Муниципальное общеобразовательное учреждение Старочигольская средняя общеобразовательная школаЛитературная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.П. Платонова (для учащихся 9-11 классов)«Прикосновение к жизни обнажившимся сердцем»Выполнил учитель русского языка и литературы Костылёва Ольга Викторовна2009 г.ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЖИЗНИ ОБНАЖИВШИМСЯ СЕРДЦЕМ…(Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Андрея Платоновича Платонова)Цель: познакомить с биографией, творчеством А.П. Платонова, детально рассмотреть основные этапы нелёгкой судьбы писателя в неразрывной связи с катастрофическими потрясениями эпохи, вызвать интерес к творчеству А.П.Платонова. Оформление: фотографии писателя (Приложение 1), выставка книг А.П.Платонова, записи на доске: эпиграф, «Основные этапы жизни и творчества писателя» (Приложение 2), «Произведения, опубликованные после смерти писателя» (Приложение 3) Учащиеся разделены на три группы. 1-я группа – литературоведы (готовят сообщения о творческой судьбе писателя); 2-я группа – биографы (готовят сообщения об основных датах биографии А.П.Платонова); 3-я группа – историки (готовят сообщения об основных исторических событиях). Один учащийся выступает в роли А.П.Платонова. Один учащийся читает воспоминания современников.Писать следует не талантом, а «человечностью» — непосредственным восприятием жизни. А.П.Платонов Все искусство заключается в том, чтобы выйти за границы своей головы, наполненной жалким, рыхлым, измученным веществом. Субъективная жизнь — в объекте, в другом человеке. В этом — вся тайна. А.П.Платонов^ Вступительное слово учителя. Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по первым прочитанным фразам. У Платонова — свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация, выражающая мировидение писателя, его отношение к человеку. В неторопливой и негромкой музыке платоновского слога слиты усталость большого труда, тепло сердечного участия к простому человеку, мудрость понимания единства всего сущего на земле, мужество говорить правду, даже если она груба и страшна. Жизнь Андрея Платонова оказалась почти точно вписана в первую половину 20 века, а это значило, что его судьба неотделима от катастрофических потрясений эпохи – двух мировых войн, революции, гражданской войны. Литературная судьба Андрея Платонова такова, что несколько поколений читателей открывали его для себя заново. При жизни Платонова почти не печатали. В литературной среде его произведения знали и ценили очень высоко. Однако массовому советскому читателю Платонов - несмотря на несколько скандалов вокруг его имени в печати - был, видимо, мало известен. Поэтому и говорят о «втором рождении» писателя после переиздания некоторых его повестей и рассказов в конце 50-х — начале 60-х гг. Но изданий было немного, а главное — они не отражали того, что сделал Андрей Платонов в литературе. Когда в конце 80-х на родине писателя впервые опубликовали «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «Шарманку», «14 Красных Избушек», появилось основание говорить о его «третьем рождении». В этой связи обращение к творчеству А П.. Платонова, как к удивительному примеру совмещения лирика, философа и техника, кажется особенно значимым.Биограф: Андрей Платонов (Климентов) родился в семье рабочего, талантливого изобретателя-самоучки, «героя труда» (так писали об отце писателя в воронежских газетах, неоднократно помещавших материалы о «примере пролетария»). 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года, на одной из окраин Воронежа в Ямской слободе. Дед будущего писателя был шахтером. Отец - Платон Фирсович Климентов - паровозный машинист, слесарь, мастеровой человек. Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», изобретательские таланты, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека-рукодельца. В тринадцать лет он из подручных материалов попробовал в сарае сделать вечный двигатель. От матери - Марии Васильевны, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, — понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.Платонов: «...