Реферат по предмету "Разное"


А. Н. Толстых 2008-2009 уч год

х. Куликовский муниципального образования Ленинградский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10 х. Куликовского муниципального образования Ленинградский районИз опыта работы учителя химии, физики МОУ СОШ № 10 А. Н. Толстых2008-2009 уч. год Цели: исследовать экологические аспекты использования минеральных удобрений, рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные стороны применения в сельском хозяйстве; учить учащихся использовать знания в быту.Материалы: установочные листы с данными по экологии выбранных для игры специальностей; образцы минеральных удобрений; образцы овощей и фруктов; набор химических реактивов.Ход урока-игрыI. Вступительное слово учителя С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается ска­терть-самобранка. Фантазия это или реальность? Скатерть-самобранка - это ухоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон яств. А как этого добиться? Много веков занимает людей этот вопрос. Мы живем уже в XXI веке, нас уже больше 6 млрд. человек. С ростом населения растут и их потребности. Возмож­но ли воплотить в реальность сказочную мечту о скатерти-самобранке? На сегодняшний день ситуация печальная и безрадостная. Большое количество нашей «больной» почвы разрушает эрозия, безудержно применяются удобрения и пестициды, сплошь и рядом нарушается технология орошения. И чтобы повысить урожайность почвы, в нее вводят все больше и больше удобрений. На центральных рынках, где работает экологическая служба, иногда «арестовывают» тонны дынь, арбузов, свеклы и др. Несколько лет тому назад была запрещена к реализации партия консервов крупнейшего в стране Азовского комбината детского питания, использующего в производстве местную продукцию. С подобными фактами приходится сталкиваться нередко. Обыкновенный кочан капусты, попав на наш стол, может оказаться «миной замедленного действия» - может вызвать расстройство желудка, отравить организм, угнести его жизненно важные функции, ухудшить способность крови обеспечивать клетки кислородом, даст толчок к возникновению онкологических заболеваний. Виновники – нитраты.II. Игра: специалисты решают проблемы.Установочный вопрос: Каким образом можно перевести сельское хозяйство из разряда «грязных» в разряд «экологически чистых»?Деятельность: класс разбить на несколько групп, число кото­рых соответствует числу выбранных для игры специальностей. Груп­па составляет свою концепцию решения данной проблемы с позиций соответствующей специальности. Преподаватель объявляет устано­вочный вопрос, и представители различных специальностей вступают в дискуссию, защищая при этом свою профессиональную позицию.^ Специальности: химик-технолог, химик-аграрник, ученый-химик, врач, эколог.Химик-технолог. Вместе с урожаем мы изымаем вещества – азот, фосфор, калий, кальций, марганец и др. Если пользоваться простейшими минеральными удобрениями (селитра, мочевина, су­перфосфаты) и, самое главное, умеренно, то действительно почва обогащается минеральными веществами. Но: 1) на сегодняшний день технология производства удобрений такова, что в их составе имеется «букет» тяжелых металлов, включая ртуть; 2) дозы вносимых удобре­ний до сих пор составлены без учета потребности в питательных веществах выращиваемых культур.Химик-аграрник. Нужно принять во внимание, что из всего количества вносимых удобрений сельскохозяйственные растения используют лишь 40 - 50 %. Остальное вымывается из почвы в виде нитратов в водоем, улетучивается в атмосферу. Химикатов накопилось в земле так много, что потребуется несколько десятилетий, чтобы они разложились. И еще столько же, чтобы почва снова стала плодородной. Согласно закону растущей урожайности совершенствование агротехнических приемов ведет к увеличению урожая, но не беспре­дельно. Есть одно важное обстоятельство - плодородие почвы увеличить невозможно.Врач. Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращи­ваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. Последствия употребления некачественных продуктов могут быть такие: развиваются раковые заболевания; появляется заболевание, при котором кровь не способна удерживать кислород, - метгемоглобинемия (кислородное голодание); нарушается деятельность щитовидной железы и др. Ученый-химик. Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В растении происходит восстановление нитратов до аммиака: NO3 -> NO2 -> NO -> NH2OH -> NH3 Нитрат нитрит гипонитрит гидроксиламин аммиак Образовавшийся аммиак реагирует с некоторыми органическими кислотами (пировиноградная, щавелево-уксусная и др.) и в результате образуются аминокислоты - строительный материал для белков. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм.Эколог. В нашей области четыре очага загрязнения почвы. В 17 районах области отмечено загрязнение подземных вод нитратами (намного выше ПДК). Представляю таблицу «Допустимое содержание нитратов в овощах». Сегодня на уроке мы научимся определять содержание нитратов в картофеле, моркови и питьевой воде. Предлагаю изучить схему содержания нитратов в различных плодах. Обратите внимание на распределение нитратов в разных частях плодов. Сравните цифры на рисунке и в таблице; сделайте выводы: при приготовлении пищи нужно производить обрезку тех час­тей плода, где сконцентрировано больше всего нитратов.III. Практическая часть (проведение опытов и решение задач).^ 1. Проведение опытовУчитель. А сейчас разделим класс на три рабочие группы и бу­дем выполнять опыты. Каждая группа будет проводить определенный опыт. Напоминаю о технике безопасности, осторожном обращении с химической посудой. На лотках есть все необходимое для опыта.Опыт № 1. Определение нитратов в питьевой воде.Опыт № 2. Определение нитратов в картофельном соке. Опыт № 3. Определение нитратов в морковном соке. После выполнения работы один из группы расскажет о полученных результатах по плану на доске. После практической части сделать запись в тетрадях о том, как можно уменьшить содержание нитратов в овощах в домашних усло­виях. Опасными загрязнителями продуктов питания нитраты стано­вятся тогда, когда на каждый кг веса человек потребляет 5 мг нитра­тов в сутки. Нитраты более активно накапливаются растениями при не­достатке света, поэтому выращивать культуры с высокой накопитель­ной способностью нитратов нельзя в тенистых местах. По способности накапливать нитраты растения можно разделить на 5 групп: больше 5 г на 1 кг продукции (все виды салатов, петрушка, редис); до 5 г на 1 кг (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук); до 4 г на 1 кг (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук), до 3 г на 1 кг (лук-порей, ревень, укроп, тыква); менее 1 г на 1 кг (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, бакла­жаны, картофель). 3. Как распределяются нитраты в овощах? У свеклы сконцентрированы в верхней части корнеплода - до 65%; в моркови в центральной части-90%, наружной части- 10 %, капуста - самая опасная часть - кочерыжка, и в толстых че­решках листьев; у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены под кожурой (чистить - не экономя); 5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие. Если огурец сорван утром - нитратов меньше. 4. Практический совет (как уменьшить количество нитра­тов): 1) тщательно промывать овощи и фрукты - уменьшает на 10 %; 2) механическая очистка - на 15-20 %; 3) варка овощей, особенно очищенных и нарезанных, - на 50 %; 4) зелень рекомендуют вымачивать перед употреблением в хо­лодной воде 1-1,5 часа-20-30 %; 5) уменьшается содержание нитратов при квашении, солении, мариновании.^ Определение нитратов в домашних условиях. Для этого вам следует приобрести в аптеке риванол, физиоло­гический раствор (0,9%-й раствор поваренной соли) и разбавленную соляную кислоту.^ Опыт № 1 (нитриты в воде). В питьевой воде должно содержаться не более 3,29 мг/л нит­рит-ионов и 45 мг/л нитрат-ионов. К 1 мл исследуемой воды прибав­ляют 2 мл физиологического раствора. Затем 2 мл полученного рас­твора смешивают с 1 мл риванольного реактива (таблетку растворяют при нагревании в 200 мл соляной кислоты). Если появляется бледно-розовая окраска, значит, уровень нитритов в питьевой воде недопус­тимо высок.^ Опыт № 2 (нитраты в воде). Действия те же, но при добавлении риванольного реактива вно­сят еще немного порошка цинка (на кончике ножа). Бледно-розовый цвет раствора указывает на недопустимо высокое содержание нитратов.^ Опыт № 3 (нитраты в продуктах).2 мл разведенного продуктового сока, взятого из средней части плода, смешивают с 1 мл соляно-кислого раствора риванола и добав­ляют цинковый порошок. Если в растворе содержится больше 20 мг/л нитратов, то появляется бледно-розовая окраска.^ Решение задач по теме «Минеральные удобрения». Решение задач по теме «Минеральные удобрения» вызывает повышенный интерес у учащихся, живущих в сельских местностях, потому что такие задачи тесно связаны с сельскохозяйственным производством. Вычисление содержания питательных веществ в минеральных удобрениях по формуле вещества, нормы внесения удобрений, их количество на определенную площадь под ту или иную культуру выполняются учащимися осмысленно, с большим интере­сом. На дом они получают задания - провести расчет для конкретных условий своего участка.