Художественно-эстетический лицей № 190Русско-японская война 1904-1905 гг.Трутнев Никита 10 Ж 2006 год.Содержание.Введение………………………………………………………………………...стр. 2Начало переговоров……………………………………………………………стр. 2Компания на реке Ялу………………………………………………...………..стр. 2«Чисто коммерческие начала»………………………………………………....стр. 3«Не начинать самим»……………………………………………………….......стр. 3Ночное нападение японцев на русский флот………………………………....стр. 4Гибель «Варяга»………………………………………………………………..стр. 6Причины и вывод этого боя…………………………………………………....стр. 8Адмирал Макаров……………………………………………………………....стр. 9Гибель «Петропавловска»……………………………………………………...стр. 9Сражение под Наньшанем...................................................................................стр. 13Ключ к Порт-Артуру...........................................................................................стр. 15 Бои в окрестностях Порт-Артура.......................................................................стр. 16Сражение в Желтом море....................................................................................стр. 17Цесаревич Алексей...............................................................................................стр. 19Внутри крепости...................................................................................................стр. 20 Сражение у р. Шахэ..............................................................................................стр. 22Артурская голгофа...............................................................................................стр. 22Последний бой «Севастополя»............................................................................стр. 23Участь Красного Креста.......................................................................................стр. 23Печальный юбилей................................................................................................стр. 24Неожиданная капитуляция...................................................................................стр. 25Горе побежденным................................................................................................стр. 26Судебное разбирательство над сдавшими крепость..........................................стр. 26Мукденское сражение...........................................................................................стр. 27Гулльский инцидент............................................................................................. стр. 29Цусимское сражение.............................................................................................стр. 30Причины поражения русской эскадры в Цусиме...............................................стр. 32Несвершившаяся победа.......................................................................................стр. 33Портсмутский мир.................................................................................................стр. 34Используемая литература.....................................................................................стр. 361Введение. 26 января 1904 года на Дальнем Востоке началась Русско-японская война. Она не принесла России ни одной победы и породила революцию 1905 года. Если не считать Англо-бурской войны, произошедший на рубеже XX века, Русско-японская война была первой войной XX столетия. Азия, облаченная в европейский мундир, давала понять Западу, какое место в международных отношениях она рассчитывает занять. ^ Начало переговоров. Первым шагом в направлении русско-японского конфликта явилась миссия русского правительства при заключении японо-китайского Симоносекского мирного договора 1895 года, в результате которого Япония лишилась ряда крупных приобретений в Ки-тае. Вторым шагом стала идея провести Транссибирский железнодорожный путь не по тер-ритории России, а через Северную Маньчжурию, что сокращало сообщение между Чи-той и Владивостоком почти в три раза. Железнодорожную магистраль, известную под именем Китайско-Восточной железной дороги, начали строить по соглашению с Китаем в 1897 году от станции Маньчжурия через Харбин до Суйфынхэ (Погранич-ной). Последующее занятие Порт-Артура стало следствием постройки КВЖД. Не поз-волив Японии в 1895 году отторгнуть от Китая Ляодунский полуостров, Россия через два с половиной года сама добилась права арендовать у Китая то, что по итогам японо-китайской войны должно было принадлежать Японии.