Реферат по предмету "Разное"


«Электричество»

n1-75.5.1.2. 2 этап(1-я часть). Создание НИМ и НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев.РЕФЕРАТРазработаны научно-образовательные материалы для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев. Приведен банк тестовых заданий по всем темам раздела «Электричество». Сформированы тесты для промежуточного и итогового контроля знаний и умений школьников на завершающем этапе среднего образования. стр. 27, рис. 5, литература 3 наименования.^ Ключевые слова: физика, электростатика, электрический заряд, закон Кулона, электрическое поле, напряженность и потенциал электрического поля, электрический ток, тестирование, методика, самостоятельная работа, контроль знаний и умений, технология тестирования, результаты тестирования.ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3 1. Создание научно-образовательных материалов для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев................. 9 2. Примеры тестовых заданий......................................................................... 21 Список литературы ......................................................................................... 27ВВЕДЕНИЕПроблема формирования гармонически развитой личности в современном образовании требует решения следующих задач: во-первых, необходимо гармонизировать отношение человека с природой через знакомство с современной естественнонаучной картиной мира; во-вторых, следует стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления через освоение современных методов научного познания; в-третьих, нужно исходить из того, что человек живет в обществе и для его успешной социализации необходимо погружение в существующую и непрерывно развивающуюся социальную среду, включающую в себя не только предполагаемый профессиональный компонент; в-четвертых, необходимо решить проблему ориентации и адаптации личности в стремительно развивающейся информационной среде. В современном мире наблюдается широкое развитие и внедрение в повседневную практику новых информационных технологий. Основным содержанием развития человечества считается переход к новому этапу развития - информационному обществу. Надо отметить, что на трансформацию теории и методики обучения влияют многие факторы, и в том числе процесс информатизации общества. Информатизация общества неизбежно ведет к информатизации образования, на базе которого формируется информационно-образовательная среда. А особенности этой среды в свою очередь вызывают активное трансформирование процесса обучения. Процесс информатизации общества можно рассматривать с трех позиций: ускоренное накопление информации, создание новых технологий и развитие средств информатизации и вычислительной техники, инноваций на уровне общества и личности. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на образование, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Информатизация образования - это не только информатизация процесса получения знаний, но и информатизация учебной деятельности в целом, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной деятельности и процессов воспитания. Рассматривая взаимодействие между обучаемыми и педагогами в ИОС, необходимо учитывать, что отношения между участниками процесса обучения дистанцируются. Это связано с тем, что взаимодействие осуществляется через компьютер. При использовании возможностей информационно-образовательной среды можно отметить такие положительные моменты, как оперативность получения информации, преодоление «угрозы» исходящей со стороны «всезнающего» педагога в процессе обучения, боязни сделать ошибку, дискомфорта и неуверенности. Наряду с достоинствами информационно-образовательной среды существуют и недостатки, связанные с тем, что многие каналы общения между участниками взаимодействия перекрыты, что неизбежно уменьшает степень и качество усвоения учебного материала. Школьники не проговаривают определения, не обмениваются мнениями и логическими выводами, не имеют возможности «видеть, как надо правильно думать». Процесс общения с учителем опосредуется за счет применения компьютерных технологий. А в ряде случаев учитель использует средства информационной среды таким образом, что ещё больше усугубляют трудности в усвоении учебного материала. Должны быть задействованы все каналы получения информации, учащийся должен иметь возможность не просто переписывать, но участвовать в процессе вывода формула, теорем, в логических рассуждениях, и так далее. Опросы, проведенные среди школьников, показали, что личностное общение с учителем является очень важной составляющей обучения, и никакой компьютер не сможет его заменить. Необходимо