детей к бабушке, или “на музыку”, или в художественную школу, или в спортивную секцию. Для детей в машинах есть игрушки, музыкальные кассеты, журналы» (Пищикова, 2006, 7). См. также: «Детское такси».АВТОРУЧКА – «ручка для письма, в которой чернила автоматически подаются к перу» (Ожегов, [1960], 1970, 17). «ручка для письма, в которой чернила из внутреннего резервуара автоматически подаются к перу» (Ожегов, 1972, 21; Ожегов, 1988, 19; Ожегов, Шведова, 1996, 15); «ручка для письма, в которой чернила (или чернильная паста) автоматически подаются к перу (к шарику)» (Лопатин, 1997, 3). О второй половине 1940-х гг.: «Однажды [К.И. Чуковского] вызвали в школу: внук его вопреки указаниям учителя пишет “вечным” пером (которое тогда было редкостью)… “Но Дед не ругал меня, – вспоминает повзрослевший [Женя]. – Он обратился ко мне как равный к равному и не запрещал мне писать авторучкой, а только просил этого не делать…” И внук внял этой просьбе» (Сивоконь, 1983, 75). О восьмиклассниках в конце 1950-х гг.: «“Гарик, – лукаво сказала мама…, – ты ни о чем не догадываешься?” Я побледнел от волнения. Я понял, что сейчас исполнится моя давнишняя мечта. Дело в том, что я уже давно мечтал о настоящей авторучке. Но сколько я ни доказывал маме, что Ми­нистерство просвещения разрешило старшеклассни­кам пользоваться вечными перьями, она все отмалчи­валась. Напрасно я намекал, что ради авторучки го­тов носить галоши, ложиться спать не позже деся­ти и никогда не ссориться с Мишкой. Ничто не помо­гало. (Теперь выяснилось: для того, чтобы я получил вечное перо, родителя просто должны были за меня испугаться.)… “Да ладно, – сказал папа. – Не мучай парня”. И полез в карман за своим вечным пером… …Я схватил ручку и тут же, на папиной газете, стал пробовать, как она пишет… Хитрый! Видали таких! Мой карандаш бросит! Ручку свою брось. (У Сереги была авторучка, которую он собирал по частям чуть ли не месяц.). Серега в упор посмотрел на Гуреева. Глаза его сделались узкими и жесткими. Вдруг, не говоря ни слова, он с разбегу вспрыгнул на подоконник. Через минуту вечное перо – единственное Серегино богат­ство – чёрной чёрточкой вылетело в открытую фрамугу» (Зелеранский, 1961; 63, 79). О конце 1950-х гг. в совхозе под Ленинградом: «В это время Витя, шепотом приказав Сене вытереть руки, ткнул ему в пальцы авторучку и подставил письмо для подписи» (Котовщикова, 1962, 22). О 1965–1968 гг.: «Я пошла в 1 класс в 1965 году в Новокузнецке… Все было, как полагается: …коричневое форменное платьице, …новенький портфель. А в нём – вещи, которые незнакомы нынешним школярам, – чернильница-непроливайка, перочистка, деревянная ручка-вставочка. Впрочем, уже через год мы официально перешли на авторучки, а через два или три – на шариковые ручки». (Политова, 2006, 3). О 1960-х гг.: «Зика подарила мне авторучку. Молодец девчонка! Пронюхала каким-то образом, что у моей колпачок треснул, и сразу же сообразила, что делать» (Вольф, 1971, 57). О середине 1970-х гг.: «…[Большеухий мальчик] метился авторучкой в цветочный горшок на подоконнике» (Ермолаев, 1977, 7).АГИТБРИГАДА – «Небольшой (обычно передвижной) самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строится на остросовременном, злободневном материале» (Словарь, 1991–1, 80). О 1941–1945 гг.: «Особое внимание в школах воен. времени уделялось восп. работе… В те годы получили распространение такие формы идеол. воздействия на школьников, как кружки комсом. политсети, митинги школьников по поводу различных полит. событий, устные газеты, агитбригады, лекторские группы и ученические лектории… и т. п.» (ИПО, 2001 484).