Задача № 1. Установлена следующая доза удобрений: N -60 кг, Р2О5 - 90 кг и К2О - 90 кг. На колхозном складе имеется кальциевая селитра, которая содержит 17,5 % азота, двойной суперфосфат (48 % оксида фосфора (V) и сульфат калия (48 % оксида калия). Определить, сколько нужно каждого из минеральных удобрений внести на 1 га.Решение: 1) Определяем, сколько килограммов питательных веществ содержится в 1 ц минеральных удобрений: а) в 1 ц кальциевой селитры Ca(NQ3)2 содержится 17,5 кг азота (N); б) 1 ц двойного суперфосфата Са(Н2РО4)2 - Н2О содержит 48 кгоксида фосфора (P2O5); в) в 1 ц сульфата калия (K2SO4) содержится 48 кг оксида калия(K2O). 2) Определяем количества минеральных удобрений, которые соответствовали бы 60 кг N, 90 кг Р2О5 и 90 кг К2О: а) кальциевая селитра (60 кг N) : 60 : 17,5 = 3,43 (ц на 1 га); б) двойной суперфосфат (90 кг Р2О5): 90 : 48 «= 1,875 (ц на 1 га); в) сульфат калия (90 кг К2О) : 90 :48 = 1,875(ц на 1 га).^ Ответ: Нужно внести на 1 га: кальциевой селитры - 3,43 ц двойного суперфосфата - 1,875 ц и сульфата калия - 1,875 ц.Задача № 2. Для получения 250 ц клубней картофеля необхо­димо внести 80 кг азота, 50 кг фосфора и 120 кг калия на 1 га. Почва серая лесная и выщелоченный чернозем содержат на 100 г почвы: 9 мг азота, 4 мг фосфора н 5 мг калия. Степень использования растениями из почвы составляет: азота и калия - 15%, а фосфора - 8%. Опреде­лить: 1) Количество питательных элементов на 1 га. 2) Степень ис­пользования растениями азота, фосфора и калия. 3) Количество питательных веществ, которое должно быть внесено с удобрениями на 1 га. 4) Количество питательных элементов, которое нужно внести с минеральными удобрениями для того, чтобы растения смогли за период вегетации получить соответствующее количество азота, фосфора и калия с 1 га.Решение: 1) Определяем количество питательных веществ на 1 га, исходя из того, что 1 мг фосфора или калия на 100 г почвы соответствует 30 кг содержания их в пахотном слое почвы на площа­ди 1 га. Тогда в пахотном слое 1 га содержится: 270 кг (9 • 30) азота, 120 кг (4 • 30) фосфора и 150 кг (5 • 30) калия. 2) Определяем степень использования растениями азота, фос­фора и калия с 1 га: а) фосфор: 120 • 8 :100 = 9,6 кг, б) азот: 270* 15: 100-40,5 кг, в) калий: 150 - 15 : 100 = 22,5 кг. Из общего количества, необходимого для получения 250 ц клубней с 1 га, вычитаем количество питательных веществ, которое используют растения из почвы, узнаем количество питательных веществ, которое должно быть внесено с удобрениями на 1 га: а) азот - 39,5 кг (80 - 40,5); б) фосфор - 40,4 кг (50 - 9,6) и в) калий - 97,5 кг (120-22,5). Определяем, какое количество питательных элементов нужно внести с минеральными удобрениями, чтобы растения смогли за период вегетации получить соответствующие количества азота, фосфора и калия с 1 га (исходим из того, что азот из азотных удобре­ний в первый год внесения используется растениями на 55 %, фос­фор - на 16 % и калий - на 65 %): а) азот: 39,5 • 100 : 55 = 71, 8 (кгс 1 га); б) фосфор: 40,4 • 100 : 16 = 252,5 (кг с 1 га); в) калий: 97,5 • 100 : 65 = 150 (кг с 1 га).IV. Итоги урока-игры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономико-географическая характеристика Доминиканской Республики
Реферат Учёт и аудит уставного капитала
Реферат Біохімічні основи стомлення
Реферат Novosibirsk Siberian University of Consumer’s Cooperation Appendix to the Diploma No. XXX xxxxxxx, registration number XXX of D/M/yyyy
Реферат Аналіз регуляторного впливу рішення міської ради «Про затвердження Порядку розміщення зовнішньої реклами у м. Золотоноша»
Реферат Консолидированный бюджет Российской Федерации понятие и сущность
Реферат Global Warming Essay Research Paper Dwyer 1Jeffery
Реферат Романовская порода овец. Воспроизводство стада свиней
Реферат Логический вывод на основе нечеткой метаимпликации
Реферат Основні виробничі фонди підприємства
Реферат Концепція Р. Мертона - явні та латентні функції соціальних інститутів
Реферат Japanese Art Essay Research Paper Japan has
Реферат Ó Vladislav Zarayskiy zarayskiy@gmail com Двенадцать волхвов в отсутствие младенца
Реферат Основные этапы становления государства всеобщего благоденствия в С
Реферат Динамическое программирование задача о загрузке