Реферат по предмету "Разное"


Автор: Мэнделл

Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие Автор: МэнделлСВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХДжоан Голден Мэнделл, координатор Кризисной службы семьи, детская клиника Сан Фернандо Вэллей, Нортридж, Калифорния. Линда Дамон, доктор философии, руководитель Службы по оказанию помощи детям - жертвам насилия, детская клиника Сан Фернандо Вэллей, Нортридж, Калифорния. Пол К. Кастальдо, медицинский социальный работник, Специальный детский центр Санта Кларита Вэллей, Санта Кларита, Калифорния; бывший сотрудник Кризисной службы семьи. Ева С.Таубер, координатор Службы по оказанию помощи жертвам сексуального злоупотребления, Специальный детский центр Санта Кларита Вэллей, Санта Кларита, Калифорния; бывший сотрудник Кризисной службы семьи. Аауретта Монис, медицинский социальный работник. Кризисная служба семьи, детская клиника Сан Фернандо Вэллей, Нортридж, Калифорния. Нахама Ф. Аарсен, психотерапевт, Кризисная служба семьи, детская клиника Сан Фернандо Вэллей, Нортридж, Калифорния. Художник - Сюзан Холл-Марли, доктор философии, психолог, работающий по Программе преодоления семейного стресса, детская клиника Сан Фернандо Вэллей, Ван Нуис, Калифорния. "Это руководство будет неоценимым подспорьем для психотерапевтов, работающих с детьми-жертвами сексуального насилия, их родителями и опекунами. Оно поможет терапевтам сосредоточиться на тех проблемах, решение которых наиболее важно для успешного лечения таких детей. Эта книга, несомненно, станет настольной для специалистов, оказывающих психологическую помощь жертвам сексуальных злоупотреблений". ^ Эстер Гиллес, доктор философии "Наконец мы получили возможность ознакомиться с практическим пособием, предназначенным для работы с детьми, пострадавшими от сексуальных злоупотреблений. Оно написано профессионалами, имеющими большой опыт работы в этой области. Авторы являются первопроходцами в изучении и освещении психологических проблем детей - жертв сексуального злоупотребления, их родителей и опекунов, а также психотерапевтов, которые работают с ними". Роланд К. Саммит, психотерапевт^ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Вашему вниманию предлагается книга американских авторов, посвященная проблемам реабилитации детей, ставших жертвами сексуального злоупотребления. Несмотря на то, что книжный рынок в настоящее время заполнен научными и популярными изданиями на психологические темы, среди них редко встречаются работы по виктимологии - науке, изучающей поведение жертв преступлений, в том числе - и жертв сексуального насилия, а также работы по предупреждению насилия и оказанию психологической помощи пострадавшим. (Можно рекомендовать читателям "Руководство по предупреждению насилия над детьми" по ред. Н.К.Асановой (М., 1997), знакомящее с достижениями зарубежных и отечественных специалистов в этой области.) Это связано, в первую очередь, с тем, что проблема сексуального насилия до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране, и тем более было не принято обсуждать сексуальные злоупотребления, совершаемые в отношении детей. Эта проблема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений о том, что считать злоупотреблением, и о масштабах этого явления. По некоторым данным, наиболее часто жертвами сексуального насилия становятся малолетние и несовершеннолетние. Дети и подростки относятся к группе повышенного риска в силу таких возрастных особенностей психики как подчиняемость, внушаемость, слабость оценки и прогноза, незрелость, недостаточность жизненного опыта и т.п. В то же время дети наиболее ранимы и чувствительны, поэтому пережитое злоупотребление приводит к серьезным последствиям, оказывающим воздействие на психическое состояние и дальнейшее развитие ребенка. Сейчас становится все более очевидным, что эту проблему нельзя игнорировать, она требует решения целого комплекса задач психологического, педагогического, юридического, клинического и социально-экономического характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению сексуального насилия и реабилитации пострадавших детей. Однако в нашей стране в настоящее время не существует системы оказания помощи таким детям. Работа в этом направлении только начинается, известны лишь отдельные исследования по этой теме, созданы первые кризисные центры, телефоны доверия, приюты. Поэтому особо актуальным на нынешнем этапе формирования такой психологической службы является ознакомление с опытом работы зарубежных специалистов. Эта книга представляет собой описание и обсуждение программы групповой терапевтической работы с детьми 7-13 лет, пережившими сексуальное злоупотребление, которая была разработана в детской клинике Сан Фернандо Вэллей (США) и успешно применяется на протяжении уже 15 лет. Авторы излагают основные принципы отбора участников терапии, рекомендации