Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


«Формирование познавательной самостоятельности учащихся посредством использование современных технологий обучения»

«Формирование познавательной самостоятельности учащихся посредством использование современных технологий обучения».«Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» ( М. Монтессори)1. Введение Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? По мнению ряда социологов, это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а так же в группах, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде. Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе» на основе своих исследований считает, что в любой профессиональной деятельности важны: способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие- либо знания по собственной инициативе ( т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими). Уровень современной информатизации общества и его влияние на молодое поколение показывает, что информационное влияние школы и её атрибутов на молодёжь уменьшается. Учитывая сложившуюся реальность, общество поневоле обращается к такой организации образовательного процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и врастания молодого поколения в систему общественных отношений и ценностей. Один из наиболее эффективных путей такой организации – обеспечить ученикам достаточно высокую степень познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность - качество личности, проявляющееся у учащихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения любых проблем. Предоставление ученикам познавательной самостоятельности, показывает практика, автоматически приводит к познавательной активности, более того в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном.ППознавательная самостоятельность ознавательная самостоятельность и её проявления. ( по В.В. Гузееву) содержание скорость время способы партнёры место^ Познавательная самостоятельность - качество, формируемое в деятельности. Исходя из этого, одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности выступает в качестве средства познания мира. Общечеловеческая деятельность в любом своем проявлении требует определенной активизации. Цель активизации познавательной самостоятельности учащихся состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышение общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний, умений и творческих способностей ( креативности) Таким образом рассматривая процесс формирования познавательной самостоятельности учащихся, с точки зрения деятельностного подхода, предусматривает организацию педагогом познавательной и практической деятельности направленной: на формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; на развитие познавательных способностей и активности учащихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; на развитие исследовательских навыков;.Позиция учителя и ученика в процессе формирования познавательной самостоятельности. Учитель ставит перед учеником общую задачу и описывает тип и характеристики желаемого результата на перспективу, учитель предоставляет информационный кейс или указывает начальные точки поиска информации; Учащиеся вычленяют значимую для решения проблемы информацию и по мере необходимости уточняют саму проблему; Естественнонаучные предметы (биология, химия и т. д.) преподаются как система занятий с видами и формами деятельности побуждающими учащихся выдвигать идеи (альтернативные изучаемым) сравнивать, сопоставлять, самостоятельно выбирать результат на основе своих данных; Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями прежде чем они будут изложены и изучены на уроке. При этом каждый ученик зарабатывает свою меру самостоятельности сам; Каждый учащийся самостоятельно, в группе, в паре изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе работы. ^ 2. Современные образовательные технологии и формирование познавательной самостоятельности учащихся. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хаббард) Образовательные технологии – явление многомерное, в теории и практике образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Но каждый педагог привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. В зависимости от целей и задач которые преследуются в процессе использования любой технологии, каждая технология имеет определенный адаптивный элемент привнесенный в нее педагогом – практиком.^ Метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.^ Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю педагога остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В процессе использования данного метода автор адаптировал и доработал рекомендации по проектной деятельности для учащихся.( Приложение 1-5 )^ Технология «портфолио» Портфель – «портфолио» сегодня, это процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в ходе которой они отбирают и анализируют некие учебные единицы. В литературе существует множества типов « портфолио», итоговых уровней оценки « портфолио», за и против данной технологии, ее результативности. В нашей практике мы используем портфолио, как набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над проектом и учебным исследованием. Кроме «накопительной» функции данного портфолио он отражает динамику развития учащегося, отношений, результатов его самореализации, служит формой обсуждения и самооценки результатов деятельности. ( Приложение 3 )^ Технология кейс – study ( анализ конкретных ситуаций), метод кейсов. Впервые данная технология была использована в Гарвардском университете Джемсом Б. Конантом ( 1960-1970-х годах) для обучения студентов, будущих менеджеров. Сегодня метод кейсов широко используется как в западной, так и в российской высшей и средней школах. Кейсовый метод включает обучение действием; развитие навыков анализа, принятия решений , устной коммуникации и групповой работы. Кейсовый метод – это репетиция реальных жизненных ситуаций.