ГУК ЦБС № 2 «ИЗМАЙЛОВО» ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА № 120 им. Б.А. ЛАВРЕНЕВА ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР _____________________________________________________________________________________________________________________________ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛаннотированный библиографический указатель литературымосква 2007г.^ От составителейВладимир Соловьев еще в 1888 году писал: «… идея нации не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В. Соловьев «Русская идея»). Собственный путь России необходимо соотносить не с сиюминутными политическими интересами, которые сегодня – такие, а завтра – совершенно иные, а с механикой глобальной истории, которая концентрируется сейчас в определенный вектор развития. Дезинтеграция СССР резко высветила проблемы диаспор, которые в советский период по ряду объективных и субъективных причин не были столь актуальными. Впервые многие представители ныне суверенизировавшихся частей некогда единой полиэтнической страны столкнулись с неведомой им ранее трудностью - национальной и социальной самоидентификацией. Часть из них, объединенные ранее институтом советского гражданства, самими реалиями самостоятельного политического существования независимых стран поставлены перед необходимостью найти собственную нишу в социокультурной среде принявшего государства, осознать себя меньшинством по сравнению с коренным этносом, пройти нелегкие стадии социальной адаптации для того, чтобы вписаться в новую социально-экономическую и политическую ситуацию, и в то же время, сохранить связи с исторической родиной, сберечь национальную самобытность. Одновременно такого типа этнические диаспоры становятся естественным мостом в строительстве международных отношений нового уровня, поскольку именно они выступают зачастую важным объектом и активно действующим субъектом контактов стран - родителей. Сохранение этнической культуры во многом зависит от культурной дистанции между диаспорой и иноэтническим окружением, толерантности государства и, наконец, желания самой группы сохранить свою культуру. Ключевым, на наш взгляд, является сохранение этнического самосознания или чувства принадлежности к определенному этносу. Внутреннее его содержание составляют противопоставление "мы - они", представление об общности происхождения и исторических судеб, связь с «родной землей» и «родным языком». Смена этнического самосознания является показателем завершения ассимиляции национальной диаспоры. Важнейшей функцией диаспор в современной России выступает защита социальных прав представителей данного народа. Это связано с проблемами гражданства, преодоления различных проявлений шовинизма, регулированием миграционных потоков, занятости, помощи в профессиональном самоопределении. Выпуск указателя продиктован, прежде всего, актуальностью теоретического осмысления проблемы диаспор, а также очевидной практической остротой и жизненной важностью этой тематики. В указателе раскрыты как общие проблемы истории российских диаспор в дальнем зарубежье, так и отдельные аспекты их положения в странах Европы, Азии, Африки, на пространстве СНГ и национальных диаспор в Москве. В указателе отражена роспись периодических изданий, находящихся в фондах библиотек ГУК ЦБС № 2 «Измайлово». Библиографический материал расположен в алфавитном порядке.ОглавлениеI. Государственная политика Российской Федерации в отношении российской диаспоры……………………………………………………………………………………………..4II. Мировые диаспоры и внешняя политика России……………………………………………….11Ш. История происхождения диаспор……………………………………………………………………..19IV. Диаспора и этнические процессы в России………………………………………………………..24V. Российские диаспоры за рубежом и в России………………………………………………………34VI. Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия………………………………………………………………………………………43VII. Глобализация и транскультурный вызов современного мира…………………………..48Диаспора – этнокультурный феномен: история – современность / ГУК ЦБС № 2 «Измайлово»: информационно - библиографический отдел ЦБ № 120 им. Б.А. Лавренева информационный-интеллект центр; сост. В.М. Галаган, Е.А. Крупенникова.- М., 2007.- 55с.