«АДИДАС» – фирма, изготовляющая спортивную одежду и обувь. Одежда и обувь, выпущенные этой фирмой, в 1970-е – 1990-е годы воспринимались как предмет престижа. О третьекласснице во вт. пол. 1970-х гг.: «“Рухлядь? – возмутилась Люська. – Да если бы мне ещё кроссовки “Адидас”, джинсы “Вранглер” и куртон из плащёвки, я была бы в полном порядке!”» (Ласкин, 1988, 135).«АДРЕС любви» – жанр девичьего альбома-песенника вт. пол. ХХ в. Условное название адреса, указываемого в девичьих альбомах-песенниках: «Мой адрес: Город – любовь. Улица – свидания. Дом – ожидания. Квартира – расставание»; «Мой адрес. Город любви. Улица Ожидания. Дом свидания. Квартира – целования»; «Адрес любви: Город – любви. Улица – счастья. Дом – ожиданий. Квартира – свиданий»; «г. Любовь. Тоскующая область. Улица Свиданий. Ревнующий дом ожиданий». Некоторые альбомные «адреса любви» заканчиваются фамильярным призывом: «Город желания, улица ожидания: дом любви. Будет время – заходи!»; «Улица Свиданий. Дом ожиданий. Кв. Любви. Будет время – заходи»; «Мой адрес. г. Ожидания, ул. Свидания. Дом любви. Время будет заходи!»; «Влюбленная область. Ревнивый район. Город ожидания. Дом Любви. Пиши, звони, заходи»; «Мой адрес: г. Свидания. Ул. Ожидания. Дом у брода ищи три года».АЗАРТНЫЕ игры – «игры, в которых выигрыш зависит от случая, случайного расклада карт» (Ожегов, [1960] 1970, 19; Ожегов, Шведова, 1996, 17). Указанное значение не совпадает с тем, которое придается словосочетанию «азартные игры» в обиходе. В «Словаре современного русского литературного языка» 1991 года указывается значение, не совпадающее с обычным словоупотребительным, однако в нём приводится пример, который и указывает действительное (бытующее в жизни) значение словосочетания: «Азартные игры. Игры, в которых выигрыш зависит от случайности… Запрещается играть в азартные игры, – можно прочесть в правилах домов отдыха. Здесь подразумеваются игры в карты на деньги. К Платонов. Занимательная психология» (Словарь, 1991–1, 102–103). В данной стататье словосочетание «азартные игры» мы трактуем именно как «игры на деньги». О середине 1930-х гг. (название игры неясно): «Год назад он проигрался Репину. Сначала игра шла на деньги – Колышкин спустил все до копейки. Стали играть в долг. Когда дошло до двухсот рублей, Репин сказал: “Тебе их все равно никогда не отдать. Что будешь делать?” – “Давай еще сыграем. Отыграюсь”. И тут Репин поставил условие: если и на этот раз Колышкин останется в проигрыше, это будет означать, что он проиграл себя. “Это значит, – сказал Репин,– я имею право сделать с тобой что хочу: велю – не отказывайся, ударю – не отвечай, и вообще ты больше себе не хозяин”. – Сыграли ещё. Михаил проиграл. “Ну вот, – сказал Репин, – пока не отдашь двести рублей, считается – ты проиграл себя. Что хочу, то с тобой и делаю“. “Ничего он такого не делал, – глухо, на одной ноте рассказывал Колышкин. – Нет, не бил. Нет. Я и раньше делал, как он велит. Но теперь уж знал: иначе нельзя”» (Вигдорова, 1969, 175–176). Лит.: Зимина Т. Азартные игры // РД, 2006, 13–18. См. также: «Абдрашик»; «Выбивка»; «Горошина»; «Об стенку», «Орлянка»; «Пожар»; «Пожарчик»; «Пуговицы»; «Расшибалочка»; «Ростовчик»; «Стенка»; «Трясучка»; «Чика». АЗБУКА – «Книга, таблица и т. п. служашая для обучения грамоте» (Словарь, 1991–1, 103). Из изданий до 1917 года можно отметить: «Азбука и уроки чтения и письма» Н.Ф. Бунакова, «Азбука для обучения грамоте по естественному методу» М.И. Тимофеева, «Новая азбука» Л.Н. Толстого. (ПС, 1960–1, 26).