«Тринадцатая страсть – гармонизм. Люди, наделенные ею, Не способны мириться с тем, что признано всеми; Они стремятся согласовать свое счастье со счастьем всего человеческого рода».Шарль ФурьеНесколько страниц этой главы, предложенных читателю, содержат попытку популярного рассказа о развитии благотворительного движения в России и в Челябинской области. Рассказ об этом явлении был бы далеко неполным, если бы автор не предпринял усилий, а, следовательно, и попытки объяснить новые механизмы развития этого нравственного движения с точки зрения исторической. Дело в том, что смысловое объяснение таких слов как благотворитель, меценат в книжных изданиях советского периода носило идеологическую направленность. Например, в словаре Ожегова, 1987 года издания, дано такое пояснение словам благотворительность, благотворитель, меценат:Благотворительность. В буржуазном обществе оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости.Благотворитель. В условиях буржуазного общества человек, занимающийся благотворительностью.Меценат. В буржуазно-дворянском обществе богатый покровитель наук и искусств. Следует заметить, что слово меценат, хотя со временам претерпело деформацию в сторону положительную, но все таки сохранило некоторый отрицательный оттенок. Так, на странице 764 энциклопедического словаря (1978 г. издания) находим такое объяснение: «Мамонтов Савва Иванович – русский капиталист и меценат. Из купцов. Основал частную Московскую русскую оперу. Был дружен с крупнейшими деятелями русской культуры». Меценатом звали богатого римского патриция, жившего в I веке до н.э. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию. С тех пор имя стало нарицательным – меценатами называют людей, вкладывающих собственные средства в развитие искусства, культуры и науки. Таких людей, по счастью, немало было и у нас в России. Во многих российских городах установлены памятники в их честь. У входа в знаменитую Третьяковскую галерею – памятник Павлу Михайловичу Третьякову. Кто в России не знает, что картины русских художников он собирал на собственные средства и передал в дар столице. А в завещании, оставленном Павлом Михайловичем, он к тому же пожертвовал сто пятьдесят тысяч рублей серебром «на устройство в Москве художественного музеума или общедоступной картинной галереи». Не менее известно имя российского промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Это он открыл Частную оперу, в которой расцвел гений Шаляпина, организовал знаменитое содружество художников, куда входили Виктор Васнецов, Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Михаил Нестеров и другие. Художники подолгу жили и работали в знаменитом имении Мамонтова – подмосковном Абрамцеве. А памятник Савве Ивановичу работы московского скульптора В.А. Чухаркина в 1988 году установлен на вокзале Сергиева Посада. Это память не только меценату, но и промышленнику Мамонтову, строившему Ярославскую железную дорогу. Академик живописи и педагог Александр Васильевич Ступин жил и работал в Нижегородской губернии, в городе Арзамасе. Здесь в 1802 году он на свои средства основал первую в провинции частную художественную школу. Большую часть воспитанников Ступина составляли крепостные. По его ходатайству они нередко получали свободу. Именем мецената арзамасцы назвали одну из улиц своего города. А в августе 1959 года неподалеку от здания основанной им школы установили памятник по проекту В.Г. Бобровского. К семье славных благотворителей России относится и семья Морозовых. Морозовы были одной из немногих московских семей, где уже к началу XIX века насчитывалось пять поколений, одинаково активно принимавших участие и в промышленности, и в общественной деятельности. Семьей Морозовых было создано много благотворительных учреждений, в частности, университетские клиники. Самым значительным был институт для лечения раковых опухолей при Московском университете. Про эту клинику Рябушинский говорил, что она представляла собой целый город. Далее были университетские психиатрические клиники, детская больница имени В.Е. Морозова, Городской родильный дом имени С.Т. Морозова, богадельня имени Д.А. Морозова. В.А. Морозовой было устроено ее имени начальное ремесленное училище и С.