Управление эмоциями с помощью НЛПВопреки распространенному убеждению, НЛП нетерапия, хотя терапевты, пользующиеся им, получают впечатляющие результаты. Этоне программа обучения искусству торговли, хотя торговцы, пользующиеся им, тожеполучают впечатляющие результаты. Это не средство саморазвития, хотя те, ктопользуется им для саморазвития, опять же получают впечатляющие результаты. И ужникогда и ни за что это не предмет для самостоятельного или заочного изучения.
Оно слишком хорошо работает, чтобы быть безопасным в неумелых руках, так чтолучше учиться под руководством опытных и квалифицированных тренеров. Вы быстали учиться плаванию с аквалангом у соседа, который как-то раз неделькупонырял в бассейне? В этой статье речь пойдет о некоторых предположениях,существующих в нашей культуре, и о том, как, пользуясь предоставляемой НЛПинформацией, научиться самостоятельно изменять их.
НЛП изучает, как мы конструируем свои мысли, какмы знаем то, что знаем, и как мы создаем свои переживания. Конечно же, нашисубъективные переживания отличаются от чьих угодно еще. Точно также и субъективныепереживания любого другого человека отличаются от субъективных переживанийостальных. Однако все наши мысли, эмоции, воспоминания и мечты состоят изкартинок, звуков и ощущений. Разница в наших переживаниях происходит из-затого, что мы можем расположить эти звуки, картинки и ощущения
мириадами разныхспособов, а также от того, что именно привлекает наше внимание. Многие на Западе считают, что им легко увидеть ихмысленные картинки, или же их довольно легко этому научить. Мысленные картинкисоздают все вся разница в том, что некоторые люди еще не научились ихзамечать. Подумайте немного о своих собственных мысленных картинках того, чтовам нравится. Они цветные или черно-белые, неподвижные или движущиеся, близкоили далеко, большие или маленькие, вытянуты
вертикально, горизонтально, илипанорамны, какие части в центре? Вы видите сцены так, как видели их тогда, иливидите себя в них, как на видеозаписи? Все это примеры того, как мы можем делать одни ите же вещи иначе, чем другие. Вы можете изменить значение переживания, изменяяодну из этих характеристик. Если вы выбрали что-то, что вам нравится, выясните,что случится, если придвинуть картинку ближе или
увеличить ее. Вы можетедвигать мысленные картинки, просто подумав об этом. Если вам понравилсярезультат, оставьте так, иначе верните все на место и выясните, что случится,если сделать цвет более насыщенным. Меняйте по одной характеристике за раз ивозвращайтесь к исходному варианту перед следующим изменением. Конечно, еслинайдется один или более вариантов, которые вам понравятся больше, чем исходный,оставьте их. Будьте осторожны, запоминайте, какие изменения картинкипроизводите, и если
сделали что-нибудь, результат чего вам не понравился,немедленно вернитесь к предыдущему состоянию. Проследите за тем, чтобы в концеконцов переживание осталось бы как минимум столь же приятным, как в начале. Для большинства западных людей картинки как разто, что легче всего заметить и изменить, потому-то мы с них и начали. Вы можетенаучиться так же легко делать это со звуками и чувствами, передвигая звуки вдругое место, изменяя скорость, высоту, громкость, как если бы у вас былхороший микшер.
Вы можете усиливать или ослаблять ощущения, менять их текстуру,взвинчивать или успокаивать их, замедлять или ускорять темп или скорость,передвигать их, делать их больше или меньше, или вообще убирать. Вы могли заметить, что если изменяете некоторыйпараметр картинки, звуки и чувства тоже изменяются, или если вы изменяетеопределенный параметр звука, картинка и чувства изменяются в соответствии сним. Найти ваши особые различения значит найти быстрый способ воздействоватьна ту систему зрение, слух или
ощущения , которую вам наименее легко менять.Например, если ваша картинка вам умеренно нравилась, а после увеличения сталанравиться больше, вы изменили ощущения изменением картинки. Если картинка быларасплывчатой с искаженным звуком и скребущим ощущением, может быть, онасфокусируется, если сделать звук чистым, или ощущение станет гладким, еслиизменить звук? В западной культуре существует распространенноеубеждение, что ощущения нельзя произвольно изменять
и что эмоции тоже неподдаются изменению. Существует связанный с этим миф о том, что любой, ктоможет изменять свои эмоции лицемер, пустышка, эгоист или обманщик впоследнее время также не осененный благодатью, подавленный или неготовый к изменению . В большинстве культур есть убеждение, что одной изсистем зрением, слухом или ощущением нельзя управлять, но не все считаютнаиболее сложным ощущения. Например, аборигены Америки прославились тем, чтоизменяли чувства и ощущения так же легко, как западные
люди изменяют картинкиили музыканты звуки. Для аборигенов Америки видимые мысленные картинкиравны видениям, ниспосланным их богами, а потому имеют религиозное значение.Ритуалы Танца Солнца и Испытания Видением разработаны специально для того,чтобы увеличить шанс увидеть мысленные картинки. Оба ритуала включают в себядоведение посвящаемого до крайнего дискомфорта такой степени, что большинствозападных людей считает это неприемлемым.
