БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» БГУ Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант кафедры религиоведения Парепко Елена ВасильевнаРуководители: кандидат богословия, доцент Акимов Виталий Викторович, старший преподаватель Кожич Павел ПавловичМинск - 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 2СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 3Реферат на тему «Эффективность использования электронных библиотек и поиск информации в сети Интернет в текстологических исследованиях» 42.1. Структурированные по тематикам каталоги 102.2. Поисковая система 11^ ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 16ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 18ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW 20ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 20СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 23ПРИЛОЖЕНИЕ 24 ^ СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ БД - база данных ИТ - информационные технологииПК - персональный компьютерПС - поисковая системаЭБ – электронная библиотека ^ Реферат на тему «Эффективность использования электронных библиотек и поиск информации в сети Интернет в текстологических исследованиях» Введение Всемирная сеть Интернет и разнообразные информационные технологии давно и прочно вошли в жизнь людей, закрепились в сознании, как необычайно эффективные способы обработки и поиска различной информации, заняв свое соответствующее место. Использование информационных технологий имеет место во всех отраслях науки, известных на сегодняшний день. В данном реферате рассматривается использование информационных технологий в экзегетическом исследовании Апокалипсиса и эффективность такого использования.Для того чтобы несколько сузить область исследования и сделать реферат более специализированным, мы остановимся на способах работы с электронными библиотеками (ЭБ), на технологиях управления информационными ресурсами в ЭБ, а также на проблемах, возникающих при использовании такого типа информационных технологий. Мы обратим свое внимание также на поиске информации во всемирной паутине и попытаемся ее проанализировать.Актуальность данного реферата определяется тем, что в настоящее время существующие «классические» библиотеки, архивы и различные литературные фонды зачастую не в состоянии обеспечить исследователя необходимыми материалами. В подобной обстановке трудности возникают с поиском не только литературно-критического и методологического материала, но и текстов самих произведений, анализ которых, несомненно, должен составлять основу будущих работ. Привычными способами удается отыскать лишь переводные тексты, и если в случае литературоведческих и общеметодологических статей никаких проблем этот факт не вызывает, то для анализа непосредственно текста произведения использование перевода неприемлемо и непростительно. Обращение, таким образов, к ресурсам ЭБ представляется единственно возможным выходом.Несомненно, что появление ЭБ упростило жизнь исследователей и ученых. Однако, к сожалению, не все документы и книги можно найти там. Например, хотелось бы иметь возможность пользовать оригиналом текста святых отцов Церкви.Если говорить об использовании технологии Интернет в научных исследованиях, то она широко применяется для нахождения определенных данных, позволяет получить доступ к некоторым источникам, которые размещены на сайтах, интересующихся определенной темой. Но сама технология использования Интернет-ресурсов в научных целях не представлена достаточным образом в литературе.Стремительное проникновение технологий глобальных компьютерных сетей практически во все виды деловой, научной, образовательной деятельности становится очевидной приметой нынешнего времени. Ресурсы Интернета уже давно перестали быть просто красивой игрушкой, превратившись в крайне ценный, а зачастую и просто незаменимый инструмент повседневной работы людей многих профессий. Сверхбыстрый рост объемов информации в сетях сделали Интернет совершенно необозримым океаном разнообразнейших данных, важность которых растет пропорционально их объему. Достаточно сказать, что многие зарубежные компании, государственные учреждения, научные организации и университеты уже переориентировались на предоставление всей исходящей документации через сети, вместо выпуска дорогостоящих и не столь оперативных печатных изданий. Серьезное отношение к работе в Интернете предполагает переход от концепций «найти хоть что-нибудь» и «найти все что есть» к задаче получить только нужные документы, соответствующие теме запроса. Естественно, такая ситуация ставит проблему создания средств, позволяющих легко ориентироваться в информационных ресурсах глобальных сетей, быстро и надежно находить нужные сведения. Наиболее предпочтительным в этом случае является обращение к поисковым средствам Интернета, в задачу которых как раз и входит текущее выявление необходимых сведений в океане информации.