Муниципальное общеобразовательное учреждение Талицкая средняя общеобразовательная школа Вохомского района Костромской областиУтверждаюДиректор школы -------------------------/ Окулова Л. А.-------------------------2006 г.Программа кружка исследователей и любителей природы «Юные лесоводы»Составитель: Смирнова Р. А. учитель биологииП. Талица 2004 г.Пояснительная записка.Программа предназначена для учащихся 8,9,10 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 34 часа. Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Аллея выпускников», «Озеленение» и др. Программа кружка включает знакомство с направлениями работы местного леспромхоза и лесхозов, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли, со студентами учебных заведений с целью знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности. К проведению занятий привлекаются специалисты базового Чабрского лесничества, которые организуют лесотехническую учебу, работу отрядов школьного лесничества «Лесной дозор» на объектах по сезонам, предлагают тематику исследовательских работ. В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества. Материал кружка актуален для учащихся лесного поселка, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля. Программа кружка преследует следующие цели и задачи: -дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом; -воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу; -углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах её охраны; -развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ; - воспитывать качества рачительного и разумного природопользователя; - вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений; -профориентация на профессии лесного профиля.Освоив данную программу, учащиеся должны знать:-основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления; - роль лесных богатств в жизни населения региона; -цели и задачи школьного лесничества, - направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий, - способы природоохранной деятельности учащихся; -правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.Учащиеся должны уметь:-проводить наблюдения, исследования в природе; -использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования, -распознавать основные породы древесной растительности своей местности; -устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы; -использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.Программа.Тема 1. Введение (3 часа). Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве Талицкой школы, выборы лесничего и старших экопостов. Планирование «Недели сада и леса». Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства). «Неделя леса и сада». Посадка дерева или аллеи выпускников.Тема 2^ . Лес – основной компонент окружающей средыи богатство человечества (6 часов). Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову». Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!» Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес». Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения», «Экологические проблемы лесозаготовок и лесопереработки в Костромской области и пути их решения». Сбор семян сорных растений, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей. Заготовка речного песка, гальки и золы лиственных пород для порхалищ и галечников. Тема 3^ . Основы лесоводства и лесоведения (4 часа). Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений. Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями. «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре» «Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки». Встреча со студентами заведений лесного профиля.Тема 4. Основы лесной таксации (5 часа). Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них». «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».Тема 5. ^ Организация лесозаготовок и переработки древесины (6 часов). Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов. Экскурсия «Знакомство с технологиями заготовки, переработки и охраны леса в местном леспромхозе». Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины». Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края. Экскурсия «История леспромхоза». Исследовательская работа «Настоящее и будущее переработки древесины в Костромской области».Тема 6.Лесовосстановление ( 4 часа). Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой. Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала. Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев. «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки». Операция «Семена». «День птиц». Операция «Скворечник».Тема 7.Охрана и защита лесов (4 часа). Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц. Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями». Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями. Операция «Муравей» для учета и охраны.В течение года работа отрядов школьного лесничества согласно договору (прилагается).Примерные темы опытов: «Выявление насаждений, зараженных стволовыми гнилями и болезнями, и очагов поражения леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования». «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области» с указанием конкретных примеров. «Учет муравейников по кварталам и мероприятия по их охране». «Промысловые лесные животные и их значение в жизни населения края». «Составление схематической карты размещения сырьевых баз ценных лекарственных трав, грибов, ягод». «Сравнительная характеристика разных способов выращивания сеянцев в питомниках ( в открытом грунте) и в теплицах (под полиэтиленовой пленкой). «Зависимость выхода стандартного посадочного материала сеянцев от величины семян, от площади питания, от посадки в строку и вразброс по площади». «Зависимость роста сеянцев от минеральных и органических удобрений». «Влияние сроков посева семян различных пород деревьев на их всхожесть». «Размножение ели голубой при помощи семян или черенков». ^ Подведение итогов работы (2 часа). Конференция. Оценивание работы учащихся:Отзывы, благодарности, грамоты в личное портфолио ученика, призы.Ресурсное обеспечение: Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979 г. Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975 г. Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973 г. Природа Костромской области и её охрана. Ярославль, 1973, 1976, 1987 г.г. Шретер И. А. Лекарственные растения Костромской области. М., Экология, 1992 г. Бекенева и др. География Костромской области. Кострома, 1995 г. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ. Географические карты природных зон, растительности мира, Костромской области. Определители растений и животных.