Полупанова Лидия Ивановна Управление образования администрации Старооскольского городского округаМуниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»«Формирование духовно-нравственной личности школьника на основе русских православных традиций»Полупанова Лидия Ивановнадиректор муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2»Старый Оскол2010Содержание:Информация об опыте…………………………………….3Технология опыта…………………………………………..8Результативность опыта………………………………….15Библиографический список………………………………17Приложение к опыту………………………………………18^ Информация об опытеУсловия возникновения, становления опыта «Педагогический стаж» основной общеобразовательной школы №2 более 70 лет. За это время учителями школы накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание в образовательном процессе уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. В начале III тысячелетия Россия в своём развитии опирается на духовно-нравственные устои, которыми всегда славился наш народ. Будущее Отечества зависит от того, будет ли наша молодёжь воспитана на принципах доброты, честности, справедливости и готовности служить свой Родине. Школа расположена в микрорайоне, находящемся на значительном расстоянии от центра города, культурных, общественных и образовательных учреждений. Особенности социального окружения учебного заведения: отдалённость от культурного и интеллектуального центров, контингент родителей: рабочие - 49%, служащие-33%, частные предприниматели-9%, безработные-9%. В благоустроенных квартирах живут 50%, полных семей -70%. Уровень воспитанности и интеллекта детей, разумеется, находится в зависимости от их социального окружения. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Автора опыта заинтересовала проблема воспитания в образовательном процессе, его позитивные духовно- интеллектуальные - нравственные изменения. Важнейшей нравственной ценностью является формирование в молодом человеке граждански активных, социально-значимых качеств, воплощение в жизнь высших духовно-нравственных идеалов России:Реальное взаимодействие и сотрудничество всех участников общеобразовательного процессаОбогащение духовно-нравственной среды школы как единства родной, российской и мировой культуры;Усиление опыта формирования нравственного поведения В школе были разработаны и реализованы: Авторские программы:-«Мир вокруг меня» (по духовно-нравственному воспитанию); -«Мир вокруг нас (взаимодействие семьи и школы);-Клуба «Общение» (внеклассные занятия, направленные на воспитание духовно-нравственной культуры школьников). Открыты: Музеи: « Русского Быта», «Истории развития школы», «Боевой Славы»кабинет православной культурыСобран банк материалов всероссийских, городских семинаров-практикумов, конференций (по проблеме духовно-нравственного воспитания), Рождественских чтений, Праздников Славянской письменности и православной молодёжи на базе школы, докладов, выступлений, конспектов уроков педагогов, а также творческие работы учащихся по духовно-нравственному воспитанию, занявшие призовые места в городских конкурсах.Победа в областном конкурсе гранта по теме «Интегративная модель взаимодействия участников образовательного процесса на основе русских православных традиций» Таким образом, в школе созданы все условия для формирования духовно-нравственных качеств личности. Для изучения исходного состояния сформированности личности школьника была использована методика С.М. Петровой, кандидата психологических наук. Методика была использована в 7-11-х классах. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизировались в отдельных пословицах и результаты диагностики дали следующее распределение: Духовное отношение к жизни 43,5% Незначимость материального благополучия в жизни 46,5% Счастливая, хорошая жизнь 68% Оптимистическое отношение к жизни 73,8% Решительное отношение к жизни 21% Самоопределение в жизни 46% Стремление к достижениям в жизни 59% Хорошее отношение к людям 52% Коллективистическое отношение к людям 34% Эгоцентрическое отношение к людям 12% Альтруистическое отношение к людям 60% Значимость дружбы 39% Значимость учения 68% Значимость труда 65% Значимость соблюдения законов 15% В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности ценностных отношений у учащихся определилась необходимость активизации их духовно-нравственного воспитания.^ АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ В последнее время возрастает интерес российского народа к религии вообще и к православию в частности. В современной истории России начался этап действительного принятия веры и желания постичь божественные истины. Также стремление узнать об истории православия, о русских святых и мучениках, о таинствах церкви, православных праздниках, чудотворных и праздничных иконах, главных храмов и монастырей России. Узнать обо всем только на уроках основ православной культуры невозможно. Для этого необходимо использовать целый арсенал форм и методов работы с вовлечением всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей. Школьный возраст, как известно, является тем периодом жизни, когда происходит духовное и моральное становление личности: ребенок учится различать доброе и дурное. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В этих условиях наша школа является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно-здоровой личности, её гражданского потенциала. Деятельность педагогического коллектива по формированию духовно-нравственной личности выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина- патриота, образованного культурного человека, Безнравственности, бездуховности, насилию, унижению человеческого достоинства можно противодействовать только через формирование у детей прямо противоположных ценностей. Тогда они, видя отношения доброжелательности, сострадания, гуманизма, милосердия, терпимости, толерантности, смогут оценить наши усилия и сделать собственный выбор и сформировать собственный вкус. Этой цели служит приобщение детей и подростков к богатству русской православной культуры. Воспитывая сильную духовно-нравственную личность, школа создаёт и то нравственное поле, которое организует нравственную среду, творит нравственное социальное воспитание, формирующее Человека и Гражданина. Наряду с этим, в практике являются очевиднымиследующие противоречия: 1. Между разрозненной деятельностью родителей, учащихся и педагогов в осуществлении воспитания и необходимостью сохранения преемственности в работе. 2.Между сложившимся традиционным подходом к воспитанию обучающихся и острой необходимостью инновационного изменения содержания воспитания духовно-нравственной культуры детей и подростков. 3. Между уровнем подготовленности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания и необходимостью сохранения преемственности в работе. 4.Между особенностями социокультурного развития семей школьников и стратегией воспитательного воздействия на обучающихся педагогов.^ Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей, способствующих формированию духовно-нравственной личности школьника на основе православных традиций.^ Длительность работы над опытомРабота над опытом охватывает период с сентября 2005 года по ноябрь 2009 года.1 этап – начальный (констатирующий, диагностический) – сентябрь 2005- сентябрь 2007 года2 этап - проектно-организационный – октябрь 2007-сентябрь 2008 года^ 3 этап - обобщающий - октябрь 2008 года - декабрь 2009 года Начальный, диагностический период предполагал выявление и апробирование основных направлений воспитательной работы школы с учётом развития ОУ, формирование банка данных инструментария для диагностики участников образовательного процесса по вопросам готовности к участию в инновационной деятельности школы, проведение системы тренингов по обучению педколлектива методам самооценки работы школы, изучение личностного отношения педагогов и учащихся к изучаемой проблеме. На проектно-организационном этапе было проведено внедрение Программ по духовно-нравственному воспитанию «Мир вокруг меня», «Мир вокруг нас» и выработка методических рекомендаций, изучение опыта работы школ города и области, работающих по духовно-нравственному воспитанию, проведение психолого-педагогических семинаров – практикумов, лекторий для родителей обучающихся. На обобщающем этапе была осуществлена рефлексия деятельности участников образовательного процесса, подготовлены и опубликованы программные и дидактические материалы, разработанные педагогами школы, проведены работы творческих групп по проблеме духовно-нравственного воспитания.^ Диапазон опытаПредставленный опыт работы является единой системой «урок православной культуры- уроки литературы, географии, истории, биологии – внеклассная работа».^ Теоретическая база опыта История отечественного образования свидетельствует, что проблема воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения волнует многих педагогов – учёных. Такие вопросы: -Как воспитывать детей и подростков, чтобы в них гармонично сочетались свободолюбие и смиренномудрие, стремление к независимости и любовь к ближнему, трудолюбие и порядочность, гражданственность и человечность? - Как ориентироваться в современном воспитании, когда бушуют войны, когда семью настигают нищета и обиды, когда рыночные отношения порождают ложь, безумие? волнуют всех, кто причастен к детям. Каждая эпоха даёт людям новые ориентиры воспитания, заставляет смотреть на педагогические явления по-новому, идеи выдающихся учёных педагогов заставляют нас коснуться содержания всех нравственных отношений, возникающих в обществе. Обоснованию сущности воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения как научной проблемы, выделению факторов, педагогических условий, предпосылок, критериев, позволяющих определить уровни воспитанности, закономерности и принципы, обеспечивающие эффективность воспитания способствовали идеи и традиции мировой гуманистической педагогики, которые мы выделили при анализе работ Ш.