В Ямской слободе, где я родился, были плетни, огороды, лопуховые пустыри... Не дома, а хаты, сапожники и много, много мужиков на Задонской большой дороге... Всею музыкой слободы был колокол «Чугунной» церкви; его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я. А по праздникам(мало-мальски большим) устраивались свирепые драки Ямской с Чижевской или Троицкой. Бились до смерти, до буйного экстаза, только орали: «Дай дух!» Это значит, кому-нибудь дали под сердце, в печёнку, и он трепетал, белый и умирающий, и вокруг него расступались, чтобы дать ход ветру и прохладе. И опять шла драка, жмокающее месиво мяса…» «…Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности» Литературовед: Сходная в основных деталях картина запечатлена и в стихотворении из поэтического сборника «Голубая глубина»(1922): Целый день я вижу тын и лопухи, Да овраги, да тоску, да воробьёв. Под плетнём прилипли к курам петухи, Плачет Машка у соседей, у сватьёв. Похлебаешь кашу с хлебом, аль картошки пожуёшь, Сломишь бадик, перекрестишься от дум. А заботу скинешь – песню запоёшь. С огорода в подголосок воет кум.Биограф: С 1906 по 1914 Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Но как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать — рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста, в горячем цехе по 14-16 часов – «за хлеб». Именно тогда приходит к Платонову его совершенно особое, «душевное» отношение к технике.Платонов: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, ноющий гудок и потную работу»Литературовед: Ещё подростком А.П.Платонов начал писать стихи, которые печатались после революции в воронежской прессе. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе «Семен» (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Платонов: «Ребенок долго учится жить, — он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже приучились жить, существовать. Наблюдать за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности составляет для нас радость»Биограф: В 1918 Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам. Некоторое время, прервав учебу, работал помощником машиниста. Литературовед: А в воронежской прессе появляются его первые публикации. Литературным дебютом стал рассказ «Очередной», опубликованный в воронежском еженедельнике «Железный путь» (1918, №2).Платонов: «...В юности, — писал Платонов, — всегда заложена возможность благородного величия грядущей жизни: лишь бы человеческой общество не изуродовало, не исказило, не уничтожило этот дар природы, наследуемый каждым младенцем».^ Воспоминания В.А. Трошкиной: «В 1920 году мы переехали из Ленинграда в Воронеж. Время было страшно голодное... Сестра поступила в Воронеже в университет на филологическое отделение. И за ней стал ухаживать профессор Малюченко — известный в городе человек. Он-то и познакомил Андрея Платонова с сестрой, с Мусей. Андрей пришел к нам в дом такой крепкий, ладный, но у него какой-то особый вид был, не как у всех. Мрачноватый и малоразговорчивый Андрей был. На нем всегда была гимнастерка, вечно засаленная, потому что он постоянно возился с какими-то механизмами, инструментами, все изобретал, ремонтировал чего-то. Мы жили в центре Воронежа, у большого театра. Семья Андрея жила не так далеко от нас, в Ямской слободе, кажется. Она была около леса. Дом их был как барак: деревянный, длинный. И когда я первый раз пришла к ним, поразилась даже: одна большая комната, и стоят скамейки, стол большой во всю комнату и печка русская. Мне, городской, вначале странно все это было видеть. Жили они очень трудно, большущая семья такая. Андрей был старший. Еще братья были — Петр, Сергей и Митя и сестры — Надя и Вера. Вот они однажды поехали в пионерский лагерь. Я тоже должна была с ними ехать, но задержалась. И вдруг через некоторое время, когда я с одним мальчиком должна была поехать, сообщают, что в лагере погибли подростки и учителя, всего 21 человек. И Надя с Митей тоже погибли. Все они отравились грибами, которые там собрали. Так случилась первая трагедия в семье Платоновых... Сестра была очень красивая, и Малюченко ко всем ее ревновал, но почему-то он надеялся, что Андрей ему не соперник, что не сможет Машу отбить. Андрей не был красавцем, но был симпатичным в то время. В общем, он отбил сестру