Реферат по предмету "Психология"


Экспериментальная психология (словарь)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Экспериментальная психология – это отрасль психологии, изучающая законы и закономерности применения эксперимента и других объективных методов в изучении психических явлений. Объект Экспериментальной психологии - это эксперимент и другие объективные методы. Предмет Экспериментальной психологии – законы и закономерности в применении эксперимента и других объективных методов в изучении психических явлений. Задачи Экспериментальная психология:

1. Изучение условий эффективного применения эксперимента. 2. Разработка и обоснование различных моделей эксперимента в психологи. 3. Изучение и разработка методов и методик фиксации изменений психических явлений в ходе эксперимента. 4. Разработка и обоснование эффективного применения других объективных методов в психологическом исследовании. (Объективные методы в наименьшей степени зависят от личности исследователя). (эксперимент, внешнее

наблюдение, тестирование, опрос, анализ результатов деятельности). Описательная – зависит от того, кто проводит исследование. Эмпирические исследования – («эмпирио» - опыт) – подразумевает использование всех имеющихся методов. Экспериментальные исследования – подразумевает использование только эксперимента. Эксперимент – это метод изучения психических явлений в экспериментальной ситуации.

Экспериментальная ситуация – это ситуация, специально созданная исследователем и позволяющая: 1. Воздействовать на психическую сферу наблюдаемого субъекта или субъектов с помощью имеющихся у психолога средств. 2. Позволяет фиксировать результаты этого воздействия, отражающиеся в изменении поведения, общения и деятельности наблюдаемого субъекта или субъектов. 3. Отслеживать взаимосвязь изменения воздействия экспериментатора и изменение у наблюдаемого субъекта

или субъектов. Виды эксперимента: 1. По месту проведения: 1. Реальный (полевой) эксперимент 2. Лабораторный эксперимент 3. Мысленный эксперимент 2. По цели эксперимента: 1. Исследовательский эксперимент 2. Практически ориентированный эксперимент 3. По уровню исследования: 1. Пилотажный (предварительный) эксперимент 2. Основной эксперимент 3.

Контрольный эксперимент 4. По степени вмешательства экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого или испытуемых: 1. Диагностический эксперимент 2. Формирующий эксперимент (создает такие условия, которые позволяют проявить у испытуемых необходимые качества или сформировать нужные умения и навыки). 5. По количеству независимых переменных: 1. Однофакторный (простой) эксперимент 2. Многофакторный эксперимент 6. По числу испытуемых 1.

Индивидуальный эксперимент 2. Групповой эксперимент 3. Семейный эксперимент 7. По процедуре варьирования экспериментальных ситуаций 1. Интеропроцедурные эксперименты – все воздействия предназначаются одной группе испытуемых. 2. Интропроцедурные эксперименты – одно воздействие разным группам испытуемых. 3. Кросспроцедурные эксперименты – разные воздействия разным группам 8.

По способу доказательства гипотезы: 1. Линейный эксперимент - в эксперименте участвует одна группа. Гипотеза доказывается через сопоставление данных, полученных после эксперимента с данными полученными до эксперимента, т.е. О2 с О2. Параллельный эксперимент – существует еще контрольная группа. В контрольной группе эксперимент не проводится диагностика исходного и итогового состояния. Контрольная группа должна быть эквивалентна экспериментальной по составу.

Гипотеза доказывается через сравнение результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группе (О2 с О4). 3. Перекрестный эксперимент – при перекрестном эксперименте на последующем этапе группы меняются местами. Квазиэксперимент – это эксперимент, в котором существуют незначительные отступления от классической экспериментальной процедуры. Виды переменных в эксперименте Независимые переменные – это те средства, которые имеются в распоряжении экспериментатора для воздействия

на испытуемых. Зависимая переменная – это те изменения, которые происходят в состоянии, поведении, общении и деятельности испытуемых под воздействием экспериментатора. Внешние переменные (помехи) – то факторы (условия), которые также воздействуют на испытуемых помимо воли экспериментатора (усталость, шум за окном). Экспериментатор должен стремиться уменьшить воздействие внешних переменных на испытуемых. Независимые переменные 1.