^ Основная цель кейсового метода – передать содержание предметной области, развить аналитические способности, навыки принятия решений. В образовательном процессе мы работаем с кейсами следующих типов: Информационный – в котором предусмотрено знакомство с новыми терминами, механизмами взаимодействия в процессе выполнения какой-то функции, выстраивания этапов реализации данной функции; Проблемный – акцент делается на наличие проблемы, описание проблемы, может быть информация по истории вопроса, описание событий, так же могут быть приложены таблицы, графики, видеоматериалы.Обсуждение кейса: анализ конкретной ситуации предполагает следующие виды деятельности: информационный поиск – критическое осмысление ситуации и вычленение проблемы; выявление проблемы - анализ, направленный на объяснение причин и возможные последствия и тенденции развития ситуации; критерии – выработка критериев разрешения проблемы; выбор идеи – поиск идеи, направленной на разрешение проблемы; план действий – разработка детального плана решения проблемы. Анализ информационного кейса предусматривает: вычленение новой информации; выделение незнакомых терминов; выделение основной мысли кейса; находить в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание; поиск закономерностей, определяющих наличие фактов. При работе с информационными кейсами и работе с терминами можно использовать технологию «Кластери».^ Технология «Кластери» ( от английского clustery – растущий пучками ,гроздьями) Выделяется новый термин, а затем к нему подбираются слова которые приходят на ум в связи с этим словом, а затем слова ассоциирующиеся со словами второй строки. Время ограничено. Затем учащиеся берут учебник и среди терминов находят значении слов которые они выписали. В конце изучения определенной темы может накопиться целый банк кластеров, которые могут быть использованы при изучении следующих тем.^ Информационно – коммуникативные технологии. Новые информационные технологии, широко используемые во всех сферах жизни современного человека несут в себе огромный образовательный потенциал. В многочисленных статьях посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мльтимедийной поддержкой» где усилить образовательный эффект урока призваны различные мультимедийные средства. Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках биологии позволяет значительно повышать эффективность формирования у учащихся информационной компетентности. Восприятие идет одновременно по нескольким сенсорным каналам, задействовано и слуховое, и зрительное восприятие, что позволяет усвоить 50% новой информации. Педагог, имея в руках интересный видеоматериал, может сконструировать творческие задания необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Благодаря использованию видеоматериалов, урок биологии можно превратить в захватывающее путешествие по самым разным уголкам природы. Использование технологии кейс-стади позволяет заменить текстовый кейс-видеокейсом, что необычно для данной технологии, но актуально и эффективно в курсе биологии. Творческие задания на уроках позволяют педагогу создать на уроке творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебного творчества, в процессе которого учащиеся активно овладевают навыками самостоятельной познавательной деятельности и развивают креативное мышление. Видеоматериалы можно применять с различными дидактическими целями, на всех этапах процесса обучения: для мотивации учения; в качестве яркого эпиграфа к уроку, для закрепления, расширения, углубления и проверки знаний; осмысления биологических понятий, законов, теорий; развития и диагностики творческих способностей личности, а также в качестве интересной и запоминающейся иллюстрации к изучаемому материалу. Отдельно хочется выделить педагогический эффект видеокейсов, который включает в себя анализ конкретных ситуаций, включает обучение действием; развитие навыков анализа, принятие решений, устной коммуникации и групповой работы. Основная цель видеокейсов-не столько передать содержание предметной области, сколько показать учащимся, что представляет собой научный процесс в реальной жизни на примере реальных видеосюжетов, и сформировать навыки для обучения на более высоком уровне. Использование на уроках электронных учебников позволяет реализовать более эффективно многие виды деятельности на уроке: работу с текстом, работу с терминами, тестовый контроль, практические работы. В электронных приложениях к современным учебно-методическим комплектам имеется видеоматериал, который можно использовать в качестве информационных видеокейсов.^ Мониторинг сформированности познавательной самостоятельности учащихся при изучении биологии.Цель мониторинга: выявить уровень сформированности познавательной самостоятельности учащихся для получения достоверной информации и ее дальнейшего использования в педагогической деятельности.^ Направления мониторинга: уровень сформированности познавательной самостоятельности учащихсяКритерии мониторинга: усвоение государственного стандарта, полнота и прочность усвоения государственного стандарта (по результатам выполнения контрольных работ); уровень развития творческих способностей (модификация теста Гилфорда, вариант Е.