помнить, о рисках, связанных с информатизацией образования, возникающих при потере личностного контакта в условиях, когда чрезмерно усиливается роль игровой составляющей, идет подмена реальности на суррогат виртуальности, происходит дезориентация молодежи, связанная с вседозволенностью в виртуальной реальности. Это неизбежно приводит к плачевным результатам. У школьников, особенно выпускных классов, существуют и другие трудности, связанные с адаптацией к новой образовательной среде, с отсутствием навыков самостоятельной работы, с различным уровнем начальной подготовки, с отсутствием систематического контроля, низким уровнем культуры общения, как с учителями, так и со своими одноклассниками, различием учебных программ, просто бытовыми трудностями. При осуществлении образовательного процесса в школе, в условиях изменившейся ИОС перед нами встал вопрос: «Как работать в этих условиях преподавателю, каким основными критериями руководствоваться в учебном процессе?». Зинченко А. П., рассматривая деятельность тьютора в системе открытого образования, указал следующие его функции: «проведение диагностики состояния обучения; осуществление целеполагания; мотивация и вовлеченность обучающихся; управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся; коррекция деятельности обучающихся; контроль за выполнением заданий; рефлексия деятельности (своей и обучающихся)». Если эти функции будут приняты преподавателями, осуществляющими свою деятельность в информационно-образовательной среде, то на наш взгляд часть из указанных проблем обучения школьников будет снята, или, по крайней мере, смягчена. Нужно отметить, что в связи с развитием информационных технологий трансляция накопленных знаний становится не самой главной задачей педагога, поскольку необходимую информацию школьник может найти в информационно-образовательной среде во всемирной паутине Интернета. Задачей преподавателя в большей степени становится передача опыта логического мышления, способов и приёмов структуризации, анализа и систематизации полученной информации. Ему необходимо помочь учащемуся не только получить, записать, но и освоить эту информацию в процессе взаимного общения. При ограниченности сроков обучения и непрерывном увеличении потока информации совместная деятельность преподавателя и учащегося становится минимальной, поэтому передача информации не сопровождается формированием требуемых приемов деятельности и мышления. В связи с этим, оказывается, недостаточно определить состав, объем и структуру учебного материала. Необходимо разработать определенную технологию обучения, найти способы управления процессом присвоения обучающимися передаваемого им опыта. На первый план встают проблемы развития творческой активности и совершенствования методики и приемов обучения студентов. Одним из конструктивных путей их решения связан с созданием инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но и в образовании. Создание, освоение и распространение инноваций в сфере образования формирует новую, современную образовательную систему - глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство: новых образовательных технологий - технологических инноваций, новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций, новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций, новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций. Проблема выбора технологий предстает не как технологический вопрос, а как проблема инновационного менеджмента в сфере образования. Для ее эффективного решения необходимо регулировать связи между всеми подсистемами и элементами системы образования. Новые подходы к управлению процессом преподавания в современном образовании выражаются в освоении и распространении таких организационных инноваций, как: разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом процесса обучения и т.п.), объединение преподавателей, специалистов по информационным технологиям и организаторов учебного процесса в группы, команды, осуществляющие разработку и предоставление курсов дистанционного образования. Необходимость модернизации системы образования Российской Федерации определило подписание Болонской декларации и соглашения с Европейским союзом дорожной карты четырех пространств, в том числе и в образовательной сфере. Одним из аспектов такой модернизации является активное применение на всех стадиях учебного процесса, в том числе и в школе, тестовой методологии контроля и активизации самого учебного процесса. Специфика российских образовательных систем придает ему индивидуальные черты, учёт которых важен в условиях модернизации отечественной средней и высшей школы, прежде всего на переходном этапе