у этого Малюченко, и они поженились... Вскоре у них родился ребенок. Андрей в то время много изобретал. У нас была кладовка, и у него там всякие машины стояли. Когда Андрей там работал, он часто меня спрашивал: «Ну, Валюша, как мне лучше сделать: так или эдак?» Просто так спрашивал, для дружеского общения. Андрей о себе никогда не думал, жил для людей. Никогда не тянулся к высокопоставленным. Всегда был с простым людом. А вот позже уже с моим мужем очень подружился. Они ходили в народ, приводили домой бродяг каких-то ночевать. Приведут какого-нибудь обездоленного, обиженного, пьющего, опустившегося. Они таких вот находили и старались возродить их к жизни. Правда, из-за этого ссоры были в семье. У нашего дома с большими подвалами стояли старинные сараи, и Андрей с папой стали устраивать в одном из них мельницу, потому что мельница была далеко, и люди мучались: негде было молоть муку. Андрей делал все основные колеса и еще что надо, отец ему помогал. Работали дотемна. И вот в этом сарае, в самом центре Воронежа, они сделали мельницу. Написали объявление, что они даром мелют муку. Думали, наверное, что вот-вот коммунизм придет и все без денег будет. В первый же день Бог знает, что делалось: понаехало к нам со всех сторон, со всех деревень тьма-тьмущая народу. Но, кажется, всем смололи. А на второй, третий день стали уже выдыхаться, и через несколько дней все дело заглохло: видно, пороху не хватило и денег. Прогорели, в общем. Андрей в это время занимался мелиорацией в селе Рогачевка под Воронежем и там же проводил электричество. Надумали они с папой новое дело: устроить для крестьян этого села кино. Там была старая большущая церковь, помню, высокая такая. Так вот они в ней поставили какой-то мотор, достали аппарат и все необходимое. Раздули большой самовар, а меня около него поставили — вроде буфета получилось. Сказали, чтобы я чай перед кино наливала и по леденцу бесплатно всем давала. Время было тяжелое, а они это все за свой счет устраивали. И вот, наконец, пустили первое кино. Конечно, на это чудо собралась вся деревня. Электричества-то народ не видал еще, не только кино. Но, к сожалению, эта затея просуществовала тоже недолго, не больше недели, наверное. Прогорели опять. Так Андрей все время старался что-то сделать для людей, но возможностей не хватало. Никто же не поддерживал его. В Рогачевке, где он мелиорацию проводил, Андрей привлек своего брата Петра. Они сделали орошение, и там зацвели сады. Когда осенью поспели фрукты, вдруг к нам домой привозят — не помню, на машине или подводе — огромное количество груш. Андрей даже в ужас пришел: куда девать? Всю кухню завалили. А у меня братьев было еще трое, и Андрей сказал нам: «Вы собирайте всех воронежских ребят, пусть они приходят, едят сколько хотят и с собой берут, чтобы все груши разобрали. В этом был весь Платонов. Он всегда хотел сделать что-то доброе и полезное для людей»Биограф: Первой книгой А.П.Платонова была брошюра «Электрификация», вышедшая в 1921г. А по окончании техникума в1921 он называл электротехнику своей основной специальностью. Потребность учиться Платонов объяснил в рассказе «Река Потудань», написанном в 1937, как желание «поскорее приобрести высшее знание», чтобы преодолеть бессмысленность жизни. Литературовед: Второй книгой стал сборник стихов «Голубая глубина» (1922). Столь нетрадиционное соединение «физики» и «лирики» в писательской биографии А.П.Платонова очень точно отражало смысловую направленность всего его творчества – вера в науку, в техническое переустройство мира всегда соединялись у А.П. Платонова с глубоко индивидуальным, личностным его постижением. Он остро переживает свою причастность миру, своё «кровное» с ним родство – но и пытается разглядеть, «расслышать» собственный путь в тиши дорог. Так появляется одно из самых своеобразных стихотворений А.П.Платонова – с «лермонтовской» проблематикой и «есенинской» мелодикой:Мир родимый, я тебя не кину,Не забуду тишины твоих дорог,За тебя своё живое сердце выну, Полюблю, чего любить не мог.Снова льётся тихий ливень песни, И опять я плачу от звезды, Сам себе ещё я неизвестный, Мне ещё никто пути не осветил…Биограф: 5 февраля 1922 года А.П.