6–7 февраля состоялась 7-я международная конференция «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС В РОССИИ – 2012: ЭПОХА ПЕРЕМЕН», организованная компанией infor-media Russia. Генеральным спонсором мероприятия выступила компания SAP СНГ. Партнер конференции — юридическая компания VEGAS LEX, при спонсорской поддержке компаний: CMS (Россия), СКБ Контур, Salans, юридическая фирма «Клифф», BearingPoint и Фармстронг. Свои отраслевые услуги и решения в рамках выставки представили компании Terrasoft и «Джи Экс Пи инжиниринг». Более 300 делегатов — представители крупных российских и зарубежных фармацевтических компаний и ассоциаций, органов государственной власти — собрались на первой конференции года для обсуждения законодательного регулирования отрасли, подведения итогов 2011 года, а также для обсуждения планов на будущее. Обновленная площадка, новые форматы дискуссий, насыщенная программа обусловили высокую результативность конференции. Кроме того был сделан фокус на регуляторных аспектах фармацевтического бизнеса.В рамках аналитического брифинга с ключевым докладом о потребительской активности россиян и прогнозом по изменению потребительского спроса выступил Алексей Кривошапко, директор, Prosperity Capital Management. Отметил, что в 2011 году наблюдалось стабильное развитие рынка, и по прогнозам в 2012–2015 годах среднегодовые темпы роста составят около 8 %. Также аналитический обзор вниманию аудитории представили Мария Денисова, исполнительный директор, IMS-Health Россия и Николай Демидов, генеральный директор, ЦМИ «Фармэксперт». По оптимистичным прогнозам Фармэксперта прирост прибыли в розничном секторе российского фармацевтического рынка в 2012–2013 годам составит 6–7 %. Пленарное заседание конференции было посвящено основным трендам и прогнозам государственного регулирования отрасли. ^ Виктор Дмитриев, генеральный директор, АРФП, рассказал о подводных камнях на пути «Фармы 2020» — экономических, политических, личностных и подробно остановился на межведомственных и коррупционных «айсбергах».Мнениями о реформировании регулирования фармацевтического рынка в рамках заседания поделились ^ Максим Чемерисов, начальник отдела анализа регулирования отраслевых рынков, Министерство экономического развития РФ; Давид Мелик-Гусейнов, директор, Cegedim Strategic Data, председатель экспертного совета по здравоохранению, «Деловая Россия»; Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли, ФАС России.Докладчики, в числе которых также был Александр Ситников, управляющий директор, партнер, ^ VEGAS LEX, вместе с участниками конференции обсудили оценку влияния закона «об обращении лекарственных средств» и способность бизнеса приспособиться к принятым правилам, а также возможные модели перехода на страховую модель лекарственного обеспечения в России.Точку зрения бизнеса представили ^ Марина Велданова, глава представительства в России, «Ипсен Фарма»; Сергей Белобородорв, директор бизнес-подразделения рецептурных препаратов, «Тева Россия»; Виталий Смердов, генеральный директор, «ФармФирма «Сотекс».В. Смердов отметил, что дальнейшее развитие фармрынка РФ в рамках Стратегии «Фарма-2020» приведет к тому, что наиболее интересными и маржинальными будут проекты, связанные с локальным производством. Наиболее существенно это отразится в сегменте льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) и госпитальных продажах. Требования к производству в рамках стандартов GMP, по прогнозам компании, приведут к еще большей концентрации отечественного производства.Для наиболее успешного делового общения были введены новые форматы проведения мероприятия. В ^ Фармацевтических «спаррингах», которые состоялись впервые, в основных двух раундах приняли участие Константин Минин, коммерческий директор, «Старый Лекарь» и «03 Аптека»; Александр Филиппов, генеральный директор, «Ригла», а также Рустем Муратов, вице-президент по развитию, группа «РОСТА» и Хенри Фогелс, глава бизнес-подразделения Oriola-KD в России. Модератором «битв» выступил Александр Кузин, заместитель генерального директора, аптечная сеть «Ригла», юридический секундант — Александр Ситников, управляющий директор, партнер, ^ VEGAS LEX.Победителем дискуссионной «битвы», по мнению участников конференции, стал Рустем Муратов, вице-президент по развитию, группа «РОСТА». Ему подарили туристическую путевку от официального турагентства мероприятия «Клуб фитнес туризма».В заключающем раунде приняли участие ^ Владимир Бойко, коммерческий директор, «Новартис Консьюмер Хелс» и Илларион Бойко, коммерческий директор, «Никомед Россия-СНГ». Вместе с аудиторией они обсудили конкуренцию между дистрибуторами и ритейлерами, поговорили о взаимоотношениях в аптечных сетях, а также о выводе на рынок дженериков и оригинальных препаратов. Данная дискуссия получилась очень интересной и вызвала «живой отклик» у гостей конференции.Об электронном документообороте и требованиях законодательства в специальном заседании рассказал ^ Владимир Локис, руководитель отдела внедрения системы «Диадок», СКБ Контур.