^ Компания на реке Ялу. В 1896 году Владивостокский купец Бриннер получил от корейского правительства концессию на эксплуатацию лесов по берегам Ялу – пограничной реки между Кореей и Китаем. Бриннер организовал Корейскую лесную компанию, но, не сумев наладить ее работу, продал дело отставному полковнику А.М.Безобразову, имевшему большие связи в самых высших сферах Петербурга. Безобразову, в свою очередь, удалось заинтересо-вать министра внутренних дел В.К.Плеве. Заручившись покровительством Плеве, Безо-бразов обратился непосредственно к царю и убедил его в возможности при содейст-вии частного, но втайне коммерческого предприятия фактически завладеть Кореей. Очень скоро японское правительство усмотрело в бурной и безалаберной деятельности компа-нии угрозу своим геополитическим интересам на Корейском полуострове. Начались переговоры между Россией и Японией о соглашении интересов. Россия, восточная поли-тика которой почти целиком определялась закулисным советниками в лице отставных кавалергардов, следовала своему опасному курсу в уверенности, что Япония воевать не решится. Осенью 1901 года в Петербург приехал известный государственный деятель Японии маркиз Ито. В российской столице он вел полуофициальные переговоры, был принят царем, встретился с министром иностранных дел В.Н.Ламздорфом и министром фи-нансов С.Ю.Витте. Ито утверждал, будто единственным предметом раздора между двумя империями служит Корея. От себя лично он предложил проект соглашения о Корее, который, по заключению Ламздорфа, предоставлял эту страну «в полное рас-поряжение Японии, обращая ее независимость в пустой звук». Для Ито отрицатель-ный результат стал очевиден уже в ходе объяснений с Ламздорфом и Витте. Не слу-чайно он уехал из России в Париж, не дождавшись письменного ответа, и русский контрпроект, не признававший за Японией свободы действий в Корее «в политическом отношении», был послан ему вслед. В нем же от Токио требовалось признание пре-имущественных прав России во всех прилегающих к русской границе областях Китая. В Петербурге рассчитывали, что во Франции дело продолжит министр иностранных дел Делькассе, однако Ито не стал дожидаться министра, который как раз в это время отсутствовал в Париже, и вместо этого отправился в Лондон.2 30 января 1902 года японский посланник в Петербурге сообщил русским о заключении его страной союзного договора с Англией. Свою роль в этом эпизоде сыграли перспективы займа на французском рынке, содействовать которому обещал Витте, для Японии оказались неблагопри-ятными, между тем как Лондон охотно пошел навстречу финансовой операции, сулившей политической выгоды. В марте 1902 года последовало предложение России заклю-чить конвенцию о разграничении сфер интересов на Дальнем Востоке. Сама формулировка давала понять, что Япония не намерена ограничить свои притязания одной Кореей. Зак-лючив союз, который позволял в случае войны с Россией избежать вмешательства третьих стран, и, заручившись моральной и экономической поддержкой США и Англии, Япония быстрыми темпами создавала армию и флот. Японский дипломат Ито. «Чисто коммерческие начала». 30 июля 1903 года «Правительственный вестник» сообщил об учреждении на Даль-нем Востоке отдельного наместничества со штаб-квартирой в Порт-Артуре. Наместник подчинялся непосредственно царю, а для координации своих действий с Комитетом министров имел в Петербурге Особый комитет по делам Дальнего Востока, который возглавлял приятель Безобразова А.М.Абаза. Поборника мира на Дальнем Востоке С.Ю.Витте убрали с поста министра финансов, недовольный А.Н.Куропаткин, зани-мавший пост военного министра, подал прошение об отставке. В день учреждения на Дальнем Востоке наместничества возобновились переговоры между Россией и Японией о разделе сфер влияния в Корее и Маньчжурии. Россия требовала от Японии решительного заявления о том, что «Маньчжурия находится за пределами японских интересов». Переговоры шли через наместника на Дальнем Вос-токе Е.И.Алексеева и российского посла в Токио Р.Р.Розена. Правительство микадо настаивало на включении в соглашение особого пункта о Маньчжурии, тем более что 8 октября 1903 года по российской договоренности с Китаем истекал срок эвакуации от-туда русских войск. Однако в конце концов Николай под влиянием «безобразовцев» принял решение оставить войска в Маньчжурии еще на три года, а если и отводить их, то не на территорию России, а в полосу отчуждения КВЖД. Из Порт-Артура в корейс-кий порт Чемульпо, или иначе - Инчхон, были высланы военные корабли российского флота с заданием обеспечить охрану находящегося там русского консульства, а заодно и посольства в Сеуле. Алексеев предложил даже атаковать японский флот в случае войск микадо в Корее, но Николай на это не согласился. «Не начинать самим». Поздней осенью 1903 года Россия и Япония еще обменивались нотами, однако последняя посчитала, что переговоры больше не имеют смысла. Наместник Е.