по организации работы группы и программу проведения групповой терапии. Следует иметь в виду, что программа не является подробным сценарием. В ней приводится общая схема работы и примеры практических заданий, однако, она может быть модифицирована и расширена с учетом потребностей конкретной группы. Более того, мы понимаем, что в том виде, как она предлагается читателям, программа вряд ли может быть использована в нашей действительности. Тем не менее, мы все же решили опубликовать ее, так как считаем, что, прочитав эту книгу, можно представить себе более или менее полно те проблемы, которые возникают у детей, переживших сексуальное злоупотребление и увидеть основные направления работы с этими проблемами. Вряд ли, конечно, эта работа будет выглядеть так, как описано в книге, но знакомство с материалами программы, методами работы психотерапевтов, предлагаемыми упражнениями и анализом опыта, даст психологу возможность использовать элементы программы в своей работе (групповой или индивидуальной) или разработать свою собственную программу, отвечающую конкретным условиям и требованиям. Хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые моменты, существенные для понимания программы. Сексуальное злоупотребление в отношении детей (child sexual abuse) рассматривается как особый вариант жестокого обращения с детьми. Этот термин используется для обозначения очень широкого спектра действий сексуального характера: от демонстрации порнографических фильмов, обнажения половых органов, прикосновений к раздетому ребенку до половых актов в естественной и извращенных формах. Они могут быть насильственными, а могут осуществляться и без применения силы. Однако в широком смысле насилием, преступлением считаются и сексуальные действия, производимые в отношении ребенка с его согласия, в случаях, когда малолетний не понимает их сущности (как правило, в возрасте до 9-11 лет). Поэтому при переводе термины "сексуальное злоупотребление" и "сексуальное насилие" использовались как равнозначные. Человек, совершивший сексуальное злоупотребление, именуется в книге "perpetrator", что переводится как "нарушитель", "преступник". В русском языке не существует обобщенного термина для обозначения человека, совершившего сексуальное злоупотребление. В зависимости от характера совершаемых действий, его называют "совратителем", "растлителем", "насильником", "соблазнителем", "развратником". Поскольку в книге говорится о злоупотреблениях без уточнения их специфики, эти термины использовались при переводе как синонимы. Сексуальное злоупотребление в отношении детей и подростков могут совершать незнакомые взрослые; сверстники; родственники; члены семьи; люди, ответственные за воспитание ребенка (педагоги, тренеры, опекуны) и др. Вопреки распространенному мнению, наиболее часто преступниками являются не сверстники или незнакомые взрослые, а родственники и люди, которых дети знают и которым доверяют. Так, по некоторым данным, жертвами знакомых и родственников дети становятся почти в 75 % случаев. В этой книге речь идет именно о таких детях, поэтому особое внимание в программе психотерапии уделяется работе с амбивалентностью чувств детей к совратителю (с одной стороны, они испытывают к нему любовь и привязанность, а с другой - гнев, ненависть). В США в случае инцеста детей либо забирают из дома и передают опекунам или приемным родителям, либо вынуждают человека, совершившего злоупотребление, покинуть дом, где проживает ребенок. Поэтому существенная часть терапевтической программы посвящена проблеме адаптации ребенка к новым условиям жизни после раскрытия факта злоупотребления. Некоторые авторы считают, что не менее травмирующим, чем само событие, может оказаться для ребенка и его семьи судебное разбирательство, поэтому в одном из разделов программы даются рекомендации по подготовке детей к участию в заседании суда. Программа американских авторов представляет собой базу, на основе которой можно разрабатывать собственный курс терапии, исходя из ситуации и потребностей каждой конкретной группы. Мы надеемся, что эта публикация послужит стимулом для создания оригинальных программ реабилитации детей, переживших сексуальное злоупотребление, с учетом достижений отечественной психологии детей и подростков, специфики российского законодательства и социально-экономических реалий нашей страны.Научный редактор издания кандидат психологических наук О.В.