Реферат по предмету "Разное"


А. В. Проскурина социология методические указания

Федеральное агентство по образованиюПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТА.В. ПроскуринаСОЦИОЛОГИЯМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯПсков Издательство ППИ2008Федеральное агентство по образованиюПсковский государственный политехнический институт А.В. ПроскуринаСОЦИОЛОГИЯМетодические указания по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обученияРекомендовано к изданию Научно-методическим советом Псковского государственного политехнического институтаПсковИздательство ППИ2008УДК ББК П 82Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Псковского государственного политехнического институтаРецензент:Павлова М.К. – к.п.н., доцент кафедры культурологии Псковского государственного политехнического института^ Проскурина А.В. Социология. Методические указания по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения. Псковский государственный политехнический институт. – Псков: Издательство ППИ, 2008. – Методические указания по курсу социологии содержат рекомендации для обучающихся по изучению социологических понятий и теорий, темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения, основную и дополнительную литературу. ББК П 82 ^ © Псковский государственный политехнический институт, 2008 © Проскурина А.В., 2008ОГЛАВЛЕНИЕстр.Общие положения 4 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 5 Тематика контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) 8 Содержание 9 Литература 23 Вопросы к экзаменам (зачетам) по курсу «Социология» 25^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯТрадиционно в обществе присутствует значительный интерес к проблемам и перспективам развития современного социума. В силу этого, а также в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в учебные планы подготовки студентов ПГПИ включена учебная дисциплина «Социология». Учебный курс социологии дает знание об обществе как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системе, о социальной структуре, коллективе и социальных группах, современных социальных институтах, о социологическом понимании личности. В центре изучения находятся вопросы истории социологической мысли, методологии социологического исследования, категории: социальная система, социальный институт, социализация, социальный контроль, социальный конфликт, социальные изменения и др. В отличие от других социально-гуманитарных дисциплин, социология помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в России и в мире, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, болезненных процессов, происходящих в институтах российского общества. Вместе с тем социология, являясь интегративной наукой, содержит знания целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана с математикой, экономической, демографической и социальной статистикой, информатикой, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества, в объяснении и прогнозировании событий и процессов социальной среды. Плодотворна связь социологии с социальными и гуманитарными науками: социологии и истории, социологии и политологии, социологии и экономики. Социология как наука об обществе включает в себя формы исторического знания, использует методы и источники исторической науки, использует данные политологии и экономики при изучении роли и места политических и экономических институтов в жизни современных обществ. Таким образом, основная цель социологического образования – формирование культурного и всесторонне образованного человека, личности будущего специалиста, способного в современных условиях решать многие задачи общественного развития. Преподавание курса социологии позволяет: дать студентам глубокие знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии;способствовать подготовке творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем. Особенностью изучения курса «Социологии» студентами заочной формы обучения является значительный объем самостоятельной работы, которая предполагает знакомство обучающихся с источниками и литературой. В ходе самостоятельного изучения социологии, и опираясь на знания, полученные на лекциях, студенты выполняют контрольную работу по дисциплине. Она является важным документом, подтверждающим усвоение студентом данного учебного курса. Целью выполнения контрольной работы является усвоение студентом понятийного аппарата и методологических основ социологии как науки, а также изучение методики и техники проведения социологических исследований.Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы, следующие: изучить источники и литературу по выбранной теме;изложить содержание работы по выбранной теме, раскрыв основные понятия и используемый методический инструментарий;овладеть конкретным методом социологических исследований;самостоятельно провести пилотажное социологическое исследование, изложить его материалы и свое личное мнение о полученных результатах по проблеме.