И.Алек-сеев доносил в Петербург о создании в Японии Главной квартиры и других мерах по подготовке нападения на Россию. 15 декабря царь созвал совещание, чтобы обсудить предложение Алексеева, который предлагал прервать переговоры из-за неуступчивос-ти японцев. И на этот раз Куропаткину и Ламздорфу удалось отстоять курс на продол-жение поисков компромисса. Япония были сообщены измененные предложения, со-державшие некоторые уступки. Но очередная японская нота от 31 декабря 1903 года была больше похоже на ультиматум: Россия должна исключить Корею из сферы своих интересов и признать территориальную неприкосновенность Маньчжурии и Китая. «Мы сидели после завтрака в кабинете государя, курили и разговаривали о незначи-тельных вещах, - вспоминал великий князь Александр Михайлович. – Императрица была беременна, и Ники надеялся, что на этот раз родится мальчик. Он ни слова не 3 говорил о положении на Дальнем Востоке и казался веселым. Это была его обычная манера избегать разговоров на неприятные темы. Я насторожился. «В народе идут тол-ки о близости войны, - сказал я. Государь продолжал курить. – Ты все еще намерен избегнуть войны во что бы то ни стало?» – «Нет никакого основания говорить о вой-не», - сухо ответил он. «Но каким способом ты надеешься предотвратить объявление войны японцами, если ты не согласишься на их требования?» - «Японцы нам войны не объявят». – «Почему?» - «Они не посмеют». – «Что же, ты примешь требования Япо-нии?» – «Это становится наконец скучным. Я тебя уверяю, что войны не будет ни с Японией, ни с кем бы то ни было». – «Дай-то Бог!» – «Это так и есть!» Чтобы лишить японцев удобного повода к войне, царское правительство послало в Токио ответную ноту. Россия соглашалась признать особые права Японии на Корею, однако решительно отказалась исключить ее из сферы своих интересов и по-прежнему требовала ее демилитаризации. 15 января в Зимнем дворце был большой бал, на кото-ром присутствовал японский посланник Мотоно. «В обществе было так велико воз-буждение против Японии, - вспоминал один из придворных, - что на Мотоно смотрели не то как на шпиона, не то как на предателя, который готовит нам каверзы, как будто японец должен был стоять за интересы России». «Не всегда военные действия начина-ются с пушечных выстрелов. По-моему, война уже началась. Только слепые этого не видят!..» – сказал за день до этого лейтенанту В.И.Семенову контр-адмирал З.П.Ро-жественский, провожая его в Порт-Артур. 21 января по настоянию Алексеева Тихоокеанская эскадра вышла из Порт-Артура в учебный поход под флагом вице-адмирала О.В.Старка. Узнав об этом, японцы пред-почли не рисковать и напасть первыми. 22 января на секретном совещании император-ского совета (Гэнро) было принято решение доверить решение спорных вопросов превратностям войны. Дипломатические отношения были разорваны 24 января, но и тогда в Петербурге почти никто не верил в возможность вооруженного столкновения. Российская сторона продолжала ожидать ответа на высказанные ею три дня назад предложения. Однако телеграфное ведомство в Нагасаки продержало депешу почти сутки и вручило ее российскому послу в Токио Р.Р.Розену только 25 января. Случай-ностью это не было, потому что уже 24 января верховному командованию японских вооруженных сил был отдан приказ о высадке десанта в корейском порту Чемульпо и нападении на Порт-Артур. Рапорт главного командира Кронштадского порта вице-ад-мирала С.О.Макарова, содержавший предупреждение об опасности держать эскадру Тихого океана на внешнем рейде Порт-Артура, был проигнорирован и отправлен в ар-хив. 26-го утром у Николая высшие руководители армии, флота и Комитета по делам Дальнего Востока обсуждали положение и решили «не начинать самим».^ Ночное нападение японцев на русский флот. Поздно вечером того же дня (разница в астрономическом времени между Порт-Арту-ром и Санкт-Петербургом составляет около 6 часов в пользу Артура), вернувшись (да-вали «Русалку» Даргомыжского), император был ошеломлен телеграммой Алексеева о ночной минной атаке японцев. Накануне царь держал в руках телеграмму от Алексеева совершенно иного содержания: «Флот пребывает в полной боевой готовности и смело отразит всякое покушение со стороны дерзкого врага». Военные корабли стояли во внутренней гавани Порт-Артура, их охраняли два эсминца («Расторопный» и «Бесст-рашный»). Они крейсировали недалеко от флота, когда заметили десять неопознанных кораблей, плывшие к ним по ветру без огней; русские эсминцы поспешили доложить об этом адмиралу О.