Реферат по предмету "Разное"


Автореферат разослан " … " г

На правах рукописи АСМУС Олег Владимирович РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(теория, методология, практика)08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК и сельского хозяйства)А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Москва – 2008 Диссертационная работа выполнена в Государственном научном учреждении Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства РАСХН.^ Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор член-корреспондент РАСХН Алтухов Анатолий Иванович Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор ^ Санду Иван Степанович доктор экономических наук, профессор Коваленко Николай Яковлевич доктор экономических наук, профессор ^ Ананьев Михаил Александрович Ведущая организация – ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина». Защита диссертации состоится “ 23 ” декабря 2008 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.006.031.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Государственном научном учреждении Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства РАСХН по адресу: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, дом 35/2, корп. 3, ГНУ ВНИИЭСХ.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.Автореферат разослан “ … ” …………. 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета А.И. Суслов ^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Одним из факторов, сдерживающих динамичное социально-экономическое развитие Российской Федерации, является наличие диспропорций в уровне развития отдельных ее регионов. Десять регионов формируют 50% валового внутреннего продукта страны. Отставание депрессивных регионов от лидеров в динамике лет увеличивается. В АПК страны наблюдается аналогичный процесс углубления дифференциации отраслей и территорий по уровню и эффективности развития. Данный процесс стал дестабилизирующим фактором, сдерживающим общее развитие и агропромышленного комплекса, и регионов в целом. В условиях реформы местного самоуправления (ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») регионы и муниципальные образования самостоятельно осуществляют формирование и реализацию своего стратегического выбора, в том числе в аграрном секторе. Специфика депрессивных территорий заключается в том, что развитие и повышение эффективности народного хозяйства должны обеспечиваться в условиях низкого качества жизни населения, спада или слабого роста экономики, дотационности регионального и местных бюджетов. В то же время эти регионы, как правило, имеют высокий уровень ресурсного потенциала, развитую инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу, а причиной депрессивности является отсутствие эффективного механизма хозяйствования. Аграрный сектор депрессивных территорий нуждается в формировании научно обоснованного стратегического выбора, обеспечивающего его комплексное развитие, обусловленного собственным потенциалом. Актуальна проблема поиска рациональных путей государственной поддержки агарного сектора, которая должна стимулировать задействование ресурсов и «точек роста». Необходима научная проработка проблемы обоснования стратегии развития аграрного сектора депрессивной территории, формирования механизма ее реализации. Практика нуждается в формировании и реализации такой стратегии. Актуальность решения проблемы развития аграрного сектора в депрессивных регионах Российской Федерации и недостаточная изученность ее отдельных теоретических, методологических и методических аспектов предопределили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов. ^ Состояние изученности проблемы. Проблемам регионального развития посвящено большое количество как зарубежных, так и отечественных исследований. Особо следует отметить работы В.Г. Алиева, С.А. Васильева, В.А. Гневко, А.Г. Гранберга, У. Изарда, В.В. Кистанова, В.Н. Лексина, В.Е. Рохчина, И.Д. Тургель, А.Н. Швецова, Б.М. Штульберга. Исследования депрессивных («проблемных») территорий в экономике представлены в работах И. Ансоффа, Г.В. Былова, А.Л. Гапоненко, И.И. Егорова, Р. Каплана, А.М. Марголина, Д. Нортона, М. Портера, З.А. Хутыза, И.Н. Шургалиной, и других. Проблемы стратегического развития аграрного сектора рассматривались А.И. Алтуховым, М.А. Ананьевым, И.Н. Буздаловым, В.А. Добрыниным, В.В. Кузнецовым, А.А. Никоновым, П.М. Першуковичем, Е.В. Серовой, А.В. Ткачом, В.Я. Узуном, И.Г. Ушачевым, И.Ф. Хицковым, А.