А.Амонашвили, К.Н.Вентцеля, О.С.Газмана, А.Менегетти, А.В.Мудрика, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Н.Л.Селивановой, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, и др. Изучение положительного опыта и формирование научного понимания духовно-нравственной культуры является актуальной проблемой. В связи с этим, значительный интерес для нашего исследования представляют работы: профессора Волгоградского ГПУ Н.Брытько «Целеполагание в воспитательной работе», В.Караковского «Школа будущего», И.И.Смирнова «Гуманизм: теория и реальность. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания», И.З.Гликмана «Теория и методика воспитания», К.Д.Ушинского «Собрание сочинений» (11 том), профессора А.Мурашова (Белоруссия) «Образование, воспитание и… жизнь», А.И.Половинкина «Православная духовная культура», кандидата педагогических наук Т.А.Берсеневой и кандидата педагогических наук, члена Союза писателей, священника Алексия Мороза «Уроки добротолюбия», Ю.Азарова «Педагогика Любви и Свободы». С позиций современных научных положений воспитание духовно-нравственной культуры подрастающего поколения как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности в общем процессе обучения и развития школьников.^ Новизна опытасостоит в обогащении педагогических знаний за счет: авторской разработки программы взаимодействия участников образовательного процесса на основе русских православных традиций, направленной на воспитание духовно-нравственной, всесторонне здоровой, социально-ориентированной личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни; принципиально новой структуры и содержания учебно-воспитательного процесса; внедрения портфолио документов взаимодействия участников образовательного процесса; реализации авторской программы по духовно-нравственному воспитанию. ^ Технология опыта духовно-нравственного воспитания Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2»Целью опыта является формирование личности школьника на основе русских православных традиций. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:создание условия для восприятия целостной картины мира и развития духовного кругозора учащихся; для воспитания у учащихся любви к родному краю как к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;использование в учебно-воспитательном процессе способов и приемов, направленных на развитие духовного мира школьника на основе познания искусства, духовной и народной музыки;организация учебно-воспитательного процесса, которая позволяла бы формировать потребности в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.Для формирования системы воспитания личности школьника на основе русских православных традиций автор опыта определяет структуру, к основе которой создание и функционирование Центра духовно-нравственного просвещения; Центр духовно-нравственного просвещения взаимодействует с библиотеками (школьная библиотека, городская библиотеки №1, №2, №3), музеями (школьные -музей Русского быта, Истории развития школы, Боевой славы, дом ремесел, Художественный музей, Краеведческий музей), храмом Рождества Христова, учреждениями дополнительного образования (ЦРТДЮ№1, ЦРТДЮ№2, СЮН, ДЭБЦ, ДЮСШ, ЦДЮТиЭ), родительским комитетом, педагогическим советом, методическим советом (приложение №1).подготовка и переподготовка учителей школы; изучение потребностей родительской общественности в вопросах воспитания личности школьника;изучение потребностей обучающихся в духовном развитии.Автор опыта принимает решение о создании программ «Здоровье», «Интеллект», «Семейные ценности», «Мир вокруг нас», «Мир вокруг меня», которые помогли вовлечь всех в интересную и плодотворную деятельность; создание проекта «Взаимодействие». Проектирование модели взаимодействия участников образовательного процесса прошло через игровые занятия с детьми, дискуссии и моделирование с педагогами, собрания и конференции с родителями. ^ Организация воспитательного процессаОрганизация воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в воспитательную деятельность:в 1-2 классах классным руководителем дается установка учащимся на построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила «Уклонись от зла и сотвори благо»).в 3-4 классах учитель организует воспитательный процесс путем формирования представлений о самосознании и самовоспитании, культуросообразности (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами православия).