Качествненные – выражаются в том, что какое-либо воздействие либо присутствует в эксперименте, либо отсутствует. (Например: подсказка экспериментатора (может быть, может не быть)). 2. Количественные – выражается в различных степенях (более двух) воздействия экспериментатора на испытуемых. Независимые переменные могут иметь следующие формы: 1. Проявляться в: • В элементах задания; • В элементах экспериментальной ситуации; •

В особенностях состояния испытуемого. В задании экспериментатор варьирует: 1. Характеристиками воздействия (сильное, слабое воздействие). 2. Материалом задания (письменное, в компьютере). 3. Типом ответа испытуемого (словесный и несловесный). 4. Шкалой оценивания (деньгами). 5. Инструкция (может меняться, но не должна).

6. Цель и действие испытуемого. 7. Средства, которые имеет испытуемый. 8. Препятствия, которые ему ставятся. 9. Система поощрений и наказаний для испытуемых. В ситуации вкарьируются: 1. Физические параметры: • Расположение аппаратуры; • Внешний вид помещения; • Освещенность; • Звуками и шумами; • Температурой; •

Размещение мебели; • Временем поведения эксперимента o Как долго; o Время суток. 2. Социально-психологические параметры: • Работа в присутствии экспериментатора; • Либо работа в изоляции; • В группе; • Либо при общении с экспериментатором. 3. Особенности состояния испытуемого: • Психическое напряжение; •

Уровнем переживаемого стресса, страха, фрустрации: уровнем конформности; • Соперничество и т.д. 01.10. Виды зависимых переменных (чем манипулирует экспериментатор) 1. Одномерные – регистрируется лишь один параметр. Именно он считается проявлением зависимой переменной. (Время реакции) 2. Многомерные – выделяется ряд параметров, которые фиксируются. (Например: время решения задачи, качество решения, оригинальность и т.д.). 3.

Фундаментальные. Зависимая переменная рассматривается в качестве функции отдельных параметров ее проявления. (Например: уровень агрессивности – рассматривается как функция взаимодействия следующих параметров: • Словесной агрессии; • Несловесной агрессии; • Косвенной агрессии (громко хлопнул дверью); • Проявление раздражительности и т.д. , где а – параметр. По этому принципу определяется уровень агрессии. Опросник по определению агрессивности.

Изменение зависимой переменной определяется по изменению в параметрах поведения испытуемого. Их условно делят на формально-динамические и содержательные. К формально-динамическим относят: • Точность выполнения задания • Латентность (т.е. скрытое время от момента предъявления сигнала до выбора ответа). • Длительность выполнения • Темп или частота действия •

Продуктивность – т.е. отношение полученного результата ко времени выполнения. Содержательные параметры предполагают характеристику поведения испытуемого либо в терминах обыденного языка, либо в терминах той теории, которая лежит в основе эксперимента. (Например: можно сказать, что человеку свойственна экстрапунитивность). Экстрапунитивность – внешнее обвинительное поведение (С.Розенцвейг) Интропунитивность – самообвинение. Импунитивность – никого не обвиняет, а пытается разобраться

в ситуации. Зависимая переменная должна быть валидной (степень соответствия), надежной и чувствительной. Валидность – степень соответствия зависимой переменной гипотезе. Надежность зависимой переменной – означает, что уровень проявления зависимой переменной устойчиво фиксируется в процессе эксперимента. Чувствительность – говорит о том, на сколько изменяется зависимая переменная при изменении независимой. Выделяют 2 варианта проявления вида нечувствительности зависимой переменной:

1. Эффект потолка – проявляется в том, что задача настолько проста, что уровень ее выполнения испытуемым выше всех уровней независимой переменной. (Например: таблица умножения). 2. Эффект пола – наоборот, возникает тогда, когда самый простой уровень независимой переменной настолько сложен для испытуемого, что он не способен его выполнять. Изменения зависимой переменной проявляются в изменении состояния человека, общения, поведения, деятельности,

выражения лица, позы, активности, эмоциональности и т.д. Отношение между переменными Y – независимая переменная X - зависимая переменная Зависимая переменная не изменяется: 1. Зависимость скорости овладения иностранным языком от цвета волос. 2. Монотонно-возрастающая зависимость. Например: возрастание уровня слуховых ощущений при усилении

интенсивности звука. Ограничение – слуховой порог. (верхний порог чувствительности). 3. Монотонно-убывающая зависимость Например: убывание количества воспроизведенной информации с увеличение времени прошедшего от ее получения. 4. Нелинейная зависимость U-образного типа: Например: зависимость числа ошибок при решении интеллектуальных задач от изменения уровня тревожности. 5. Инвертированная нелинейная зависимость

U-образного типа: Например: под эту зависимость попадает «Закон Йорка-Додсона» (зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации. Y - эффективность деятельности. X – мотивация 6. Квазипериодическая зависимость Например: зависимость количества ошибок в деятельности секретаря-машинистки за компьютером от времени рабочего дня. Y – ошибки X – время Виды внешних переменных

Условно делят на: 1. Дополнительные – снижают внешнюю валидность эксперимента. 2. Побочные – снижают внутреннюю валидность эксперимента. Внешняя валидность – это степень соответствия проводимого эксперимента реальным условиям жизнедеятельности испытуемых. Например: эксперимент проводится в тишине, а реально испытуемые работают в шумном помещении. Внутренняя валидность – это степень соответствия проводимого эксперимента идеальному эксперименту.