Платонов начинает работать как член комиссии по гидротехническим делам. Жизнь молодого специалиста по мелиорации начиналась довольно успешно: к нему прислушивалось губернское большевистское начальство, тем более что начальство знало — Климентов с энтузиазмом принял революцию и даже состоял членом ВКП(б), (Через год он был исключён за отказ участвовать в плохо организованном субботнике). Жил он с максимальной распахнутостью и отдачей, желая как бы весь мир изменить к лучшему. ^ Воспоминания В.Шкловского: «Все эти реки, о которых мы учили в учебнике географии: Воронеж, Битюг, Хопёр… их нет. Они заросли камышом. Если раздвинуть камыши, то внизу между камышинками мокро. Платонов прочищает реки. Товарищ Платонов ездит на мужественном корыте, называемом автомобиль»Учитель: Когда в 1926 году он уезжал из Воронежа в Москву, то получил от губернских властей беспримерное «удостоверение», в котором были подытожены его труды в штате губернского земельного управления. Так вот, документ свидетельствует, что с 1922 по 1926 год под руководством Платонова и во многом по его инициативе построено 763 пруда, 315 шахтных и 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин земли, орошено по правилам 30 десятин, пущены 3 сельские электросиловые установки, начата постройка плавучего экскаватора для осушительных работ, организовано 240 мелиоративных товариществ. Людям, с ним работавшим, он запомнился человеком с ввалившимися от усталости глазами. А сам он писал в ту пору, что «от него ждут чудес».Историк: В Октябрьской революция победили большевики, по мнению ряда историков, победили потому, что представляли собой централизованную политическую силу, имевшую широкие связи с массами. Хорошо зная желание народа, они выдвинули лозунги, в которых нашли отражение желания народных масс - немедленное окончание войны и обещание справедливого мира с правом национального самоопределения вплоть до отделения; немедленная передача земли крестьянам; введение рабочего контроля на фабриках и заводах; отмена смертной казни даже для дезертиров с фронта. Однако многие лозунги лозунгами и остались… Биограф: Октябрьская революция кардинально меняет всю жизнь Платонова; для него, трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней, настает новая эпоха. Классическая метафора новой эпохи, воспетая в песнях, - «революция – паровоз истории» - оказалась не просто близка А.П.Платонову. Он понимал её буквально. Подобно тому, как паровоз – умная и сильная машина – стал символом технического прогресса, так революция ознаменовала для Платонова прогресс человечества, стала в его понимании толчком к новому познанию мира. Революция, по мысли Платонова, должна была превратить Россию – «родину странников и богородицы» - «в страну мысли и металла, в страну электричества… Русскому языку тесны его пашни, и он выехал пахать заводы, и он надевает приводной ремень на орбиту Земли, как на шкив». («Воронежская коммуна». 1921, 21сентября) Граждан Советского Союза, свидетель и судья этой эпохи, Андрей Платонов, в начале был горячим приверженцем большевизма и светлого будущего, которое должен был принести с собой коммунизм.Платонов: «Дело социальной коммунистической революции — уничтожить личность и родить ее смертью новое живое мощное существо — общество, коллектив, единый организм земной поверхности, одного образца и с одним кулаком против природы».Литературовед: В ранней прозе и публицистике Платонова проговариваются многие идеи эпохи: призывы к полному подчинению, растворению человека в общем деле социалистического строительства — и яростная убежденность в полном творческом самораскрытии личности при социализме Биограф: В 1926 году, переехав из Воронежа в Москву, А.П.Платонов решил полностью посвятить себя литературе, вошел в литературное объединение «Перевал», вызывавшее у рапповцев и огэпэушников-чекистов настоящую классовую ненависть.Литературовед: В 1927 печатают первую книгу прозы А.П.Платонова «Епифанские шлюзы». А годом ранее, в 1926 - повесть «Сокровенный человек», где А.П.