в 5-6 классах классный руководитель делает вывод о необходимости введения в воспитательный процесс дифференциации (индивидуальный подход к личности ребенка).классный руководитель сотрудничает с семьей при осуществлении процесса духовно-нравственного развития обучающихся, создавая условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка; общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания, - планируются проведение вечеров встреч с настоятелем, лектории, литературно-музыкальные композиции.В 7-9 классах классный руководитель при организации воспитательного процесса использует ряд последовательных шагов:организация различных форм исследовательской деятельности, проектной деятельности;сообщение учащимся планируемого результата воспитания на основе углубленного усвоения базовых национальных ценностей на материале православной культуры русского народа;удовлетворение социокультурных потребностей обучающимися и их родителями через организацию проблемно-поисковой деятельности (музеи, музейные уроки; клубы и студии);применение различных форм мониторинга воспитательного процесса, форм корректировки воспитательной деятельности.В рамках программы духовно-нравственного воспитания личности школьника «Мир вокруг меня» используются методы педагогического стимулирования, методы организации коллектива, убеждения, педагогическое наблюдение, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, тренинги, методы организации деятельности и опыта поведения - пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Выбор средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленной целью и задачами обусловлен следующим подходом: средства тесно связаны с приемами и методами и применяются в единстве с ними. К средствам относятся с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, историческая, художественная, православная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, мультимедийные установки, технические приспособления).^ Преобладающие виды деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания «Мир вокруг меня»:игра, которая предусматривает включение в воспитательную деятельность обучающихся начальной школы как на уроке, так во внеурочное время;поисковая деятельность, которая предусматривает включение в учебно-воспитательную работу механизмов аналитико-синтетической деятельности учащихся (5-9 кл.);исследовательская деятельность, как способ организации творческой деятельности;проектная деятельность;организация самостоятельной творческой деятельности, которая протекает без непосредственного руководства учителя, совместно с родителями. ^ Содержание воспитательного процессаСодержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.Традиционными источниками нравственности мы считаем, являются: Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей "малой Родине", служение Отечеству. Социальная солидарность - доверие к людям, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство. Гражданственность - долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок.Семья — любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших.Труд и творчество — творчество и созидание, трудолюбие, бережливость. Наука — познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание. Искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие. Природа — жизнь, родная земля.Человечество — мир во всем мире.Содержание воспитательного процесса в основной школе определяют программы «Мир вокруг меня» духовно-нравственного воспитания обучающихся (в основе, которой – опора на духовно-нравственные ценности), подвергаемая корректировке (1 раз в 5 лет) в соответствии с поставленными целями и задачами; программа «Мир вокруг нас» взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания; программы «Здоровье», «SOS», направленные на формирование и осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательного отношения к укреплению своего здоровья; программа клуба «Общение», которые были созданы в 2005 году и действуют по настоящее время.^ Воспитательная работа осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность (культурные практики); внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); семейное воспитание; изучение культурологических основ православной религии. Урочная деятельностьПрограммы «Мир вокруг меня», «Мир вокруг нас» и содержащиеся в них воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Проводятся интегрированные уроки православной культуры и литературы, истории и православной культуры, художественного труда и православной культуры.