Сафуанова  ^ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕСОДЕРЖАНИЕ:   От издательства Правовые аспекты проблемы "сексуального употребления" в отношении детей Воздейсвие сексуального злоупотребления на детей предпубертатного возраста Психологический смысл групповой терапии План групповой психотерапии О структуре книги   Глава 1 Формирование группы и подготовка участников к терапевтической работе Отбор детей для участия в групповой терапии Формирование группы взрослых Предварительная подготовка детей Предварительная подготовка взрослых Контракт участника групповой терапии   Глава 2 Организация работы группы Детская группа Группа взрослых Подготовка психотерапевтов к занятию   Глава 3 Содержание групповой терапии Модуль 1. Добро пожаловать в группу! Модуль 2. Приобретаем друзей Модуль 3. Чувства - это нормально Модуль 4. Рассказываем друг другу о том, что произошло Модуль 5. По секрету Модуль 6. Моя семья Модуль 7. Позаботься о себе сам Модуль 8. Девочки взрослеют Модуль 9. Мальчики взрослеют Модуль 10. Прощание с группой Сведения об авторах Дополнительная литература Выходные данные^ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ "СЕКСУАЛЬНОГО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ" В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ Российский читатель при ознакомлении с текстом книги должен иметь в виду, что обсуждаемые авторами проблемы, возникающие в процессе психотерапии и нередко определяющие ее задачи, тесно связаны с законодательством. К сожалению, в нашей стране специалисты, оказывающие помощь детям, пережившим сексуальное злоупотребление, нередко плохо знакомы с отечественными законами, напрямую связанными с этой проблемой. Первое, на что хотелось бы обратить внимание - это определение термина "сексуальное злоупотребление". При всей кажущейся неопределенности данного понятия, обусловленной тем, что границы "отклоняющегося" сексуального поведения зависят от этнокультуральных, экономических и социальных факторов, уголовное законодательство каждой страны содержит четкие и недвусмысленные определения того, что следует считать насильственными преступлениями против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Квалификация таких преступлений влечет за собой уголовную ответственность и некоторые другие правовые последствия. (Внимание! Далее следует текст, не соответствующий действительности, поскольку книга издавалась в 1998 году. Достоверную информацию по УК РФ можно посмотреть здесь. - «BoyLove Magazine»). Согласно Уголовному кодексу РФ к уголовно наказуемым "сексуальным злоупотреблениям" относятся: изнасилование; иные насильственные действия сексуального характера; понуждение к действиям сексуального характера; половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; развратные действия; вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией. Изнасилованием является половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (ст. 131 УК РФ). - При семейных "сексуальных злоупотреблениях" наиболее часто совершаются изнасилования с использованием беспомощного состояния, когда потерпевшая в силу своего психического состояния (психическое расстройство, уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности, эмоциональное состояние) не могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий или не могла оказывать сопротивление. Последнее обстоятельство определяется судом обычно на основании заключения судебной психолого-психиатрической экспертизы потерпевшей. Кроме того, в компетенцию судебной психолого-психиатрической экспертизы входит определение способности потерпевшей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, т.е. возможность потерпевшей участвовать в суде в качестве свидетеля. В ряде случаев экспертизой определяется возможность несовершеннолетних потерпевших участвовать в судебно-следственном процессе, поскольку под влиянием неблагоприятных стрессовых факторов у них могут развиваться разнообразные по глубине и продолжительности психогенные состояния. Изнасилование заведомо несовершеннолетней (не достигшей 18 лет) наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет, а малолетней (не достигшей 14 лет) - от восьми до пятнадцати лет. Под насильственными действиями сексуального характера понимаются любые сексуальные действия, совершенные с применением насилия, угроз насилия или с использованием беспомощного состояния потерпевшего (ст. 132 УК РФ), в том числе насильственные гомосексуальные действия в отношении лиц и мужского и женского пола, имитация полового акта и другие действия, затрагивающие половые органы потерпевшего или иные части тела и совершаемые с целью удовлетворения сексуальных потребностей. Наказание за такие действия в отношении малолетних и несовершеннолетних аналогичны указанным в ст. 131 УК РФ. Понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера (ст. 133 УК РФ) предполагает не насилие или угрозы физическим насилием, а оказание давления на психику потерпевших. Максимальный срок наказания - лишение свободы на срок до одного года. Половое сношение и иные действия сексуального характера, с лицом, не достигшем шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ) в случае, если преступление совершено человеком, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет. Совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста (ст. 135 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Развратные действия могут быть физическими (обнажение половых органов малолетнего, прикосновение к ним, эксгибиционизм, другие непристойные действия) или иными (демонстрация порнографических предметов, магнитофонных записей, фильмов, ведение циничных разговоров на сексуальные темы и т.