Платонов создает образ Фомы Пухова, странника по дорогам революции, правдоискателя, пересмешника, весьма далекого от эталона дежурного положительного героя. В повести «Сокровенный человек» автор впервые акцентирует внимание на разнице понятий «коллективное» и «родственное». Понятие «коллективное»" заключает в себе формальный смысл. Коллектив — это далеко не братство людей, а некая социальная общность, организованная определенной идеей. Платонов подчеркивает неосознанное бытие красноармейцев, слепо подчинившихся чужой идее. Писатель сравнивает такое состояние со слепой природной силой. Человек, по мысли Платонова, только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение. Революция только тогда будет результативной для общества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание, что А.П.Платонов и делал. Платонов: «Пока во мне сердце, мозг и эта темная воля творчества — «муза» мне не изменит… Иногда мне кажется, что у меня нет общественного будущего, а есть будущее, ценное только для меня одного»; «скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил, что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза. Но мне кажется — настоящее искусство, настоящая мысль и могут только рождаться в таком захолустье». Учитель: На переломе 20-х и 30-х годов решались вопросы жизни и смерти десятков миллионов людей. Великий гений художника, сострадающее сердце гражданина и мощный аналитический ум мыслителя привели к раннему и горестному прозрению. Платонов подверг беспощадному художественному исследованию религию пролетариата и свою юношескую веру и пришел к неутешительному выводу, что пролетарская религия ненависти — обратная сторона христианства, где на смену любви к ближнему пришла ненависть к классовому врагу, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни. В повестях отражена современная писателю действительность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая, к каким последствиям может привести отлучение крестьянина от земли, работника от результатов своего труда.Платонов: «Пролетариат, сын отчаяния, полон гнева и огня мщения. Этот гнев выше всякой небесной любви. Наши пулеметы на фронте выше евангельских слов. Красный солдат выше святого. Мы нашли того бога, ради которого будет жить коммунистическое человечество». Литературовед 1: Платонов отразил в своих произведениях жизнь первых послереволюционных десятилетий с необычной полнотой и дальновидностью. В конце 20-х — начале 30-х годов им были созданы наиболее крупные вещи: роман «Чевенгур», бедняцкая хроника «Впрок» , повести «Котлован», «Джан» и «Ювенильное море». Эти идеи религии пролетарской ненависти развиты и доведены до абсурда в романе «Чевенгур». Чевенгур — небольшой город, в котором «группа товарищей» пытается построить коммунизм. Первая часть романа повествует о поисках счастья странниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части романа показано, что герои-странники пришли в некий город Чевенгур, где коммунизм уже построен. Однако город как бы изымается из потока истории. Чевенгурцы живут для товарищей, но предварительно они истребляют всех «недостойных коммунизма». На поиски исчезнувшего из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев. Но удивительно - жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки «построенного рая». Романом «Чевенгур» Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции. Герои романа — жертвы неправильно поставленной цели. В этом их беда, а не вина. Литературовед 2: Повесть «Котлован» описывает события «великого перелома». «Грустно существующие люди строят светлый дом социализма». Эти люди, по словам героя «Котлована» Жачева, «слой грустных уродов», сформировались на фоне тех исторических событий, которые потрясли Россию после 1917 года. В огне страшного времени иссякли лучшие духовные и нравственные силы народа: «лица их были угрюмы и худы, вместо покоя жизни они имели измождение». Выродившись духовно и физически, герои «Котлована» действительно представляют собой уродов. Котлован — это символ: образ места, которого нет, и социальной утопии. Платонов мастерски ее развенчивает, показывая безнравственность исторического эксперимента над народами. Образы героев созданы как пародии на социальные типы, порожденные эпохой. Жестокая, бесчеловечная действительность казарменного коммунизма исковеркала характеры, судьбы персонажей.Историк 1: 30-е годы в советской стране стали логическим продолжением революционных катаклизмов, она явила такие жестокие, антигуманные формы общественного устройства, каких еще не знала ни русская, ни мировая история. Построение тоталитарного общества происходило неумолимо и по всем направлениям. Система подавления человека в тоталитарном государстве была всеохватывающей. Эпоха 1930-х годов стала временем беспрецедентного вторжения в духовно-нравственную сферу отдельного человека и общества в целом. Предполагалось, что полноценный гражданин советского государства и член социалистического коллектива в своем сознании не должен иметь ничего, кроме «правильного» мировоззрения, самых «передовых идеалов» и четко ориентированных эмоций. Литература 30-х годов рождена временем небывалого подавления личности, тоталитарных режимов, страха, экономической депрессии. Происходит почти повсеместная политизация литературы.Биограф: Мало известна деятельность Платонова как изобретателя и рационализатора в 30-х годах, когда он, старший инженер-конструктор в «Росметровесе», (Республиканский трест изготовления и ремонта измерительных приборов и весов) запатентовал много изобретений и технических усовершенствований, в частности, различные виды весовЛитературовед: Мировоззренческое потрясение тех лет отразилось на всем дальнейшем творчестве Платонова. Косвенно подтверждает это сам автор. Платонов: «Моя художественная идеология с 1927 года — это идеология беспартийного отсталого рабочего, наиболее подвергнутого тем формам буржуазной идеологии, которыми она воздействовала на рабочий класс — это анархизм, нигилизм, и т.д. »Биограф: 29 апреля 1938г. — арест любимого сына писателя, Платона. Юноше не было ещё 16-ти лет, а обвинили его в том, что он руководил антисоветской молодежной организацией, задачами которой были терроризм, шпионаж и саботаж, отправили в гулаговскую шахту под Норильском. Освободили после личного обращения Михаила Шолохова к отцу народов в 1941, смертельно больным, через 2 года он умер. Вину за арест, болезнь и смерть сына Андрей Платонов ощущал вплоть до своей смерти. Литературовед: Случайностей вообще в подлунном мире мало, а в мире, где человек был окончательно обезличен и превращен в винтик огромной государственной машины, их не было вовсе. Арест сына был местью Платонову за независимость и свой голос, за то, что Платонов писал и пытался публиковать неугодные строителям социализма сочинения. На экземпляре одного, опубликованного по недосмотру, журнального издания платоновской «бедняцкой» хроники «Впрок», в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, главный редактор СССР И.В.Сталин нацарапал лаконичное: «Подонок!» Только что занявший пост главного редактора «Красной нови» А.Фадеев был вызван к Сталину и получил выговор за публикацию «кулацкого антисоветского рассказа Платонова. Статья Фадеева, буквально уничтожившая Платонова, появилась уже на следующее утро.^ Из статьи А.Фадеева: «Одним из кулацких агентов... является Андрей Платонов, уже несколько лет разгуливающий по страницам советских журналов в маске «душевного бедняка», простоватого, беззлобного, юродивого, безобидного, «усомнившегося Макара». Но, как и у всех его собратьев по классу, по идеологии, под маской «усомнившегося Макара» дышит звериная, кулацкая злоба... Повесть Платонова «Впрок»... является контрреволюционной по содержанию …» ^ Историк: 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Военный пожар охватывал одно государство за другим. 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, внезапно начала военные действия против Советского Союза.Биограф: В 1942г. в чине майора писатель служил фронтовым корреспондентом газеты « Красная звезда». К этому времени он уже был болен туберкулёзом. В 1944г. подо Львовом был контужен.Платонов: «Рождается ребенок лишь однажды, но оберегать его от врага и от смерти нужно постоянно. Поэтому в нашем народе понятие матери и воина родственны: воин несет службу матери, храня ее ребенка от гибели. И сам ребенок, вырастая сбереженным, превращается затем в воина».