Параллельные тематические заседания, посвященные рынку ОТС и дженериков, а также Rx и инновационным препаратам завершили первый день конференции. Свои маркетинговые стратегии по работе на рынке рецептурных препаратов представили ^ Мария Изместьева, директор по маркетингу рецептурных препаратов, «Тева Россия»; Павел Иванов, директор по развитию, «ГЕРОФАРМ»; Игорь Климанов, директор по маркетингу, «НПО Петровакс Фарм»; Инна Каспарова, менеджер по развитию бизнеса, Пфайзер Россия, а также Никола Милевич, глава представительства в России, Grifols Inc. О Market access в современных российских условиях и влиянии законодательства рассказал ^ Юрий Литвищенко, генеральный директор, «Кьези Фармасьютиклс», заместитель руководителя комитета по здравоохранению и фармацевтике, Ассоциация Европейского Бизнеса в России. В рамках сессии, посвященной рынку безрецептурных препаратов, с бизнес-кейсами выступили ^ Дмитрий Скуланов, архитектор бизнес-решений, SAP СIS; Николай Жаворонков, заместитель главы представительства по маркетингу и стратегическому планированию, «Ядран»; Владимир Бойко, коммерческий директор, «Новартис Консьюмер Хелс»; Иван Анохин, директор по маркетингу, «Акрихин» и Стефан Креспель, генеральный директор, «Буарон».Николай Жаворонков поделился новыми направлениями развития маркетинговых стратегий, выделив приоритетное использование интернет-маркетинга в развитии рынка безрецептурных лекарств, а также привел удачные примеры вирусных роликов. Дмитрий Скуланов рассказал об опыте автоматизации компании-дистрибуторов. Как отметила компания-пользователь данного решения: «С помощью SAP Business All-in-One стало возможным контролировать затраты, возникающие в филиалах, а это, в свою очередь, позволило нам эффективно планировать деятельность компании, своевременно принимая правильные бизнес-решения».Вечерний прием с ^ Давидом Мелик-Гусейновым произвел самое приятное впечатление на гостей конференции. В спокойной и непринужденной атмосфере вечера, при свечах и с легкими закусками все собравшиеся смогли пообщаться друг с другом «без галстуков» и задали Давиду большое количество вопросов на тему того, как достичь баланса между бизнесом, работой, семьей и собственным развитием.Второй день конференции, посвященный регуляторным аспектам фармацевтического бизнеса, состоял из трех сессий. В рамках каждой рассматривались правовые аспекты государственного регулирования рынка, защита информации и интеллектуальной собственности компании, а также регуляторные процедуры и актуальные вопросы обращения лекарственных средств на рынке. Бизнес-завтрак с ^ Михаилом Молокановым на тему лидерства стал динамичным началом нового рабочего дня. Затем началась основная конференция: в рамках первой сессии выступил начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы России Сергей Пузыревский с комментариями по третьему антимонопольному пакету. Тему продолжила Наталья Тотахеваге, директор по работе со стратегическими партнерами, Lifescan, Россия, СНГ и Центральная и Восточная Европа, Johnson&Johnson. Она представила очень подробную презентацию о влиянии на фармацевтический рынок третьего антимонопольного пакета, взгляд фармпроизводителя.Иван Глушков, заместитель генерального директора по корпоративному развитию, ^ STADA CIS, озвучил свою точку зрения на новую редакцию ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Сессию продолжил Всеволод Тюпа, старший юрист, СMS (Россия). В своем выступлении он рассказал о законных и рискованных вознаграждениях врачей, а также о запрете на подарки медицинским работникам, границах применимости.Большой интерес у аудитории вызвали доклады ^ Александры Киташовой, руководителя отдела регуляторных отношений, «ГлаксоСмитКляйн Трейдинг» (Россия и СНГ) и Елены Денисовой, руководителя коммерческой практики, юридическая фирма «Клифф». Их выступления касались гармонизации регуляторных процедур в России в соответствии с мировым опытом, а также правовых и регуляторных аспектов обращения лекарственных средств в Таможенном Союзе. Кроме того, большое количество вопросов задали Елене Ганкиной, руководителю отдела регистрации и качества, «Бристол-Майерс Сквибб». Она рассказывала о практике осуществления контроля качества лекарственных препаратов и взаимодействии с регулирующими органами.Своим профессиональным мнением также поделились ^ Анатолий Семенов, заместитель Председателя Правления НП «Монополизму. нет», общественный советник ФАС России; Елена Бедарева юрист, евразийский и патентный поверенный Санкт-Петербургского офиса, Salans; Юлия Тормагова, руководитель коммерческой практики, VEGAS LEX; Томас Вестфаль, патентный поверенный Германии и Европейский патентный поверенный, партнер, «Главе-Дельфс-Молль»; Светлана Завидова, исполнительный директор, Ассоциация организаций по клиническим исследованиям (АОКИ); Александр Малявкин, директор департамента консалтинга, Leta.