А. Черняевым. Однако исследованность научной проблематики развития аграрного сектора в депрессивных регионах нельзя назвать исчерпывающей. Сохраняется недостаточная проработанность методологии отнесения регионов к депрессивным; недостаточно обоснованы стратегии вывода аграрного сектора из состояния депрессивности; рекомендуемые механизмы содействия развитию аграрного сектора не учитывают одновременного проведения в стране административной реформы и реформы местного самоуправления, что снижает эффективность поддержки аграрного сектора, вносит путаницу в механизм управления на региональном уровне. ^ Цель и задачи исследования. Целью исследования является теоретическое и методологическое обоснование, разработка научно-практических предложений и рекомендаций по обеспечению развития аграрного сектора в депрессивных регионах Российской Федерации. В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие основные задачи: разработаны теоретические аспекты состояния «депрессивности» регионов страны, раскрывающие ее сущность и возникающие вследствие этого проблемы развития аграрного сектора; определены методологические принципы территориального стратегического планирования и формирования стратегии развития аграрного сектора депрессивных регионов; выявлен эффективный инструментарий обеспечения развития аграрного сектора депрессивных территорий; усовершенствована методика оценки конечных результатов стратегии развития аграрного сектора; определена специфика формирования стратегии развития аграрного сектора в депрессивных регионах и организационно-правовой механизм ее обеспечения; выработан организационно-экономический механизм обеспечения взаимодействия стратегий развития региона и субъектов хозяйствования на основе оценки современного состояния развития аграрного сектора в депрессивных регионах; сформулированы предложения по совершенствованию механизма бюджетной поддержки аграрного сектора депрессивных регионов, стимулирующие структурные преобразования в нем; предложены меры по адаптации региональной экономики к структурным изменениям в аграрном секторе; выявлены «точки роста» и разработан механизм их взаимодействия в аграрном секторе депрессивных регионов. ^ Предметом исследования явился процесс преодоления депрессивного состояния российскими регионами и аграрного сектора в них и возникающие в ходе этого процесса отношения между его субъектами – органами власти федерального, регионального и муниципального уровней, хозяйствующими субъектами в АПК, населением.^ Объектом исследования стал аграрный сектор депрессивных регионов, на примере которого обоснованы новые подходы к механизму его ускоренного развития.Теоретическую и методологическую основу исследования составляют системный подход, позволяющий рассматривать развитие аграрного сектора в депрессивных регионах с позиций долгосрочных общегосударственных и региональных интересов; теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам регионального развития и стратегического развития аграрного сектора экономики. С учетом теоретического, методологического и методического характера настоящего исследования различные аспекты проблемы рассматривались на основе эмпирических и теоретических методов познания действительности. Для обоснования теоретических положений привлекался аппарат статистического и экономического анализа. Исходными материалами послужили данные Федеральной государственной службы статистики, нормативные документы федеральных и региональных органов управления по вопросам организации государственного, регионального и местного управления субъектами Российской Федерации, федеральные законы и постановления Правительства РФ, целевые и отраслевые программы развития страны, отдельных регионов и отраслей.^ Научная новизна исследования состоит в следующем: разработаны теоретические аспекты функционирования аграрного сектора в депрессивных регионах Российской Федерации, учитывающие что депрессивными могут быть регионы, в которых не происходит ухудшения социально-экономического положения, и те, в которых имеет место рост макроэкономических показателей; выявлены недостатки методологии территориального стратегического планирования в Российской Федерации и меры по ее совершенствованию, включающие методический подход к интеграции методов экономико-статистического анализа в методологию стратегического планирования, что позволяет повысить эффективность работ по выявлению факторов развития аграрного сектора; предложена корректировка методологии формирования стратегии развития аграрного сектора, которая не имела различий в подходах к постановке целей для успешно развивающихся и депрессивных регионов, включающая методику оценки конечных результатов от реализации стратегии развития аграрного сектора; определены недостатки бюджетной поддержки предприятий АПК депрессивных регионов, на основе чего предложены механизмы консолидации ресурсов и повышения эффективности их использования; сформулированы особенности, возможности и угрозы развития аграрного сектора в депрессивном регионе, что позволило выявить направления и инструменты ускоренного развития