ВСТУПЛЕНИЕ.Содержание темы «Царство растений» позволяет познакомить учащихся - с многообразием растений различных отделов, - выявить приспособленность растений к различным средам обитания, различным природным условиям жизни, -раскрыть роль растений в природе и значение их в народном хозяйстве, -продолжить работу по формированию у школьниковбережного отношения к природе, понимания необходимости охраны растений, - развивать умения распознавать растения разных отделов, - проводить наблюдения за их жизнью, - приобщить учащихся к исследовательской работе по изучению и оценке состояния окружающей среды.Урок «Голосеменные растения» позволяет использовать результаты предварительной работы учащихся по биоиндикации загрязнения воздуха. Исследования нужно проводить небольшими группами (3-5 человек), применяя «щадящий режим» в отношении природных объектов, максимально сохраняя используемую территорию. Учащимся предлагается исследовать влияние атмосферного загрязнения на морфологические признаки органов сосны обыкновенной (состояние хвои в разных участках микрорайона). Рекомендуемые места проведения работы: обочины асфальтированных дорог, лесопосадка вдоль железной дороги, ближайший лес.Ход работы.Определить участки проведения работы.Определить состояние хвои сосны обыкновенной. А) выявить степень повреждения хвои. С ветвей 5 – 10 деревьев ( выбрать молодые 10-15летние растения высотой от 1 до 1,5 м) отбирают побеги одинаковой длины. С них собирают всю хвою и визуально анализируют ее состояние.Степень повреждения хвои определяют по наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов, повреждения насекомыми, усыхание). Б) Результаты учетов занести в таблицу Состояние хвои Участок №… Участок №… Количествохвоинок % хвоинокОт общего количества Количество хвоинок %хвоинок От общего количества Обследовано хвоинокПовреждения хвоинок:- 1-го класса- 2-го класса- 3-го классаУсыхание хвои:- 1-го класса- 2-го класса- 3-го класса 100% 100% В) Сделать вывод о состоянии хвои в разных участках и степени загрязнения воздуха.Данные результаты учащиеся 6 класса сообщают на уроке в виде презентации.Тема урока «Голосеменные растения».Цели урока:Обучающая: углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности голосеменных растений, понять, какие прогрессивные изменения произошли в ходе их эволюции, почему они так широко распространены в биосфере, изучить многообразие и значение голосеменных;Развивающая: развивать творческое воображение, умение работать по модульной технологии, самостоятельно анализировать факты и делать выводы, соблюдать последовательность действий при выполнении лабораторной работы;Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, радоваться за успехи своих товарищей, бережное отношение к природе и ее богатствам.Оборудование: таблицы «Отдел голосеменные растения», коллекции «Хвойные породы деревьев», набор шишек и хвоинок, рисунки, учебник, дополнительная литература, сообщения учащихся о голосеменных и их роли, презентация по биоиндикации.Ход урока. Номер элементаУЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала УЭ-0 Интегрирующая цель: закрепить знания об особенностях строения и жизнедеятельности голосеменных, понять, какие прогрессивные изменения в ходе эволюции помогли им широко распространиться в биосфере, получить представление о многообразии голосеменных и проследить их роль в природе и жизни человека, научиться проводить исследование о загрязнении воздуха с помощью биоиндикации. ^ Внимательно прочитайте цель урока. УЭ-1УЭ-2УЭ -3.УЭ -4УЭ -5УЭ-6Д.З. Цель: познакомиться с общими сведениями о голосеменных, их классификацией и жизненными формами.Ответьте на вопросы:Что послужило причиной широкого распространения голосеменных растений на суше?Почему появление семени является важным этапом в эволюции растений?Подумайте, от каких растений могли произойти голосеменные растения? Закончите классификацию голосеменных растений. Отдел голосеменные растения класс класс класс (ответ: класс Саговниковые, класс Хвойные, класс Гнетовые)Выберите из данного списка голосеменных растений представителей хвойных: Можжевельник. 2. Ель. 3. Сосна. 4. Пихта.5. Кипарис. 6. Кедр.7.Туя.Обсудите результаты работыОцените свою работу по УЭ-1Цель: изучить особенности строения голосеменных растений на примере сосны обыкновенной, ее размножение.Сядьте ровно, закройте глаза и представьте себе, что вы видите сосну, растущую в лесу или одиноко стоящую в поле. Вспомните, какая у нее корневая система, стебель, крона, иголки, шишки. Отличаются ли сосны, растущие в лесу или в поле, внешним видом?Откройте глаза и опишите строение сосны по плану:Жизненная форма.Продолжительность жизни.Особенности стебля.Особенности листьев.Наличие смолистых веществ.Выполните лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных»,используя инструкцию учебника. Рассказ о размножение сосны.Дайте определения следующим понятиям:Мужские шишки –Женские шишки –Осудите результаты работы Оцените свою работу по УЭ-2Цель: углубить знания о многообразии голосеменныхСообщение учащихся о различных видах голосеменных растений.Составьте кроссворд (не более 5 вопросов) по теме «Многообразие голосеменных».Обсудите результаты работы.Оцените свою работу по УЭ -3.Цель: проследить роль голосеменных в биосфере и их практическое значение.Прослушайте отчет групп учащихся – исследователей о состоянии воздуха в разных точках нашего микрорайона.Ответьте на вопросы:Что такое биоиндикация?Почему именно хвойные растения используют в качестве биоиндикаторов состояния воздуха?Какие загрязняющие компоненты воздуха наиболее губительно действуют на хвойные?Какие из изученных признаков сосны чувствительны к загрязнению воздуха?Обсудите результаты работы.Оцените свою работу по УЭ -4.Цель: закрепить знания по изученному материалу.Ответьте на вопросы учебника с. 79 -80.Подведение итогов урока.Еще раз прочитайте цель урока.Достигли ли вы цели урока? В какой степени?Оцените свою работу на уроке.43- 39 баллов – оценка 538 – 30 – оценка 429 – 16 оценка 3Если за работу на уроке вы получили «5», то освобождаетесь от Д.З.Если испытали трудности или часто ошибались, поработайте с учебником п. 16. Работайте индивидуально с текстом, с. 74, ответы фиксируйте в тетради.Задание оценивается в 2 балла.Работайте индивидуально с текстом учебника, таблицу фиксируйте в тетради. Задание оценивается в 4 балла.Работайте в парах, используйте текст и рисунки, с. 74-78.Задание оценивается в 3 балла.Вместе с классомМаксимальная оценка – 9 баллов.Работайте индивидуально, результаты фиксируйте в тетради. Задание оценивается в 5 баллов.Работайте в парах – с гербарием и коллекциями, текстом учебника, с. 79Задание оценивается в 3 балла.Выслушайте рассказ учителя, рассмотрите рисунок и прочитайте текст с. 76.(2 балла)С классомМаксимальная оценка – 10 баллов.Выслушайте сообщение товарищей.Оценка – 5 баллов.Работайте с классом.Максимальная оценка – 5б. + 5Б. за сообщение.Демонстрация презентации по теме «Биоиндикация о состоянии воздуха»Работайте в группах. Задание оценивается в 4 б. + 5б. презентация.С классом.Максимальная оценка – 10 б.Работайте с классом.Оценка – 4б.Индивидуально.Вместе с классом.Ваша оценка« _____________» ц