Для коренных американцев с ихлегкостью в управлении ощущениями контроль над болью, осуществляемый ими вовремя ритуала, является средством сместить их внимание и изменяет состояние ихума в достаточной степени, чтобы позволить им увидеть картинки. Это работаетпотому, что делает невозможным нормальное использование их предпочитаемойсистемы ощущений , так что им приходится делать что-то другое видеть .Поскольку ритуал является религиозным или духовным, в их культуре приемлемовидеть картинки в таком контексте.
Западный эквивалент этому рынок развитияличности , прыжки с моста на резинке, наркотики и религиозные ритуалы.Западные люди оценивают острые и религиозные переживания по интенсивностиощущений, которые они в этот момент испытывают. Кое-кто называет этоэмоциями но ведь эмоции состоят из картинок, звуков и ощущений, простонаиболее убедительны из них для западного человека ощущения. Способность чувствовать то, что хочешь, тогда,когда хочешь, очень полезный навык.
Это освобождает нас от дорогостоящегопоиска острых ощущений. Одного раза достаточно, чтобы занести ощущение в личнуюбиблиотеку. Потом мы можем изменить его, усилить, переделать любыми способами,играя картинками, звуками и ощущениями, с которыми оно было связанопервоначально. Можно, наоборот, создать библиотеку на пустом месте, используяпривлекательные элементы обычных приятных переживаний, обогащая и смешивая ихпо вкусу.
Делать это можно так, как описано выше, через картинки и звуки. Простовспомните приятный эпизод и сделайте его большим, ярким, жизненным и, можетбыть, чуть-чуть замедлите. По мере того, как вы будете работать с ощущениями ипривыкать к этому, делать это будет все легче, и вы научитесь изменять ихнепосредственно. Следующая ступень буквально управление эмоциями.Есть два простых способа. Первый хорош для нейтрализации любой неудобнойэмоциональной реакции.
Если вы хохочете на похоронах, или рыдаете на работе,или злитесь на неповинного человека, быстрый способ нейтрализовать любую изэтих реакций отодвинуть картинку далеко-далеко или уменьшить ее до размеровпочтовой марки. Вы всегда сможете потом вернуться к ней, независимо от того,знаете ли вы, что там нарисовано. Сделайте ее достаточно маленькой илидостаточно далекой, и у большинства людей это снизит интенсивность еевоздействия. Чтобы вызвать определенную эмоциональную реакцию,когда ее нет, вспомните или вообразите
случай, вызывающий такую реакцию, исделайте большую, яркую и близкую картинку. Это замечательно, когда требуетсяпоблагодарить нужного человека за прекрасный подарок, или если нужно создатьраскаяние, когда вы кокнули любимую мамину вазу, которую ненавидели многиегоды. Вам приходилось мечтать о терпеливости, когда вы обучали ребенка илиживотное? Хотите сказать кому-то нет так, чтобы он понял, что этовсерьез?
Найдите в памяти картинку, обладающую требуемым свойством. Сделайте еебольшой, яркой, жизненной и нужное чувство появится. Второй способ управлять эмоциями включает ощущенияболее непосредственно. Лесли Камерон-Бэндлер приводит в своей книге Пленник эмоций семь изменяемых частей любой эмоции. В них входятритм, темп, интенсивность, временные рамки и личная вовлеченность.
Камерон-Бэндлер предлагает изменять ощущения так же, как мы изменяли картинки вначале статьи. Например, у беспокойства обычно быстрый неровный ритм, и оновсегда относится к будущему. Если вы замедлите ритм до ровных 120 ударов вминуту, чувство изменится и станет более удобным. Если вы представите, чтонаходитесь в будущем по отношению к ожидаемому событию, беспокойство пропадет.Вспомните, как вы беспокоились в последний раз, и как приемлемо то событиесейчас, когда вы на него оглядываетесь.
Вина и стыд требуют личной вовлеченности. Винаслучается, если вы поступили вопреки чьим-то ценностям, и вас это беспокоит.Стыд случается, когда вы поступили вопреки собственным ценностям, и нет болееважной ценности, оправдывающей это. Если вы измените временные рамки, не будетни вины, ни стыда, поскольку вы еще ничего такого не сделали. Вы можетеобнаружить, что сделали это намеренно, в таком случае вы поступили согласносвоим ценностям, или же что вы ошиблись, а это случается, и на ошибках учатся.
Последствия могут быть печальными, или необратимыми, но могут стать приемлемыми.Другой выход уменьшить интенсивность и, возможно, сменить ритм натанцевальный. В любой эмоции, которую вы хотите изменить, возьмите наиболеезаметную черту и измените ее. Выясните, что произойдет. Чтобы усилить эмоцию,возьмите ее компонент и увеличьте его. Вы сможете сами создавать себе острыеощущения! Статья
Джулза Коллингвуда
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |