Реферат по предмету "Разное"


«Философское звучание пейзажной лирики Пушкина, Лермонтова и Фета»

Министерство образования Российской Федерации Мончегорская средняя общеобразовательная школа №1.Реферат по литературе на тему:«Философское звучание пейзажной лирикиПушкина, Лермонтова и Фета».Выполнила: Морозова Анастасияученица 10а классаРуководитель: Пастушенко Светлана АнатольевнаПлан1. Введение………………………………………………………......……32.Основная часть…………………………………………………………42.1. Пейзажная лирика А. С. Пушкина…………………………...…….42.2. Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова……….……………..……..92.3. Пейзажная лирика А.А.Фета………………………………..…….133. Заключение…………………..………………………………...……..174. Список литературы………………………..…………………………185. Приложение…......................................................................................19Введение.Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов и Афанасий Афанасьевич Фет – величай­шие поэты своего времени. Величайшие, потому что ими восхищались при жизни, восхищаются и после смерти. Они заставили людей посмотреть на по­эзию с другой стороны. Читая стихи Пушкина, Лермонтова и Фета перед глазами встает ясный образ прочитанного. Творчеством этих людей восхищались мил­лионы, про них неустанно писали критики, их всегда восхвалял народ. В творчестве этих писателей большое место занимает пейзаж. Для Пушкина пейзаж был источником вдохновения, он изображает преимуще­ственно русскую природу в ее спокойные моменты. Лермонтов изображал Кавказскую природу: горы, вершины, леса, реки. Эта страсть к Кавказу не уга­сала до последних лет его жизни. Лишь незадолго перед смертью он написал несколько стихотворений с русским пейзажем. Лермонтова называют певцом Кавказа не зря: он изображал Кавказскую природу и в покое, и в волнении.Афанасий Афанасьевич Фет через состояние природы передавал душевное состояние человека, его переживания, чувства. Его стихи отличаются красотой и разнообразием ритмов, необыкновенно музыкальны, насыщены сравнениями, он искал идеал в единении, слиянии человека с природой.Мне, безусловно, интересна пейзажная лирика Пушкина, Лермонтова и Фета, и я хочу глубже понять их творчество, прочув­ствовать все переживания поэтов, по этому появилась цель моей работы: ^ Цель: на примере их произведений доказать, как по- разному каждый из них воспринимал и чувствовал природу.Гипотеза: показать, что свои чувства и переживания можно передать через описание состояния природы.^ Объект исследования: Пейзажная лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и А.А Фета.Предмет исследования: черты различного мировоззрения и восприятия природы поэтами 19 в.^ Методы исследования: 1)Отбор литературы и критического материала 2)Анализ и синтез литературного материала 3)Сравнительно- сопоставительный анализ данных 4)Создание наглядности путем оформления выводов в таблице^ Пейзажная лирика А. С. Пушкина.Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные пе­риоды своего творчества Пушкин по – разному изображал природу. На протя­жении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведе­ниях усложнялась. Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создаёт серию стихотворений с изображением Кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин – романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:^ Взыграйте ветры, взройте воды.Разрушьте гибельный оплот.Где ты, гроза – символ свободы?Промчись поверх невольных вод.В стихотворении “Узник” тоже есть романтический пейзаж:^ Мы вольные птицы, пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора.Туда, где синеют морские края,Туда, где гуляет лишь ветер... да я!Это стихотворение символично, в нём присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орёл, ветер. Темница символизирует земное су­ществование человека, тоскующего по романтическому идеалу. Лирический ге­рой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской сти­хией, океаном, не смог стать таким же свободным: ^ Ты ждал, ты звал... я был окован,Вотче рвалась душа моя,Могучей страстью очарован,У берегов остался я.Для Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гар­монии мира, природы, человеческих отношений. В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя. Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна. После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описа­нием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно раз­делить на осенний и зимний; зимний – на ночной и утренний; осенний – на ро­мантический приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический. В сти­хотворении “Румяный критик мой...” невзрачный, неприглядный пейзаж иллю­стрирует поэтическую позицию Пушкина в творчестве, его отказ от романтизма и утверждение реализма. В “Осени”, наоборот мы видим торжественно – ро­мантическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать своё глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. От­ношение поэта ко всем временам года можно найти именно в этом стихотворе­нии. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии художника слова, по­священной разным временам года. Пушкин так описывает свою “странную” любовь к осени: ^ Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравиться. На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гнева,^ Играет на лице ещё багровый цвет,Она жива ещё сегодня, завтра нет.Пушкин воспринимает осень как гибель, но поэт говорит, что гибель тоже может быть красивой. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Именно из-за тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года. С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чув­ствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: ^ Я забываю мир – и в сладкой тишине,Я сладко усыплен моим воображением,И пробуждается поэзия во мне...В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников бле­стящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Стихотворения с зим­ним утренним пейзажем могут быть оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и раду­ется жизни:^ Под голубыми небесамиВеликолепными коврами...В стихотворении “Зимнее утро” тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный” и снег лежит “великолепными коврами”. После чудес­ного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в та­кую ночь рассказывают ещё два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом...”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением. Луна, не­изменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик”, “светит месяц”. В стихотворении “Бесы” зимний пейзаж символичен: дорога – это жиз­ненный путь человека, буря – жизненные потрясения, бесы – человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина “Анчар” и “Пророк”. Анчар – это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” символизирует духовную пустоту, духовное перепутье человека. Пушкин преимущественно изображал природу в её спокойные моменты; разгул стихийных сил, полный мрачной красоты, почти не нашёл себе отраже­ния в поэзии Пушкина, за исключением трех стихотворений: “Буря” (1825), “Бесы” (1830) и “Туча”(1835). При этом последнее стихотворение изображает момент утихания бури, пронесшейся над землей и омрачившей на время “ли­кующий день”. Этот выбор момента чрезвычайно характерен для отношения Пушкина к природе... Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя. Поэтому, приветствуя “ликующий день”, он обращается к последней туче рассеянной бури, ещё наво­дящей на мир “унылую тень”, с бодрым призывом:^ Довольно, сокройся! Пора миновалась,Земля освежилась и буря промчалась,И ветер, лаская листочки древес,Тебя с успокоенных гонит небес.Уже неоднократно, почти по поводу каждого стихотворения, приходи­лось указывать на замечательную красоту и безыскусственность изображения, столь характерных для творчества Пушкина вообще. Обыкновенно Пушкин ри­сует известную картину путем простого перечисления ее отдельных элементов и признаков. Типичным примером пушкинских приемов изображения природы может служить картина утра в “Полтаве”:^ Зари багряной полосаОбъемлет ярко небеса.Блеснули долы, холмы, нивы,Вершины рощ и волны рек,Раздался утра шум игривый,И пробудился человек.Простота художественных приемов Пушкина сказывается также в самом выборе эпитетов и поэтических метафор, при помощи которых поэт придавал своей картине яркость и изобразительность. Их отличительная черта – точность и объективность; в большинстве случаев они передают непосредственное зри­тельное впечатление, сообщая ему особенную наглядность. Изредка Пушкин прибегает к обычному у поэтов приему одушевления природы путем перенесения на нее человеческих чувств, страстей, стремлений, когда на нее переносятся черты человеческой психологии, когда неодушевлен­ная природа наделяется разумом, волей, страстями. Так, например, зима иногда представлена Пушкиным в виде старухи–волшебницы, то добродушной (“и рады мы прока­зам матушки – зимы”), то злой и мрачной (“отдаленные седой зимы угрозы”); в завывании зимней вьюги он слышит дикие голоса бесов и ведьм, в снежном вихре видит их кружащиеся хороводы; в вечном шуме моря то “ропот друга за­унывный”, то “зов его в прощальный час”. Море представляется ему живым и одушевленным: оно проникнуто чувством безграничной свободы и титаниче­ской силы (“гордая краса”, “свободная стихия”, “своенравные порывы”). Эти характерные черты его особенно ясно чувствуются при сравнении с собствен­ным состоянием (“я был окован”, “могучей страстью очарован”). Возвращение весны радостно приветствуется природой (“улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро города”), старые сосны, как добрые друзья, ласково встречают поэтам (“знакомым шумом шорох их вершин меня привет­ствовал”). Стих особенно выразительный благодаря своей звукоподражатель­ности. Пушкин тяготеет к простому, скромному русскому пейзажу, с его неяр­кими красками, с его широким и плоским простором, от которого веет каким-то эпическим спокойствием и сладкой грустью. С какой любовью изображает Пушкин эти задумчиво – грустные картины родного края: ^ На небе серенькие тучи,Перед избой соломы кучи,Да пруд под сенью ив густыхРаздолье уток молодых.