от школы к вузу в новых условиях непрерывного образовательного процесса. Педагогическое тестирование вступает в России в стадию интенсивного развития.1. Создание научно-образовательных материалов для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеевОбученность является результатом обучения, выраженным в действиях обучаемого. Это доступное измерению свойство. Наиболее подходят для диагностики критериально ориентированные тесты уровней обученности, включающие задания на выполнение деятельности требуемого уровня и систему оценок с выработанными эталонами сравнения. Иерархия когнитивных целей позволяет выделять в структуре обученности фактуальный уровень знания того, что можно усвоить и выучить; операционный уровень того, чему можно научиться, и уровень эвристического анализа нетиповых и проблемных ситуаций, требующий развития определенных интеллектуальных способностей. Творческий уровень владения изученным материалом едва ли стоит проверять в текстовой форме. Если понимать его как получение объективно новой информации, то ее невозможно обеспечить эталоном сравнения, в других случаях он перекрывается эвристическим уровнем, где тоже нужны интуиция, быстрота ума, сообразительность, догадка. Диагностика обученности школьников обеспечивает активизацию, и эффективное управление учебным процессом в реальном времени. Тестовая диагностика является средством изучения динамики обученности, исследования эффективности дидактических процессов и циклов. Установление критериев обученности обеспечивает перевод тестовых баллов в академическую либо рейтинговую шкалы оценок. Предметная тестовая квалиметрия обученности гарантирует точность и надежность измерений, пригодна как для дидактических исследований, так и для сочетания тестовых и экспертах оценок. Адаптивное обучение и адаптивный контроль логически вытекает из представлений акмеологического метода организации учебного процесса. Главные причины появления адаптивных систем исходят из реализации известного педагогического принципа индивидуализации обучения — существенно важного как в школе, так и в вузовской подготовке квалифицированных специалистов, в том числе и для гражданской авиации. Использование заданий, соответствующих уровню подготовленности, существенно повышает точность измерений и минимизирует время индивидуального тестирования до, примерно, 5-10 минут. Адаптивное обучение позволяет обеспечить выдачу учебных заданий на оптимальном, примерно 50 % -ом уровне трудности. Адаптивный тест как вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создается в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста - это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию. Адаптивное тестирование - это такой контроль, который позволяет регулировать трудность и число предъявляемых заданий каждому школьнику в зависимости от его ответа на текущее задание: в случае правильного ответа следующее задание он получит труднее, в случае неправильного - легче текущего. Очевидно, что естественнонаучные тексты имеют свою специфику, проявляющуюся и в том, что они включают как объективное знание с ограниченными возможностями множественной интерпретации (фундаментальные физические принципы, законы, гипотезы, эмпирические закономерности, неопределяемые и определяемые физические понятия), так и знание, составляющее альтернативное поле текста, не всегда явно в нем присутствующее. В рамках решения проблемы поиска форм, средств, методов и приемов, способствующих выработке у старшеклассника рефлективных приемов работы с учебной информацией, на основе анализа теоретических концепций междисциплинарного конструкта «понимание» мы уточнили сущность, структуру и компоненты педагогической категории «умение понимания естественнонаучного текста» на основе герменевтического подхода. Данное умение определено нами как уровень освоения составного действия или деятельности, позволяющий индивиду осознанно и с необходимой степенью качества осуществлять интерпретацию текста как структурно организованное целое в логико-семантических условиях постижения и усвоения смысла на базе герменевтического методологического стандарта. Он включает в себя: технику и принципы понимания, вопросно-ответные методики, контекстный метод, специальные логические, семиотические и психологические средства, обеспечивающие исследование семантического и смыслового поля текста и его формализацию. В отношении приложения герменевтики, возникшей и развивающейся в гуманитарном поле познания, к учебным текстам по физике заметим, что все тексты как знаково-символические системы различного происхождения и назначения имеют универсальные законы порождения и предполагают «включение» у