аграрного сектора; усовершенствован механизм реализации стратегических направлений развития аграрного сектора и выработаны меры по решению проблем, препятствующих внедрению современных инструментов в систему управления развитием региональных АПК; предложен механизм кадрового обеспечения структурных изменений в аграрном секторе депрессивных регионов, возникающих вследствие его реформирования и ускоренного развития; сформулированы подходы по повышению эффективности реализации полномочий по содействию в развитии сельхозпроизводства на территории вновь образованных муниципальных образований, учитывающие разную степень реализации реформы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации; разработан механизм использования внешних и внутренних «точек роста» аграрного сектора депрессивных регионов, определяющий цели, действия и перечень рисков, возникающих при их задействовании.^ Практическая значимость работы заключается в том, что они доведены до конкретных рекомендаций по совершенствованию поддержки и стимулированию преобразований в аграрном секторе с целью преодоления состояния депрессивности. Особую значимость исследование приобретает потому, что ряд положений доказали свою эффективность в условиях депрессивных регионов. Представленные в исследовании разработки могут найти свое применение при совершенствовании существующих методик оценки конечных результатов стратегии развития, оценке ключевых факторов развития аграрного сектора, внесении необходимых изменений и дополнений в механизм организационно-правового обеспечения стратегии развития аграрного сектора. Основные положения исследования могут быть использованы для развития спецкурсов по региональной экономике, экономике АПК, стратегическому планированию и государственной инвестиционной политике.^ Внедрение и апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, прошли широкую апробацию в органах исполнительной и законодательной власти Ульяновской области. Содержащиеся в работе предложения использовались при разработке Комплексной программы развития АПК до 2012 года, Комплексной программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2005-2010 годы, а также при разработке Стратегии развития Ульяновской области до 2020 года. Рекомендации по совершенствованию бюджетной поддержки и стимулирования структурных преобразований в аграрном секторе учтены при разработке 14-ти региональных целевых и ведомственных программ развития отраслей АПК до 2010-2012 гг. Методический подход к интеграции методов экономико-статистического анализа в методологию стратегического планирования используется Правительством Ульяновской области при разработке нормативных актов, направленных на преодоление областью состояния депрессивности, сокращение отставания в уровне развития от субъектов-лидеров страны и Приволжского федерального округа. Это позволило существенно улучшить управляемость процессами развития, как аграрного сектора, так и в целом социально-экономического развития области. Методология оценки эффективности реализации стратегии развития аграрного сектора внедрена Министерством финансов Ульяновской области для оценки эффективности расходования бюджетных средств. Положения диссертационной работы неоднократно докладывались в Поволжской академии государственной службы, Ульяновском государственном университете, Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, использованы при разработке курсов лекций «Региональная экономика» и «Государственная инвестиционная политика». По теме диссертации опубликовано 42 научных работы общим объемом авторского текста 47 п. л., в том числе 9 работ в журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, и 2 монографии.^ Структура работы Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов и предложений, списка использованных источников, приложений.Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика изученности проблемы, сформулированы объект и предмет исследования, изложены цель и задачи. Особое внимание уделено изложению научной новизны и практической значимости полученных результатов. ^ В первой главе «Теоретические основы развития аграрного сектора в депрессивных регионах» раскрыта экономическая сущность состояния «депрессивности» регионов, выявлены особенности и обоснованы инструменты ускоренного развития аграрного сектора в регионах данного типа.