КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ «ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ»«Чтобы наш народ не исчез из истории, образовательные учреждения, начиная с дошкольного возраста призваны не только предоставлять некую сумму «полезных» знаний, но воспитывать людей с чистой душой и незамутнённой совестью. Наши школьники должны ясно сознавать свою причастность к величию России, к её многонациональной культуре, сформированной под влиянием православия и других традиционных религий»( Соборное слово XI Всемирного Русского народного собора 2007г.)На всех уровнях власти сегодня осознается необходимость активной поддержки сферы туризма как межотраслевого культурно-хозяйственного комплекса, способного оказывать существенное влияние не только на экономику муниципального образования любого уровня и субъекта Федерации в целом, но и на формирование внутреннего мира личности, отношений между гражданами, на социальное развитие общества. Одной из актуальных проблем, в решении которой Ассоциация «Северо-Запад» принимает активное участие, является, - формирование объединенного туристского пространства субъектов Северо-Запада России и создание туристских продуктов, включающих возможности соседствующих субъектов. Решение этой проблемы повысит, в конечном итоге, экономическую эффективность деятельности в сфере туризма каждого отдельного субъекта Федерации. В 2003-2005гг. НИИ градостроительства совместно с рядом других учреждений и организаций в рамках подготовки «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015г.» была сформулирована Концепция «Серебряное кольцо России» в качестве основы для реализации федеральной программы «Исторические города России». За последнее время существенно изменилось законодательство и экономические условия реализации этой программы. Получили развитие новые туристские продукты, сформировались адресные Программы развития туризма в муниципальных образованиях субъектов, предусматривающие развитие не только исторических городов, но и формирование интереса к святыням Русского Севера, сохранение природных памятников, национальных парков и др. Анализ Программ развития туризма в субъектах показал, следующее:- на Северо-Западе России успешно создаются условия для объединения усилий субъектов Федерации при выработке общей Стратегии развития туризма;- в основном, в Программах развития туризма субъектов рассматривается перспектива до 2020; - разработчики программ субъектов достаточно хорошо обеспечены техническими средствами для работы над Стратегией с помощью Интернета.Программа развития туризма на Северо-Западе России должна соответствовать современным условиям. Концептуально, с учетом программ развития туризма, разработанных в большинстве субъектов, наметились основные стратегические направления развития туризма на Северо-Западе России. Отсутствие единой для Северо-Запада России стратегии и программы развития туризма, ведёт к дублированию целей инвестиционных проектов, распылению инвестиционных ресурсов и, как следствие, к снижению эффективности региональной инвестиционной деятельности в этом направлении. Координация процессов формирования рынка туристических услуг с учетом конкурентных преимуществ территорий Северо-Запада способствовала бы притоку инвестиций. Территории Северо-Запада России в настоящее время менее популярны среди туристов, чем другие регионы Российской Федерации. Однако, в каждом субъекте СЗФО есть уникальные культурно-исторические ценности и неповторимые природные ландшафты – жемчужины всемирного значения, в том числе памятники природного и культурного наследия, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. Эти памятники определяют туристскую привлекательность территорий Северо-Запада России. Очевидно, что их объединение в единый туристический маршрут, привлечение внимания к святыням Русского Севера будет способствовать интересу к истории отечества, к культурному и духовному наследию его народов. Для дальнейшего целенаправленного развития деятельности в сфере туризма на Северо-Западе России необходима Стратегия развития туризма. Основа для разработки этой Стратегии - целевые Программы развития туризма в субъектах Северо-Запада России. Организация современной и эффективно функционирующей системы стратегического планирования развития туризма в рамках комплексного социально-экономического развития субъекта - длительный процесс, связанный с совершенствованием законодательной базы, информационной политики и всей системы управления туризмом. Рабочая группа Комитета по туризму и спорту Ассоциации «Северо-Запад» разработала Концепцию регионального туристского законодательства (модельный закон) для формирования единого информационно-правового пространства субъектов Северо-Запада России в сфере туризма. Документ получил положительные отзывы органов законодательной и исполнительной власти субъектов и принят за основу при