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫВ ходе изучения курса социологии студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы определяется студентом из следующей таблицы: Начальная буква фамилии студента Номер темы контрольной работы Начальная буква фамилии студента Номер темы контрольной работы АБВГДЕЖЗИКЛМНО 1 или 2923456789 или 3010 или 311112 или 3213 или 3314 ПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ 15 или 341617 или 35181920 или 362122232425262728 *Примечание Темы контрольных работ указаны в разделе «Тематика контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)».В контрольной работе студент должен раскрыть тему на основании рекомендуемой литературы, а также дополнительной, используя первоисточники, словари, обобщающие труды и периодические издания по социологии (журналы: «Социологические исследования (Социс)», «Социально-гуманитарные знания», «Вопросы философии» и др.). Необходимо использование материалов центральных и местных СМИ – газет, телевидения, а также Интернета, содержащих данные социологических исследований, описание социальных проблем в конкретном регионе, районе, городе. Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. Собрав весь необходимый материал, студент обязан составить рабочий план. В нем закрепляется структура контрольной работы, включающая следующие элементы:СодержаниеВведениеТеоретическая частьМетодическая частьАналитическая частьЗаключениеСписок источников и литературыПриложение.Содержание представляет собой перечень названий разделов контрольной работы. Во введении определяется актуальность темы, раскрывается важность и необходимость ее исследования, обозначаются основные цели и задачи работы. Введение должно быть кратким (1 – 1,5 листа). Цель изучения темы представляет собой краткую формулировку ре­зультата, который студент планирует получить по завершении самостоя­тельной работы над заданием в целом. Цель изучения темы указывается одна. Задачи изучения темы представляют собой планируемые этапы, выпол­нение которых позволяет студенту достичь цели изучения избранной темы (знакомство с литературой, разработка плана и инструментария исследования, выбор объекта исследования, сбор информации, анализ результатов исследования).^ Теоретическая часть работы должна содержать изложение материала, овладение которым позволяет студенту решить сформулиро­ванные во введении задачи и достичь цели изучения темы. Определяются основные понятия, использующиеся в опи­сании социального объекта (явления, процесса), раскрывается содержание анализируемых явлений и процессов, а также описываются связи между ними.^ Методическая часть содержит описание социологического метода сбора информации (опрос, наблюдение, анализ документов) и разработку конкретного инструментария исследования (план интервью, протокол на­блюдения, схема анализа текстов), которые используются в работе.^ Аналитическая часть включает изложение полученных конкретных результатов исследования, проведенного студентом. Эти материалы следует представить в форме таблицы. ^ В заключении дается обобщение результатов, полученных студентом в ходе исследования, может быть высказано личное мнение. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по использованию выводов работы в научных исследованиях, при социологическом анализе современного российского общества. ^ Список литературы включает источники и литературу, изученные и использован­ные студентом при подготовке контрольной работы. В список включаются только те источники и литература, на которые имеются ссылки в тексте контрольной работы.Пример оформления книг и статей в списке литературы: Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания, 2003. № 4. Сс. 81 – 97.В приложении содержатся документы сбора социологической инфор­мации, разработанные студентом. Это могут быть образцы опросных лис­тов, протоколов наблюдений, схем анализа текстов. Выполняя контрольную работу студент должен стараться своими словами излагать содержание материала, подкрепляя запись прочитанного наиболее важными и характерными цитатами. Цитируемый текст обязательно должен быть сверен с источником и заключен в кавычки. Сноски оформляются внизу страницы или в конце контрольной работы. Если студент выбрал вариант сносок в конце контрольной работы, то в тексте после каждой цитаты необходимо поставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста, например: С.А. Кравченко отмечает, что «символический интеракционизм – социологическая парадигма, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, - языке, телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д.» [1.С.224] В данном случае цифра 1 – это порядковый номер в списке литературы, который приведен студентом в конце своей работы (Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004), а цифра 224 – номер страницы. При рецензировании контрольной работы преподаватель обращает внимание не только на содержание, но и на оформление. Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в рукописном или «компьютерном» варианте в объеме 15 – 20 страниц формата А4 (шрифт 14, однострочный интервал). В конце работы должны быть поставлены дата сдачи ее на рецензирование и подпись автора. Контрольная должна иметь поля для замечаний преподавателя. Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой «зачтено». В случае, если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. Преподаватель может провести собеседование со студентом-заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене (зачете). Тематика контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)Общество как социальная система.Социальные институты.Семья как социальный институт. Перспективы института семьи в современном обществе.Гендерные представления в современном российском обществе.Проблемы и перспективы института образования.Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.Социальные общности.Этнические общности. Современные проблемы межнациональных отношений.Социальная структура общества.Социальная стратификация.Социальное неравенство и бедность.Маргинальность как социальное явление.Малые группы.Общественное мнение.Социальные организации в современном обществе.Восточный и западный типы управления. Социальные движения.Конфликт как форма социального взаимодействия.Протестные формы массового поведения.Основные формы девиантности в условиях современной России.Наркомания как вид девиантного поведения.Социальные реформы в современной России.Социальные взаимодействия.Опросный метод в изучении социальных движений.Социальные проблемы молодежи в современном российском обществе.Ценностные ориентации современной российской молодежи.Влияние СМИ на процесс социализации молодежи.Глобальные процессы и современная Россия.Отражение социального неравенства в телевизионных передачах.Наблюдение массовых общностей.Отношение к телевизионной рекламе.Массовая культура: основные ценностные установки.Игра как элемент массовой культуры.Алкоголизм как вид девиантного поведения.Отношение к частной собственности в современной России.Социальные изменения.СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Общество как социальная система.Необходимо рассмотреть общество как относительно устойчивую систему соци­альных связей и отношений; выделить признаки общества, основные сферы общественной жизни, раскрыть их содержание, обозначить механизмы функционирования социальной системы. Следует разобрать метод анализа документов, ис­пользуемый в социологии для сбора информации и составить план анализа текстов для выявления информации об обществе как системе. Выберите 3 - 4 газеты (журнала) и подсчитайте в каждом номере общее количество тек­стов (статей, заметок, фрагментов), а также количество текстов, касающихся экономической, социальной, политической, духовно-культурной сфер общественной жизни (на основе заго­ловков и содержания); определите долю каждой из этих тем (%) в общем количестве текстов. Полученные данные целесообразно свести в таблицу. Сделайте выводы об отражении сфер общества в массовой печати.^ Тема 2. Социальные институты.Следует раскрыть понятие «социальный институт» как исторически сло­жившуюся, устойчивую, целесообразную форму организации и регулиро­вания общественной жизни, обеспечивающую удовлетворение определен­ных общественных потребностей. Выделите признаки, типы и виды соци­альных институтов. Рассмотрите вопрос об изменениях социальных институтов, проблему устойчивости-изменчивости социальных институтов, варианты институциональных изменений, дифференциацию и специализацию социальных институтов Необходимо разобрать метод анализа документов, используемый для сбора со­циологической информации. Составьте план анализа текстов для выявления типов социальных институтов (экономических, полити­ческих, религии, образования). Выберите 3 - 4 газеты (журнала) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагмен­тов) и количество текстов (на основе заголовков и содержания), содержа­щих информацию о вышеупомянутых типах социальных институтов; определить до­лю текстов с этой информацией (%) в общем количестве текстов. Полу­ченные данные представьте в виде таблицы, учитывая ин­формацию о типах институтов в каждом номере. ^ Тема 3. Семья как социальный институт. Перспективы института семьи в современном обществе.