Е. Туник); уровень сформированности предметных компетенций учащихся; итоги научно-исследовательской деятельности.^ Вид мониторинга: ( по модифицированной классификации А.Н. Майорова) комплексный многофакторный.Организация мониторинга. Первый этап: определить объект мониторинга и направления ( объект – один класс или параллель в среднем за 3 года, направление – полнота, прочность и усвоение ГС, творческие способности, сформированности предметных компетенций ( учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные), отобрать критерии, инструментарий, т.е. средства и способы получения информации о свойствах объекта.^ Второй этап: практический, он предусматривает сбор информации, в основном это наблюдение, анализ контрольных работ, анкетирования, собеседования, самооценки. Это самый трудоемкий этап.^ Третий этап: аналитический, он предусматривает обработку всей собранной информации виде таблиц, диаграмм и т.д. Сопоставление данных мониторинга позволит увидеть насколько верными являются принятые решения, выбор форм, методов и приемов образовательной деятельности. В процессе мониторинга выясняются вопросы: достигаются ли цели образовательного процесса; существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностик; существуют ли предпосылки положительной динамики; В приложении предлагаются материалы, которые можно использовать для эффективной организации мониторинга.Приложение 1.Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.^ Практико-ориентированный проект – ориентирован на интересы заказчика и может быть использован в школе, классе, микрорайоне и городе. Важно как он решает проблему.^ Исследовательский проект - это научное исследование, имеет гипотезу ее проверку и обсуждение результатов. Могут быть использованы - соцопрос, моделирование, эксперимент.^ Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-то объекте и выходом такого проекта может быть публикация в СМИ, Интернете, газета, буклеты, брошюры.^ Творческий проект – предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, вплоть до видеофильмов, видеороликов и т. д.Реферативный проект - предусматривает на выходе реферат со всеми требованиями к оформлению и содержаПриложение2.Виды презентации проектов. Воплощение Деловая игра Демонстрация видеофильма Диалог Игра с залом Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, эпох Научная конференция Отчет исследовательской экспедиции Пресс-конференция Путешествие Реклама Ролевая игра Спектакль Эксурсия.Приложение 3.Оформление проектной папки.Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации ) проекта. Задачи папки на защите – показать ход работы проектной группы.В состав проектной папки входят: паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы; вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, черновики и распечатки из Интернета; результаты исследований и анализ; записи всех идей, гипотез и решений; краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способы их преодоления; эскизы, чертежи и наброски продукта, материалы к презентации и другие рабочие материалы. Внимание! Ребята, в создании проектной папки принимают участие все участники группы, записи должны быть краткими, в форме небольших набросков. В день презентации папка сдается жюри.Приложение 4.Паспорт проекта (рекомендации) название проекта; руководитель проекта; консультанты проекта (если есть); учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту; учебные дисциплины, близкие к теме проекта; возраст участников проекта; состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс); тип проекта ( реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный); цель проекта; задачи проекта(2-4; вопросы проекта ( самые основные); необходимое оборудование; аннотация, т. е. значимость проекта; предполагаемые продукты проекта; этапы работы над проектом (для каждого этапа указать вид деятельности и что даст на выходе этот этап); кто, какую роль играет в организации работы над проектом.Ребята! Внимательно ознакомьтесь с данными рекомендациями и при оформлении паспорта проекта соблюдайте иПриложение 5.Система оценки проектных работ.Критерии оценок: По 5 бальной шкале Первые четыре критерия - оценка проекта Последние четыре - оценка презентации (защиты) самостоятельность работы над проектом; актуальность и значимость темы; полнота раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; артистизм и выразительность выступления; как раскрыто содержание проекта в презентации; использование средств наглядности, технических средств; ответы на вопросы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Применение информационных технологий в управлении корпоративными финансами»
Реферат Чрезвычайные ситуации экологического характера
Реферат Лечение артериальной гипертонии антагонисты кальция
Реферат Легочное сердце основные характеристики
Реферат Лейкозы 2
Реферат Лечебная физическая культура при артритах
Реферат Лечение артериальной гипертонии диуретики
Реферат Жизненные формы харовых водорослей (Charophyta) Северного Казахстана
Реферат Психология как наука объект предмет методы исследования Место психологии в системе наук
Реферат Лекции по эндокринологии
Реферат Бизнес-план создания предприятия по производству и монтажу строительных полимерных конструкций
Реферат Сколиоз 5
Реферат Понятие и психологическое содержание обыска. Морально - этические аспекты производства обыска
Реферат Основні міжнародні правові акти про економічні та культурні права людини
Реферат Шерстяные ткани. Крепление обуви. Стандарты на швейные изделия