читателя-интерпретатора сходных психологических закономерностей понимания. Обратиться к альтернативному полю учебного текста по физике - значит включить этот текст в более широкий контекст на основе выявления внутренней логики учебной информации, специфики ее получения, места и значения в рамках предмета, отрасли знания и культуры в целом. Учащемуся, прежде всего, должна быть обеспечена возможность саморегуляции действий по принципу обратной связи, что и достигается при использовании компьютерных тренажеров. Содержание заданий тренажера определяется совокупностью понятий разделов курса физики. Понятие - это отражение наиболее существенных свойств и отношений объектов. Но констатация существенных свойств и отношений не является самоцелью при обучении студентов. Овладение системой понятий необходимо потому, что отражаемые ими связи и отношения служат ориентировочной основой деятельности при решении разнообразных научных и практических задач. Каждое физическое понятие или закон содержат в концентрированном виде большой объем информации, которая не может быть усвоена одномоментно при введении соответствующего определения. Поэтому познавательная деятельность учащегося при освоении основных понятий физики должна быть смоделирована так, чтобы отдельные признаки понятий прошли через деятельность обучаемых сначала поочередно, затем в разных сочетаниях и лишь после этого понятие в полном объеме его признаков может быть включено в комплексную деятельность по решению задач. Приведем пример совокупности связей и отношений, охватываемых понятием «Напряженность электрического поля». Для этого воспользуемся следующим фрагментом учебной информации: «Напряженность электрического поля - векторная физическая величина, характеризующая силовое действие поля на заряды, равная отношению силы к величине заряда, помещенного в исследуемую точку поля, направленная в ту же сторону, что и сила, действующая на положительный заряд. Напряженность зависит от величины и конфигурации зарядов, создающих поле, от положения исследуемой точки в поле и от электрических свойств среды. Электрические поля подчиняются принципу суперпозиции». В этом фрагменте содержится не менее восьми утверждений: а) напряженность - векторная величина; б) напряженность характеризует силовое действие поля на заряды; в) измерение напряженности основано на использовании пробных зарядов-индикаторов, помещаемых в исследуемую точку; г) направление напряженности совпадает с направлением силы, действующей на положительный заряд; д) электрические заряды по отношению к полю выполняют двоякую функцию – они являются индикаторами поля (используются для его обнаружения и измерения), а также являются источниками поля (создают его); е) напряженность зависит от конфигурации зарядов, создающих поле; ж) характер зависимости напряженности определяется конфигурацией зарядов, создающих поле; з) существуют количественные соотношения как между напряженностью и зарядом-индикатором, так и между напряженностью и зарядом-источником поля, но причинно-следственный характер имеет только вторая связь. Интерес учителей физики к активным методам обучения вызван не только новыми возможностями в обучении, обусловленными информационными технологиями, но и стремлением мотивировать учащихся к физике в условиях всеобщего сокращения часов, отводимых на ее изучение. Мотивация обучения может быть достигнута при такой организации учебного занятия, когда решение учебной задачи превращает ее в проблему, пути разрешения которой открывают много нового и познавательно интересного для школьника. Вызванная противоречием активность студента способствует усвоению соответствующей целям занятия учебной информации. Диагностика обученности является другим фактором мотивации, когда возникает насущная потребность в знаниях, удовлетворение которой при обычном контроле стремятся пресекать. Обученность есть результат обучения, выраженный в действиях обучаемого. Это доступное измерению свойство. Наиболее подходят для диагностики критериально ориентированные тесты уровней обученности, включающие задания на выполнение деятельности требуемого уровня и систему оценок с выработанными эталонами сравнения. Иерархия когнитивных целей позволяет выделять в структуре обученности фактуальный уровень знания того, что можно усвоить и выучить; операционный уровень того, чему можно научиться, и уровень эвристического анализа нетиповых и проблемных ситуаций, требующий развития определенных интеллектуальных способностей. Творческий уровень владения изученным материалом едва ли стоит проверять в текстовой форме. Если понимать его как получение объективно новой информации, то ее невозможно