^ Глава 1. Электронные библиотеки Существующие в настоящее время электронные библиотеки характеризуются большим разнообразием поддерживаемых в них ресурсов, способов организации их коллекции, а также функциоальными возможностями интерфейса. Тем не менее, между ними существуют и значительные отличия. Поэтому в первую очередь необходимо обозначить, что же именно мы разумеем под электронной библиотекой. (Неискушенные ПК и Интернет пользователи часто путают ЭБ и базы данных, соответственно, данное определение адресовано и им в том числе). Различные источники предлагают достаточно отличающиеся друг от друга определения; приведем наиболее частотные:«Электронная библиотека – комплекс учебно-методической и дополнительной литературы, представленной в электронном виде и размещенной в сети Интернет»;«Электронная библиотека – программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления и предоставления учащимся и педагогам на основе средств телекоммуникаций полнотекстовых электронных информационных ресурсов, снабженный собственной системой документирования и безопасности»; «Электронная библиотека – управляемая коллекция хранимой в цифровом виде информации, снабженная системой навигации»;«Электронная библиотека – упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиа-файлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору материала, и более специализированными».Как можно было заметить, определения также значительно разнятся. На мой взгляд, наиболее удачными являются последние два, они лучше остальных отражают суть понятия «ЭБ», ее разнообразную функциональную направленность и контент (информационное наполнение). Несколько расширяя рамки определения, приведем примеры универсальных и специализированных ЭБ: к первым относятся такие известные библиотеки, как «Библиотека Максима Мошкова» (www.lib.ru), «Библиотека Альдебаран» (www.aldebaran.ru), «Библиотека Якова Кротова» (www.krotov.info) и т. д., в которых представлена в основном русскоязычная и переводная художественная литература, однако можно найти и специализированную (например, различные учебники, пособия, сборники научных статей). Примеры специализированных ЭБ – «Фундаментальная электронная библиотека», проект «Сетевая Словесность» (нацеленный на собирание авторов и типов текста, наиболее ярко заявляющих о себе именно в Интернете).Следует также ограничить и область обсуждения. При изучении экзегетических исследований Апокалипсиса мы не будем затрагивать тему оцифрованных медиа-файлов (музыка, фильмы) и различных компьютерных программ, находящиеся в свободном доступе в электронных библиотеках.Само существование электронных библиотек является, безусловно, фактом положительным. Удобство и простота использования, понятные каждому пользователю интерфейсы (во всяком случае, таковыми они представляются в вышеперечисленных ЭБ), возможность собрать на домашнем компьютере небольшую личную коллекцию редких книг – все это неоспоримые достоинства ЭБ, и перечисление их можно было бы продолжить. Однако в процессе работы с электронными библиотеками выявляются и существенные недостатки:–некоторая «размытость» самого определения электронных библиотек, их [ЭБ] самая общая классификация по содержанию;–обзор методов поиска информации в электронных библиотеках, недостатки используемых методов;^ На основании проведенных исследований были сделаны следующие выводы:–использовать электронные библиотеки, безусловно, полезно, так как снижается время, потраченное на поиск нужной информации, сама информация чаще всего становится доступной в уже необходимом формате. –эффективность же функционирования данной системы оставляет желать лучшего:–новые документы появляются достаточно редко в силу объективных причин (скорость сканирования и обработки полученной информации невысока);–используемые издателями/администраторами ЭБ форматы не всегда удобны в обращении, могут требовать установки дополнительного оборудования, иногда не конвертируются в нужный пользователю формат;–поисковая система в ЭБ остается достаточно примитивной (если брать в расчет потребности пользователя-ученого), основанной на двух-трех основаниях для классификации документов, а иногда в принципе отсутствует какая бы то ни была.