п.). Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (ст. 151 УК РФ), если оно неоднократно совершено родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет. Особо следует выделить процессуально-правовые вопросы, определяющие порядок обращения жертв сексуального злоупотребления в орган опеки и попечительства или в суд, возбуждения и производства гражданского и уголовного дела. Уголовное судопроизводство осуществляется в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, в частности, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (в том числе сексуальных злоупотреблений) определяется Семейным кодексом РФ. Согласно ст.56 СК РФ, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, или лицами, их заменяющими, и в некоторых случаях органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Кроме того, несовершеннолетний (достигший 14 лет), признанный судом дееспособным до достижения совершеннолетия (18 лет), имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе и право на защиту. Если же злоупотребление совершено родителями (лицами, их заменяющими), ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Как и в ряде зарубежных законодательств, в СК РФ закреплена обязанность должностных лиц и организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического местонахождения ребенка, а орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Согласно ст.69 Семейного кодекса РФ, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они покушаются на половую неприкосновенность своих детей. Лишение родительских прав производится в судебном порядке по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам о несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.). При этом если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора. В случаях, когда существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у лиц, на попечении которых она находится. При этом орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав (ст.77 СК РФ). При всех имеющихся отличиях отечественного законодательства от законов США в целом наблюдается тенденция к их сближению, что связано с ратификацией Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Международной Конвенции о правах ребенка. Нормы Семейного кодекса РФ, посвященные правам несовершеннолетних детей, сформулированы с учетом и в развитие Конвенции.канд.психол.наук О.В.Сафуанова  ВВЕДЕНИЕ Детская Клиника Сан Фернандо Вэллей оказывает психологическую помощь детям с 1962 года. В 1983 году власти штата Калифорния выделили клинике деньги на разработку и осуществление специальной программы, получившей название "Кризисная служба семьи". Эта программа направлена на диагностику и лечение жертв сексуального злоупотребления - детей 7-13 лет и членов их семей. Сотрудники нашей клиники уверены в том, что терапевтическая работа эффективна только в том случае, когда учитывается влияние полученной в результате сексуального злоупотребления и огласки этого факта психической травмы на закономерности психического развития ребенка в этом возрастном периоде.^ ВОЗДЕЙСТВИЕ СЕКСУАЛЬНОГО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НА ДЕТЕЙ ПРЕДПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА Сексуальное злоупотребление по-разному влияет на формирование основных психических новообразований, соответствующих возрасту ребенка. В инцестных семьях раннее и интенсивное сексуальное стимулирование может привести к формированию у ребенка отклоняющегося сексуального поведения, а в дальнейшем - к проституции или сексуальным злоупотреблениям уже с его стороны. Кроме того, не причастному к злоупотреблению родителю часто бывает трудно выдержать последовательность в требованиях к ребенку (особенно после раскрытия факта злоупотребления). Это приводит к тому, что ребенок, чьи представления о допустимом поведении были разрушены, пытается самостоятельно определить границы дозволенного, нарушая запреты. Дети, которые по тем или иным причинам сохраняют происшедшее с ними в тайне, часто не могут сосредоточиться на уроках, тратя всю свою энергию на борьбу с навязчивыми мыслями и страхами. Зачастую у ребенка-жертвы нарушается сон, повышается утомляемость, все это сказывается на его успеваемости. Проблемы с учебой лишь усиливают ощущение беспомощности и собственной неполноценности. Кроме того, наиболее распространенными последствиями сексуального злоупотребления для детей предпубертатного возраста являются депрессии, психосоматические расстройства, саморазрушительное