разработке регионального законодательства в сфере туризма в субъектах. Для формирования туристского пространства Северо-Запада России, с учетом запросов потребителей, интересов субъекта и органов местного самоуправления, необходимо выработать согласованную информационно-правовую политику субъектов Северо-Запада России в сфере туризма. В целях формирования согласованного информационного пространства, пропаганды духовного, культурного и исторического наследия народов Северо-Запада России, патриотического воспитания молодежи, на совместном заседании Комитета по туризму и спорту Ассоциации «Северо-Запад» и Координационного совета Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии 14 декабря 2007г. принято решение о подготовке и реализации Программы «Виртуальные музеи и туристские маршруты Северо-Запада России». Ассоциация «Северо-Запад» может выступить в качестве координатора взаимодействия органов власти субъектов Северо-Запада России, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества. В свою очередь, ряд крупных бизнес – структур и организаций готовы включиться в реализацию Программы «Виртуальные музеи и туристские маршруты Северо-Запада России» и ее отдельных подпрограмм и проектов. Программа «Виртуальные музеи и туристские маршруты Северо-Запада России» является частью Стратегии развития туризма на Северо-Западе Российской Федерации «ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ РОССИИ». *** Спрос населения, особенно в сельской местности. на использование информационно-коммуникационных технологий и, в частности, ресурсов сети Интернет до настоящего времени остается на низком уровне. В то же время, реализация национального проекта «Образование» обеспечила доступ в Интернет практически в каждой школе.Наблюдается резкое снижение обеспеченности культурных потребностей граждан, особенно в российской провинции; разорвано единое культурное пространство. Мероприятия Программы должны предусматривать обеспечение необходимого уровня информатизации и применения информационно-коммуникационных технологий, повышение удельного веса информационной и виртуальной составляющей в конечном продукте организаций культуры и образовании. Опыт западных стран показывает, что в настоящее время и в обозримом будущем именно интеллектуальный, творческий потенциал личности будет определять вектор стратегии устойчивого развития. Его вклад в экономический рост составляет, по разным оценкам, от 50 до 70%. Опережающее развитие науки, образования, культуры и здравоохранения обеспечивает решающее преимущество той или иной страны в обострившейся международной конкурентной борьбе. Сдвиг производства в сторону продуктов информационного и гуманитарного секторов - цивилизационный тренд постиндустриального общества (данные фонда «Российское информационное общество»). Создание условий для приоритетного развития продуктов и технологий, умножающих интеллектуальный потенциал, как и само движение в сторону информационного общества — генеральное направление любой программы, нацеленной на перспективу. Приоритет в реализации Программы целесообразно отдать комплексу мероприятий, направленных на повышение информационной культуры населения и расширение возможностей для свободного пользования информационными и коммуникационными технологиями с целью получения справочной, научной, образовательной, культурной и развлекательной информации, обеспечение доступности продуктов культуры, науки и образования для абсолютного большинства граждан. Важнейшие мероприятия программы должны обеспечить: - возможность применения современных методов социального обслуживания населения; - использование информационных и космических технологий; - использование новых способов организации общения; - формирование информационно-технологической составляющей существующего культурного достояния страны (памятников искусства и культуры, музеев и др.). Информационные технологии для социальной сферы предусматривают мероприятия по обеспечению доступа населения и специалистов к информации социального характера путем организации информационных сетей и порталов, позволяющих осуществлять интерактивную связь, легко и быстро выходить на нужные электронные ресурсы. Использование современных информационно-коммуникационных технологий (сеть Интернет, DVD-диски и т.п.), значительно расширяет аудиторию и повышает доступность туристских объектов, в первую очередь для инвалидов и малоимущих слоев населения. Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать преодолению неравенства в доступе и получении социальных услуг, особенно, между жителями городов и сельской местности. Наличие Интернет-центров в школах позволит использовать материалы Программы «Виртуальные музеи и туристские маршруты Северо-Запада России» в образовательном процессе. В настоящее время существуют программы виртуальных музеев: Эрмитаж, Русский музей, некоторых музеев и туристских объектов в субъектах Федерации. В то же время многие культурные объекты Северо-Запада остаются не представленными в Интернет-пространстве. Совершенно недостаточна информация о туристских маршрутах, в том числе, о маршрутах активного и экстремального туризма. Современные космические технологии позволяют детализировать любой объект (монастыри, усадьбы и т. п.), а также любой туристский маршрут с разрешением до 0,5-1,0 метра. Очевидно, что подобная информация в комплексе с отечественной системой ГЛОНАС будет способствовать сокращению несчастных случаев среди активных туристов.***Этапы реализацииПрограмма «Виртуальные музеи и туристские маршруты Северо-Запада России» включает следующим подпрограммы: 1. «Святыни Русского Севера» 2. «Венок ратной славы» 3. «Этнография и история малой Родины» 4. «Личности в истории и культуре твоей России» 5. «Памятники природы и национальные парки» 6. «Туристские маршруты» 7. «Северо-Запад вчера, сегодня и завтра» Основой Программы является поэтапное внедрение системы мер, предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий в данной отрасли гуманитарного сектора экономики. Поэтапная реализация Программы предусматривает: Формирование (на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Северо-Запада) реестра объектов, предлагаемых для включения в программу «Виртуальные музеи и туристские маршруты Северо-Запада». Разработка «сценария» и технологии создания виртуального музея и согласование их с органами власти субъектов Федерации. Подготовка музейных материалов и краеведческих данных (включая фотографии, карты, схемы, музыкальное сопровождение и записи рассказов старожилов) для представления в Программу с привлечением научных сотрудников из ведущих музеев и ВУЗов Северо-Запада. Разработка бизнес-планов и определение источников финансирования для каждого отдельного объекта. 5. Разработка демоверсий проектов. 6.Разработка Технических заданий и Заключение договоров между органами исполнительной власти субъекта, инвесторами, спонсорами, меценатами и исполнителями. 7.Информатизация системы музейных учреждений и стимулирование научных исследований. 8. Дистанционное обучение местных специалистов новейшим технологиям. Координация работ по реализации Программы «Виртуальные музеи и туристские маршруты Северо-Запада России» возлагается на Исполнительный Комитет Ассоциации «Северо-Запад». * * *^ Механизмы финансирования Объективный характер экономической нерентабельности большинства организаций действующих в социальной сфере делает экономическую поддержку со стороны государства, бизнес-сообщества и гражданского общества необходимым условием их развития и требует законодательных гарантий и выполнения бюджетных обязательств (включая налоговые льготы) со стороны органов исполнительной власти. На современном этапе невозможно реализовать программы реставрации памятников культуры, развития музеев, сохранения памятников природы и национальных парков без заинтересованного и эффективного партнерства государства, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества.^ Система договоров между представителями этих трех сторон по каждому объекту Программы – базис механизма финансирования. Экономический эффект применения информационно-коммуникационных технологий базируется на социодинамическом мультипликаторе экономического роста и является основой информационного общества. В его условиях производится особая группа благ, включающая знания, информацию, продукты культуры, науки и образования. Специфика таких благ заключается в том, что они проявляют свойства общественного товара, то есть каждый дополнительный потребитель этих благ не увеличивает издержек их производства. Издержки производства многих продуктов культуры и образования превышают доходы от их реализации на современном рынке. Производство таких продуктов, в том числе продуктов информационного и гуманитарного секторов экономики, в общественно необходимых масштабах требует поддержки со стороны государства.Бюджетное финансирование культуры и образования, как и инновационных производств, следует рассматривать в качестве одного из самых эффективных направлений инвестиций. Механизм финансирования Программы предусматривает: выделение целевых средств (из бюджетов разных уровней) на подготовку материалов по отдельным объектам для включения в Программу; поощрение органами исполнительной и законодательной власти сотрудничества государственных учреждений с неправительственными некоммерческими и частными организациями, занимающимися оказанием социальных услуг населению; поощрение федеральными органами регионов, реализующих Программу «Виртуальные музеи и туристские маршруты Северо-Запада России», к разработке и реализации на своей территории «пилотных» проектов; обмен опытом применения информационно-коммуникативных технологий в социальной сфере;формирование в субъектах фондов поддержки и развития культуры;