Реферат по предмету "Разное"


«Этика экологической ответственности» Ролевая игра

«Этика экологической ответственности»Ролевая играЛарионова И.М., учитель биологии и экологии МОУ «Медновская СОШ», Калининский район, Тверская областьОчевидно, что каждый человек, живя в одно и тоже время с другими людьми, принимает решения и делает выбор индивидуально в соответствии с той моралью, которую он разделяет. Но зависят ли моральные основы экологических действий людей от исторической эпохи, от национальности, от сословия? Ответ на этот вопрос можно получить в процессе обмена мнениями исторических персонажей и современных специалистов.Цель игры: воспитание экологической ответственности, через формирование экологической культуры.^ Примерный список ролей: ведущий, валеолог, вождь индийского племени уичоли, психолог, славянин - земледелец, великий гуманист Альберт Швейцер, филисоф, эколог, юрист.Ход игрыВедущий. Уважаемые коллеги! Сегодня за «круглым столом» собрались учёные разных специальностей.- философ, психолог, эколог, валеолог, юрист - для того, чтобы вместе подумать над одним вопросом: что такое экологическая ответственность? Как «связаны» экологическая ответственность и нравственность с нашими поступками, с нашим поведением в окружающей среде? Послушаем, что думают по этому поводу люди разных наций и народов - индеец из племени уичоли, славянин - земледелец и, наконец, великий гуманист, немецкий философ и музыкант, врач и пастор Альберт Швейцер.^ Вождь индийского племени. Мы - индейцы племени уичоли, в быту и верованиях храним традиции наших предков. Для нас характерно восприятие земли как живого существа, с которым можно разговаривать и которое всё приносит в жертву ради людей, относящихся к ней как к родной матери: например злаки отдают нам своих дочерей - зерно, олень - своих детёнышей, солнце - свои стрелообразные лучи, небо - своих дочерей в виде плывущих чередой и приносящих животворную влагу облаков. Такова основа, на которой сложились наши обычаи, неукоснительно соблюдаемые изо дня в день.^ Славянин - земледелец. Наша жизнь, хотя и сложна и тяжела, однако пронизана идеей лада, то есть согласия, гармонии, существующей между человеком, его трудом, верованиями, искусством и природой. Местность, вид, окрестность вместе с всею землёю, водою и небом мы называли одним словом - природа. Мы, крестьяне, всегда считали себя частью природы: Жизнь домашних животных никогда не противопоставлялась человеческой, напротив того, домашние животные способствовали воспитанию в человеке нравственного чувства, рождали ответственность за их жизнь. Близость к ним смягчала холод одиночества, который томил душу человека при взгляде на далёкое мерцание Млечного пути, помогала преодолеть ужас небытия, смерти исчезновения. Общение с природой, её голоса - шум леса, реки, пение или крики птиц и зверей, гром и молния - пронизывали всю нашу жизнь и служили основой языческих верований. Традиционные древнейшие народные поверья, освещаемые богатым воображением, совмещаясь с реальными представлениями, создавали полуфантастические образы поэтического сознания. Мы, крестьяне, не осмеливались говорить: «ничего нет», предпочитая уклончивое: «кто знает, может, есть, может, нет». Люди не стыдились своей фантазии. Наше отношение к природе складывалось на основе диалога с ней, мы были собеседниками, относились к ней бережно. Это отношение определялось, в первую очередь, традициями народной морали.^ Альберт Швейцер. Поистине нравствен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, может ли она, и в какой степени, ощутить его доброту. Для него священна жизнь как таковая. Он не согреет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одно насекомое. Когда летом он работает ночью при лампе, он предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не видеть ни одной бабочки, упавшей с обожжёнными крыльями на его стол. Если, идя после дождя по улице, он увидит червяка, ползущего по мостовой, то подумает, что червяк погибнет на солнце, если вовремя не доползёт до земли, где может спрятаться в щель, и перенесёт его в траву. Если он проходим мимо насекомого, упавшего в лужу, то найдёт время бросить ему для спасения листок или соломинку. Он не боится, что будет осмеян за сентиментальность. Такова судьба любой истины, которая всегда является предметом насмешек до того, как её признают. Когда-то считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обращаться, как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной. Сегодня кажется, не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, чтобы признать несовместимым с этикой бессмысленное причинение вреда жизни. Этика - есть безграничная ответственность за всё, что живёт.Ведущий. Мы слышали голоса и проникали в мысли людей разных поколений и наций. И все они говорят на языке любви, любви к жизни. Напомню, Лев Николаевич Толстой, Махатма Ганди, Генри Торо, Альберт Швейцер, Олдо Леопольд, последователи идей универсальной этики, не проводят в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами. Нормы универсальной этики, в частности, требование не есть мяса, не убивать живое существо, будь то даже комар, во многом остаются лишь благодушными пожеланиями и не могут стать реальным регулятором отношения людей к природе. Тем не менее, универсальная этика высоко гуманистична, и она свидетельствует о формировании новых ценностных установок в отношении к природной среде, к жизни как таковой. А. Швейцер сказал замечательные слова о том, что этика есть безграничная ответственность перед жизнью. Так что же такое ответственность? Как понимать это слово?Философ. Я думаю, что жизнь на планете в серьёзной опасности, потому что масса людей не осознаёт экологической ответственности. Безответственность опасна в том случае, если не проявляет тот, кто принимает серьёзные решения: решения на уровне государства, правительства, ведомства, на уровне международных организаций. Поэтому так важно воспитывать экологическую ответственность у каждого жителя России и всех других стран. Так как существует правовая и моральная ответственность, важно понять их различия. Думаю, что целесообразно начать с уточнения смысла понятий «ответственность», «право», «норма моральная»Юрист. В отличие от нравственных, правовые нормы всегда выражают волю правящих групп и классов. Исполнение таких норм обеспечивается принудительной силой государства. В то же время понятие «ответственность» рассматривается как категория этики и права и, таким образом, на первый взгляд постановка данного вопроса может показаться неправомерной.