и суицидальное поведение. В дальнейшем может возникнуть алкогольная и наркотическая зависимость. Перенесшие сексуальное злоупотребление дети часто не способны наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками. Злоупотребление, особенно если оно совершено человеком, которому ребенок доверял, глубоко переживается им как предательство. В результате ребенок замыкается в себе и не идет на близкие и доверительные отношения с другими. Затрудняет формирование навыков общения и то, что родители таких детей часто не поощряют завязывание дружеских связей вне семьи. Кроме того, чувство вины и стыда, обычно возникающее у детей, переживших сексуальное злоупотребление, усиливает их изолированность и мешает установлению дружеских отношений. Такие дети рано "повзрослели", и с возрастом их отличие от сверстников становится все более явным. Многие жертвы сексуального злоупотребления не умеют уважать права других людей. У них не сформировано адекватное представление о нормах допустимого поведения. Нередко их попытки избавиться от чувства собственной беспомощности и обрести уверенность в себе принимают форму агрессии и даже сексуальной эксплуатации других. В особенности это актуально для мальчиков. На фоне глубокого переживания собственного позора и вины они остро испытывают потребность доказать свою мужественность. Дети с заниженной самооценкой часто или избегают других детей, или избирают провокационный стиль поведения, который еще больше отдаляет их от сверстников. Физиологические изменения, происходящие во время полового созревания, усиливают сомнения и растерянность детей, которые могут опасаться, что в результате того, что с ними случилось, в их организме что-то повредилось и нарушилось. Девочки могут думать, что менструация является следствием физического проникновения в их тело, их часто волнует вопрос, могут ли они по-прежнему считаться "девственницами". Сильная обеспокоенность проявлениями собственной сексуальности и ощущение вины может сказаться на дальнейшем сексуальном развитии ребенка. Мальчики часто испытывают страх, что гомосексуальный половой акт, происшедший во время злоупотребления, является следствием их врожденной неполноценности. Родителей тревожит проблема половой идентичности ребенка: они опасаются, что мальчик стал или станет гомосексуалистом. Кроме того, они могут думать, что их сын, повзрослев, сам совершит подобное преступление, и эта тревога неизбежно передается ребенку. Таким образом, процесс полового созревания несет с собой множество сомнений и страхов, как для детей, так и для их родителей. Существенными факторами, определяющими степень воздействия на ребенка происшедшего сексуального злоупотребления, являются: продолжительность, изощренность и частота злоупотребления; характер взаимоотношений преступника и жертвы; применение силы или угроз для того, чтобы заставить ребенка скрыть правду.^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту. Преимущества групповой терапии для работы с детьми, ставшими жертвами сексуального насилия, и эффективность структурированного подхода к групповой терапии хорошо освещена в литературе. Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из главных целей групповой терапии - помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы психотерапевтам легче всего убедить ребенка, ставшего жертвой сексуального злоупотребления, в том, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах. Таким образом, именно групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания. Детям-жертвам сексуального злоупотребления очень трудно по собственной инициативе обсуждать происшедшее с ними. Если групповая терапия организована не директивно и спонтанно, это может усилить скрытность и тревогу детей, поэтому групповой процесс должен быть хорошо структурирован.^ ПЛАН ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Многолетний опыт проведения психотерапевтических групп для жертв сексуального злоупотребления позволяет сделать вывод о том, что наилучших результатов можно добиться, если групповая работа строится на основе директивной и структурированной программы. Гуманистический подход дает детям возможность почувствовать, что они не одиноки в своей беде, поверить в свои силы и ощутить радость дружеских отношений, построенных на взаимном уважении. Кроме того, план групповой терапии включает в себя параллельную работу с родителями или опекунами, не причастными к злоупотреблению. Это позволяет взрослым, несущим ответственность за ребенка, почувствовать свою вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка. Систематическая долгосрочная программа групповой психотерапии, в ходе которой все сложные и конфликтные вопросы обсуждаются в спокойной и доброжелательной обстановке, дает возможность решить эти задачи. В ходе работы дети и взрослые могут осознать все последствия сексуального