Идеальный эксперимент – т.е. такой эксперимент, какой он должен быть в соответствии с теорией. (Не бывает, но должен быть максимально приближенным), Например: Изменение состава экспериментальной группы в процессе проведения эксперимента. Поэтому она будет неэквивалентна контрольной. Формы проявления внешних переменных: 1. Физическая обстановка эксперимента Может быть, например: освещенность не такая, какая планировалась

экспериментатором, температурный режим (отопление); звуковой фон; пространственные характеристики помещения. 2. Непредвиденные помехи Например: непредусмотренное проявление посторонних лиц в лаборатории. 3. Характеристики стимульного материала Не входящие в комплекс независимых переменных. Например: цвет, раздражающий испытуемого. 4. Параметры аппаратуры и оборудования Например: отвлекающие испытуемых лампочки(мигающие).

5. Индивидуальные психологические особенности испытуемых Например: отношение эксперименту и к экспериментатору; его состояние, знания и навыки и т.д. Способы контроля внешних переменных Экспериментатор должен стремиться к уменьшению воздействия внешних переменных на эксперимент, используя следующие способы: 1. Элиминация – это конструирование экспериментальной ситуации таким образом, чтобы исключить какое-

либо в ней присутствие внешней переменной. (Например: максимально изолированное от внешнего мира помещение). 2. Создание константных условий – т.е. создаются условия, когда внешние переменные не изменяются и одинаково влияют на всех испытуемых. (Например: шум улицы за окном рассматривается как постоянно действующая переменная, но при этом воздействие этой постоянной внешней переменной не должно значительно снижать валидность эксперимента). 3. Балансировка – это компенсация эффекта действия внешних переменных.

Она имеет 2 варианта: • Использование контрольной группы; • Использование нескольких контрольных групп. Это делается для того, чтобы проконтролировать влияние нескольких внешних переменных. Например: пол проводящего эксперимент. 4. Контрбалансировка – это компенсация порядка воздействия стимулов в одной группе и изменение этого порядка в другой группе. Например: в первой группе сначала даются трудные задачи, потом легче, легче

и т.д. На следующем этапе эксперимента мы даем сначала легкие, потом труднее, труднее и т.д. 5. Рандомизация – т.е. случайный выбор испытуемых в группу. Это позволяет исключить влияние как индивидуально-психологических особенностей испытуемого, так и исключить влияние пристрастий того, кто набирал группу. Рандомизация осуществляется следующим образом: (случайный отбор). Всем потенциальным испытуемым, которые могли бы принять участие в эксперименте, присваиваются

номера. Затем, по таблице случайных цифр выбираются те. Кто будет участвовать в эксперименте. 08.10. Стратегии формирования экспериментальных групп • Рандомизация – на практике нередко прибегает к более простому способу. Случайным образом отбирают любую группу потенциальных испытуемых, затем измеряют у них значимое для эксперимента индивидуальное свойство. После этого распределяют по группам так, чтобы вероятность попасть

в группу для каждого испытуемого была равна. • Попарный отбор – представляет собой стратегию формирования групп, при которой экспериментальные и контрольные группы составляют из индивидуумов эквивалентных по значимым для эксперимента параметрам. (По уровню интеллекта, уровню тревожности, уровню конформности и т.д.) Идеальный вариант этой ситуации – использование монозиготных близнецов. • Стратометрический отбор – заключается в том, что генеральная совокупность рассматривается как совокупность

групп, обладающих определенными характеристиками. (Генеральная совокупность – это все потенциальные испытуемые для данного эксперимента). В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Это необходимо при изучении общественного мнения восприятия рекламы и т.д. (Фокус группы). Для этого могут быть использованы такие характеристики как: • пол, • возраст, • национальность, • политические

предпочтения, • образование, • уровень дохода, • семейное положение и т.д. Данная стратегия используется чаще в социологических исследованиях, реже в социально-психологических. Использование реальных групп: Реально существующая группа рассматривается как случайно созданная. При этом не должно быть особых критериев для ее подбора. Эта стратегия также оправдана, когда вся группа сводится к реально существующей.