Если рассматривать существующие электронные библиотеки с точки зрения состава и характера информационных ресурсов, то можно заметить, что в качестве компонентов здесь могут выступают электронные каталоги, библиографические и реферативные базы данных, полнотекстовые массивы (электронные журналы, фактографические базы данных, а также базы данных электронных копий статей и других публикаций), справочно-нормативные файлы (рубрикаторы, тезаурусы, авторские, предметные, географические и другие информационные продукты). Записи этих массивов могут быть взаимосвязаны между собой ссылками, указателями хранения или условиями отыскания.Несмотря на разнообразие имеющихся средств немногие ЭБ пользуются всем арсеналом. Чаще всего (в случае с ЭБ с текстово-документальным наполнением) информация группируется по следующим критериям:имя автора произведения/статьи/научной работы;собственно название произведения/статьи/научной работы;жанр произведения;исторический период написания/год написания.При поиске конкретной работы или конкретного произведения такой метод вполне приемлем. Желательно создание и внедрение в «тело» ЭБ тематического рубрикатора произведений, т.е. группирование произведений по критерию темы (литературно-художественной категории, характеризующей каждое отдельное литературное произведение), раскрывающейся в нем. Внутри отдельных разделов систематизировать произведения классически: по историческому принципу и согласно авторству. Среди возможных пожеланий и рационализаторских предложений можно отметить следующее: создание специализированной литературной ЭБ, в которой по возможности будут помещены все более или менее значительные произведения мировой литературы. При этом группировка произведений должна осуществляться по 10–15 критериям, раскрывающим не только авторство произведения и его принадлежность определенной культуре, но и характеризующим его [произведение] по специфическим литературным категориям (жанр, жанровая разновидность, основная тематика, наличие типических образов, принадлежность к тому или иному литературному направлению, течению и т.д.). Пример: ввести классификатор типа «Образ лишнего человека» с тем, чтобы на выходе получать список всех произведений, где таковой образ показан.^ ГЛАВА 2. КАК НАХОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ИНТЕРНЕТЕ Интернет — это огромная информационная сеть. И каждый из нас рано или поздно сталкивается с проблемой поиска информации. Какие способы существуют, а также какие средства можно использовать — все это Вы найдете в этой статье.Любая навигация по Интернету (или же — поиск информации) осуществляется двумя путями: с помощью каталогов и поисковых машин. Рассмотрим каждый вид поиска в отдельности: ^ 2.1. Структурированные по тематикам каталоги Это пионеры навигации в Сети. Они представляют из себя каталог (собрание) сайтов по различным тематикам. Вся информация в каталогах обрабатывается вручную. Для того чтобы добавить новый сайт в какой-либо раздел, необходимо прислать заявку. И только после того, как сотрудник, отвечающий за наполнение каталога, ознакомится с содержанием ресурса, может решаться вопрос о его добавлении в каталог. Из этого следует, что вся работа в каталогах не автоматизирована. Это доставляет дополнительные сложности при добавлении нового ресурса (требуется больше времени). Любой сайт в каталоге снабжается кратким описанием, по которому пользователь может определить его краткое содержание. К сожалению, размещение ресурса в каталоге и его описание целиком и полностью зависит от администрации каталога. Иногда случается, что ресурс помещается не в тот тематический раздел или его аннотация не соответствует действительности. ^ 2.2. Поисковая система Это уже более современный и удобный способ навигации и поиска в Сети. В отличие от каталогов, поисковая система — это полностью автоматизированная структура. Иначе говоря, любая поисковая машина — это база ссылок. Чем чаще обновляется эта база, — тем лучше работает поисковик. ^ Индексация — это сбор информации в интернете, в идеале