^ Во второй главе «Методологические основы стратегии развития аграрного сектора депрессивных регионов» изложены методологические принципы и методические подходы к формированию стратегии развития аграрного сектора и в целом территориального стратегического планирования его развития. Предложена методика оценки конечных результатов реализации стратегии развития аграрного сектора в депрессивных регионах. ^ В третьей главе «Оценка современного состояния развития аграрного сектора в депрессивных регионах» дана оценка макроэкономических условий, как основы решения проблем аграрного сектора, а также факторов развития аграрного сектора депрессивных регионов. Обоснован организационно-экономический механизм обеспечения взаимодействия стратегий аграрного сектора региона и субъектов хозяйствования. Предложены меры по кадровому обеспечению структурных изменений в аграрном секторе депрессивных регионов, которые возникают по мере его развития. ^ В четвертой главе «Основные направления развития аграрного сектора депрессивных регионов» рассматривается комплекс направлений, решение которых может способствовать ускоренному развитию аграрного сектора: организационное обеспечение стратегии развития (с отдельным выделением нормативно-правового аспекта), совершенствование механизма бюджетной поддержки и стимулирования структурных преобразований, организационно-экономический механизм использования «точек роста» аграрного сектора. ^ В выводах и предложениях обобщены основные результаты исследования и предложения, раскрывающие содержание научной новизны и практической значимости полученных результатов. ^ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ1. Разработаны теоретические аспекты функционирования аграрного сектора в депрессивных регионах Российской Федерации, учитывающие что депрессивными могут быть регионы, в которых не происходит ухудшения социально-экономического положения, и те, в которых имеет место рост макроэкономических показателей. Термин «депрессивный регион» не является классическим определением экономической теории, а в соответствии с общепринятым определением таковым считается регион, где экономические условия хуже, чем в среднем по стране. Такое определение депрессивности территорий не удовлетворяет требованиям времени, так как в России будет насчитываться около 70 депрессивных субъектов. Использование подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион», применяемых в экономически развитых странах, невозможно, так как к признакам депрессивности регионов относят несбалансированность в развитии секторов экономики, малую степень ее диверсификации, снижение цен и спад производства. Недостатками отечественной теории считаем позицию ряда авторов, утверждающих, что преодолеть состояние депрессивности регионы могут только при экстренной, специальной поддержки федерального уровня, а также то, что к категории депрессивных следует относить только регионы, не имеющие ресурсов и возможностей для развития. Такие регионы являлись бы скорее особыми, однако в стране их не существует. В депрессивном состоянии может находиться экономика региона, обладающего собственными ресурсами для его преодоления, а причиной депрессии, как показал анализ, зачастую является неэффективное управление. Предлагаемые исследователями методики интегрированной оценки состояния депрессивности также недостаточно эффективны, так как влияние показателей на социально-экономическое развитие территории разное, а применение удельных весов для показателей не устраняет этого недостатка. В Приволжском федеральном округе дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития недопустимо высока. Из 14 субъектов 9 могут быть отнесены в категорию депрессивных: Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области, Республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртская и Чувашская Республика. Депрессивными являются 64% субъектов округа, а Ульяновская область наиболее «проблемной» из них, в то же время 3 субъекта округа являются «локомотивами роста»: Пермский край, Республики Башкортостан и Татарстан (таблица 1).^ Таблица 1 – Сравнительные характеристики регионов Приволжского федерального округа Субъект Приволжского федерального округа Характеристика региона по: А.Г. Гранбергу МЭРТ РФ Минрегионразвития РФ Республика Башкортостан лидер с уровнем развития выше среднего «локомотив роста» Республика Марий Эл депрессивный с низким уровнем развития «депрессивный-фоновый» Республика Мордовия депрессивный с уровнем развития ниже среднего «депрессивный-фоновый» Республика Татарстан лидер с высоким уровнем развития «локомотив роста» Удмуртская Республика депрессивный с уровнем развития ниже среднего «депрессивный-фоновый» Чувашская Республика депрессивный с уровнем развития ниже среднего «депрессивный-фоновый» Пермский край лидер с уровнем развития выше среднего «локомотив роста» Кировская область депрессивный с уровнем развития ниже среднего «депрессивный-фоновый» Нижегородская область лидер с уровнем развития выше среднего «опорный» Оренбургская область депрессивный со средним уровнем развития «депрессивный-фоновый» Пензенская область депрессивный с уровнем развития ниже среднего «депрессивный-фоновый» Самарская