^ Воспоминания Давида Ортенберга: «Ко мне в кабинет зашел Андрей Платонов — высокий человек в простой солдатской шинели, какую носили в ту пору не только военные, но и гражданские лица. Шинель сидела на нем мешковато, и вообще он показался мне сумрачным, но это было только первое впечатление. Его голубые глаза, светившиеся из глубины, говорили о человеке незаурядном. Андрей Платонов был зачислен специальным корреспондентом «Красной звезды»…И отправился Андрей Платонович на фронт к героям своих будущих очерков. Платонов рвался на передний край, где по-настоящему можно было увидеть боевую жизнь и людей в экстремальных условиях. Он, как правило, никогда не ездил в легковой машине. У нас везде, в каждом корпункте была машина, и, конечно, его усаживали, но он не садился: «Нет, поеду попуткой». А ехал попутной машиной потому, чтобы лишний раз побыть с солдатами, хотел слушать их, видеть их. А.П.Платонов прошел большой путь, начиная с воронежского района и кончая Берлином и Эльбой. Он писал, как и жил, достойно и честно, не скрывая того, что пришлось пережить и живым, и мертвым.Литературовед: Работал А.П. Платонов много и плодотворно. За время войны выпустил едва ли не больше, чем за всю свою предшествующую жизнь. Он писал жене: «...русский солдат для меня святыня, и здесь я вижу его непосредственно. Только позже, если буду жив, я опишу его». Всего за годы войны А.П.Платонов выпустил четыре книги рассказов: «Одухотворённые люди»(1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца»(1945).Платонов: «Чтобы истреблять целые страны, не нужно воевать, нужно лишь так бояться соседей, так строить военную промышленность, так тренировать население, так работать на военные запасы, что население все погибнет от экономической нерезультативности труда, а горы продуктов, одежды, машин и снарядов останутся на месте человечества, вместо могильного холма и памятников».Биограф: В 1943 году умирает смертельно больной сын писателя. На похороны сына он приехал с фронта. А 1944 год внёс радостные перемены в жизнь А.П.Платонова: 11 октября у него рождается дочь Мария. В феврале 1946 году он снимает погоны капитана, и, демобилизовавшись из армии, из военкоров возвращается снова в писатели. Литературовед 1: В конце 40-х годов началась очередная кампания против Платонова. В 1947г. все его послевоенное творчество было охарактеризовано критиком В. Ермиловым как «клевета на советскую власть». Платонов фактически замолчал, и его окрестили «внутренним диссидентом». Литературовед 2: К концу жизни Платонов, всем сердцем веривший в «общее дело» всех людей на Земле, оказался практически в полной изоляции. «Построенный в боях» новый мир не пожелал согласиться с трагическим прозрением «усомнившегося Платонова», жизнью и творчеством своим доказавшего, что всеобщее дело не должно отменять личного, что у каждого человека должен быть индивидуальный путь к общему счастью. Не имея возможности напечатать оригинальные произведения, писатель в последние годы своей жизни работал над переложениями народных сказок. Результатом этой работы явились изданные при поддержке М. А. Шолохова книги русских сказок «Финист — Ясный Сокол» (1947) и «Волшебное кольцо» (1949), а также «Башкирские народные сказки» (1947). Последним большим произведением, над которым работал писатель, была пьеса-мистерия «Ноев ковчег (Каиново отродье)». Пьеса осталась незаконченной. Биограф: Платонов был к тому времени уже очень тяжело болен. Измученный, похудевший, сильно ослабевший, он редко выходил из дома. Если к нему приходили друзья, он любил посидеть с ними на Тверском бульваре рядом с домом. Кто знает, о чём они разговаривали, кто знает, сколько тайн своего страдающего, кровоточащего сердца не открыл нам этот удивительный человек, несломленный гражданин, загадочный писатель. Платонов: «Себя настоящего я еще никогда и никому не показывал и сомневаюсь, что когда-нибудь покажу».Биограф: Умер Платонов 5 января 1951 года в Москве.Литературовед: После похорон Платонова Юрий Нагибин вернулся домой, достал маленькую книжку Платонова, раскрыл на рассказе «Железная старуха», прочел о том, что червяк «был небольшой, чистый и кроткий, наверное, детеныш еще, а может быть, уже худой старик», и — заплакал... ^ Заключительное слово учителя: А.П.