обеспечить эталоном сравнения, в других случаях он перекрывается эвристическим уровнем, где тоже нужны интуиция, быстрота ума, сообразительность, догадка. Однако реально методы проблемного обучения используются фрагментарно. И можно понять почему. Во-первых, в их основу положено классическое представление проблемы как проявления противоречия, определяющего направление умственного поиска, появление интереса к исследованию, стремление к усвоению нового понятия или способа действия». Учитель же не владеет ни инструментом формирования противоречия, а методические разработки охватывают далеко не весь материал, ни способом сравнения учебников физики с позиций проблемного обучения. Во-вторых, умственный поиск ответов на проблемные вопросы осуществляется коллективно, тогда как результативно только самостоятельное преодоление собственного интеллектуального затруднения каждым учащимся. При организации проблемного обучения можно результативно использовать тот факт, что физика - одна из немногих дисциплин, в которой сильно выражены причинно-следственные связи. Обозначенные сложности снимаются с привлечением к проблемному обучению информационной модели внутрипредметных связей, позволяющей рассчитывать количественные характеристики семантического содержания учебного материала. Будем моделировать учебный процесс как процесс переноса информации из одной учебной проблемы в другую с помощью скрытых в учебном материале внутрипредметных связей. Тогда учебная проблема возникает там, где, по ряду причин, внутрипредметная связь не установлена или намеренно нарушена. Таким образом, инструментом построения проблемных заданий является намеренное сокращение или разрыв семантической последовательности учебного материала физики. Такой разрыв ставит учащегося перед необходимостью организовать умственную деятельность и самостоятельно разрешить возникшую проблему, то есть восполнить опущенную область (определить недостающие понятия или связи между понятиями). Используя информационную модель внутрипредметных связей, материал каждого из параграфов может быть представлен с помощью смысловой структуры, в вершине которой находится изучаемое понятие. Предлагается два способа формирования учебной проблемы. Первый - Смысловая структура размыкается в месте, где изучаемое понятие находится в семантическом состоянии. Второй - Структура перестраивается так, чтобы в ней содержалось противопоставление двух цепочек рассуждений. Государство заинтересовано в обеспечении качественного образования, а учащиеся и их родители в его получении. Для этого необходимо использовать современные методы оценки и контроля. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизованными процедурами, при проведении которых все обучающие находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов и раскрыть в широком диапазоне знаний, знания и навыки, полученные при обучении. Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий должно отражать основные разделы предмета физики. Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента использования тестов. Задания ЕГЭ отражают тенденции нового стандарта физического образования, соответствуют роли физики в системе общего образования школьника, позволяют отразить качественные вопросы, используемые на устных выпускных экзаменах в школе и письменных вступительных экзаменах по физике в некоторых вузах [1]. Следует отметить, что в них более целенаправленно включены задания, отражающие разные виды деятельности учащегося, которые он должен осваивать в ходе изучения физики как учебного предмета, начиная от умения воспринимать информацию, предоставленную в разных видах, и заканчивая владением физическими понятиями, связанными с жизнедеятельностью человека. Такие задания были включены в каждый вариант, хотя могли проверяться на материале, относящемся к разным темам курса физики. Для ориентации учащихся и учителей при подготовке к выпускным экзаменам, а также оценки в целом уровня подготовленности, считаем целесообразным проводить в школах мониторинги после каждого пройденного раздела физики. В вузах для закрепления знаний проводятся уже не один год интернет-тесты (экзамены). Практическое использование современных тестов учебных достижений дает возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества российских учащихся. Результаты пробных мониторингов позволили получить в целом объективную картину знаний школьников по физике. Задания составлены с учетом охвата основных элементов содержания образования в средней школе и выделенных видов деятельности. Это позволило дать содержательный анализ овладения учащимися знаний основных законов физики, специальных и общеучебных умений школьников. Задания выявили следующие основные недостатки знаний и умений школьников. Характерными типичными ошибками являются: - формализм знаний - неумение применять имеющиеся знания при выполнении заданий, слабое понимание существа применяемых формул, правил, определений тех или иных величин. - расчетные ошибки, связанные с плохим умением проводить действия с порядками величин. Это привело к тому, что, получив правильный ответ в общем виде, численный ответ оказывался часто неправильным.