Т. Морозовым – музей кустарных изделий. Наконец, Морозовыми был сооружен прядильно-ткацкий корпус при Московском техническом училище и организована соответствующая кафедра по текстильному делу. Надо сказать, что социалистическая идеология пыталась умалчивать о существовании этого нравственного явления, а преподносила как необходимость оказания помощи жертвам капитализма, именно поэтому первой фразой, определяющей деятельность таких меценатов как Мамонтов, Морозов и другие, было слово капиталист. Но благотворительность и благотворители (как бы не объясняли эти слова) существовала, передовые люди всех времен видели это, понимали и способствовали ее развитию. Истоки благотворительности восходят к древнейшим временам. Милосердие проявлялось в простейших формах: кормление, одевание нищих, сирых и убогих. В христианском понимании благотворительность – это, с одной стороны, одно из высших проявлений нравственного долга по отношению к тем, кто нуждается и беззащитен, а с другой – общественное выражение благочестивых помыслов, духовно роднящих и объединяющих тех, кто творит благодеяние, и тех, кто его принимает. Извечно на Руси идея милосердия материализовалась в личной деятельности помощи ближнему. В этом смысле знаменательной вехой в становлении и развитии благотворения на Руси стало княжение Владимира Святославича. По свидетельству летописцев, князь Владимир, будучи натурой широкой и человеколюбивой, вводя православную веру на Руси, глубоко проник ее смыслом, идеями, обращенными к душе человека и призывающими людей заботиться о ближнем, быть милосердными: «блаженны, милостивы, ибо они помилованы будут», «благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего», «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «будьте все единомыслимы, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренны», «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство,… уклоняйся от зла и делай добро, благотвори с радушием», «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». В повести временных лет отмечены особые личные качества князя Владимира: «нищие приходящие на двор его во вся дня и примаху, кто чего требовата, а недужным, не могущим ходити, повеле слугам, да в дом приносят им». Благотворительная деятельность князя наряду с другими заслугами пере церковью была отмечена при канонизации Владимира Святого. Если взглянуть на благотворительные процессы с точки зрения исторической, то необходимо знать, что энергично за упорядочение благотворительности взялся Петр I. Преследуя нищенство и воспрещая частичную благотворительную деятельность, Петр I предписывал духовному ведомству завести по всем губерниям богадельни. Начиная с 1705г. по Москве подьячие и солдаты ловили и нищих, деньги у них отбирали, а подающих – хватали и подвергали штрафу. Благотворители могли вносить свои пожертвования лишь в богадельни. Петр I считал, что общественная благотворительность имеет свои преимущества: уступая частной милостыне в энергии, она разборчивее и действеннее оказывает нуждающимся более надежную помощь. Верная последовательница Петра I Екатерина II в 1782г. издала «Устав благочиния». В нем был сформулирован моральный кодекс Гражданина Российской империи: Вот некоторые выдержки из него: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колимо можешь; В добром помогите друг другу, веди слепаго, дай кровню неимущему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; С пути сошедшему указывай путь».Екатерина II не только пыталась выработать законодательство, но энергично повела войну против невежества. Екатерина Алексеевна не сомневалась, что просвещение и облагораживание нравов сделают ее великой императрицей великого государства и великого народа. Она создает условия для развития и расцвета журналистики, которая призвана была стать «рассадником» культуры и просвещения. Журналы мог основать и печатать любой желающий. Этим и воспользовался Николай Новиков. Журналы Новикова сыграли свою роль: журналистика бурно развивалась. Целью жизни Новикова становится возвышение личности человека. Выручка от издания журнала «Утренний свет» идет на содержание основанных им двух училищ для бедных детей и сирот. Новиков проповедовал религиозно-нравственные идеи и помогал нуждающимся. Журнал поддерживал училища: он приглашал к пожертвованиям и к принятию пансионеров на свой счет, имена жертвователей печатались на его страницах. Сотрудники не брали платы за свой труд; генерал-аудитор П.