Платонов — мудрый писатель, его творчество заставляет многих и о многом задуматься. Необычный язык произведений помогает раскрыть смысл задуманного. Речь автора и его героев — это скрытая ирония. Его язык подчинен стилю эпохи — стилю лозунгов и штампов. Оказалось, что русский язык потерян, остались одни словесные уроды. Постепенно мы приходим к пониманию символики автора. Эпоха социальных потрясений явила миру нового, ни на кого не похожего летописца ее духовного бытия. Признавая жизнь высшей ценностью, А.П. Платонов не считал, однако, что всякая жизнь достойна человека. Писатель стремился постичь смысл жизни и назначение человека на Земле. В одном из стихотворений еще в начале 20-х годов А.П.Платонов говорит о направлении пути, идя по которому только и можно найти Истину. Это — интеллект, мышление — в противовес бездумной вере, безоговорочному принятию законов тоталитарной системы, уничтожающей личность: Платонов: Я вижу землю без любви, Тяжелой думой нагруженную. Гранитный шар земной мне душу раздавил И высек мысль, сопротивленьем раскаленную. В работе есть исход душе, мысль есть поцелуй вселенной, Трава течет в тиши ржаных межей, И облака вскипают белой пеной. Ты — мысль! Бредущий странник против ветра. И посох твой о путь не прогремит, Ты слышишь ночь и песнь великого рассвета И видишь высоту, где сила буйная звездою шелестит.Приложение 2.^ КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ПЛАТОНОВА1899 Родился в Ямской слободке на окраине Воронежа. 1912 Посыльный мальчик в страховом обществе «Россия». 1913—1917 Рабочий литейного цеха на трубном заводе, подручный слесаря, помощник машиниста на паровозе. 1918 Учеба в железнодорожном техникуме. 1919 Журналистская работа в Новохо-перске. Публикация брошюры « Электрификация ». 1921 Первые рассказы: «Маркун», «Потомки солнца». 1922 Сборник стихов «Голубая глубина» (Воронеж). 1926 Сатирическая повесть «Город Градов». 1927 Первая книга прозы «Епифанские шлюзы». 1928 Сборник «Сокровенный человек». 1928—1930 Роман «Чевенгур» 1929 В журнале «Красная новь» опубликован рассказ «Усомнившийся Макар». 1931 В журнале «Октябрь» — «Впрок». Резкая критика рассказов в печати после оскорбительной резолюции Сталина. 1931 Повесть «Котлован» (опубликована в 1987 г. в журнале «Новый мир»), 1932 Повесть «Ювенильное море» (опубликована на родине только в 1986г., в журнале «Знамя»). 1933 Поездка в составе писательской бригады в Туркмению. 1933 Создание повестей «Такыр» и «Джан» (опубликован в 1964 г.). Имя Платонова практически под запретом. 1937—1940 В журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» печатает литературно-критические статьи и рецензии под псевдонимом Ф. Человеков. 1941—1944 Военный корреспондент газеты «Красная звезда», публикация очерков и рассказов в газете «Труд», в журналах «Октябрь», «Знамя», «Новый мир». 1946 Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова»), Донос В. Ермилова А. Жданову и последний погром в печати. 1951 Умер от туберкулеза дома, в московской квартире на Тверском бульваре, 25. Приложение 3.Произведения, опубликованные после смерти А.П.Платонова 1962г. - рассказ «Афродита» опубликован в журнале «Сельская молодежь», № 9. (Условная датировка — 1944—1945 гг.)^ 1962г. - роман «Счастливая Москва»(1930-е) опубликован в журнале «Новый мир», №9, 1963г. - рассказ «Мусорный ветер»(1934) 1965г. - рассказ «Еще мама» опубликован в журнале «Вожатый», № 9.^ 1969 (в ФРГ), 1987 (в СССР) - повесть «Котлован» (1930) 1972г. (во Франции), 1988 (в СССР) - роман «Чевенгур» (1926–1929)1986г. - повесть «Ювенильное море»( 1932) 1988 – пьеса «Шарманка»(1933) 1896 – пьеса «Высокое напряжение»(1932) 1990г - «Технический роман» добыл из архивов Лубянки Виталий Шенталинский.^ Список использованной литературы: Платонов А.П. Повести. Рассказы - М.: Дрофа: Вече, 2002. Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. Сост. Н.Корниенко и Е.Шубиной. М., 1994 Платонов А. П. (1899-1951). Материалы к библиографии. Составитель Н. М. Митракова. Воронеж, 1969 Геллер М. Андрей Платонов. В поисках счастья. –М.,2000 Карасев Л.В. Движение по склону: о сочинениях А. Платонова. – М., 2002. Лосев В. В. Становление творческой индивидуальности А. Платонова. М. 1991 Крамов И. В поисках сущности. //Новый мир, 1969, № 8