^ Азбука разрезная. О Свердловске в нач. 1960-х гг.: «Под таким одеялом я во время очередной ангины в возрасте пяти лет легко научился читать при помощи квадратиков разрезной азбуки, выкладывая их на большой фанерный лист – “пельменный”» (Застырец, 2006). О перв. пол. 1960-х г.: «…Надо… позаботиться, чтобы весь этот мощный поток не оседал преимущественно в больших городах, а… направлялся и в не столь крупные города, и в колхозы, в которых сейчас не то что каких-то там кубиков, а даже простой разрезной азбуки днём с огнем не найдешь» (Носов, [1966], 1982–4, 439). О нач. 1970-х гг.: «Разрезная азбука употреблялась в комплекте с кассой букв и слогов. Имеется и у первоклашек 2000-х гг.» (Жавелева, 2006). См. также: ^ Касса букв и слогов.АЗБУКА Морзе – «Условная передача букв и знаков по раличным каналам связи при помощи комбинаций точек и тире; код Морзе» (Словарь, 1991–1, 103); школьный предмет в женской школе в 1943–1945 гг. О Москве в 1943–1944 гг.: «Мы приехали в Москву из эвакуации уже в [19]43 году… В конце войны нам ввели особый предмет – азбуку Морзе. В один прекрасный день в наш класс, состоящий из семанадцати девчонок, вошёл верзила… Это был работник почтамта, которому поручили обучать нас морзянке. Так мы его и называли – морзянщик… Кроме морзянки у нас было ещё военное дело как таковое» (Яхнина, 2004–2, 12).АИСТ – «Крупная перелётная птица отряда голенастых с длинным прямым клювом и длинными ногами» (Словарь, 1991–1, 106).^ Аист принёс (версия родителей, объясняющая ребёнку, как тот появился на свет). О конце ХIХ в.: «Я боялась, что они мешают спать моей маленькой Жене. Она пришла сегодня после утреннего чая в мою комнату и, поцеловав меня, показала мне куклу: “Сегодня, мамочка, я родилась?.. Папочка подарил мне куклу… Да?... Как это я родилась?... Меня принес аист?”… Потом она спросила меня, почему я всё сижу в своей комнате…: “Папочка всё был сердитый, а сегодня подарил мне куколку… Как это, мамочка, я родилась?... Где же взял меня аист?..”» (Чириков, 1902, 214). О нач. ХХ в.: «Если не мать, – пишет Л.М. Василевский, – то старая няня или соседка клятвено уверяют малыша, что нового братца или сестрицу принес “аист в клюве”, или “послал боженька”, или младенца нашли “под капустным листом в огороде”. А то и прямо “купили на базаре”» (Василевский, 1924, 29). В статье 1925 года критически упоминаются “всякие сказки, вроде аиста и доктора с чемоданом, который приносит младенца…”» (Сорохтин, 1925, 85). Ср.: ^ Капуста, В капусте нашли.АЙБОЛИТ, доктор Айболит – добрый доктор, персонаж сказок К.И. Чуковского. Имя «Айболит» давно стало нарицательным. В. Британишский вспоминает: «Я был нервный ребёнок, и однажды мама пошла со мной к профессору, специалисту по нервным детям. Профессор был добрый, почти как доктор Айболит, и мне он понравился» (Британишский [1964], 1994, 187). О второй половине 1960-х гг.: «Шести- и семилетним детям хо­рошо покупать… игруш­ки, изображающие героев зна­комых сказок (например, Айболит, Крокодил, Буратино, Чиполлино)» (СВ, 1967, 99). Существуют наборы для игры во врача «Доктор Айболит».«АЙБОЛИТ» – популярная более полувека в детской среде сказка ^ К.И. Чуковского о добром докторе Айболите. «Поколение за поколением зачитывается “Доктором Айболитом” К. Чуковского (в прозе), рассказами Б. Житкова, В. Бианки» (Рубашкина, 1964, 138). О 1987–1988 гг.: «“Мойдодыр”, “Тараканище”, “Айболит” – эти книги мне читали в 3–4 года (г. Нягань, 1987–1988 гг.). Я помню яркие картинки и до сих пор знаю книги почти наизусть» (072). О 1990–1991 гг.: «“Айболит” – очень любили вместе со старшей сестрой читать эту книгу, когда мне было 6–7 лет (это было в 1990–1991 гг. в селе Шутихинском Катайского р-на, где мы жили с родителями и сестрой). Её автор, по-моему, Чуковский» (073).