Репрезентативное моделирование Заключается в формировании группы испытуемых, характеристики членов которой соответствуют характеристикам представителей интересующей нас популяции. Приближенное моделирование Применяется тогда, когда невозможно полностью реализовать репрезентативное моделирование. Например: исследование на студентах 2-го курса мы распространяем на всю молодежь 17-18 лет. Экспериментальный план - это описание структуры и последовательности проведения эксперимента.

Однофакторный план 1. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия. Э.Г. – экспериментальная группа К.Г. – контрольная группа R - рандомизированная группа О1, О2 – тестирование Х – экспериментальное воздействие Гипотеза доказывается через сравнение О1 с О2: Э.Г. R х О1 К.Г. R О2 2. Гипотеза для нескольких рандомизированных групп с тестированием после

воздействия. 1 вариант: когда применяется более одной экспериментальной группы и одна контрольная группа: Э.Г. №1 R х О1 Э.Г. №2 R х О2 К.Г. R О3 Это делается для того, чтобы проконтролировать разные уровни воздействия независимых переменных. 2 вариант: когда используется одна экспериментальная группа и несколько контрольных групп. Э.Г. R х О1 К.Г. №1 R О2 (шум) К.Г. №2 R О3 (температура) Для доказательства этой гипотезы сравниваются

О1 с О2; О1 с О3; О2 с О3. 3. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием. Такого рода планы часто используются в психологических исследованиях, потому что существует необходимость контролировать исходный уровень зависимой переменной. (Уровень тревожности). Однако при применении этого плана может возникнуть эффект тестирования, т.е. методика используемая для диагностики испытуемых может навести их на мысль, что вопросы или содержание этой методики будут

предметом исследования в эксперименте. Э.Г. R О1 х О2 К.Г. R О3 О4 Например: применение теста Розенцвейга на изучение фрустрационных реакций может повысить чувствительность испытуемых к данного рода ситуациям. 4. План Соломона Э.Г. №1 R О1 х О2 К.Г. №1 R О3 О4 Э.Г. №2 R х О5 К.Г. №2 R О6 Для избегания эффекта тестирования (…)

Соломон предложил план для 4-х рандомизированных групп с предварительным тестированием в 2-х группах и итоговым тестированием в 4-х группах. Для доказательства гипотезы сравнивается О2 с О4; О5 с О6; О2 с О1; О4 сО3; О5 с О1; О6 с О3; О2 с О5; О4 с О6. 4. План для 4-х рандомизированных групп с предварительным тестированием во всех группах и итоговым в разное время. Э.Г. №1 R О1 х О2 К.Г. №1

R О3 О4 Э.Г. №2 R О5 х О6 К.Г. №2 R О7 О8 План применяется в случаях, когда неободимо проверить изменения во времени эффекта эксперимента . Для доказательства гипотеза сравнивается по схеме плана Соломона. Многофакторные планы Они применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взамосвязях между переменными. Общий вид гипотезы Если «А1, А2, А3… Аn, то В» в многофакторном эксперименте как правило проверяются 2 типа гипотезы.

Гипотезы о реальном влиянии каждой их независимых переменных на зависимую. Например: 1. Гипотеза: если человек хорошо знает компьютер, то он более эффективно выполняет обязанности сотрудников службы персонала. Гипотеза: если человек хорошо знает английский язык, то он более эффективно выполняет обязанности сотрудников службы персонала. Гипотеза: если человек обладает хорошей психологической компетентностью, то он более эффективно выполняет

обязанности сотрудников службы персонала. Тип гипотезы о взаимодействии переменных А именно: как присутствие одной независимой переменной влияет на эффект взаимодействия другой на зависимую переменную. Например: взаимодействие высокой психологической компетентности и организаторских способностей повышают возможность человека эффективно руководить другими людьми. Вопросы к ЗАЧЕТУ: 1. Понятие экспериментальной психологии, её объект, предмет и задачи.

Понятие эксперимента и экспериментальной ситуации. 2. Виды эксперимента. 3. Виды переменных в эксперименте. Виды независимых переменных. 4. Виды зависимых переменных. 5. Виды зависимостей между переменными (между независимой и зависимой переменными). 6. Виды внешних переменных. 7. Способы контроля внешних переменных.

8. Шесть стратегий формирования экспериментальных групп. 9. Однофакторные экспериментальные планы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.