^ I. Государственная политика Российской Федерации в отношении российской диаспорыДиаспоры – это национальные меньшинства,рассеянные или проживающие по всей РоссииЦелью государственной политики России является содействие реализации прав зарубежных российских соотечественников на полноправное социально-политическое, экономическое и культурное развитие в странах проживания и обеспечение духовных и других связей с Россией. Это действительно очень важно и тоже несет в себе прагматический смысл: этнополитическая нестабильность в странах СНГ и Балтии, (а Россия здесь не исключение) несет угрозу стабильности региона. Распад СССР обнажил существование российской диаспоры, сделал ее наличие политической проблемой для Российской Федерации, возникла же она задолго до этого. В XX в. решающую роль в формировании российской диаспоры сыграли Октябрьская революция, гражданская война, затем Великая Отечественная — события, которые заставили миллионы россиян покинуть родные места и осесть не только на Западе, но и в Прибалтике, в Крыму, на Кавказе. Эти люди не прервали свою органическую связь с Россией как с родиной. Одно из ведущих направлений политики Российской Федерации в отношении российской диаспоры определяется проблемами миграции и демографии. Государство видит важную роль российской диаспоры ближнего зарубежья (как потенциального источника иммиграции) в преодолении депопуляции многих регионов России и в улучшении в стране демографической ситуации. Особое внимание уделяется проблемам создания смешанных браков и детям от таких браков. В связи с интенсивно происходящей мусульманизацией общества, возвратом в быту и других сферах жизни к принципам шариата возникла опасность дискриминации женщин, относящих себя к российской культуре. Государство выступает гарантом прав и благополучия своих соотечественников за рубежом. Не «злые намерения» других правительств, а слабость социальной политики в самой России – коренная причина «второсортности» наших соотечественников за рубежом, как и того, что они становятся изгоями на исторической Родине. В октябре 2006 года Правительство РФ утвердило программу работы с соотечественниками за рубежом, рассчитанную на трехлетний период. Она и учитывает современные запросы, потребности, нужды соотечественников и позволяет оказать им поддержку практически по всему миру. Основные направления здесь – это юридическая защита прав соотечественников, организация отдыха детей, лечение ветеранов, поставка учебной и методической литературы, поддержка русских театров, переподготовка педагогов, тех, кто работает в средствах массовой информации. В 2006 году на эти цели Россия выделила 323 млн. рублей. В 2007 году – 342 миллиона. Это почти в семь раз больше, чем в 2000 году. В июне 2006 года была принята «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». В 2007 году начнется первоначальный этап реализации программы. На эти цели из федерального бюджета выделено 4,6 млрд. рублей. Подобные меры помогут преодолеть информационный вакуум в отношениях России с диаспорой. Знаковым событием к консолидации соотечественников и переходу от гуманитарной помощи России соотечественникам к их партнерству стало проведение в Санкт-Петербурге 24-25 октября 2006г. Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом. Форум собрал 600 представителей российских диаспор из 103 стран мира. На конгрессе было отмечено, что разобщенность и раздробленность пока еще остается главной проблемой зарубежной российской диаспоры. В своей деятельности Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (ПКСДР), а это ключевой координирующий и исполнительный орган в диалоге России с соотечественниками стремится эффективно выстраивать работу по преодолению несогласованности действий российских ведомств и организаций, ответственных за контакты с соотечественниками. Достижению консолидации соотечественников и улучшению их взаимодействия с исторической родиной должно также способствовать принятое решение о создании Координационного совета российских соотечественников. Заметное звучание на конгрессе получил вопрос сохранения русскоязычного пространства и этнокультурной самобытности в странах проживания соотечественников. В целях популяризации