У Пушкина природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми яркими красками. Пушкин учит любить и утреннюю свежесть весны, и очаро­вание русской золотой осени, и великолепные зимние снежные покровы. А лю­бовь к природе пробуждает в нас любовь к родному краю и к Родине. Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чис­тоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, по­тому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова. Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с различными периодами творчества поэта. В стихо­творениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистиче­ски изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насы­щена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении своей особой философской позиции. ^ Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова.Вхождение Михаила Юрьевича в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Его знаменитое стихо­творение «Смерть поэта» известно всем. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Он боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение “Бородино”. В стихотворении “Бородино” рассказ о войне дове­рен старому солдату. Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя ...”. В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Поэт считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину. И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не отклик­нуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, ко­торое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Лермонтова свойственны двойственность в восприятие мира. В душе поэта был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действи­тельности: “В уме своем я создал мир иной...”. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он соз­дал огромное количество философских, романтических, патриотических стихо­творений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Скромное по объему, сравнительно с другими классиками, творчество Лермонтова внут­ренне едино и целеустремленно. О Лермонтове можно сказать словами Мцыри:^ Я знал одной лишь думы власть,Одну, но пламенную страсть...Как всякий настоящий, а тем паче великий поэт, Лермонтов исповедо­вался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем про­честь историю его души и понять его как поэта и человека. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:^ И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды...Это строчки из стихотворения “Дума”, в них большая горечь, которая распространяется не только на него самого, но и на все поколение. Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. В нем мы вновь видим горечь, также в нем проявилось исключи­тельное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Пе­ред нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворен­ности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Кон­траст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, — это контраст природы и внутреннего состояния человека:^ В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сиянье голубом...Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? жалею ли о чем?Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он гово­рил: “Я поэт другой эпохи”. Большое место в творчестве Лермонтова занимает изображение природы. Но в отличие от Пушкина его любимый пейзаж не таков: беспокойная и мятеж­ная душа его, в которой жила какая-то трагическая сила, не серой однообразной обыденностью жизни, жаждала сильных и ярких впечатлений. Потому и в при­роде Лермонтов искал по преимуществу величественного, необычайного, по­ражающего чувства и воображение. “Любил он моря шум, молчанье синей степи и мрачных гор зубчатые хребты”, - говорит он в стихотворении, посвя­щенном памяти князя Одоевского, - и эти же слова можно вполне отнести к нему самому. Природа родной земли, с ее “красою тихою, блистающей сми­ренно”, не могла дать ему тех сильных ярких впечатлений, которых искала его душа, томившаяся жаждой бури. Только величественный героический мог удовлетворить этим потребностям его духа. И такой пейзаж нашел Лермонтов в горной природе Кавказского края. Впечатление, произведенное на него в детстве величественной дикой природой Кавказа, было настолько сильно, что сохранилось на всю его жизнь. “Мой гений сплел себе венок в расселинах Кавказских скал”, - говорит Лермон­тов в одном из ранних своих стихотворений (“Посвящение” 1830г.). В другом стихотворении того же года он выражается так:^ Хотя я судьбой на заре моих дней,О южные горы, отторгнут от вас,Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:Как сладкую песню отчизны моейЛюблю я Кавказ.