В.Старку. Крейсер «Паллада» дежурил в эту ночь на рейде, обслуживавшие его моряки замети-ли появление неопознанных кораблей. Атакующие направлялись прямо на русского крейсера «Паллада». Он выпустил торпеду, которая затем попала в левый борт «Пал-лады», проделав большую пробоину в угольном трюме. 4 Один за другим японские эсминцы выходили на линию атаки, выпускали торпеду, резко поворачивали и уходили. Было выпущено 18 торпед, но только три попали в це-ли. Сильный взрыв раздался на левом борту линкора «Ретвизан» и повредила перед-нюю мачту. Потом содрогнулся от взрыва и «Цесаревич». Он тоже был подорван торпедой в ле-вый борт; торпеда разбила переборку между складом боеприпасов и корабельным ма-газином и вышла. Российский крейсер «Цесаревич». 5 Уверенность Николая II в невозможности войны, о которой Алексеев прекрасно знал, помешала ему занять последовательную позицию, а между тем он был одним из нем-ногих в руководстве страны, кто отчетливо видел и слышал надвигавшуюся грозу. Когда вице-адмирал О.В.Старк, опасавшийся, что японцы могут внезапно закупорить единственный выход из гавани, предложил наместнику спустить на броненосцах про-тивоминные сети, тот ответил: «Мы никогда не были так далеки от войны, как сегод-ня», - а на рапорте Старка начертал зеленым карандашом: «Несвоевременно и неполи-тично!». Первую мину по русским кораблям, стоявшим на внешнем рейде Артура, японцы выпустили 26 января в 23 часа 35 минут. С наступлением дня подвергся бомбардиров-ке и сам город. «По какому-то странному стечению обстоятельств, - пишет свидетель этого, - один из первых японских снарядов попал в здание знаменитой лесопромыш-ленной компании на реке Ялу, которая, несомненно, сыграла выдающуюся роль в деле обострения наших отношений с Японией». Этого же числа японскому флоту удалось перехватить в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». ^ Гибель «Варяга». Когда в 1891 году наследник российского престола Николай Александрович совер-шил поездку на Дальний Восток, среди судов сопровождения была канонерская лодка «Кореец», вступившая в строй в 1887 году и причисленная к судам Сибирской флоти-лии. Ко времени Русско-японской войны «Кореец» уже достаточно послужил и науке, - в его честь были названы бухта на острове Личаншань и пролив у этого острова в Желтом море, - и по своему прямому военному назначению: лодка участвовала в пере-возке русского десантного корпуса из Порт-Артура в Дагу при подавлении в 1900 году Ихэтуаньского восстания в Северном Китае. «Варяг», построенный в США в 1899 го-ду, появился на Дальнем Востоке гораздо позже и сразу стал гордостью Тихоокеанс-кой эскадры. Когда 29 июля 1903 года возобновились русско-японские переговоры относительно раздела сфер влияния в Корее и Маньчжурии, легкий крейсер «Варяг» стоял в Порт-Артуре. 29 декабря 1903 (11 января 1904-го по н. ст.) года «Варяг» прибыл в Чемульпо, имея на борту специальный отряд для охраны российского посольства в Сеуле. Через неде-лю к нему присоединилась мореходная канонерская лодка «Кореец». Эти корабли сме-нили легкий крейсер «Боярин» и канонерку «Гиляк», находившихся там в качестве стационеров, и сами остались на дежурстве в этом качестве. Чемульпо считался нейтральным портом, так как еще 3 января корейское прави-тельство заявило, что останется нейтральным в возможном русско-японском конфлик-те. Кроме русских кораблей и парохода «Сунгари», принадлежавшего КВЖД, в порту находились крейсеры третьих стран: британский крейсер «Талбот», французский – «Паскаль», итальянский – «Эльба» и американский авизо «Виксбург». Задача атаковать русские корабли была возложена японским командованием на контр-адмирала Уриу. В то время как главные силы японского Соединенного флота под руководством вице-адмирала Того устремились к Порт-Артуру, отряд Уриу шел к Чемульпо С его транспортов был высажен десант, который в тот же день захватил Сеул, а корабли Уриу ушли в море поджидать «Варяга» и «Корейца». Рано утром 27 января японский консул в Корее передал российскому вице-консулу Зиновию Михай-ловичу Поляновскому ультиматум, который содержал уведомление о начале военных действий и требование покинуть до полудня портовый рейд, иначе оба российских корабля будут атакованы в 16.00 на якорной стоянке. Одновременно Уриу предупре-дил об этом своем намерении командиров кораблей, принадлежавшем третьим стра-нам, рекомендуя им выйти из порта до указанного времени атаки. Получив требование японцев около половины десятого утра, командир «Варяга» В.