русского языка и для поддержки разных форм его изучения принята федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 гг.)». Русская культура – единственная культура в Евразии, которой необходим мир свободных народов. Русские на этой земле раз за разом начинали строить этот общий мир. Мир рушился, русских разбрасывало по миру, и они заново брались за то же самое дело. Сегодня название их общего дела – Россия. У диалога с соотечественниками не может быть перерыва. Это постоянная и нацеленная на результат работа. Мы действительно едины, и никакие границы и преграды не помешают этому единству. У нас есть только одна общая цель – сделать это единство еще более крепким.^ МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ (человек) 2000 2001 2002 2003 2004 2005 ^ Прибыло в Российскую Федерацию - всего 359330 193450 184612 129144 119157 177230 в том числе: из стран СНГ 346774 183650 175068 119661 110374 168598 Азербайджан 14906 5587 5635 4277 2584 4600 Армения 15951 5814 6802 5124 3057 7581 Беларусь 10274 6520 6841 5309 5650 6797 Грузия 20213 9674 7128 5540 4886 5497 Казахстан 124903 65226 55706 29552 40150 51945 Киргизия 15536 10740 13139 6948 9511 15592 Молдова 11652 7569 7562 6391 4816 6569 Таджикистан 11043 6742 5967 5346 3339 4717 Туркмения 6738 4402 4531 6299 3734 4104 Узбекистан 40810 24873 24951 21457 14948 30436 Украина 74748 36503 36806 23418 17699 30760 из стран вне СНГ 12556 9800 9544 9483 8783 8632 Австралия 27 25 22 30 42 30 Австрия 37 22 23 24 21 24 Афганистан 288 171 107 82 55 60 Бангладеш 116 93 31 19 12 13 Болгария 245 255 238 212 125 118 Великобритания 68 50 22 27 37 40 Вьетнам 182 157 198 129 48 114 Германия 1753 1627 1962 2692 3117 3025 Греция 182 124 150 224 182 200 Египет 23 17 25 12 16 19 Замбия 24 16 24 17 6 29 Израиль 1508 1373 1670 1808 1486 1004 Индия 203 213 196 33 25 54 Иордания 85 57 56 25 25 26 Италия 47 40 26 45 34 46 Йемен 28 32 26 9 5 7 Канада 50 74 70 103 87 99 Китай 1121 405 410 346 212 432 Корея 71 39 52 33 34 53 Корея (КНДР) 32 40 19 5 2 5 Куба 37 42 22 23 12 17 Латвия 1785 1283 990 906 819 726 Ливан 106 71 50 26 26 27 Литва 945 758 722 535 339 360 Марокко 131 117 33 19 16 38 Монголия 95 49 70 54 20 31 Нигерия 47 36 26 23 30 27 Пакистан 90 61 65 19 8 19 Палестина 79 54 38 19 6 13 Перу 20 10 42 27 16 17 Польша 61 56 53 39 48 55 Сирия 358 260 144 101 56 68 США 439 432 455 484 518 396 Турция 164 184 144 112 77 86 Финляндия 83 97 136 125 141 129 Франция 56 31 46 38 51 40 Чехия 65 40 43 37 38 24 Швеция 14 28 19 22 16 23 Югославия 181 117 80 73 32 54 Эстония 786 535 534 445 446 432 другие страны 924 709 505 481 497 652 ^ Выбыло из Российской Федерации - всего 145720 121166 106685 94018 79795 69798 в том числе : в страны СНГ 82312 61570 52099 46081 37017 36109 Азербайджан 3187 2170 1704 1771 1336 1274 Армения 1519 1362 1114 1098 654 620 Беларусь 13276 11175 8829 7016 5671 6034 Грузия 1802 1339 964 939 740 691 Казахстан 17913 15186 13939 14017 12504 12437 Киргизия 1857 1333 1080 959 656 473 Молдова 2237 1660 1385 1234 907 786 Таджикистан 1158 993 827 922 549 434 Туркмения 676 352 272 251 168 125 Узбекистан 3086 1974 1400 1130 717 595 Украина 35601 24026 20585 16744 13115 12640 в страны вне СНГ 63408 59596 54586 47937 42778 33689 Австралия 176 184 144 146 167 209 Австрия 179 120 116 112 122 144 Аргентина 101 68 20 25 11 6 Белиз 44 52 33 28 22 29 Бельгия 47 45 46 38 55 65 Болгария 180 163 133 156 160 124 Великобритания 133 135 121 152 165 234 Венгрия 58 42 40 42 27 42 Вьетнам 33 27 19 10 16 45 Германия 40443 43682 42231 36928 31876 21458 Греция 314 204 190 186 157 155 Дания 57 49 66 62 49 58 Израиль 9407 4835 2764 2048 1733 1745 Индия 110 98 152 10 10 13 Иордания 62 39 52 28 29 32 Ирландия 15 14 49 33 42 47 Испания 160 220 264 255 372 320 Италия 273 163 148 186 240 249 Канада 841 812 725 701 783 628 Китай 658 156 151 86 154 456 Корея 690 99 71 98 95 84 Корея (КНДР) 47 40 20 11 8 5 Латвия 365 311 256 259 226 211 Ливан 51 23 25 25 26 33 Литва 376 262 293 268 282 213 Марокко 169 73 77 24 32 24 Монголия 44 19 38 27 34 43 Нидерланды 115 74 84 87 91 108 Новая Зеландия 101 112 93 84 77 67 Норвегия 73 100 140 155 165 166 Пакистан 31 50 23 17 13 22 Палестина 26 16 30 14 10 19 Польша 135 84 80 72 57 76 Португалия 16 19 36 52 149 158 Сирия 54 60 66 58 55 54 США 4793 4527 3134 3199 2919 4040 Турция 104 96 80 88 60 85 Финляндия 1142 980 1110 737 910 737 Франция 139 140 212 174 190 204 Чехия 234 158 206 172 193 215 Швейцария 79 69 45 73 60 57 Швеция 195 148 162 151 158 110 Эстония 385 402 321 351 265 225 Югославия 47 28 27 31 28 36 Япония 60 71 52 57 54 50 другие страны 646 527 441 421 431 588 (Материал взят с сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru) КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст] // Российская газета.