«АЙДАНЫ» – игра, сходная с игрой в бабки. О мальчике 11 лет в Новочеркасске в 1920 г.: «[Подросток] дружески полуобнял меня… “Знаешь что, Авдеша, сыграем в айданы?” И Володька Сосна достал из кармана горсть крашеных бараньих костей из коленных суставов… Дома в станице я довольно сносно стрелял из рогатки, гонял “чекухой” деревянные шары, но айданов у нас не было, и я смущенно в этом признался. “Не умеешь играть? – изумленно переспросил Володька… – Во дикари живут у вас на Хопре! Аида на улицу, обучу”. Игра напоминала “бабки”: в ней также ставился “кон”, и по нему били залитой свинцом “сачкой”. Наловчился я довольно быстро. Весь интернат имени рабочего Петра Алексеева увлекался айданами, и среди ребят они расценивались наравне с деньгами и порциями хлеба. “О, да ты настоящий парень! – хлопнул меня по плечу Володька Сосна после того, как я выменял за новый карандаш десяток айданов, которые тут же и спустил своему учителю. – Хочешь дружить?...” …Тут ко мне подошел Володька Сосна, весёлый, с полной пригоршней выигранных айданов…» (Авдеев, 1960).^ АКАДЕМИЧЕСКАЯ гимназия – первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726–1805) при Петербургской Академии наук, готовило учащихся к поступлению в академии­ческий университет. Первоначально имела немецкое (3 года обучения) и латинское (2 года) отд-ния. Впоследствии были выделены классы «российские» (русский язык, русская история, ораторское искусство и стихотворчество), «латинские» и «классы общих оснований» (естествознание, математика, философия и др.), обучение в которых велось параллельно. Ист.: ПЭС, 2003, 13. С 1990-х гг. вновь действует Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета.«АКАДЕМИЧЕСКИЙ бой» – вид учебной деятельности в 1920-е годы, в период применения «бригадно-лабораторного метода». О Петрограде в середине 1920-х гг.: «Где-то ближе к весне происходило последнее учебное мероприятие, которое я могу припомнить: академический бой. Мне это кажется единственным интересным изобретением “бригадно-лабораторного метода”, и мне жалко, что вместе со всем методом впоследствии выбросили из школьной жизни и академические бои. Заключался он в следующем: два параллельных класса выбирали из своей среды по четыре-пять лучших учеников из разных бригад. В большом классе собирались все девятиклас­сники в роли “болельщиков”, а по двум торцовым концам большого стола сидели “бойцы”. Каждая команда должна была по очереди задавать трудные вопросы противоположной команде по программе всех школьных предметов. За вполне исчерпывающий и ясный ответ, данный одним из членов команды, вся команда получала два очка, за не вполне исчерпывающий – очко. Если представитель команды не мог ответить или ответил не полностью, ответ должен был дать представитель спрашивающей команды, иначе та теряла, соответственно, очко или два очка. Выигрывала команда, набравшая наибольшее число очков. Академический бой должен был содействовать повторению программы перед выпускным экзаменом и учил ясно выражать свои мысли в публичном выступлении; в какой мере он оправдывал свое назначение, я не знаю, но, во всяком случае, это было очень интересно, и при этом не только “командам”, но и болельщикам, которые кипели и волновались, как на футболе. Победа нашего класса была обеспечена, потому что по математике и физике, да и по литературе мы имели такого непобедимого бойца, как Сережа Лозин


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.