Аналитический документ«Уровень развития социальніх коммуникаций при формировании и реализации городской политики развития г. Николаева»разработан аналитической группойНГОО «Фонд развития города Николаева»в рамках проекта«Комплексная программа «Электронный город Николаев» как механизм развития коммуникаций в местной общине»(реализуется при поддержке МФ «Відродження»)г. Николаев2010 годСодержание1. Вступление ……………………………………………….. стр. 32. Анализ направлений информационной деятельности Органов местногосамоуправления г. Николаева ………………….…. стр. 52.1. Нормативная база ……………………………………….….. стр. 52.2. Веб-сайт городского совета ...……………………………… стр. 8^ 2.3. Взаимодействие со средствами массовой информации .. стр. 182.4. Обратная связь в информационной работес гражданами …………………………………………………….. стр. 19^ 2.5. Состояние компьютеризации Николаевского ГИК нафевраль 2010 г. …………………………………………………… стр. 212.6. Состояние компьютеризации ЦентрализованнойБиблиотечной системы г. Николаева на февраль 2010 г. …. стр. 24^ 2.7. Измеряемые ожидания по результатампроведения фокус-групп … ……………………………………. стр. 273. Возможные пути улучшенияинформационной деятельности органов местного самоуправления г. Николаева …...... стр. 333.1. Совершенствование нормативной базы ………………….. стр. 333.2. Модернизация веб-сайта городского совета, внедрение технологических карт и элементов интерактивности ….……. стр. 34^ 3.3. Информационная открытость и конкурсные началав работе со средствами массовой информации ….…………….. стр. 364. Заключение ..…………………………………………...….... стр. 381. Вступление Принцип информационной открытости, доступность информации и прозрачность административно-управленческой деятельности дают возможность горожанам по-новому взглянуть на систему взаимоотношений с органами местного самоуправления. Создание качественно иной основы взаимоотношений с потребителями информации, получение кредита доверия населения и бизнеса, создание более комфортных условий при контакте с органами местного самоуправления – важная задача для городских властей. Привлечение граждан к разработке местной политики – разумная инвестиция в развитие местного самоуправления, а также эффективный элемент эффективного управления. Эффективное привлечение органами местного самоуправления граждан к диалогу целиком зависит от признания сторонами процесса доступа к полной и оперативной информации как базового условия такого диалога. Сегодня не только отдельные эксперты или институции, но и целые государства определяют глобальную сеть Интернет как канал для предоставления гражданам беспрецедентного уровня доступа к информации органов власти и местного самоуправления. Информационно-коммуникативные технологии предлагают мощные инструменты поиска, отбора и интегрирования больших массивов информации органов государственной власти и местного самоуправления, которую легко могут использовать граждане. Между тем, действующее законодательство только рекомендует органам местного самоуправления придерживаться требования ст. 11 постановления Кабмина №1302 от 29.08.02 «О мерах по дальнейшему обеспечению открытости в деятельности органов исполнительной власти» в части функционирования собственных веб-сайтов: размещения общественно важных нормативно-правовых актов, информации о перечне и условиях получения гражданами административных услуг, форм и образцов документов, информации о выполнении программ и планов, архивной и иной информации. В последнее время в информационной политике местного самоуправления происходят существенные улучшения. В частности это показал анализ информационной политики Николаевского горсовета. Растет доступность, прозрачность и полнота информирования горожан. В то же время наблюдается ряд характерных проблем. В Николаеве еще в 2006 г. горсоветом принята «Программа информационной поддержки развития города, деятельности городского головы, городского совета и его исполнительных органов». Однако проведенный НГОО «Фонд развития города Николаева» мониторинг конкурса по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в Николаеве и работы Единых разрешительных центров показал, что это решение не исполняется в полной мере, ощущается нехватка актуальной и структурированной информации, на веб-странице не размещаются не технологические карты по предоставлению административных услуг. В местном бюджете закладываются недостаточные средства на реализацию городской информационной политики, к тому же они не всегда используются эффективно. Так газета городского совета «Вечерний Николаев», печатающая официальную информацию органов местного самоуправления, испытывает острую нехватку финансирования, тогда как деньги, предусмотренные в рамках Программы на поддержку СМИ, использовались, например, на неудачную попытку реанимации проводного радиовещания. В последнее время городские власти активизировали работу по совершенствованию информационной политики. В частности, 21 сентября 2009 года Николаевский городской голова подписал распоряжение о создании экспертной рабочей группы для разработки рекомендаций по внедрению технологий электронного управления, электронной демократии и подготовки к сертификации системы правления качеством в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000 с привлечением экспертов от общественных организаций. Со своей стороны в рамках реализации проекта «Информационная открытость и прозрачность деятельности николаевской городской власти» НГОО «Фонд развития города Николаева» провел исследование информационной политики органов местного самоуправления г. Николаева. При проведении исследования и формулировании рекомендаций был учтен опыт других городов Украины в сфере формирования информационной политики.^ 2. Анализ направлений информационной деятельности органов местного самоуправления г. Николаева2.1. Нормативная база Законодательная база, регламентирующая информационную политику органов исполнительной власти, местного самоуправления, а также непосредственно деятельность ОМС г. Николаева складывается из следующих актов. Конституция Украины Закон Украины «Об информации» Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» Закон Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» Закон Украины «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации» Закон Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» Указ Президента Украины «О неотложных мерах по развитию библиотек Украины» от 22.03.2000 №490 Указ Президента Украины «Об усовершенствовании деятельности органов государственной власти по вопросам информирования населения» №1323 от 17.02.01 Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти» №683/2002 от 01.08.02 Указ Президента Украины «Об обеспечении условий для более широкого участия общественности в формировании и реализации государственной политики» №854/2004 от 31.07.04 Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения по организации оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях» №192 от 15.02.99 Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов государственной исполнительной власти» №3 от 04.01.02 Постановление Кабинета Министров Украины «О мерах по дальнейшему обеспечению открытости в деятельности органов исполнительной власти» №1302 от 29.08.02 Также данная сфера деятельности регулируется рядом распоряжений главы Николаевской областной государственной администрации, решений городского совета (в том числе Регламентом работы Николаевского городского совета пятого созыва), решениями горисполкома и распоряжениями Николаевского городского головы. *** Одним из основных документов органов местного самоуправления, регламентирующих информационную политику ОМС г. Николаева, является «Программа информационной поддержки развития города, деятельности городского головы, Николаевского городского совета и его исполнительных органов на 2007 – 2011 гг.», принятая решением Николаевского городского совета №7/38 от 09 ноября 2006 года. Разработчиками документа выступили управление общественных связей Николаевского горисполкома, постоянная комиссия городского совета по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, гласности и законности, а в роли соразработчиков обозначены редакция газеты городского совета «Вечерний Николаев», КП «Телекомпания «МАРТ» и Центральная городская библиотека им. Марка Кропивницкого. Иными словами, разработкой Программы занимались представители самой городской власти, а также организационно и финансово зависимых от нее коммунальных структур. Общественность, независимые эксперты к разработке документа не привлекались, общественную экспертизу проект Программы не проходил. В разделе №1 «Общие положения. Подходы к формированию Программы» говорится, что «дальнейшее обеспечение реализации прав граждан на получение в установленные сроки достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также других сведений, необходимых для реализации гражданами города своих прав, свобод и законных интересов, возможно при условии концептуальной разработки и реализации направлений соответствующей Программы». Однако сами направления программы прописаны в общих чертах. В этом же разделе делается акцент не на формировании прозрачного и эффективного механизма доступа граждан к информации, не на развитии коммуникационных возможностей, а на развитии системы муниципального телевидения и радиовещания, что, на деле так и не было реализовано, прежде всего, в части проводного радиовещания. Разработчики Программы главной проблемой информационного обеспечения развития города и деятельности городской власти называют недостаточное финансирование информационных услуг средств массовой информации и, исходя из этого, невозможность использования полного спектра их возможностей для распространения информации о деятельности органов местного самоуправления в Николаеве и за его пределами. Помимо этого ставится задача формирования позитивного имиджа власти, фактически – медиа-экспансии, как минимум, на территории Николаевской области, что явно выходит за пределы полномочий городских органов местного самоуправления. В разделе №2 «Анализ состояния средств массовой информации в г. Николаеве» свидетельствует о формальном подходе к определению количественных показателей. Так, например, указывается, что в сфере предоставления информационных и аналитических услуг в Николаеве действует только одна социологическая служба и одна библиотечная сеть. На самом деле социологических структур больше, а помимо Централизованной библиотечной системы, действуют научные, технические, ведомственные, профсоюзные библиотеки. Программа уделяет определенное внимание к развитию Интернет-коммуникаций. Отмечается тот факт, что с 2003 года действует Интернет-портал города Николаева. По мнению разработчиков, «это позволило создать дополнительный канал общения между местной властью и территориальной общиной», который «обеспечил реализацию конституционного права граждан на свободный доступ к информации и сделал возможным оперативное знакомство всех желающих с документами, принимаемыми органами местного самоуправления, обеспечив прозрачность управленческих решений». Однако в действительности, по прошествии нескольких лет, Интернет-портал остается на том же уровне и ограничен по функциональным возможностям. В тексте Программы говорится, что уровень информационного обеспечения жителей города можно считать удовлетворительным. Однако это не более чем голословное утверждение разработчиков, не подкрепленное статистическими и социологическими данными. Целью Программы является «широкое и полное информационное обеспечение формирования и реализации стабильной и понятной горожанам экономической и социальной политики местного самоуправления,… создание дополнительных условий для реализации конституционных прав граждан на информацию». Как видно, указанная цель программы противоречит иерархии приоритетов, обозначенной в решении горсовета №7/38 от 09 ноября 2006 года, которым она вводится в действие. В тексте решения сказано, что Программа утверждена «с целью широкого и полноценного информационного обеспечения деятельности Николаевского городского головы, Николаевского городского совета и его исполнительных органов, для реализации конституционного права граждан на информацию». Таким образом, в решении на первое место поставлены именно интересы информационного обеспечения городского головы и депутатов, а не реализация конституционных прав граждан. Следовательно, непонятно, носит ли Программа по замыслу разработчиков прикладной характер, обеспечивая оптимизацию информационных потребностей работы городских властей, или согласно ст. 75 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» направлена на информирование населения о выполнении программ социально-экономического и культурного развития, местного бюджета и т.д. В числе приоритетных задач Программы указана финансовая поддержка средств массовой информации, учредителями которых является Николаевский городской совет, укрепление их материально-технической базы и развитие медиа-возможностей. Задача становления и развития системы электронного управления при этом не рассматривается. Список мероприятий по реализации программы носит общий характер. Пункт №1 данного списка предусматривает обязательную публикацию нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в печатных средствах массовой информации, на Интернет-портале г. Николаева «Николаевский городской совет», а также на сайте Централизованной библиотечной системы. Как показала практика, публикация этих данных не носит системный характер, а их поиск на веб-сайте горсовета затруднен. К тому же были обнаружены признаки фальсификации выложенных документов. Так в мае 2009 года представители общественности указали на факт фальсификации выложенного на веб-сайте решения городского совета № 29/61 от 31.10.08 «Об утверждении проекта землеустройства ООО Югтехстрой-групп». Из текста электронной версии документа следовало, что депутаты приняли решение отклонить протест прокуратуры по решению о строительстве жилого дома во дворе по ул Крылова, 19«б». Однако в действительности решением горсовета прокурорский протест был удовлетворен и аннулировано ранее вынесенное решение горсовета об утверждении проекта землеустройства ООО «Югтехстрой-групп», что зафиксировано в стенограмме и официальных документах сессии на бумажном носителе. Взаимоисключающие документы являлись руководством к действию для различных государственных и общественных структур, частных фирм, жителей Лесков и т.д. В сложившейся ситуации каждый мог выбирать для себя тот вариант документа, который его больше устраивал. В итоге вспыхнул конфликт жителей двора по ул. Крылова, 19«б» с застройщиком. Инцидент изучался прокуратурой г. Николаева. Сотрудники прокуратуры выяснили, что искажение решения горсовета, выложенного на сайте, носило технический характер и не имело злого умысла. К тому же в соответствии действующим законодательством документы, выложенные на веб-сайтах органов местного самоуправления, не носят официального характера, в отличие от аналогичных документов на бумажном носителе, скрепленных мокрой печатью и подписью ответственного лица. Регламент и методика использования т.н. электронной подписи документов, размещенных на сайте горсовета, отсутствует. Пункт №2 списка мероприятий по реализации Программы предусматривает обязательное реагирование на критические публикации в прессе (т.е. печатных СМИ). По данным управления общественных связей Николаевского горисполкома, только за 11 месяцев 2009 года для обеспечения своевременного реагирования на критические выступления в печатных и электронных СМИ о деятельности органов местного самоуправления, городским головой дано 32 соответствующих распоряжения. Также органы местного самоуправления предоставляют СМИ сообщения о решении той или иной проблемы, освещенной в критических выступлениях, письменно, в электронном виде или в форме интервью руководителей подразделений горисполкома. Тем не менее, данное положение Программы выполняется не всегда, а конструктивная публичная реакция на критику городских властей в Интернет-изданиях вообще не просматривается. Управление общественных связей горисполкома объясняет такую ситуацию тем, что обнародование предоставленной органами местного самоуправления информации, комментариев и сообщений происходит не всегда и зависит от редакционного политики каждого конкретного издания. Несовершенен пункт №12 мероприятий по реализации Программы, предусматривающий изготовление и размещение городской социальной рекламы на носителях внешней рекламы. Не указано, кто определяет приоритетные направления социальной рекламы, утверждает тексты и т.д. В итоге такая рекламная деятельность может утратить социальный характер и превратиться в дополнительный агитационный ресурс для действующей власти, направленный на формирование собственного положительного имиджа, укрепление рейтинга доверия. Это особенно опасно накануне муниципальных выборов, т. к. нарушает принцип равной политической конкуренции политических сил и кандидатов в городские головы. Пункт №13 мероприятий по реализации Программы устанавливает норму, согласно которой органы местного самоуправления г. Николаева, их представительские органы и должностные лица, должны обеспечиваться «социологической информацией об отношении отдельных граждан (??? – автор) и социальных групп к общественным событиям и явлениям, процессам, фактам, изучение отношения населения к событиям, происходящим в Украине и мире… анализ избирательных процессов». Непонятно, какие специализированные структуры будут осуществлять эти мероприятия, каким критериям они должны соответствовать. Тем более что выше в Программе указано, будто в Николаеве имеется только одна социологическая служба – «Наваль-эксперт». Выбор социологической службы для проведения исследований обуславливается качеством и стоимостью услуг. Однако этот выбор должен осуществляться на основе конкурса, и непонятно, как он может проводиться, если для городских властей существует только одна социологическая служба. В документе зафиксированы конкурсные начала выбора структур, необходимых для реализации Программы: «использование средств Программы проводится по результатам тендеров, проведенных городским постоянно действующим тендерным комитетом». Спорные утверждения содержатся и в разделе №5 «Ожидаемые результаты выполнения Программы». По мнению разработчиков, Программа позволит обеспечить «развитие региональной демократии и информационной открытости исполнительных органов местного самоуправления путем использования современных технологий». Что подразумевается под «современными технологиями» не конкретизируется. Развитие «каналов общения между местной властью и территориальной общиной» ожидается за счет расширения практики проведения «прямых эфиров», брифингов и «горячих линий». Возможности использования ресурсов сети Интернет, информирования населения другими способами, например, через стационарные информационные пункты в жилищно-эксплуатационных предприятиях, на коммунальных предприятиях, в органах местного самоуправления, что соответствует передовым практикам других украинских городов, не рассматриваются. В целом анализ Программы свидетельствует о ее несовершенном характере. 2.2. Сайт Николаевского городского совета В последние годы стремительное развитие информационных технологий привело к значительному увеличению пользователей сети Интернет. В связи с этим, в настоящее время одним из источников информации о деятельности органов местного самоуправления являются их официальные веб-сайты, играющие даже большее значение, нежели традиционные печатные средства массовой информации. Газетная площадь официального печатного органа горсовета – газеты «Вечерний Николаев» не позволяет в полном объеме обнародовать решения городского совета и горисполкома, как того требует законодательство. Зато Интернет это сделать позволяет, причем – оперативно. Проведение эффективной информационной политики с максимальным использованием веб-ресурсов также является одним из существенных факторов преодоления коррупционных проявлений. С учетом того, что Интернет становится доступным для всё более широких слоев населения, использование веб-ресурсов приобретает особое значение для информирования городской общины о деятельности органов местного самоуправления, в том числе принимаемых нормативно-правовых актах. Веб-сайт Николаевского городского совета www.gorsovet.mk.ua действует с 2003 года. Схема построения, алгоритм функционирования и информационное наполнение Интернет-портала «Николаевский городской совет» регламентируются распоряжением Николаевского городского головы №167р от 15.03.2004 «О мерах по улучшению функционирования Интернет-портала «Николаевский городской совет» Также разделы сайта сформированы в соответствии с требованиями распоряжения Николаевской облгосадминистрации №52-р от 06.02.2008 «Об обеспечении обнародования в сети Интернет информации о деятельности местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и территориальных органов министерств, других центральных органов исполнительной власти в Николаевской области» и рядом других нормативно-правовых актов. Существуют следующие разделы: 1. ^ Органы власти. Структура органов местного самоуправления, решения горсовета и горисполкома, состав исполкома, телефонный справочник всех подразделений горисполкома, график приема городского головы, его заместителей и секретаря горсовета, отчеты по работе с обращениями граждан. 2. ^ Экономический потенциал города. Социально-экономический паспорт города, отчеты об исполнении бюджета города, действующая программа социально-экономического развития города и проект соответствующей программы на будущий год и т.д. 3. ^ Проекты нормативно-правовых актов. Проекты нормативно-правовых актов, проекты регуляторных актов, принятые регуляторные акты, отчеты об отслеживании результативности регуляторных актов. 4. Информация о работе учреждений социальной защиты. График, приемов, контактные телефоны, иная информация. 5. ^ Правовая помощь для юридических и физических лиц. Порядок регистрации предприятий, образцы бланков для регистрации, украинское законодательство по регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей. 6. ^ Объявления и новости. Регулярно обновляемая лента городских новостей. В среднем выходит 20 выпусков в месяц. 7. Инвестиционная и внешнеэкономическая деятельность города. Инвестиционный портфель города, программа привлечения иностранных инвестиций. 8. Охрана окружающей среды. Городская экологическая политика. 9. ^ Другие разделы, предоставляющие информацию об инфраструктуре города. В свое время по оценке Ассоциации городов Украины он входил в пятерку лучших сайтов органов местного самоуправления. Однако в силу ряда причин за прошедшие годы сайт практически не развивался, в связи с чем Николаев утратил лидирующие позиции в этой области. По результатам недавнего мониторинга (проект «Информационная открытость органов местного самоуправления», реализован коалицией общественных организаций при поддержке проекта USAID «Гідна Україна» в 2009 году) в рейтинге сайтов украинских городов Николаев занял только 69 место. Ярким примером сложности доступа к веб-ресурсам органов местного самоуправления Николаева является тот факт, что ко времени проведения данного исследования сайт Николаевского горсовета по техническим причинам не всегда был доступен для пользователей сети Интернет. Поэтому при анализе возможны неточности.Сводная таблица анализа веб-сайта Николаевского городского совета № Показатель Описание Примечания 1 Наличие контактов городского головы, депутатов городского совета, управлений и отделов горисполкома Информация присутствует, но не в полном объеме.Нет полных правил записи на прием к мэру. Нет контактных адресов (например, адрес депутатской приемной или точное место работы с указанием координат в личной карточке каждого депутата), адресов e-mail для электронных обращенийГрафики приема по районам неточны (непонятны места приема ряда депутатов по Ленинскому и Центральному районам), в них присутствуют не все депутаты (нет О.Баштового и др.). В электронном телефонном справочники присутствуют руководители, которые давно уволились из структур местного самоупарвления. Информация о депутатах явно взята из документов, подававшихся в период избирательной кампании 2006 г. для регистрации их кандидатами в депутаты. С тех пор недостаточно обновлялась. Депутатами числятся Л.Лях и даже А.Половенко, не только лишенный мандата, но и скрывающийся от следствия на протяжении двух с половиной лет. Зато в списке депутатов нет О.Мигеля, В.Арамантраута и др. 2 Возможность записаться на прием с помощью сайта к городскому голове, руководителям структур местного самоуправления, депутатам Отсутствует 3 Наличие Устава города Возможно, размещен в общем массиве решений горсовета. Однако из-за неудачной навигации и поисковой системы найти его не удалось 4 Наличие Генерального плана развития города Отсутствует При проведении Восточно-Украинским центром общественных инициатив (Луганск) исследования доступности для общественности Генпланов 70 городов Украины, эксперты также обратили внимание на полное отсутствие текстовой и графической составляющей Генплана на сайте г. НиколаеваМежду тем приказ главы СБУ № 52 от 01.03.2001, который устанавливал ограничения на обнародование Генплана, пересмотрен. В 2009 г. СБУ исключила из сведений, составляющих гостайну, топографические карты и планы, созданные в государственной системе координат. 5 Наличие Правил застройки города Возможно, размещены в общем массиве решений горсовета. Однако из-за неудачной навигации и поисковой системы найти их не удалось 6 Наличие проектов детальной планировки Отсутствуют ПДП в Николаеве после принятия нового Генерального плана пока не разрабатывались 7 Наличие Правил благоустройства территорий Возможно, размещены в общем массиве решений горсовета. Однако из-за неудачной навигации и поисковой системы найти их не удалось 8 Титульный список объектов коммунального жилфонда, требующих капитального ремонта Отсутствует Такой список существует в электронном виде и регулярно обновляется Департаментом ЖКХ г. Николаева. Его размещение на веб-сайте городского совета – вопрос технического порядка 9 Электронные паспорта жилых объектов коммунальной собственности Отсутствуют Разработка данных паспортов уже ведется Департаментом ЖКХ 10 Информация о проведении тендеров на закупку товаров и услуг для проведения капитальных ремонтов. Информация о ходе и результате ремонтов Отсутствует 11 Информация об использовании средств бюджета при проведении ремонтов в разрезе отдельных домов Отсутствует 12 Информация о выполнении капитального ремонта по каждому объекту жилфонда из титульного списка Отсутствует 13 Наличие Программы социально-экономического развития города Размещена на сайте. Кроме того размещены отчеты об исполнении аналогичных программ за два предыдущих года, что дает посетителям сайта возможность сравнительного анализа 14 Наличие Программы стратегического развития города Размещена на сайте 15 Наличие Стратегического плана экономического развития города э Размещен на сайте Возможно, требует корректировки с учетом нынешнего финансово-экономического кризиса 16 Наличие других важнейших для жизни города программ Размещены, например, Программа развития малого предпринимательства 17 Наличие инвестиционного паспорта города, презентаций городских инвестиционных проектов Размещены на сайте. Размещен список незадействованных производственных площадок, но он состоит только из трех позиций, список неиспользуемого оборудования представлен только двумя предприятиями. Представлены формально, нет описания инвестиционных проектов, контактной информации. Вместо программ спонсорской помощи и благотворительности – пустая таблица 18 Наличие бюджета города с приложениями Размещен на сайте. Размещены отчеты по выполнению бюджетов двух прошедших лет, что дает возможность сравнительного анализа Отсутствует бюджет 2010 г. т. к. он не принят. Нет отчета о выполнении бюджета за II полугодие 2009 г. 19 Реестр топонимов г. Николаева Размещен на сайте, и полностью отражает фактическое состояние дел в городской топонимике 20 Размещение отчетов городского головы и исполнительных органов городского совета Представлен только отчет за 2008 г. Отчеты других лет не размещены, провести сравнительный анализ этих отчетов, используя сайт городского совета невозможно Работа над отчетами активизируется накануне выборов. Наиболее фундаментальный характер носили отчеты за 2001 г и 2005 г., они публиковались в печатных СМИ и издавались отдельными брошюрами. 21 Отчеты депутатов городского совета Отсутствуют. Есть отчеты о работе депутатских комиссий, но только за I квартал 2009 г. 22 Возможность ознакомиться с результатами голосования, поименным голосованием по резонансным решениям городского совета Полностью отсутствует Подобная возможность может появиться только с внедрением в городском совете системы электронной регистрации депутатов и электронного голосования. Однако городской совет нынешнего созыва не спешит ее внедрять, ссылаясь на дороговизну такого шага 23 Наличие текстов решений городского совета, горисполкома, распоряжений городского головы Размещены на сайте, однако не в полном объеме, структура сайта запутана, поиск документов затруднен, доступ к архиву затруднен. Зачастую эти документы размещаются на сайте со значительными задержкам. При выкладывании текстов решений имели место сбои и ошибки. Один раз опубликование решения горсовета с признаками фальсификации даже привело к разбирательству с участием городской прокуратуры. В итоге был сделан вывод, что искажение текста решения носило технический и непредумышленный характер. 24 Проекты решений горсовета, горисполкома и распоряжений городского головы, выносимые на обсуждение Размещаются на веб-сайте, однако, в неполном объеме. С точки зрения обычного пользователя их поиск и использование затруднены. На момент проведения исследования, на сайте не было выложено ни одного проекта нормативного акта, разработанного для принятия в 2010 г. 25 Наличие на сайте особого раздела для размещения решений общественных слушаний, собраний граждан по месту жительства и т. д. Отсутствует. Формы проявления прямой демократии на локальном уровне в целом остаются вне внимания сайта 26 Наличие перечня предоставляемых административных услуг и информации о стандартах их качества Отсутствует Появление такой информации возможно благодаря подготовке ОМС Николаева к сертификации по ISO 9001:2000 27 Наличие отдельного раздела, посвященного регуляторной деятельности, анализу их регуляторного влияния и результативности, обсуждению проектов регуляторных актов и т.д. Существует. Однако размещенная там информация неполная и устаревшая, в частности размещен план подготовки регуляторных актов на 2007 г. проекты актов, которые на деле уже приняты, неясны сроки принятия регуляторными органами размещенных проектов та Отчеты о результативности размещены только по отдельным регуляторным актам, принятым горсоветом. В последнее время наполнение этого раздела сайта стало более активным и оперативным, однако необходимо дальнейшее совершенствование данной работы 28 Наличие целостной информации о работе Единого разрешительного центра, отдела администраторов, перечень выдаваемых там документов, регламент и график работы, технологические карты, указание стоимости услуг Присутствует, однако не в полном объеме 29 Информация о земельных участках, выставленных на торги и результаты этих торгов Существует раздел только по участкам, выставляемым на продажу права аренды на конкурсе. По остальным участкам информация отсутствует 30 Целостная информация об объектах коммунальной собственности, которые сдаются в аренду или подлежат отчуждению различными способами Отсутствует 31 Информация о проведении конкурсов на право предоставления жилищно-эксплуатационных услуг и обслуживания придомовых территорий Присутствует, однако, не в полном объеме. Нет отдельного раздела, посвященного данной тематике Поиск данной информации затруднен 32 Информация о тарифах на жилищно-коммунальные услуги Присутствует в разделе решений органов самоуправления, за исключением тарифов, на формирование которых органы местного самоуправления г. Николаева не влияют Поиск данной информации затруднен 33 Информация о проведении конкурсов о проведении тендеров и бюджетных закупок Присутствует, однако, далеко не своевременна и должным образом не структурирована На момент исследования была выложена информация администрации Центрального района о проведении торгов по услугам по саночистке с раскрытием тендерных предложений в феврале 2009 г. и о тендере на строительство Муниципального коллегиума с раскрытием тендерных предложений в сентябре 2009 г. 34 Возможность с помощью сайта ознакомиться со своими задолженностями за ЖКХ-услуги через базы данных предприятий-поставщиков. Отсутствует 35 Возможность через сайт оплатить долги по ЖКХ-услугам, используя электронные платежные системы Отсутствует 36 Наличие объявлений о конкурсах на замещение должностей, информация о наличии вакансий в аппарате органов местного самоуправления Объявления размещаются в левой части вертикального меню сайта на время конкурсного периода. Структурно таким образом размещать объявления о вакансиях нецелесообразно, их трудно найти на сайте. Нужен отдельный раздел. 37 Выкладывание