- 2000.- 11 июля Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 1996. - 4 июня.-С.5. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ [Текст] : ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.05.1999 N 99-ФЗ // Российская газета.-1999.- 1 июня; Собрание законодательства РФ.- 1999.- N 22.- СТ. 2670. [Изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2006 N 121-ФЗ // Российская газета.- 2006.- 27 июля.] Основные направления государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом [Текст] : утв. постановлением Правительства РФ от 31 авг. N 1064 // Российская газета. - 1994. - 22 сент.- С. 4 //Собрание законодательства РФ.- 1994.- N 21. О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст] : ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 22.- СТ. 2031; Парламентская газета.- 2002.-5 июня; Российская газета.- 2002.- 5 июня. О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст] : ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 N 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2002.-N 30.- СТ. 3032; Российская газета.- 2002.- 31 июля; Парламентская газета.- 2002.- 31 июля О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст] : ПИСЬМО Минобразования РФ от 07.04.2003 N 14-52-388ин/13 // Вестник образования России.- 2003.- N 9; Документы в образовании.- 2003.- N 15. Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом [Текст]: утв. постановлением Правительства РФ // Российская газета. - 1996. - 30 мая.- С. 4. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО [Текст] : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 45.- СТ. 4520; Российская газета.- 2002.- 13 ноября. [об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче, иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство см. Приказ МВД РФ от 14.04.2003 N 250.] ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ [Текст] : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 45.- СТ. 4516; Российская газета.- 2002.- 13 ноября. [Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 N 42] // Собрание законодательства РФ -.2007.- 29.01; Российская газета.- 2007.- 31 января. О МЕРАХ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ [Текст] : + ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ : УКАЗ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 26.- СТ. 2820; Российская газета.- 2006.- 28 июня. ВОПРОСЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ [Текст] : УКАЗ Президента РФ от 01.08.2006 N 814 // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 32.- СТ. 3533; Российская газета.- 2006.- 9 августа О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ УЧАСТНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОХОДА ОТ ТРУДОВОЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.01.2007 N 8 // Собрание законодательства РФ.- 2007.- N 3.- СТ. 454; Российская газета.- 2007.- 20 января. О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ НА ОБУСТРОЙСТВО УЧАСТНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ [Текст]: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.01.2007 N 7 // Собрание законодательства РФ.- 2007.- N 3.- СТ. 453; Российская газета.- 2007.- 20 января. О КОМПЕНСАЦИОННОМ ПАКЕТЕ УЧАСТНИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ [Текст] : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.01.2007 N 1 // Собрание законодательства РФ.- 2007.- N 3.- СТ. 447; Российская газета.-2007.- 16 января. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ «ДОМ МОСКВЫ ЗА РУБЕЖОМ» [Текст] : РАСПОРЯЖЕНИЕ Мэра от 01.08.2003 N 288-РМ // Вестник Мэра и Правительства Москвы.