К. Хлебников пожертвовал бумагу на годовое издание журнала, гоффурьер Куприянов дал для училища безденежно помещение в своем доме, многие жертвовали деньги. Нравственное воздействие было велико. Новиков сумел передать своим воспитанникам чувства сострадания и любви к ближнему. Так, его ученики отказались на целый месяц от завтраков и ужинов, чтобы помочь деньгами другим бедным. В Москве Николай Иванович Новиков сблизился с другим замечательным человеком, который достоин того, чтобы в России ему поставили памятник. Это Иван Григорьевич Шварц. Иван Григорьевич дни и вечера проводил в напряженной научной работе, в беседах со студентами, для которых не жалел ни времени, ни труда, ни материальных средств. За бедных студентов он платил собственными деньгами. Шварц не был богатым человеком, но, не задумываясь, пожертвовал пять тысяч рублей на устройство учительской семинарии при университете. Вдвоем с Новиковым они для России делали не просто много. Они основали «Дружеское общество», которое открывало типографии, издавало полезные книги, приискивало для бедных студентов уроки, переводы. Заболев, Шварц просил исполнить его просьбу: «все деньги, которые останутся после моей смерти, пусть пойдут на уплату за учение бедных студентов и на дела благотворительности». В конце 80-х годов XVIII столетия Россию постигло бедствие – разразился страшный голод. Хлеб с каждым годом урождался все скуднее, сильные морозы 1786 и 1877 годов уничтожили ржаные посевы. Цены подскочили, люди употребляли в пищу листья, мох. Кружок Новикова выделил огромную сумму для раздачи пособий народу. «Всякий, у кого есть дети, не может равнодушно отнестись к тому, что огромное число малюток умирает на груди своих матерей. Я видел исхудалые бледные личики, воспаленные глаза, полные слез и мольбы о помощи, тонкие, высохшие ручонки, протянутые к каждому встречному с просьбой о корке черствого хлеба, - Я все это видел своими глазами и никогда не забуду этих вопиющих картин народного бедствия. Прочь веселье, радости и счастье! Раскроем свои сундуки, свои мешки золота, вынем из своих роскошных шкатулок драгоценные каменья, браслеты, кольца, ожерелья, сложим все это к ногам голодающей братии и только тогда не будут слышаться их стоны, вопли, не будет стыдно нам жить». Эту горячую речь Новиков произнес на одном из дружеских собраний, произнес со слезами на глазах, бледный, с выражением искреннего страдания на лице. Известный богач Григорий Максимович Походяшин был настолько потрясен, что к концу вечера подошел к Новикову и шепнул на ухо: «Я жертвую свое состояние на пользу голодающим». Через несколько лет Григорий Максимович умрет в крайней нужде, истратив все свое миллионное состояние на благотворительность. Умирая, он с улыбкой смотрел на портрет Новикова и благодарил его за то, что тот открыл ему истину и научил быть настоящим христианином. В благотворительной деятельности Новикова и его последователей появились и качественно новые признаки ее организации, а именно: хлеб раздавался не безвозмездно. Крестьяне давали расписки в его получении и обязались вернуть деньги, когда смогут. Кто не мог рассчитываться деньгами или зерном, отрабатывал на полях, которые принадлежали «Дружескому обществу». Хлеб ссыпали в специальные амбары. Так была основана крестьянская ссуда. Мы знаем, что пострадав от клеветы и наветов Новиков пережил много горьких минут. Его объявили опасным государственным преступником, хитрым и коварным. Смертную казнь заменили заточением в Шлиссельбургскую крепость. После освобождения из крепости (смерть Екатерины II принесла ему свободу, об освобождении его распорядился новый император Павел) Николай Иванович оставался верен себе. Он попросил императора освободить всех заключенных Шлиссельбурга, а его имение отдать родственникам Походяшина Григория Максимовича, благодаря деньгам, которого были спасены от голодной смерти тысячи людей. Узнав о смерти великого русского покровителя и благотворителя, Карамзин обратился к императору Александру I с запиской: «Новиков как гражданин, полезной своей деятельностью заслуживал общественную признательность. Новиков как теософический мечтатель по крайней мере не заслуживал темницы: он был жертвою подозрения, извинительного, но несправедливого». Хочу особо остановиться на создании в Русском обществе различных обществ. Так, под покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны в Петербурге было создано женское Патриотическое общество, которое своей целью поставило облегчение участи многих осиротевших страдальцев. А в 1812 году в Петербурге было учреждено общество «Сословие призрения разоренных от неприятеля». Здесь принимались добровольные пожертвования в пользу пострадавших и разоренных от неприятеля городских и сельских жителей. Русские цари Александр I, Николай I принимали самое активное личное участие в облегчении участи пострадавших и от военных действий, наводнений, способствовали созданию обществ, ставивших своей задачей устройство духовно-нравственных чтений и борьбу с пьянством. И вообще в русской истории немало имен, которые модно совместить с понятием благотворительность. Императоры и императрицы, государи и государыни всячески пытались помочь своему народу, облегчить его тяжелую участь. Но старались оказывать помощь, в первую очередь стремились к просвещению, рекомендовали определять детей в обучение ремеслу или грамоте. Это, кстати, породило волну новых пожертвований среди русских людей. Например, на казенные средства и пожертвования было сооружено до 5 000 церквей, среди которых особое место занимает храм Христа Спасителя в Москве, сооруженный в память избавления России от наполеоновского нашествия. В то же время дальнейшее развитие получили церковно-приходские школы, так как просвещение во все времена рассматривалось как средство борьбы с нищетой и нищенством и как форма помощи обездоленным. В трудные времена частичная благотворительность шла навстречу усилиям государственной власти. Но частная благотворительность имеет, по мнению многих, значительные недостатки, так как оказывает случайную и мимолетную помощь и часто ненастоящей нужде. Она легко доступна злоупотреблению. Против воли благотворителей она может разойтись с требованиями общественного блага и порядка. Попытки превратить частную благотворительность в постоянно действующую государственную акцию предпринимались Ф.М. Ртищевым, обер-гофмейстером при дворе царя Алексея Михайловича, а потом – министром двора его план был рассчитан на большие язвы русской жизни; например, благотворительная компания по выкупу русских пленных у татар. В XVII веке на московских улицах нередко сидели, ползали и лежали нищие и калеки, валялись пьяные. Ртищев составил команду рассыльных, которые подбирали этих людей с улиц в особый дом, устроенный им за свой счет, где больных лечили, а пьяных – вытрезвляли. Для престарелых, слепых и других калек, страдавших неизлечимыми недугами, Ртищев купил другой дом, который впоследствии стал больницей под именем Федора Ртищева. Таким образом, Федор Ртищев организовал два типа благотворительных заведений: амбулаторный приют для нуждающихся во временной помощи и постоянное убежище-богадельню для людей, которых определял на полное и постоянное попечение до смерти. Благотворительная деятельность этого человека оказала значительное влияние на Российское законодательство. Он восстановил истинное христианское значение милосердия, источник которого – сострадание, а цель – уничтожение нищеты, нужды, страдания. На практике Федор Ртищев воплотил закон своей жизни: «Жить – значит любить ближнего, то есть помогать ему жить». Именно по его почину на Руси создавали постоянные благотворительные учреждения: больницы, приюты, богадельни. На всем протяжении развития человечества всегда были яркие примеры человеческого благородства. Одним из таких благородных деятелей был доктор Гааз, которого современники называли чудаком. Жил этот чудак в XVII веке. Основным девизом его жизни был призыв: «Торопитесь делать добро!» Эту же фразу, обрамленную лавровым венком, скульптор Н.А. Андреев запечатлел на постаменте памятника доктору Гаазу. Чудак – так чудак! Но такому чудаку под силу то, что сделал этот врач. 1832 год – устройство больницы. 1836 год – открытие школы для детей арестантов. 1843-1847 годы – собрано 11 000 рублей серебром на оказание помощи нуждающимся. 1829-1853 годы – на средства, собранные Гаазом, выкуплено 74 крепостных. В эти же годы он ходатайствует о помиловании осужденных, смягчения наказания, пересмотра дел. Когда на его пути к доброму делу возникали препятствия, не было силы, которая помешала бы ему вступить в бой «Любовь и сострадание живут в сердце каждого», - писал он. Гааз был твердо уверен, что количество людей, требующих помощи, не бывает никогда причиною отказа. Его смущало, сколь велико число страждущих и сколь малы силы одного человека. Да разве они действительно малы, если вспомнить добрые дела доктора Газа. Но ему все казалось мало, он спешил. Он и нам завещал: «Торопитесь делать добро». Добро здесь означает лишь одно – любовь к людям и, прежде всего, - к несчастным. Как созвучна заповедь Ф.П. Газа капитальной мысли князя Мышкина: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон быта всего человечества». Писатель Всеволод Иванов в своих заметках писал: «Доктор Гааз есть Док Кихот николаевской России. На него, как в свое время на гидальго из Ламанчи, показывали пальцами: «Посмотрите, - говорили практические люди, - вот едет безумный Гааз. Отдал все свои деньги, прожил имение; теперь сам нищий, а все хлопочет о каторжниках». Но не так думали те, кому отдал свою долгую жизнь доктор Гааз. На похороны его собралось до 20 000 человек, гроб на руках несли до Введенского кладбища. Шарль Фурье делил страсти, направляющие поступки людей, на двенадцать разрядов. Помимо них, он выделял тринадцатую страсть – гармонизм. Люди, наделенные ею, не способны мириться с тем, что признано всеми; они стремятся согласовать свое счастье со счастьем всего человеческого рода. Этот нравственный максимализм, эта страсть, в высшей степени присущи всем реформаторам, подвижникам. Гааз, безусловно, был человеком тринадцатой страсти. В эти же годы, когда так активно, осуществлял благотворительную деятельность доктор Гааз, в одном из отчетов Министерства народного просвещения за 1857 год дословно прозвучало следующее: «Хотя просвещение есть корень всякого блага, но не всегда оно само по себе уже бывает достаточно для исцеления зла; часто требуются также другие, более прямые средства, потому что зло не всегда бывает основано непосредственным образом на одном только невежестве. Улучшение общественного и материального положения – вот необходимейшее предварительное средство для возможности распространяться просвещению и улучшаться нравам». Мотивация благотворителей была разнообразной: от простого человеческого желания быть общественно полезными до стремления следовать евангельским заповедям милосердия и любви к ближнему. Кроме того, благотворители за свои деяния могли получить общественное признание, награды, титулы и звания. Показателен пример с основателем Варваринского сиротского приюта – с А.И. Лобковым. А.И. Лобков наживал свои богатства ростовщичеством. Являясь мещанином по происхождению, он страстно желал «выбиться в люди» и войти в круг знатных и титулованных особ. Благотворительная деятельность предоставляла такую возможность. Крупные вклады позволили Алексею Ивановичу Лобкову постепенно стать членом Королевского общества любителей древности в Копенгагене, казначеем совета Попечительства о бедных, членом попечительского совета о тюрьмах, кавалером ордена Святого Станислава II и III степени, ордена Святого Владимира IV степени, он получил медаль «За усердие», стал действительным статским советником и потомственным почетным гражданином. На рубеже XIX – XX столетий в системе социальной защиты страны основное место принадлежало частной благотворительности и попечительству земско-приходских заведений, которые, вместе взятые, значительно превысили долю государственного призрения и вклад городов Российской империи в это дело. Так, если в начале 1860-х годах 55 губернских приказов общественного призрения имели 524 больницы с отделениями, 111 богаделен и инвалидных домов, 45 сиротских и воспитательных домов, то уже в начале 1890-х годах 16 губернских приказов общественного призрения и 28 губернских земств соответственно располагали 111 и 745 больницами, 28 и 276 богадельнями и инвалидными домами, 6 и 56 сиротскими и воспитательными домами с отделениями. В распоряжении земств имелось в среднем в 7-10 раз больше благотворительных учреждений, чем в казенных органах общественного призрения. Объединение усилий частной и общественной благотворительности воплощало оптимальную модель организованного общественного попечения о бедных. Этот союз обеспечивал эффективность социальной помощи в масштабах Российской империи. Западные традиции в этой сфере в корне отличались от российских. Например, в Англии, по статусу 1547г. Эдуарда IV, всякий нищий, отказавшийся от работы, подвергался клеймению