Обращением к Кавказу начинается и поэма “Измаил – Бей” (1832г.):^ Приветствую тебя, Кавказ седой!Твоим горам я путник не чужой;Они меня в младенчестве носилиИ к небесам пустыни приучили, -И долго мне мечталось с этих порВсе небо юга да утёсы гор.Сам факт постоянного обращения мысли Лермонтова к далекому доказы­вает, насколько сильным было то обаяние, каким этот край был окружен в во­ображении поэта. И это обаяние сохранилось у Лермонтова на всю жизнь. В стихотворении “1831-го, июня 11 дня”, представляющем собой как бы испо­ведь молодого поэта и потому очень важном для понимания его настроений и преобладающего направления его вкусов и симпатий, Лермонтов говорит:^ Что на земле прекрасней пирамидПрироды, этих горных снежных гор?Не переменит их надменный видимНичто: ни слава царств, ни их позор...Этому величественному виду снеговых гор поэт противопоставляет одно­образную и печальную картину степи, причем картина эта получает у него своеобразное аллегорическое значение:^ Печален степи вид...Где кругом, как зорко ни смотри,Встречает взгляд березы две иль три,Которые под синеватой мглойЧернеют вечером в дали пустой.Здесь картина степи олицетворяет в воображении поэта все однообразие, весь мертвенный покой будничного существования. “Как жизнь скучна, когда боренья нет!” - восклицает он далее, изображая снедающую его тоску бездейст­вия, томительную “жажду бытия”, жажду иной полной жизни. И, не находя этой жизни в окружающей его “степи людской, печальной и безбрежной”, он переносился мечтой в иные условия, в иную, прекрасную и величественную об­становку, связывающуюся в воображении поэта с картинами далекого дикого Кавказа. Туда переносил он действие большинства своих наиболее крупных по размерам и по художественному достоинству произведений (“Демон”, “Мцыри”, “Герой нашего времени”). Кавказ служит великолепным фоном, пре­красно гармонирующим с трагическими порывами духа мятежных и страдаю­щих героев Лермонтова, Кавказу посвящены и многие лирические стихотворе­ния, принадлежащие лучшим созданиям его зрелого периода: “Казбек”, “Сон”, “Утес”, “Дары Терека”, “Валерик” и др. Из крупных произведений Лермонтова наиболее богаты картинами кавказской природы поэмы: “Хаджи – Абрек”, “Демон” и “Мцыри”, - особенно последняя, представляющая собой один восторженный гимн красоте Божьего мира, гимн, вложенный в уста умирающего юноши, которому только на краткий миг уда­лось вырваться на волю, припасть на лоно дикой, но вечно прекрасной при­роды, от которой он был насильно отторгнут. Но если Лермонтов и является по преимуществу “певцом Кавказа”, если величественная и разнообразная природа этого края неудержимо влекла и при­ковывала к себе воображение поэта, то из этого не следует, чтобы он не умел ценить и своеобразную прелесть скромного русского пейзажа. Как раз среди его стихотворений последних двух лет есть несколько пьес, позволяющих предполагать, что в его вкусах в этом отношении начался некоторый поворот, который не укрылся от его собственного взора, хотя он и не мог ещё дать себе в нем ясного отчета. Так, в альбомном посвящении С. Н. Карамзиной (1840г.) Лермонтов говорит:^ Любил и я в былые годы,В невинности души моей,И бури шумные природы,И бури тайные страстей...Люблю я больше год от годуЖеланьям мирным дать простор,Поутру ясную погоду,Под вечер – тихий разговор...Несмотря на шутливый тон этих стихов, в них, вероятно, скрывается на­мек на вполне серьезное и искреннее чувство, постепенно овладевшее душою поэта. Возможность такого предположения станет яснее, если сопоставить при­веденные стихи с написанными около того времени пьесами “Первое января 1840г.”, где поэт с такою любовью отдается воспоминаниям о своем детстве и о “родных местах”, среди которых он возрос, - и в особенности со знаменитым стихотворением “Отчизна”. В этих задумчиво – спокойных стихах Лермонтов нашел новые звуки и краски, нашел новые слова, такие простые и обыденные, для выражения той “странной любви”, которая привязывала его к родной земле. И сам поэт точно с каким-то недоумением останавливается перед тайной силой своего чувства, над которым не властен холодный рассудок:^ ...Но я люблю – за что, не знаю сам –Ее полей холодное молчанье,Ее лесов безбрежных колыханье,Разливы рек ее, подобные морям...