- 2003.- N 48 О РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ [Текст] : РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Москвы от 25.12.2006 N 2738-РП // Вестник Мэра и Правительства Москвы.- 2007.- N 6. О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ НА 2006-2008 ГОДЫ [Текст] ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 06.09.2005 N 679-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы.- 2005.- N 53. О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ «КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)» [Текст] : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 05.04.2005 N 180-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы.- 2005.- N 26. ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 369190-3 «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В Российской Федерации» [Текст] : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Московской городской Думы от 06.12.2006г. № 356 // Ведомости Московской городской Думы.- 2007.- № 1.-С. 42-43. ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст] : (научно-практический комментарий).- М.: Известия, 1992.- 71с. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Текст] .- М.: Изд-во Московского университета, 1995.- 266 с.Путин В.В. Поддержка и защита прав соотечественников - среди наших национальных приоритетов [Текст] : [выступление Президента России на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом (Санкт-Петербург, Таврический дворец, 24-26 октября 2006г.)] / В. В. Путин // Международная жизнь. - 2006. - № 11.-С. 3-8.Брыкин О. Судьба наших соотечественников в странах содружества вызывает озабоченность [Текст] : [распад СССР привел к тому что за пределами РФ оказалось около 30 млн.наших соотечественников] / О. Брыкин, В. Тимофеев // Международная жизнь. - 1998. - N6.-С.17-25.Бутаков Я. Мы можем потерять Россию [Текст] : публицистика [21 апреля 2005 года в Государственной Думе России состоялся "круглый стол", посвященный проблемам наших соотечественников в мире. О темпах и масштабах миграции иностранных граждан в Россию, о необходимости выработки государственной стратегии в отношении массовой миграции в страну] / Я. Бутаков // Москва. - 2006. - N4.-С.179-191.Графова, Л. Дальше ехать некуда [Текст] : [отчет о командировке в Ярославль директора Федеральной миграционной службы и председателя исполкома "Форума переселенческих организаций"] / Л. Графова // Российская газета. - 2006. - 21июля.-С.10.Кузмин В. Родина - русский язык [Текст] : о Втором Всемирном конгрессе соотечественников / В. Кузмин, Н. Сорокина // Российская газета. - 2006. - 25 окт.-С. 1-2.Лащенова Е. "Русский мир" в Армении [Текст] : [государственная политика по работе с соотечественниками за рубежом] / Е. Лащенова // Международная жизнь. - 2006. - № 1-2.-С. 161-168.Павловский Г. Русский мир [Текст] : [о Всемирном конгрессе соотечественников за рубежом 24-25 окт. 2006г.] / Г. Павловский // Международная жизнь. - 2006. - № 11.-С. 17-18.Петровский В. Гуманитарное направление постсоветской интеграции [Текст] : [концепция поддержки соотечественников за рубежом на современном этапе] / В. Петровский // Международная жизнь. - 2006. - № 3.-С. 121-128.Сидибе Пьер На двух стульях [Текст] : соотечественники готовы помочь интересам России. [О создании международной организации по контролю за правами человека на Западе] // Российская газета.- 2007.- 21 марта.- С. 7.Смольякова, Т. Билет в Россию. На каких условиях, за чьи деньги и в какие сроки [Текст] : [комментарий к Указу президента РФ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (текст Указа на с. 19-20)] / Т. Смольякова // Российская газета. - 2006. - №137(28июня).-С.1,17.Чепурин А. Со всех континентов, из 78 стран мира [Текст] : [выступление директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом] / А. Чепурин // Международная жизнь. - 2006. - № 11.