и отдаче в рабство на два года тому, кто пожелал его взять; за побег клеймился вторично и отдавался в вечное рабство; за второй побег подвергался смертной казни. Несколько позже, парламент Франции распорядился всех нищих, которые появлялись бы в Париже через 24 часа после обнародования этого постановления, вещать без соблюдения каких-либо формальностей. Начиная с XVI века в России создаются реальные предпосылки перехода от разовой благотворительности к системе государственного призрения, предполагающей не только помощь бедным, особое содержание их в богоугодных заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка. Рассказывая о развитии благотворительного движения в России, нельзя не остановиться на развитии её на Урале. На Урале династия Демидовых известна прежде всего тем, что её представители владели крупными металлургическими предприятиями, которые они строили с конца XVIII века. Но Демидовы оставили яркий след в истории своей благотворительной и меценатской деятельностью. Начало благотворительности положил основатель династии Никита, сподвижник Петра I, хотя известно, что такой деятельностью начинают заниматься только во втором или третьем поколении предпринимателей, когда создана материальная база, укреплено положение в обществе. Первые пожертвования сделал Никита для армии во время войны со шведами. Кроме того, он посылал безвозмездно деньги, лес и различного рода железо на строительство дворцов в Петербурге. Известно внимание заводчиков к просвещению, образованию. Еще Никита, следуя указанию Петра I «устроить деткам школу», отпускал средства на содержание учебных зданий, приобретение пособий, оплату жилья и жалованья учителям. В 1740г. сын Никиты Акинфий основал на базе Невьянской школы арифметическое училище, переданное спустя 18 лет в Нижний Тагил. Здесь готовили специалистов для демидовских заводов. Конечно, в первую очередь Демидовы заботились о необходимых кадрах для себя. Однако их новаторский подход к этой проблеме способствовал формированию на Урале довольно стройной системы профессионального образования, которая впоследствии совершенствовалась и легла в основу современной подготовки молодых рабочих. Большую помощь оказывали Демидовы высшим учебным заведениям, науке. Акинфий подарил только что основанному М.В. Ломоносовым Московскому университету минералогический кабинет, приобретенный за границей. Эта коллекция минералов легла в основу существующего сегодня Государственного музея имени В.И. Вернадского при Московском геологоразведочном институте. Имена сыновей Акинфия братьев Никиты, Прокопия и Григория Демидовых были начертаны золотыми буквами не первой почетной доске, прикрепленной в Московском университете. Это было выражением признательности за большие пожертвования молодому учебному заведению. Этому же университету был передан замечательный гербарий, который собирался дарителем Прокопием Демидовым в течение 20 лет. Большой интерес вызывает деятельность представителей еще одного поколения династии – известных меценатов братьев Павла Николаевича и Анатолия Николаевича Демидовых. Павел Николаевич задолго до А. Нобеля в 1932 году учредил премии авторам отличившихся сочинений, «желая содействовать к преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем обществе». Он обязался жертвовать в кассу Академии наук ежегодно в течение жизни и двадцать пять лет после смерти двадцать тысяч рублей для премирования талантливых писателей и ученых. Еще пять тысяч рублей давались дополнительно на издание академией рукописей. Демидовские премии получили Ю.А. Гагемейстер за рукопись исторической работы «Разыскания о финансах древней России», А.Н. Афанасьев за восемь выпусков «Народных русских сказок», исследователь Урала М.А. Ковальский за труд «Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой», первый уральский академик П.П. Ленарский за работу «Наука и литература в России при Петре Великом» и др. Демидовские награды способствовали во многом творческому развитию знаний, повышению авторитета исследователей в середине XIX века как в России, так и за ее пределами. Они дали толчок к учреждению других частных премий в системе Академии наук, способствовали расцвету отечественной литературы, науки. Брат Павла Николаевича Анатолий также был соучредителем Демидовских премий, оба были даже избраны ее Почетными академиками. Анатолий организовал научную экспедицию на юг России, привлек к участию в ней французского ученого, геолога и социолога, профессора металлургии Фредерика Ле Пле, а также графа С.