Ф.Руднев обратил 6 внимание старшего на рейде Льюиса Бейли на нарушение японцами норм междуна-родного права. Бейли созвал совещание командиров находящихся в Чемульпо военных кораблей, на котором Рудневу было предложено покинуть рейд на до 14.00. В против-ном случае иностранные моряки оставляли за собой право увести с рейда свои кораб-ли, чтобы не пострадать самим. «Варягу» и «Корейцу» предстояло только одно – идти сквозь линию японских судов без сопровождения, потому что на предложение Руднева проводить русских до границы корейских нейтральных вод в знак протеста против на-рушения международного права англичанин, а под его влиянием и остальные, ответи-ли отказом. Двум русским кораблям в этом легендарном бою противостояли шесть японских крейсеров и восемь миноносцев. Морской бой, пожалуй, самый знаменитый в истории российского флота, неоднократно описан в литературе. В 11.20 под звуки оркестра, сопровождаемые громкими приветствиями собравшихся на палубах своих судов фран-цузских, английских, итальянских и американских моряков (на крейсерах «Паскаль» и «Эльба» оркестры исполняли российский гимн), оба русских корабля отправились в открытое море… Уриу, заметив выходящие русские корабли, на реях флагманского корабля «Нанива» поднял сигнал: «Предлагаю сдаться без боя». Однако Руднев отка-зался и в 11.45, когда расстояние между отрядами уменьшилось до 8300 метров, с японского крейсера «Асамы» раздались первые выстрелы. Спустя семь минут вступил в бой «Варяг», шедший в 180 метрах впереди «Корейца». Против русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий японцы имели четыре 203-мм и тридцать восемь 152-мм пушек. На «Варяг» все чаще и чаще японские снаряды попадали в цель. Вскоре возник сильный пожар на «Варяге», стала выходить из строя артиллерия, был снесен грот-мачта, уничтожены оба дальномерных поста. В 12 часов 15 минут «Варяг» начал выхо-дить из боя, а через полчаса бросил якорь в гавани. Бой продолжался еще час, за это время крейсер выпустил 1105 снарядов, нанеся тяжелые повреждения «Асаме» и «Та-качио». Из двенадцати пушек главного калибра остались целыми только две, из 75-мм пушек – пять. Из состава палубной команды выбыла почти половина: из 535 человек были убиты 30 и ранены свыше 185 человек. К концу боя среди экипажа считали 22 убитых и 108 человек раненых, из которых 11 впоследствии умерли. 7 Повреждения, полученные «Варягом», особенно пробоины ниже ватерлинии, создав-шие сильный крен на левый борт, делали продолжение боя бесперспективным, и крей-сер, управляясь машинами, повернул обратно в порт. Теперь «Кореец» прикрывал его, ибо сблизился с японцами до двадцати двух кабельтовых (1 кабельтов=185,2 метра), а на этом расстоянии смогли уже действовать два его восьмидюймовых орудия (203 мм). Перед русскими моряками встал непростой выбор: либо, переместив тяжелые орудия «Корейца» на «Варяг», починиться и попытаться еще раз прорваться в Порт-Артур, ли-бо затопить корабль и сойти на берег или безоружными, имея в виду нейтралитет Ко-реи, или с оружием, ибо в Чемульпо к этому моменту уже находились японские воинс-кие части численностью 3000 человек. Осмотр крейсера выявил непригодность крейсе-ра к бою, и Руднев принял решение взорвать его тут же на рейде, однако Бейли попро-сил избрать какой-нибудь другой способ, так как взрыв в относительно тесном прост-ранстве рейда мог повредить иностранные корабли. Вместе с тем он заявил, что иност-ранные суда покинут его до 16.00, потому что в это время адмирал Уриу угрожал возо-бновить бой уже на самом рейде. Экипажи «Варяга», «Корейца» и парохода «Сунга-ри», решено было переправить на иностранные корабли, как на нейтральную террито-рию. Совет офицеров «Корейца» согласился с решением командира «Варяга». Экипаж «Корейца» перевезли на французский крейсер «Паскаль», экипаж «Варяга» – на анг-лийский «Талбот» и итальянский «Эльба». Сеттльментом Чемульпо для оказания пер-вой помощи раненым воюющих держав был сформирован летучий отряд Красного Креста. Паровой катер под флагом этого отряда доставил на «Эльбу» экипаж русского парохода «Сунгари», а в Чемульпо свез 24 тяжелораненых с «Варяга», где двое из них скончались от ран. Японцы согласились считать этих раненых потерпевшими кораб-лекрушение и поместили в свой госпиталь Красного Креста. «Корейца» взорвали в 16.05. На «Варяге» открыли кингстоны (специальные подвод-ные клапаны для затопления корабля), и в 18.00 он погрузился в воду с поднятыми флагом и гюйсом. Контр-адмирал Уриу потребовал от нейтральных крейсеров выдать русских моряков как военнопленных, однако все они, не без нажима со стороны ко-манд, симпатизировавших нашим соотечественникам, решительно ему отказали. Япон-цам ничего не оставалось делать, как сообщить миру, что оба корабля потоплены в бою вместе с командами. Тем не менее известно, что от имени адмирала Уриу русских раненых в японском госпитале посещал флагманский врач японской эскадры Ямомото Йей и даже передавал им подарки. Японцы согласились выпустить из Чемульпо экипа-жи «Варяга» и «Корейца» при условии, что все военнослужащие дадут подписку, где обязуются не принимать более участие в боевых действиях против Японии. Такую подписку русские моряки могли дать только по Высочайшему разрешению, которое и было получено от императора Николая II. Лишь старший офицер крейсера «Варяга» В.В.Степанов отказался дать такую подписку. Только 28 января Япония объявила войну официально. «Верные своим восточным обычаям, - вспоминал великий князь Александр Михайлович, - японцы сперва нанесли удар, а потом объявили нам войну». Причины и вывод этого боя. Русский крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» не нанесли японцам существенный урон только потому, что у русских были проблемы в артиллерии: их снаряды не всегда взрывались; японцы стреляли метче, чем русские. «Кореец», сколько ни старались его моряки помочь в бою «Варяге», не мог повлиять хоть сколько-нибудь в неравном бою, потому что его 203-мм орудия были слабые и попросту не долетали до японских ко-раблей. Канонерская лодка осталась нетронутым только потому, что японцы не обра-щали на него внимания, зная его недостатки, и сосредотачивали все свои орудия на «Варяга». Численно японские силы превосходили русских в 7:1.8^ Адмирал Макаров. После нападения японского флота на Порт-Артур в ночь с 26 на 27 января 1904 года, которое впоследствии назовут репетицией Перл-Харбора, для Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре сложилась угрожающая ситуация. За первые три недели войны эскадра понесла невосполнимые потери: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были уничтожены в заливе Чемульпо. Канонерские лодки «Маньчжур» и «Сивуч» разоруже-ны, первая в Шанхае, вторая – в Ньючванге, где впоследствии взорвана. Легкий крей-сер «Боярин» и минный транспорт «Енисей» погибли в акватории Артура, налетев на собственные мины. В Голубиной бухте японцы был потоплен миноносец «Внушитель-ный». Общественное мнение требовало назначить командовать флотом популярного и энергичного флотоводца. Выбор пал на вице-адмирала Степана Макарова. С ним вмес-те на Дальний Восток отправился художник Василий Верещагин, в прошлом и сам вы-пускник Морского кадетского корпуса. Его дружба с Макаровым, все равно как и все-российская слава последнего, началась во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Популярность Макарова возросла уже в мирное время благодаря выдающимся океа-нографическим исследованием. В сотрудничестве с Д.И.Менделеевым Макаров осу-ществил проект создания первого в мире линейного ледокола для Арктики. В марте 1899 года в Кронштадт пришел ледокол «Ермак», построенный в Нью-Кастле фирмой Армстронга. В 1901 году Макаров совершил на нем экспедицию к Новой Земле и Зем-ле Франца-Иосифа. В январе 1904 года Макаров занимал должность главного командира Кронштадтско-го порта. Просьбы Макарова в Главный Морской Штаб, поддержанные наместником Е.И.Алексеева, об усилении Тихоокеанской эскадры материальными средствами, оста- лись без удовлетворения. Не уважили и его просьбу о повторном издании его книги «Рассуждения по вопросам морской тактики». После скандала, во время которого ад-мирал даже попросил об отчислении от должности, «Рассуждения» решили напеча-тать, однако в Порт-Артур они так и не попали. В Японии книга Макарова была издана уже в 1898 году, и командующий японским Соединенным флотом вице-адмирал Хэй-хатиро Того одним из первых его прочел ее. Говорят, что во время войны с Россией Того имел эту книгу при себе и даже оставил на ее полях критические замечания. Тем не менее именно Макарову он отдавал предпочтение перед другими русскими адми-ралами, называя этого главного своего соперника «почтенным журавлем среди тощих петухов». В одном поезде с прославленным адмиралом на Дальний Восток отправи-лись первые десять мичманов досрочного «царского» выпуска, а также мастеровые и инженеры Балтийского завода, которые должны были наладить ремонт поврежденных противником кораблей – «Цесаревича», «Ретвизана» и «Паллады». В феврале 1904 го-да в Москве, когда «масса публики провожала только что произведенных в офицеры моряков», следовавших из Санкт-Петербурга на Дальний Восток, Владимир Гиляровс-кий напутствовал новопроизведенных мичманов стихами собственного сочинения. Это стихотворение, при чтении «вызвавшего продолжительные овации автору» и напе-чатанное в первом выпуске «Иллюстрированного обозрения текущих событий» войны с Японией, с тех пор нигде не публиковалось. Слишком зловещими для моряков оказа-лись результаты этой войны. ^ Гибель «Петропавловска». Макаров достиг Порт-Артура 24 февраля. «Прибытие адмирала Макарова вселяет во всех уверенность, что наконец-то флот наш выйдет из своего упорного бездействия и проявит более активную деятельность», - записал один из участников обороны крепос-ти. «Как лихорадочно вдруг все работы закипели», - отметил в дневнике лейтенант В.И. Лепко. В первом же приказе Макарова стояли роковые слова: «Я постараюсь избе-9 жать случайностей, если не увлекусь делом вместе со всем моим флотом». Однако случайность подстерегла адмирала уже через 36 дней после его вступления в долж-ность, и на 66-й день войны. 17 марта в Порт-Артуре состоялся парад по поводу шестой годовщины его занятия-ми русскими войсками. С этого времени штаб эскадры увеличился еще на одного чело-века – великого князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата царя, который стал начальником оперативного военно-морского отдела. Между ним и Макаровым особой близости не было, но это назначение позволяло надеяться, что родственник императо-ра поможет продвинуть ему некоторые проекты, минуя Морское министерство. Пасхальные праздники пришлись весной 1904 года на последнюю неделю марта. Ве-ликий князь отметил их трехдневным банкетом с участием большинства офицеров эс-кадры. Макаров ограничил увольнения на берег, а 29 марта (11 апреля) вывел всю эс-кадру в море для обучения маневрированию, «а отчасти, - как пишет участник собы-тий,- и для протрезвления». Утром 31 марта русские корабли, выходившие ночью в море для соприкосновения с противником, приближались к Порт-Артуру двумя колоннами. В трех милях от Золо-той горы броненосец «Петропавловск», шедший головным одной из них, задел носо-вой частью поставленную ночью японскую мину. Вот как рассказывает об этом один из участников обороны Порт-Артура военный инженер М.И.Лилье: «Приблизительно в 10 часов утра я был в порту и неожиданно увидел, как наши миноносцы полным хо-дом вылетали один за другим из Восточного бассейна. Тут я заметил, что на Золотой горе внезапно был поднят сигнал о каком-то несчастье, происшедшем на внешнем рейде. Когда я доехал до Электрического утеса, там все уже говорили о только что поразившей наш флот неслыханной катастрофе, которая превзошла своим ужасом все бывшие до сих пор…. Ужасная катастрофа произвела потрясающее впечатление на гарнизон. Многие плакали. Солдатики на батареях набожно крестились. Мой товарищ, полковник Д., был так потрясен этой картиной, что с ним сделался обморок». Но, как пишет тот же автор, «беды этого злосчастного дня на этом не кончились. Че-рез четверть часа после трагической гибели «Петропавловска» раздался новый взрыв, и броненосец «Победа», внезапно получивший минную пробоину, сильно накренился и начал поспешно входить в Восточный бассейн. На эскадре, под страшным впечатле-нием неожиданных и непонятных взрывов, возникла паника, которая еще усилилась благодаря мелькнувшему у всех предположению, что наши броненосцы подверглись 10 нападению подводных лодок. Все орудия, словно по команде, направились в воду вок-руг судов, и поднялась отчаянная стрельба по невидимому врагу. Всю эту картину всеобщей растерянности и паники ясно видела японская эскадра, которая находилась в это время перед нашей крепостью, но огня почему-то не открывала. Это было крупным промахом со стороны японцев, так как, воспользуйся благоприятным моментом, они могли бы причинить нашей эскадре неисчислимые потери и достигнуть крупного успе-ха. Город долго не мог опомниться от ужасных впечатлений только что пережитого дня». (Надо сказать, что весной 1904 года ни одна из воюющих сторон еще не имела на вооружении этого нового изобретения – подводных лодок, однако слухи об их появле-нии будоражили воображение как русских, так и японских моряков.) В тот же день 31 марта 1904 года контр-адмирал И.К.