неумение оценивать реальность полученных результатов. Получив несуразный ответ, ученики не задумывались над его реальностью. Абсолютно абсурдные ответы не смущали школьников, не заставляли их пересчитать свои результаты.слабые ответы на качественные задания, требующие понимания сути физических явлений и процессов, умений объяснять их на основе законов физики. Таким образом, с некоторыми заданиями ученики справлялись слабо, как из всей выборки, так и из сильной группы. Это означает, что задания такого типа не отрабатываются в учебном процессе в школах. Анализ результатов исследований зарубежных и отечественных ученых показывает, что педагогические тесты являются одним из наиболее мощных, надежных и объективных методов определения успехов (достижений) учащихся. Педагогическая тестология представляет собой прикладное направление научной педагогики и призвана заниматься вопросами разработки тестов для контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Тест (технология тестирования), в соответствии с принципами дидактики должны (должна) не только дифференцировать и измерять знания испытуемых, но и обладать свойством инициирования их самообучения и проявлять их стремление к повышению качества знаний, умений и навыков. Развитие педагогической науки и практики последних десятилетий убедительно показывает, что решение проблемы мониторинга состояния знаний следует искать на пути сочетания тестирующих методик контроля с применением современных информационных технологии. Применение технологии, например, мягкого тестирования позволяет высвободить значительную часть времени преподавателя и учащихся от рутинного заслушивания устного ответа и использовать ее для активной деятельности. Технология мягкого тестирования позволяет в короткое время максимально объективно оценить уровень знаний по данной теме. Учащихся может начинать тестироваться в любое время, когда он сам считает себя готовым, разрешение тестироваться в произвольное время должно повысить результат тестирования. Господствует принцип: "Тестируйся по любой теме практикума сколько хочешь раз, не ущемляя при этом прав своих коллег". Применяемая в технологии мягкого тестирования база тестовых заданий должна быть достаточно велика, чтобы испытуемым не попадались одинаковые задания. Образовательные потребности и дидактические принципы направлены на то, чтобы процедура тестирования и тестирующий комплекс не только измеряли уровень знаний, умений и навыков, но и выполняли главную образовательную задачу: побуждали учащихся к самостоятельному обучению. Ожидающие сеанс тестирования школьники изучают учебники, дополнительную литературу, обращаются с вопросами друг к другу и к учителю, что создает продуктивную учебную обстановку, технология организована тем лучше, и тестовый комплекс тем лучше, чем выше скорость роста результатов участников при повторных тестированиях. Это совершенно необычный для тестологии подход. При технологии мягкого тестирования неготовый к ответу школьник имеет реальную возможность доучиться в ходе тестирования и получить высокую оценку. Сам термин мягкое тестирование («soft-testing» или «soft grading») означает, что из технологии устранены резкие границы оценки вариантов ответов. Технология мягкого тестирования способствует улучшению качества диагностики физико-математических знаний, совершенствованию организационных условий обучения, повышению объективности диагностики знаний, умений и навыков. Всё это позволит не только повысить качество обучения не вызывая переутомления школьников, но и улучшит психологический фон общения учащихся и учителя. Электромагнетизм считается трудным разделом физики для усвоения школьниками, что связано, в частности, с применением сложного математического аппарата – векторов. В соответствии со структурой обученности нами разработано более 200 тестовых заданий по разделу «Электричество» на выполнение деятельности разного уровня, сформировано достаточное число параллельных тематических и рубежных тестов уровней обученности, проведена их эмпирическая проверка и групповая экспертиза. По данным тестирования можно построить индивидуальные карты обученности, которые дают возможность оперативной ее коррекции. Диагностика обученности школьников обеспечивает активизацию, и эффективное управление учебным процессом в реальном времени. Тестовая диагностика является средством изучения динамики обученности, исследования эффективности дидактических процессов и циклов. Установление критериев обученности обеспечивает перевод тестовых баллов в академическую либо рейтинговую шкалы оценок. Предметная тестовая квалиметрия обученности гарантирует точность и надежность измерений, пригодна как для дидактических исследований, так и для сочетании тестовых и экспертах оценок. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов и раскрыть в широком диапазоне знаний, знания и навыки, полученные при обучении. Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий должно отражать основные разделы предмета физики. Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента использования тестов. В Московском государственном университете гражданской авиации создаются обучающие или диагностико-корректирующие тесты по физике для учащихся 9-11 классов. Эти тесты предназначены для более эффективного закрепления теоретических знаний курса физики и подготовки к ГИА и ЕГЭ. В рамках использованного пакета тестовых программ SunRav TestOfficePro можно реализовывать все формы тестовых заданий благодаря встроенным в нее функциям и компонентам. А именно:ввод с клавиатуры в специальном поле ответа (как правило, в виде числа),одиночный выбор варианта ответа из нескольких предложенных,выбор нескольких (возможно одного) вариантов ответа,расстановка соответствия между позициями в двух группах утверждений,упорядоченный список. Программный продукт SunRav TestOfficePro это комплексная, целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная система, которая разрешает изложить сложные элементы учебного материала с использованием богатого арсенала разных форм отображения информации. При этом повышается эффект обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Программные продукты обеспечивают выполнение всех основных функций: предъявление теоретического материала; организацию использования первично полученных знаний (выполнение тренировочных задач); контроль уровня усвоения знаний (интерактивная обратная связь); информационно-поисковую деятельность; уточнение ориентиров для самообразования. Применение тестов во всём многообразии позволяет не только дать объективную оценку знаний учащихся, но и ввести обучающие элементы. Кроме того, компьютеризированная форма тестирования позволяет проводить педагогический эксперимент и оперативный статистический анализ результатов обучения, а также корректировать и совершенствовать методику тестирования. Опыт применения обсуждаемых методов тестирования позволяет рекомендовать использовать программную среду SunRav TestOfficePro.^ 2. Примеры тестовых заданий Приведём примеры различных видов тестовых заданий по разделу «Электричество», реализованных в среде SunRav TestOfficePro, и обоснуем их целесообразность. Программная среда идеально подходит для создания и настройки обучающих и контролирующих тестов по физике. В вопросе открытого типа тестируемому предлагается ввести ответ с клавиатуры в специально поле ввода. На рис. 1 показано как выглядит вопрос данного типа и ответ на него в программе tTester.Рис. 1. Вопрос открытого типа по теме «Закон Ома» с правильным ответом в программе tTester. Во втором типе вопросов тестируемому предлагается выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных. Пример такого вопроса приведен на рис. 2.Рис. 2. Вопрос с одиночным выбором варианта ответа из нескольких предложенных по теме «Напряженность электрического поля» в программе tTester.В третьем типе вопросов тестируемому предлагается ответить, выбрав несколько (возможно один) вариантов ответа. Пример такого вопроса приведен на рис. 3.Рис. 3. Вопрос с выбором нескольких (возможно одного) вариантов ответа в программе tTester (ответ правильный).В четвертом типе вопросов тестируемому предлагается установить соответствие между двумя столбцами - левым и правым. Для этого нужно для каждого элемента (варианта ответа) из левого столбца выбрать из выпадающего списка номер соответствующего элемента (варианта ответа) из правого столбца. Пример такого вопроса приведен на рис. 4.Рис. 4. Вопрос на расстановку соответствия между позициями в двух группах утверждений с правильным ответом в программе tTester.В пятом типе вопросов тестируемому предлагается упорядочить список. Для этого нужно для каждого элемента (варианта ответа) выбрать из выпадающего списка его порядковый номер. Пример такого вопроса приведен на рис. 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.