П. Строганова. Итогом экспедиции стала книга «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию». Родившийся за границей, женатый на племяннице Наполеона I и получивший итальянский княжеский титул Сан-Донато, Анатолий Николаевич Демидов никогда не порывал с Россией. Более того, он все время поддерживал материально молодых соотечественников, оказавшихся в чужих краях, особенно художников. Благодаря помощи А. Демидова создал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи» К.Брюллов. Богатый меценат оплачивал также учебу четверых молодых художников из России в мастерской этого ставшего известным живописца. Подводя итог благотворительности и меценатству знатных представителей семьи Демидовых, можно сказать, что этот род их деятельности способствовал славе и процветанию России. Русская благотворительность всегда отличалась своеобразным неповторимым характером. Это, очевидно, связано с особенностями жизненного уклада Российских людей. В этом отношении наиболее ярко выделяются русские предприниматели. Мечтой жизни большей части русских предпринимателей было желание построить храм. Церкви, часовни, храмы возведены преимущественно на добровольные пожертвования купцов и промышленников, которые считали, что подобным строительством они искупают вину за богатство, которое всегда связано с грехом. Русская православная народная этика создавала атмосферу почитания идеалов добра, души, справедливости, правды и нестяжательства. Суть его заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными. Вот каково понимание нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, душу не губи» или «богатства не копи, а душу не мори». Прав был Ф.М. Достоевский, который писал, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка. К богатству, к богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом: «Богатство перед богом большой грех», «Богатому черти деньги куют», «Пусти душу в ад – будешь богат», «В аду не быть – богатства не нажить», «Копил, копил, да черта купил». В старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство. Представление о счастье связывалось у русского народа с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым не способствовало стремление к богатству. Православному русскому человеку была чужда идея стяжательства, богатства ради богатства – представления прогресса, как постоянного наращивания обладания все большим числом вещей и предметов. Идее прогресса как стяжательства русская духовная культура противопоставляет идею самоотверженного подвижнического труда. Труд в православной этике – добродетель, исполнения которой – высшее жизненное наслаждение ибо посредством его человек приближается к Богу, преодолевает свою греховную основу. В течение веков русские предприниматели воздвигают в нашем Отечестве на свои средства десятки тысяч церквей, часовен, храмов. На огромном числе зданий, больниц, школ, клиник, начлежных домов, приютов, богаделен в Москве, Петербурге и в провинциях вплоть до 1917 года сохраняются имена их основателей – как правило именитых купеческих фамилий. Построить храм или богадельню – это самый традиционный путь покаяния и общественного служения, но кроме него в XVII – XIX веках возникают и другие пути – меценатство, собирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей. Причем тогда, когда большая часть дворянства и интеллигенции интересовалась западноевропейской живописью, скульптурой, иностранными книгами, русские предприниматели первыми начинают собирать церковнославянские книги, разные предметы русской старины. Молельни и домашние церкви многих русских купцов представляли собой настоящие музеи. В Челябинске тоже определилась целая плеяда предпринимателей, купцов, меценатов, которые открывают списки именитых горожан. Владимир Корнилевич Покровский в общественной жизни города представлял крупную величину. С его именем связаны городской детский приют, женская гимназия, дом трудолюбия, биржа. Как человек высокообразованный, он до самой смерти работал не покладая рук: занимал разные правительственные и общественные должности и принимал деятельное участие во многих благотворительных учреждениях. Вот как вспоминает о В.