всех сайтов интернета. При запросе какой-либо информации, поисковая машина, прежде всего, просматривает эту базу и подсчитывает релевантность. Релевантность — это соответствие каждой найденной страницы поисковому запросу. Каждая поисковая машина обладает собственным механизмом подсчета уровня релевантности. У каждой поисковой машины своя формула подсчета релевантности. ^ На сегодняшний день, самые популярные поисковые машины на территории постсоветского пространства это: GoogleRamblerYandexYahooMail.ruТакже внимания заслуживают поисковые системы, которые в недавнем прошлом тоже были популярны: Aport, Altavista. При введении запроса по теме исследования «Исследования экзегетических подходов при изучении Апокалипсиса Иоанна Богослова» поисковые системы обнаружили огромное количество ресурсов, каким-либо образом упоминающих или содержащих в себе слова, формирующие указанный запрос. Но обилие предоставленных ресурсов вовсе не говорит о полезности и качестве содержащейся в них информации, которая далеко не соответствовала ожиданиям исследователя. Результаты, выданные некоторыми ПС, вовсе не содержали научной информации, относящейся к теме магистерской диссертации. Google Yandex Rambler Yahoo Mail.ru Aport.ru Altaista Апокалипсис 2020000 4000000 3091000 3620000 3613708 711000 3650000 ^ Откровение Иоанна Богослова 46000 256000 150000 344000 255831 30412 240000 ^ Число зверя 298000 4000000 3000000 891000 3861602 23725 889000 ^ Конец света 1840000 32000000 27000000 9000000 32277324 87969 9010000 ^ Толкование Апокалипсиса 6830 26000 18408 10700 25875 1390 10800 ^ Табл. 1. Сводная информация по поиску информации при помощи наиболее популярных поисковых систем. Пояснение: ввиду резкого количественного отличия параметра «конец света» его максимальное значение в таблице ограничено верхней планкой в 5000000.Диаг. 1. Сравнительный анализ данных таблицы 1.Как видно из графического представления результатов сравнительного анализа поисковых систем Интернет преимущество как и в количественном, так и в качественном отношении принадлежит русскоязычным поисковикам Yandex, Rambler и ПС самого популярного почтового сервера www.mail.ru. Отдельное замечание относительно самой популярной ПС Google, которая показала далеко не лидирующие показатели. Вероятно, это связано с внедрением какой-либо особой технологии поиска информации. Необходимо отметить, что результаты поиска в разных системах пересекаются. Однако большинство сайтов (примерно 95%, а то и больше) не содержат научной информации по теме исследования, и это объясняет тот факт, что ресурсы Интернета не пользуются большой популярностью среди толкователей Священного Писания, так как они в своих исследованиях основываются на информации, содержащейся в источниках, трудно поддающихся оцифровке ввиду своей древности. Чем глубже в прошлое мы пытаемся заглянуть, тем более скудной является информацияКак Вы уже, наверное, поняли, главное отличие поисковых систем друг от друга — это база ссылок и система подсчета уровня релевантности. Поэтому для наиболее точного результата поиска рекомендуется использовать несколько поисковых машин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Область применения ИТ растет и совершенствуется вместе с самими технологиями. В их развитии есть две основные тенденции: с одной стороны, они используют все более сложные и изощренные методы исследования и визуализации информации, с другой, – они становятся все более «человечными», понятными гуманитарному пользователю, поэтому все основные возможности, которые предоставляют сегодня ИТ, активно используются исследователями. Вместе с тем существуют области наиболее эффективного применения ИТ. Это, прежде всего, исследование исторических явлений, выраженных количественными характеристиками (переписи населения, материалы статистических обследований и пр.), источников, дающих идентичную характеристику многочисленным однородным объектам и явлениям (так называемые, «массовые» источники), построение формально-количественных моделей исторических процессов. Сегодняшнее программное обеспечение позволяет анализировать тексты, создавать базы данных изображений, работать с историческими картами, создавать электронные ресурсы и многое другое. Существенным подспорьем в исследовательском процессе являются ресурсы Интернета, хотя полностью и безгранично доверять его данным все же не стоит, так как есть определенные сомнения в достоверности, полноте, репрезентативности информации и подлинности источников, на которые ссылаются авторы статей. Интернет также предоставляет возможность пользоваться электронными версиями документов, хранящихся в зарубежных архивах, а также ознакомиться с результатами подобных исследований, проводимых другими высшими учебными заведениями или научными учреждениями.