Необходимо раскрыть понятие и сущность семьи, социальные функции семьи, значение репродуктивной и воспитательной функций, выделить структуру семьи и ее жизненный цикл семьи. Перечислите и охарактеризуйте основные типы семьи. Обратите внимание на изменение семейной структуры и семейных ролей, на разводы и их последствия, демографический кризис, изменение социальных норм и установок, регулирующих брачные и семейные отношения. Охарактеризуйте метод опроса в социоло­гии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий во­просник: 3-5 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприни­матель и др.) для оценки состояния института семьи в современном российском обществе (основные проблемы, с которыми сталкивается современная семья, распределение ролей в семье). Опросите по этому вопроснику 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет ре­зультатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделать выводы о состоянии института семьи в российском обществе.^ Тема 4. Гендерные представления в современном российском обществе.Следует раскрыть понятие «гендер», содержание основных социологических подходов к проблеме гендера (к примеру, гендерная теория Э. Гидденса), перечислить и охарактеризовать гендерные схемы. Рассмотрите роль женщины в обществе, в семье в различных культурах. В чем сущность гендерных проблем? Что такое «двойной стандарт» и «женская дилемма»? Охарактеризуйте метод опроса в социоло­гии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий во­просник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприни­матель и др.) для оценки степени распространенности гендерных схем, отражающих традиционное, патриархальное, неустойчивое мировосприятие на уровне индивидуального сознания и эгалитарной схемы. Опросите по этому вопроснику 8-10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет ре­зультатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделайте выводы о том, какие схемы присутствуют в современном российском обществе, и какие являются доминирующими.^ Тема 5. Проблемы и перспективы института образования.Рассмотрите образование как социальный институт, его функции, образовательный процесс и его основные этапы. Проанализируйте массовое и элитарное образование, государственное и частное образование, централизованное и децентрализованное обучение, современные тенденции в развитии образования в России. Охарактеризуйте метод опроса в социоло­гии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий во­просник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприни­матель и др.) с целью выявления мнения общества о состоянии российского образования, его проблемах и перспективах. Опросите по этому вопроснику 8-10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет ре­зультатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделайте выводы о состоянии института образования в современной России.^ Тема 6. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.Необходимо рассмотреть роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе, их значимость для социальной мобильности личности. Охарактеризуйте метод опроса, используемый в социологии. Составьте небольшой вопросник (3 - 5 основных и 3 - 4 пас­портных вопроса) о фактах получения высшего образования и повышения квалификации за последние 2 - 3 года и влияния этого на изменение соци­ального положения конкретного человека. Следует провести опрос 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, жительства и проанализировать влия­ние фактора получения высшего образования или повышения квалифика­ции на изменение статусной позиции человека с точки зрения престижа, власти, дохода. Изложите полученные результаты, сделайте выводы.^ Тема 7. Социальные общности.Следует рассмотреть понятие и основные формы социальных общностей, показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати форм социальных общностей (групповых и массовых, социаль­ных групп, сообществ). Выберите 3 - 4 номера одного или разных централь­ных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, со­держащих информацию о конкретных формах социальных общностей (используя заголовки и содержание статей); определите долю текстов с упоминанием форм общностей (%) в общем количестве текстов. Получен­ные данные представьте в таблице, показывая их распределение в каждом номере. Перечислите конкретные виды общностей, упоминаемые в каж­дой статье. Сделайте выводы о содержании статей о социальных общно­стях и о степени отражения этой темы в массовой печати.^ Тема 8. Этнические общности. Современные проблемы межнациональных отношений.Следует раскрыть понятие этнической общности, основные признаки этноса, основные подходы к пониманию этносов. Охарактеризовать основные типы этносов: племя, народность, нация и их характеристики, этнические стереотипы и предрассудки. Рассмотреть национально-этнические отношения и причины обострения межнациональных отношений, понятия дискриминации, национализма, шовинизма, антисемитизма, геноцида. Покажите особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати сведений об этнических конфликтах (этнических стереотипах). Выберите 3 - 4 номера одного или разных централь­ных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, со­держащих информацию об обострении межнациональных отношениях (используя заголовки и содержание статей); определите долю текстов с упоминанием об этнических конфликтах (%) в общем количестве текстов. Получен­ные данные представьте в таблице, показывая их распределение в каждом номере. Перечислите конкретные случаи этнических конфликтов, о которых упоминается в статьях. Сделайте выводы о содержании данных статей и о степени отражения этой темы в массовой печати.^ Тема 9. Социальная структура общества.Рассмотрите понятие и виды социальной структуры. Раскройте основные социологические подходы по определению социальной структуры. Следует показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати конкретных видов социальных структур (социально-классовой, социально-демографической, социально-этнической, социально-территориальной, социально-профессиональной). Выберите 3 - 4 номера од­ного или разных федеральных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество единиц текстов (статей, фрагментов), а также количество текстов, содержащих информацию о конкретных видах социальных структур (используя заголовки и содержание статей); определите доли текстов с упоминанием видов социальных структур (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в таблице, учитывая распределение по номерам газет (журналов) текстов с упомина­нием видов социальных структур. Сделайте выводы о степени отражения этой те­матики в массовой печати.^ Тема 10. Социальная стратификация.Рассмотрите социальную стратификацию общества как выражение социального неравенства по разным основаниям (распределение матери­альных и духовных благ, доход, уровень образования и др.), выделите основные исторические формы стратификации и охарактеризуйте их. Покажите особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаний в них о проблеме социальной стратификации. Выберите 3 - 4 номера одного или разных центральных или федеральных изданий (газет, журналов) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о таких элементах стратификационной системы как бедные, богатые, средние слои. Используя заголовки и содержание статей, оп­ределите доли текстов с упоминанием проблемы стратификации (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Перечислите конкретные элементы стратификации (бедные, богатые и др.), упоминаемые в каждой системе. Сделайте выводы о содержании тематики социальной стратифи­кации и степени ее отражения в массовой печати.^ Тема 11. Социальное неравенство и бедность.Следует проанализировать социальное неравенство как форму социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социального положения в об­ществе. Раскройте понятие бедности, выделите ее основные виды. Покажите особенности используемого в социологии метода ана­лиза документов. Составьте план анализа текстов для изучения проблемы социального неравенства и бедности. Выберите 3 - 4 номера одного или разных федеральных или местных газет (журналов) и подсчи­тайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о соци­альном неравенстве (по экономическим, социальным, духовным, соци­альным, политическим, информационным и другим признакам) и бедности. Исполь­зуя заголовки и содержание статей, определите доли текстов с упомина­нием о социальном неравенстве и бедности (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Сделайте выводы о степени отражения данной тематики в массовой печати.^ Тема 12. Маргинальность как социальное явление. Рассмотрите понятие «маргинальность», выделите основные причины пограничного состояния индивида или группы. Укажите, каковы возможные опасности для общества, связанные с ростом числа маргиналов. Раскройте особенности используемого в социологии метода ана­лиза документов. Составьте план анализа текстов для изучения проблемы маргинальности. Выберите 3 - 4 номера одного или разных федеральных или местных газет (журналов) и подсчи­тайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о пограничном положении индивида и группы. Исполь­зуя заголовки и содержание статей, определите доли текстов с упомина­нием о данной проблеме (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Сделайте выводы о степени отражения тематики в массовой печати.^ Тема 13. Малые группы. Рассмотрите понятие малой группы, ее черты, функции и структуру. Следует проанализировать наблюдение как метод сбора социологиче­ской информации; составьте план наблюдения малой группы (числен­ность, половозрастной состав, виды совместной деятельности, частота контактов ее членов). Выбрать 3 - 4 малых группы (по месту жительства, работы, досуга и др.) Проведите по одному наблюдению каждой группы, результаты наблюдения оформить протоколом. Полученные данные целе­сообразно оформить в таблицу. Сделайте выводы.^ Тема 14. Общественное мнение.