К. Покровском местный старожил в 1913 году. Он лучше других понимал, что «ученье свет, а неученье – тьма». Назад тому 50 лет в городе Челябинске была единственная только женская школа, скромно тогда приютившаяся на берегу речки Миасса в доме бр. Покровских. Школа эта по настоянию Владимира Корнилевича и на его же средства была преобразована сначала в прогимназию, а затем в полную гимназию, теперь уже через 40 лет, переполненную учащимися и с параллельными отделениями чуть не в каждом классе. В гимназии Владимир Корнилович был попечителем до самой своей смерти и всегда с любовью заботился о ее процветании. Не забыты были почившим и люди неимущие, с их голодными, нагими и босыми детьми. По его настоянию для них устроен прекрасный дом трудолюбия, а при нем для бедноты смешанная школа. В доме трудолюбия неимущие теперь имеют возможность всегда зарабатывать себе честным трудом насущный кусок хлеба, а дети их в школе обучаются грамоте. Круглые сироты и беднейшие из детей, кроме того, получают по временам в доме трудолюбия не только даровые обеды, но и одежду. Этого мало. Бедные, обремененные семейством, или престарелые – безродные получали от него ежемесячно определенное пособие или же за его счет лечились в больнице. Много доброго сделал Владимир Корнилевич и для бесприютных несчастных меньших братий своих, совсем уже отвыкших от труда и опустивших свои руки. Вообще почивший до своей смерти твердо помнил заповедь Спасителя: «Люби ближнего своего, как самого себя» - и по мере данных ему от Господа сил и средств старался выполнить эту заповедь. Из воспоминаний Виктора Александровича Весновского, (1873-1933гг.) журналиста и краеведа, автора многих справочников для туристов («Путеводитель по курортам Урала», «Вверх по Каме», «Спутник туриста по Уралу» и др.) особенно плодотворны для общественно-культурной жизни г.Челябинска были 1900-е годы. Они ознаменовались открытием в городе реального училища, преобразованием прогимназии в полную женскую гимназию, городского 3-х классного училища в 4-х классное открытием ремесленной школы, еврейской и мусульманской школ женского епархиального училища, преобразованием народной библиотеки – читальни в городскую публичную, открытием библиотек при клубе, при народном доме при мусульманской мечети, устройством воскресных школ для православных и мусульман, открытием общества вспомоществования недостаточным ученикам и ученицам средних учебных заведений города, устройством общественных курсов для взрослых при реальном училище, возникновением еврейского благотворительного общества и другие. В самое последнее время открываются: торговая школа, первая частная мусульманская школа и т.д. Уже один только перечень возникших учреждений и обществ свидетельствует о проснувшейся общественной самодеятельности. Вот что собою представлял детский приют тех лет: «Приют содержится на собственные средства. Всего призреваемых 24 девочки и 14 мальчиков. Дети принимаются в возрасте 2-3 лет, а выпускаются в 16-17 лет. Председатель комиссии по заведованию приютом – Холодов Андрей Петрович. Члены: Покровский Владимир Корнилиевич Чикин Александр Андрианович Покровский Иван Корнилиевич Туркин Петр Филиппович Попов Рафаил Григорьевич Колбин Василий Михайлович Лаптев Виссарион Артемьевич Кузнецов Владимир Иванович Смотрительница – Морозова Маргарита Яковлевна Надзирательница – Федорова Учительница – Николаева Елизавета Федоровна Несколько слов о Колбине Василии Михайловиче. Колбин Василий Михайлович 1850 – 1911 личный почетный гражданин г.Челябинска, купец, гласный городской Думы. Казак Оренбургского войска, впоследствии купец. Дочь, Римма Васильевна Колбина – Болотникова всю жизнь учила детей музыке. Семья Колбиных – одна из родовых фамилий, являющихся первооткрывателями, первыми поселенцами крепости Челябы. Казак Терентий Колбин по преданию был в составе отряда первопроходцев таежного континента, которые прорубали просеки в лесу и строили заставы. Василий Колбин продолжил славную историю своих предков. В Челябе 80-90 гг. XIX столетия он слыл одним из крупнейших строителей маслобоечного завода – первый завод электрической энергии, десятки доходных домов, первая телефонная сеть, первое мужское приходское училище (ныне средняя специальная музыкальная школа) и многие другие объекты старой Челябы – дело рук этого крупного общественного деятеля. Доброе имя ему создал