-С. 9-16.II. Мировые диаспоры и внешняя политика РоссииДиаспора может стать мостом укрепления двусторонних отношений между государством проживания и «исторической родиной»Консолидированная, обладающая высоким организационным и финансовым потенциалом диаспора может не только успешно сохранять и развивать свою этнокультурную самобытность, но и стать реальным "мостом" укрепления двусторонних отношений между государством проживания и "исторической родиной". Иногда возможности диаспоры существенно превосходят экономический и политический потенциал страны ее происхождения. В таких случаях диаспора способна не только оказывать экономическую и гуманитарную поддержку "исторической родине", но и являться институтом лоббирования ее национальных интересов. Отметим и то, что усиление взаимосвязи и взаимозависимости государств, нарастание миграционных потоков ведут к тому, что диаспоральность становится неотъемлемым атрибутом жизни современного общества. Несмотря на широкую распространенность термина "диаспора" в научной, а особенно в публицистической литературе, четкой дефиниции этого понятия нет. Анализ показывает, что принадлежность к диаспоре в большинстве случаев определяется этнической самоидентификацией, нередко вытесняющей такие системообразующие признаки, как общность языка, религии и даже объективные этнические характеристики. Так, большинство представителей современной армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья не владеют армянским языком, тем не менее, считают себя армянами; 54,5 процента ассирийцев в Москве русским языком владеют лучше, чем ассирийским, но определяют себя как "российских ассирийцев". В российской диаспоре дальнего зарубежья есть не только последователи православия, но и протестанты; далеко не всех представителей еврейской диаспоры можно отнести к правоверным иудеям. Самоидентификация может не совпадать с объективными этническими характеристиками. Так, 2/3 представителей "русской" диаспоры Аргентины - это украинцы, белорусы, поляки (потомки выходцев с территории Российской империи, считающие себя русскими). Часть русских общин за рубежом составляют представители народов, проживающих в России, нерусскими не являющиеся (татары, финно-угры и т.п.).Таким образом, диаспора — это этнокультурный феномен, возникающий на основе этнических групп, проживающих за пределами "исторической родины", в различных государствах, но ''самоидентифицирующих себя с одним народом. Обязательными компонентами диаспоральности являются: представление о "государстве исхода" (либо его символе) и стремление сохранить с ним связь, причем чаще всего не в физическом смысле (идея "собирания", возвращения), а в духовном; создание институтов, призванных обеспечить сохранение и развитие диаспоры, в том числе международного характера; наличие стратегии взаимодействия с государственными институтами как страны проживания, так и "титульного" государства. Европа в ХХ веке дважды подвергалась коренному, крупномасштабному размежеванию территорий по национальному признаку. Оба раза это происходило одновременно с распадом империй. Вследствие чего на сложившуюся этнодемографическую карту континента накладывался новый политический чертеж. В начале века эти события были обусловлены продолжавшимся разложением Оттоманской империи, с одной стороны, а с другой - развалом в результате Первой мировой войны Габсбургской и Романовской великодержавных монархий. Второе крупное размежевание произошло совсем недавно после краха восточноевропейских коммунистических режимов. Перестали существовать такие федеральные по форме государства как Советский Союз, Югославия и Чехословакия. На их месте появился целый ряд новых или воссозданных государств. Начавшийся в 90-х гг. процесс перекройки политической карты еще не завершился. Пересмотр политических границ ни прежде, ни в наше время не снял напряженности в сфере национальных отношений. Как бы ни были проведены границы, всегда будут существовать этнические группы, проживающие за пределами своего национального государства. В этой связи часто упоминаются венгры, почти три миллиона которых пребывают в сопредельных с Венгрией странах. Множество примеров предоставляют народы, населяющие страны, отделившиеся от Югославии. В настоящее время практически все государства, имеющие зарубежные диаспоры, разработали в той или иной форме и реализуют на практике программы взаимодействия с ними. Но правовое поле для подобного взаимодействия крайне сужено. Так, существуют