В этих стихах Лермонтова мы видим редкое у него совпадение чувства природы с чувством Родины, той инстинктивной, кровной, сыновей привязан­ности к родной земле... Весьма возможно, что, проживи Лермонтов еще не­сколько лет, это чувство получило бы дальнейшее развитие, стало бы для него источником живого вдохновения. Но рок сулил иначе. Лермонтов умер слиш­ком рано, и мы можем лишь смутно гадать о том, какое направление приняла бы его поэзия, если бы ему суждено было прожить дольше... Я считаю, что в своем творчестве Лермонтов совершил, если так можно выразиться, лирический подвиг. Он опоэтизировал всегда за­едающую душу серую обыденность жизни, заронил в себе искру страсти, любви и надежды. Прекрасно, что на лирическом опыте такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, нам выпало осваивать страну мечты, страну “горнего духа”.^ Природа в лирике А. А. Фета.Фет – без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна – с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле. Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета.Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса. Можно, конечно, сказать, что все это – естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. В ранних стихах Фета основная тема – наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:…Соловьиное эхо Несется с блестящей реки,^ Трава при луне в бриллиантах, На тмине горят светляки…«Трепет жизни» – вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть «весь солнца лик», в душевных движениях конкретного человека – «все мирозданье». Он был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства».Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения – все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического «Я», объединяя мир настроением поэта.Особенная манера Фета – одушевлять всю природу чувствами этого лирического «Я».Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет («устал и цвет небес»), а с другой стороны – в тех же целях выражения лирической эмоции – живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, «где воздух, свет и думы заодно», где…в воздухе за песнью соловьиной^ Разносится тревога и любовь.Характерные эпитеты Фета, такие как «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, – у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка – « кроткий серафим», глаза ее –«как цветы волшебной сказки», георгины – «как живые одалиски», небеса – «нетленные как рай» и т. п.В стихотворении «Глубь небес опять ясна…» признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под «невестой» прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста – символы оживающей весенней природы.А в стихотворении «Пчелы» я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в «гвоздик душистой сирени». Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом «пышет все боле и боле». Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять «на цветах ли, в ушах ли звенит».У Фета «цветы глядят с тоской влюбленной», «звезды молятся», «грезит пруд» и «дремлет тополь сонный». Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении «Сентябрьская роза», например, речь идет о розе и о женщине одновременно. Во многих стихах А. А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души. В стихотворении «Узник» человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:^ Бывалое горе Уснуло в груди, Свобода и море Горят впереди.В другом стихотворении молодость – это «новый, ранний снег всегда и чист и свеж!» Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества – всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо. Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета «Вечерних огней» - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом – чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А. К. Толстой: «Я, наконец, познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…» Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения – «пахучая страсть», «устало все кругом: устал и цвет небес…» и т. п. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета.Обычно у Фета «трепету природы» отвечает согласный «трепет души». Поэт зорко наблюдает «человечное» в природе и «природное» в человеке и полную гармонию человека и природы.Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл»: так много писал он о звездах. Вот одна из вершин «звездной лирики» Фета:^ На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал…Поэт не передает своих «диалогов со звездами» (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью – он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром,раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что:…Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась.Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.