область лидер с высоким уровнем развития «опорный» Саратовская область депрессивный с уровнем развития ниже среднего «депрессивный-фоновый» Ульяновская область депрессивный с низким уровнем развития «депрессивный-кризисный» В работе представлен анализ макроэкономической динамики в субъектах Приволжского федерального округа и доказано, что депрессивными могут быть регионы, в которых не происходит ухудшения социально-экономических показателей, и даже те регионы, в которых наблюдается их рост. Такая ситуация возможна, если экономика региона в длительной динамике растет темпами меньшими, чем экономика соседних регионов и страны в целом. Принципиальное отличие депрессивных регионов от остальных заключается в том, что при более низких в настоящее время, чем в среднем по стране, экономических показателях в прошлом это были развитые регионы. В связи с этим авторская позиция по отношению к понятию «депрессивный регион» следующая – это субъекты Российской Федерации, в которых имеется кадровый, инфраструктурный, природно-климатический, научно-технический потенциал, однако в динамике лет (не менее 5) темпы роста основных показателей социально-экономического развития, в том числе и интегрального, ниже чем в среднем по стране, или установленного норматива. К основным показателям развития следует отнести подушевые ВРП и бюджетную обеспеченность, уровни занятости и инвестиционной привлекательности территории, показатели темпов наращивания производства и доходов населения. Принципиальным является соответствие показателей целям и задачам страны, утвержденных в документах ее стратегического развития. Аграрный сектор рассматривается в работе как ядро депрессивности социально-экономического развития регионов. В условиях реформы местного самоуправления регионы и муниципальные образования Российской Федерации самостоятельно осуществляют формирование и реализацию своего стратегического выбора. Развитие аграрного сектора в депрессивных территориях должно стартовать в условиях спада либо очень слабого роста экономики по сравнению со среднероссийским и тем более среднеевропейским уровнем. Региональный и местные бюджеты депрессивных субъектов дотационные, сильно зависимы от бюджета Российской Федерации. Депрессивность затрудняет реализацию инвестиционной политики, снижает возможности государственной поддержки агарного сектора, что создает угрозу продовольственной безопасности территории. Критериями депрессивности аграрного сектора территории являются неблагоприятные демографические показатели в сельской местности, низкий уровень доходов и заработной платы населения, безработица, слабый уровень развития отраслей АПК (включая показатели фондо- и энергообеспеченности, уровень применяемых технологий), их низкая инвестиционная привлекательность и рентабельность хозяйственной деятельности, недостаточная государственная поддержка. Стратегическими целями аграрной политики депрессивных регионов являются: повышение конкурентоспособности аграрного сектора; стимулирование ускоренного экономического роста и оптимизации структуры аграрной экономики; увеличение человеческого капитала; улучшение экологической обстановки; повышение эффективности управления региональными финансовыми ресурсами, направляемыми на поддержку АПК. 2. Выявлены недостатки методологии территориального стратегического планирования в Российской Федерации и меры по ее совершенствованию, включающие методический подход к интеграции методов экономико-статистического анализа в методологию стратегического планирования, что позволяет повысить эффективность работ по выявлению факторов развития аграрного сектора. Стратегическое планирование представляет собой вид управленческой деятельности, состоящей в разработке целей и приоритетов на стратегическую перспективу и механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить эффективное функционирование на основе адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Территориальное стратегическое планирование должно опираться на знание закономерностей развития региона, функций, выполняемых им в системе разделения труда, основных факторов внешней среды, оказывающих влияние на протекание социально-экономических процессов в регионе. Методология территориального стратегического планирования формируется в России под влиянием зарубежного опыта, а также с учетом традиций советского планирования. В каждом регионе страны складывается особое сочетание различных методических инструментов. К примеру, в соседних субъектах Приволжского федерального округа - республики Мордовия, Чувашия и Татарстан, Ульяновской области организация процесса и методики разработки стратегий развития, как в целом социально-экономического развития региона, так и аграрного сектора существенно разнятся. Анализ позволяет отметить ряд недостатков: слабая адаптированность применяемых методик и новаций к сложившимся условиям хозяйствования; скудность применяемых методов, что снижает вероятность выбора наиболее эффективных способов решения проблем (основным методом исследования является SWOT-анализ, когда представители АПК методом «мозговой атаки» формируют стратегический выбор аграрного сектора территории); слабые знания условий хозяйствования в депрессивных территориях; постановка правильных задач, но без оптимального и правильного механизма их решения. Современное состояние теории и практики территориального стратегического планирования в Российской Федерации характеризуется тем, что: стратегическое планирование осмыслено научным сообществом, однако отдельные аспекты требуют совершенствования; разработан методический инструментарий стратегического планирования, что позволяет организовать процесс разработки стратегий по различным направлениям, однако в части отдельных отраслей (АПК) он недостаточен; многочислен состав консультантов, экспертов, применяющих технологии стратегического планирования, однако продукт их работы усреднен и обобщен, превращен в бизнес-процесс без эффективного претворения в жизнь; малое число хозяйствующих субъектов живут в соответствии со стратегическими планами. Эффективность реализации стратегий низка; Территориальному стратегическому планированию АПК присущи характерные черты, отличающие его от «классического» долгосрочного планирования социально-экономического развития: учет воздействия на планируемый объект внешних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние; способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды и с учетом этого организовать процесс эффективного функционирования отрасли. Методологически стратегическое планирование развития аграрного сектора депрессивных регионов предлагается строить на основе следующих долгосрочных прогнозов: экономического (оценка объемов производства, численности занятых, степени влияния отдельных производственных факторов на увеличение производства конечной продукции, определение эффективности инвестиций и капитальных вложений), научно-технического (определение технико-экономических параметров новых видов материально-технических ресурсов, производственных фондов, новых технологий производства сельскохозяйственных продуктов или отдельных элементов этого процесса), социально-демографического (демографической ситуации, динамики движения трудовых ресурсов, выделение побудительных мотивов этого движения), экологического (оценка земельного фонда, возможностей вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, методов борьбы с эрозией и истощением почв, определение хозяйственных запасов воды, ущерба народному хозяйству от роста безвозвратного водопотребления, массового использования химических препаратов). С учетом результатов прогнозирования устанавливаются цели реализации стратегии агарного сектора. Главный целевой ориентир комплексного стратегического развития аграрного сектора депрессивного региона состоит в повышении эффективности функционирования этого сектора и всего народного хозяйства, преодолении территорией состояния депрессивности и выход на траекторию устойчивого роста. Для депрессивных регионов необходима дифференциация количественных значений целевых показателей. Общая закономерность развития АПК депрессивных территорий связана с изменениями его структуры. Развитие предполагает разрешение имеющихся противоречий, формирование новой специализации, позволяющей эффективно решать широкий спектр проблем аграрного сектора. Следует принять вывод о конечности существования любой из отраслей специализации экономики региона в целом и отдельных муниципальных образований в частности, необходимости их «сворачивания» из-за снижения эффективности функционирования и ускоренного развития производств, призванных стать «полюсами» экономического развития в перспективе. В качестве методологической основы при разработке стратегии развития аграрного сектора депрессивного региона необходимо принять системный подход к региону как социально-экономическому объекту и целям, задачам, проблемам, направлениям, механизмам его развития. Должны использоваться территориальный и отраслевой принципы: определение целей по преодолению депрессивности, принятие соответствующих управленческих решений, формирование целевых программ и построение на этой основе отраслевой политики. Территориальная стратегия развития АПК включает составляющие: производственной сферы, «человеческого капитала» и инфраструктуры. В целях решения проблемы выравнивания темпов и уровней развития аграрного сектора отдельных муниципальных образований и форм хозяйствования в депрессивном регионе предлагается составление матриц в динамике, в