нормы, регулирующие обязательства государств в сфере защиты прав и свобод национальных меньшинств. "Непредставленные народы", "национальные меньшинства" — это термины сегодняшнего международного права, не снимающие проблему диаспор, а фиксирующие необходимость обновлять подходы к ней. Прежде всего "национальное меньшинство" — понятие, употребляемое применительно к конкретной этнической группе в конкретном государстве. К примеру, мы можем обозначить российских евреев как "национальное меньшинство", но нельзя применить этот термин по отношению ко всей мировой еврейской диаспоре, обладающей надгосударственными институциональными структурами и играющей особую роль в системе международных связей. Диаспоры, раздробленные на "национальные меньшинства" в разных государствах, есть явление общемирового уровня, и в этом смысле два понятия "диаспора" и "национальное меньшинство" совпадают лишь отчасти. Не случайно специалисты обозначают диаспору как форму существования этнокультурной традиции, освобожденную от скованности государством. Но диаспора это не только форма, механизм и средство существования исторически сложившихся сообществ, но и политический инструмент. Об этом свидетельствует опыт развития мировых диаспор. Причем критерием принадлежности к ним является не только количественный показатель и ареал расселения. Гораздо важнее внутренний потенциал, позволяющий оказывать влияние не только на политические и экономические процессы в стране проживания, но и на межгосударственные отношения. Прежде всего влиять на политику отдельных стран и мирового сообщества в целом (в том числе через международные диаспоральные объединения) в отношении "страны исхода". Большой опыт в этой связи, накоплен армянской, еврейской, китайской и некоторыми другими диаспорами. По оценкам лидеров международных армянских объединений, чувство ответственности за судьбу Армении и готовность ей помогать являются главным критерием принадлежности к диаспоре. Характерно в этой связи высказывание известного культурного и общественного деятеля Ш. Азнавура: "Рождение, вероисповедание — это важно, но если ты армянин — помогай Армении, как это делают французские армяне или армяне США. Армянская диаспора в зарубежных государствах, прежде всего в США, накопила солидный опыт по лоббированию политических и экономических интересов Республики Армения. Создан ряд активно действующих организаций, в том числе международного уровня, оказывающих финансовую и гуманитарную помощь. Среди таковых объединений — Армянский фонд (США). Армянская диаспора успешно выполняет функции "моста" между страной проживания и Арменией, содействует защите национальных интересов Армении, хотя далеко не всегда позитивно оценивает политические и экономические шаги ее руководства. В свою очередь, западная армянская диаспора пытается влиять на внешнюю политику Республики Армения, ориентируя ее лидеров на более тесную интеграцию со странами их проживания. Отмечают, что армянская диаспора в странах Балтии и СНГ не обладает таким солидным политическим и финансовым потенциалом, как западная, но выглядит гораздо сплоченней и дееспособней, чем объединения российской диаспоры в новых независимых государствах. Не случайно страны ближнего зарубежья пытаются использовать потенциал армянских общин, прежде всего для укрепления экономических и культурных связей с США и другими зарубежными странами ее проживания. Генезис китайской диаспоры насчитывает несколько веков. Ее формирование в странах Южной и Юго-Восточной Азии относится к эпохе Мин (1368—1644). В XIX столетии после опиумных войн, положивших конец изоляции маньчжурского Китая, эмиграция приняла гигантские масштабы. В настоящее время несколько миллионов китайцев проживает в Таиланде, Индонезии, Мьянме и других странах ЮВА. В Малайзии китайцы составляют 35% населения и фактически являются государствообразующей этнической группой. В США численность китайцев достигает миллиона человек, больше половины из которых проживает в Калифорнии и на Гавайских островах. Потенциал китайской диаспоры, в первую очередь экономический, достаточно давно используется китайскими лидерами не только для привлечения денежных средств в Китай, но и для обеспечени