^ Внеурочная деятельностьБазовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий - это беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, праздники («Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «Троица», «Иконы Казанской Божьей матери», «Память сердца не знает забвенья…»), рождественские чтения, экскурсии по храмам города, в музеи, театр, кинотеатр, к памятникам искусств, вечера встреч с интересными людьми, лектории, целевые прогулки, организация выставок декоративно – прикладного творчества, рисунков, проведение акций, постановка спектаклей духовно-нравственного содержания, музейные уроки, диспуты, конкурсы исследовательских работ, конкурсы чтецов, подготовка и проведение литературно-музыкальных композиций, также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.^ Внешкольная деятельностьВнешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, экологические, военно-патриотические мероприятия и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства (экскурсии в храмы города, области, России). Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора (организация и проведение акций «Забота» - помощь ветеранам, вдовам погибших, цикла бесед «Беседа с духовным наставником», операция «Светлому празднику – светлый город», операция «Милосердие» - помощь малообеспеченным и многодетным семьям) Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик принимают участие педагоги и школьники, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. ^ Семейное воспитаниеИнтеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие рассматривается как социально-педагогическая технология нравственного оздоровления общества, реализуемая в рамках программ «Мир вокруг нас», «Здоровье», «Семейные ценности».^ Изучение культурологических основ православной культурыПриобщение к культурологическим и историческим основам православной религии рассматривается как важный компонент программ воспитания «Мир вокруг меня», «Мир вокруг нас», и социализации школьников. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, учитель раскрывает значение традиционных православных праздников, обычаев.На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Стандарту, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения обеспечивают достижение единой цели — духовно-нравственное развитие личности школьника. ^ Формы, методы и средства воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их примененияВ соответствии с поставленными целями и задачами воспитательной деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства воспитательной работы.Воспитательный процесс в рамках духовно-нравственного воспитания реализуется, прежде всего, в рамках урока «Православная культура» (2-9 кл.) как традиционной формы обучения, так и во внеурочное время (1-9 кл.).Также одной из основных форм воспитательной работы является работа с родителями, включающая лектории, вечера встреч, индивидуальные консультации, тематические родительские собранияПрослеживаются следующие направления работы:духовно-образовательное (уроки, кл.часы, беседы, диспуты, экскурсии, музейные уроки, рождественские чтения, конкурсы чтецов) (Приложение №2)воспитательно-оздоровительное (праздники, игры, походы) (Приложение №3)культурно-познавательное (встречи, концерты, праздники, экскурсии в театры, музеи, храмы города) (Приложение №4)работа с семьей (лектории для родителей, собрания, вечера, индивидуальные консультации) (Приложение №5)Классные руководители, учителя-предметники используют в учебно-воспитательном процессе исследовательскую деятельность, например,«Рождественские чтения», которые представляют собой одну из форм исследовательской деятельности. Обучающиеся 7-9 классов делятся на несколько групп (6-8 групп), выбирая проблему исследования по теме рождественских чтений (Приложение №6). Логика проведения исследования:Лидер группы формулирует проблему исследования, изучает факты и явленияЧлены группы совместно с лидером посредством метода «мозгового штурма» обсуждают пути решения проблемы, рассматриваемые вопросы, определяют ответственных за каждое направление работы (вводную, основную и заключительную часть).Определяется построение плана исследования.Осуществление плана исследования.Определяется ответственный за мультимедийное представление исследования, оформление материала в соответствии с требованиями.Лидер группы вступает с собранным материалом на рождественских чтениях.Отмечаются практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.Руководит работой группы учитель предметник или классный руководитель.«Православные праздники», один из видов деятельности «культурно-познавательного» направления, призванный решить задачи воспитания и развития духовного кругозора учащихся. К празднику «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение» или «Троица» учениками, руководителями школьных музеев (Боевой и Трудовой Славы, история развития школы, русского быта), заместителем директора по ВР, руководителями клубов и студий подбирается соответствующий материал для концерта. Ученики 1-8 классов со своими родителями готовят поделки к празднику на заданную тематику, обучающиеся 1-4 классов рисуют рисунки на выставку; ученики 9 классов оказывают музыкальную и мультимедийную поддержку праздника (приложение 7)Театральные постановки духовно-нравственного содержания. Руководитель клуба «Общение» готовит к празднику с членами клуба спектакль, на основе которого можно воспитывать чувство доброты, чувство прекрасного, чувство взаимопомощи, уважения к старшим, чувство любви т.