^ Список литературы к реферату Вислый А.И. Вступаем в электронную эру // Мир библиографии. –2000 г. – №6 – с.14–19;Информатика для гуманитариев: Учеб. пособие/ под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 220 с.Источник. Метод. Компьютер. Традиционное и компьютерное источниковедение/ Ред. С.В. Цыб, В.Н. Владимиров. – Барнаул: Изд-во АГУ, 1996. – 226с.Основы информатики: Учеб. пособие / А.Н.Морозевич, Н.Н.Говядинова, В.Г.Левашенко и др. / Под. ред. А.Н.Морозевича. – Мн.: Новое знание, 2003. – 431 с.Сюнтюренко О.В Электронные информационные ресурсы: проблемы создания и использования // Научный сервис в сети Интернет: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции 20–25 сент. 1999 г., Новороссийск. – М.: Изд-во МГУ , 1999 г.– с.3–9;Фонотов А. Роль электронных библиотек в передаче технологий // Инф. ресурсы России. – 1999 г.– №4 – с. 22–25;^ ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ A Altavista 12 Aport 12G Google 11, 12, 13I Internet 23M Mail.ru 12R Rambler 11, 12Y Yahoo 11, 12 Yandex 11, 12, 13И Индексация 11 Интернет 4, 5, 6, 10, 13, 14, 15Р Релевантность 11Э Электронная библиотека 6, 7, 8, 9, 10э электронные библиотеки 6^ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ www.krotov.info – одна из наиболее известных христианских библиотек, специализирующаяся на различных областях церковной науки: от исследований Священного Писания и патрологии до канонического права и литургики.www.lib.ru – «Библиотека Максима Мошкова», электронная библиотека, содержащая большое количество оцифрованных текстов (произведения различных авторов, монографические статьи об авторах, различные справочники, словари и учебники). http://www.church.by – официальный портал Белорусской Православной Церкви, где можно найти краткий исторический очерк истории Православной Церкви на Беларуси.www.aldebaran.ru – электронная библиотека, аналогичная «Библиотеке Максима Мошкова», но специализирующаяся на художественной литературе.http://www.rusoir.ru – сайт Российского объединения исследователей религии, содержит ссылки на сайты религиозных организаций, где можно более полно познакомиться с их историей, современным состоянием и деятельностью. На сайте размещены электронные версии изданий, посвященных теме свободы совести в России в ретроспективе.http://www.bogoslov.ru – научный богословский портал. На сайте размещено множество исследовательских и аналитических статей, как по богословским дисциплинам, так и по общеобразовательным. Сайт хорошо оформлен и удобен в использовании.http://www.mystudies.narod.ru – христианский портал My Studies. Данный проект представляет собой собрание материалов для изучения следующих дисциплин: История Церкви, Библеистика, Патрология и проч.http://teolog.ru – сайт представляет деятельность специалистов теологов - студентов и преподавателей богословских учебных заведений. Сайт создан с просветительской целью, с целью активизации богословской деятельности и содействия православному освоению интернета в целом.http://www.standrews.ru – сайт Библейско-Богословского Института святого апостола Андрея. Содержит довольно неплохую электронную библиотеку, в которой можно найти множество современных произведений религиозно-философской тематики.http://www.orthodoxlogos.com – самый большой зарубежный книжный интернет магазин православных изданий. Отличается огромным выбором литературы самых различных авторов. Много литературы посвящено православно-католическому диалогу. Большое количество тематических разделов. Ресурс платный.http://www.anticekta.ru – сайт Российской ассоциации центров изучения религий и сект содержит достаточно полную информацию о различных сектах, существующих в России, историю их возникновения и функционирования.^ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW http://www.eparepko.narod.ru ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ магистрантки Института теологии БГУ Парепко Елены Васильевны ^ Специальность – религиоведение, философская антропология, философия культуры Смежные специальности Основная специальность Сопутствующие специальности 07.00.03 – Всеобщая история 1. Историческое место и роль церквей и религиозных организаций в истории отдельных стран и регионов, религий и религиозных институтов, материалистических учений, этноконфессиональных отношений в мировой истории.09.00.05 – Этика 1. Проблемное исследование историко-этического материала; 2. Анализ отдельных историко-этических направлений или персоналий.^ 09.00.11 – Социальная философия 1. Духовная жизнь общества: формы и содержание. Экономические, политические и социальные условия в формировании духовного и интеллектуального потенциала личности, формы и способы приобщения к национальной и мировой духовной и философской культуре.^ 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология 1. История духовной (народные знания, мировоззрение, верования) и социальной (этническое самосознание, стереотипы поведения и психологии, обычаи, обряды) культуры. 2. Этноконфессиональная история и современные отношения^ 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни 1. Способы и формы культурной регуляции социальной жизни (нормы, традиции, ритуалы, культурные образцы). 2. Факторы и механизмы социокультурной, этнонациональной, конфессиональной идентификации в обществе. 3. Социология культуры в системе социологического знания, ее соотношение с социологией образования, науки, искусства, религии, права и морали. ^ 09.00.13 – Религиоведение, философская антропология, философия культуры1. Теоретические и методологические проблемы анализа культурно-исторического процесса, многообразных культурных феноменов. 2. История возникновения и развития религий, специфика их функционирования в современном мире. ^ 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования 1. Принципы и методы исторического исследования. 2. Способы построения и обоснование исторического знания. Вербально-логические и знаково-символьные формы представления. 3. Общелогические, общенаучные и специальные исторические методы. ^ 24.00.01 – Теория и история культуры, филос. 1. Закономерности и основные направления мирового и регионального культурного процесса. 2. Формирование и эволюция философско-антропологической и культурологической мысли народов мира. 3. Философско-антропологические и религиозно-философские воззрения в контексте культурного развития. 4. Культурологические проблемы истории религиозных традиций и традиции свободомыслия.^ 05.25.02 – Документалистика, документоведение, архивоведение, ист. 1. Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации;10.02.20 – Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание 1. Сравнительно-исторические исследования, ставящие своей целью изучение с применением компаративистских методов алогических отношений между отдельными языками и группами языков, создание и уточнение генеалогических классификаций языков региона, изучение истории этих языков и групп языков и решение связанных с этим конкретных проблем развития языков, проведение реконструкции предшествующих состояний на всех языковых уровнях.10.02.14 – Классическая филология, византийская и новогреческая филология ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ Болотько Л.Л. Работа с текстовыми редакторами (на примере Microsoft Word 2002): Модуль 3/ Л.Л. Болотько, Е.В. Кремень, Ю.А. Кремень; Акад. последиплом. образования; Закрытое акционер. о-во. – Мн., 2003.- 136 с.Буза М.К. Работа в Интернете: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов БГУ/ Буза М.К., Певзнер Л.В., Сакович В.Ю. – Мн.: БГУ, 2004. – 121 с.Егоренков, А.А. Самоучитель работы на компьютере: Windows ХР, Microsoft Office 2000 / А.А. Егоренков, И.М. Егоренкова. – Москва: Лист Нью, 2003. – 576 с. Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу / Т.М.Елизаветина. – М.: КУДИЦ ОБРАЗ, 2003. – 234 с.Зелинский С.Э. Самоучитель Microsoft Excel 2002. Русифицированная версия/ С.Э. Зелинский – К.: Юниор, М.: торговый дом Спаррк, 2002. - 416 с.Коржинский, С. Самоучитель работы на компьютере. – М.: ТК Велби, 2003. – 368 с. Муртазин, Э.В. Internet. – М.: ДМК-Пресс, 2002. – 542 с.Технологии работы с текстами и электронными таблицами: Word, Excel / М.С.Шибут; под ред. И.Ф.Богдановой. Минск: общественное объединение «Молодежное научное общество», 2000. – 142 с.Храмцов П.Б. Лабиринт Internet. Практическое руководство. – М.: «ЭЛЕКТРОНИНФОРФМ», 1996. – 256 с. ПРИЛОЖЕНИЕ