злоупотребления и интегрировать свои чрезвычайно сложные и противоречивые чувства. Кроме того, не следует забывать, что дети находятся в том возрасте, когда конфликтные переживания чаще проявляются в поведении, а не в словах. Эта программа групповой психотерапии разработана по принципу от простого к сложному. Переход к более проблемному материалу происходит только тогда, когда участники терапии к этому готовы. Кроме того, групповая терапия рассчитана на длительный срок. Это дает детям и взрослым возможность проработать свои чувства и психологические проблемы в доброжелательной атмосфере, без спешки и давления. В ходе работы важно понимать, что психологические состояния взрослого и ребенка сильно взаимосвязаны. Например, если родитель или опекун ребенка отказывается выполнять то или иное групповое практическое задание, то и сам ребенок, как правило, очень неохотно включается в выполнение этого задания. Авторы уверены, что наличие параллельной группы для взрослых существенно влияет на успешность терапии в целом. ^ Представленная в данной книге полная программа групповой терапии, таким образом: 1. Дает ясное представление о целях и задачах психотерапии, основными из которых являются: снижение у детей и взрослых тревожности и воспитание у всех участников группы, включая психотерапевтов, уважения к правам личности. 2. Позволяет психотерапевтам реально оценивать возможности группы. 3. Гарантирует, что в ходе терапии будут рассмотрены все наиболее важные вопросы, связанные с сексуальным злоупотреблением и последующей оглаской, и расставлены необходимые акценты с учетом возрастных особенностей детей. 4. Позволяет переходить к работе с более сложным материалом только тогда, когда и дети, и взрослые готовы к этому. 5. Включает формализованные упражнения, которые помогут детям разобраться в своих мыслях и чувствах и обрести уверенность в себе. 6. Содержит рекомендации по организации работы взрослой группы.^ О СТРУКТУРЕ КНИГИ Авторы предлагают программу групповой психотерапии с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление. Программа включает в себя также идеи и рекомендации по подготовке и проведению параллельной групповой терапии с родителями и опекунами детей. Авторы выражают надежду, что это руководство окажется полезным как для опытного, так и для начинающего психотерапевта. Программа терапии разбита на несколько модулей, включающих в себя большое количество практических групповых заданий. При описании каждого модуля обсуждаются различные проблемы, с которыми могут столкнуться психотерапевты во время работы. Данную программу групповой психотерапии можно использовать при работе, как с мальчиками, так и с девочками. Там, где различие по половому признаку играет существенную роль, даются соответствующие рекомендации. Авторы надеются, что читатель сможет воспользоваться этой книгой при планировании групповой терапии с детьми. Однако следует относиться к плану групповой терапии как к набору рекомендаций, который ни в коей мере не может заменить собой профессиональные навыки и опыт психотерапевта. Кроме того, программа может быть скорректирована с учетом конкретной ситуации и конкретных возможностей той организации, которая проводит терапию. Например, на базе этой программы можно построить курс терапии, рассчитанный на более короткий срок или, наоборот, не имеющий жестко установленных временных рамок. Многие практические задания применимы для работы с детьми не только предпубертатного, но и более старшего возраста. Наконец, на основе данной программы можно построить курс индивидуальной или семейной терапии (конечно, за исключением практических заданий, которые предназначены исключительно для групповой работы). ^ Данное руководство имеет следующую структуру: ГЛАВА 1. Формирование группы и подготовка участников к терапевтической работе. В этой главе представлены критерии отбора детей и взрослых для участия в групповой терапии. Здесь также обсуждаются проблемы, возникающие на этапе подготовки семьи к групповой работе, и рассматриваются вопросы, вызывающие у детей и взрослых наибольшую тревогу перед началом групповой терапии. ГЛАВА 2. Организация работы группы. В этой главе приведены общие соображения относительно планирования и проведения детской и взрослой групп. ГЛАВА 3. Содержание групповой терапии. В этой главе обсуждается содержание терапии. Программа занятий состоит из 10 модулей. Каждый модуль направлен на решение конкретной задачи, и описание его содержит большой набор групповых практических заданий, из которых можно выбрать упражнения, наиболее подходящие конкретной группе. Модули представлены в следующем порядке: 1. Добро пожаловать в группу 2. Приобретаем друзей 3. Чувства - это нормально 4. Рассказываем друг другу о том, что произошло 5. По секрету 6. Моя семья 7. Позаботься о себе сам 8. Девочки взрослеют 9. Мальчики взрослеют 10. На