зависимости от достигнутых результатов. Это позволит: отследить изменения по каждой территориальной единице и форме хозяйствования; выявить территории и отрасли, способные обеспечивать ускоренное развитие; сформировать список территориальных хозяйственных единиц, наиболее нуждающихся в поддержке, то есть выделить территориальные инвестиционные приоритеты; определить сферу оказания поддержки и ее характер. Порядок (алгоритм) разработки Стратегии развития аграрного сектора представлен на рисунке 1. Оценку уровня развития аграрного сектора, сложившегося механизма хозяйствования и приоритетов предлагается осуществлять с учетом следующих «логик»: территориального распределения ресурсов (учет сложившейся на территории конфигурации политических, финансовых, управленческих, кадровых, организационных и иных ресурсов, необходимых для успешной реализации стратегического выбора аграрного сектора); психологической (организация мотивационно-смысловой работы участников реализации стратегии); содержательной (учет особенностей социально-экономической ситуации территории), законодательно-нормативной (необходимость юридически подкреплять процесс реформирования). Стратегический анализ ситуации в АПК (выявление проблем развития, оценка их остроты, факторный анализ ситуации, сводный стратегический анализ)Вариантные сценарные прогнозы изменения внешних условий Определение различных вариантов обобщенных стратегий развитияВыбор наилучших стратегийКонкретизация стратегии, разработка механизмов реализации Прогнозные оценки развития АПК региона и отдельных отраслей в результате реализации плана ^ Рис. 1. Алгоритм разработки стратегии развития аграрного сектораПовысить эффективность аналитических процедур при разработке стратегий и программ развития АПК в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия возможно посредством дополнения сравнительного анализа экономико-статистическими методами. Полученные в работе количественные оценки влияния разноуровневых факторов на объект анализа позволили повысить качество стратегических планов и объективность принимаемых решений. Знание взаимозависимостей между факторами дает возможность решить одну из важнейших задач: возможность прогнозировать развитие ситуации в аграрном секторе при изменении конкретных характеристик объекта исследования. Использование в методике сравнения значений депрессивного региона со значениями округа или региона-лидера необходимо для выявления специфики влияющих на развитие АПК региона факторов. Параллельное исследование корреляционных матриц, характеризующих развитие АПК Ульяновской области и республики Татарстан позволило сделать выводы: применительно к Ульяновской области перспективным является развитие животноводства и зернового производства; - развитие животноводства требует значительных инвестиций, аккумулировать которые внутри депрессивного региона сложно, поэтому целесообразно интегрироваться в более мощное животноводческое производство республики Татарстан, дополнив его отдельными элементами; - зерновое производство следует развивать самостоятельно, используя научно-производственный потенциал области. Решение этой задачи связано с организацией целевой подготовки кадров, освоением инновационных технологий, мощной поддержкой сбыта. Применение инструментария статистического анализа в методологии стратегического планирования позволило: повысить эффективность процесса выявления факторов развития аграрного сектора, объединить данные, принадлежащие разным уровням системы. 3. Предложена корректировка методологии формирования стратегии развития аграрного сектора, которая не имела различий в подходах к постановке целей для успешно развивающихся и депрессивных регионов, включающая методику оценки конечных результатов от реализации стратегии развития аграрного сектора. Стратегия, в отличие от комплексных планов и программ, должна затрагивать только главное для обеспечения устойчивого развития территории и отрасли в конкурентной рыночной среде. Взаимосвязь ключевых категорий стратегического управления АПК региона представлена на рисунке 2. Общая философия развития АПК региона Перспективы и основные подходы к развитию регионального АПК КОНЦЕПЦИЯОпределение возможных направлений развития АПК территории Формирование модели развития и системы целейСТРАТЕГИЯОпределение путей достижения намеченных целей Формирование проектов для достижения целейПланирование реализации проектов ПРОГРАММАКонтроль Реализация проектов Рис. 2. Взаимосвязь ключевых категорий стратегического управления регионального АПК К методам управления при реализации стратегии развития относятся экономические, организационные, распорядительные, социальные, психологические и нормативно-правовые. Эти методы ис


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.