Григорович послал в Петербург на имя Николая телеграмму, где сообщил предварительные данные о трагедии. «В 10 часов 20 минут справа, у носа «Петропавловска», показался огромный столб воды. Лю-ди, стоявшие у кормовой башни 12-дюймовых орудий, бросились на бок, но не успели отбежать нескольких шагов – как раздается второй страшный взрыв, поднимается ог-ромный столб желтовато-бурого дыма и вся стальная громада объята пламенем; палуба «Петропавловска» моментально приняла вертикальное положение, корма поднялась кверху; винты беспомощно завертелись в воздухе, носовая часть быстро погружалась. Кто мог, бросился спасаться, последние мгновения «Петропавловска» настали, гигант погибал в виду крепости, на глазах всей эскадры. Дул сильный норд-вест, люди беспо-мощно боролись со стихией воды, а на быстро погружавшемся броненосце продолжа-лись взрывы – предполагают, что детонировал пироксилин в бомбовых и минных пог-ребах. При первом взрыве покойный командующий флотом вице-адмирал Макаров, стоявший на командном мостике, страшной силой взрыва, очевидно смертельно ранен-ный, упал вниз. Великий князь Кирилл Владимирович, выброшенный напором воздуха в море, на лету получил два удара в голову, а когда очутился на поверхности воды, по-лучил еще чем-то удар и, обессилевший, едва выгребал. С приближавших миноносцев, со спешивших на помощь вельботов, с батарей фортов, с судов эскадры – отовсюду видели, как люди бросались в воду и погибали. Спасавшиеся со страшными усилиями выгребали в высоко вздымавшихся высоких волнах, а образовавшийся водоворот тя-нул их назад, в глубину 18 сажен, в морскую бездну, куда быстро погружался «Петро-павловск». Слышались голоса более сильных, спрашивали: где командующий, видели его пальто, но командующего не было – адмирал Макаров погиб. Подошедший мино-носец «Бесшумный» подобрал окоченевшего от холода великого князя. Через минуты с момента взрыва от «Петропавловска» остались лишь мутное пятно на воде да масса обломков, на которых в ледяной воде морского прибоя боролись люди между жизнью и смертью». Спустя несколько дней цифры потерь стали точнее: погибли 662 человека, спасти удалось только 79. Свидетелям казалось, что даже после ухода броненосца в воду море все еще выбра-сывало языки пламени. Тщательные поиски на месте гибели «Петропавловска» закон-чились лишь тем, что с торпедного крейсера «Гайдамак» был найден плащ Макарова, сам же вице-адмирал, по утверждению спасшего сигнальщика, погиб, погиб и Василий Верещагин. В числе немногих спасшихся оказался великий князь Кирилл Владимиро-вич – тот самый член династии, потомки которого в наши дни претендуют на главенст-во в доме Романовых. Контр-адмирал Ухтомский принял командование и вывел «Пересвет» во главу эскад-ры, поменяв с броненосцем «Победа». Через полчаса после гибели «Петропавловска» адмирал Ухтомский приказал «Пересвету» повернуть на восток на внешний рейд гава-11 ни. Когда флот повернул, раздался мощный взрыв у «Победы», броненосец резко нак-ренился. Потом раздался еще один взрыв под угольным бункером того же броненосца, но бункер был полон, и таким образом, проглотил взрыв. Поэтому «Победа» медленно дошел до гавани. 2 апреля в 8 часов утра в Порт-Артур прибыл наместник генерал-адъютант Алексеев и поднял свой флаг на броненосце «Севастополь». Севшие на мель броненосцы «Паллада» и «Победа» . Положение русского флота в Порт-Артур становилось все серьезнее. Адмирал Н.И. Скрыдлов, которому поручили командование Дальневосточным флотом, не добрался до Порт-Артура. Когда он достиг Ляояна, железная дорога была перерезана; морем он не мог добираться, так как японские корабли сторожили на внешнем рейде. Он отпра-вился во Владивосток, где принял командование силами крейсеров, единственной мо-бильной русской эскадрой на Тихом океане. Адмирал Камимура пытался найти эти си-лы, так как адмирал Скрыдлов вел серию эффективных операций типа «ударил – скрылся» против японских опорных пунктов, за что его эскадра получила прозвище «Эскадра-невидимка». Япония получила возможность быстро подвозить по морю к армиям все необходи-мые запасы, раз русский флот заперт в Порт-Артуре. Перевозки даже огромных тяжес-тей, осуществляющиеся в царской армии по слабой железной дороге в течение меся-цев, выполнялись японцами в несколько дней. Но что не менее важно, Япония при господстве на море и, в общем-то, бездеятельности русского флота беспрепятственно получала в свои порты арсеналы, заказанные в Европе и Америке: оружие, боевые и продовольственные запасы, лошади и скот. Что же касается