«Что мы знаем о своей стране?» Цели урока:- Систематизировать знания о родной стране, о столице России – Москве.- Познакомить учащихся с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном.- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.Оборудование:Компьютерная презентация, иллюстрации с изображениями животных, обитающих в нашей стране, карта России, глобус, набор открыток с достопримечательностями городов Москвы, макеты вертолета (на парте у каждого учащегося), аудиозапись гимна России.^ Ход урокаI. Организационный момент. Учитель знакомит учащихся с темой урока, планом урока.II. Объяснение нового материала.1. Вводная беседа.- Как называется страна, в которой мы живем ? (Ответы детей). На доске появляется надпись Наша страна – Россия.- Что вы знаете о своей стране? Ответы детей. - Послушайте внимательно рассказ К Ушинского, который я вам прочитаю и ответьте как автор называет нашу страну (Отечество. Родина. Матушка.) - Подумайте, с чем связано для вас слово «Родина»?Звучит стихотворение в исполнении учащегося.Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,И березки, вдоль которыхРядом с мамой мы идем.Что мы Родиной зовем?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Теплый ветер за окном.Что мы Родиной зовем?Все, что в сердце бережем,И под небом синим-синимФлаг России над Кремлем. 2. Путешествие по стране.- Посмотрите на карту России. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге - плещется теплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут. Звучит стихотворение в исполнении учащегося. Если долго-долго-долгоВ самолете нам лететь,Если долго-долго-долгоНа Россию нам смотреть,То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы,Ленты рек, озера, горы…Мы увидим даль без края,Тундру, где звенит веснаИ поймем тогда, какая,Наша Родина большая,Необъятная страна.- 128 разных народов населяют нашу страну. Это русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, карелы, удмурты, марийцы и многие другие. И все мы россияне!Звучит стихотворение в исполнении учащегосяЖивут в России разныеНароды с давних пор.Одним -тайга по нраву,Другим – степной простор.У каждого народаЯзык и свой наряд.Один – черкеску носит,Другой надел халат.Один- рыбак с рожденья,Другой - оленевод.Один – кумыс готовит,Другой – готовит медОдним - милее осень,Другим – милей весна.А Родина РоссияУ нас у всех одна.Учитель предлагает учащимся отправиться путешествовать по нашей необъятной стране. На парте у каждого учащегося находится карта России и макет вертолета.- Давайте начнем путешествие с самого холодного и самого дальнего уголка нашей страны – Крайнего Севера.(Учащиеся берут макет вертолета и ставят на соответству-ющую Крайнему Северу часть карты, затем передвигают его по ходу путешествия.) Здесь дольше всех гостит зима, лежит снег, стоят сильные морозы, дуют ветры, кружат метели. Эту землю так и называют «Белая земля».- Давайте посмотрим, какие животные здесь обитают. Демонстрируются изображения животных (белого медведя и северного оленя). Эти животные хорошо приспособились к сильным морозам. Имеют густую длинную шерсть.- Чем занимаются люди в условиях крайнего севера? Демонстрируется изображение человека, который мчится на санях, запряженных оленями. Эти сани называются нартами. На нартах перевозят грузы. А как одет человек? Одежда сшита из оленьего меха. Из шкур оленей жители севера также собирают жилище, которое называется чум.- Нам пора лететь дальше. Вы заметили рыбаков? Давайте совершим посадку. Макеты вертолетов переставляются в район Дальнего Востока.- Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? Чем занимаются здесь люди? В морях Дальнего Востока много рыбы. На кораблях рыбу привозят в порт. В порту останавливаются корабли с разными товарами из разных стран.- Давайте путешествовать дальше. Если лететь в глубь страны, то мы увидим тайгу. Тайга – это огромный хвойный лес. - Каких животных можно встретить в тайге? Какие деревья растут в тайге? Чем занимаются люди? - В тайге живут волки, лисы, бурые медведи. Растут хвойные деревья – ель, сосна, пихта, кедр. Люди занимаются охотой, добычей полезных ископаемых.- Наше путешествие продолжается. Пролетаем горы, степи, реки, поля, луга города. - Давайте сделаем посадку в главном городе нашей страны – Москве. Москва-столица нашей Родины. Москва- это Красная площадь.Москва – это сердце России. Учащиеся рассматривают фотографии с достопримечательностями Москвы, называют знакомые места, учитель делает комментарии.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 3. Знакомство с государственной символикой России. Демонстрация презентации. - У каждого государства есть своя символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Каждый россиянин может сказать: «Это наш герб. Это наш флаг. Это наш гимн».- Рассмотрите герб России внимательно. Кто изображен на гербе России? Как выдумаете, что символизирует золотой двуглавый орел, побеждающий всадник? Звучит стихотворение в исполнении учащегося.У России величавойНа гербе орел двуглавый,Чтоб на запад и востокОн смотреть бы сразу мог.Сильный, мудрый он и гордый,Он – России дух свободный - Как выглядит флаг России? Какие цвета представлены на флаге нашей страны? Что они означают? Звучит стихотворение в исполнении учащегося.Белый цвет - березка.Синий - неба цвет.Красная полоска – солнечный рассвет.- Синий цвет символизирует небо, верность, правду. Белый цвет- чистоту сердца и мыслей, мир и покой. Красный цвет – символ огня и отваги, мужества и любви.- Гимн – это торжественная песня. Его слушают стоя. Где звучит гимн? Гимн звучит на крупных торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях при вручении наград победителям. Автор музыки современного гимна Александр Васильевич Александров. Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков.Звучит гимн России. Ребята слушают стоя.IV. Закрепление. Викторина из презентации.V. Заключение. Подведение итогов. - Любовь к Родине - чувство очень личное, глубокое. Не стоит выставлять его напоказ. То, как мы относимся к своей родной земле, нашей большой стране, к окружающим нас людям лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах.Учитель называет фамилии детей активно работающих на уроке. На память об уроке ребята получают макеты вертолетов, на обратной стороне которых написано слово «МОЛОДЕЦ!»