прощаниеГлава 1^ ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ И ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ К ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Эффективность групповой терапии во многом зависит от того, насколько тщательно проводится отбор и предварительная подготовка будущих членов группы. Чтобы определить, показана ли групповая терапия в каждом конкретном случае, психотерапевт должен учитывать как индивидуальные особенности ребенка (уровень его развития, выраженность посттравматических реакций), так и особенности его семьи (наличие психопатологии у родителей, проблемы в семейных отношениях). Каждый раз решение принимается на основе анализа всей совокупности факторов, после тщательного психосоциального обследования. В этой главе обсуждаются вопросы, касающиеся предварительного отбора и подготовки участников группы. Здесь также приведены рекомендации, которые помогут психотерапевтам сформировать оптимальную по составу группу и создать у каждой семьи настрой на участие в терапевтическом процессе.^ ОТБОР ДЕТЕЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ В условиях работы психологического центра проведение тщательного отбора участников группы часто кажется непозволительной роскошью. Однако следует приложить все возможные усилия для обеспечения всестороннего клинического обследования каждого ребенка и каждой семьи. Чтобы составить точное представление о состоянии ребенка и понять, как именно повлияло на него травмирующее событие, необходимо собрать как можно больше информации о его раннем развитии, о его личностных особенностях в период, предшествующий совершенному по отношению к нему злоупотреблению. Важно также проанализировать динамику внутрисемейных отношений, характер взаимодействия ребенка с братьями, сестрами и со сверстниками. Это поможет психотерапевту определить, насколько подходит конкретному ребенку именно эта программа. Эффективность работы с конкретной семьей в технике структурированной группы будет зависеть от уровня развития социальных и эмоциональных навыков ребенка. В процессе отбора детей психотерапевту следует учитывать следующее: 1. У ребенка должна быть развита произвольность, чтобы он мог придерживаться установленных в группе правил и ограничений, и в достаточной степени контролировать свои импульсивные реакции, чтобы не представлять угрозы для других членов группы. Дети с серьезными нарушениями концентрации внимания могут не справиться с работой в условиях группы. Часто им трудно сосредотачиваться на одном предмете, и такое поведение отрицательно сказывается на групповом процессе в целом. Однако не стоит сразу же исключать гиперактивных детей из числа потенциальных участников терапии. В каждом случае решение должно приниматься индивидуально на основе всей собранной информации. В дополнение к наблюдению за ребенком во время предварительных встреч рекомендуется обсудить особенности его поведения с работниками школы. Это позволит получить более ясное представление о том, насколько хорошо предполагаемый участник группы будет чувствовать себя в условиях группового взаимодействия. 2. Ребенок должен быть в состоянии без эмоционального срыва говорить о пережитом насилии и выслушивать рассказы других детей на эту тему. 3. Ребенок со значительной задержкой умственного развития или недостаточно хорошо владеющий навыками чтения, может испытывать затруднения при выполнении групповых заданий. Это может привести к повышению агрессивности, деструктивному поведению или к отчуждению. 4. Участие в групповой терапии детей с психотическими симптомами или находящихся в состоянии глубокой депрессии, а также детей шизоидного типа, как правило, не дает положительных результатов. ^ Психотерапевтам также следует обратить внимание на некоторые дополнительные факторы, которые могут повлиять на успешность терапии: 1. Особ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Lesson Plan Essay Research Paper Lesson Plan
Реферат Lesson And Battle Royal Essay Research Paper
Реферат Манипулятивный аспект сетевой публицистики: язык и власть. Власть языка или язык власти?
Реферат Проектирование системы электроснабжения машиностроительного завода
Реферат История развития психологической науки
Реферат Ii-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по музыке
Реферат Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Реферат Дослідження ринку керамічної цегли та розробка маркетингової стратегії ТОВ Євротон
Реферат Образование в Великобритании
Реферат Технология возделывания кукурузы на зерно 200 т га 2
Реферат Системы двигателя автомобиля НИССАН
Реферат Угода про партнерство та співробітництво (упс) (підписана 16. 06. 1994 р., набрала чинність 1 березня 1998 р., термін дії 10 років)
Реферат І. С. Шелестович Відповідальна за випуск
Реферат Финансовый магазин
Реферат Ревизор - сатира на крепостническую Русь