Эколог. Понятие ответственности станет нам понятнее, если мы обратимся к простому примеру, к знакомой всем картине подкорми птиц и животных в зоопарках, скверах, природе. Однако не всё, возможно, знают, что от подкормки звери в зоопарке болеют и даже гибнут, в природе же становятся «иждивенцами». Случается и так, что, благополучно пережив зиму, птицы-«искусственники» весной оспаривают у возвращающихся домой перелётных птиц места обитания. Избалованные человеком, многие синицы предпочитают подбирать крошки хлеба на балконе, чем своим трудом выискивать насекомых для своего потомства. Птенцам же синицы крайне необходим белок живого происхождения. И всё-таки люди продолжают подкармливать птиц, не думая о последствиях, может быть, по незнанию. Подобная ситуация показывает, что если человек не мог предвидеть последствия своих действий в природе и выбрать соответствующие целям средства, то в этом случае будет разрушен и нравственный результат, ибо такое экологическое действие можно оценить как проявление безответственности. Таким образом, нравственное, а следовательно, ответственное поведение в природе требует от человека не только добрых чувств и хороших намерений - это необходимо, но недостаточно, - но и умения наилучшим образом воплощать их в поступках, умения в любой экологической ситуации совершать оптимальный нравственный выбор. Для этого необходимы определённые экологические знания, анализ ситуации, умения согласовывать личные интересы с интересами общества.Психолог. Мы, опять используем понятие ответственности, обращаясь лишь к одной из его сторон. Если мы принимаем определение ответственного отношения как способности и возможности личности сознательно, а значит, добровольно выполнять требования морали и права, решать задачи нравственного выбора, то целью поведения должны быть такие поступки, которые не наносят вреда ни окружающей среде, ни здоровью человека.Валеолог. В современном мире здоровье становится важной ценностью, свидетельствуя о физическом и духовном благополучии человека, умении распределять энергию и внимание между разными сферами жизнедеятельности, брать на себя ответственность за продление рода и благополучие будущих поколений. Наше здоровье формируется под влиянием четырёх основных причин (факторов): наследственности, окружающей среды, образа жизни, здравоохранения. Эти же факторы определяют и болезни человека. Наследственность есть норма реакции организма на окружающую среду и исследуется специалистами-генетиками. Зависимость здоровья от окружающей среды (природной, культурной, социальной, производственной, жилого помещения) проявляется в системе адаптаций: (морфофизиологических, поведенческих, популяционных). Так, например, у человека развивается ряд адаптаций (морфологических, физиологических, биохимических, поведенческих), регулирующих теплоотдачу. Если человек продолжит загрязнять и разрушать окружающую среду, то здоровье нации будет продолжать резко ухудшаться, поэтому экологическая ответственность есть ответственность за состояние среды обитания. Но это ещё и ответственность за образ жизни, который ведёт каждый из нас, так как образ жизни, как полагают, более чем на сорок процентов определяет здоровье человека.Философ. Хочу напомнить, что естественнонаучные знания, в первую очередь, знание экологии, нейтральны относительно нравственности. Но они получают моральную оценку, становясь средством достижения цели охраны, или, напротив, разрушения природы. Научные знания стимулируют принятие решений, потому что делают действия человека более компетентными, квалифицированными. Они придают человеку уверенность, решительность в действиях, поступках, укрепляют чувство личного достоинства, развивают логику мышления, учат доказательности. Вот почему так важно в процессе принятия решений опираться на логику доказательств, уметь делать из них выводы прикладного характера, имеющее техническое и технологическое значение, а также понимать моральные и правовые нормы отношения к природной среде, где эти законы действуют. Владение знаниями, следовательно, должно сочетаться с совестью, с моралью, и только в этом случае возникает ответственность за принимаемые решения, т.е. за цели и способы деятельности. В общественной мысли нарастает осознание взаимообусловленности двух запретов: экологического и нравственного. Все мы должны почувствовать себя одной семьёй, судьба которой зависит от всех её членов. Этот основной принцип нравственного запрета требует для своего обеспечения не только нового мышления политиков, но и осуществления широкой международной просветительской программы, направленной на формирование у каждого человека новых моральных принципов, определяющих характер отношения к природе людей и общества в целом.Психолог. По моему мнению, моральная ответственность - более широкое понятие, чем правовая. Поступок каждого из нас имеет такие особенности, или, точнее, признаки, как: зависимость от моральных мотивов; значимость (положительная и отрицательная) для другого человека, для общества, для окружающей среды; подверженность моральной и правовой оценке результатов действия-решения.Юрист. Правовой оценке подвержены решения, действия, поступки, наносящие ущерб другому человеку, другим людям. Но не нужно думать, что моральная сторона экологической ответственности противостоит ответственности правовой. В юридических кодексах содержатся требования к поведению, безусловно запрещающие его крайне аморальные, общественно опасные формы. Однако законы, юридические нормы не охватывают всего разнообразия экологических условий и ситуаций, которые определяются разнообразием природных условий России и всей планеты. А поэтому всегда есть лазейка для совершения безответственного действия. Тем самым воспитание экологической ответственности становится приоритетной целью и направлением всех образовательных систем.Ведущий. Благодарю всех участников за плодотворную дискуссию. Надеюсь, теперь мы сможем более ответственно подходить к собственным поступкам, и вести себя по возможности так, чтобы не наносить вреда ни природе, ни окружающим людям, ни своему здоровью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.