д.Члены клубы готовят соответствующие декорации совместно с учителем изобразительного искусства.Руководителем клуба и руководителем хореографической студией подбираются костюмы для выступающих.Театральная постановка одна из главным форм работы, используемая на каждом, традиционном для школы празднике (приложение 8)Очные и заочные экскурсииМузейные уроки. Представляют собой проведение урока в не традиционной форме с использованием музейных экспонатов, имеющихся в школьных музеях: музее Истории развития школы, музее Русского быта, музее Боевой Славы, а также урока в музеях города. Вечера встреч с духовным наставником, позволяют осуществлять целенаправленную работу по развитию духовного мира школьника. Учителем заранее подбираются ситуации и темы для размышлений, рассуждений, видеосюжеты; ученики составляют перечень вопросов, их интересующих. Выставки рисунков и поделок, выполненные обучающимися и их родителями. Выставки рисунков и поделок к праздникам «Светлое Христово Воскресение», «Рождество Христово» проходят предварительно в каждом классном коллективе.Лучшие работы отбираются на школьную выставку, далее – муниципальную.Учителями русского языка и литературы с обучающимися 7-х классов систематически готовятся экскурсии по выставкам, с использованием стихов, фрагментов песен, прозы (приложение 8)Средства воспитанияПроизведения музыкального искусства: классическая музыка зарубежных и российских композиторов, народные песни, песни детского хора.Медиа - ресурсы и электронные пособия по православной культуре: фильмы «О прихожанах храма Рождества Христова», «Уроки нравственности с Альбертом Лихановым», цикл фильмов «Православие на Святой земле»;Стенды-справочники. Они представляют собой большие настенные книги на тему «Святой благоверный князь Александр Невский», «300 лет со дня рождения святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца», «Храмы города», «Библейские заповеди»;Выставочные стенды «Красота рукотворная», на которых выставляются работы детей и их родителей;Книги: «Основы православной культуры» А.В.Бородина, учебники по православной культуре под ред. Л.Л. Шевченко, журналы «Глинские чтения», «Русский дом», газета «Православное Осколье» и д.р.;Коллекции детских творческих работ;Коллекции исследовательских и проектных работ;Сборники стихов, методических разработок внеклассных и школьных мероприятий, программы чтений, альбомы.Технология применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, представлена в разработках внеклассных мероприятий (см. Приложение 6, 7). Результативность Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии. Под воспитанностью будем понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. В школе для диагностики результативности системы воспитания, автор опыта использует метод анкетирования – содержание даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень устных вопросов. Использует методику «Пословицы» (разработанную кандидатом психологических наук С.М.Петровой). В таблице представлены результаты анкетирования обучающихся 9-х классов за последние три года: Показатели 2007-2008 уч.г. (7а) 2009-2010 уч.г. (9а) Духовное отношение к жизни 43,5% 83% Незначимость материального благополучия в жизни 46,5% 62% Счастливая, хорошая жизнь 68% 74% Оптимистическое отношение к жизни 73,8% 91% Решительное отношение к жизни 21% 26% Самоопределение в жизни 46% 96% Стремление к достижениям в жизни 59% 78% Хорошее отношение к людям 52% 77% Коллективистическое отношение к людям 34% 13% Эгоцентрическое отношение к людям 12% 9% Альтруистическое отношение к людям 60% 65% Значимость дружбы 39% 69% Значимость учения 68% 74% Значимость труда 65% 69% Значимость соблюдения законов 15% 9% Показатели 2007-2008 уч.г. (7б) 2009-2010 уч.г. (9б) Духовное отношение к жизни 43% 52% Незначимость материального благополучия в жизни 47% 67,4% Счастливая, хорошая жизнь 60% 61% Оптимистическое отношение к жизни 80% 85% Решительное отношение к жизни 10% 11,5% Самоопределение в жизни 48% 73% Стремление к достижениям в жизни 42% 35% Хорошее отношение к людям 40% 79% Коллективистическое отношение к людям 76,5% 88% Эгоцентрическое отношение к людям 12% 8% Альтруистическое отношение к людям 56% 54% Значимость дружбы 60% 79% Значимость учения 57% 61% Значимость труда 45% 58% Значимость соблюдения законов 16% 4% Таким образом, данное исследование показывает динамику изменения в л