Раскройте понятие и роль общественного мнения в условиях совре­менной России. Рассмотрите анализ документов как метод сбора социоло­гической информации. На конкретном материале прессы (областных, го­родских газет) определите реальное проявление общественного мнения в условиях конкретного места жительства. Следует взять 3 - 5 номеров га­зет за разные числа и подсчитать общее количество единиц информации и количество единиц информации, выражающих мнения читателей в каж­дом номере отдельно. Определите % текстов с выражением общественно­го мнения в каждом номере. Результаты оформите в виде таблицы, зафиксировав названия изданий и даты выпуска. Приведите сводку тем, по которым высказывались читатели, указав их социальное положение. Сделайте выводы из приведенных данных.^ Тема 15. Социальные организации в современном обществе.Дайте определение социальной организации, укажите ее признаки и виды. Обратитесь к теории М. Вебера о социальной бюрократии. Рассмотрите анализ документов как метод сбора социологической информации. Примените этот метод к изучению социальных организаций по месту жительства. Следует взять 3 - 5 экземпляров городских, областных газет, журналов за разные числа и посчитать в каждом номере общее количество статей, заметок и других текстов, а также количество публикаций, в которых от­ражается деятельность организаций - промышленных, торговли, финан­сов, сервиса, органов власти и др. Определите удельный вес этих публи­каций. Проанализируйте содержание этих материалов - упоминание ви­дов и основных признаков организаций, результатов их деятельности, проблем и противоречий в их функционировании и развитии. Из получен­ных данных сделайте выводы.^ Тема 16. Восточный и западный типы управления. Раскройте понятие управление организацией. Выделите структуру управления, цели и задачи управления, охарактеризуйте управленческие стратегии. Дайте характеристику восточного и западного типа управления. Охарактеризуйте метод опроса, используемый в социологии. Составьте небольшой вопросник (5 - 8 основных и 3 - 4 пас­портных вопроса) о типах управления, используемых в различных организациях. Следует провести опрос 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, жительства и проанализировать какой тип управления (восточный или западный) преобладает в российских организациях. Изложите полученные результаты, сделать выводы.^ Тема 17. Социальные движения.Рассмотрите социальные движения как способ воздействия на обще­ственное развитие. Покажите специфику метода анализа документов в со­циологии. Используйте этот метод для выявления наличия и содержания конкретных движений в регионах России на основе материалов местной или центральной прессы. Следует взять несколько номеров газет или журналов; найти материалы, в которых содержится информация о движениях; опре­делить долю этих материалов в общем количестве публикаций в каждом номере; проанализировать содержание 3 - 5 статей для выявления вида движений, лозунгов и требований участников, количества и социального состава участников. Результаты целесообразно представить в табличной форме. Сделайте выводы.^ Тема 18. Конфликт как форма социального взаимодействия.Определите социальный конфликт как форму социального взаимо­действия; укажите виды конфликтов. Рассмотрите метод анализа докумен­тов, используемый в социологических исследованиях. Следует проанализировать отражение конфликтов в материалах прессы по месту жительства - горо­де, области, регионе (просмотреть 3 - 5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются конфликтные взаимодействия между группами людей, организациями, органами власти; подсчитать ко­личество таких материалов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; провести описание конфликтов по их видам, причинам, составу конфликтующих сторон и способу разреше­ния). Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы из проведенного анализа.^ Тема 19. Протестные формы массового поведения.Раскройте понятие массовое поведение. Обратите внимание на различные его формы. Рассмотрите основные социологические теории массового поведения. Сформулируйте способы управления массовым поведением. Рассмотрите метод анализа докумен­тов, используемый в социологических исследованиях. Следует проанализировать отражение протестных форм поведения в материалах прессы области, региона, страны (просмотреть 3 - 5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются случаи массового протестного поведения, подсчитать ко­личество таких материалов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; провести описание протестного поведения по их видам, причинам, составу действующих лиц и способу разреше­ния). Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы из проведенного анализа.^ Тема 20. Основные формы девиантности в условиях современной России.Определите понятие и формы девиантного поведения. Выделите различные подходы, объясняющие причины девиаций. Рассмотрите метод анализа докумен­тов, используемый в социологических исследованиях. Следует проанализировать отражение проблемы девиантного поведения в материалах прессы области, региона, ст


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.